— Наша Комиссия имела некий первообраз — рабочую ведомственную комиссию из сотрудников  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата (ОВЦС МП), но расширение круга задач потребовало создание общецерковного органа. Нынешняя Комиссия была учреждена при ОВЦС МП на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2004 года особым  определением  «О взаимоотношениях со старообрядчеством и о старообрядных приходах Русской Православной Церкви». Согласно утвержденному Священным Синодом положению о Комиссии, ее главой является председатель ОВЦС, а состав и ежегодный отчет о деятельности утверждаются журналами Священного Синода. В настоящее время из 18 членов Комиссии половина — епархиальные архиереи, все остальные — духовенство старообрядных приходов Русской Православной Церкви и сотрудники ОВЦС. Первым председателем Комиссии был возглавлявший на тот момент ОВЦС митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, а после его избрания Патриархом Московским и всея Руси Комиссию возглавил новый председатель ОВЦС  митрополит Волоколамский Иларион . — Насколько можно судить по названию Комиссии, она должна решать одновременно две задачи — выстраивать отношения со старообрядчеством и вести координацию служения старообрядных приходов Русской Церкви. Целесообразно ли возлагать решение этих задач на один церковный орган? — Да, действительно, на Комиссию возлагается решение двух задач. Согласно соборному определению 2004 года, Комиссия должна способствовать «развитию добрых взаимоотношений и сотрудничества со старообрядческими согласиями, особенно в области заботы о нравственном состоянии общества, духовного, культурного, нравственного и патриотического воспитания, сохранения, изучения и восстановления исторического культурного достояния». С другой стороны, Комиссия призвана «оказывать содействие издательской, образовательной, культурной и иной деятельности старообрядных приходов Русской Православной Церкви, осуществляя координацию их служения в сотрудничестве с епархиальными Преосвященными, в канонической юрисдикции которых пребывают старообрядные приходы». И дело тут не в том, что один церковный орган призывается к решению двух разных задач. В Церкви существуют институции, решающие гораздо большее число задач. Дело даже и не в том, что само название Комиссии нередко вносит некоторую путаницу во внутрицерковном общении: старообрядчество обычно воспринимается как нечто внешнее по отношению к Церкви, а о существовании старообрядных приходов внутри самой Русской Православной Церкви далеко не все ее чада осведомлены.

http://patriarchia.ru/db/text/5932466.ht...

Состоялся прием по случаю годовщины интронизации Святейшего Патриарха Москва, 1 февраля 2014 г.      31 января 2014 года, накануне пятой годовщины интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве состоялся торжественный прием. Перед началом приема в Сергиевском зале соборного храма гости поздравили Предстоятеля Русской Православной Церкви. Его Святейшество приветствовали председатель Совета Федерации ФС РФ В.И. Матвиенко, министр внутренних дел РФ В.А. Колокольцев, министр культуры РФ В.Р. Мединский, Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка, полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, губернатор Московской области А.Ю. Воробьев, губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко, первый заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ А.П. Торшин, заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ С.В. Железняк, лидеры российских политических партий Г.А. Зюганов, В.В. Жириновский и С.М. Миронов.      Предстоятеля Русской Церкви поздравили представители Администрации Президента и Правительства РФ, полномочные представители Президента в федеральных округах РФ, главы российских регионов, послы ряда государств стран СНГ и дальнего зарубежья, представители общественных организаций, деятели науки и культуры, благотворители, руководители СМИ и светские журналисты, освещающие деятельность Святейшего Патриарха Кирилла. В числе приветствовавших Святейшего Владыку были представители Русской Православной Старообрядческой Церкви, Римско-Католической Церкви, других христианских конфессий, мусульманских и иудейских общин и объединений. На торжественном вечере в Храме Христа Спасителя присутствовали постоянные члены Священного Синода Русской Православной Церкви, представители Поместных Православных Церквей, иерархи Русской Православной Церкви, руководители и сотрудники синодальных учреждений Русской Православной Церкви, сотрудники Московской Патриархии . От лица Священного Синода и всех присутствующих Святейшего Патриарха приветствовал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий:

http://pravoslavie.ru/68073.html

Архив Пн В Храме Христа Спасителя состоялось поздравление Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации 31 января 2013 г. 21:19 31 января 2013 года, накануне четвертой годовщины интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялся торжественный прием. Перед началом приема в Тронном зале Патриарших палат гости поздравили Предстоятеля Русской Православной Церкви. Святейшего Патриарха Кирилла приветствовала председатель Совета Федерации ФС РФ В.И. Матвиенко. Принимая поздравление от мэра Москвы С.С. Собянина, Святейший Владыка выразил ему благодарность за неизменную поддержку и содействие развитию церковной жизни в столице и за активную позицию в реализации программы строительства 200 храмов. Предстоятеля Русской Церкви также поздравили представители Администрации Президента и Правительства РФ, полномочные представители Президента России в федеральных округах РФ, первый заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ А.Д. Жуков, министр обороны РФ С.К. Шойгу, министр иностранных дел РФ С.В. Лавров, министр культуры РФ В.Р. Мединский, председатель Счетной палаты РФ С.В. Степашин, уполномоченный по правам человека в РФ В.П. Лукин, уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка П.А. Астахов, губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко, лидеры российских политических партий Г.А. Зюганов, В.В. Жириновский, С.М. Миронов, главы российских регионов, председатель Московской городской Думы В.М. Платонов, председатель ВГТРК О.Б. Добродеев, послы ряда государств стран СНГ и дальнего зарубежья, представители общественных организаций, высшего офицерского состава Вооруженных Сил Российской Федерации, деятели науки и культуры. Святейшего Патриарха Кирилла приветствовали представители Русской Православной Старообрядческой Церкви, Римско-Католической Церкви, других христианских конфессий, мусульманских общин и объединений.  На торжественном вечере в Храме Христа Спасителя также присутствовали постоянные члены Священного Синода Русской Православной Церкви, иерархи Русской Православной Церкви, руководители и сотрудники синодальных учреждений Русской Православной Церкви, сотрудники Московской Патриархии, руководители СМИ и светские журналисты, освещающие деятельность Святейшего Патриарха Кирилла. 

http://patriarchia.ru/db/text/2763796.ht...

ЦВ 22 (371) ноябрь 2007 /  23 ноября 2007 г. Диалог со старообрядцами должен быть открытым и свободным Впервые после нескольких веков гонений на старообрядцев и последующего преследования Русской Православной Церкви при советской власти сегодня возникли благоприятные условия для богословского, исторического и культурного диалога между Церквями древнего и нового обрядов. Постепенно намечаются пути к взаимному узнаванию, но обеим сторонам необходимо обсудить ряд вопросов о взаимных расхождениях в догматике и мировоззрении, церковно-исторические и практические проблемы. — Отец Георгий, как в Санкт-Петербургской епархии развивается диалог со старообрядчеством? Можно ли говорить о том, что в перспективе будет сформирована программа такого взаимодействия? — Сегодня официально утвержденной программы сотрудничества со старообрядческими согласиями нет. Но есть ряд проблем, которые требуют двустороннего обсуждения, например, вопросы о соотношении догмата и обряда, о различии мировоззрений XVII и XXI веков. Прошедшая в апреле 2007 года конференция стала первым шагом на пути к диалогу. Постепенно появляются новые идеи и предложения, которые касаются как культурной программы, так и церковно-исторических и практических вопросов. — Кто сегодня участвует в этом диалоге? — Контакты со старообрядческими согласиями Санкт-Петербурга начались с приглашения священников различных согласий выступить перед слушателями миссионерских курсов Санкт-Петербургской епархии. Откликнулись священники Русской Православной старообрядческой Церкви (РПСЦ), Русской Древлеправославной Церкви (РДЦ) и единоверческий (Русской Православной Церкви) священник. Каждый из выступавших высказывал точку зрения старообрядцев своего согласия на реформы XVII века, описывал историю своего согласия, говорил о современном положении дел в общинах. Слушатели курсов активно задавали вопросы, выясняя для себя многие неясные, мифологизированные и спорные мнения о старообрядчестве. Затем все они были приглашены участвовать в конференции, задача которой состояла в первом публичном знакомстве друг с другом и в осмыслении прошлого с точки зрения современных позиций.

http://e-vestnik.ru/church/dialog_so_sta...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРЫМ (Крымский федеральный окр.), расположен на Крымском п-ове, включает субъекты РФ: Республику К. (РК) и город федерального значения Севастополь, к-рые были образованы 21 марта 2014 г. Территория - ок. 27 тыс. кв. км. Адм. центр - Симферополь. Население - ок. 2,3 млн чел. (1 янв. 2015). Национальный состав: русские - 65,3%, украинцы - 15,1, крымские татары - 10,2, татары - 2, представители др. национальностей (белорусы, армяне, азербайджанцы, узбеки и др.) - 7,4%. Религиозные организации На нач. 2015 г. на территории РК насчитывалось 1409 и в Севастополе 136 зарегистрированных религиозных организаций, из них 603 общины Украинской Православной Церкви (УПЦ) (535 в РК и 68 в Севастополе), 45 общин Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) (44 в РК и 1 в Севастополе), 11 общин Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) (10 в РК и 1 в Севастополе), 4 старообрядческие общины белокриницкого согласия (3 в РК и 1 в Севастополе), 5 общин Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) (4 в РК и 1 в Севастополе), 6 общин Русской истинно православной церкви (см. в ст. Истинно православные христиане ) (все в РК), 14 общин Римско-католической Церкви (13 в РК и 1 в Севастополе), 12 общин Украинской греко-католической Церкви (УГКЦ) (9 в РК и 3 в Севастополе), более 360 протестант. орг-ций (ок. 320 в РК и 43 в Севастополе), 418 мусульм. общин (410 в РК и 8 в Севастополе), 3 общины буддистов (1 в РК и 2 в Севастополе), 15 иудейских общин (13 в РК и 2 в Севастополе), 9 караимских общин (все в РК), 8 общин Армянской Апостольской Церкви (7 в РК и 1 в Севастополе), 4 неоязыческие общины (3 в РК и 1 в Севастополе), 4 общины кришнаитов (3 в РК и 1 в Севастополе), 24 независимые религ. орг-ции (22 в РК и 2 в Севастополе). В 2014 г. регистрация религ. общин в К. не проводилась, т. к. начался процесс реформирования местных органов власти и регистрация религ. общин перешла из ведения департамента религий и национальностей Мин-ва культуры К. в ведение Мин-ва юстиции К. Следует также учесть, что по законодательству Украины, действовавшему с 23 апр. 1991 г., разрешалось создавать местные общины без юридической регистрации (только при уведомлении о своей деятельности); этим правом пользовались сотни общин, преимущественно мусульманских. История К. до 1783 г.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Arhiva Reprezentanii Bisericii au luat parte la edina jubiliar a Comitetului interconfesional consultativ al inutului Permy 24 noiembrie 2018 14:10 22 ноября 2018 года в поселке Усть-Качка в рамках Всероссийского форума национального единства состоялось открытое заседание Межконфессионального консультативного комитета (МКК) Пермского края, приуроченное к 20-летию со дня его основания. Встреча была организована при поддержке Администрации губернатора Пермского края. Секретарь Пермской епархии протоиерей Андрей Литовка приветствовал участников от имени митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия . Обращение  градоначальника Перми огласила его заместитель Л.В. Королева. Об истории деятельности МКК Пермского края рассказал председатель иудейской общины Е.А. Бурштейн. Сотрудник Секретариата по межрелигиозным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата И.Д. Кашицын огласил приветствие председателя ОВЦС, члена президиума Межрелигиозного совета России митрополита Волоколамского Илариона , а также выступил с докладом об актуальности межрелигиозного диалога в современном мире и российском опыте сотрудничества традиционных религий. Затем к присутствующим обратился председатель Регионального духовного управления мусульман Пермского края (в составе ЦДУМ) имам-ахунд Анвар Аблаев. С докладами и приветствиями также выступили: настоятель Всехсвятской церкви Перми протоиерей Алексий Марченко, благочинный Уральской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви протоиерей Валерий Шабашов, представитель Пермской городской думы Ю.А. Уткин, заведующий кафедрой государственного управления и истории Пермского национального исследовательского политехнического университета доцент М.Г. Нечаев, заместитель директора ГАУК ПК «Мемориальный комплекс политических репрессий» С. А. Пономарев. Межконфессиональный консультативный комитет Пермского края был создан в октябре 1998 года. Он объединяет лидеров и представителей традиционных религий региона: Русской Православной Церкви, Русской Православной Старообрядческой Церкви, Армянской Апостольской Церкви , католической и лютеранской общин, Регионального духовного управления мусульман и иудейской общины. Заседания МКК проходят ежемесячно. В работе Комитета принимают участие представители государственных ведомств. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5309732...

В традициях Римо-католической церкви свещеносец относится к «малым чинам» (лат. ordines minores) – низшим чинам духовенства, наравне с аколитами (помощниками), остиариями (привратниками), экзорцистами и чтецами, которые хотя и были, по большей части, отменены в середине XX века, но всё же сохранились в некоторых католических традиционалистских и некоторых восточнокатолических общинах. В протестантских литургических традициях понятие «свещеносец» отсутствует, а его обязанности исполняет «алтарник», «altar server», «altar-boy», «altar candler» (или шире «помощник при богослужении», «acolyte»). Свещеносец в традициях Русской Православной Церкви На данный момент отдельный чин поставления свещеносца не используется, но входит в состав хиротесии в чтеца. Однако, чаще всего на приходах Русской Православной Церкви хиротесия также не совершается, заменяясь обычным благословением на участие в богослужении в роли пономаря/алтарника прихожанина мужского пола настоятелем конкретного прихода. В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви обязанности чтеца, пономаря, алтарника и свещеносца, как правило, не различаются, не разделяются и могут исполняться одним и тем же церковнослужителем. Однако, в Чиновнике архиерейского священнослужения (богослужебная книга, содержащая обряды и чинопоследования при служении архиерея), содержится чин поставления в свещеносца (первая молитва), который предшествует чину поставления в чтеца, так как чтец и/или иподиакон перед своим поставлением согласно Чиновнику обязаны находится в чине свещеносцев. Именно поэтому чин поставления в свещеносца не отделяется в современном чинопоследовании Русской Церкви от поставления в чтеца, хотя это исторически отдельный чин, которому был усвоен малый фелонь в качестве облачения. На данный момент такая традиция сохраняется у старообрядческих общин. Чин поставления в свещеносца в современном Чиновнике архиерейского священнослужения в Русской Православной Церкви Двое иподиаконов выводят поставляемого в середину храма, где он совершает три поклона по направлению к Царским вратам, затем делает три поклона архиерею и подходит к нему, преклоняя перед ним голову. Епископ, трижды благословляет ставленника, возлагает руку ему на главу и прочитывает молитву «Иже всю тварь светом просветивый…».

http://azbyka.ru/sveshhenosec

19 июля 1999 г. определением Священного Синода при ОВЦС была создана Комиссия по координации взаимоотношений Русской Православной Церкви со старообрядцами. В комиссию вошли представители разных старообрядческих согласий. Однако, по признанию митрополита Кирилла, «жизнь показала, что комиссия, в рамках которой предполагалось объединить как представителей Русской Православной Церкви, так и представителей различных старообрядческих согласий, встречается с постоянными затруднениями в своей работе. И это затормозило развитие диалога». Как отметил далее владыка Кирилл в докладе на тему «взаимоотношения с Русской Православной Церковью Заграницей и старообрядчеством» на Архиерейском Соборе 2004 г., «диалог со старообрядчеством более успешно развивается отдельно с каждым согласием». Осенью 2000 г. в связи с 200-летним юбилеем учреждения первых единоверческих приходов в лоне Русской Церкви в Москве состоялась конференция на тему «200-летие канонического бытия старообрядных приходов в лоне Русской Православной Церкви». Конференция прошла под председательством митрополита Кирилла и собрала делегатов от единоверческих общин Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Нижегородской, Ивановской, Екатеринбургской и Самарской областей. 11 мая 2004 г. состоялась встреча митрополита Кирилла с новоизбранным старообрядческим митрополитом Московским и всея Руси Андрианом (Четверговым), положившая начало новому этапу взаимодействия между представителями Московского Патриархата и Русской православной старообрядческой церкви. Темами этой и последующих бесед стали сотрудничество в сферах культурной, информационной и издательской деятельности, общие усилия, направленные на укрепление нравственных основ жизни общества. В октябре 2004 г. тема диалога со старообрядчеством была обсуждена на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Доклад митрополита Кирилла на Соборе содержал подробный анализ истории старообрядчества, проблем и перспектив диалога. Как отметил митрополит, «проблема старообрядчества не является исключительно церковной, у нее есть и иные аспекты — социальный, политический, культурный. Церковный раскол нанес жесточайший удар по национальному самосознанию».

http://patriarch.patriarchia.ru/vzaimode...

154 . Гурьев=Гурьев П.В. Собрания архипастырей Православной Русской Церкви, бывшие в Киеве – в 1884 году и в Казани и Иркутске – в 1885 году. ПЦВ. 1905. 47. С. 20092014; 48. С. 20832088; 49. С. 21292133. 155 . Д’Эрбиньи=Д’Эрбиньи М., S.J. Церковная жизнь в Москве.Авторизов. пер. с франц. И.Ф. Наживина. Париж, 1926. 156 . Дамаскин=Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1992. Кн. 1. 157 . Демидова=Демидова Н.И. Кадровая политика Московской Патриархии и состав епископата Русской Православной Церкви в 19401952 гг. Дисс. канд. истор. наук. М., 2007 (на правах рукописи). [Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ]. 158 . Демьянов=Демьянов А.И. Истинно-православное христианство. Воронеж, 1977. 159 . Деяние 1971=Деяние Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их. ЖМП. 1971. 6. С. 35. 160 . Дeяhuя IXI =Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 19171918 гг. М., 19942000. Т. III. 1730 161 . Дроздов=Дроздов И., свящ. Краткий исторический очерк Иркутской миссии и ее современное положение. Иркутск, 1910. 162 . Духовная трагедия=Духовная трагедия Льва Толстого. Сост. А.Н.Стрижев. М., 1995. 163 . Духовное просвещение=Духовное просвещение у сектантов. ВСС. 1926. 1213 (89). 164 . Дьяконов=Дьяконов М.Я. Отчет по ревизии денежного и материального хозяйства и по обозрению недвижимых имуществ, счетоводства и отчетности Русской Духовной миссии в Иерусалиме. БТ. 2001. Сб. 36. С. 267303. 165 . Екимов=Старообрядческий календарь на 1930 год. Изд. А.И. Екимова. Б.д., б.м. 166 . Елисеев. Записки=Елисеев Е., свящ. Записки Буконского стана Киргизской миссии за 18921899. СПб., 1900. 167 . Елисеев. О единой=Елисеев Е., свящ. О единой истинной вере: Миссионерско-христианская апологетика на русском языке и наречии татар Тобольской губернии. СПб., 1910. 168 . Елисеев. Туркестанская=Елисеев Е., прот. Туркестанская противумусульманская миссия. Место ее пребывания. Неотложные задачи миссии. Миссия в 1913 году. Б/м., 1914 [Оттиск из журнала «Православный благовестник» за 1914 г.].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

4) Разрешить христианам всех исповеданий принимаемых ими на воспитание некрещенных подкидышей и детей неизвестных родителей крестить по обрядам своей веры. 5) Установить в законе различие между вероучениями, объемлемыми ныне наименованием «раскола», разделив их на три группы: а) старообрядческое согласие, б) сектантство и в) последователи изуверских учений, самая принадлежность к коим наказуема в уголовном порядке. 6) Признать, что постановление закона, дарующее право совершения общественных богомолений и определяющие положение раскола в гражданском отношении, объемлют последователей как старообрядческих согласий, так и сектантских толков, учи пение же из религиозных побуждений нарушение законов подвергает виновных в том установленной законом ответственности. 7) Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые объемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам. 8) Признать, что сооружение молитвенных старообрядческих и сектантских домов, точно также, как и разрешение ремонта их и закрытия должны происходить применительно к основаниям, которые существуют или будут постановлены для храмов инославных исповеданий. 9) Присвоить духовным лицам, избираемым общинами старообрядцев и сектантов для отправления духовных треб, наименования «настоятелей и наставников», причем лица эти, по утверждению их в должностях надлежащею правительственною властью, подлежат исключению из мещан или сельских обывателей, если они к этим состояниям принадлежали, и освобождению от призыва на действительную военную службу, и именованию, с разрешения той же гражданской власти, прежним при постриге именем, а равно допустить обозначение в выдаваемых им паспортах, в графе, указывающей род занятий, принадлежащего им среди духовенства положения, без употребления однако православных иерархических наименований. 10) Разрешить тем же духовным лицам свободное отправление духовных треб как в частных молитвенных домах, так и в иных потребных случаях, с воспрещением лишь надевать священнослужительское облачение, когда сие будет возбранено законом Настоятелям и наставникам (п. 9), при свидетельстве духовных завещаний присвоить те же права, какими в сем случае пользуются все вообще духовные лица

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010