187. Какого почитания требует от нас Господь Иисус Христос?    Господь Иисус Христос требует от нас такого же почитания, какое мы оказываем Отцу Небесному, следовательно, почитания Божеского.     188. Требует Господь Иисус Христос, чтобы мы уповали на Него?    Господь Иисус Христос требует, чтобы мы уповали на Него, ибо Он сказал: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин.16:33).     189. Требует ли Господь Иисус Христос, чтобы мы любили Его?    Господь Иисус Христос требует, чтобы мы любили Его больше, чем кого-либо на свете, даже больше, чем родного отца или мать свою (Мф.10:37).     190. Есть ли в Священном Писании свидетельство о том, что ученики Господа Иисуса Христа поклонялись Ему как своему Господу и Богу?    О том, что Господу Иисусу Христу поклонялись ученики Его как Господу Богу, Священное Писание часто свидетельствует, например:    1) когда буря на море утихла по слову Господа Иисуса Христа, ученики поклонились Ему и сказали: «Истинно Ты Сын Божий» (Мф.14:33);    2) когда Он исцелил человека, слепого от рождения, прозревший воскликнул: «Верую, Господи!» и поклонился Ему (Ин.9:35—38);    3) когда Иисус после Воскресения Своего явился апостолам, святой апостол Фома сказал Ему: «Господь мой и Бог мой» (Ин.20:28).     191. Молились ли Господу Иисусу Христу ученики Его?    Ученики Господа Иисуса Христа молились Ему часто, например:    1) во время морской бури они просили Его: «Господи! спаси нас, погибаем» (Мф.8:25);    2) когда Он говорил о соблазнах и прощении, ученики просили Господа Иисуса: «Умножь в нас веру» (Лк.17:5);    3) один из разбойников, уверовавший в Господа Иисуса Христа, молил Его: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое» (Лк.23:42);    4) когда побивали камнями св. Стефана, он молился, говоря: «Господи Иисусе! приими дух мой» (Деян.7:59).     192. Были эти просьбы молитвами?    Эти просьбы были молитвами, потому что все те, кто их произносили, — знали, что спасти стольких людей во время страшной бури, умножить веру, отпустить грехи и принять душу умирающего человека не может никто из людей, кроме Бога, а просьба к Богу и есть молитва.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А запрещая все это, как-то: кражу и проч., какими Бог повелевает нам быть? А запрещая все это, как-то: кражу и прочее восьмою заповедью, значит, Бог повелевает нам быть честными и трудолюбивыми. Как читается девятая заповедь? Девятая заповедь читается так: Не послшествй 190 на дрга 191 твоего свидтельства ложна. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Что Бог запрещает сей заповедью? Сей заповедью Бог запрещает слушать, принимать ложное свидетельство одного на другого, и быть ложными свидетелями – доносчиками (клеветниками) одним на других в суде, или наговаривать на кого кроме суда, вообще лгать. Еще что также запрещается сей заповедью? Сей заповедью запрещается также осуждать друг друга, т.е. худо думать и говорить друг о друге без крайней нужды, насмехаться над недостатками других. Как читается десятая заповедь? Десятая заповедь читается так: Не пожелай жены искреннго 192 твоег, не пожелай дом ближнго твоег, ни села 193 ег, ни раба ег, ни рабыни ег, ни вола ег, ни осла ег, ни вского скота ег, ни всег, елика 194 сть ближнго твоег. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. Что Бог запрещает сей заповедью? Сей заповедью Бог запрещает вообще не только делать худое, но и желать и думать худое, потому что от худых мыслей и желаний недалеко до худых дел. В частности, что Бог запрещает сей заповедью? В частности, Бог запрещает десятою заповедью завидовать, т.е. желать того, что есть у ближнего, и чего у себя не видишь, и за то роптать на Бога, недоброжелательствовать и ближнему. Достаточно ли для христианина только знать заповеди Закона Божьего? Знать заповеди Закона Божьего недостаточно для христианина, нужно исполнять их на самом деле. Исполняющим заповеди какая награда от Бога, от людей и от своей совести? Исполняющих заповеди Бог не оставляет Своими милостями и здесь на земле и особенно не оставит после смерти; их, как добрых, любят и люди; и совесть их всегда покойна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

Быт. 13 :11. И избрал себе Лот всю окрестную Иорданскую страну, и отошел Лот к 190 востоку. И отделились они друг от друга. Быт. 13 :12. Аврам поселился в земле Ханаанской, а Лот поселился в городе 191 окрестных стран и стал жить в Содоме 192 . Быт. 13 :13. Люди же, жившие в Содоме, были весьма лукавы и грешны пред Богом. Быт. 13 :14. И сказал Бог Авраму, после отделения от него Лота: воззри очами твоими и посмотри с места, на котором ты ныне находишься, к северу и югу 193 , и к востоку 194 и западу 195 . Быт. 13 :15. Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам ее и потомству твоему на веки. Быт. 13 :16. И сделаю потомство твое, как песок земной: если кто сможет исчести песок земной, тот изочтет и потомство твое. Быт. 13 :17. Встав, пройди (эту) 196 землю в долготу ея и в широту, ибо тебе дам ее и потомству твоему на век. Быт. 13 :18. И удалившись 197 Аврам пошел и поселился у дуба Мамврийскаго, который был в Хевроне, и построил там жертвенник Господу. Глава 14 Быт. 14 :1. И было в царствование Амарфала, царя Сеннаарскаго: Ариох, царь Елассарский, и Ходоллогомор, царь Эламский, и Фаргал, царь (разных) народов 198 , Быт. 14 :2. Повели войну с Валлою, царем Содомским, и с Варсою, царем Гоморрским, и с Сеннааром, царем Адамы, и с Симовором, царем Севоимским, и с царем Валаки, то есть Сигора. Быт. 14 :3. Все они соединились в Соляной долине, — то есть море Соленое 199 . Быт. 14 :4. Двенадцать лет они служили Ходоллогомору, а на тринадцатом году отступили. Быт. 14 :5. В четырнадцатом же году пришел Ходоллогомор и цари бывшие с ним, и поразили исполинов, живших в Астарофе, и 200 в Карнаине, и сильные народы вместе с ними, и Омеев, что в городе Сави, Быт. 14 :6. И Хорреев, живших в горах Сиирских, до Теревинфа Фарана, что в пустыне. Быт. 14 :7. И возвратившись пришли к Источнику Суда, — это есть Кадис, — и поразили всех князей Амаликитских и Аморреев, живших в Асасанфамаре. Быт. 14 :8. И вышли царь Содомский, и царь Гоморрский, и царь Адаманский 201 , и царь Севоимский, и царь Валаки, — это Сигор, — и выступили против них на войну в Соляной долине:

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

В отличие от Книги Чисел, текст 2-й главы Второзакония изобилует ссылками на Божьи действия. Обратите внимание на следующие фразы, уникальные для Второзакония: «Я предаю в руку твою Стона ... веди с ним войну» (ст. 24); «с сего дня Я начну распространять страх и ужас пред тобою на народы ...» (ст. 25); «потому что Господь, Бог твой, ожесточил дух его» (ст. 30); «И сказал мне Господь: вот, Я начинаю предавать тебе Сигона и землю его» (ст. 31); «И предал его Господь, Бог наш, в руки наши» (ст. 33); «все предал Господь, Бог наш, в руки наши» (ст. 36). Какой смысл можно увидеть в этих различиях? Ван Сетерс готов сказать, что Книга Чисел, «если уж на то пошло, секуляризует другие тексты» 190 Но есть ли какая-либо другая причина преуменьшения роли Моисея и деятельности Бога в Книге Чисел, причина, которая отдает должное более широкому контексту? История о Сигоне не очень удалена от случая у скалы, когда Бог сказал Моисею, что его действия неприемлемы. Ему нельзя будет войти в обетованную землю (20:12). Аарон уже получил отказ войти в обетованную землю (20:29), и он был мертв. Молчание относительно роли Моисея в Книге Чисел (21:21) и последующих стихах может быть отражением случая из 20:12; поэтому Моисей будет играть лишь минимальную роль во время завоевания земли 191 . Меня также смущает утверждение Ван Сетерса о том, что эти повествования «имеют весьма идеологический характер, который делает эти эпизоды исторически ненадежными» 192 . На каком возможном основании мы можем утверждать, что идеологический материал не является историческим, а неидеологический материал является историческим? Я не могу уловить логику такого утверждения. Прорицатель Валаам (22–24) Этот раздел Книги Чисел является одним из наиболее известных во всей книге. Репутация Израиля шла впереди него, приведя в ужас Валака – главу царства моавитян. Раньше в Книге Чисел Израиль боялся других народов (13:30). А теперь Израиль стал, метафорически, «Енаком» и «Нефилимом». Моавитяне были саранчой. Израиль в своем горе мечтал вернуться в Египет. Но куда могут пойти моавитяне? Где им найти безопасность? Военное сопротивление является рискованным выбором. Человек, исполненный страха, все преувеличивает. Для Валака Израиль так многочислен, что он «покрыл лице земли» (22:5).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Вернуться 166 Преподобный – святой, достигший высоты монашеского делания и являющийся образцом монашеской жизни. Вернуться 169 «Господи, неужели мне постель эта гробом станет?..» – начальные слова одной из молитв перед сном. Вернуться 171 «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» – Евангелие от Матфея 28:19–20. Вернуться 178 Церковные песнопения, которые поются во время причащения священников в алтаре до выноса Чаши и причащения мирян. Вернуться 180 Праздник святителя Николая Мирликийского, Чудотворца: 6 (19) декабря (Никола зимний), 9 (22) мая (Никола вешний), 29 июля (11 августа) (Никола летний). Вернуться 184 Духовно-исправительные меры, накладываемые священником или архиереем на исповедующегося. Епитимия может состоять в посте, усиленной молитве и т. п. Вернуться 185 Имеется в виду благоразумный разбойник, на кресте исповедавший распятого Иисуса Господом (Евангелие от Луки 23:39–43). Вернуться 186 Светилен (песнопение) на утрене Великой пятницы, в котором упоминается благоразумный разбойник. Вернуться 187 Одно из воскресений подготовительного периода перед Великим постом, в которое церковь вспоминает евангельскую притчу о блудном сыне (Евангелие от Луки 15:11–32). Вернуться 188 Покаянные тропари, исполняющиеся на воскресной утрене подготовительных недель перед Великим постом и в Великий пост. Вернуться 190 Ср. Евангелие от Матфея 18:21–22: «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз». Вернуться 192 Суббота накануне Вербного воскресенья (Входа Господня в Иерусалим), в которую вспоминается чудо воскрешения Христом Лазаря. Вернуться 196 Покаянный канон Андрея Критского исполняется частями в первые четыре дня Великого поста и полностью на утрене четверга пятой седмицы (недели) Великого поста.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Во Христе Иисусе мы созерцаем этот идеал богочеловеческой любви. И прежде всего, в саможертве Божественной Любви для спасения человека и в уничижении Сына Божия во плоти, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына любви своей Единородного, дабы всякий верующий не погиб, но имел жизнь вечную». 189 В учении Христа мы слышим призыв этой Любви к блаженству Правды Христовой – нищенства, страданий, кротости, правдоискания, милосердия, чистоты сердца, миротворения, гонений за правду и любовь даже до смерти, – любви ко врагам и молитвы за преследователей, чтобы быть нам сынами Отца нашего Небесного, воссиявающего солнце Свое на людей хороших и плохих, – приближаться к совершенству Его и через то приобщаться к богочеловечеству Иммануила. 190 Мы созерцаем этот богочеловеческий идеал любви в делах Христа, чудных и любвеобильных, – в подвиге Его самоотверженного служения страждущему человечеству до неимения, где главы преклонить, и умовения ног Своим ученикам 191 , – в смирении и кротости Отрока Божия, возлюбленного Избранника и Носителя Духа и благоволения Божия, – Кто «возвестит суд народам, не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его, – трости надломленной не преломит и льна курящагося не угасит, доколе не доставит суду (правде) победы и на имя Его будут уповать народы». 192 Пред нами – Основатель непобедимого и всемирного царства Любви и Нового Завета, дающий новую заповедь: «да любите друг друга: как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга... как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас, – пребудьте в любви Моей». 193 С благоговейным трепетом в отдалении присутствуем мы при величайшей тайне гефсиманских страданий Пастыря и Друга, полагающего душу Свою за друзей и овец Своих, – при смертельной тоске, кровавом поте и молении о чаше невинных страданий. С ужасом взираем мы на страшные муки крестных страданий Распятой Любви, но и с радостью слышим её, поистине богочеловеческую, молитву за распинателей своих: «Отче, прости им! ибо не ведают, что творят».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Вот куща, достойная Богочеловека! Вот «скиния, без труда устроенная, – скиния умеряющая зной и не имеющая темноты, скиния светлая и освещающая» 188 ! Апостолы еще более устрашились, когда вошли в облако и из облака исшел глас Отца Небесного: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих, Того послушайте. «Сей сущий и кажущийся человек, недавно ставший человеком, смиренно обращающийся между вами, Которого лицо ныне просияло, сей есть Сын Мой возлюбленный, предвечный, Единый из Единого, Единородный, довременно и вечно происшедший от Меня родившего, из Меня и во Мне и со Мною всегда сый, а не после получивший бытие» 189 . «В Нем Мое благоволение, ибо по благоволению Отца воплотился Единородный Сын Его и Слово; благоволение Отца в Единородном Сыне соделало спасение всему миру; благоволение Отца в Единородном Сыне соединило всяческая» 190 . Слышан был этот глас и при крещении Господа во Иордане (см.: Мф. 3:17 ), но – скажем словами учителя отечественной Церкви – «то была проповедь к первому проповеднику Нового Завета Иоанну Крестителю, и едва ли не один он в то время достаточно ее выразумел; теперь же догмат о Единородном Сыне Божием вновь проповедан с неба трем первейшим апостолам, уготовляемым во вселенские проповедники веры» 191 , а посему Иорданский глас дополнен словами, имеющими ближайшее отношение к ним: Того послушайте. «Сим гласом, – по изъяснению святого Ефрема Сирина , – Отец вразумлял их, что домостроительство Моисея кончилось и что они должны уже слушать Сына, ибо Моисей, как раб, говорил то, что было ему заповедано, и проповедовал то, что было ему сказано, равно как и все пророки, доколе не пришел Тот, Кто был обещан, то есть Иисус, Который есть Сын, а не приближенный слуга, Господь, а не раб, Владыка, а не подчиненный, Законодатель, а не подзаконный» 192 . «Покоряйтеся учению воплощенного Сына Божия, хотя бы оно и казалось прекословным для вашего естественного мудрования, хотя бы оно вас оглашало страданием и крестом среди вашего стремления к блаженству и славе» 193 . Апостолы, услышав глас Отца Небесного, в трепетном ужасе пали на лица свои, но Иисус Христос, подойдя к ним, коснулся их и сказал: Востаните и не бойтеся. Тотчас подняв глаза и посмотрев вокруг, они никого более не видели, кроме одного Господа Иисуса Христа, так что не оставалось никакого сомнения, что Божественный глас относился именно к Нему 194 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

«Всадник управляет конем – так и Иисус Христос апостолами и их преемниками в распространении Евангелия» (прот. Орлов) 190 . Объясняя слова: Побеждаяй, и да победит, св. Андрей Кесарийский первую победу видит в обращении язычников, вторую – в их добровольном и соединенном с мучениями выходе из тела 191 . 3–4. И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч. «Что было в человеческом мире вслед за осиянием его чрез апостолов чистым светом евангельского учения, то, говорят, и изображается в видении, по снятии второй печати, второго коня». Конь «рыжий или, правильнее, огненный» (прот. Орлов), напоминающий разрушительное свойство огня и цвет человеческой крови, как и всадник с большим мечом, обозначает «обнаружение вражды и злобы, которые везде и всегда сопровождают на первых порах распространение христианства, особенно во время гонений против христиан со стороны иудеев и язычников. Но эта история вражды (рыжий конь) к начинающемуся христианству, к христианским прозелитам, всегда повторяется (см.: Мф.10:34 ; Ин.16:2 )» (прот. Орлов) 192 , достигая высшей силы к последним временам. 5–6. И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороный, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай. «При снятии третьей печати Иоанн увидал вороного коня. Черный цвет есть цвет скорби и нужды, а потому и символ вороного коня есть символ человеческой нужды, которая прежде всего выражается в недостатке питания и голоде. Об этом говорит самый вид всадника. Всадник имел в руках весы. Весы говорят о точности, об отсутствии лишнего и потому весьма удобно также напоминают о голоде (Эвальд, Лютард). Голос, который Иоанн слышал раздающимся среди животных, был голосом Божественным, исходящим от Божьего Престола. Первая половина Божественного голоса говорит о необыкновенной дороговизне жизни вследствие голода, а вторая указывает на ту роскошь, которой обыкновенно предаются богатые слои общества, эксплуатирующие бедных. В частности, в период борьбы христианства с язычеством первые христианские прозелиты среди того или другого языческого общества всегда находились и находятся в сравнительной нужде; более богатое языческое общество обыкновенно утопает в роскоши языческой жизни, христиане же, лишаемые поддержки и сочувствия, должны бывают до крайности ограничивать свои потребности (см.: Иак.2:6 )» (Орлов) 193 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Глава 12 1 . Пророческое слово 178 Господа на Израиля. Господь, распростёрший небо, и основавший землю, и образовавший дух человека в нём, говорит: 2 . Вот Я делаю Иерусалим как бы переднею дверью, открывающеюся для всех окрестных народов, и в Иудее будет осада Иерусалиму 179 . 3 . И будет в тот день: сделаю Иерусалим камнем, попираемым всеми народами: всякий, попирающий его, будет презрительно насмехаться, и соберутся против него все народы земли. 4 . В тот день, говорит Господь Вседержитель, Я поражу всякого коня бешенством 180 и всадника его безумием и открою очи Мои на дом Иуды, а всех коней народов 181 поражу слепотою. 5 . И скажут все тысяченачальники Иудины в сердцах своих: найдём себе (опорою) жителей Иерусалима, о Господе Вседержителе Боге их 182 . 6 . В тот день Я сделаю тысяченачальников Иудиных как бы головнёю, горящею среди дров, и как бы свечою, горящею среди соломы, и поедят они все народы вокруг, с правой и левой стороны, и снова Иерусалим будет населён на своём месте, в Иерусалиме 183 . 7 . И спасёт Господь селения Иудины, как издревле, чтобы слава дома Давидова и превозношение жителей Иерусалима не величались над Иудою 184 . 8 . И будет в тот день: защитит Господь живущих в Иерусалиме, и немощный между ними в тот день (будет) как Давид, а дом Давидов (будет) как дом Божий, как ангел Господень пред ними 185 . 9 . И будет в тот день: Я положу истребить все народы, нападающие на Иерусалим. 10 . И изолью на дом Давидов и на жителей Иерусалима дух благодати и милости, и они воззрят 186 на Того, Кого пронзили 187 , и будут горько плакать о Нём, как о возлюбленном, и тяжко скорбеть, как о первенце 188 . 11 . В тот день поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Ададримона 189 на поле Магедонском 190 . 12 . И восплачет земля по коленам и племенам 191 : (каждое) колено особо 192 и жёны их особо; колено дома Давидова особо и жены их особо; 13 . Колено дома Нафанова особо и жёны их особо; колено дома Левиина особо и жёны их особо; колено Симеоново особо и жёны их особо;

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Глава 34 (1) Подойдите народы, чтобы послушать, И племена, будьте внимательны! Да слышит земля и что наполняет ее, Вселенная и все творения ее! (2) Вот гнев Иеговы на все народы И ярость Его на все ополчение их: Он предал их проклятию, отдал на истребление. (3) Убитые их будут брошены, И от трупов их распространится смрад, И горы размокнут от крови их. (4) И исчахнет все воинство небесное 190 , И свернутся, как свиток, небеса, И все воинство их спадёт, Как опадает лист с виноградной лозы, И как иссохший плод со смоковницы. (5) «Разорделся на небе меч мой.... «Вот он сходит на Едом, «И на народ, обреченный погибели в наказание. (6) Меч Иеговы наполнится кровью, Покроется слоем жира, Крови ягнят и волов, Жира почек овнов; Ибо жертвоприношение у Иеговы в Восоре 191 , И заклание большое в земле Едома. (7) И буйволы падут с ними, И телицы с молодыми быками; И будет упоена земля их кровью, И прах их пропитается жиром. (8) Ибо, день мщения Иеговы, Год возмездия по делу Сиона. (9) И обратятся реки ее в смолу, И прах ее – в серу: И вся земля та будет сера горючая 192 . (10) Ночью и днём не будет униматься пламя, Вечно будет клубиться дым от неё, От поколения к поколению будет оставаться в запустении, Во веки веков не будет проходящего по ней. (11) И завладеют ею пеликан и еж, И филин и ворон будут обитать нацией; И протянется по ней вервь опустошения И отвес разрушения. (12) Знатные ее.... и нет там, кого бы избрать на царство 193 : И все князья ее будут ничто. (13) И произрастёт на чертогах ее множество колючих растений, Крапива и репейник на укреплениях ее; И будет она жилищем шакалов, Убежищем для страусов прозовется. (14) Там встретятся летучие мыши с дикими кошками, И лешие 194 будут перекликаться один с другим; Там поселится ночное страшилище 195 , И найдёт на ней покой. (15) Там угнездится змей летучий 196 , И будет класть свои яйца, Й выводить детей, И собирать их под тень свою; Там будут собираться коршуны один к другому. (16) Найдите в книге Иеговы, И прочитайте: Ничто из этого не убавится,

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010