Оттого-то в седьмом веке мы уже непрерывно встречаемся с Filioque, как с обычной формой верования в Духа Святого, не только в вероизложениях, составлявшихся на испанских соборах, но и в самом символе цареградском, приводимом здесь для свидетельствования веры всей испанской церкви. Так в вероизложениях, состоявшихся на 4-м (634 г.), 6-м (638 г.), 11-м (675 г.) и 15-м (693 г.) толедских соборах прямо говорится, что составители их исповедуют веру в Духа Святого, от Отца и Сына исходящего 1124 . Во втором из этих вероизложений, что заслуживает внимания, довольно ясно высказан тот мотив, по которому для испанских епископов оказывалось нужным исповедовать Духа исходящим вместе и от Отца и от Сына. «Духа Святаго,– говорят они здесь,– исповедуем несотворенным и нерожденным, но от Отца и Сына исходящим, и Тому и Другому собственным Духом; потому Они и суть по существу едино, что от Того и Другого исходит единый Дух» 1125 . Ясный знак, что им представлялось не иначе возможным сохранить полное равенство или единосущие между Отцом и Сыном, как только допустивши, что Дух исходит от Того и Другого, чем, по всей вероятности, руководились и те испанские епископы, которые слышали на 3-м Толедском соборе исповедание веры в Духа Святого Рекаредово и его сторонников, бывших арианских епископов. В третьем же из вышеуказанных нами вероизложений а именно в вероизложении, состоявшемся на 11-м толедском соборе, обращает на себя внимание то, что здесь содержится некоторое, хотя и неясное, указание на то, в каком смысле понималось епископами испанскими исповедуемое ими исхождение Духа и от Сына. «Отец,– говорят они здесь,– не ведет начала от кого-либо, а от Него получают и Сын рождение и Дух Святый исхождение; Он, следовательно, есть источник и начало всего Божества». Касаясь же в частности Святого Духа, они словами Августина говорят следующее: «Дух Святый... исходит от Того и Другаго и есть Дух Обоих... Он есть Дух не только Отца, но и Сына, ибо Он не исходит от Отца в Сына, а от Сына к твари, для ее освящения (ad sanctificandam creaturam), но вместе от Того и Другого исходит, поскольку Он есть любовь и святость Обоих» 1126 . Тогда как в первом случае они одного Отца признают всецелым виновником исхождения Святого Духа наравне с рождением Сына, во втором приписывают исхождение Духа и Сыну, поставляя это исхождение, подобно Августину, в связи с освящением твари 1127 . Не разграничивали ли, поэтому, испанские епископы исхождение Духа, приписываемое Сыну, от Его исхождения приписываемого Отцу, и не понимали ли они первого рода исхождение Духа в неразрывной связи с Его явлением в мире для освящения твари?

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Скачать epub pdf Проповедь, произнесенная в женском монастыре Благовещения в Ормилии 4 и 10 мая 1979 года. Беседа первая Хотелось бы сегодня вернуться к тому, о чем мы читали в трудах преподобного Макария, и поговорить о том, что значит писание образа Бога и озарение человеческого существа Его Божественными энергиями. Мы объяснили, как свет неизреченного Святого Духа вселяется в человека, действует и «глаголет» ( Мф. 10:20 ) 1 в нем, как через Него Бог становится реальной действительностью для наших душ. Мы уже знаем, что душа, животворимая Духом, животворит тело, которое является частью единого организма вместе с ней, живущей в Боге благодаря Духу. Этот процесс называется обожением. Человек, по слову святого Макария, под воздействием Небесного огня, то есть Святого Духа, прекращает быть человеком, ведомым по жизни страстями и лукавыми бесами. Но как железо в огне становится огнем, так человек – Богочеловеком, богом. Кроме того, Дух Святой на своих крыльях будто возносит обоженного человека над всем и всеми, и ни бес, ни помышления, ни искушения, ничто иное не способно замарать его, бросить в земное зло, грех и прочие измышления лукавого. Именно поэтому богоносные, духоносные души, новый Израиль, возвышаются над Израилем ветхим, которому Бог творил чудеса, а тот, в свою очередь, лишь «пешешествовал» по дну морей и рек. Мы же парим над горечью и грехами жизни. «Мы шествуем над морем горечи лукавых бесов», над горечью, которую приносит грех . «Тело и душа становятся домом Божиим, селением Духа Святого». Душа и тело стали вместилищем Святого Духа – вот три составляющих совершенного человека. Далее. «В тот день, – сказано, – когда пал Адам» (см.: Быт. 3:6 ). В тот день, когда Адам впал в грех , пришел Бог. Он прогуливался по райскому саду и, увидев Адама, заплакал. Только что святой Макарий говорил нам о том, что обоженный человек воспаряет над горечью, приносимой грехом. В связи с этим он и вспомнил падение человеческого рода, произошедшее в лице Адама, впавшего в горечь греха и человеческой жизни. «В тот день, – говорит святой Макарий, – когда пал Адам, Бог, гулявший в райском саду, заплакал». Бог не плачет, просто употреблено выражение, понятное для человека. «Среди добра как можно отыскать зло!». «Странное дело, – говорит Господь, – где ты нашел зло и как избрал именно его? Ты находился среди блага. Я поселил тебя в раю, где зла не существует. Все было прекрасно. Где отыскал ты зло, как встал на его путь? Мне непонятно. Будто тебе говорят: «Смотри, здесь – целомудренные девственные души, возьми любую из них и иди с ней». Ты же выхватываешь вместо девы лукавого беса. Откуда? Где отыскал ты зло, Адам? – плачет Бог, недоумевает. – Из такой славы ты облачился в такой позор! Листья и «кожаные ризы» 2 , которые ты отныне станешь носить постоянно, будут свидетельствовать о твоем сраме, стыде и совершенном прегрешении.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

протоиерей Александр Соколов О Священном Писании Указывая пытливому исследователю, мечтавшему разумом постигнуть Божество, источники, откуда может он почерпать истинное понятие о Боге, св. Ефрем говорит: «У тебя пред глазами видимая природа, под руками священное Писание; природа для нас не ясна, но Писание доступно для нашего разумения. Поскольку из природы мы не можем научиться о Христе; остаётся оттуда познавать Его Божество, откуда знаем о Его человечестве. Одно Писание может научить вас об Отце, и Сыне и Духе Святом» 2 . Св. Писание св. Ефрем называет чистым зерцалом, в котором чистое око видит изображение истины 3 . Ибо св. Писание есть произведение Того, Который есть Истина. Священные писатели писали по непосредственному внушению Духа Святого, так что их изречения суть изречения Святого Духа 4 , их пророчества суть предречения Духа Святого 5 , их слова суть слова Духа Святого, Который употреблял язык их как орудие. Так объясняя слова ( 2Цар.23:2 ): И Дух Господень глагола во мне и слово Его на языце моем, Ефрем говорит: «сим хочет Давид указать на истинность и верность не только того, что он говорит в сей песни, но вообще всего, что досель написал по слову и по внушению Божию; потому что все слова, которые он написал в своих псалмах, происходят от Бога, Который употреблял язык Давида как орудие, как писец свою трость, как сам Давид свидетельствует о сем» 6 . Священное Писание представляет св. Ефрем как одно неразрывное целое, – как единое тело, которого члены так между собою соединены, что нельзя отсечь ни одного без ущерба для всего тела. Обличая дерзость еретиков, которые из всего Писания избирали для себя только то, что им нравилось, а прочее отвергали, св. Ефрем сравнивает такой образ действования с отсечением членов от тела, и говорит: «если кто дерзнёт отсечь один член от тела, остальные члены будут показывать, что недостаёт одного, и будут требовать его. Самое место его будет говорить, что недостаёт члена». Составленное еретиками из разорванных частей Писание Ефрем называет телом, у которого нет ни головы, ни ног, ни рук, телом безобразным, в котором, на том месте, где надлежало бы быть глазу, находится рука, где надлежало быть руке, там находится нога 7 . В другом месте, сравнивая Евангелие с алфавитом, св. Ефрем говорит: «как состав алфавита имеет полноту в своих членах, и нельзя ни убавить букву, ни прибавить какую нибудь другую: так истина, буквами алфавита написанная в святом Евангелии, есть полная мера, не допускающая ни убавления, ни прибавления» 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/ne...

В новое время учение об исхождении Святого Духа перестало быть предметом таких жарких прений между богословами восточной и западной церквей, как это было в средние века. Однако разность в решении этого вопроса остается главной разностью между той и другой церквами. Миролюбивые отношения к нашей церкви старокатоликов, подающие надежду к их церковному единению с нами, делают в наше время особенно неуместными резкости в полемике по этому предмету; тем не менее дух Христовой любви, могущей наставить заблуждающихся на путь истинный, требует беспристрастного обсуждения недоумений и научного исследования вопроса, не для всех ясного. Литература этого предмета так обширна, что мы взяли бы на себя непосильный труд, если бы решились обозреть все сочинения, ее составляющие, так как со времени отделения западной церкви от единства с восточной до наших дней в каждом столетии являлось по нескольку полемических трактатов об этом предмете со стороны как восточной, так и западной церкви. Из исследований касательно его, имевших не столько полемическую, сколько научно-богословскую цель, и написанных не в жару спора и ожесточенного размена возражениями, а в спокойствии богословской мысли, рассматривающей основания православного учения, для русского читающего общества имеет особенную важность исследование преосв. Макария об исхождении Святого Духа, вошедшее в состав его православно-догматического богословия. Так как догматическое богословие для доказательства истин веры пользуется библейскими изречениями, соборными вероопределениями и святоотеческими свидетельствами, то преосв. Макарий представил в своем трактате вместе с обстоятельным объяснением евангельских изречений об источном начале Св. Духа свод всего, что сказано об этом предмете в древнейших символах веры , в соборных вероизложениях и у знаменитейших учителей Церкви первых девяти веков христианства. В науке о догматах веры изложение православного учения об исхождении Св. Духа едва ли может сделаться более полным, глубоким и просвещенным.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Глава XXVI Отношение Духа Святого к миру и человеку в падшем его состоянии. Божественное озарение человека в Духе Божием ослабело и потемнилось, но не закрылось совершенно для человека и в падшем его состоянии. Степени ослабления и затемнения духа человеческого для восприятия Богоозарения в Духе Божием. Границы между Божественным в человеке и его собственным – одним человеческим. Ослабление созерцательного ведения и истощание духа человеческого и естественные религии в роде человеческом. Выводы. Ниспровергнутое на основе религиозного сознания человека не могло быть восстановлено на почве философии. В падшем своём состоянии человек представляет собой немощное и мертвенное бытие для Духа Божия: с одной стороны, подвергшись рабству греха, погружаясь глубже и глубже в натурализм телесной своей жизни, человек более и более грубел в духовно-нравственном отношении, через что, само собой, более и более утрачивал способность ощущать, воспринимать и опознавать воздействие Духа Божия и быть Богопросвещенным; с другой стороны, Сам Дух Божий оставлял человека, как противобожное и «хульное» для Себя существо: «Душевен же человек, – говорит Апостол Павел, – не приемлет яже Духа Божия» ( 1Кор.2:14 ); «не вечно Духу Моему, – говорит Господь, – быть пренебрегаемым человеками [сими] , потому что они плоть» ( Быт.6:3 ), «По противлению ли человеков, – говорит св. Григорий Богослов , – не будучи принимаем, или по суду правды Божией, не будучи даруем, это все равно; ибо одно следствие – отчуждение человеков от Духа Божия» (Слово о даре Св. Духа). В истории, однако, рода человеческого отчуждение людей от Бога никогда не было всецелым – до последнего сына человеческого, да и в массе своей род человеческий не вдруг отчуждался от Бога в такой степени, когда Дух Божий, по выражению Св. Писания, «не имать уже пребывать в человеках», вследствие духовно-нравственного растления их. В первых поколениях от Адама, т.е. в допотопном мире, несмотря на отрождение сильнейшего зла в потомстве Каина, долгое время сохранялось в другой части человеческого рода – в потомстве Сифа – благочестивое направление чувств, мыслей и волей человеческих, и потому эти люди, по верности и близости их к Богу, назывались «сынами Божиими» в отличие от «сынов человеческих», устроявших себя и свою жизнь в безбожном каинитском направлении воли. Но и тогда, когда «сыны Божии», препобежденные соблазном каинитского жития, вожделев прелестей «дочерей человеческих», оставили Бога и слились воедино с «сынами человеческими», «святое семя» сохранялось в мире, и, благочестивое, верное и близкое Богу, оно в себе самом сохраняло и носило как судьбу и дальнейшую историю рода человеческого на земле, так и благословение Божие и спасение рода человеческого в «Благословенном Потомке».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Скачать epub pdf Страдание святого мученика Трифона Память 1 февраля Святой Трифон родился в стране Фригийской, в селении Кампсад, близ города Апамеи 1088 . Еще с юных лет почила на нем благодать Божия и Господь даровал ему силу чудотворения 1089 , дабы не только из уст сего младенца, но и из чудесных его дел совершить Себе хвалу. В Великих Минеях Четьих 1090 много повествуется об исцелениях от всяких болезней, совершенных святым отроком Трифоном, и об изгнании им бесов из людей, обращавшихся к нему. Мы же сначала расскажем об одном из многих его чудес, свидетельствующих о великой благодати Божией, почивавшей на нем, а затем будем повествовать об его страдании за веру Христову. В двести тридцать восьмом году на престол римский вступил император Гордиан 1091 , который, хотя и был идолопоклонник, но христиан не преследовал. Этот царь имел взрослую дочь, по имени Гордиану, – девицу, отличавшуюся умом и красотою, так что многие великие и славные князья желали взять ее в жены своим сыновьям. Но эту девицу, а с нею вместе и все ее семейство, постигло великое несчастье: по Божию попущению в нее вошел диавол, который жестоко мучил ее, ввергая ее в огонь и в воду; приводимые к больной девице, известные своею мудростью врачи не могли помочь ей. Но вот, обитавший в девице нечистый дух сам, по повелению Божию, провещал: – Никто не может изгнать меня отсюда, кроме отрока Трифона. Царь тотчас послал искать повсюду Трифона. Много было приводимо к царю людей, носивших то же имя, но ни один из них не мог изгнать беса из царской дочери. Наконец, привели к царю святого отрока Трифона, которого нашли во Фригии, в селении Кампсаде, где он пас гусей при одном озере; – отроку было тогда семнадцать лет. Когда святой приближался к Риму, диавол, узнав об его приходе и начав еще сильнее мучить девицу, громко закричал: – Не могу больше здесь жить, потому что приближается Трифон, и на третий день придет сюда, не могу более терпеть. Прокричав так, нечистый дух вышел из девицы. На третий день в город пришел святой Трифон и тотчас был приведен в царские палаты, где был весьма приветливо принят царем, ибо царь узнал в нем того Трифона, о котором упоминал диавол, выходя из девицы. Но чтобы больше убедиться в том, что именно Трифон исцелил его дочь, царь умолил его показать диавола воочию так, чтобы можно было видеть его телесными очами. Святой согласился на просьбу царя и шесть дней пребывал в посте и молитве и после того получил свыше еще большую и сильнейшую власть над духами нечистыми. На седьмой день, при восходе солнца, царь пришел к блаженному со всем своим синклитом, желая видеть диавола. Тогда Трифон, исполненный Святого Духа, и духовными очами взирая на невидимого духа злобы, сказал ему:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

2. Нам надлежит знать только, что Бог есть, но доискиваться узнать, что есть Бог, это не только дерзко, но и бессмысленно и неразумно. Горшечник, делающий сосуды из персти, при всем том, что они одного с ним естества (ибо и он из персти), никогда не слышал, чтоб какой-либо сосуд, из выделанных им, начал расспрашивать и расследовать, что такое этот горшечник, выделавший его. Конечно, есть великое различие между горшечником и сделанным им сосудом, хотя они одного естества, но различие Бога от человека неизмеримо велико. Посему, если Бог не есть ни что из всего сущего, видимого или мыслимого, то желающий исследовать и постигнуть естество Божие бессмысленнее горшечного сосуда. Дела Божии – небо, солнце, луна, звезды, земля, море, человек и все прочие творения – свидетельствуют, что есть Бог, создавший их, и всякий рассудительный человек по ним может убедиться, что Бог есть; но что есть Бог, Которого ни один человек не видал и видеть не может, не должно нам исследовать, а лучше молчать об этом, поклоняясь единому Богу и веруя в Отца и Сына и Святого Духа, в едино естество и три ипостаси, и в великое таинство воплощенного домостроительства, то есть – что Бог Слово и Сын, единосущный Отцу, не отделясь от Отца, вошел в утробу Девы и воплотился, восприял Себе совершенное человеческое естество, пребыв непреложно Богом, и воплощенно родился от Приснодевы Богочеловеком, в двух совершенных естествах Божества и человечества, соединенных неслиянно и неизменно; что потом Он волею пострадал и распялся, волею умер и погребен; что после того воскрес в третий день и наконец через сорок дней вознесся на небеса, яко человек, и седит на престоле Божества Своего с плотию Своею, воспеваемый со Отцом и Святым Духом всеми небесными воинствами; – что все сие, нами сказанное, домостроительствовано для того, чтобы верующие во Христа чрез Него опять облекаемы были благодатию Святого Духа, и с помощию ее верно исполняли заповеди Божии, побеждая диавола и всех слуг его – демонов. Ибо без благодати Святого Духа никому невозможно не грешить, никому невозможно приступить к исполнению святых заповедей и исполнять их, и свергнуть с себя власть и насильство, которое возымели над нами демоны.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Мироварение (Исторический очерк) Через каждые два-три года в Москве и в Киеве совершается приготовление и освящение мира. Это редкое и торжественное священнодействие имеет свою историю, к сожалению, у нас не исследованную и не установленную во всех подробностях. Не задаваясь целью пополнить этот существенный пробел в нашей литературе, мы намерены познакомить читателя лишь в общих чертах как с прошлой историей священнодействия, так и с современным совершением освящения мира. I Употребление св. мира в Церкви Христовой восходит ко временам самой глубокой, можно сказать, апостольской древности. Еще в «Пастыре» мужа апостольского Ермы можно находить указание на особое действие низведения Св. Духа на крещаемого, в каковом действии нельзя не видеть именно таинства миропомазания. В творениях св. Иринея лионского , ученика мужа апостольского св. Поликарпа смирнского , уже прямо содержится некоторый намек на тот чувственный знак, через который сообщался в его время Св. Дух в таинстве миропомазания. В чем выражался этот видимый знак таинства – это определенно указано Оригеном , который в объяснении таинства миропомазания заметил, что «дар благодати Духа обозначается чрез образ елея» (per olei imaginem) 7 . Очевидно, так же рано началось и особое приготовление, и освящение мира. Св. Кирилл иерусалимский в тайноводственном слове о миропомазании весьма ясно свидетельствует о существовавшем в его время особом освящении мира через призывание Святого Духа. «Но смотри, не подумай, – говорит он, – что сие есть миро простое. Как хлеб евхаристии, по призвании Святаго Духа, есть уже хлеб не простой, но тело Христово, так и святое миро сие, по призвании, не простое уже или, как бы сказал иный, обыкновенное миро, но дарование Христа и Духа Святаго, от присутствия Божества Его соделавшееся действенным». Понятно само собой, что «призывание» могло совершаться лишь священными действиями и молитвами. Яснее и подробнее об этом говорит св. Дионисий Ареопагит в своем творении «О церковном священноначалии». Приступая к подробному объяснению всех знаменований и действий св. мира, он так описывает его освящение или «совершение»: «По совершении обхождения по всему храму с благоуханием и по священнословии псалмов и по чтении божественнейших словес, таким же образом и здесь, как в причащении, чины несовершенных отлучаются. Потом священноначальник, прияв миро, возлагает на божественный жертвенник, дванадесятию священными крилами покровенное, при пении от всех, святейшим гласом, богодухновенных пророков песней богодухновения: и исполнив над оным совершительную молитву во всех святейших для освящаемых (людей) совершениях, его употребляет на всякое почти священноначальное совершение».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

9. Библейские тексты о слове Божием или Св. Писании Слово Божие дано по вдохновению от Бога. «И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем» ( Исх. 34:27 ). – «Так говорит Господь, Бог Израилев: напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу» ( Иер. 30:2 ). – «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» ( 2Тим. 3:16 ). Слово Божие дано по вдохновению от Духа Святого: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» ( 2Цар. 23:2 ). – «Возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным» ( 1Кор. 2:13 ). – «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его Святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет. 1:21 ). Слово Божие сообщено пророкам: " О Нем (т. е. об Иисусе Христе) все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» ( Деян. 10:43 ). – «Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил» ( Деян. 3:18 ). Слово Божие названо словом Божиим: «вера от слышания, а слышание от слова Божия» ( Рим. 10:17 ). – «И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие» ( Еф. 6:17 ). – «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» ( Евр. 4:12 ). Словом Господним: «Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас» ( 2Сол. 3:1 ). – «Слово Господне пребывает вовек» ( Ис. 40:6–8 ; 1Пет. 1:25 ). Словом Христовым: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростию; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» ( Кол. 3:16 ). Словом истины: «В нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом» ( Еф. 1:13 ). – «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» ( 2Тим. 2:15 ). словом жизни: «содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился» ( Флп. 2:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Слово Божие Слово Божие дано по вдохновению от Бога: И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем ( Исх.34:27 ). Так говорит Господь Бог Израилев: напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу ( Иер.30:2 ). Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности ( 2Тим.3:16 ). Слово Божие дано по вдохновению от Духа Святого: Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня ( 2Цар.23:2 ). Возвещаем не от человеческой мудрости, изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным ( 1Кор.2:13 ). Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым ( 2Петр.1:21 ). Слово Божие сообщено пророкам: О Нем [Иисусе Христе] все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его ( Деян.10:43 ). Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил ( Деян.3:18 ). Слово Божие названо · словом Божиим: Вера от слышания, а слышание от слова Божия ( Рим.10:17 ). И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие ( Еф.6:17 ). Ибо слово Божие живо и действенно и острие всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные ( Евр.4:12 ); · словом Господним: Итак, молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас ( 2Фес.3:1 ). Слово Господне пребывает ввек ( Ис.40:6–8 ; 1Петр.1:25 ); · словом Христовым: Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью ( Кол.3:16 ); · словом истины: В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом ( Еф.1:13 ). Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим! слово истины ( 2Тим.2:15 ); · словом жизни: Содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился ( Флп.2:16 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010