161 . Tarchnisvili М. Il monachesimo georgiano nelle sue origini e nei suoi primi sviluppi//Il monachesimo Orientale. Atti del Convegno di studi orientali che sul predetto tema si tenne a Roma, sotto la direzione del Pontifico Istituto Orientale, nei giorni 9, 10, 11 e 12 aprile 1958. Roma 1958. 307–320. Грузия и Афон. Монастырь Ивирон 162 . Джапаридзе Г. И. О термине «иперпир» в синодике Иверского монастыря на Афоне//ВВ 1978. 39. 180–181. 163 . Илия (Шиалашвили), иером. История Иверского монастыря на Афоне. Рукопись. Диссертация, Московская Духовная Академия. СТСЛ 1960. 164 . Марр Н. Я. Из поездки на Афон//ЖМНП 1899. 2. 332. 165 . Натроев А. Иверский монастырь на Афоне. Тифлис 1909. 290. 166 . Никитин В. А. Иверский монастырь и грузинская письменность//БТ 1982. 23. 94–118. 167 . Хинтибидзе Э. Афонская грузинская литературная школа. Тбилиси 1982. 168 . 1901 . [Из рукописных агап Афонского Иверского монастыря 1074 года/Изд. Джанашвили М. Тбилиси 1901]. 169 . 1999 . 287. [Афонский мравалтави. Проповеди Иованэ Болнели (Болнисского)/Подг. Майсурадзе М., Мамулашвили М., Гамбашидзе А., Чхенкели М. Тбилиси 1999. 287]. 170 . (1905).// . 1988. 3. 50–54. [Алекси, монах (старец). Единение и Церковь (1905). Предисл. Ториа З.//Джвари вазиса. 1988. 3. 50–54]. 171 . 1982 . 67, 16 [Алексидзе А. Д. Афон тысячелсгний. Тбилиси 1982. 67, 16 илл. Ср. 8 .173]. 172 . 1962 . [Барамидзе Р. Иоанэ Болнели (Болнисский). Тбилиси 1962]. 173 . 1990 . 1. 99–110; 2. 65–72. [Зетеишвили И. Афонцы//Сабчота хеловнеба (Советское искусство). Тбилиси 1990. 1. 99–110; 2. 65–72]. расшир. и доп. вариант: Зетеишвили Иосиф, прот. Афонцы//Символ. Париж 2000. 43. 261–318. 174 . 1945 . [Кекелидзе К. Из истории Афонской литературной школы//Этюды из истории древнегрузинской литературы. II. Тбилиси 1945 14 .74)]. 175 . 1982 . [Менабде Л. Очаг грузинской культуры на Афоне. Тбилиси 1982]. 176 . 1996 . [Метревели Е. Очерки из истории Афонского культурно-просветительского центра. Тбилиси 1996]. 177 . 1886 . 257–258. [Чавчавадзе И. Об Афонской грузинской обители//Иверия. (Газ.). Тифлис 1886. 257–258].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

В письмах Задонского Затворника имеется много молитв, которые он сам читал и которые рекомендовал своим духовным чадам. По содержанию их можно разделить на семь частей: 1 . Ко Пресвятой Троице. 2 . К Богу Отцу, к Богу. 3 . К Спасителю. 4 . К Святому Духу Утешителю. 5 . К Божией Матери. 6 . К Ангелу Хранителю. 7 . К Святым Апостолам. 1 . Молитвы ко Пресвятой Троице см. на страницах: 1:323, 2:93–94, 2:219–220, 2:290. 2 . Молитвы к Богу Отцу, к Богу см. на страницах: 1:140–141, 1:184–185, 1:239, 1:284 («В доме вашем, когда вам делается очень грустно и скучно, полезно произносить сии слова сердечные:»), 1:314–315 («Путешествующим в мире сем нужно частое повторение этой молитвы»), 1:425, 2:104, 2:106, 2:145, 2:145, 2:166, 2:172, 2:173–174, 2:177 («Мне любезно стало повторение сего моления:»), 2:181, 2:201, 2:202–203, 2:260–261, 2:288, 2:288, 2:291, 2:318, 2:325, 2:332, 2:333–334, 2:343–344, 2:351, 3:108 («В беременности полезно читать следующие молитвы:»), 3:146–147 («Сим взыванием святителя ( Димитрия Ростовского ), душа, дышущая верой и любовью ко Господу, очень может утешиться»), 3:159–160, 3:172, 3:193–194, 3:293, 3:369, 3:387–388, 3:494, 3:513. 3 . Молитвы к Спасителю см. на страницах: 1:432–434, 2:108, 2:124–125, 2:155–156 («Прошу вас:... не оставляйте повторять сию молитву пред образом Спасителя:»), 2:243, 2:244–245, 2:249, 2:253, 2:323, 3:162–163, 3:249, 3:251, 3:377–378,5:240. 4 . Молитва к Святому Духу Утешителю см. на страницах: 1:119–120. 5 . Молитвы к Божией Матери см. на страницах: 1:239, 2:92, 3:20, 3:21, 3:513. 6 . Молитвы к Ангелу Хранителю см. на страницах: 1:104–105, 2:169, 2:289. 7 . Молитвы к святым Апостолам см. на страницах: 3:20, 3:21. 13. Церковь О Церкви Задонский Затворник говорит мало. Называет ее Единой, Святой, Соборной и Апостольской; исповедует что ее Глава – Кормчий – является Сам Господь наш Иисус Христос и что только в ней возможно спасение – как корабле посреди мира. Всех заблудших, но искренно покаявшихся, Господь принимает и вводит в Свою Церковь , Им же управляемую. Выступающие против Церкви и Предания святых Отцов будут обличены уже в смертный час. Затворник уверяет, что руководимые святым Евангелием и Преданием не заблудятся, и сетует, что увеличивается число «волков», а истинных пастырей остается немного.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

1:323, 2:93–94, 2:219–220, 2:290. Молитвы к Богу Отцу, к Богу см. на страницах: 1:140–141, 1:184–185, 1:239, 1:284 («В доме вашем, когда вам делается очень грустно и скучно, полезно произносить сии слова сердечные:»), 1:314–315 («Путешествующим в мире сем нужно частое повторение этой молитвы»), 1:425, 2:104, 2:106, 2:145, 2:145, 2:166, 2:172, 2:173–174, 2:177 («Мне любезно стало повторение сего моления:»), 2:181, 2:201, 2:202– 203, 2:260–261, 2:288, 2:288, 2:291, 2:318, 2:325, 2:332, 2:333– 334, 2:343–344, 2:351, 3:108 («В беременности полезно читать следующие молитвы:»), 3:146–147 («Сим взыванием святителя ( Димитрия Ростовского ), душа, дышущая верой и любовью ко Господу, очень может утешиться»), 3:159–160, 3:172, 3:193– 194, 3:293, 3:369, 3:387–388, 3:494, 3:513. Молитвы к Спасителю см. на страницах: 1:432–434, 2:108, 2:124–125, 2:155–156 («Прошу вас: не оставляйте повторять сию молитву пред образом Спасителя:»), 2:243, 2:244– 245, 2:249, 2:253, 2:323, 3:162–163, 3:249, 3:251, 3:377–378, 5:240. Молитва к Святому Духу Утешителю см. на страницах: 1:119–120. Молитвы к Божией Матери см. на страницах: 1:239, 2:92, 3:20, 3:21, 3:513. Молитвы к Ангелу Хранителю см. на страницах: 1:104– 105, 2:169, 2:289. Молитвы к святым Апостолам см. на страницах: 3:20, 3:21. 13. Церковь О Церкви Задонский Затворник говорит мало. Называет ее Единой, Святой, Соборной и Апостольской; исповедует, что ее Глава – Кормчий – является Сам Господь наш Иисус Христос и что только в ней возможно спасение – как кораблю посреди мира. Всех заблудших, но искренно покаявшихся, Господь принимает и вводит в Свою Церковь , Им же управляемую. Выступающие против Церкви и Предания святых Отцов будут обличены уже в смертный час. Затворник уверяет, что руководимые святым Евангелием и Преданием не заблудятся, и сетует, что увеличивается число «волков», а истинных пастырей остается немного. – «Глава Церкви – Сам Бог и Господь Иисус Христос. Как был един ковчег Ноев во время потопа, плавающий по водам, так и Церковь Божия едина есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

12. Венской Императорской б-ки: Триодь 303 (XIII в.). 13. Дрезденской Королевской б-ки: Типикон 140 (XI в.). 14. Иерусалимского Крестного монастыря: Типикон 1122 года (Святогробский); Триодь 15 (XIII в.). 15. Московского Румянцевского музея: Псалтырь Севастьяновского собрания 470/5 (1547 г.); Устав того же собрания 491/35 (XIII в.). 16. Московской Синодальной (Патриаршей) б-ки: Служебник 261/279 (XIV в.); Уставы 272/456 (1297 г.), 275/381 276/487 (оба XV в.) и 277/379 (XVI в.); Триодь 284/462 (XV в.). 17. Парижской Национальной б-ки (Coislin.): Евхологий 213 (1027 г.). 18. Патмосской б-ки: Типикон 266 (IX–X в.). 19. Синайской б-ки: Триоди 735 (X в.), 736 (1028 г.), 738 (XIII–XIV в.), 742 (1099 г.), 754 (X в. и 1177 г.) и 756 (1206 г.); Пентикостарий 760 (XI в.); Часословы 863, 864 (оба VIII–IX в.), 865 в.), 866, 867 (оба в.), 868 (XII – XIV в.) и 870 (XIII в.); Евхологии 957 (IX–X в.), 958 (X в.) и 962 (XI–XII в.); Завещание преп. Саввы Освященного († 532) 1096 (XII–XIII в.). 20. Спб. Императорской Публичной б-ки: Псалтирь из собрания еп. Порфирия 862 г. II. Славянские рукописи 1. Афоно-Зографской б-ки: Трефологий 55 (XIII в.); Псалтирь 60 (XVI в.). 2. Афоно-Пантелеимоновской б-ки: Минея за Декабрь – Февраль, XIII–XIV в. 3. Афоно-Хиландарский б-ки: Стихирарь 5 в.). 4. Киевской Духовной Академии: Устав 194/90 (1590 г.). 5. Киево-Михайловского монастыря: Псалтирь 416/1640 (XV в.). 6. Киево-Печерской Лавры: Устав 8 (XVII в.); Никона Черногорца (XI в.) книга (Пандекты) X; 92/257 (XVIII в.). 7. Киево-Софийского собора: Устав 97/17 (XVII в.). 8. Московской Духовной Академии: Требник 183 (XIV–XV в.). 9. Московской Синодальной (Патриаршей) б-ки: Стихирарь Москов. Успенского собора 8 (XIII в.); Минеи того же собора 12 и 13 (обе XV в.); Требник 371/675 (конца XIV в.); Уставы 380/330 в.), 383/328, 384/329, 385/332 (все три в.), 388/336 (нач. XVI в.), 389/337 (1553 г.), 390/334 в.) и 391/335 (нач. XVII в.); Следованная Псалтирь 406/350 (XV в.), 431/325 (XIV в.); Минея 452/502 (XVI в.): Стихирарь 518/589 (XII в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

3 об., 7 об., 12.     Кекелидзе К., прот. Лит. груз. пам., 316; ркп. Моск. Рум. Муз. Сев. 491/35, л. 3.    Николо-Касул. Тип., гл. 12. Жизнеописатель Иоанна Дамаскина говорит о нем, что он положил начало первой книге своей словами «Твоя победительная десница» (Четьи Минеи, 4 декабря). Одна слав. ркп. приписывает Иоанну Дамаскину не Октоих, а только Ирмологий (Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви. Чернигов, 1864, 261).    Только Октоих в 4 гл. в тексте называет их «творение Анатолиево».     В. П-ский. Об авторе воскресных и др. стихир, называемых в слав. богосл. книгах «восточными» или Анатолиевыми//Рук. для сел. паст. 1894, 1, 222.     Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви. Чернигов, 1864, 193.    См. прим. 4 на с. 545.     Дмитриевский Α . Τυπικα, 800, 607. Ркп. Моск. Синод. библ. 330/380, л. 3 об., 9 об., 12.    Так предлагается у Розанова В Богослужебный устав православной церкви. М., 1902, 59.     Никольский К., прот. Пос. к из. уст., 204.    См. примеч. 1 на с. 543.    Ркп. Моск. Синод, б. 328/383, л. 191, 192; то же и в др. ркп.     Архим (архиеп) Модест О церковном Октоихе. Вильна, 1865, 122—126    В некоторых монастырях первую половину припева возглашает канонарх, а лик поет только вторую половину.    Пред догматиком, так как он поется без канонарха, в Киево-Печерской лавре возглашает канонарх: «И ныне (или: Слава и ныне), глас Ν, Богородичен догмат: Всемирную славу от человек прозябшую» и т. п.     Симеон Солунский. О бож. мол., 332 (296).    Цитаты выше.    550     Симеон Солунский. О бож. молитве, гл. 347 (311).     Симеон Солунский. О бож. молитве, гл. 333 (297).    По Евергетидскому уставу, на литии пред литургией в день Благовещения, когда процессия достигала входных дверей храма, пелся тропарь Пресв. Богородице: «Радуйся Двере Божия» (Дмитриевский Α . Τυπικα, 431), показывающий, что Церковь всегда смотрела на храмовые двери как на образ Богоматери, а на торжественный вход в них – как на образ воплощения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

817 Жмакин. Ук. соч. С. 263 и след. 818 Ср.: Макарий. 2-е изд. 7. С. 345—367. 819 Памятники старинной русской литературы. 4. С. 194—199 («Смиренного Даниила, митрополита всея Руси, о смирении и о съединении»). Ср.: Макарий. 6. С. 206—207. 820 См. об этом лучше всего: Филарет. Обзор. 1—2. 821 Голубинский. 2. 2. С. 181—182, 184—187. 822 Макарий. 10. С. 226—227. 823 Ключевский. Жития. С. 297, 298; о собрании Миней И. Милютина см.: Там же. С. 298 и Макарий. 11. С. 222. 824 ПДП. 188 (1916). О других, менее значительных агиографических сочинениях: Филарет. Обзор. 1. 303, 316, 319, 351, 354, 360, 367, 369; Макарий. 11. С. 220—222. 825 О св. Димитрии Ростовском см. монографию: Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время. 1651—1709 (1891). 826 Голубинский. 2. 2. С. 192; Софийский временник, в: ПСРЛ. 6. 827 Макарий. 2-е изд. 6. С. 207—209; Никольский. Кирилло-Белозерский мон. 1. 1. С. LXVIII; Голубинский. 2. 1. С. 740. 828 Розанов С. «Никоновский» летописный свод и Иоасаф как один из его составителей, в: ИОРЯС. 1930. 13. С. 277; Стоглав. Гл. 100; Шахматов А. Иоасафовская летопись, в: ЖМНП. 1904. 5. 829 Голубинский. 2. 1. С. 740. 830 Там же. С. 620. Розанов. Там же. С. 268—270. Лавров Н. Заметки о Никоновской летописи, в: ЛЗАК. 34 (1927). 1. С. 55. Эта летопись носит название Никоновской, потому что рукопись ее принадлежала патриарху Никону. 831 Серебрянский. Ук. соч. С. 21, 39—46, 339—341, 345, 370. Многими сведениями об игумене Корнилии я обязан искусствоведу Н. Е. Андрееву (Прага), который сообщил мне о своих исследовательских работах, проведенных им в Псково-Печерском монастыре в 1937—1938 гг., и о своей монографии по материалам этих исследований, которая, к сожалению, во время войны 1939—1945 гг. была без всяких оснований конфискована немецкими властями и пропала. 832 Книга глаголемая о святых, в: Чтения. 1887. 4. С. 55 157). 833 Голубинский. История канонизации. С. 332. 834 Насонов А. Из истории Псковского летописания, в: Ист. зап. 18 (1945). С. 261. 835 Шляпкин И. Ермолай Премудрый, новый писатель эпохи Грозного, в: Сборник в честь С. Ф. Платонова (1911). С. 550, 553. Никольский Н. Еще об Еразме Прегрешном, в: Библиограф. летопись. 1 (1914); Ржига. Литературная деятельность Ермолая-Еразма, в: ЛЗАК. 33 (1926). С. 103—200; Яворский А. К вопросу о литературной деятельности Ермолая-Еразма, в: Slavia. 9 (1930 31). С. 59—80, 273—299.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3192...

Митрофан (Гринев Федор Васильевич; 1873 – 17 февраля 1938), епископ Арзамасский, викарий Горьковской епархии. Арестован в январе 1923 г. сане епископа Аксайского, викария Донской епархии, приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян 75 Митька, заключенный уголовник 361–365, 379–381, 388, 395–397 Михаил, заключенный профессор 505–506, 522 Михаил, священник, см. Глаголев Мнхайлов Николай (ум. 3 февраля 1938), секретарь редакции «Голос России», погиб в результате покушения 351 Миша, литературный персонаж 24–25 Моисей, еврейский пророк и законодатель 522 н Набоков Владимир Владимирович (1899 – 2 июля 1977), писатель 27 Надежда, заключенная участница скаутского движения 417–420 Наживнна, заключенная жена офицера 266 Назарий, соловецкий монах 339 Наполеон I Бонапарт (1769–1821), французский император 430 Некрасов Митрофан Иванович (ум. ок. 1969), учитель биологии, в 1923 г. отправлен на Соловки, где был сотрудником СОКа 127–128 Нектарий (Трезвинский Нестор Константинович; 1889 – 8 сентября (2 августа) 1937), епископ Яранский, викарий Вятской епархии. В Соловецком лагере находился дважды: с 1925 по 1927 r., затем с 1932 г. до середины 1930-х гг., когда был сослан в Казахстан. Расстрелян 75, 261 Нерон Клавдий Цезарь Август Германик (37–68), римский император, гонитель христиан 259 Никитин, участник неудачного побега из СССР 348 Никодим, архиепископ 157 Николаев, прокурор 110–111 Николай I Павлович (1796 – 2 марта 1855), российский император 484 Николай, заключенный 409 Николай, заключенный участник скаутского движения 393–394, 396–397, 408–409 Николай, подопечный патриарха 578–579, 587 Никон (Минов Никита; 1605–1681), российский патриарх, в 1633 г. был пострижен в монашество в Свято-Троицком скиту на Анзере преподобным Елеазаром 56–57 Никонов-Смородин Михаил Захарьевич (наст. имя и фам. Семен Васильевич Смородин; 1889–?), землемер, организатор крестьянского восстания. Арестован в августе 1927 г., приговорен к 10 годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Автор воспоминаний «Красная каторга (Записки соловчанина)» (София, 1938) 158, 332, 337

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1889. Ч. 1. С. 505-558; И. Я. Порфирьев: Биогр. очерк//Там же. 1890. Ч. 3. С. 361-438 (отд. отт.: Каз., 1891); Высокопреосвященный Григорий (Миткевич), архиеп. Калужский, во время его ректорства в КазДА//Странник. 1890. 6/7. С. 306-344; 8. С. 493-522; На память о покойном архиеп. Никаноре [Бровковиче]//ПС. 1891. Ч. 1. С. 387-396; История КазДА за первый (дореформенный) период ее существования (1842-1870 гг.). Каз., 1891-1892. 3 вып.; На память о Н. И. Ильминском. Каз., 1892; Повесть о прп. Варлааме Керетском//ЗИАН. 1893. Т. 73. Кн. 1. С. 48-53; Житие свт. Германа, 2-го архиеп. Казанского Чудотворца, всея России//Изв. по Казанской епархии. 1894. 16. С. 487-498; 17. С. 519-534; 18. С. 551-562 (отд. отт.: Каз., 1894); О татарских переводах христианских книг//РА. 1894. Кн. 3. Вып. 10. С. 243-249; При открытии памятника в Казани имп. Александру III//ПС. 1895. Ч. 3. 10. С. 1-3; Печальное 25-летие: [Памяти архим. Феодора (Бухарева)]//Там же. 1896. Ч. 1. 4. С. 555-584; О жизни и трудах Александра Матвеевича (архим. Феодора) Бухарева// Феодор (Бухарев), архим. О православии в отношении к современности. СПб., 1906. Вып. 1. С. V-XXVIII; «Оставите детей и приидите ко Мне»//Изв. по Казанской епархии. 1896. 18. С. 332-337; Прот. В. Т. Тимофеев: (Некр.)//ПС. 1896. Ч. 1. 1. С. 143-162; К биографии А. П. Щапова//ИВ. 1899. Т. 75. 2. С. 511-530; Ильминский Н. И., Софийский И. М., Тимофеев В. Т.//Библиогр. указ. мат-лов по истории рус. школы. СПб., 1901. 9. С. 261-263, 286-287; 12. С. 284-285; Несколько мат-лов для истории Алтайской миссии и участии в ее делах Н. И. Ильминского//ПС. 1901. Ч. 2. С. 449-488, 641-672, 761-786; Богословская полемика 1860-х гг. об отношении православия к современной жизни//Там же. 1902. Ч. 1. С. 554-561, 640-654, 780-792; Ч. 2. С. 325-352, 479-499, 639-657; Система инородческого образования в Туркестанском крае при ген.-губернаторе К. П. Кауфмане//Рус. школа. 1902. 7/8. С. 79-106; Святые Петр, Алексий, Иона и Филипп Московские Чудотворцы//Деятель. Каз., 1904.

http://pravenc.ru/text/199943.html

Л. 214. Рассуждение о бессмертии души, или Доказательства бессмертия, почерпнутые из разума и Слова Божия, с разрешением возражений против оного (1845? г.) [список: ОПИ ГИМ. Ф. 342 (Барятинские). Ед. хр. 149. Л. 44–74; публикация: Троепольский. 1846]. Л. 261. Материалы для трактата о внутренней молитве (1846 г.). Л. 268. О внутренней молитве мнения авкторов sic! – А. П. западной церкви в оригиналах (1837 г.). Л. 274. О святой молитве (5 августа 1840 г.). Л. 280. Наставление, как должно молитвою искать премудрость Божию и как возбуждать сердце к молитве, принося оную в тихом саббате, да Бог моление в нас воздействует (15 июня 1840 г.). Л. 288. О силе молитвы. Л. 289. О молитве, из писем С. И. Гамалея (16 сентября 1840 г.). Л. 292. О приуготовлении ко внутренней молитве. Разговор сердца с Богом. Л. 296. План, по коему расположены способы и средства, руководствующие ко внутренней молитве (31 октября 1840 г.). Л. 298. Нравственные наставления в молитве. [списки: 1. Архив Афонского Пантелеимонова монастыря. Оп. 50. Д. 8. Док. 4944 (описание: Чежия. 2013: 531; Чежия. 2015: 409); 2. Там же. Д. 21. Док. 5140 (Чежия. 2013: 607; Чежия. 2015: 425)]. Л. 304. О блаженстве сердца, в коем обитает Иисус Христос (Сентябрь 1833 г.). Л. 308. Присутствие Божие. Средства приобресть и сохранить присутствие Божие в сердце, дабы сделаться истинным христианином (3 апреля 1840 г.). Л. 332. Хождение пред Богом (10 сентября 1835 г.). Л. 340. Письма о присутствии Божии и о внутреннем поставлении себя пред Ним, писанные в XVII веке (2 декабря 1839 г.). Л. 354. О молитве сердца. Л. 366. О молитве, слово преподобного Мелетия исповедника, подвизавшегося в Галасийстей sic! – А. П. горе (1840 г.). Л. 376. Толкование на Господи помилуй. Л. 380. О влиянии призывания Имени Иисус Христова на жизнь (1840 г.). Л. 384. Черты внутренней непрестанной молитвы и созерцательного состояния в жизни преподобного отца и покровителя нашего Саввы, Новгородского чудотворца, основавшего обитель при реке Вишере и собравшего учеников в XV столетии (30 ноября 1847 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

13 Исследование Г. Соловьева стр. 17–19. – Не потому ли близ Ростова, как народного города, не видим Красного-села, между тем, как близ Владимира, Переславля, и пр., до сих пор находятся эти села? 15 Кенигсберг. 261: «Како нам любо (говорили Ростовцы), тако створим: Володимер есть пригород паш... Ростовцы и Суздальцы давнии, старшии творящесь, новии же людие и мизинние Володимирстии яшась по правду крепко». 16 Мстислав хотел уступить Всеволоду, но Ростовцы говорили: «Аче ты мир даси ему, а мы ему не дамы». Кенигсбер. стр. 264. 18 Ник. II. 310. «Отче чюдный и любезный (посылает сказать отцу Константин), даждь ми начальный град Ростов и к нему Володимер» – И ниже: «да ми даси и Володимер к Ростову». 20 В Воскресенской Летописи говорится о Всеволоде «Много мужествовав и дерзость имев на бранех, украшен всеми добрыми нравы, злыя казня и добромысленныя милуя: Князь бо не туне мечь носить... судя суд истинен и нелицемерен, не обинуяся лица сильных своих Бояр, обидящих меньших и работящих сироты... Его имени трепетаху вся страны, и по всей земли изыде слух его, и вся зломыслы его вда Бог под руце его». – Он скончался 1212 года, Апреля 15, в Воскресенье. Ист. Кар. III, прим. 138. 21 Никоновский летоп. (II. 324–332) описывая Липецкую битву, именует Витязей Константиновых: Александра Поповича, слугу его Торопа, Добрыню Резанича, по прозванию Золотой-Пояс, и Нефедья Дикуна. Там же полагается убитых до 17 тысяч. 22 Суздальский Летоп. говорит: «Не опечаляя никогоже, но всех умудряя духовными беседами, часто бо чтяше книгы с прилежаньем, и творяше вся по писаному. Одаровал бе Бог его кротостью Давидовою, мудростью Соломонею». – Он получил из Греции, чрез Епископа Полоцкого, часть древа Креста Господня, руку Св. Логина Сотника, и часть мощей Св. Марии Магдалины. Никон. лет. II. 339. 23 О библиотеке Константиновой повествует Татищев, и хотя Карамзин почитает рассказ его вымыслом, но оный подтверждается рукописью: «Житие Св. Нифонта», писанною на пергаменте весьма древним письмом и находящеюся в библиотеке Троицкой Сергиевой Лавры: на последнем листе этой рукописи написано: «в лето кончины быша книгы си м-ца майя в ка день, на память С-того М-чнка Иеремия (Ермия) в граде Ростове, при Князе при Васильце при сыне Костантинове а внуце Всеволожи. С-тии Апостоли, Пророцы и Мученицы, С-тый Нифонте, помози моему Господину Василку, и мене грешного раба своего Кюрила избави в день судный от вечныя мукы». – В показании года письма не достает двух букв, как приметно из пропуска в рукописи и в означении дня также ошибка: ка вместо ла. На обороте сего листа другим почерком начата подпись: «В лето зп при Благоверном Великом Князе Димитрие Ивановиче» (далее ничего не писано). – Это может быть последний остаток книгохранилища Константинова, продолжавшегося при Васильке.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010