Приводится также и самая причина слепоты их. Ибо Я знал, что ты поступишь вероломно, и от самого чрева матернего ты прозван отступником. По этой причине Я не говорил тебе ничего относительно того обещания, но дозволил, чтобы ты блуждал туда и сюда. Каким образом кто-либо может быть беззаконником от чрева? В этих словах обозначается множество пороков, – так как никому невозможно быть беззаконником от чрева. Подобно этому говорится и в ином месте: удалились от Бога грешники с самого рождения, заблудились от чрева матери, говорили ложь (Пс.57:4). Разумей: когда они от младенческого возраста перешли в юношеский, то они совершенно оставили Бога. Иные же говорят: ты называешься беззаконником от чрева матери. Это совершилось в то время, когда они вышли из Египта, потому что они чрез Моисея вышли из египетских мучений ко спасению, как бы из чрева. 9-15. Ради имени Моего отлагал гнев Мой, и ради славы Моей удерживал Себя от истребления тебя . Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания. Видишь ли, Он считает страдание помощью? Но, говорит, они не были достойны даже этого: хотя бы (во время плена) они пребывали в добродетелях, но эта помощь им оказывается только ради Моего имени. Чтобы обозначить легкость наказания, Он не говорит: наказал, а только: испытал . Но скажи: какая же отсюда последует польза? Ради славы Моей удерживал Себя от истребления тебя , говорит. Ради Себя, ради Себя Самого делаю это , чтобы они пришли к покаянию не только от наказаний, но и от чудес, ради чего Я не посылаю ни бедствий, ни благ без чудес. А если угодно, то я опять покажу тебе, что в каждом бедствии и благе заключаются чудеса, так что дары благодати обнаруживаются из того и другого. Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания. Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, – ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному . Здесь Он называет Своею славою народ. Послушай Меня, Иаков и Израиль, призванный Мой: Я тот же, Я первый и Я последний . Что значат эти слова: Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса? Здесь Он говорит не о творении, но о расположении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Ради этой заповеди многие откажутся от свободы и пойдут на смерть Законник искушает Спасителя – но что еще он может услышать? 9 сентября, 2018 Законник искушает Спасителя – но что еще он может услышать? Проповедь протоиерея Александра Абрамова в неделю 15-ю по Пятидесятнице из книги «Жаждущий пусть придет. Беседы на воскресные и праздничные евангельские чтения», вышедшей в издательстве «Никея». И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: чтó вы думаете о Христе? Чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его. Мф. 22: 35—46 Протоиерей Александр Абрамов Законник, искушая Христа, спрашивает: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Почему законник, фарисей спрашивает о заповедях? Ведь они были известны всему народу Израильскому от мала до велика, от самого образованного до самого простеца. Матфей безыскусно это объясняет: законник искушает Спасителя. В чем суть искуса? Законнику все известно из Писания, и он совершенно удовлетворен тем, что, как ему кажется, знает. И он не хочет знать, какое место во всем этом грандиозном замысле мироздания принадлежит Иисусу — Человеку, Который перед ним стоит и Который с ним разговаривает. Человеку, уже прославившемуся среди людей, известному чудотворениями, необычному, странному — и, несомненно, не такому простому, каким Он казался многим из учеников. Спаситель отвечает фарисею: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. И что еще нужно добавить? Что еще законник мог услышать от Христа?

http://pravmir.ru/radi-etoy-zapovedi-mno...

Радость «распятого жития». Но надо очень внимательно следить, чтобы в маловерии не сойти земным умом и низким помышлением с высокой порфирной мученической горы Голгофы. Восхождение к Богу начинается, прежде всего, с нашего спуска в себя с целью узнать себя, изучая книгу нашей жизни с помощью строгого свидетеля – нашей совести. «Опустошая, освобождая самого себя от самого себя», делая на себе глубокие разрезы, порой кровавые, в борьбе и усилии ради «во Христе преображения, обновления и украшения нашей души». «Доколе не изобразится в вас Христос!» 22 Подвижничество – это героический, трудный и кровавый выход за пределы самого себя в приношении жертвенной любви к Богу и нашему брату, ко всему Творению. Однако каждый подвиг, каждое подвижничество без любви не имеет ценности и не ведет к Богу. «Моя любовь распята», говорил св. Игнатий Богоносец . Итак, всякая великая любовь – это распятие, это жертва, это боль, это мученичество, это приношение крови до смерти. И апостол Павел объявляет нам: «И живите в любви, как Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношении жертвы Богу в благоухание приятное». 23 Возлюбленный наперсник и ученик Господа Иоанн пишет: «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. ... Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас... Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он» 24 . Господь отдал все от самого себя и требует всего от человека. И поскольку всякая любовь должна быть взаимной, Христос ищет человека и требует, чтобы Его искали. Христос жаждет, чтобы Его жаждали, любит быть любимым, и желание Его в том, чтобы Его желали. Этим божественным желанием был охвачен апостол Павел, когда говорил: «Живу уже не я, а живет во мне Христос». 25

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

Разделы портала «Азбука веры» Время – одно из условий существования сотворенного Богом мира; течение, длительность, сопровождающая развитие событий. Время есть неотъемлемое условие существования конечных вещей и творится Богом вместе с миром. Бог есть «Творец не только вещей, но и самого времени и века, в который вещи получали бытие» ( Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 33 ). Время как часть творения упразднится в конце мира. митрополит Макарий (Булгаков) Бог сотворил мир не от вечности, а во времени, или вместе со временем. Если мир создан из ничего, значит, он когда-то не существовал; значит, он имел начало, и создан не от вечности, но во времени, или точнее, вместе со временем. Ибо время есть не что иное, как преемственность вещей, как необходимая форма бытия существ и предметов ограниченных, подлежащих переменам. Потому оно не могло иметь места прежде этих существ, а могло явиться только вместе с ними, – так что начало мира есть вместе начало времени, и когда сотворен первый, тогда же сотворено и последнее. Православная Церковь действительно и учит, что Бог есть «Творец не только вещей, но и самого времени и века, в который вещи получали бытие» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 33), что «предведение и предопределение были в Боге прежде бытия всех вещей» (там же отв. на вопр. 30), и Он «знал все прежде сотворения мира» (там же отв. на вопр. 26). Священное Писание также подтверждает: а) что некогда мир не существовал. Мысль эта выражается в словах Псалмопевца, обращенных к Богу: прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог ( Пс.89:3 ); в словах самого Бога: и ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира ( Ин.17:5 ), и в словах апостола Павла: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа…, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви ( Еф.1:3-4 . См. также Кол.1:17 ; Сир.23:29 ; Притч.8:23 ). б) что мир имел свое начало. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их ( Мк.10:6 ). Тоже самое можно видеть в текстах: в начале сотворил Бог небо и землю ( Быт.1:1 ); в начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса – дело Твоих рук ( Пс.101:26 ), хотя иногда выражение: в начале имеет в Священном Писании и другой смысл, и именно значит: прежде всего, прежде бытия мира, от вечности ( Ин.1:1 ; Притч.8:23 ).

http://azbyka.ru/vremya

Разъяснивши себе с большей или меньшей обстоятельностью вопрос о назначении в деле нашего спасения Божественной благодати; показавши, что без благодати Божией естественный падший человек никаким образом не может достигнуть спасения и блаженства, мы теперь обратим наше внимание на другую сторону дела нашего спасения, на нас самих, и покажем – может ли, или не должен ли, не обязан ли принимать деятельное участие в совершении своего спасения и сам человек? И если обязан, если должен и может участвовать в совершении своего спасения и сам человек, то в чем именно должно состоять с его стороны это участие? Покайтесь и веруйте во Евангелие, – вот что было обыкновенным воззванием Спасителя, Который в Своем явлении возвестил миру приближение Царства Божия, начало истинно доброй и блаженной жизни на земле (Мф. 4:17; Мк. 1:15 ). Итак, со стороны самого человека в деле его спасения требуется, по учению Господа, покаяние и вера. Это покаяние и вера, по учению слова Божия, составляют несомненный акт воли самого человека и вполне вменяются сему последнему, но не зависят от одной воли Бога. Так еще по учению Ветхого Завета, человек должен был, и, следовательно, от него самого зависело, веровать и каяться, коль скоро к нему было воззвание от Бога: ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших ( Евр. 3:7–8; 4:7 ); склоните ухо свое, и приидите ко Мне, слушайте Мене, и жива будет душа ваша ( Ис. 55:3 ). Бог, очевидно, не требовал бы покаяния и веры от человека, если бы человек сам не мог и не должен был веровать и каяться. Сам Спаситель также неоднократно высказывал учение, что покаяние и вера человека зависят от самого человека. Вы не захотели, говорил Он, например, чадам Иерусалима, и потому оставляется вам дом ваш пуст ( Мф. 23:37–38 ). И вообще Христос Спаситель, обличая иудеев в том, что они не понимают речи Его, не могут слышать слов Его ( Ин. 8:43 ), видя не видят и слыша не слышат и не разумеют ( Мф. 13:13 ), выражает ту мысль, что неспособность иудеев к вере и покаянию есть свободно созданное ими в себе ожесточение сердца и ослепление ума, что эти ожесточения и ослепления ума суть крайняя степень бедствия, которым зло показывает само себя. И сбывается над ними, учит Он, пророчество Исайи, которое говорит: Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их ( Мф. 13:14–15 ). В виду именно плохого нравственного характера веры, Спаситель не совершает для иудеев чудес, не имеющих для них нравственной цели, а возбуждающих только удивление и любопытство, запрещает говорить о совершенных уже Им чудесах, не позволяет до времени разглашать об исповедании Его Сыном Божиим, не отвечает на вопросы иудеев или Пилата и прочее. Таким образом, Евангелием вполне охраняется самодеятельность человека в его вере и покаянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Рубрики Коллекции Что такое настоящая любовь по Евангелию? 23 мин., 14.02.2024 Поделиться «Бог есть любовь», «христианство учит любви», «главная христианская заповедь — возлюби ближнего своего»… Мы часто слышим все это. Но о какой любви идет речь? Что такое любовь с точки зрения Евангелия? Давайте разбираться. Главный источник, на который христиане опираются, говоря о любви, — это Евангелие, повествующее о жизни и учении Господа Иисуса Христа, и послания Его учеников — апостолов. В Евангелии Христос говорит, что Бог дал людям всего две ключевые заповеди, и обе они — о любви. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь , — говорит Спаситель. — Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22:37–40). «Закон и пророки» — это всё учение Ветхого Завета, все многочисленные предписания и заповеди, всё, что проповедовали древние пророки. Все повеления и законы, данные Богом, имеют в своей сердцевине любовь как первооснову — вот что имеет в виду Христос. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя , — объяснит впоследствии апостол Павел (Рим 13:9). Но что значит — возлюбить ближнего? Ведь не убивать, не грабить, не изменять, не завидовать еще совсем не значит любить! И как возлюбить Бога, Которого мы не видим, а многим людям даже сам факт Его существования не очевиден?.. Любовь как признание человеческого достоинства Божественная гениальность заповеди «Возлюби ближнего, как самого себя» состоит в том, что для ее исполнения вовсе не обязательно ломать себе голову над вопросом, что такое любовь. Каждый человек прекрасно осознает, чего он желал бы для самого себя. Благополучия, спокойствия, здоровья, крыши над головой, добрых и мирных отношений с соседями — не так ли? Каждый знает за собой те или иные грехи, но знает, как правило, и смягчающие обстоятельства, которые так или иначе объясняют и извиняют его поведение (хотя бы в его собственных глазах). Ту же нехитрую мерку Господь призывает применять и к другим людям. Хочешь, чтобы тебе помогли в нужде? Тогда помоги сам тому, кто голоден или болен. Хочешь мира, спокойствия и уважения? Уважай свободу и человеческое достоинство другого человека. Хочешь жить в ладу со своей совестью? Поищи оправдания и для другого человека, который повел себя не лучшим образом.

http://foma.ru/chto-takoe-nastojashhaja-...

Сектант: 3) Мы различаем заповеди Господни, которых только 10, от многочисленных законов Моисея; первые храним и соблюдаем, а вторые отвергаем, ибо о заповедях сказал Христос: «кто нарушит одну из заповедей сих малых и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном, а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:19), «ибо это есть любовь к Богу, говорит ап. Иоанн, чтобы мы соблюли заповеди Его. И заповеди Его не тяжки»; а о законе Моисеевом сказано: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» ( Гал. 3:13 ), поэтому мы уже не под законом, а под благодатию» ( Рим. 6:14 ). Мы должны соблюдать только законы Господни, изреченные устами Самого Бога (Исх. 20:18–22), написанные на скрижалях перстом Божиим (Исх. 31:18, 32:15–16), то есть 10 заповедей, законы же Моисея теперь нам не нужны, ибо Моисей дал их сам от себя. Объяснения православного: 3) Во-первых, совершенная неправда, что Моисей давал народу еврейскому, когда бы то ни было, заповеди от себя самого. Моисей называется «рабом Бога верным во всем доме Его» ( Чис. 12:7 ), а раб не больше господина своего» ( Ин. 13:16 ) и творит волю только его. Вот почему и Моисей никогда своих законов Израилю не давал, а давал только те законы, которые велел ему передать народу Сам Бог, почему и ап. Иоанн учит, что «закон дан чрез Моисея (а не от Моисея), то есть при посредстве Моисея, или как говорит ап. Павел, «рукою посредника» ( Гал. 3:19 ). Следовательно, если в Писании говорится: «закон Моисеев» (( 3Цар. 2:3 ), ( Дан. 6:5 ), ( Ин. 7:23 ) и др.) или: «закон дал нам Моисей» ( Втор. 33:7 ), то это говорится не в том смысле, будто есть какой-то закон Моисея самого, им самим и от себя самого изданный, а в том смысле, что этот закон Божий «Господь дал чрез Моисея» ( Неем. 8:13 ). Когда, например, Спаситель говорит: «Моисей дал вам обрезание, хотя оно не от Моисея, а от отцев» ( Ин. 7:22 ), то этими словами Он вовсе не указывает на то, что закон об обрезании дан самим Моисеем или придуман «отцами», напр., Авраамом, а только говорит, что этот закон Божий, повторенный Израилю чрез Моисея ( Лев. 12:3 ), был дан людям чрез отцов, точнее, – чрез «отца верующих – Авраама», ибо Авраам не выдумал этот закон от себя, а завет этот между Богом и человеком положен Самим Господом, что видно из книги Бытия (гл. 17:10–14).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Сирым не судящи , т.е. не покровительствующие, так чтобы они получили справедливое. И суду вдовиц не внимающи . Надо заметить, что не только делать зло, но и не делать добра, – считается пороком». И далее Господь говорит через пророка о воздаянии за эти грехи (Ис. 1: 27-28): « Сион спасётся правосудием, и обратившиеся сыны его – правдою; всем же отступникам и грешникам – погибель, и оставившие Господа истребятся». Далее пророк особенно вдохновенно и ярко пишет о притеснении бедных богатыми (Ис. 3: 12, 14-15): « Народ Мой! вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили… Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного – в ваших домах; что вы тесните народ Мой и угнетаете бедных? говорит Господь, Господь Саваоф». Толкование Иоанна Златоуста ( здесь и здесь ): « Он продолжает тот же способ исправления, обращая укоризны от народа к старцам и начальникам и употребляя более грозный образ речи: представляет самого Бога судящим и осуждающим и обличающим за грехи против народа тех, которые обижали народ… Это показывает и великое снисхождение Бога, желающего судиться с ними, и самую речь делает обличительною, так что имеющих ум может привести в великое сокрушение… для того, чтобы научить всех, что начальники подвергнутся более тяжким взысканиям, нежели подчиненные. Подчиненный даст отчет только за себя самого, а начальник и за себя самого и за народ, который вверен его власти… «Вы зачем опустошили виноградник; награбленное у бедного – в ваших домах?» Бог всегда имеет великое попечение о терпящих обиды, и не меньше, как за грехи против Него, а иногда и больше, гневается за грехи против подобных нам рабов… Он хотя и поставил любовь к ближнему второю заповедью, но – подобно первой, и как исполнения той требует весьма строго, так и этой. О первой он говорит: «всем сердцем твоим и всею душею твоею», и об этой: «как самого себя» (Мф. 22: 37, 39). И из многих других мест можно видеть, с какой строгостью Он предписывает нам обязанности друг к другу. Так и здесь, посмотри, как сильно Он повторяет и усиливает обличение разительными выражениями: Вы, говорит, зачем опустошили виноградник? Как поступили бы какие-нибудь жестокие иноплеменные неприятели, так вы поступили со своими. Виноградом же Он называет народ, по причине великого попечения о нем и промышления свыше… После таких слов, самый вид лежащего пред глазами может достаточно тронуть того, кто не сделался слишком бесчувственным».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/12/30/sv...

Скачать epub pdf Περ τη ς νανθρωπσεως του Θεου Λγου Сколь же поистине глубоким, великим и достойным удивления является таинство благочестия, то самое, которое вожделевают святые Ангелы, как сказал ученик Спасителя о всех святых пророках, возвещая о всех нашем Спасителе Христе: «Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы» ( 1Пет.1:12 ). Ведь в самом деле, те, которые хотя бы слегка вгляделись в великое таинство благочестия, то узрели бы тогда, что когда родился по плоти Христос, то за нас приносящие благодарение говорили: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение» ( Лк.2:14 ). Как же не исполнится подобающей радости, видя раждающегося от Девы Спасителя мира и искупителя, да как же и я кающийся грешник стану совершать праздник Спасителя всякой природы? Итак вместе с нами общим хором прославляет Его и множество святых духов. И каков повод для этого? Вочеловечение Единородного, рождение Его по плоти, явление в нас пространнейшей кротости, несравненного великого человколюбия, как сказал блаженный пророк Исайя: «Поглощена будет смерть навеки» ( Ис.25:8 ) а также «и отрет Господь Бог слезы со всех лиц» ( Ис.25:8 ). Он отер неким образом слезу со всего лица, или следовательно что ту древнюю клятву соделал бездейственной, упразднив невыносимую власть смерти, как вновь учит мудрый Павел: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть дьявола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» ( Евр.2:14–15 ). б. Что же это значит: «и Он также принял оные» разве не то, что ради нас Он родился от святой Марии Богородицы, по крови и по плоти? Он же сказал, что сущий Бог и истинное от Бога и Отца Слово, единосущное и совечное Отцу, превознесено превыше всего самого славного, «Он будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба от святой Марии , сделавшись подобным человекам и по виду став человек, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Фил.2:6–8 ), то есть Он самого себя добровольно низвел до смирения, от самого которого все исполнились даров; Он снизошел до нас, но не по какой-то необходимости, но восхотел ради нас принять образ раба, Тот, Который свободен по Своей природе, становится ради нас в нашей природе, Который превыше всякой твари, Который доходит до смерти, Который все животворит. Он есть хлеб жизни, Который жизнь Свою отдаст за жизнь мира ( Ин.6:51 ). Он стал вместе с нами под законом, Тот, который превыше закона и как Бог есть Законодатель. Тот, Который превыше рождения в своем рождении и в начале своем приемлет жребий, Тот, который прежде всех веков и времени, более того Он является создателем и творцом веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Ст. 8. Как вы говорите: мы мудры и закон Господень с нами? Подлинно произвела ложь лживая трость книжников. Говорит к книжникам и фарисеем, которые хвалятся знанием закона, и пишущие пишут неправду. Ст. 9. Посрамились мудрецы, смутились и пойманы. Ибо они отвергли слово Господа, и мудрости никакой нет у них. Называет мудрецами не потому, чтобы были мудры делающие это, но в том смысле, что они будут осуждены на суде и что их мудрость, напротив, окажется глупостью, как говорит апостол Павел: научая иного себе ли не учиши ( Рим. 2, 21 )? Так как они отвергли слово Господа, то в них нет никакой мудрости. Итак, напрасно хвалятся знанием закона те, кои учение разоряют делами. Ст. 10–11. За это женщин (или жен) их отдать чужим, поля их наследникам; потому что от самого малого до самого большого все они служат корыстолюбию; от пророка до священника все творят ложь ( " или беззаконие). И врачевали пагубу дочери народа Моего в поношение, говоря: мир, мир, когда мира не было. Получили воздаяние по делам своим:отвергшие слово Господа, они и сами отвергнуты Им. Жен их, и владения, говорит, отдам врагам. И чтобы Мой приговор не казался жестоким, пусть слушатель знает причины его: от самого малого до самого большого, все служат корыстолюбию. Ибо корыстолюбие есть корень всех зол. От пророка до священника: обязанные вразумлять других во грехах, сами первые подвержены порокам и все или творят неправду, расхищая чужое, или говорят ложь, так что нет истины в устах их. И после этого они, будучи сами поражены язвами всех пороков, хотели, как добрые врачи, словом своим врачевать чужие раны. Это постоянно мы видим и в нашем народе, по слову блаженного апостола Павла: проповедая не красти, крадеши ( Рим. 2, 22 ) и проч. Такие, когда увидят грешников и особенно богатых, стараются врачевать пагубу дочери народа Божия, то есть Церкви; но в поношение или обольщаемых или обольщающих других, они говорят покрытым всяческими беззакониями: «мир, мир», когда мира нет, а грозит им война грехов. Ст. 12. Устыдились они, что творили мерзости? Нет, они стыдом не устыдились и краснеть не знали. Следует читать, это вопросительно (ερωτηματιχς), чтобы смысл был такой: устыдились ли они в преступлениях своих и поняли ль мерзости, какие они сделали? Нет, но впали в такое помрачение, что ни из за стыда не хотели исправить своих пороков, ни из-за надежды прощения сознать свои преступления.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010