Почему не поется «Бог Господь и явися нам», а поется «Аллилуиа»? Возглас «аллилуиа» можно перевести как хваление Господу, «слава Богу». Служба на «Бог Господь» предполагает вершиной своего совершения Божественную литургию. Великим же Постом Литургия по будням не совершается (о Литургии Преждеосвященных Даров разговор особый). А раз не совершается Божественная литургия, то Бог и Господь не явится нам Своим Пречестным Телом и Кровию, поэтому пение «Бог Господь» на утрени было бы не вполне уместно. Поется иное славословие, более общего характера. Соответственно стихи аллилуария носят более покаянный, нежели радостный характер: «От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже...» (На полиелейной утрени бывает «Бог Господь», но там вообще изменяется весь строй службы. Божественная литургия Преждеосвященных Даров назначается там ради святого, она внеочередная. Как есть апостольское евангельское чтение рядовое, а есть праздничное. Ради праздничного чтения назначается дополнительный прокимен, так же и здесь: ради дополнительной, внеочередной Литургии Преждеосвященных Даров назначается чтение «Бог Господь». Кроме того, всякая служба целостна и было бы нелогично петь на утрени покаянные стихи Исаии, а потом полиелей. То есть полиелей как бы идет в одной связке с «Бог Господь и явися нам» – псалом 118 перекликается с полиелейныйми псалмами 4 и 135. Но это скорее исключение – таких службы бывает постом всего две, когда на «Бог Господь» полной Литургии нет: 40 мучеников и Обретение главы, и то не всегда.) 3 . Вместо тропарей на «Бог Господь» поются Троичны гласа. По существу это тоже тропари, но несколько особенного характера. Указывается, что Октоих Великим Постом, вообще говоря, не отменяется, хотя расхожее мнение говорит о том, что во время Великого Поста по будним дням Октоих не поется. Это так и не так. Действительно, для совершения Богослужения книга, именуемая Октоихом, не понадобится. Но это не значит, что Октоих не поется – некоторые его тексты все равно используются за Богослужением.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Благослови, владыко, благовестителя...» преклоняя на руки голову и оставаясь в таком положении до окончания возглашения предстоятеля. Предстоятель с горнего места, возгласно: «Бог молитвами...» Диакон: «Аминь» и полагает Евангелие на аналой, и раскрывает его для чтения, (на практике так делается только в большие праздники и соборные). Если служит один священник, то он читает Евангелие на престоле, а по окончании чтения, поставляет Евангелие на горней стороне престола. (Возглашения «Благослови...» и «Бог молитвами...» при этом опускаются.) Священник целует Евангелие как в то время, когда подает его диакону, так и когда принимает его из рук диакона по прочтении. Священник , стоя на горнем месте, за престолом на южном его углу лицом к молящимся, произносит: «Премудрость, прости». «Услышим Святаго Евангелия». «Мир всем» и стоит там во время чтения. Хор: «И духови твоему». Диакон: «От (имярек) Святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Священник: «Вонмем». (Если служат два диакона, то диакон, который не читает Евангелие, произносит «Премудрость, прости» и «Вонмем».) Пред чтением Евангелия священнослужители снимает скуфьи, камилавки и митры и надевают их по прочтении Евангелия. Диакон: читает Евангелие. Во время чтения Евангелия все стоят, преклонив головы. Евангелие читается диаконом лицом к востоку. По разрешению епархиального начальства допускается чтение лицом к народу. Тогда как на утрене всегда положено читать только одно Евангелие, на литургии же читается иногда одно Евангелие и Апостол; иногда два, но никогда не читается более двух зачал. Если уставом положено три зачала, то когда это случится в великий праздник или когда празднуется двум святым и каждому положены особые зачала, тогда рядовое зачало читается накануне; в остальных же случаях два Евангелия или Апостола читаются под зачало, т. е. два зачала читаются как одно, без особой паузы между ними. В великие праздники Господние, в какой бы день недели они не случились, читаются только праздничные зачала, а рядовые не читаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иисуса привели на место казни вместе с двумя соратниками Вараввы. Народ собрался смотреть, как римская юстиция будет наказывать трех " преступников " за их злодеяния. По жестокому римскому обычаю, всех троих распяли. Человечество, наверное, не изобрело более мучительной и страшной пытки. День кончился; по еврейскому Закону тела распятых полагалось убрать до заката. Иисус уже был мертв, других добили. Его сторонники спасли тело от надругательств, которым обычно подвергались тела казненных преступников, и погребли — в спешке, но вполне достойно, при помощи каких-то богатых людей. После заката жители Иерусалима и многочисленные паломники отправились праздновать Пасху, ибо по официальному календарю она уже наступила. Мария Красовицкая. Лиутргика. Великий Четверг и Великая Пятница. В прошлый раз мы остановились на границе Великой Среды и Великого Четверга; говорили о Великой Среде, о Преждеосвященной литургии, которая совершается на вечерне, как это всегда бывает. На изобразительных в Великую Среду Типиконом назначен особый чин, когда игумен и вся братия испрашивают прощение за грехи всей жизни и всей св. Четыредесятницы. Таким образом, по указанию Типикона, выходит, что св. Четыредесятница все же оканчивается в Великую Среду. Как мы помним, Триодь Постная в пяток ваий назначает песнопение «Душеполезную совершивше Четыредесятницу…» т. е., судя по текстам Триоди, Четыредесятница кончается в пяток ваий, а по мысли Типикона — в Великую Среду. Здесь мы видим след разных традиций, способов преодоления той трудности, что сорокадневный пост не получается ни при каком исчислении и является символом, знаком, который для нас важен, но буквально не может быть исполним. Существует расхождение между самим названием Четыредесятницы и тем реальным количеством дней, которые ее составляют: их или больше, чем сорок, или меньше. Тем не менее, Преждеосвященная литургия Великой Среды — это, безусловно, очень ясная граница. Как Лазарева Суббота является границей, так и Великая Среда, безусловно, является поворотным днем: кончается время Преждеосвященных литургий, кончается чтение молитвы Ефрема Сирина — важнейшего постного текста, кончается стихословие кафизм Псалтири (за исключением 17-й кафизмы в Великую Субботу, все рядовое чтение Псалтири отменяется), в храме не кладут земные поклоны (кроме как перед Св. Плащаницей). В богослужении более не употребляется великопостный распев, и, скорее всего, в этот день облачения великопостные, будничные, могут смениться на те, которые были в Недели Великого поста, и сейчас, на Страстной, очень уместны — это лиловые облачения. Это, безусловно, конец одного периода и начало чего-то совершенно нового. В Великую Среду положено малое повечерие с трипеснцем, затем полунощница. Мы рассмотрим подробно утреню Великого Четверга.

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сербов взбудоражил «шпионский скандал» с российским дипломатом 22.11.2019 495 Время на чтение 6 минут Настоящий шок переживают сейчас все политические круги Сербии, и это прямо связано с отношениями между этой страной и Россией. Все дело в скандальном видеоролике, на котором российский дипломат передает деньги некоему сербскому чиновнику. Кто и как снял эту видеозапись и как это повлияет на отношения Москвы и Белграда? Президент Сербии Александр Вучич встретился с российским послом в Белграде Александром Боцан-Харченко. Казалось бы, рядовое событие. Пресс-служба сербского президента сообщила, что обсуждались актуальные вопросы, в частности, подготовка очередного визита Вучича в Москву в начале декабря и его встречи с Владимиром Путины м. Но сербские СМИ и эксперты убеждены, что на встрече, на которой также присутствовал министр обороны Сербии Александр Вулин, обсуждалось и так называемое шпионское видео . На нем запечатлена передача денег сотрудником российского посольства некоему сербскому «высокопоставленному чиновнику». Уже несколько дней в Белграде полыхает скандал. Суть дела такова. Некий пользователь с непроизносимым именем «Kdjuey Lskduf» разместил в YouTube ролик с заголовком «Сотрудник российской разведки встречается с сербским шпионом». А чтоб окончательно дошло, с электронной почты Gmail, заведенной на это же буквосочетание, видео было отправлено в ведущие белградские газеты. Несколько дней ушло на проверку подлинности записи, после чего бомба взорвалась. На видео двое мужчин. Лицо одного заретушировано: предположительно, это некий неустановленный серб (далее – НС). А другой идентифицирован как подполковник Георгий Викторович Клебан, помощник российского военного атташе в посольстве в Белграде. В начале фильма НС – крупный, склонный к полноте мужчина чуть старше средних лет – кладет на заднее сиденье машины коричневый чемоданчик. Машина старенькая, маленькая и белая – марку и номера не разглядеть. Затем он встречается с Клебаном на парковке перед торговым центром в белградском пригороде Земун. Мужчины обнимаются как старые друзья. Затем они гуляют, сидят в кафе, беседуют.

http://ruskline.ru/opp/2019/11/22/serbov...

13 Δι τ πολλκις συμβανειν γνεσθαι τ πσχα ξω, как читаем в некоторых греческих кодексах напрестольною Евангелия. 14 Соответственно с этим, очевидно, толкованием в «Православном календаре» на 1916 год на воскресенье 25 сентября (неделю спустя после Недели по Воздвижении) назначается знаменитое зачало 62 от Матфея («О жене хананеянке»). Должно, впрочем, заметить, что и на предшествующие этому воскресенью будние дни назначены не Лукины зачала, а зачала 17-й седмицы Матфеевой. Таким образом, Устав о начале Лукиных зачал здесь всецело игнорируется. 15 Неделя праотец также имеет постоянное зачало (Луки зач. 76 – о званных на вечерю), но оно взято из ряда Лукиных Недель (28-я=11-я). 16 Но при этом следует иметь в виду, что само Рождество Христово может случится в Неделю и тогда устранение рядового зачала неизбежно. 17 Несмотря на такую ясность приведенного указания, Глизоний в своих таблицах всегда ставит зачало 17-й Недели Матфеевой после Недели о Закхее, непосредственно перед Триодью! 18 Мы видим таким образом, что не было никакого основания читать 17-е Матфеево недельное зачало в текущем году 17 января: как потому, что в нем не было надобности, так и потому, что 6 сентября в этом же церковном году совершилась такая редкость, как чтение этого зачала на ряду. 19 В начале статьи было упомянуто, что, по мнению Преосвященного Пахомия, в текущем году 17 января следовало читать евангельское зачало Луки 85 – о десяти прокаженных. Это зачало есть 12-я Неделя Лукина и должно быть прочитано еще до Рождества, именно перед Неделей праотец: в эту последнюю Неделю всегда читается 11-е Лукино воскресное зачало (зач. 76 – о званых на вечерю), рядовое же зачало 12-й Недели (зач. 85 – о десяти прокаженных) становится на место зачала Недели 11-й. Таким образом, зачало 12-е (29-е) не снимается с очереди. Но Преосвященный Пахомий следует таблицам Глизония. Глизоний же делает в ряду Лукиных Недель много перестановок. Так, 7-я Неделя у него иногда читается прежде 3-й, а 6-я всегда прежде 5-й, после 9-й всегда следует 13-я, которая, появившись преждевременно, устраняет из ряда упомянутое зачало 12-й Недели, и оно оказывается непрочитанным. Вот почему у Глизония оно (зачало 12-й Недели. – Ред.) и появляется в промежуточные перед Триодью Недели. Однако все-таки непонятно, почему оно, для нынешнего года, вступило в очередь прежде 14-й Недели, зачало которой (93-е) тоже не читано. Упомянутые перестановки Недель у Глизония, к сожалению, ничем не обоснованы и потому представляются произвольными.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Очевидно, ночные часы, дневныя почасия, Псалтирь с покаянными тропарями и молитвами, а также нынешний чин 12 псалмов являются лишь разновидностями, или особыми ветвями одной и той же системы, одного и того же «правила псалмопения». Особенность последования тропарей и молитв после кафизм состоит лишь в том, что вместо избранных псалмов здесь полагается рядовое чтение целой кафизмы, и таким образом каждая кафизма со своими тропарями и молитвами соответствует отдельному последованию из круга почасий. III. Взаимоотношение келейных и церковных служб 10. Круг междочасий Келейный чин 12-ти псалмов вошел в богослужебное употребление при господстве древней системы трипсалмных, или – точнее – трехъантифонных суточных служб церковно-песненного строя: часов, вечерни, повечерия и утрени с полунощницей. Существуя рядом, чин 12-ти псалмов, как младший, естественно должен был стать в зависимое, подчиненное отношение к старшим, соборно-песненным службам. И вот наряду с главными суточными службами, или часами, появляются службы второстепенные, или междочасия, иначе – почасия. Кроме дневных и ночных почасий, в древних памятниках встречаются и «почасия повечерия». Есть основания предполагать, что были также почасия вечерни и утрени; по крайней мере, лежащие в основе почасий келейные «каноны дневных и ночных псалмов» различают особые псалмы утренние (ρϑοινο) и вечерние (λυχνικο). – Таким образом все без исключения основные суточные службы имеют соответствующие почасия, развившиеся на основе чина 12-ти псалмов и образовавшие особый параллельный круг суточных служб келейного характера. На первом месте в круге почасий следует поставить междочасия, или почасия дневных часов; эти почасия как по форме, так и по содержанию ближе других последований находятся к чину 12-ти псалмов, составляя в сущности его разновидность. Что касается формы, то она совершенно тожественна как в чине «ночных часов», или чине 12-ти псалмов в более тесном смысле, так и в чине дневных почасий, являющихся ближайшим выражением того же чина 12-ти псалмов. – В свою очередь и содержание ночных часов и дневных почасий, или их состав, настолько совпадает, что может быть сведено к полному тожеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Чем более живем, тем более умаляется дней наших, и приближаемся к концу жития нашего. Христианин! Помнишь ли ты час смертный, на который все святые взирали и плавали, час, в который следует всякому идти или в блаженную, или в мучительную вечность, и готовишься ли к тому истинным покаянием? Осмотрись! В чем застанет тебя час тот, в том и суду Божию предстанешь. Блажен, кто помнит час сей!“ (Из „Сокровища духовного» святителя Тихона задонского). 40 План ежедневного самоиспытания. Самый план или объем ежедневного вообще испытания совести показан разными аскетическими писателями и отцами церкви. Он заключается в следующих пяти пунктах: 1) в живом представлении вездеприсутствия Божия и благодарении Бога за Его благодеяния, которые изливаются на нас непрестанно; 2) в прошении у Него благодатного просвещения, необходимого нам для познания и различения наших недостатков и грехопадений; 3) к приведении себе на память всех наших мыслей, слов и действий, наших занятий и обязанностей, дабы видеть, в чем мы оскорбили Бога и ближнего; 4) в прощении; Бога помилования и сердечном сокрушении о содеянных согрешениях; 5) в восприятии твердой решимости не оскорблять Его впредь, и в соблюдении всех предосторожностей, потребных к предохранению себя от грехов и к избежанию всех случаев к ним. 41 Правила чтения духовных книг . Есть два рода чтения:рядовое, почти механическое, а другое – избирательное, по требованию духовных нужд, с совета. Но и первое небесполезно. Оно, впрочем, приличнее утвердившемся уже, которые как бы только повторяют, а не изучают. Вот правила чтения: а) Пред чтением должно упразднить душу от всего. б) Возбудить потребность знать то, о чем читается. в) Обратиться молитвенно к Богу. г) Читаемое следить вниманием и все слагать в отверстое сердце. д) Что не дошло до сердца, на том стой, пока дойдет. е) Очевидно, что читать должно весьма медленно. ж) Прекратить чтение, когда душа не хочет уже читанием питаться. Если, впрочем, поразит душу какое место, стой на нем и не читай более.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3076...

868, вместе с тем являются и первыми тремя последовательно идущими тропарями 1-й кафизмы; тропари: «Помышляю день страшный” и «Во юдоли плачевне» встречаются рядом как в нынешнем чине 12 псалмов (и в чине ночных часов по Соф. 1052 ), так равно и после 9-й кафизмы. Такая устойчивая последовательность простирается и на молитвы. Сопоставим, напр., молитвы ночных часов, по Син. 868, и совпадающие с ними молитвы после кафизм в Афоно-Афанасиевской Псалтири 145. Между теми и другими наблюдается следующее соответствие: молитва 1-го часа соответствует молитве после 5-й кафизмы, молитвы 3-го, 4-го и 5-го часов – молитвам после 7-й, 8-й и 9-й кафизм, м-ва 8-го часа – м-ве по 11-й кафизме, м-ва 9-го часа – м-ве по 10-й кафизме, и, наконец, м-ва 11-го часа – м-ве по 12-й кафизме. Следовательно, только молитвы 8-го и 9-го часа здесь обменялись местами; все же остальные молитвы движутся параллельно в обоих памятниках. Очевидно, ночные часы, дневные почасия, псалтирь с покаянными тропарями и молитвами, а также нынешний чин 12 псалмов являются лишь разновидностями, или особыми редакциями одной и той же системы, одного и того же «правила псалмопения». Особенность последования тропарей и молитв после кафизм состоит лишь в том, что вместо избранных псалмов здесь полагается рядовое чтение целой кафизмы, и таким образом каждая кафизма со своими тропарями и молитвами соответствует отдельному последованию из круга почасий. А что, действительно, в данном случае мы имеем дело с одним из видов древнего правила псалмопения, об этом ясно свидетельствует «устав» псалмопения печатаемый в наших Псалтирях впереди «тропарей и молитв по кафизмах». Здесь мы читаем: «Богоноснии –– отцы наши, –– исперва от Святаго Духа предания иночествовати навыкше, –– нам оставиша устав Богом преданнаго пения их, и умиленныя молитвы, ими же Бога милостива себе сотвориша: ови бо их часы с междочасием пояху, составивше избранныя псалмы, с тропари и с молитвами, и нарекоша сия часословец; друзии един псалтирь пояху; инии же, подвижнейшии суще, по всякой кафисме трисвятое с поклоны, и с тропари покаянны, и с молитвами псалтирь пояху».

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Слава, тропарь святому, глас 8 Православия светильниче,/Церкве утверждение и учителю,/монахов доброто, богословов поборниче непреборимый,/Григорие чудотворче, Фессалонитская похвало, проповедниче благодати,/молися выну спастися душам нашим. Православия светило, Церкви утверждение и учитель,/монахов красота, богословов защитник непреоборимый,/Григорий чудотворец, Фессалоникийская хвала,/провозвестник благодати,/моли непрестанно о спасении душ наших. И ныне, Богородичен в тойже глас: Иже нас ради рождейся от Девы,/и распятие претерпев, Благий,/испровергий смертию смерть,/и воскресение явлей, яко Бог,/не презри, яже создал еси рукою Твоею,/яви человеколюбие Твое, Милостиве,/приими рождшую Тя Богородицу, молящуюся за ны,/и спаси, Спасе наш, люди отчаянныя. И ныне, Богородичен: Ради нас рожденный от Девы/и распятие претерпевший,/ниспровергший смертию смерть/и явивший воскресение как Бог,/не презри, Благой, созданных рукою Твоею;/яви человеколюбие Твое, Милостивый,/прими родившую Тебя Богородицу, ходатайствующую за нас,/и спаси, Спаситель наш, людей отчаявшихся. И обычное стихословие. И чтение в Шестодневце. Степенна гласа. Всякое дыхание: Евангелие утреннее. Воскресение Христово: псалом 50. Слава: Покаяния отверзи ми двери: И ныне, подобен: На спасения стези: Таже, на глас 6: Помилуй мя Боже: Таже, Множества содеянных мною лютых: Затем обычное стихословие Псалтири. Седальны Октоиха. После Непорочных тропари: Ангельский сонм: Ипакои. Степенны и прокимен гласа. Все, что дышит: Евангелие воскресное рядовое. Воскресение Христа: Псалом 50. Затем Слава, глас 8: Покаяния врата отверзи мне: (см. утреню в Неделю о мытаре и фарисее ). Канон Осмогласника воскресен, со ирмосом на 4, и Триоди на 4, и святаго на 6. Глас 8. Первый – Воскресный с ирмосом на 4 и Триоди на 4, и святому на 6: Песнь 1. Канон, глас 8 (переведен со славянского) Песнь 1 Ирмос: Колесницегонителя фараоня погрузи,/чудотворяй иногда/Моисейский жезл, крестообразно поразив,/и разделив море:/Израиля же беглеца, пешеходца спасе,/песнь Богови воспевающа.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-v...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вслед за главным куратором Украины Джо Байденом в отставку ушла «кормилица Майдана» Виктория Нуланд 26.01.2017 1029 Время на чтение 6 минут Помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Виктория Нуланд покидает свой пост и уходит из Госдепартамента. Эту новость, как передает ТАСС, в четверг, 26 января, распространило агентство Associated Press (АР). Событие, само по себе, достаточно рядовое. Обычные рутинные перестановки, связанные с приходом в Белый дом администрации президента Дональда Трампа. У нового лидера США, естественно, своя команда. И вскоре кресло госсекретаря, освободившееся после отставки Джона Керри, по всей видимости, займет его выдвиженец Рекс Тиллерсон (бывший управляющий ExxonMobil, кандидатура которого находится на согласовании в Сенате Конгресса). Так что, тот факт, что люди Обамы уходят постепенно со сцены, вполне закономерен. Однако госпожа Нуланд - фигура особенная, в определенном смысле. Ее «гуманитарная» акция с раздачей «печенек» на Евромайдане в Киеве - уже, по сути, часть истории. Как и откровения о том, что на «установление демократического правительства на Украине» США потратили 5 млрд. долларов. А также неполиткорректный выпад в адрес Евросоюза в телефонном разговоре с тогдашним послом США в Киеве Джеффри Пайеттом. Когда за попытку поучаствовать в формировании постмайданного руководства «незалежной», она грубо послала европейцев в «пешее эротическое путешествие». Ни для кого не секрет, в общем, и то, что аналитический центр «Внешнеполитическая инициатива», учредителем которого является супруг Нуланд Роберт Каган, непосредственно занимался написанием сценария т.н. «революции гидности». И именно Нуланд после госпереворота курировала новые власти Украины от Госдепартамента. Еще, конечно, был вице-президент Джо Байден, который, по собственному признанию, общался с президентом Порошенко чаще, чем со своей женой. Правда у него помимо политических имелись еще бизнес-интересы в этой стране. Но недавно Байден сделал Киеву ручкой и ушел в отставку. Теперь вот - Нуланд...

http://ruskline.ru/opp/2017/yanvar/27/vs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010