5. В самом деле, начальствуют, по крайней мере, согласно нашему учению, Господь Бог и дьявол – [Его] соперник; согласно же общему мнению, – провидение, рок, необходимость, судьба и свобода воли. Ведь это различают философы, и мы уже пообещали в посвященном этому вопросу трактате 304 разобрать это в соответствии с верой. 6. Очевидно, сколь велики те воздействия, которые одну и ту же природу души располагают так разнообразно, что они обычно приписываются природе, в то время как являются не видами, но уделами одной природы и сущности, той именно, которой Бог наделил Адама и которую сделал матрицей всех; и они останутся судьбами, а не видами одной субстанции, то есть это различие – нравственное: сколь бы великим оно не было бы теперь, оно таковым не окажется в самом начале рода, в Адаме. Ведь все это должно бы находиться в нем как в источнике природы и оттуда со всем разнообразием изливаться, если бы существовало различие природы. Глава XXI. О свободе воли и изменчивости природы всех рожденных и сотворенных. 1. И если природа души однородна в Адаме с самого начала, прежде возникновения стольких дарований, то, стало быть, не многообразна, так как при наличии стольких дарований однородна, и не тройственна 305 по примеру все еще разрубаемой валентиниановской триады, которая и в Адаме не обнаруживается. 2. Ибо что в нем духовного? Если оно в нем есть потому, что он предсказал ту великую тайну о Христе и Церкви: Это – кость от костей моих и плоть от плоти моей, она будет названа женщиной, потому оставит человек отца и мать свою и прилепится к жене своей, и будут оба одной плотью 306 , то это случилось впоследствии, когда Бог навел на него беспамятство, духовную силу 307 , от которой зависит пророчество. 3. Если в нем проявилось также и зло, когда он нарушил заповедь, то не надо думать, что является природным то, что он совершил по наущению змея; оно столь же не природное, сколь и не вещественное, ибо веру в вещество мы уже исключили 308 . А если не духовным и не, как говорится, вещественным было то, что принадлежит лично ему (если бы он был из вещества, сам был бы семенем зла), то остается, чтобы в нем одним и единственным было то природное, что называется душевным, которое, как мы утверждаем, является по своему состоянию простым и однородным.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/o-d...

Если ты тщательно вникнешь в это, то хотя увидишь сходство, но не тожество, потому что здесь есть много различия. И относительно всех Священных Писаний мы должны заметить, что где усматривается некоторое сходство мысли, там не все выражается тожественным образом, но многое или опускается, или прибавляется, и представляет взаимные различия в отдельных словах. Но прежде, чем перейти к более глубокому [пониманию], мы должны пока вкратце изъяснить мысль. Если будет поставлен страж у народов, чтобы предвозвещать грядущий меч и гнев Господень, и если он будет возвещать, но народ не захочет слушать; то страж спасется, а тот, кто будет поражен мечом, сам будет виновным в крови своей; но если он будет слушать, то спасет душу свою. Если же страж не затрубит в трубу, и народ, не зная об идущем мече, не предостережет себя; то хотя народ умрет за беззаконие свое, однако кровь умирающего Я взыщу от руки стража. А чтобы знал пророк Иезекииль, что общее рассуждение относится преимущественно к нему, то говорится: и ты, сын человеческий, не землею и не народом земли, как выше Я сказал, но Мною поставлен в стражи дома Израилева. Поэтому, если Я скажу нечестивому; „нечестивый! ты смертию умрешь», а ты не будешь говорить ему, чтобы он предостерегся и спасся от погибели; то хотя он умрет за беззаконие свое, которое он прежде соделал и о котором если бы ты возвестил, он мог спастись, но кровь его Я взыщу от твоей руки. Если же ты возвестишь и предупредишь нечестивого, чтобы он обратился от злых путей своих, но он не захочет исполнить это; то хотя он умрет за беззаконие свое, но ты спасешь душу свою от погибели за нерадение. Из этих слов мы узнаем, что человек, хотя бы он был беззаконным и нечестивым, может избавиться от своего нечестия, если он будет слушать слова учителя и покается, равно и учитель подвергается опасности, если он вследствие страха опасности или отчаяния в грешнике не захочет учить, потому что он становится виновным в крови того, кто мог спастись и избавиться от смерти, если бы он не погиб вследствие молчания учителя, и в каждом из них сохраняется свобода воли, так как и от воли учителя зависит или молчать или говорить, и от воли слушателя — или слушать, и исполнять и спастись, или пренебречь и погибнуть вследствие собственного нерадения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Не менее важным моментом христианской антропологии, отражающим одну из сторон понимания человека как Образа Божьего, является учение о свободе воли . В христианстве человек рассматривается как творец своей собственной судьбы и истории в целом. В свободе, отмечал Н.А.Бердяев , коренится разгадка постижения и Божественной жизни как трагической судьбы, и жизни мировой, жизни человеческой, как трагической судьбы и истории. Если бы не было свободы, не было бы и истории. Свобода , по мнению выдающегося русского мыслителя, есть метафизическая первооснова истории. 68 Основа свободной воли человека – его разум, еще одно проявление образа Божьего. Только свободный разум в состоянии сделать выбор между добром и злом. О росте свободы по мере приобщения к высшему знанию, Истине, говорится в Евангелии: Вы познаете Истину, и Истина сделает вас свободными. Если же добровольное, то есть свободная воля эквивалентна знанию, а знание истины растет по мере приближения к Истине, то есть к Богу, то рост духовности, согласно христианской антропологии, должен способствовать повышению познавательных способностей человека и свободной воли субъекта истории. Наконец, важным положением христианской антропологии явилась идея единства человечества . Евреи были единственным древним народом, который возводил свою историю к единому предку – Аврааму, а через него – к Адаму. Более того, это предание, столетиями передававшееся из поколения в поколение, с XIII в. до Р.Х., после освобождения из египетского плена было письменно оформлено Моисеем в первых пяти книгах Ветхого Завета. В христианстве идея национального единства трансформировалась в идею единства кровного родства всего человечества. Святой апостол Павел, проповедуя эллинам в Ареопаге, указывал на единство человечества как на одно из важнейших положений христианской веры: От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив преопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас… 69

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Потому всякий верующий и любящий Господа стремится пройти Его же путем, иметь те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Флп. 2, 5), Который, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 6–7, 8). В этом кенотическом самоумалении Господь остается единым с Отцом: Я и Отец – одно (Ин. 10, 30). Усвоив человеческую природу (и в силу этого – человеческую волю), Он предает эту волю в волю Отца: да будет воля Твоя (Мф. 6, 10); как заповедал Мне Отец, так и творю (Ин. 14, 31); Я соблюл заповеди Отца Моего (Ин. 15, 10); Моя пища есть творить волю Пославшего Меня (Ин. 4, 34); не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца (Ин. 5, 30); ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (Ин. 6, 38); не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22, 42). Господь дает образ совершенной любви ( Бог есть любовь Ин. 4, 8]), совершенного послушания Богу, совершенного единства с Ним. Он просит Отца даровать подобное же (хотя не сущностное, но благодатное) единство и верующим во Христа, то есть " рабам Христовым " : соблюди их во имя Твое, чтобы они были едино, как и Мы (Ин. 17, 11); да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин. 17, 21); да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них (Ин. 17, 26). Только в свете этого и может рассматриваться антиномия, предложенная Б.П. Вышеславцевым: Бог хочет, чтобы человек был Его рабом – и Бог не хочет, чтобы человек был Его рабом. Эти антиномичные положения, в силу их несовместимости, уничтожают друг друга в плане эмпирического мышления, и оба неразрывно актуализируются в акте веры [CXCI]. Встреча Бога и человека происходит по взаимному волеизъявлению: хочешь ли быть здоров? (Ин. 5, 6) – спрашивает Господь у расслабленного; Господи! если хочешь, можешь меня очистить (Лк. 5, 12),– говорит Господу прокаженный. Зов Бога к человеку и человеческий отклик на этот зов всегда есть дело свободы, веры и любви, а не акт насилия и принуждения. Человек волен откликнуться, а волен и спрятаться от Бога, прикрыв свою наготу смоковными листьями. Но коль скоро Бог устанавливает такие отношения с человеком, признавая его свободу, то и человеческая свобода вольна откликнуться на призыв долженствования, покрываемого любовью, или отвергнуть его. Но и сама сфера человеческого долженствования не полна без того, чтобы включить в нее свободу воли как нечто должное.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2423...

Богомудрие святых Отцов Восточной Церкви никогда не увлекается логическими построениями мысли (хотя отточенная диалектика в рассуждениях всех греческих Отцов до сего дня поражает светских исследователей церковной письменности). Святоотеческая мысль устремляется к исследованию Священного Писания 24 Священное Писание ясно указывает на то, что и домостроительство Сына не совершается без согласия человека. Вспомним слова Христа, обращенные к Иерусалиму: “Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели” (Мф 23:37–38). Сама тайна боговоплощения начинается с согласия человека — Пречистой Девы Марии. Действия Божественной благодати и воли Пречистой не разделяются: Архангел Гавриил обращается к Пречистой Деве со словами: “Радуйся, Благодатная! ибо Ты обрела благодать у Бога…” (Лк 1:28–30). Пресвятая Дева, принимая Божественное изволение о рождении от Нее Сына Божия, отвечает: “…се Раба Господня; да будет Мне по слову твоему” (Лк 1:38). Сошествие Святого Духа на Деву Марию — акт Божественный, но совершился он с согласия Ее воли. Вопрос о свободе воли человека и о действии Божественной благодати приобретает особую остроту в христианстве. Крестной жертвой Спасителя искупается первородный грех. Православному богословию чужд юридизм католического толкования искупительной жертвы Христа. Умозрение греческих отцов раскрывает метафизическую суть дела Христова: преодоление греха и смерти, обожение человеческой природы и введение ее в жизнь Пресвятой Троицы. Замысел Божий о человеке, который не исполнил Адам, исполнен Богочеловеком — Новым Адамом. Со дня Пятидесятницы каждый, входящий в Церковь Христову крещением, освобождается от первородного греха и получает благодатный дар Святого Духа: “Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти” (Рим 8:2). Сохранившееся еще условие смертности для христианина несущественно: “Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный” (2 Кор 5:1). Существенным является лишь открывшаяся возможность преодоления греха: “Мы умерли для греха, — говорит апостол Павел римлянам, — освободившись же от греха стали рабами праведности” (Рим 6:2,18).

http://pravmir.ru/pravoslavie-i-svoboda/

В частности, для объяснения неизменяемости воли и определений Божиих по отношению к свободным тварям и особенно к человеку, святые Отцы, на основании Священного Писания, придумали разделение воли Божией: на первую ( θλημα πρτον ) и вторую ( δετερον ), иначе — предыдущую ( προηγομενον ) и последующую ( πομενον ), или, как в последствии начали выражаться, на безусловную и условную (voluntatem absolutam et conditionatam). Под именем первой воли разумеется такая, по которой Бог желает чего-либо без всяких сторонних условий, например, хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:4); а под именем последней — такая, по которой Он желает чего-либо по отношению к свободным тварям, под каким-нибудь обязательным для них условием, например, послал к людям своего единородного Сына, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Иоан. 3:16; Марк. 16:16). Таким образом и воля Божия по отношение к свободным тварям, как и ко всем вообще, остается неизменной, и свобода тварей нисколько не стесняется этою волею и ее определениями. И здравый разум не может не сознать справедливости всех этих отеческих соображений, и вслед за тем не исповедать Бога существом неизменяемым, как и исповедал еще древле в мудрецах языческих. 7. Всемогущество Всемогущество приписывается Богу в том смысле, что Он обладает неограниченной силой все производить и над всем владычествовать, — от чего называется безразлично всемогущим или всесильным ( παντοδναμος ), и вседержителем ( παντοκρατωρ ). В священных книгах находится бесчисленное множество мест, изображающих это свойство Божие. Они свидетельствуют: а) о всемогуществе Божием вообще: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено (Иов. 42:2); Авва Отче! всё возможно Тебе (Марк. 14:36); Богу же всё возможно (Матф. 19:26); ибо у Бога не останется бессильным никакое слово (Лук. 1:37). И вместе с тем называют Бога сильным (Пс. 88:9), Господом сил (Пс. 23:10), единым сильным (1 Тим. 6:15), и вседержителем: Боже великий, сильный, Бог Великий в совете и сильный в делах, Господь Вседержитель, Боже Вседержитель (Иер.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

292 В частности, для объяснения неизменяемости воли и определений Божиих по отношению к свободным тварям и особенно к человеку, святые Отцы, на основании Священного Писания, придумали разделение воли Божией: на первую ( θλημα πρτον) и вторую ( δετερον), иначе – предыдущую ( προηγομενον) и последующую ( πομενον), или, как в последствии начали вы­ражаться, на безусловную и условную (voluntatem absolutam et conditionatam). Под именем первой воли разумеется такая, по которой Бог желает чего-либо без всяких сторонних условий, например, хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим. 2:4 ); а под именем последней – такая, по которой Он желает чего-либо по отношению к свободным тварям, под каким-нибудь обязательным для них условием, например, послал к людям своего единородного Сына, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Иоан. 3:16 ; Марк. 16:16 ). Таким образом и воля Божия по отношению к свободным тварям, как и ко всем вообще, остается неизменной, и свобода тварей нисколько не стес­няется этою волею и ее определениями. 293 И здравый разум не может не сознать справедливости всех этих отеческих соображений, и вслед за тем не исповедать Бога существом неизменяемым, как и исповедал еще древле в мудрецах языческих. 294 7. Всемогущество. Всемогущество приписывается Богу в том смысле, что Он обладает неограниченной силой все производить и над всем владычествовать, – от чего называется безразлично всемогущим или всесильным ( παντοδναμος), и вседержителем ( παντοκρτωρ). 295 В священных книгах находится бесчисленное множество мест, изображающих это свойство Божие. Они свидетельствуют: а) о всемогуществе Божием вообще: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено ( Иов. 42:2 ); Авва Отче! всё возможно Тебе ( Марк. 14:36 ); Богу же всё возможно ( Матф. 19:26 ); ибо у Бога не останется бессильным никакое слово ( Лук. 1:37 ). И вместе с тем называют Бога сильным ( Пс. 88:9 ), Господом сил ( Пс. 23:10 ), единым сильным ( 1Тим. 6:15 ), и вседержите­лем: Боже великий, сильный, Бог Великий в совете и сильный в делах, Господь Вседержитель, Боже Вседержитель ( Иер. 33:18–19 ; срав.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Так как Бог мыслится не только Творцом нашей личности, но и условий ее развития, то есть нашего тела и внешней природы, то отсюда мы найдем свое верховное благо, во-вторых, когда будем относиться разумно-свободно к своим телесным потребностям, а через тело и к внешней природе, когда будем обладать и пользоваться ими для непрерывного совершенствования нашей человеческой личности. Так как Богу угодно, чтобы развитие нашей личности совершалось в связи с другими личностями, то отсюда мы найдем свое верховное благо, в-третьих, когда будем жить общей и истинной жизнью со всеми конечными личностями, то есть сделаемся членами вечного, славного и блаженного Царства Христова ( Ин.17:24 ), и когда, наконец, войдем в теснейшее единение с Высочайшей Триипостасной Личностью , о чем так пламенно молился Спаситель перед Своими страданиями: «чтобы и они были освящены истиною. Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин.17:17–21 ). Все эти частные моменты высочайшего нравственного блага, которых можно было бы исчислить и больше, находятся в теснейшей между собою связи, и, как в своем средоточии, соединяются в безусловном выполнении законодательной воли Божией, каковое выполнение Сам Богочеловек вменяет Себе в нравственный долг, говоря: «Не должно ли Мне быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» ( Лк.2:49 ). Но если сущность нашей свободы состоит в стремлении к высочайшему нравственному благу, а это благо состоит в безусловном выполнении законодательной воли Божией, то через это не уничтожается ли сама свобода наша всемогущей волей Божественной? Отнюдь нет. Исполняя законодательную волю своего Творца как нравственной Силы, не противоположной нам, человеческая воля не только не лишается своей свободы, но и, достигая через это живого общения с всемогущей волей Божией ( 1Кор.6:17 ), вступает, так сказать, в некоторую беспредельную область и становится сама как бы неограниченной. Бесконечная сила воли Божией отражается и в воле человека, по мере того, как он подчиняет ее Богу и, так сказать, соединяет ее с волей Божией: «Истинно говорю вам, говорил Господь апостолам, если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» ( Мф.17:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010