Часть первая. Главы I-X Глава I Мф.1:1 .  Книга родства Иисуса Христа... Родословие Иисуса Христа... Под родством ( γενεσις ) здесь Иоанн Златоуст разумеет рождение, потому что слово γενεσις в общем смысле значит и рождение. А некоторые говорят, что как Христос, сверхъестественно родившийся от Девы, возобновил естественное рождение, так и евангелист возобновил естественное название рождения, называя им родство. Имя Иисус – еврейское и значит «Спаситель». «Той бо спасет, говорит (Ангел), люди Своя от грех их» ( Мф.1:21 ). А чтобы ты, при слове, обозначающем различное, не вводился в заблуждение, когда слышишь: Иисус, – так как был и другой Иисус – Навин, – то евангелист не сказал только: «Иисуса», но «Иисуса Христа», различая Этого от того. Но кто-нибудь может быть приведен в сомнение тем, что эта книга содержит не одно только рождение Иисуса Христа, но вообще Его жизнь и Домостроительство. Это сомнение мы разрешаем тем, что рождение есть глава всего Домостроительства и жизни, начало и корень нашего спасения. Возбуждает в нас великое удивление и стоит выше всякой надежды и ожидания то, что Бог становится человеком; когда же это совершилось, то все последующее идет естественно и само собою. Итак, от этой важнейшей части вся книга названа книгою родства. Таким же образом и Моисей первую свою книгу назвал книгою бытия неба и земли ( Быт.2:4 ), хотя она говорит не только о небе и земле, но и о всех творениях. Или: так как Христос родился и сверхъестественно, именно без семени и от Девы, – и по естеству, именно родился от Девы и питался сосцами, то посему евангелист сказал «родства» ( Мф.1:1 ), разумея то, что было сверхъестественно, а ниже говорит: «Иисус Христово рождество сице бе» ( Мф.1:18 ), открывая то, что было естественно. А некоторые говорили, что «родство» Иисуса – это сошествие Его в мире, именно каким образом Он явился. Мф.1:1 .  Сына Давидова, Сына Авраамля. Сына Давидова, Сына Авраамова. Сыном Давида евангелист называет Христа, а сыном Авраама – самого Давида, возводя умы слушателей к воспоминанию обетований. Некогда Бог обещал Аврааму и Давиду, что из семени их родится Христос, и так как слушателями, как мы выше сказали, были иудеи, то они знали эти обетования. Прежде евангелист поставил Давида, потому что он был у всех на устах, как великий пророк, как весьма славный царь и, притом, не слишком давно умерший. Авраам же хотя и был знаменит, как патриарх, но так как умер давно, не был в таком почтении. Хотя Бог дал обетование и тому и другому, но о том, как о древнем, молчали, а это, как новейшее, носилось у всех на устах. Посему и говорили: «не от семени ли Давидова» «и от Вифлеемския веси, идеже бе Давид, Христос приидет» ( Ин.7:42 ). Итак, никто не называл Его сыном Авраама, а все, сыном Давида. Посему начиная с того, что было известнее, восходит к тому, что было древнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Необходимость благодати, находящейся в Церкви, для сохранения истин веры и поддержания в людях чистой нравственности Источник Чистая и совершенная нравственность возможна только в христианстве: но то, на чём держится христианство , без чего оно было бы невозможно и о чём вовсе умалчивают те, которые не находят другого основания для нравственности, кроме самой природы, или одного разума человеческого, это есть благодать, проповедуемая христианством и дарованная Церкви, – благодать, которой поддерживается добродетель и на которой утверждается само христианство. Благодать есть сверхъестественная помощь, дарованная Церкви и споспешествующая ей в верном сохранении сокровища богооткровенных истин. Предвозвещенная и преданная сначала малому числу учеников, помощь эта одна может объяснить нам то обстоятельство, – каким образом в обществе человеческом, при всей обширности и разнообразии свободных мыслей, могли сохраниться целыми и оставаться непоколебимыми истины христианские. Такое необычное явление не есть ли уже само по себе достаточное и сильное доказательство того, что люди сами собою никогда не могли бы удержаться в этом единстве веры и убеждений, если бы в них не действовала сверхъестественная сила Божия, невидимо связующая их в одно благодатное общество, в одну Христову Церковь ? В самом деле, христианам не довольно только знать истины христианские и иметь о них более или менее обширное понятие; тем более не достаточно исповедовать внешним образом общий символ веры , или соединяться наружным образом в богослужении и общении со своими пастырями; связи эти, делающие их членами тела Церкви, отнюдь не делают их общниками в её духе и жизни. Для этого им нужна благодать, т. е. дар чисто добровольный, дар такой, по которому они свободно, без всякого внешнего принуждения и внешнего стеснения, соединялись бы между собой в одно стройное общество, проникнутое одним духом жизни. Писание никогда не говорит о действии, о влиянии Бога на душу, не подразумевая или не выражая в то же время прямо, что Он внутренне просвещает и поддерживает её, что Он указывает ей истину и даёт ей силу упражняться в добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Антонио М. Абате (католик) Часть вторая. Расторжение брака Глава первая Расторжение брака в учительстве церкви 1. Церковь, хранительница естественного права Заключив действительный брак, супруги должны оставаться связаны друг с другом неразрывными узами на протяжении всей их жизни. Таков принцип, который неизменно отстаивало Учительство Церкви. Церковь всегда сознавала, что, утверждая и отстаивая нерасторжимость брака, она тем самым отстаивает Божественное право. Об этом прямо заявляет Иоанн XXIIÏ «Ревностно оберегая нерасторжимость уз, ... Церковь защищает не только церковное и гражданское право, но прежде всего естественное и позитивное Божественное... Таким образом, речь идёт не о предписаниях и нормах, навязываемых обстоятельствами, которые из поколения в поколение могут меняться, а о воле Бога, о неприкосновенном порядке, установленном Им Самим, дабы защитить первую основополагающую ячейку гражданского общества» 140 . Павел VI подтверждает: « Церковь не может не провозглашать этот возвышеннейший принцип, который, уже будучи вписан в право природы, был подтверждён и укреплён для христиан законом Евангелия – там, где Христос предупреждает, что человек не должен разлучать то, что сочетал Сам Бог» 141 . Однако известно, что при определённых обстоятельствах вечный характер супружеских уз, который охраняет институт брака как таковой, тем не менее в конкретном союзе, уже распавшемся на уровне чувств, может создать серьёзные затруднения для супругов, разлучившихся друг с другом без какой-либо надежды на примирение. Запрещая им заключить новый брак, можно повредить их вечному спасению. Здесь возникает вопрос о том, допускает ли закон нерасторжимости исключения и подлежит ли он поэтому диспенсации – по крайней мере в особых случаях, при определённых условиях. Авторитетный ответ может дать только Церковь как «хранительница» всего Божественного закона, естественного и позитивного. Причина, по которой Церковь считает, что Она является «хранительницей» или «защитницей» не только позитивного Божественного закона, но и естественного, проистекает из самой её миссии. Пий XII поясняет: «Ведь соблюдение закона природы по распоряжению Божию относится к тому пути, по которому человек должен устремляться к сверхъестественной цели. Но на этом пути Церковь уже является водительницей и защитницей людей в том, что относится к этой сверхъестественной цели» 142 . Равным образом Павел VI провозглашает: «Конечно, никто из верных Христу не станет отрицать, что истолкование естественного нравственного закона относится к Учительству Церкви. Несомненно ведь, ... что Иисус Христос , сделав Петра и Апостолов причастниками Своей Божественной власти и послав их ко всем народам учить Своим заповедям, поставил их верными хранителями и толкователями всего нравственного закона, то есть не только евангельского закона, но и естественного. Ведь естественный закон тоже выражает волю Божию, и его верное соблюдение столь же необходимо людям для вечного спасения» 143 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/polozh...

Очередная беседа цикла, посвященного толкованию Евангелия от Матфея, объясняет слова, которыми открыто было Ангелом Господним Иосифу о приходе в мир Спасителя. Мы публикуем этот материал на Страстной неделе. Близится Крестная Жертва, и полезно еще раз вспомнить, каким было Пришествие Иисуса Христа в этот мир – Его Рождество, в котором явлено было преодоление Божественным человеческого физического естества – как прообраз грядущего преодоления смерти. Мы продолжаем изучение Евангелия от Матфея. Рассмотрев Родословие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа , переходим к описанию самого Рождества и событий, с ним связанных. Они изложены в 1-й главе Евангелия от Матфея, стихи 18–25-й. Читаем: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго» (Мф. 1: 18). Прежде всего, обратим внимание на некую двойственность повествования. В начале главы говорится: «Родословие Иисуса Христа…» (Мф.1: 1), то есть о Рождестве в общем смысле, и лишь потом в частном. Сам о Себе Сын Божий однажды сказал: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8: 58). Словами «Я есмь» Сын Божий свидетельствует о Себе Самом именно как о Предвечносущем. То есть Он именно сошел на Землю и воплотился как Богочеловек «нас ради человек и нашего ради спасения». Святитель Иоанн Златоуст: «Пусть стыдятся те, кто старается постигнуть сверхъестественное рождение!» Потрясенный этой тайной, Златоуст восклицает: «Итак, не простирайся далее, не требуй ничего больше сказанного и не спрашивай: каким образом Дух произвел Младенца от Девы? Если при естественном действии невозможно объяснить этот способ устроения, то как мы сможем объяснить его, когда чудодействовал Дух? Чтобы ты не беспокоил евангелиста и не утруждал его частыми вопросами об этом, он, назвав Совершившего это чудо (то есть Духа Святаго. – прот. О.С .), освободил себя [от всего]. Ничего больше не знаю, говорит он, а знаю только, что совершившееся совершилось силою Духа Святого. Пусть стыдятся те, кто старается постигнуть сверхъестественное рождение! Если никто не может изъяснить то рождение, которому есть тысячи свидетелей, которое предвозвещено за столько веков, которое было видимо и осязаемо, то до какой степени безумны те, кто с любопытством исследует и старается постигнуть неизреченное рождение? Ни Гавриил, ни Матфей не могли сказать ничего более, кроме того, что [Родившееся] есть от Духа; но как и каким образом [родилось] от Духа, этого никто из них не объяснил, потому что было невозможно» .

http://pravoslavie.ru/92819.html

Пьер Дюмулен (отв. ред.) (католический священник) X. Учение о благодати Учение о благодати состоит из явленных истин, которые относятся к сверхъестественной жизни человека. Оно предполагает уже известным первое действие, которое совершил Бог, чтобы восстановить человека: дар спасения миру, Воплощение Предвечного Слова и Его Искупительное деяние. Оно излагает, каким образом происходит в человеке это восстановление и что Бог совершает в нем. Новая жизнь благодати, которую сообщают и возрастанию которой способствуют Таинства, завершится в конце концов видением Бога. Что же подразумевается под жизнью благодати? Освобождение от греха, совершающееся через оправдание. Как первородный грех сделал человека истинным грешником в глазах Божиих, так и Искупление, дарованное ему Таинством, полагает конец этому состоянию греха. Человек не просто считается праведным, он вновь становится таковым. В этом учении Церковь противостоит учению Реформации, которая признавала лишь внешнюю праведность, вменение праведности Христа, не достигающее сокровенных глубин человека. Кроме того, оправдание сообщает человеку благодать; этот бескорыстный дар Бога делает его чадом Божиим, храмом Святого Духа, причастным Божественной природе. Эта жизнь благодати превосходит все, на что может притязать человеческая природа. Она находится на том уровне, на который человек должен быть поднят, прежде чем стать способным действовать соответственно ему. Сам по себе он не в состоянии ни достичь этой жизни, ни совершать поступки, соответствующие ей. Действительно, при крещении младенец получает благодать безо всякого участия с его стороны. Взрослый же, наоборот, должен содействовать ей, чтобы получить ее. Но чтобы активно принимать ее, ему необходима помощь предваряющей благодати. Таким образом, учение о благодати оказывается перед проблемой, которую мы не можем решить полностью: возможно ли сотрудничество между Божественной благодатью и человеческой свободой? И как оно происходит? Исторически эта проблема природы благодати долго оставалась на заднем плане. Умы занимал другой вопрос: как достичь благодати? Речь здесь идет об истинах, глубоко затрагивающих жизнь человека, о решениях, от которых зависит структура христианской жизни. Поэтому определения Церкви в этом вопросе вносились в ходе конфликта, причиной которого были еретические учения о благодати, в частности, ложные объяснения взаимной роли Божественной благодати и человеческой свободы. Реформаторы до такой степени исключали сотрудничество человека с благодатью, что отрицали возвышение человеческой природы до жизни сверхъестественной: и только по этому случаю Церковь , в окончательном ответе Тридентского Собора [ХВ 562–566] изложила учение о природе благодати. Но само это изложение ограничивается самыми существенными пунктами, не входя в детали, не решая спорных проблем, обсуждавшихся богословами.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

митрополит Феофан (Туляков) Заключение. Свою задачу считаем посильно исполненной нами. В частности, на предыдущих страницах нашего труда нами установлены следующие положения Часть первая 1.Божественное откровение употребляет многоразличные термины для обозначения «христианского» или вообще истинного «чуда». Филологически-текстуальный анализ наиболее употребительных библейских терминов позволяет с достаточной уверенностью различать в данном понятии три элемента. Из них: а)Психологический элемент обозначается терминами mf – τρας, которые определяют чудо как объективное сверхъестественное явление, а – pele – θαμα отмечают необычайные потрясения личности, пораженной сверхъестественностью этого явления. б)Онтологически-динамический элемент обозначается преимущественно терминами gebr – δναμις, которые определяют чудо, как обнаружение всемогущей воли Бога. в)Телеологический элемент обозначается терминами ot’ – σημεον, определяющими чудо как спасительное для человека воздействие Бога. г)Все эти признаки легко обнаруживаются и объединяются в обозначении чуда, как деяния, «дела» (ργον) Божия (особ. ев.Иоанна). 2.Божественное откровение и Священное Предание удостоверяют, что чудо со всеми своими указанными признаками имеет место в области и физической природы, и психической природы человека, и истории народов. 3.Для верующего человека, таким образом, христианское и вообще истинное чудо есть видимое, поразительное, сверхъестественное явление (в физическом мире, в телесной и духовной природе человека и в истории народов), производимое личным Живым Богом для достижения человеком религиозно-нравственного совершенствования. 4.Разнообразные, известные в литературе, формулы определения чуда не дают такого полного всеисчерпывающего понятия, хотя все указанные элементы последнего частично, в отдельности и упоминаются. Часть вторая 1.Чудо возможно только при библейском святоотеческом понятии о Боге как Духе Самобытном, Премудром, Любвеобильном. 2.Чудо в области физической природы возможно вследствие трансцендентности и имманентности Бога миру.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

О сверхъестественном Божественном Откровении. О Священном Предании и Священном Писании Главное Свое откровение Бог сообщает людям особым, необычным способом, или, как мы говорим, сверхъестественным образом – это когда Бог открывает о Себе непосредственно Сам или через ангелов. Такое откровение и называется сверхъестественным Божественным откровением. Так как не все люди могут сами принимать откровение от Самого Бога, по своей нечистоте греховной и немощи духа и тела, то Господь избирает особенных, праведных людей, которые могут принять это откровение. Первыми провозвестниками откровения Божия были: Адам, Ной, Моисей и другие пророки и праведные люди. Все они приняли от Бога и проповедали начатки откровения Божия. В полноте же и совершенстве Божие откровение принес на землю Сам воплотившийся Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, и распространил его по всей земле через Своих апостолов и учеников. Это Божественное откровение и теперь распространяется между людьми и сохраняется в истинной, святой православной Церкви двумя способами: посредством Священного Предания и Священного Писания. Первоначальный способ распространения откровения Божия есть Священное Предание. От начала мира до Моисея не было священных книг, а учение о вере Божией передавалось устно, преданием , то есть словом и примером, от одного другому и от предков потомкам. Сам Иисус Христос Свое божественное учение и установления передал ученикам Своим словом (проповедью) и примером Своей жизни, а не книгою (писанием). Таким же способом вначале и апостолы распространяли веру и утверждали Церковь Христову. Священное Предание всегда предшествовало Священному Писанию . Это вполне понятно, потому что книгами могут пользоваться не все люди, а предание доступно для всех без исключения. В дальнейшем, чтобы Божественное откровение сохранилось вполне точно, по внушению Господа, некоторые святые люди записали самое главное в книги. Сам Бог Дух Святый невидимо помогал им, чтобы все что в этих книгах написано, было правильно и истинно. Все эти книги, написанные Духом Божиим, через освященных на то от Бога людей (пророков, апостолов и друг.) называются Священным Писанием, или Библией.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

свящ. Иоанн Васильев Вопрос о своде и структуре Корана в свете предпосылок к межрелигиозному диалогу Несколько последних десятилетий были свидетелями выхода в свет на Западе огромного количества научных работ, так или иначе посвященных вопросу межрелигиозного диалога между христианством и исламом, как со стороны мусульманских ученых, так и со стороны востоковедов 376 . Одним из главных камней преткновении на пути к такому диалогу является неистовая критика исламскими богословами подлинности Торы и Евангелии по утверждаемому ими принципу о человеческом вмешательстве в Богооткровенное Писание в процессе его написания и составления канона, наряду с утверждениями об изначальной достоверности, нетронутости и даже предвечности и несотворенности коранического текста. Совершенно очевидно, что мусульмане, будучи уверены в нетронутости и несотворенности текста Корана, не могут быть настроены на диалог с теми, чье Писание, согласно исламской догме, объявлено искаженным. В настоящей главе мы постараемся, насколько это возможно, раскрыть содержание исламского учения о Коране и указать, основываясь на исторических свидетельствах самой исламской традиции, что священное писание мусульман в гораздо большей степени, чем Новый Завет , прошло через исторически сложный процесс формирования канонического текста и, таким образом, обозначить равенство предпосылок для диалога, имеющихся в обеих религиозных традициях. Специфика коранического текста Согласно исламскому вероучению, откровение было ниспосылаемо пророку Мухаммаду сверхъестественным образом через приведение его в особые душевные состояния и сверхъестественные видения, о чем мы находим свидетельства как в «Житии пророка» 377 , так и в хадисах: «Ибн Хишам спросил: «О, посланник Аллаха! Каким образом приходит к тебе Откровение?». И сказал посланник Аллаха: «Иногда оно приходит ко мне подобно гулу колокола, только сильнее любого колокола... А иногда предстает мне ангел в виде человека и говорит со мной...» 378 . Священное же Писание христиан воспринимается в исламе как неаутентичное, поскольку было написано не Иисусом Христом, а его учениками впоследствии.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Скачать epub pdf Апрель Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 10: гл. 2 (Ин.15:16–20)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1909. Т. 1. 4. С. 369–384 (2-я пагин.) —369— большую склонность человеческих помыслов к слабости, ни чрезмерными радостями не позволяет им быть расположенными к падению, ибо и это есть как бы некий горький недуг; но, из обоих как бы составив средину, надлежащим образом ведет на безопасную стезю и доставляет им знание об образе жизни твердом и свободном от всякого заблуждения. Таким образом, вполне достаточное утешение сообщив им словами и тем, что, по-видимому, должно было опечалить их, побудив, напротив, к радости, заповедями о трудолюбии опять поощряет их к мужественному настроению и повелевает, чтобы они, употребляя всякое рвение и осуществляя наивысший образ любви друг к другу, приносили пользу и тем, которые еще не веруют, и благочестивыми словами и делами старались уловлять заблуждающихся к желанию общения с Богом чрез веру. Итак, Себя Самого представив образом и примером дела и поставив на вид уже совершенное Им с ними, убеждает их подражать своему Учителю и сиять равными же подвигами, говоря: «не вы Меня избрали, но Я вас избрал» и следующее за этим. Разумей, как бы так говорит: облекитесь, ученики Мои, любовью друг к другу! Ведь и вы сами должны мыслить и делать по отношению к другим то же, что Я уже ранее совершил в отношении к вам, ибо «Я избрал вас, а не Меня, напротив, вы». Я привел вас к Себе и вам, —370— Не знавшим Меня, Я Своим сверхъестественным милосердием соделал Себя известным и возвел вас к столь твердому настроению, что вы можете восходить или устремляться всегда к высшему и плодоносить Богу. И чрез это вы можете дойти до такого дерзновения, что даже «что бы ни просили вы» наконец «во имя Мое», это и получите. Итак, как скоро вы ходите вслед Моих слов и узаконений и усвоили подобающее истинным ученикам настроение, то вам не следует останавливаться в простом ожидании, пока кто-либо по собственному побуждению примет веру и по своему влечению усвоит благочестие. Напротив, для не знающих еще (Меня) и пребывающих в заблуждении вам следует являть себя руководителями, приводить (к вере) еще не решившихся узнать спасительную проповедь и увещевать их охотно идти к восприятию истинного богопознания, хотя бы ум слушателей и загрубел уже в неверии. Тогда и они были бы подобны вам, то есть будут преуспевать и постоянно переходить к высшему в плодоношении Богу, так чтобы иметь плод, всегда пребывающий и остающийся, а молитву столь приятную (Богу), что получат, чего бы ни пожелали, если только будут просить о имени Моем.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Сретение Господне Через богослужение мы становимся созерцателями этой прекрасной картины: Дева Мария приходит на сороковой день после рождения Своего первенца, для того чтобы посвятить Его Господу. И хотя Она не нуждалась ни в каких днях очищения, потому что рождество Спасителя произошло выше всякого естества, сверхъестественным образом, но смысл этого обряда, как и смысл всякого ветхозаветного обряда, был двойной: не только покаяться в первородном грехе, не только выполнить гигиенические предписания, которых полно было в Ветхом Завете и которые были необходимы, потому что всякие, даже медицинские сведения люди могли получать только от священников как вождей народа, – но каждый обряд имел также значение и прообразовательное и предуготовительное. В данном случае каждого рожденного младенца нужно было посвятить Господу. Такой обычай был установлен для того, чтобы родители – а ведь рождают детей люди обычно еще молодые и глупые – осознали, что тот, кто к ним пришел, младенец – это есть дар Божий и поэтому его нужно Богу и посвятить; нужно таким образом его растить и воспитывать, чтобы главным в его жизни был Бог. Таким образом, этот обряд посвящения имел значение воспитательное. Обряд – это от слова «обряжать», то есть значит «одежда». Но одежда всегда на что-то надета, поэтому обряд – это внешняя форма. А что под ним подразумевается? Какой цели он служит? Нужно всегда стараться докапываться до самой глубинной сути и всегда ее помнить, в противном случае, к сожалению, любой обряд, даже самый благочестивый, превращается в магию, то есть в механическое действие, попытку через какие-то манипуляции достичь изменений в мире духовном. Поэтому надо трезво понимать, что цель обряда сугубо служебная, а главное – внутренняя сущность. И здесь мы видим эту внутреннюю сущность, потому что ну как Господа можно посвятить Господу, когда Он Сам Господь, Сам Творец? Но это совершается как некий очень важный для всех символ. И Церковь углядела в этом событии очень важное для всех нас, таинственное происшествие, которое нам являет некую очень важную истину, и избрала его для двунадесятого праздника – Сретения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010