И Слово плоть бысть ( Ин.1:14 ). Богослужение первого дня Пасхи в отношении евангельского и апостольского чтений отличается от других праздников некоторыми особенностями. На утрени не читается ни одного из одиннадцати воскресных евангелий. Вместо того в Великую Субботу на литургии положена 28-я глава евангелия Матфея, содержащая в себе и первое воскресное евангелие, а на вечерне первого дня Пасхи, относящейся по церковному счислению уже ко второму дню, в отличие от обычных вечерен, положено читать Ин.20:19–25 , куда по частям входят 9-е и 11-е воскресные евангелия. Литургийное евангельское чтение Светлого Дня также не содержит в себе прямого повествования исторического о воскресении Христа, но представляет изложение возвышенного учения евангельского о Боге-Слове, служащего прологом к евангелию Иоанна и началом рядовых чтений года. Начальное рядовое чтение представляет и пасхальный апостол Деян.1:1–8 . В нем хотя и упоминается кратко о воскресении Христа и Его явлении ученикам, но также в проложном отделе книги, представляющем краткое указание на содержание прежней книги писателя (евангелия Луки). Нарочитым же содержанием апостольского зачала, из коего взято пасхальное чтение, служить повествование собственно о вознесении, а не о воскресении, Господа (ср. ст. 2 и 9 сл.), хотя самый рассказ о вознесении и исключен из чтения и отнесен на праздник Вознесения Господня. Возникают два вопроса. Первый: почему в день, нарочито посвященный воспоминанию воскресения Господа, нет ни евангельского, ни апостольского чтения с нарочитым историческим повествованием о сем событии, как это в других праздниках и в воскресных службах недельных? Второй: почему вместо такого, по-видимому, естественно ожидаемого, исторического повествования о воскресении Христовом Церковь положила читать изложение возвышенного учения евангельского о Боге-Слове, содержащегося в прологе евангелия Иоанна, и начальные стихи Книги Деяний Апостольских? Каковы бы ни были исторические условия образования теперешней пасхальной службы, они не только не исключают, по, напротив, предполагают другое, высшее, богословское освещение исторического явления. История без богословия есть сплетение случайных, идейно не связанных, сказаний о событиях, не имеющих ни надлежащего начала, ни настоящего конца, т.е. цели. Жизнь разумно-словесных существ без Божественного Разума- Слова есть бессмыслица ( Пс.13:1 ). Это дает богословию полное право искать идейно-богословского объяснения всей истории человечества, преимущественно церковной и особенно библейской. Смысл и цель всякой истории прошлого в будущем, – она состоит из прообразов и образов (ср. 1Пет.1:12 ; Евр.11:39–40 др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

II. Богослужение православной церкви § 6. Богослужение православной церкви Богослужение православной церкви бывает общественное и частное. Общественное Богослужение совершается в храме Божием в положенное по уставу время; частное – совершается в храме и вне храма, но время совершения его определяется нуждами и обстоятельствами жизни христиан, – от чего и называется требами. § 7. Составные части общественного Богослужения: Чтения из книг Священного Писания Общественное Богослужение состоит из чтений книг Священного Писания , из молитв и песнопений, содержащихся в Богослужебных книгах, и сопровождается особенными священнодействиями. Чтения из книг Священного Писания составляют одну из важнейших частей Богослужения православной церкви. Читаются книги ветхого и нового завета. а) Из ветхозаветных книг чаще всего читается псалтирь. Она состоит из 150 псалмов, разделенных на 20 кафизм 9 . Каждая кафизма разделяется на три славы, или части, которые чтец оканчивает: слава Отцу, и Сыну, и св. Духу,... а лик поет: и ныне и присно... Аллилуия (3-жды) слава тебе Боже... Это наз. стихословием кафизмы. Чтение псалтири бывает рядовое, т.-е. в течение недели она вся прочитывается, начиная с 1-й кафизмы на вечерни в субботу, в том порядке, в каком кафизмы стоят одна после другой. Исключение из ряда чтений сделано в пятницу; так как следующая по ряду кафизмы – 16-я и 17-я, прославляющая блаженство праведных (Блажени непорочнии), отнесены к субботе на утрени, как более сообразный с субботнею службою, посвященною прославленно праведных, непорочных душ. После кафизм во псалтири помещаются: а) песни Свящ. Писания, которые читаются и поются с каноном на утрени (в Великий, напр., пост, б) избранные псалмы с величаниями в праздники Господни и нарочитых святых 10 . Из других ветхозаветных книг чтения предлагаются в так называемых паримиях, т.-е. в избранных чтениях преимущественно из книг ветхого завета применительно к событию праздника или ко времени поста и покаяния. (Паримии читаются обыкновенно на вечернях великих праздников; а в Великий пост на вечерни, часах и на литургии преждеосвященной, – также на царских часах и на литургии Василия Великого , когда она соединяется с вечернею. Паримии помещаются в минеях и триодях на ряду в тех службах, на которых назначено читать их. Если же случится местный праздники, и празднуемому святому наряду не положено паримией в минеи месячной, тогда они берутся из общей минеи по лику святых).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Закрыть itemscope itemtype="" > Камни веры Светлой памяти Владимира Георгиевича Цветкова 19.12.2014 556 Время на чтение 15 минут «По делам их узнаете их» Мф. 7, 20 В светлый праздник Рождества Христова 2014 г. в спальном микрорайоне Верхние Печеры города Нижнего Новгорода состоялись проводы всея земли путь Русского Человека Владимира Георгиевича Цветкова. Это было явление, и не рядовое, а необычное тем, что на прощание с человеком в наше бедственное запутанное время собралось, несмотря на усталость от ночной праздничной службы, удивительно много народа - до 500 человек. Хотя и были обоснованные советы перенести день погребения на 8 января, но родственники не захотели прислушаться, а совершили обряд, раз так попустил Бог, на третий день, в Двунадесятый праздник. В этом соединении двух событий - Рождества Господа нашего Иисуса Христа и рождения для жизни вечной нашего старшего брата, р.Б. Владимира, освобождения его чуткой души от потёртого «глиняного сосуда», как называл тело апостол Павел, мне видится, что усопший был Угодником и человеком Божьим. А познакомились мы с ним давно - в православно-патриотической организации «Отчизна», ещё в 1999 году. На еженедельных собраниях «общества» Владимир Георгиевич часто читал интересные лекции, которые тщательно готовил, написанные им на многих листах от руки красивым почерком. Шли годы, люди слушали его всегда с большим вниманием, а потом нередко высказывали ему пожелания: «Вам всё-таки надо бы напечатать, издать этот или иной материал отдельной книгой. Она нужна народу». Он же всякий раз, удовлетворённый своим трудом, который нашёл живой отклик в сердцах слушателей, отнекивался, говоря, что это невозможно, чтобы издать книгу. Довольство же своим праведным трудом у русских во все века было справедливо и законно, ибо ещё Премудрый Соломон говорил: «Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его». Не раз говорил он, что пришлось ему оставить карьеру милиционера в начале 90-х годов по коварству «сынов диавола», что он, как добрый сын Православной Церкви, по святым отцам, бросал Жребий для определения воли Божией, и после этого всем «сватам» давал жёсткий отказ на возвращение в Органы, ибо начал уже нащупывать иной путь, путь святых предков и Святой Руси. Через довольно длительное противостояние «гласу Божию» он всё же смог определить, что на его писательские труды есть Господнее благословение, а раз так, значит, будет чудесным образом помощь Свыше осуществить замыслы служения Творцу и ближним и довести новое дело до победного конца. Такой мужественной однозначной позицией - стремиться жить по-русски, жить ради Христа- он прекратил служение Системе, ибо был мудр и понимал: «Нельзя служить двум господам». Так впоследствии всё и произошло по его сердечному произволению, но всё по порядку.

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/19/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Незамеченные юбилеи В этом году исполняется пятнадцать лет новому русскому рублю и десять лет новой русской копейке 07.05.2007 326 Время на чтение 4 минуты Сразу оговорюсь: словосочетания " новый русский рубль " и " новая русская копейка " не имеют никакого отношения к так называемым " новым русским " , хотя и появились они в эпоху экономического разгула " малиновых пиджаков " . Начну с " малого " . Десять лет назад - в 1997 г. - в процессе подготовки деноминационной денежной реформы в России были отчеканены монеты номиналом 1, 5, 10 и 50 копеек, на обратной стороне которых помещалось изображение Святого Георгия Победоносца, поражающего копьём " древнего змия " . Тем, кто не привык обращать внимание на такую " мелочь " (как в прямом, так и в переносном смысле), напомню, что копейки в нашей стране не чеканились с 1991 г., а с изображением Георгия Победоносца (как самостоятельного персонажа) - аж с 1796 г. Так что, событие, следует признать, произошло отнюдь не рядовое, но, кроме нумизматов, внимание на него, к сожалению, почти никто не обратил. На монетах же рублёвых номиналов (1, 2 и 5 рублей) был сохранён так называемый " демократический " (в просторечье - " голый " ) двуглавый орёл (являющий собой " укороченный " вариант известного российского " государственного герба " эпохи Временного правительства, нарисованного художником Иваном Билибиным), который ещё пятнадцать лет назад - в 1992 г. - перекочевал на денежные знаки Российской Федерации в качестве эмблемы Банка России. Что он делает на них до сих пор, т.е. после того, как в нашей стране появился " атрибутированный " государственный герб, тайна есть великая. Но вернёмся всё же к копейке. 4 августа 1997 г. Борис Ельцин подписал Указ .822 " Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен " , и уже в январе следующего 1998 г. в наших кошельках зазвенела мелочь с рельефным изображением одного из великих святых покровителей земли Русской. За это время в жизни страны произошло много разных событий (в том числе - и обвальный кириенковский " дефолт " ), но Георгий Победоносец по-прежнему сопровождает повсюду рядовых граждан России (владельцы " заводов, газет, пароходов " , а также пластиковых карт - не в счёт). Хорошо это или плохо? Для человека православного, вопрос отнюдь не праздный. Ведь, помимо кошельков, изображения святого можно часто увидеть в грязи под ногами, что вполне может быть расценено, как, пусть и не непреднамеренное, но всё же кощунство.

http://ruskline.ru/analitika/2007/05/07/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Собор Победоносцев 07.05.2005 273 Время на чтение 7 минут 8 Мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии, и ряд европейских государств именно этот день объявили днем победы во Второй Мировой войне, хотя уже четыре дня практически никаких боевых действий не было, кроме вооруженных стычек с разрозненными группами гитлеровцев, которые, впрочем, продолжались до середины месяца, так как эсесовцы не хотели сдаваться в плен. 9 Мая в Москве прогремел праздничный салют, и Верховный Главнокомандующий СССР И.В.Сталин-Джугашвили распорядился именно в этот день праздновать Победу в Великой Отечественной войне. Потом наши военные историки пытались обосновать выбор этой даты в качестве официального Дня Победы тем, что боестолкновения были в Праге, в частности, с частями Русской освободительной армии (РОА) под командованием генерала А.А.Власова, но объективные факты свидетельствуют, что " власовцы " в Чехословакии 9 Мая сдались без единого выстрела, более того, накануне они сами разоружили несколько батальонов гитлеровцев, чтобы добиться снисходительности победителей. Самые дотошные исследователи установили, что 5 Мая завершились все масштабные боевые операции, и сопротивление регулярных воинских подразделений фашистов прекратилось. Таким образом на территории Германии первым по-настоящему мирным днем был 6 Мая 1945 года. Знаменательно то, что именно в этот день Православная Церковь празднует память Святого Воеводы-Великомученика и Победоносца Георгия, а в 1945 году на этот день пришлось Воскресенье, и не рядовое, а Святая Пасха Христова. Таким образом, Господь засвидетельствовал духовное значение подвига России-СССР в Великой Отечественной войне Своей помощью и заступничеством древнего покровителя русского воинства Святого Георгия, чтобы верующий народ знал, что их молитвы все годы войны Господь слышал и ко благовременью оказывал помощь Своим верным. Конечно, идеология официального атеизма тогда не позволила политическому руководству Советского Союза отметить столь очевидное Божие знамение Праздником Победы, и таким днем было утверждено 9 Мая. И для православных верующих это не является препятствием праздновать Победу со всеми соотечественниками без различия вероисповедания именно в этот день, впрочем, не забывая и подлинную Славу Церкви Христовой. Тем более, Русская Православная Церковь почтила эту дату особым торжеством: определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 29 Ноября/4 Декабря 1994 года установлено совершать в День Победы - 9 Мая/26 Апреля особое ежегодное поминовение усопших воинов, за Веру, Отечество и Народ жизнь свою положивших, и всех убиенных в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Экспедиция в будущее 13.10.2011 636 Время на чтение 11 минут 13 июля 2011 года в сердце Донского края, в колыбели казачьего рода, в станице Старочеркасской, по благословению Архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона прошла учредительная конференция «Покровской культурно-исторической казачьей экспедиции». Рядовое с виду событие могло бы остаться в стороне от внимания прессы, тем более столичной, но заявленная тема: «Создание сетевой системы воспитания и образования молодежи, подготовка преподавателей и наставников на базе Донского общества православной миссии», а так же статус конференции, обусловленный участием представителей и чиновников высшего звена управления региона, неизменно обязывает обратить на себя внимание средств массовой информации. Несколько слов о станице. Автору настоящей статьи дорог и мил этот край, потому что ни много ни мало является ему Родиной. Преображение станицы, после долгих лет презрения к казачьему духу, очевидно. Восстановлен Свято-Донской мужской монастырь. Без золота куполов, но по-казачьи аккуратны и белостенны старинные казачьи церкви и соборы. Майдан - соборная площадь, в былые столетия сокрушавшая своими вольными казачьими кругами и сходами весь басурманский мир, ныне открывается паломникам и туристам в своем сакральном величественном покое. Земля ее, под ногами потомков хранит память великих подвигов сынов Дона. Отсюда началась Ермаковская Сибирь, отсюда началось Азовское сидение, за 50 лет до «Невы» прорубившее окно в Европу. Отсюда Матвей Иванович Платов повел войско к бессмертной славе победы над двунадесятиязычным войском Наполеона. Но помнит древняя соборная площадь и горечь поражения от чужеземного пророка К.Маркса, принесшего на Дон раскол, разорение и геноцид. Слово «пророк» здесь не просто фигура речи. Современный иудаизм почитает Маркса своим пророком и ведет соответствующие службы в синагогах. Это, впрочем, их право. Все помнит майдан и войсковая церковь, главенствующая над ним, хранящая до сих пор молитвенные плиты русских царей.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/o...

Слово Предстоятеля Русской Церкви после Божественной литургии в Курской Коренной пустыни 24 сентября 2009 г. 14:58 24 сентября, в день попразднства Рождества Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжества, посвященные принесению в Курскую Коренную пустынь чудотворной Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение». По совершении Божественной литургии в новоосвященном храме Рождества Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам торжеств с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня великое и радостное событие для всей земли нашей, для всего народа нашего. В Курскую Коренную пустынь вновь вернулась чудотворная икона «Знамение», которая в годы лихолетья покинула Отечество наше и была Путеводительницей для всего Русского Зарубежья. До 2 октября благочестивый народ будет молиться со слезами перед этим образом в месте его первоначального явления. А затем образ сей вновь вернется в Русское Зарубежье, чтобы быть духовной опорой для всех православных людей, которые по разным обстоятельствам живут вдали от Родины, чтобы перед этим святым образом возносилась молитва о стране нашей, о Церкви нашей, о народе нашем. Когда я сегодня при солнечном свете вошел в сию обитель и взглянул на возрожденную красоту, когда чудотворную Курскую икону «Знамение» вносили под своды этого храма, меня неожиданно поразила вот какая мысль: «А что все это означает? Зачем нужно было разрушать храм сей, уничтожать обитель, изгонять святой образ, когда все вернулось на круги своя и снова обитель сияет своей первозданной красотой и образ чудотворный здесь? Что же произошло в жизни нашего народа и что совершилось за то время, когда разрушена была обитель и когда она была вновь воссоздана?» Это тайна Божиего промысла, тайна воли Божией, и мы можем только отчасти прозревать смысл этой тайны. Но что еще удивило меня сегодня, так это рядовое апостольское чтение, которое выпало на этот день. Вот какие поразительные слова мы находим в послании апостола Павла к Ефесянам, в стихах первой главы: Бог открыл тайну воли Своей во Христе об устроении полноты времен, дабы все, небесное и земное, соединилось под Главою Христом (см. Еф. 1:9-10).

http://patriarchia.ru/db/text/748912.htm...

Закрыть itemscope itemtype="" > Муки олигархов - земные и загробные О двух важных, но внешне не связанных событиях 05.04.2013 2305 Время на чтение 11 минут Два события, внешне почти не связанных между собой, заставили задуматься. О каждом - по отдельности: текст состоит из двух частей. 1. Олигарх умер, дело его живет ПЕРВОЕ СОБЫТИЕ - это, конечно, безвременная и, судя по всему, криминальная смерть олигарха-банкрота Бориса Березовского. Рядовое, по сути, происшествие (еще Сократ не без основания говаривал, что все люди смертны, а криминальные смерти, особенно среди богачей, со времен 90-х - будничные издержки российского бизнеса) потрясло бывших соратников покойного, т.е. политэлиту и хозяев свободных СМИ. Потрясло больше, пожалуй, чем убийство самого деда Хасана или немного раньше Япончика: о кончинах генсеков столько не трубили в старые времена. Оно и понятно, в криминальном обществе авторитеты - не поэты и не герои какие-нибудь, не космонавты и ученые подавно, а воры в законе, диктующие «мужикам» (в том числе и законникам) свои законы. Рядовое событие было раздуто до уровня мировой сенсации, которая затмила даже кипрскую эпопею по отъему украденных русских накоплений. Обидно, что русских, хотя обобрали на этот раз не совершенно законного, но, увы, бывшего собственника-труженика (государство наше и народ), а российских олигархов и чиновную челядь, которая, как армия грызунов, устроила в офшорах тысячи уютных гнёздышек-норок, где дружно доедала свой кусок большого пирога. Их-то и разорили, причем с особым садизмом и сугубо выборочно (прибрали накопления в основном российского происхождения) негодяи-конкуренты из ЕС. Как признался во время вспышки праведного гнева наш премьер, на этот раз ЕС-овцы грабили награбленное.Лучше не скажешь, хотя говорить-то, может быть, и не следовало: звучит как моральное оправдание для европейских хищников, которые получают незаслуженный ореол Робин-гудов. Впрочем, уже скоро, видимо, ЕС и США действительно начнут«крестовый поход-зачистку» и на другие оффшорные уголки, о чем говорит публичное и явно санкционированное раскрытие в западных СМИ инсайдерской информации по «закопанным триллионам» - от Британских Виргинских островов (BVI) и островов Кука до Сингапура и Гонконга. Наступают не лучшие времена для олигархов-дебилов, не успевших подсуетиться. Глядишь, число мульти успешных и сократится на порядок в условиях нового порядка.

http://ruskline.ru/analitika/2013/04/06/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Турция перед вторым туром – страсти накаляются Поможет ли международное участие поддержать «пламя демократии»? 26.05.2023 431 Время на чтение 6 минут Источник: ФСК Турция не будет вводить санкции против России, заверил президент Реджеп Тайип Эрдоган перед вторым туром голосования на президентских выборах 28 мая. В случае переизбрания Эрдогана страна сохранит свою дружественную политику по отношению к другим государствам, что даст ей возможность выступать посредником между Россией и Украиной. «Если Турция является посредником в российско-украинской войне, то это не рядовое событие. Если Турция возит черноморское зерно всему миру» — надо полагать, также не рядовое, отвечающее интересам государства, в числе других снабжающего оружием киевский режим. Соперник Эрдогана Кемаль Кылычдароглу в случае своего гипотетического успеха (шансы на такой успех малы, если, конечно, западные партнёры не поддержат «гаснущий огонь турецкой демократии») уже пообещал присоединиться к антироссийским санкциям, нанося этим удар по национальной экономике. Кемаль Кылычдароглу подаёт знаки и подаёт в суд на своего соперника Результаты голосования 14 мая не отвечают интересам США и их европейских сателлитов, отмечает известный индийский аналитик бывший посол Индии в Турции М. Бхадркумар. Запад надеялся на нестабильное правительство после победы разношёрстной оппозиционной коалиции, объединяемой неприязнью к действующему главе государства. Эрдоган же в случае его вероятной победы, опираясь на парламентское большинство (322 из 600 мест), будет стремиться проводить относительно взвешенный и прагматичный внешнеполитический курс. По данным МИД Турции, миссия наблюдателей из 489 человек пришла к выводу о соответствии голосования 14 мая европейским стандартам. Тем не менее готовится почва для протестов с перерастанием в массовые беспорядки (особенно если Эрдоган победит с небольшим перевесом). Например, в предварительном отчёте миссии ОБСЕ (с участием американских наблюдателей) говорится о попытках фальсификации результатов выборов. Эрдоган обвиняется в использовании « неоправданного преимущества» и «злоупотреблении административными ресурсами», а избирательная комиссия – в «отсутствии прозрачности и коммуникации». Ограничения по ходу кампании не распространялись на президента, а «отсутствие чёткой грани между правящей партией и государством», дескать, противоречит Копенгагенскому документу 1990 года, регламентирующему порядок проведения выборов. Избирательные комиссии, правоохранительные органы и суды не пользовались доверием оппозиции; в подсчёте голосов якобы участвовали неуполномоченные лица и т. д.

http://ruskline.ru/opp/2023/05/26/turciy...

М.С. Красовицкая Лекция 17. Великий Четверг и Великая Пятница В прошлый раз мы остановились на границе Великой Среды и Великого Четверга; говорили о Великой Среде, о Преждеосвященной литургии, которая совершается на вечерне, как это всегда бывает. На изобразительных в Великую Среду Типиконом назначен особый чин, когда игумен и вся братия испрашивают прощение за грехи всей жизни и всей св. Четыредесятницы. Таким образом, по указанию Типикона, выходит, что св. Четыредесятница все же оканчивается в Великую Среду. Как мы помним, Триодь Постная в пяток ваий назначает песнопение «Душеполезную совершивше Четыредесятницу...», т.е., судя по текстам Триоди, Четыредесятница кончается в пяток ваий, а по мысли Типикона – в Великую Среду. Здесь мы видим след разных традиций, способов преодоления той трудности, что сорокадневный пост не получается ни при каком исчислении и является символом, знаком, который для нас важен, но буквально не может быть исполним. Существует расхождение между самим названием Четыредесятницы и тем реальным количеством дней, которые ее составляют: их или больше, чем сорок, или меньше. Тем не менее, Преждеосвященная литургия Великой Среды – это, безусловно, очень ясная граница. Как Лазарева Суббота является границей, так и Великая Среда, безусловно, является поворотным днем: кончается время Преждеосвященных литургий, кончается чтение молитвы Ефрема Сирина – важнейшего постного текста, кончается стихословие кафизм Псалтири (за исключением 17-й кафизмы в Великую Субботу, все рядовое чтение Псалтири отменяется), в храме не кладут земные поклоны (кроме как перед Св. Плащаницей). В богослужении более не употребляется великопостный распев, и, скорее всего, в этот день облачения великопостные, будничные, могут смениться на те, которые были в Недели Великого поста, и сейчас, на Страстной, очень уместны – это лиловые облачения. Это, безусловно, конец одного периода и начало чего-то совершенно нового. В Великую Среду положено малое повечерие с трипеснцем, затем полунощница. Мы рассмотрим подробно утреню Великого Четверга.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010