Таким образом, определяя грани (границы) дозволенного (негреховного) в отношение супружеской близости, необходимо избегать чрезмерности, как со стороны воздержания (чтобы не впасть в грех мысленного или физического прелюбодейства), так и со стороны излишеств (чтобы не впасть в разнузданность) 80 . 4. грешна ли супружеская близость без цели зачатия? Апостол Павел учит: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа ... Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим … Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» ( 1Кор. 7:2, 5, 9 ). Свт. Иоанн Златоуст наставляет: «Две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами; но главнейшая из этих двух целей – целомудрие…» (цит. по 6:100, со ссылкой на: Беседа на слова: “блудодеяния ради”… ( 1Кор. 7:2 ), с. 209, т. III, кн. I); «Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естественного пламени. Свидетель этому Павел, который говорит: Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену ( 1Кор. 7:2 ). Не сказал: для деторождения. И затем собираться вкупе (ст. 5) повелевает он не для того, чтобы сделаться родителями многих детей, а для чего? Да не искушает, говорит, вас сатана. И продолжая речь, не сказал: если желают иметь детей, а что? Аще ли не удержатся, да посягают (ст. 9). В начале брак имел, как я сказал, две вышеупомянутыя цели (целомудрие и деторождение – П.Д.), но впоследствии, когда наполнились и земля, и море, и вся вселенная, осталось одно только его назначение – искоренение невоздержания и распутства; ибо для людей, которые и теперь еще предаются этим страстям, хотят вести жизнь свиней и растлеваться в непотребных убежищах, брак не мало полезен, освобождая их от нечистоты и такой потребности и сохраняя их в святости и честности» (13, ч. 2, п. 19). Кроме того, свтт. Иоанн Златоуст и Тихон Задонский рекомендуют с осмотрительностью относится к своему воздержанию и соблюдать при этом меру (15:647; 53:177).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sup...

Царство Небесное митрополиту Антонию Су­рож­­скому, вечная память. Я молюсь о нём и ему. Думаю, дождёмся его канонизации. Теперь, слава Богу, столько его книг издаётся, его Живого Слова, примеров из его жизни, его Веры, верности Богу, служения людям, горения. Мой зять перед венчанием читал в электричке небольшую книжечку о любви, о браке, написанную монахом митрополитом Антонием Сурожским и так зачитался, что чуть не проехал свою станцию. Есть рассказ о том, как пришло несколько человек к одному Святому и все задавали вопросы, а один просто сидел и смотрел на него. Когда его спросили: «Что же ты не спрашиваешь?», он ответил: «Мне довольно того, что я вижу старца». И это чувство ненасытности: хотелось бы всегда находится хотя бы недалеко от такого человека, как митрополит Антоний Сурожский. Но во Христе это возможно. И так и есть. А объяснить многое он умел как никто и так просто и понятно. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 4. Ответ на 1., электрик: " Теперь, слава Богу, столько его книг издаётся, его Живого Слова, примеров из его жизни, его Веры, верности Богу, служения людям, горения. " Много книг издается. Скоро будет больше ,чем живых слов(с маленькой буквы) свтт.Феофана и Игнатия. Прогресс,однако,дух времени... Позвольте пожать Вашу мужественную руку, Электрик! 3. " НЕСТЬ ЧЕЛОВЕКА, ИЖЕ ЖИВ БУДЕТ - И НЕ СОГРЕШИТ " Был человеком живой веры, хотя, случалось, что подчас и ошибался, как все мы, грешные. " Во блаженном успении, вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему Антонию и сотвори ему вечную память!. 2. Re: Какой-то Антоний... Прекрасно написанные воспоминания! Под стать другим статьям автора!И как замечательно описан момент Встречи! 1. Re: Какой-то Антоний... " Теперь, слава Богу, столько его книг издаётся, его Живого Слова, примеров из его жизни, его Веры, верности Богу, служения людям, горения. " Много книг издается. Скоро будет больше ,чем живых слов(с маленькой буквы) свтт.Феофана и Игнатия. Прогресс,однако,дух времени...

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/30/...

Что касается нормы, то она есть – это известные канонические ответы свтт. Дионисия и Тимофея Александрийских, в которых содержится ясный запрет на причащение женщин во время кровотечения, но ничего не говорится о прочих запретах (пить святую воду, прикладываться к иконам и проч.). Относительно же характера обсуждаемых запретов – являются ли они епитимьей, – здесь мы должны вернуться к вопросу, сформулированному выше: каковы сущностные причины, каковы евангельские, вероучительные основания возбранять женщинам приобщение к Телу и Крови Христовым во время кровотечения? Препятствия к причастию могут быть трех видов: нравственные, дисциплинарные и, так сказать, технические. К нравственным препятствиям относится, к примеру, состояние вражды с кем-либо из братьев. Христос ясно говорит в Евангелии, что нужно прежде примириться с этим братом (Мф 5:23–24). К дисциплинарным препятствиям можно отнести завтрак перед литургией. Само по себе вкушение пищи (в том числе мяса и вина) не греховно, однако в данном случае перед нами нарушение давних (хотя и не изначальных) церковных установлений. Препятствия дисциплинарного свойства утрачивают силу, если соблюдение соответствующих требований является объективно невозможным в конкретном случае: например, речь идет о ребенке, о человеке, страдающем сахарным диабетом в тяжелой форме, или же об умирающем. Наконец, техническим препятствием может считаться неспособность человека проглотить частицу Тела Господя или даже принять несколько капель Крови Христовой (хотя здесь тоже есть разные мнения). Источник: orthphoto.net К каким из этих трех случаев можно отнести запрет, налагаемый на женщин в период менструации и послеродового кровотечения? Имеет ли он нравственную природу? Если да, то это означает, что мы либо признаём само по себе истечение менструальной крови грехом, либо считаем греховными (и возлагаем нравственную ответственность за них на женщину) внутренние физиологические процессы периода менструации. Думается, было бы странным для христиан считать истечение крови и прочих физиологических жидкостей греховным: весь Новый Завет пронизан пониманием того, что нечистота – исключительно нравственная категория. (Впрочем, прот. Георгий Крылов и свящ. Григорий Мусохранов в упомянутых выше публикациях всерьез рассматривают физиологическую нечистоту как нечто обладающее нравственной проекцией и потому имеющее для христиан нравственное, педагогическое значение. Мне трудно понять подобные взгляды. Все мы помним слова Христа: «еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека» (Мф 15:17). Как можно перетолковать эти слова Спасителя в том смысле, что исходящее из половых органов оскверняет человека?!)

http://pravmir.ru/pedagogika-nelyubvi-il...

Естественно, что Евномий на этом не останавливается, поскольку споры о способах и границах познания в IV в. были, прежде всего, связаны с вопросом о богопознании. Наряду с именами чувственных вещей имеются также имена вещей умопостигаемых, тоже заключающих в себе самое точное воспроизведение именуемого. В частности, имеются имена Божии, а если это так, то можно знать Бога не хуже, чем Он Сам знает Себя. Нужно иметь в виду, что в некоторых учебниках, излагающих данный предмет, говорится, что Евномий утверждал, что Божественная сущность познаваема, но это не совсем так, в действительности у Евномия нет мнения, что Божественная сущность познаваема. Он говорит об именах, которые наиболее полно и адекватно выражают сущность, но не говорит о познании сущности как таковой. По Евномию, цель человека как субъекта познания состоит в том, чтобы из всего множества Божественных имен найти такое имя, которое в наибольшей бы степени соответствовало природе Божества. Повторяя своего учителя Аэция, Евномий говорит, что таким именем, которое применимо только к Богу и неприменимо к твари является имя «нерожденный». Именно это слово является наиболее полным выражением Божественной сущности. Критика евномианской теории имен и положительное раскрытие православного учения о познании принадлежат великим каппадокийцам – свтт. Василию Великому , Григорию Богослову , Григорию Нисскому . Прежде всего, отцы каппадокийцы отвергли как недопустимый антропоморфизм представление Евномия о том, что Бог в каких-либо произносимых именах нарекал сущность предметов. В противовес Евномию они утверждали, что Бог творит Своей всемогущей волей и не нуждается, подобно человеку, в каких-то слышимых словах. В этом смысле именование вещей, т. е. сочетание звуков, посредством которых означается та или иная вещь, есть продукт рассудка и имеет случайный характер. При этом свв. отцы утверждали, что не существует такого понятия, которое могло бы наиболее точно выражать Божественную сущность. Нельзя редуцировать наше знание о Боге к какому-либо одному понятию.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Подпишитесь на наш Телеграм 3 июля — 190 лет с рождения игумении Арсении (Себряковой); 5 июля — 95 лет с рождения Натальи Трауберг. Мы ставим этих двух удивительных христианок вместе, рискуя впасть в гендерную безвкусицу («женское»…), не только из-за случайности близости их дат рождения, но, главным образом, по следующим причинам: Исследователь исихазма, философ С. Хоружий писал: « Разумеется, коренная инаковость аскезы «миру» должна имплицировать снятие и неприятие [мистико-аскетической православной] Традицией всех этих разделений и расслоений, с заменою их иными, диктуемыми [исихастским] Духовным Процессом. Мы знаем, что «Достопамятные сказания» повествуют, наравне с подвижниками, и о подвижницах, и аскетическая литература издревле включала не только патерики, но и митерики. Мир Подвига отвергал социально-сословные границы, и «притягательная сила аскетизма известною частью заключалась именно в отбрасывании социальных норм». Априорное суждение не обманывает; но, при ближайшем взгляде, оно и не исчерпывает темы. Святых подвижниц в «Достопамятных сказаниях» — три, подвижников — 123. В априорном суждении, на поверку, лишь первое приближение к истине. Дальнейшее изучение необходимо — и не только ради формальной полноты: пусть все подобные факторы — «шумы» для Духовного Процесса, его акциденции и помехи ему, но ведь его выстраивание, мы знаем, доброю долей и заключается в одолении помех» . Итак, внесем свой — пусть минимальный — вклад в «одоление помех»: Арсения (Себрякова) — одна из великих учителей исихазма XIX–XX вв., в одном ряду с Оптинскими старцами, свтт. Феофаном Затворником, Игнатием (Брянчаниновым), прав. Алексеем Мечевым, схиигуменом Харитоном (Дунаевым), схиархимандритом Софронием (Сахаровым), игуменом Никоном (Воробьевым) и др. Наталья Трауберг, в своей черед, — одна из виднейших представителей позднесоветского культурного православного возрождения, в одном ряду с Аверинцевым, Бибихиным, Хоружим, Мартыновым, Менем и др. (тут, впрочем, «помех» было меньше: в этом же ряду — поэт Ольга Седакова, философ Татьяна Горичева и др.).

http://blog.predanie.ru/article/dve-hris...

Дмитрий Рогожин Аннотация. В статье рассматриваются ключевые положения богословских воззрений свт. Феофана Затворника на природу ангелов и души в сравнении со взглядами свт. Игнатия (Брянчанинова) на естество духовных существ. Осмысливаются понятия «конечной духовности» и эфирности применительно к сущности ангелов и человеческой души. Заключительная часть настоящей статьи посвящена краткому сравнительному анализу суждений свтт. Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова) об отношении духовных существ к земному бытию и возможности определения конкретного местонахождения ангелов и душ в физическом пространстве. Abstract . The article deals with the key provisions of the theological views of St. Theophanes the Recluse on the nature of angels and the soul in comparison with the views of St. Ignatius (Bryanchaninov) on the nature of spiritual beings. The concepts of «ultimate spirituality» and ethereality are comprehended in relation to the essence of angels and the human soul. The final part of this article is devoted to a brief comparative analysis of the judgments of St. Theophan the Recluse and St. Ignatius (Bryanchaninov) on the relation of spiritual beings to earthly existence and the possibility of determining the specific location of angels and souls in physical space. Как известно, ангелология, то есть церковное учение о духовном мире и его обитателях, а также антропология, в рамках которой раскрывается православное учение о человеке и его природе, традиционно относятся к богословским разделам, преимущественно входящим в область православной догматики. Между тем сам свт. Феофан Затворник не был в строгом смысле слова догматистом, как, например, его знаменитый современник митр. Макарий (Булгаков) , а богатейшее духовное наследие епископа Феофана в основном состоит из таких творений, которые имеют не столько догматический, сколько духовно-аскетический, нравственно-поучительный и экзегетический характер. На фоне означенных творений особняком стоит небольшое сочинение богословско-полемического содержания с говорящим названием «Душа и ангел – не тело, а дух». Таким образом, упомянутое сочинение наряду всего лишь с несколькими отдельными письмами из эпистолярного наследия святителя, по сути, является единственным трудом, в котором преосв. Феофан делает глубокий анализ догматического учения Церкви о природе бесплотных духов и человеческой души.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

«Из письма твоего вижу, что ты принялась проходить умную молитву и нудишь себя не иметь никаких помыслов, а не могши их отогнать, смущаешься, и делается помрачение ума. Меня это ужасает, что ты, юная и страстная, дерзнула приступить самочинно к столь великому делу умного делания и блюдения ума, которое прилично находящимся в высоком устроении, а ты от одного чтения, ни с кем не спросясь, дерзнула идти на такую высоту! За это находит гнев Божий – не только помрачаются, но и совсем сходят с ума и бывают поругаемы бесами. Да они тобою и ругаются, обольщая тебя, что будто бы ты делаешь великое дело; говорят тебе: «Оставь молитву, я не борюсь с тобою». Видишь, какая лесть вражия, чтобы привести тебя в гордость, что ты будто бы молитвеница. Ты взгляни на свою жизнь, как ты жила и живешь: юно и самочинно, вся во страстях, не имеешь послушания и покорности к старшим себе, с матерью N ссоришься и прекословишь, так что доходит и до злобы, и, вместо того, чтобы от послушания рождающимся смирением низлагать страсти, ты, увлекаясь гордостью, еще более углубляешься в страсти и чуть было не впала в глубочайший ров – любострастие... И это показывает твою гордость. Как же тебе посметь восходить на высоту умного делания, когда ты находишься в таком жалком устроении? И те, которые проходят путь истинного послушания, самоотвержения и нудятся к исполнению заповедей Божиих, смиряются, считают себя хуже всех, да еще имеют наставников благодати, и те, проходя умную молитву, в беде находятся, ради многих бывающих прелестей и сетей вражиих, являющихся под видом истинных благодатных действий. А ты и понятия о сем не имеешь и дерзнула приступить к столь высокому деланию выше своего разума и устроения. Итак, предлагаю тебе и строго запрещаю, оставь твое начинание, а проходи путь послушания, в отсечении своей воли и разума, сопротивляйся страстям, при нападении оных открывайся могущим тебя уврачевать. Если бы ты открывалась прежде, то не пострадала бы то, что пострадала... И от всего оного смирись и считай себя хуже всех, и Господь помилует тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/besedy...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВВЕДЕНСКИЙ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Сергей Николаевич Введенский ( 1867 - 1940 ), преподаватель, археограф, краевед Родился 4 сентября 1867 года в селе Телелюе Липецкого уезда Тамбовской губернии. В 1881 году окончил Липецкое духовное училище , в 1887 году - Тамбовскую духовную семинарию по I разряду . В 1891 году завершил образование в Московской духовной академии со степенью кандидата богословия . В том же году был назначен инспектором и преподавателем словесности Задонского духовного училища . С конца 1880-х годов занимался изучением Тамбовского края, с конца 1890-х обратился к истории Воронежской епархии , к личностям свтт. Митрофана Воронежского и Тихона Задонского . В 1898 году выступил оппонентом С.Е. Зверева , опровергая существование летописного Воронежа на месте современного города . Принимал участие в областных археологических съездах. Занимался изучением освоения Воронежского края в IX - XVII веках, выделяя правительственную и вольную колонизацию. С 1901 года являлся членом Воронежской ученой архивной комиссии, церковного историко-археологического комитета , с 1904 года - Воронежского губернского статистического комитета. В 1910 году стал инспектором народных училищ по Задонскому и Землянскому уездам. Статский советник. В 1918 - 1919 годах - директор гимназии в городе Задонске Воронежской губернии. С 1919 года - доцент кафедры истории факультета общественных наук, затем педагогического факультета Воронежского государственного университета, заведующий библиотекой ВГУ (1929 -1930). В начале 1920-х годов - организатор краеведческого движения в Центрально-Черноземной области. В 1924 - 1929 годах - председатель Воронежского краеведческого общества, 1929 - 1930 - ответственный секретарь областного бюро краеведения ЦЧО. В 1924 - 1925 годах - редактор Воронежского краеведческого сборника, в 1925 - 1927 годах - Известий Воронежского краеведческого общества.

http://drevo-info.ru/articles/13671305.h...

7. Ответ на 4., Павел Тихомиров: Религиозные философии отличаются друг от друга не схоластической трескотнёй - как может показаться - а совершенно различным осмыслением того: как нужно выстраивать обыденностью А вот это действительно очень важная и серьезная тема! Уважаемый Павел, прошу Вас, осветите эту тему подробнее. В чем, по_Вашему, заключается спасительная традиционная русская православная философия, в чем её отличия от т. н. " шмемановской " (по Вашей формулировке)? В чем духовный вред т. н. " шмемановской " философии? Я читал некоторые книги протопресвитера А. Шмемана. В них практически нет привычной нам по свтт. Игнатию и Феофану аскетики. Шмеман делает основной упор на евхаристическую жизнь в церковной общине. В противовес некоторому " духовному индививидуализму " . По первому времени мне идеи Шмемана были вполне симпатичны. Однако, по прочтении его " Евхаристии. Таинства Царства " симпатии поубавились. Если следовать шмемановским идеям, то надо признать, что Евхаристия у нас совершается " не вполне правильно " и необходимы реформы, чтобы вернуться к раннехристианским смыслам. Это мне не понравилось, т. к. близкие мне и дорогие святые (19-20 вв.) не высказывали подобных идей и совершали Евхаристию также, как и мы сейчас. Это мое мнение о наследии Шмемана. К сожалению, я не шибко сведущ в литургике и духовной жизни, думаю, Вы сможете более пространно описать разницу философий и четко объяснить неприемлимость " шмемановской " для нас. 6. Уважаемому Таксисту: С интересом прочитал Ваш вопрос, обращенный ко мне, и Ваш диалог с нашим замглавредом. Из Вашего вопроса сразу стало очевидно, что Вы, хоть и крещеный человек, не понимаете сути того, во что веруют православные христиане. А потом в Вашем диалоге Вы и сами подтвердили это мое предположение. Могу посоветовать только одно, попробуйте заняться самообразованием, если не удается походить в воскресную школу. При этом, школа, конечно, не панацея. А вот самообразование со своим духовником (а потом и отцом духовным) это по силам каждому из нас, если вдруг возникают некие душевные предпосылки к этому.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/10/13/vr...

259 Слав. далече от спасения моего. Принятые на Себя Христом грехи людей удаляют от Него избавление от страданий за них (Феодорит, Афан. Вел. и др. толковники; Hoberg. Die Psalmen. S. 66). Слав. словеса – греч. λγοι имеет гебраистическое (евр. ) значение дело, словеса грехопадений, т. е. греховные дела [см. также Пс. 64:4 , прим. 785 ]. 260 Т.е. это воззвание не было для меня греховно, безумно ( Пс.37:6; 68:6 ) и обвинительно, хотя и было для меня тяжело ( Мф. 26:37–46 ). Я знал, что страдаю за спасение человеческого рода (Евс. Кес., Феодорит, Анфим). Букв. взываю днем – и не слышишь, и ночью – и не в безумие мне. Уклоняемся и дополняем для ясности речи. 263 Слав. ми соответствует μοι – 21, 39, 65–67, 69, 80, 81, 99–101 и др. (до 70), Иустин, Феодорит, компл., альд., греч. церк. Псалт. и Анфим; а в ват., [син.,] алекс., text. recept. – нет. 266 Слав. Твою от мене соответствует Σου π μο – 13, 21, 27, 99 и др. (до 100), Иустин, Феодорит, компл., альд., Анфим, Вульг. tuum a me; а ват., алекс., text. recept. [вместо указанных слов] – βοθειν μου – помощь мою, [син. βοθειν Σου – помощь Твою]. 267 Греч. πρσχες – слав. вонми; значением поспеши переведено в синод. Пер. и у преосв. Порфирия; глагол προσχω первое значение имеет: приближаю, привожу, потом: прихожу, приближаюсь, спешу. 270 Греч. μονογεν – т. е. душу, единственную у Богочеловека, в истории мира, и оставленную всеми (Афан. Вел.). 271 Слав. смирение мое; слову абстрактного значения придаем конкретное значение по параллели с 25 ст. и толкованиями. 273 Слав. ед. ч. убоится соответствует φοβηθτω – 13, 21, 27, 65–67 и др. (ок. 90), Феодорит, компл., альд., греч. церк. Псалт., Анфим, Вульг. timeat; а ват., [син.,] алекс., text. recept. – мн. ч. φοβηθτωσαν. 275 Слав. исповемся Тебе соответствует ξομολογσομα Σοι – 21, 27, 55, 65, 66, 69, 80, 81, 99 и др. (более 80), Феодорит, Зигабен, компл., альд. и Анфим; а в ват., [син.,] алекс., text. recept. – нет. 278 Слав. ядоша и поклонишася. Прош. вр. в значении буд. вр. (по 27 ст.) признается всеми толковниками и переводится буд. вр. в синод. пер. 280 Слав. возвестит – греч. ναγγελσεται; у преосв. Порфирия будет ведом; слав. переводчики как будто читали ναγγελσει, такого чт. ныне нет. 282 По святоотеческому толкованию, в 1-й пол. псалма (2–23 стт.) заключается пророчество о Крестных страданиях Иисуса Христа, а во 2-й (24–32 стт.) – о прославлении Его в основанной Им новозаветной Церкви, таинстве Евхаристии (27 ст.), обращении всех народов к Богу и прославлении Его за искупление людей. Свтт. Афанасий, Кирилл Александрийский , блл. Феодорит, Иероним, еп. Евсевий Кесарийский , Зигабен, патр. Анфим, преосвв. Ириней, Палладий, о. Вишняков и др. так понимают этот псалом. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010