После этого, Иисус Христос отправился в Капернаум, который лежал на берегу Галилейского моря, или Генисаретского озера. За ним пошли Матерь Его, двоюродные братья, Иаков, Иосий, Иуда и Симон, сыновья Алфея, брата Иосифова 4 , и ученики его. Там они пробыли недолго. 2. Изгнание торгующих из храма (Ин. 2:13–25) Время было перед Пасхой, и Иисус Христос пришел в Иерусалим. Там Он нашел, что в храме продавали жертвенных животных, волов, овец, голубей, и меновщики разменивали иностранную монету на священные сикли Еврейские. И сделал бич из веревок, и выгнал из храма и продавцов, и покупателей, и овец, и волов; деньги у меновщиков рассыпал, и столы их опрокинул; и продавцам голубей сказал: «возьмите это отсюда; и дома Отца Моего не делайте домом торговли». Ученики, смотря на Его действия, тотчас же, вспомнили слова псалма: ревность по доме Твоем снедает Меня ( Пс. 68:10 ). Но старейшины Иудейские, особенно, начальники храма, находя, что поступок Иисусов, который не мог остаться без одобрения в народе, обличал их собственное нерадение о храме, а, с другой стороны – выказывал чрезвычайную власть, какую новый Учитель народный, мимо Синедриона, мог получить, разве, от Бога, подступили к Нему, и сказали: «а каким (сверхъестественным) знамением Ты докажешь нам, что имеешь власть поступать таким образом?» Иисус Христос отвечал им: – «разрушьте этот храм; и Я в три дня восставлю его». – На это сказали Ему: «сорок шесть лет строили этот храм; и Ты в три дня воздвигнешь его!» Они не поняли слов Иисуса Христа. Храм чтится, как обитель Божества, Которое присутствует в нем особенным образом, но в Иисусе Христе обитала вся полнота Божества телесно, и потому, тело Его – было истинный храм. Теперь Он пророчествует, что они покусятся разрушить храм тела Его, но что Он в три дня восставит этот храм, тогда воскресение тела Его будет решительным знамением Божественной власти и силы Его. На этот раз не могли понять пророчества и ученики Его. Они вспомнили о нем, уже по воскресении Его из мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Посредством соблюдения заповедей Христос и Бог Отец будут жить внутри такого человека, который будет Их любить: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим ( Ин. 14, 23 ). Значит, таким образом, человек становится богоносцем, то ест, он постоянно носит Бога внутри себя. Душа такого человека настолько тесно соединяется с Богом, что становится с Ним одним целым: А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом ( 1Кор. 6,17 ). Душа человека обожествляется и посредством благодати приобретает те качества, которые Бог имеет по Своей природе: бессмертие, свет, славу, знание прошлого и будущего, власть над материей и многие другие. Свет Христов, который обитает в душе такого человека, настолько интенсивный, что заметно проявляется и в его теле, заставляя его светиться – в буквальном смысле. Когда этот человек желает, по ему ведомым причинам, он раскрывает славу своей души и другим людям, с которыми вступает в контакт, также, как Христос раскрыл Свое божество троим Своим ученикам на Горе Фавор: взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и воз-вел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет... ( Мф. 17, 1–2 ). Православная Церковь приводит как свидетельство множество святых, которые на протяжении двух тысяч лет её существования имели множество подобных опытов и даров. Все эти святые Церкви подтверждают слова Господа Иисуса Христа: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит ( Ин. 14, 12 ), а также и без Меня не можете делать ничего ( Ин. 15, 5 ). Среди этих богоносцев был и старец Паисий. Он выказывал свет Христов своими делами, своими словами, всей своей жизнью. А когда было необходимо, он проявлял его сверхъестественным образом перед своими учениками. Человек, игнорируя свою совесть – этот естественный закон, который Бог внедрил в сердца людей, чтобы направлять их к добру (дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их ( Рим. 2, 15 )) – удаляется от источника добра, от света, от Бога. Он становится темным, и через грехи, которые совершает, дает дьяволу в различной степени власть над самим собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Примеч. В святоотеческой литературе можно встретить толкование обрезания как знака обуздания плоти. Подобное понимание вполне правильно в смысле прообразовательно-аскетическом, но никак не конкретно-историческом, ибо здесь, наоборот, привлекалось внимание к творящей плоти. 18-ая гл. кн. Бытия удивительным образом описывает посещение Богом Авраама и Сарры за год до рождения Исаака: «Явился ему Господь у дубравы Мамре … Он возвел очи свои, и взглянул, и вот, три мужа стоят против него … он побежал навстречу … поклонился до земли. И сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего. И принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом. А я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши … и взял теленка … и поспешил приготовить его … и поставил пред ними; а сам стоял подле них под деревом. И они ели». (18, 1-8). В этом описании соединилось земное и небесное; присутствие Бога явное, физически ощутимое, отношения с Ним родственные (образ: Бог, отдыхающий под деревом Авраама!). Но самым необычным является игра форм единственного и множественного числа: Авраам видит трех, а говорит со странниками так, будто их то трое, то один; в буквальном смысле: 3=1. Некоторые отцы Церкви видели в этой картине Бога и с Ним двух ангелов (для этого тоже есть некоторые основания), но большинство их считают это место прикровенным указанием на явление Бога-Троицы, самое очевидное во всем ВЗ. Христианское осмысление древнего сюжета, в котором Авраам и Сарра угощают под деревом трех таинственных странников, привело в итоге к традиции иконописи Троицы, кульминацией которой стало бессмертное творение преп. Андрея Рублева. Нелишне заметить, что ангелы в Быт. 18 и ангелы Рублева являются символическим описанием присутствия троичного Бога и по смыслу не имеют отношения к обычно нами понимаемым ангелам — сотворенным светлым духам. Примеч. 1 . Можно недоумевать по поводу того, почему Троица является Аврааму именно в этот момент, ни раньше, ни после. Но нужно вспомнить о том, для чего Бог пришел к Аврааму. Он пришел не просто в очередной раз напомнить об обетовании, Он сказал, что на этот раз ребенок точно будет, т. о. посещение Божие принесло Аврааму и Сарре сверхъестественную благодать зачатия, а ведь брак — единение двоих — есть образ единения Троих, так что всё удивительным образом сходится и посещение трех Ангелов становится первым постижением Бога как Любви…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Природу же [человеческую] в ее первоначальном виде [воплощенное Слово] восстанавливает не только тем, что, став Человеком, Оно сохранило волю свободной от страстей и несклонной к бунту, не поколебавшейся в своей естественной основе против самих распинателей, а наоборот, избравшей вместо жизни смерть за них. Из этого человеколюбивого расположения Страждущего [к распинателям] и видно, что Он добровольно пострадал. Однако [Господь воссоздал природу человеческую в ее первоначальной чистоте] еще и тем, что, упразднив вражду, «пригвоздил на кресте рукописание» (Кол. 2:14) греха, вследствие которого эта природа вела непримиримую борьбу против себя самой; призвав дальних и близких, то есть бывших под законом и бывших вне закона, «и разрушив стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир» (Ефес. 2:14—15), примирил нас через Себя с Отцом и друг с другом. И при этом мы не имеем больше воли, противящейся логосу природы, но как по природе, так и по [свободной воле] остаемся неизменными. А чистой от «закона греха» (Рим. 7:23, 25, 8:2) [Бог Слова] соделывает природу [человеческую] посредством того, что не попустил, чтобы Воплощению Его ради нас предшествовало плотское наслаждение. Ибо зачатие Его невероятным образом было бессеменным, а рождение Его сверхъестественным образом было нетленным, так как родившийся Бог самим рождением [Своим] укрепил [в недрах] Матери [Своей] узы девства, превзойдя естество. И всю природу [человеческую], в лице желающих этого и подражающих Его добровольной смерти через умерщвление земных членов своих (Кол. 3:5), Он освободил от власти господствующего [над ним] закона [греха]. Ибо таинство спасения [дано для] добровольно жаждущих его, а не для насильно привлекаемых. Тираническую же власть лукавого, обманом подчинившего нас, [Бог Слово] низложил, выставив против него в качестве оружия плоть, побежденную в Адаме, и побеждая [ею]. И это для того, чтобы показать, что плоть, прежде захваченная в плен смерти, захватила захватившего [ее], естественной смертью своей разрушила его жизнь и стала для него отравой, дабы он изблевал всех, кого был в силах пожрать, как «имеющий державу смерти» (Евр. 2:14). А для рода человеческого эта плоть стала жизнью, воздвигая все естество [человеческое], как заквашенное тесто, к воскресению жизни, для чего собственно Бог Слово и стал Человеком — дело поистине странное и неслыханное — и добровольно принял плотскую смерть. Содержание Молитвы Господней, как я уже сказал, и заключает в себе мольбу обо всем этом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3637...

Пс.77:15-16 Разверзе камень в пустыни и напои я яко в бездне мнозе: и изведе воду из камене и низведе яко реки воды.    Продолжая то же обличение вероломных израильтян, пророк говорит далее о других чудесах, которые Господь Бог сотворил для них во время путешествия их по пустыне, именно он говорит о двух случаях чудесного изведения воды из камня, из которых первое описано в книге Исход (17:1—7), где повествуется, что когда все общество народа израильского расположилось станом в Рефидиме, и не было воды для питья, то народ с ропотом и укоризнами стал требовать от Моисея воды. Тогда Господь повелел Моисею взять некоторых из старейшин израильских и тот жезл, которым он чудодейственно ударял и разделял воды моря, и идти с ними к скале горы Хорива ударить жезлом в скалу. Когда Моисей исполнил повеление Божие, Господь разверзе камень, и из скалы потекла вода в таком множестве, что ею напоены были многие тысячи народа и скота (напои я яко в бездне мнозе). О другом случае рассказано в книге Чисел (20.1—11) таким образом: и пришли сыны Израилевы всем обществом в пустыню Син и остановились в Кадисе, и не было там воды ни для народа, ни для скота. И возроптал народ на Моисея и Аарона, говоря: для чего вывели вы нас на это негодное место, где нет ничего, даже воды для питья? И пошли Моисей и Аарон ко входу скинии и пали на лица свои, и явилась им слава Господня. И сказал Господь Моисею: возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, и скажите в глазах их скале, она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы и напоишь общество и скот его. И хотя Моисей не в точности исполнил это повеление Господне, тем не менее Господь извел воду из камня, и потекла она в таком множестве, яко реки воды. В обоих этих случаях наглядным образом обнаружена сверхъестественная, чудодейственная сила Божественная, так что эти два нуда воочию свидетельствуют: с одной стороны, о всемогущей силе Божией, которая побеждает естества чин и всегда, когда только благоугодно Господу, разрушает законы природа, а с другой – о Его отеческой любви к Своему народу, покровительствующей ему и пекущейся о его спасении.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3141...

Пс.77:15–16 Разверзе камень в пустыни и напои я яко в бездне мнозе: и изведе воду из камене и низведе яко реки воды. Продолжая то же обличение вероломных израильтян, пророк говорит далее о других чудесах, которые Господь Бог сотворил для них во время путешествия их по пустыне, именно он говорит о двух случаях чудесного изведения воды из камня, из которых первое описано в книге Исход ( Исх.17:1–7 ), где повествуется, что когда все общество народа израильского расположилось станом в Рефидиме, и не было воды для питья, то народ с ропотом и укоризнами стал требовать от Моисея воды. Тогда Господь повелел Моисею взять некоторых из старейшин израильских и тот жезл, которым он чудодейственно ударял и разделял воды моря, и идти с ними к скале горы Хорива ударить жезлом в скалу. Когда Моисей исполнил повеление Божие, Господь разверзе камень, и из скалы потекла вода в таком множестве, что ею напоены были многие тысячи народа и скота (напои я яко в бездне мнозе). О другом случае рассказано в книге Чисел ( Числ.20:1–11 ) таким образом: и пришли сыны Израилевы всем обществом в пустыню Син и остановились в Кадисе, и не было там воды ни для народа, ни для скота. И возроптал народ на Моисея и Аарона, говоря: для чего вывели вы нас на это негодное место, где нет ничего, даже воды для питья? И пошли Моисей и Аарон ко входу скинии и пали на лица свои, и явилась им слава Господня. И сказал Господь Моисею: возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, и скажите в глазах их скале, она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы и напоишь общество и скот его. И хотя Моисей не в точности исполнил это повеление Господне, тем не менее Господь извел воду из камня, и потекла она в таком множестве, яко реки воды. В обоих этих случаях наглядным образом обнаружена сверхъестественная, чудодейственная сила Божественная, так что эти два чуда воочию свидетельствуют: с одной стороны, о всемогущей силе Божией, которая побеждает естества чин и всегда, когда только благоугодно Господу, разрушает законы природы, а с другой – о Его отеческой любви к Своему народу, покровительствующей ему и пекущейся о его спасении.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Само Евангелие в этом отношении очень сурово к Апостолам и не скрывает их глубокой обескураженности и растерянности после смерти Иисуса. Должно было что-то произойти. Что-то, что убедило их в том, что их Учитель, служение которого закончилось столь ужасной смертью , на самом деле не только предсказанный Пророками Мессия, но и Господь, Спаситель, Судия живых и мертвых. Конечно, люди, строго приверженные материалистической картине мира, будут стоять на том, что произошло все, что угодно, кроме такого сверхъестественного события, как Воскресение – которого, в их картине мира не могло быть, потому что не могло быть никогда. Но если мы не находим материализм убедительным – а у нас есть на это серьезные причины – у нас нет оснований отвергать самое очевидное объяснение: Апостолы говорят правду. Христос действительно воскрес из мертвых. А если это так – и в истории Иисуса явным образом действует Бог , Который, таким образом, полагает печать Своего одобрения на все, что сказал и сделал Иисус. Если это так, мы можем полагаться на Бога в том, что свидетельство о словах и деяниях Иисуса, которое мы находим в Новом Завете, дошло до нас в том виде, в котором Он хотел. Крестная жертва как свидетельство любви Другой довод связан с тем, что Крестная Жертва Господа – высшее проявление любви. Людям нравятся библейские слова «Бог есть любовь», хотя многие не помнят, откуда они – мне доводилось читать, что их приписывали Льву Толстому или каким-то индийским учителям. На самом деле эти слова принадлежат Апостолу Иоанну, и он говорит их в свете крестной жертвы Спасителя: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» ( 1Иоан.4:8–10 ) В самом деле, в отношениях между людьми любовь проявляется в жертве – какие жертвы вы готовы понести ради тех, кого любите? Мы готовы изо дня в день жертвовать своим временем и деньгами ради своей семьи – и, может быть даже, принять страдания и смерть ради тех, кого мы по-настоящему любим.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Скачать epub pdf 40. Неделя двадцать третья по Пятидесятнице Eф. II, 4–10 4. Братия, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, 5. и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – 6. и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, 7. дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. 8. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: 9. не от дел, чтобы никто не хвалился. 10. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. В произнесенных ныне словах св. апостола возвещается учение о безмерных милостях Божиих к человеку. Бог богат… в милости, говорит он. Как солнце не может не светить и не греть, так и Бог не может не оказывать любви, снисхождения и сострадания к человеку. Бог весь есть Любовь . Он – Творец всего, Он дал законы всякой твари, Он дал и силы для выполнения законов и все устроил в мире вещественном, так что одно поддерживается и обусловливается другим и, таким образом взаимодействуя, составляет чудную гармонию и красоту мироздания. А обращаясь к миру нравственному или, частнее, к нашему человеческому роду, никто не может не видеть отеческого попечения Божия о людях. Вот Он наделяет человека особыми дарами Своими, Своим образом, чтобы человек более и более уподоблялся Ему и впоследствии жил жизнью небесною в общении с Ним. Но свобода, вольность человека сгубили его – он пал. Любовь Божия его и здесь не покинула. Она слышит вздохи, стоны, страдания человека, она зрит и бессилие его поправить дело и с радостью, замечая раскаяние в последнем, сама вызывается помочь ему. Поникший человек, удрученный горем, ободряется обетованиями, утешительными пророчествами, вся жизнь его обставляется религиозными обрядами и руководствуется данными свыше подробными правилами. Человек живет и ходит, как дитя под руководством надзора няни, потому что грех омрачил его ум, расслабил волю и сдавил добрые порывы сердца. Господь приставил к людям особых вестников правды и покаяния – св. пророков, посылал нарочитых избавителей от бед общественных, от вражьей силы – могучих людей. Да, Он многократно и многообразно… издревле говорил праотцам чрез пророков ( Евр. 1, 1 ). Но и при этих особенных деятелях люди не делались лучшими. Они чувствовали неспособность исправиться без дивной сверхъестественной помощи. И из древнего мира возносится к Богу молитва великого пророка о людях: обрати Ты, Господи, Сам, и они обратятся. Боже Спасителю наш, не забуди нас. Изведи из темницы душу мою, сподоби нас скорее и правильнее исповедатися Имени Твоему ( Nc. CXLI, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Слово Божие весьма ясно внушает нам, что для действительности Таинства и для его благодатного действия на человека именно необходимы как Божественная сторона Таинства, так и человеческая. Тот есть крестящий Духом Святым, – сказал Иоанн Предтеча об Иисусе Христе, хотя Христос видимо не крестил Сам, а через учеников Своих, по свидетельству Евангелия: Сам Иисус не крестил, а ученики Его ( Ин. 1:33; 4:2 ). Кто Павел? кто Аполлос? – спрашивает Апостол Павел, и отвечает: Они только служители... Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог . Посему и насаждающий, и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий ( 1Кор. 3:5–7 ). Из сего очевидно, что сила совершения Таинства – во Христе; пастыри Церкви, совершающие то или другое Таинство, суть только служители Его и видимые орудия, чрез которые Он преподает Таинства людям. С другой стороны, то же Св. Апостол Павел говорит например: всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию (в Св. Евхаристии), смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет. Посему кто будет есть хлеб сей, или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против тела и крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, то и ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны, и не мало умирает ( 1Кор. 11, 26–30 ). Следовательно Таинства, по учению слова Божия, не суть какие-нибудь механические или магические действия, которые производили бы в нашей природе те или другие перемены без всякого участия с нашей стороны, но, как и все в святой вере Христовой, имеют прямое отношение к нашей свободе, к нашему сознательному понимание их святости, достоинства и существенной необходимости для нас. Дабы они действовали на нашу душу благотворным образом, нужно чтобы мы сами сознавали и искали этого действия и хорошо памятовали, что без помощи сверхъестественной благодати Божией мы при настоящем расстройстве нашей природы никогда не можем исполнить того, что требуется для нашего спасения и что эту помощь мы можем почерпать только в должном отношении к Святым Таинствам, как действительным источникам благодати Божией. Тогда и только тогда приступавший к каждому Таинству действительно может совершенствоваться внутренне, по мере того, как он каждый раз удостаивается того или другого из Святых Таинств. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, – говорит Спаситель (Мф. 7:7). А кто ни холоден, ни горяч, т.е. кто смотрит на все под влиянием дня и делает всякое дело или только по давно усвоенной привычке делать, или по чувству страха наказания за неделание, или просто из внешнего приличия делать так, а не иначе, но без внутреннего, сердечного сознания достоинства и важности дела, – тот, по слову Откровения, извергается от Духа Божия ( Откр. 3:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Смотри же не заключи из того, что я сказал об апостолах, что Иуда был избран Христом в качестве пугала для них, потому что я говорил не о них, но о различным образом впоследствии просиявших добродетелью святых мужах. Ибо Христом засвидетельствованы как величайшие из всех людей Иоанн, сын Захарии, крестивший Его и прозванный Предтечей потому, что предшествовал Ему и провозвещал Его, и апостолы. Пресвятую же Деву из числа тех, о ком идет речь, надо исключить как несравненно превосходящую всяческую человеческую природу. Впрочем, сначала и у апостолов страх имел место, а в конце – нисколько, когда Господь говорил им: «Я уже не называю вас рабами, потому что раб не знает, что делает господин его; но Я называю вас Друзьями, потому что все сказал вам» ( Ин.15:15 ). Знай между прочим, что страх бывает двух родов: один – ведущий к добродетели страх о своих грехах, о котором и Соломон сказал: «Начало премудрости – страх Господень» ( Притч.1:7 ), а другой – свойственный совершенным существам некий божественный страх, как у ангелов, которые, как то видел Исайя, закрывают от страха лица крыльями (см. Ис.6:2 ). Разделяя таким образом страх надвое, Давид говорит: «Работайте Господу со страхом», – намекая, как мы сказали, на вводимых, «и радуйтесь Ему с трепетом» ( Пс.2:11 ), – имея в виду совершенных; и в другом месте: «Страх Господень чист, пребывающий во веки веков» ( Пс.18:10 ). Итак, на твое недоумение, вызванное избранием Иуды, по мере сил мы тебе ответили; обрати теперь внимание на то, что и совершенно все остальное было пророками предсказано. Так, Давид, указывая на сверхъестественное неразумие Его ученика и на то, что он восстал на Учителя, надругавшись над законом всякой любви, сказал: «Человек, с которым Я был в мире, на которого надеялся, евший хлеба мои, поднял на меня пяту» ( Пс.40:10 ); «Поставь над ним грешника, и дьявол да станет одесную его. Когда будет судиться, да выйдет осужденным, и молитва его да будет в грех. Да будут дни его малы, и достоинство его да примет другой» ( Пс.108:6–8 ); «Возлюбил проклятие, и оно придет на него; и не восхотел благословения, и оно удалится от него» ( Пс.108:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010