В 1903 г. З. издал альбом «Белая Криница». Он сделал первые записи старообрядческого Морозовского хора под упр. П. В. Цветкова на граммофонные пластинки. З. состоял в переписке со старообрядческим Уральским еп. Арсением (Швецовым) , 21 письмо к-рого к З. за 1902-1908 гг. опубликовано: Арсений Уральский, еп. Оправдание старообрядствующей святой Христовой Церкви в ответах на притязательные и недоумительные вопросы настоящего времени. Письма. М., 1999. С. 322-338. На протяжении всей жизни З. принимал активное участие в деятельности старообрядческой общины, существовавшей при Георгиевском храме в Егорьевске, в разные годы был членом совета общины, его председателем. В 1917-1918 гг. по инициативе З. при Георгиевском храме проводились религ. чтения. Чрезвычайно остро З. воспринял постановление ВЦИК 1922 г. об изъятии церковных ценностей . За неск. недель до смерти он писал старообрядческому Рязанскому и Егорьевскому еп. Александру (Богатенкову; 1907-1928) о том, что изъятием власти отнимают у народа «последнюю возможность спастись в дни грядущих бедствий - всеобщего обнищания, всеобщего голода» (Архив митрополии Русской православной старообрядческой церкви. Ф. 2. 101. Л. 17 об.). Соч.: Будущий епископ платоновцев, сиречь «единоверцев»//Старообрядец. 1907. 5 (отд. отт.: Н. Новг., В ответ на клевету. М., Ответ беглопоповцу//Старообрядцы. 1908. 2/3. С. 191-197; «Верующие» и «неверы»//Старообрядческая мысль. 1910. 9. С. 488-498; Наши предки и мы//Там же. 11. С. 725-741; Взгляд М. Д. Скобелева на старообрядцев (казаков)//Там же. 9. С. 736-737; В. Т. Зеленков// Зеленков В. Т. Выписки из святоотеческих и др. книг, служащие к изучению различных сторон церковной жизни. М., 1913. Ч. 1. (2-я пол.). С. III-XVIII; Наша иерархия от Христа//Старообрядческая мысль. 1915. 9 (отд. отт.: М., 1915); Грядущий день. М., 1916; К нашей молодежи//Старообрядческая мысль. 1915. 12 (отд. отт.: М., 1916); Христос и антихрист: Трилогия. М., 1918. Ист.: Захаров И. Старообрядческая Русь//Старообрядец. 1906. 1. С. 92; Старообрядцы. 1908. 2/3. С. 307; Карнышев Е., свящ. Открытое письмо Н. Д. Зенину по поводу статьи его «О граммофонах»//Старообрядческая мысль. 1910. 12. С. 208-210. Лит.: Боярский Д. Е., Михайлов С. С. Старообрядческие храмы и общества вост. части Воскресенского р-на. Владимир; Хорлово, 2007. С. 140-142 В. В. Боченков, Е. М. Юхименко Рубрики: Ключевые слова: АЛИМПИЙ (Гусев Александр Капитонович; род. в 1929), митр. Московский и всея Руси старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии АМФИЛОХИЙ (Журавлёв Афанасий Семенович; 2-я пол. XIX – 1933), еп. Пермский и Тобольский старообрядческой Церкви АНДРЕЕВ Матвей (кон. XVII-1-я пол. XVIII вв.), старообрядец-поповец, автор полемических " бесед " и посланий против федосеевцев АНТОНИЙ (Поромов Афанасий Григорьевич; 1855-1918), еп. Пермский и Тобольский старообрядцев Белокриницкой иерархии

http://pravenc.ru/text/199729.html

Следом за ней выступил священноиерей Петр Чубаров , настоятель единоверческого (старообрядные приходы РПЦ) Никольского храма , с докладом: " Старый обряд в РПЦ " , в котором он изложил единоверческую точку зрения на историю разделения церкви. Старообрядцы-единоверцы сохраняют древние традиции, находясь в каноническом подчинении Патриарха Московского и всея Руси. Последним докладчиком стал гость из Москвы, Евгений Юферев, аспирант исторического факультета СПбГУ, литературный редактор ПТК " Истина " с докладом: " К вопросу о преемственности Белокринницкой иерархии. Личность митрополита Амвросия " . Ключевым тезисом его доклада стало утверждение, что на сегодняшний день нет никаких документов, свидетельствующих о запрещении митрополита Амвросия в служении до или после его присоединения к старообрядчеству. Этот доклад особенно удивил о.Геннадия своей научной трезвостью и непредвзятостью подхода к проблеме. Вместе с мнением церкви, выраженным митрополитом Никодимом (Ротовым) на Поместном соборе РПЦ 1971 года: " Беспристрастный голос русской церковной истории к тому же свидетельствует, что двуперстное крестное знамение у православных русских людей, включая единоверцев и старообрядцев, всегда было, есть и, несомненно, будет церковным обрядом, выражающим православное учение веры " можно резюмировать, что нет канонических препятствий для более близкого общения со старообрядцами после Собора 1971 года. К участию в конференции были приглашены, но не смогли присутствовать представители новозыбковской старообрядческой церкви и поморских согласий. Затем последовало получасовое выступление мужского и женского хора Покровской старообрядческой общины, в котором чтения Евангелия иллюстрировались молитвенными песнопениями. Присутствующие вживую смогли ощутить духовный настрой старообрядческой молитвы. На всех слушателей это выступление произвело глубокое впечатление. За последние 300 лет это может быть первые звуки старообрядческой молитвы в стенах Лавры. В заключительном слове о.Георгий Иоффе , заместитель председателя Миссионерского отдела процитировал заявление Собора Русской Православной Церкви Заграницей с просьбой о прощении со стороны братьев-старообрядцев и не вменении грехов и гонений против них, совершенных предыдущими поколениями новообрядцев.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=182...

На протяжении уже нескольких лет мы принимаем миссионеров из Свято-Тихоновского Богословского института, из Дмитриевского училища сестер милосердия и из других учреждений миссионерского отдела. По глубинке нашей области путешествуют православные миссионеры по нескольку раз в летний период, а бывает, что и зимой. В частности, по таким обширным районам, как Мезенский и Лешуконский, Шенкурский, Плесецкий, Каргопольский. В помощь настоятелям приходов приезжает группа миссионеров, которая посещает самые дальние уголки этих районов и достигает таких мест, откуда людям трудно выехать. Совершают Таинства, которые люди испрашивают: крещение, венчание, совершают даже литургии в приспособленных помещениях. - Поднимались ли вопросы, связанные с падением нравственности в нашем обществе? - Выражалась обеспокоенность, что творится в нашем обществе на сегодняшний день. Это общеизвестные пороки наркомании, алкоголизма, потребленческого настроения, за которым не стоит ничего, обмирщение общества, когда забывается главное - духовность, и дальше материального ничего больше не просматривается. Собор поднимал эти вопросы, потому что они волнуют людей, членов нашей Церкви. Священноначалие Церкви постоянно взаимодействует с правительством России, с Госдумой, госучреждениями по этим проблемам. Сейчас уже принято решение о том, что вписывание личных кодов в паспорта не обязательно, и в новом документе эту строку решено изъять. - Что говорилось об отношениях со Старообрядческой Церковью? - На Архиерейском соборе был поднят вопрос о взаимоотношениях со Старообрядческой Церковью. Старообрядцы - это жители России, наши люди, члены нашего общества. Собор рассматривал вопросы взаимодействия и диалога со старообрядцами как конструктивной частью нашего общества, как правило, настроенной патриотически, любящую свою землю, старающуюся для нее. Поэтому нет смысла разобщаться, наоборот, все здоровое должно сейчас концентрироваться в противовес нездоровому. Поэтому сближение уже началось. На Межконфессиональном совете, который недавно собирался у Президента, присутствовал и представитель Старообрядческой Церкви. Кстати, первый шаг был сделан еще в 1971 году, когда на Поместном Соборе были сняты клятвы со старообрядцев и старые обряды были признаны равнозначными с новыми обрядами. То есть и здесь причины для разделения нет. Остается вопрос об иерархии. Поэтому мы не можем вместе совершать Таинство Евхаристии, но в качестве сближения Собором признана организация единоверческих приходов. То есть богослужения будут совершаться по старым обрядам, но канонически правильно рукоположенным священником. Иными словами,священнослужитель Русской Православной Церкви, а прихожане - старообрядцы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

Вследствие заинтересованности русского правительства в заселении Кавказских земель казаками Православной Церкви приходилось не только работать среди старообрядцев, но и заботиться о сохранении мирных отношений между ними и православными. Но между самими раскольниками часто возникали противоречия, так как они делились на три согласия: белопоповцы, беспоповцы и согласие австрийского священства. В станицах Ессентукской и Кисловодской существовали старообрядческие храмы, впрочем, деятельность их строго ограничивалась и контролировалась. В станице Ессентукской была создана единоверческая Богоявленская церковь, освященная в 1836 году. В этой церкви находился холщевый антиминс 1645 года. На протяжении многих лет настоятелем церкви был миссионер о. Яков Матвеев. Цель создания такого прихода заключалась в том, чтобы помочь людям выйти из раскола и вернуться в лоно Православной Церкви. Но, как видно из сохранившихся документов, приход насчитывал всего 85 человек из 2508 старообрядцев, проживающих в станице Ессентукской. И хотя во время проповеди и на Исповеди священник объяснял, что без союза с Православной Церковью единоверие остается расколом, положение особенно не изменялось, и большинство старообрядцев не спешило в православный храм. Но характер отношений между старообрядцами и православными изменился. По свидетельству о. Якова, «…намеренного и заранее обдуманного оскорбления по отношению к православным храмам и духовенству со стороны здешних старообрядцев не замечается... если бы не пришлые старообрядцы из соседних губерний, в особенности — Черниговской... то здешний раскол был бы безвреден для Православной Церкви». Он считал, что особую опасность представляли начетники, разъезжающие по станицам, ораторствуя на собраниях, понося и хуля Православную Церковь, обнося ее всякими нелепыми обвинениями. В период I Мировой войны старообрядческие начетники вредили не только Православной Церкви, но и Русскому государству. Они в публичных беседах, куда приходили не только старообрядцы, но и православные «...отвергали присягу Именем Божиим, принимаемую на верность престолу и отечеству, как противоречащую заповеди «не убий». Тем самым они проповедовали сектантское учение, которое до этого периода было чуждо всему старообрядчеству.

http://pravoslavie.ru/5294.html

Другое дело – межконфессиональный диалог, в котором митрополит Андриан принимал участие. Следует заметить, что значительная часть староверов не одобряла этот диалог. В старообрядчестве не принято открыто выражать свое недовольство действиями архиереев – еще жива память о " клане Гусевых " , не терпевших никакой критики и инакомыслия. Но все равно, это недовольство было заметно, особенно в провинции, где вполне сохранился традиционный староверческий консерватизм. Особенно смущали старообрядцев встречи владыки Андриана с иерархами Русской Православной Церкви. Не секрет, что староверы считают Русскую Православную Церковь еретической. Поэтому у многих верующих вызывали настороженность высказывания митрополита об улучшении отношений с Московской Патриархией или о духовном единстве русского народа. Иногда заявления митрополита удивляли староверов. Например, в мае 2004 года владыка Андриан, посещая Одессу, встретился с Агафангелом, тамошним митрополитом Московской Патриархии. В ходе встречи митрополит Андриан неожиданно заявил, что " старообрядцы хотят участвовать в решении проблем, встающих перед всеми православными, в том числе и в вопросе исправления церковных книг. Ибо Старообрядческая Церковь испытывает известные затруднения, вызванные назревшей необходимостью пересмотра и исправления некоторых книг и канонов. По этому вопросу Русская Православная Старообрядческая Церковь готова выслушать соображения и предложения со стороны Русской Православной Церкви " . Все, кто знает русскую историю, помнят, что церковный раскол произошел именно из-за " пересмотра и исправления некоторых книг и канонов " . И было странно слышать из уст староверческого митрополита слова о необходимости такого " пересмотра и исправления " . Не менее удивляли старообрядцев и заявления представителей Московской Патриархии. Например, верующими были с опасением восприняты слова митрополита Кирилла (Гундяева), председателя ОВЦС МП, об объединении двух Церквей: " Нельзя признать собирание Русской Церкви завершенным, пока мы не объединимся во взаимном прощении и братском общении во Христе с исконной ветвью русского православия " .

http://religare.ru/2_20433_1_21.html

Протоиерей Евгений Чунин (РПСЦ), иконам Московский и Клинцовско-Ржевский комментирует итоги состоявшегося собор Русской Православной Старообрядческой Церкви. на портале " Евразия " . Он считает, что уникальной особенностью этого собора явилось то, что он собрал столько делегатов. Собор определил безотлагательные проблемы и принял по ним решения. Комментируя ситуацию с избранием нового Митрополита, протоиерей Е.Чунин рассказал, что из всех присутствовавших на Соборе епископов в качестве кандидатов не были заявлены ни Владыка Силуян, ни Владыка Саватий, ни Владыка Амвросий, рассматривались только два кандидата - Владыки Иоанн (Витушкин) и Андриан (Четвергов). " Специфичность ситуации заключалась ещё и в том, что соперники - Владыка Андриан и Владыка Иоанн - очень тепло друг к другу относятся, и не сказать, что между ними существует принципиальное различие в видении нынешней ситуации в Церкви. Проблема заключалась только в том, что Владыка Иоанн, как человек физически уже достаточно немощный и, к тому же, с довольно мягким характером, - он просто не имеет реальной силы активно проводить те или иные решения в жизнь. В то время как у Владыки Андриана, кроме общего положительного видения дальнейших путей развития Церкви, есть ещё решительность, возможность осознать любую проблему и воплотить в жизнь какой-то проект её решения " . Большинство, которое с достаточным преимуществом привело к победному итогу выборов владыку Андриана, связывает с его именем надежды на " активизацию церковной жизни, обновление её внутреннего содержания, строя, конечно, в строгом соответствии с соблюдением церковных правил " , - полагает автор. Информационное агентство " ИТАР-ТАСС " сообщило, что Московский Патриархат готов сотрудничать с новым предстоятелем Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) митрополитом Андрианом, который был накануне возведен на престол. Об этом заявил секретарь по связям с общественностью Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) протоиерей Михаил Дудко. " Со старообрядцами нас связывает единая православная культурная традиция, и мы приветствуем любое сотрудничество в самых разных областях с христианами, наиболее близкими нам по духу и по догматике " , - подчеркнул представитель ОВЦС МП.

http://religare.ru/2_8391.html

Святейшего Патриарха Кирилла приветствовали представили Русской Православной Старообрядческой Церкви, Римско-Католической Церкви, других христианских конфессий, мусульманских и иудейских общин и объединений. На торжественном вечере в Храме Христа Спасителя также присутствовали постоянные члены Священного Синода Русской Православной Церкви, иерархи Русской Православной Церкви, руководители и сотрудники синодальных учреждений Русской Православной Церкви, сотрудники Московской Патриархии, руководители СМИ и светские журналисты, освещающие деятельность Святейшего Патриарха Кирилла. Святейшего Владыку поздравили представители олимпийской и паралимпийской сборных России. Предстоятель Русской Церкви пожелал олимпийцам помощи Божией, новых спортивных достижений и побед во славу России. Министр иностранных дел С.В. Лавров огласил поздравление председателя Правительства РФ Д.А. Медведева. Во время приема от лица всех собравшихся Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации поздравил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий: «Завтра исполняется четыре года со дня Вашей Патриаршей интронизации и мы как православные Ваши дети собрались, чтобы выразить Вам наши горячие чувства. Если заглянуть в Устав Русской Православной Церкви, то человек, далекий от Церкви, ужаснется, потому что там написано на нескольких страницах, что обязан делать Святейший Патриарх. Он ответственен за многомиллионную паству Русской Православной Церкви. Если по-человечески рассуждать, то написано что-то нереальное, потому что один человек не может все это исполнить. Ваше Святейшество, несмотря на то, что Вы обладаете крепким здоровьем, характером, все равно без помощи Божией невозможно осуществить все, что Вы осуществляете». В ответном слове Святейший Патриарх Кирилл, в частности, сказал: «Полностью согласен с тем, что Вы сказали, владыка. Это относится не только к Патриаршему служению — когда объем ответственности превышает возможности человеческой психики, интеллекта, физических сил. В моем положении помощь Божия настолько зрима и ощутима, что это для меня является самым мощным доказательством того, что Бог рядом. Так же точно, как величайшим доказательством Божественного присутствия для людей, которым нужно было подниматься в атаку и идти навстречу огню, была надежда на помощь Божию. Как говорят, в окопах не было неверующих, потому что там рядом была невероятная опасность, колоссальная ответственность, груз, несовместимый с силами человека.

http://pravmir.ru/v-xrame-xrista-spasite...

Скажем и о другом. Русская церковная старина сегодня не только востребована, но и нуждается в реабилитации. В области изучения собственной церковной древности, формирования верного о ней представления мы находимся в незавидном положении. Ввиду борьбы с церковным расколом в XVIII — XIX столетиях существовали определенные ограничения в развитии отечественной исторической литургики, музыкальной медиевистики. Старообрядцы фактически монополизировали тему русской церковной старины. Между тем их изыскательские интересы не простирались далее середины XVII века. В результате всякий любитель церковной старины, вынужденно обращавшийся к старообрядцам, помимо безусловно полезного, находил там и немало новозаимствований. В заключение хотел бы сказать о том, что сегодня состоялось мое посещение духовного центра старообрядцев Белокриницкого согласия — Старообрядческой митрополии в Рогожском поселке. Мы имели доброе братское общение за чашкой чая с главой Русской православной старообрядческой церкви митрополитом Корнилием, обсудили некоторые конкретные вопросы, связанные с нашими взаимоотношениями. Не проявляя излишнего оптимизма, рад констатировать положительную динамику двусторонних отношений между Русской Православной Церковью и Русской православной старообрядческой церковью и наличие доброжелательной атмосферы в нашем диалоге. Надеюсь, что диалог будет развиваться к общей пользе наших верующих. Под председательством митрополита Илариона были рассмотрены текущие вопросы деятельности старообрядных приходов Русской Православной Церкви, а также состояние отношений со старообрядческими согласиями. На заседании был рассмотрен проект Положения о старообрядных (единоверческих) приходах Русской Православной Церкви. Были приняты отчет о проделанной работе и предложения Комиссии Священному Синоду Русской Православной Церкви. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III).

http://patriarchia.ru/db/text/1322877.ht...

В конце 1969 г. Синод Русской Церкви издал постановление о возможности причащения католиков и старообрядцев в Православной Церкви. «Допущение к Святым Таинствам Православной Церкви старообрядцев и католиков. Определение Священного Синода. (16.12.1969) Имели суждение о различных случаях, когда старообрядцы и католики обращаются в Православную Церковь за совершением над ними святых таинств. Постановили: В порядке разъяснения уточнить, что в тех случаях, когда старообрядцы и католики обращаются в Православную Церковь за совершением над ними Святых Таинств, это не Через три месяца после этого решения митр. Никодим Ленинградский дал свое разъяснение по поводу этого решения: «Разъяснение председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополита Никодима о невозбранном допущении к Святым Таинствам старообрядцев и католиков. (17.3.1970) В связи с запросами, поступающими от представителей прессы относительно решения Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 декабря 1969 года о невозбранном допущении к Святым Таинствам старообрядцев и католиков в тех случаях, когда они обращаются с просьбой об этом к священнослужителям нашей Церкви, считаю своим долгом сделать следующее разъяснение: Священный Синод, принимая это постановление, руководствовался практикой в жизни Русской Православной Церкви в СССР, когда члены Старообрядческой Церкви, имеющей трехстепенную иерархию, а также члены Римско-Католической Церкви в случае болезни или по иной причине обращаются к священнослужителям Русской Православной Церкви с просьбой о духовном утешении и за совершением Святых Таинств. (Это может быть в тех случаях, когда последователи старообрядческого и католического исповеданий не имеют возможности обратиться к священнослужителям своих Церквей.) В таких случаях духовенству Русской Православной Церкви надлежит проявлять пастырскую заботу и преподавать нуждающимся духовное утешение и Святые Таинства. При этом следует иметь в виду, что Православная и Римско-Католическая Церкви имеют одинаковое учение о Святых Таинствах и взаимно признают действенность этих Таинств, совершаемых в них. Упоминаемое решение Священного Синода, как мы надеемся, будет иметь значение и окажет доброе влияние на укрепление братских отношений Русской Православной Церкви с Церковью Римско-Католической и Старообрядчеством и таким образом облегчит следование по пути к вожделенному вероисповедному единству, заповеданному Христом Спасителем всем, кто исповедует Его всесвятое Вот и пространство для злоуптребленией

http://ruskline.ru/news_rl/2017/05/13/so...

Вы, наши единокровные и единоверные братья и сестры, хотя и не находитесь в молитвенном общении с Московским Патриархатом, но разделяете с нами общие труды, направленные на благо нашего земного Отечества, на сохранение и упрочение мира между народами. Духовное сокровище «древлего благочестия» ныне открывается не только тем, кто исповедует спасительную веру Христову, но и тем, кто ценит в древних памятниках проявление нашей национальной культуры. Освященный Собор Русской Православной Церкви призывает все возлюбленные о Господе старообрядческие согласия к братскому диалогу с Московским Патриархатом: •      ради утверждения нашего единства в Христовой Церкви, •      ради провозглашения исконных духовных ценностей, сохраняемых нами преемственно от благочестия Древней Руси, •      ради наших общих святынь, •      ради возвышения перед лицом всего мира подлинных сокровищ, созданных талантом наших великих предшественников и развиваемых сегодня, •      ради общего служения во Христе спасению человечества и сохранению целостности творения. Мир Божий, который превыше всякого ума ( Флп. 4:7 ), да вселится в сердца наши. О практической реализации решений Поместных Соборов Русской Православной Церкви 1971 и 1988 годов о снятии клятв на старые обряды (принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 19 июля 1999 г.) Постановили: 2.      На основании решений Поместных Соборов Русской Православной Церкви 1971 И 1988 годов о снятии клятв на старые обряды призвать епархиальных архиереев и духовенство Русской Православной Церкви учитывать в практической деятельности на местах своего служения вышеупомянутые общецерковные решения. 3.      Осудить имевшие места в истории насильственные методы преодоления раскола, явившиеся результатом вмешательства светских властей в дела Церкви. 4.      Призвать издательства, выпускающие церковную литературу, применять критический подход к переизданию литературы, напечатанной в дореволюционное время, когда под влиянием светской власти старообрядчество критиковалось некорректными и неприемлемыми методами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010