Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Сегодня мы в первый раз после продолжительного перерыва воспели молитву «Царю Небесный», обращенную к Духу Святому. А вчера на утрени слышали Евангелие о явлении Христа Воскресшего Своим ученикам, когда Он дунул на них и сказал: «Приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им, имже держите — держатся» (Ин. 20, 19—23). Святые отцы говорят, что эти два явления Духа Святого — в первый вечер Воскресения и в день Пятидесятницы — свидетельствуют о двух моментах христианской жизни. Первое ниспослание Духа Святого — дуновение уст Христовых — есть дарование Церкви всегда истинно действующих спасительных таинств, которые, вне зависимости от нашего недостоинства, всегда освящают нас и спасают. Оттого что Христос соединился с человеком, принял все наше естество, прошел весь путь человеческий от начала до конца, до смерти; оттого что Он воскрес с нашею природой и вознес ее одесную Бога Отца, дается всем нам, крестящимся во имя Отца и Сына и Святаго Духа, этот небесный дар. И даже если человек приходит с сомнением, без веры или отрекается потом от этого дара — он действует непреложно до конца его жизни, ходатайствует за него, как говорит преподобный Серафим Саровский. Истинно и неизменно все, что совершается во всех таинствах Церкви, во всех священнодействиях ее, во всех знаках и символах. Вода нашего крещения — именно та Богоявленская вода Иордана, в которой Христос крестился. И святое таинство причащения — таинство Тела и Крови Христовых — как на Тайной Вечери, вне зависимости от того, как мы в этом участвуем. И венцы, которыми украшаются жених и невеста, — это истинно венцы, которые с небес Сам Господь заранее дарует соединяющимся двум людям. И рука епископа, совершающая посвящение, и рука священника благословляющая — это действие Христово, которое всегда, неизменно — в Церкви. И одновременно в день Пятидесятницы, когда сходит Дух Святой, все эти дары соединяются и раскрываются в полноте. Это значит, что мы должны личным своим подвигом, своим участием в том, что дает нам Господь, стяжать этот дар, принять его в свою жизнь.

http://moral.ru/two-mysteries/

Послание к князю Антиоху о многих и необходимых предметах темных, встречающихся в Божественных Писаниях Источник Скачать epub pdf Сие послание на Славянском языке напечатано в Скрижали, изданной в 1656 году, по благословению святейшего патриарха Никона . Ответы 3 и 8 и др. показывают, что не все содержащееся в сей статье принадлежит св. Афанасию. Вопрос 1. Уверовавши и крестившись в единосущную Троицу, и исповедуя Отца Богом, равно и Сына Богом, также и Святого Духа Богом, почему не говорим, что три Бога, но един и единственный Бог ? И ежели мы покланяемся одному Богу, то не иудействуем ли, веруя в единоначалие? Опять, если мы почитаем трех Богов, то не язычествуем ли, вводя многобожие, а не единому Богу благочестно покланяясь? Ответ. Не должно любопытствовать об образе благочестия, который познается и почитается одною верою, а не изследованием. Бог постигаемый уже не есть Бог . Ибо ежели мы не можем постигнуть Ангелов или наши души, хотя оне суть твари: то кольми паче самому Творцу их прилично быть непостижимым? Узнанная тайна перестает быть чудною. Почему, по учению веры Христиан, Триипостасный Бог их не есть ни один по ипостаси человекообразный, как баснословят язычники; опять и не три какие-нибудь Бога, как-бы разделенные друг от друга: прочь языческое баснословие! Ибо Божество единого существа нераздельно в трех лицах. Впрочем должно знать, что ум человеческий не может ни словами, ни мыслями понять или разсказать что-нибудь о Божестве. Все же те, которые усиливались постигнуть Бога, гонялись за собственною тенью, и те, которые хотели что-нибудь сказать о существе Божием, своею горстию старались измерять бездну; и которые думали, что они проникают глубину, впали в злые ереси: ибо Отец и Сын существует не как я, созданный отец, родивший, как я, созданного сына, ниже Сын стал сыном, как всякий плотский сын, ниже Дух Святый описуем, как дух человеческий, но таинство Святой Троицы неизреченно и неизъяснимо. И не говори: как? ибо это выше твоего вопроса; не говори: каким образом? ибо Божественный образ выше всякого образа. И не говори: по какой причине? ибо Божественная причина выше всякой причины; но веруй в Отца, и не изследуй вещи; покланяйся Сыну, не любопытствуя о Его рождении; прославляй Святого Духа, не испытуя таинства Святые Троицы. Поди на Иордан, и ты на самом опыте ясно увидишь силу Святые Единосущные Троицы: Отца, свидетельствующего свыше, Сына, крещаемого долу, Всесвятого Духа, сходящего в виде голубя. Ему слава и держава и поклонение со Вседержителем Отцем и Единородным Его Сыном, Господом нашим Иисусом Христом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Святая Троица. Пятидесятница Во имя Отца и Сына и Святого Духа! День Святой Троицы — один из самых торжественных право- 11 славных праздников. Время от Пасхи до этого дня называется днями Пятидесятницы, а сам пятидесятый день — днем Святой Троицы. Праздник этот совершался и в ветхозаветной Церкви. Господь наш Иисус Христос за десять дней до этого вознесся на небо, а перед этим Он заповедал Апостолам не покидать Иерусалим и ожидать сошествия на них Бога Духа Святого. Апостолы все десять дней находились в Иерусалиме. В праздник около ста двадцати человек собрались для молитвы в Сионской горнице (комнате). Неожиданно поднялся страшный шум, как от ураганного ветра, и над каждым из присутствующих появилось огненное пламя. Все исполнились духа радости, мира, торжества и прозрения. Разум их неожиданно посветлел, и они стали говорить на различных языках мира. В эти дни на праздник в Иерусалим, по свидетельству иудейского историка Иосифа Флавия, прибыло из разных мест около миллиона исповедующих иудейскую религию. Тогда не было современных развлечений и любое из ряда вон выходящее событие привлекало толпы людей. Шум в Сионской горнице услыхали многие и бросились выяснять, что там случилось. Прильнув к дверям и окнам и услышав громкий разговор Апостолов, люди дивились, узнав родную речь. Ведь они пришли из разных мест и говорили на разных языках. И вот Апостол Петр, поднявшись на плоскую кровлю дома, чтобы его все видели и слышали, стал говорить, казалось бы, простые слова о Христе. Но от них излился такой изобильный поток Божественной силы и благодати, что около трех тысяч людей, собравшихся у дома, уверовали в Христа Иисуса как в Сына Божия ( Лк.2:1-21 ). Что же означал в те ветхозаветные времена праздник Еврейская Пасха отмечалась в честь освобождения народа от страшного египетского рабства, его чудесного исхода из Египта. Когда шестисоттысячная толпа евреев, покидавшая страну своих мучений, приблизилась к Чермному (т.е. Красному) морю, и по молитве Моисея воды расступились, евреи прошли посуху и были спасены, а преследовавшее их войско фараона утонуло в волнах внезапно обрушившегося на них моря. Этот праздник евреи назвали Пасхою, вернее «Песах», что означало посох, который держали все мужчины, вышедшие из Египта в свое сорокалетнее блуждание по пустыне в поисках земли обетованной — Палестины.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Священное Писание Нового Завета ясно свидетельствует, что Церковь Христова, руководствуясь наставлениями Господа, с первых же дней своего исторического бытия неизменно поставляла условиями для принятия Крещения веру и покаяние. В Евангелии от Марка Господь Иисус Христос начинает свою проповедь словами: Покайтесь и веруйте в Евангелие ( Мк.1:15 ), а в Своей последней беседе с учениками Он наставляет их словами: Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:16 ). Подобно тому, как вера и покаяние открывают человеку вход в Царствие Божие через рождение от воды и Духа ( Ин.3:5 ), так и участие в таинстве Крещения без предварительного покаяния и живой веры не только лишает человека этой возможности, но и навлекает на него осуждение. В день Пятидесятницы св. апостол Петр возвещает ту же самую истину Христова Евангелия: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа ( Деян.2:38 ), а диакон Филипп на вопрос эфиопского вельможи — что препятствует мне креститься? — отвечает: если веруешь от всего сердца, можно ( Деян.8:37 ). Вместе с тем, при внимательном чтении Нового Завета мы находим, что вера и покаяние являются не единственными условиями для вступления в Церковь, — требуется еще научение, которое как раз и необходимо для того, чтобы вера была осмысленной, а покаяние — глубоким: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам ( Мф.28:19-20 ). В этой заповеди Спасителя содержится ясное указание на пред- и посткрещальную катехизацию. Св. апостол Павел также напрямую связывает совершение таинства Крещения с таинством возвещения Благой Вести в слове проповеди и научения: Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова ( Еф.5:25 ). Таким образом, в новозаветном Предании Церкви катехизация, будучи прямой и непосредственной заповедью Спасителя, является неотъемлемым компонентом единого таинства умирания для греха и воскресения для обновленной жизни во Христе ( Рим.6:11 ). С библейской точки зрения катехизация вообще не является проблемой, но — самоочевидной нормой церковной жизни.

http://azbyka.ru/katehizacija/problema-p...

Скачать epub pdf 2. 2 неделя по святой Пятидесятнице. Всех святых, в земле Российской просиявших. Наши молитвенники «Якоже плод красный Твоего спасительного сеяния, земля Российская приносит вся святая, в той просиявшыя» (Тропарь). В прошлое воскресенье, – первое по Пятидесятнице, – благочестивые слушатели, святая Церковь прославляла всех Святых Православной Церкви со дня её основания Иисусом Христом и сошествия Святого Духа на апостолов. Почему Она прославляла не отдельных святых (как это Она ежедневно совершает), а сразу всех святых? Это Она делала, чтобы особо прославить Бога, в Святой Троице поклоняемого, за те особые благодатные дары Святого Духа, которые Она преизобильно получила в день Святой Пятидесятницы. Этими благодатными дарами Святая Церковь создала неисчислимые сонмы святых угодников Божиих. Все они (святые) свидетельствуют, что Христос не напрасно воплощался, страдал, умер и воскрес. Вместе с ангелами эти сонмы святых составляют Церковь Небесную, торжествующую, прославляемую. Вот эту-то Церковь небесную и прославляет земная Церковь вслед за тем, как она прославила Святую Троицу в день святой Пятидесятницы. В первое воскресенье по Пятидесятнице ликовала, торжествовала земная Церковь , а вместе с ней ликовала и прославляла Бога и Церковь Небесная, т. е. ликовала вся единая, нераздельная, небесно-земная Христова Церковь . Ликование неба и земли в союзе единого духа и единой любви совершается и в это второе по Пятидесятнице воскресенье в связи с прославлением святых, на Руси просиявших. Русская Православная Церковь , основанная в конце десятого века, за весь истекший период своего существования, дала огромные сонмы своих святых, вошедших в общую сокровищницу Церкви Небесной. Это были те угодники Божии, которые своей богоугодной жизнью дали нам высокие образцы молитвенного подвига, нравственной чистоты, борьбы со страстями и твёрдого стояния за веру и свою родину, когда этого требовали исторические обстоятельства. Вот перед нами светлый образ первосвятительницы нашей родины – княгини Ольги, посеявшей первые семена православной веры на Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Херсон. Кафедральный собор Сошествия Святого Духа. Свято-Духовский кафедральный собор Карта и ближайшие объекты Города Херсона, Свято-Духовская, кам. трехпрестольная. Заложена в 1804- году. До 1831 года, в ней имелся только один придел во имя Преображения Господня, в колокольнее. В 1836 году она окончена : приделы Св. Архистратига Михаила и Св. Священномучеников, в Херсоне епископствовавшвхъ, освящены в январе месяце, а главный престол сошествия Св. Духа освящен архиепископом Гавриилом, 16 августа того-же года. При устроении сей церкви особое усердие показали Херсонские купцы : Галухин, Богданов, Сикачев и Носов. Из книги «Историко-хронологическое описание церквей епархии Херсонской и Таврической», составитель Гавриил, Одесса, городская типография, 1848 год Свято Духовский Кафедральный Собор (Привозная церковь) Трехпрестольная Свято-Духовская церковь города Херсона была заложена в 1804 г. Постройка передней части церкви произошла за одно лето, благодаря крупному пожертвованию в 15 тысяч рублей, но затем, из-за отсутствия средств, строительство было приостановлено и лишь в 1835 г. строительство церкви было окончено. Северный придел во имя священномучеников Херсонесских и южный придел во имя Архистратига Михаила были освящены в январе 1836 г., а главный Свято-Духовский престол - 16 августа 1836 г. Архиепископом Гавриилом (Розановым). По свидетельству того же Архиепископа, особое усердие при устроении церкви показали херсонские купцы: Галухин, Богданов, Сикачев и Носов, что подтверждает и устное предание местных жителей, называвших Свято-Духовскую церковь – «купеческой». Церковь была построена вблизи городского рынка – привоза и от того стала называться еще «привозной церковью». Это наименование сохранилось до наших дней. Первоначально храм имел вид квадратного креста с массивной колоннадой со всех четырех сторон и невысоким куполом. Метрах в 80-ти к западу от храма была построена красивая пятиярусная колокольня, освященная 6 августа 1806 г. и служившая приходской церковью под именем Преображенской, т.к. престольный праздник она имела в день Преображения Господня. Просуществовавши 135 лет, она сгорела в 1941 г., в самый день Преображения Господня - 19 августа. Остатки ее были разобраны до основания в послевоенные годы. В настоящее время, где был престол этой церкви, стоит часовенка с неугасимой лампадой внутри.

http://sobory.ru/article/?object=11313

Париж. Последние годы. Свидетельство о предначертанной судьбе России В 1928 году владыка Феофан, думая о затворе, писал одному из своих духовных чад: «Хотел бы я умолкнуть для всех и навсегда, но пока еще не знаю на это воли Божьей». 16 (29) апреля 1931 года он навсегда покинул гостеприимную Болгарию, где прожил пять лет, и переехал во Францию. В Париже он поселился в доме Пороховых в пригороде Кламар на рю Паскаль, 2. Федор Васильевич и Лидия Николаевна Пороховы были известны ему еще по Петербургу. Супруги были в свое время близки ко Двору, к Императрице Марии Феодоровне, духовно окормлялись у благодатного старца Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры иеросхимонаха Варнавы. Бездетное семейство Пороховых имело духовную тайну: Лидия Николаевна была в тайном постриге монахиней Марией. Сохранилось одно свидетельство о благодатной жизни в Кламаре. Во время Пасхальной заутрени, совершавшейся в доме Пороховых, произошло нечто подобное тому, что происходило не раз во время служений Святителя и в Астрахани, и в Полтаве, и в Югославии, и в Болгарии. «Мы до сих пор, – писал Федор Васильевич Порохов, – под чудным, неземным впечатлением от святой заутрени, которую совершал святитель Феофан. Воистину благодать Святого Духа соприсутствовала в продолжение всей службы! Даже наши хозяева-французы, атеисты, сообщили нам свои восторги и сказали, что они в ночных рубашках сидели все время под нашей комнатой, где происходила служба; они в течение шести лет не были в храме, а после этого пошли в костел. Между прочим, они очень просили нас, не понимая сути дела: нельзя ли, – говорили они, – опять такую же службу «сделать»? Но разве дело в службе? Здесь была великая милость Божья, что мы сподобились присутствия явной благодати Духа Святого!» Вскоре после переезда архиепископа Феофана в Париж и поселения в доме Пороховых была обнаружена слежка за ним. Дело в том, что у него были постоянные выезды в воскресные и праздничные дни в церковь на рю Одесса (теперь этой церкви давно уже нет). Выяснилось, что какие-то люди не только следили за ним, но и создавали на пути ловушки. Таких, только замеченных, попыток поймать Архиепископа было несколько, но все расчеты злоумышленников, слава Богу, оказались тщетными. Обо всем этом было заявлено префекту столичной полиции Ж. Шиаппу, и он принял меры охраны. Но на основании собранных материалов архиепископу Феофану было предложено совсем прекратить выезды для посещения богослужений, так как это давало возможность заранее знать, когда Архиепископ будет в церкви. И Владыка начал совершать Литургии у себя на дому.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Скачать epub pdf Содержание сих чтений из книг Священного Писания 1 I. В книгах Священного Писания, называемых обыкновенно Библией, Бог даровал человекам Святое Слово Свое Ядро или сущность всего Священного Писания есть единый за всех и во всех Иисус Христос , и ищущим Бога Он отверзает ум к разумению Писания Духом Святым. Пророки свидетельствуют о Христе Иисусе, Иисус Христос свидетельствует о пророках и дарует Церкви апостолов, апостолы свидетельствуют о Христе Иисусе, о пророках и друг о друге, Дух Святой в пророках и апостолах свидетельствует, что Он в тех и других есть единый Дух истины, Дух Христов: все Писание богодухновенно, и Дух Божий дышит во всем Священном Писании . Животворящая сила слова Божия в спасении верующих, самая вера – от слова Божия. Вера, спасающая человека благодатию Божиею, неразлучна с надеждою и любовию. II. Учение Христианской Библии о Боге, мире и человеке Бог есть Творец небес и земли, всего видимого и невидимого – Дух вездесущий, премудрый, всеведущий, всеблагой, всесвятой, всеправедный, всемогущий, вседовольный, неизменный, вечный, бесконечный во всех совершенствах Своих, непостижимый в существе Своем, Вседержитель и Промыслитель, Владыка народов, Отец ангелов и человеков. III. Человечество заражено грехом, испорчено Оно не могло само собою исцелиться и очиститься от греха, и если бы в сем состоянии навсегда осталось, то от умножения беззаконий яд греха непрестанно и вечно усиливался бы в человечестве, страдания и муки, естественно, были бы вечны; и как тьма не может соединиться со светом, так человеки, по греховной нечистоте своей, были бы вечно отлучены от общения с Богом в святости и блаженстве. Но для спасения человеков Сам Бог явился на земле в человеческой плоти и в имени Иисуса Христа. Иисус Христос говорил о Себе, что Он – Сын Божий, что Бог Отец по милосердию и любви Своей к человекам послал Его в мир спасти грешников, что отец Его – в Нем и что Он – в Отце Своем, что Ему приличествует равная с Отцом честь, что видавший Его видит Отца и верующий в Него верует во Отца, пославшего Его, что Он был во славе Своей у Отца прежде бытия мира, что Он и Отец – одно, что Он Духом Святым изгоняет нечистых духов из людей, что Дух Святой от Отца исходит и наставляет человека на всякую истину, что верующий в Сына Божия Иисуса Христа приимет Духа Святого и вечно будет иметь Его в себе, и таким образом соделается храмом Живого Бога, Отца и Сына и Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

     Сегодня на современного православного христианина обрушиваются цунами информации, заставляющие сердечко его холодеть от ужаса, вселяющие в душу беспокойство. Масоны, жидомасоны, идентификационные коды. Приход антихриста уже состоялся, он уже в мире. Биопаспорта, в числах которых обязательно каким-то образом зашифровано отречение от Христа. Зло передается через электрический ток. Интернет, компьютер и телевизор – это «ловушки» диавола и прочее. Все эти псевдоправославные «ужастики» наворачиваются на одну ось: собственное толкование самой таинственной Книги Священного Писания Откровение святого Иоанна Богослова (по-гречески «Апокалипсис»). Но такое возбуждение личной фантазии – это серьезная ошибка, которая ведет к повреждениям в духовной жизни и грозит духовному и психическому здоровью человека. Об этом говорит сама Библия. В конце 22-й главы Книги Апокалипсис святой апостол и евангелист Иоанн Богослов написал: «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» (Откр. 22:18, 19). Разве это не устрашающие слова? Если человек своим плотяным горделивым разумением будет что-либо добавлять к этой книге, то на него наложит Бог язвы, а если что-то будет удалять – Господь отнимет возможность войти в Царствие Небесное. Это великое и грозное предупреждение! Примерно о том же пишется в Книге Деяния святых апостолов. Только здесь уже говорит прямо Господь наш Иисус Христос: «Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти…» (Деян. 1:6, 7). Также можно вспомнить Первое и Второе Послания к фессалоникийцам святого апостола Павла. Одним из побудительных мотивов написания Первого Послания к христианам греческого города Салоники была для первоверховного апостола Павла необходимость борьбы с еретиками, утверждавшими, что Второго пришествия Христова не будет, как и всеобщего воскресения мертвых. Солуняне приняли догмат, раскрытый им по внушению Святого Духа апостолом Павлом. Но человеческая природа немощна. И у христиан Фессалоник произошел перегиб. Они слишком рьяно стали готовиться к скорому концу света. Поэтому апостол написал для них Второе Послание, в котором сказал: «Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов» (2 Фес. 2:1).

http://pravoslavie.ru/108279.html

Изъяснение великого и ангельского образа Введение. Монашеское во Христе жительство Жительство иноческое не нуждается в наших ходатайствах, похвалах или оправданиях, в себе самом являя высочайшее свое достоинство, воспеваемое неисчислимым множеством уст – от богомудрых отцов и святых мужей до Вселенских и Поместных Соборов, коими оно удержано и святыми правилами ограждено. Более того: Православная наша Церковь Христова признала в нем одно из святых ее Таинств 70 , составив особый чин пострижения и канонически закрепив все, что образует суть сего Таинства. А о том, какие Божественные плоды принесло оное жительство в Церкви и во всем [православном] сообществе, свидетельствуют сами дела. И во-первых, через боговидных учителей Церкви – тех, что по окончании сего училища подвига и крайнего безмолвия горним устремлением ума явили себя как превысшие страстей и всего земного, а деянием и созерцанием – как сосуды Духа Святого, Церкви светочи, Святой Троицы богословы, чьи бессмертные писания утвердили верных, лютых же волков, то есть еретиков злославных, далече от стада Христова отгнали. И во-вторых, поскольку жительство то есть исполнение неложного законоположения евангельского, все проходившие поприще, с иноческим согласное, достигли победы над лукавым сатаной, соделались «светом миру» и примером христианского шествия для мирян. А так как весь путь монаха подразумевает смерть для мира и дел его, желающий подвизаться в боголюбивом жительстве иноческом должен оставить, по велению Святого Евангелия, родителей, сродников и друзей, а сверх сего – душу свою, то есть желания и мнения, взять крест Христов и последовать Ему со всяким самоотвержением. И это – не каждого удел, но тех, кто, пребывая в мире, хотят проводить жизнь добродетельную и Христу угодить. Не могущие в греховных условиях мирских насытить высшие стремления духа, очиститься от страстей и заблуждений, поспешают они к уединенному пребыванию, одну имея заботу – спасение души. С этим согласно и речение Спасителя нашего: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? 71 .

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Katunak...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010