Разделы портала «Азбука веры» ( 8  голосов:  4.3 из  5) Сиротство без сиротства Тихий летний вечер. В женской палате несколько больных устроили ужин по-домашнему. Другие читали или просто лежали, наверное, в раздумьях о своей семье и о болезни. В таких палатах чувствуется своеобразный уют и чистота, присущие женщинам. Больная, которая была назначена на консультацию, перелистывала какой-то журнал. На ее аккуратно убранной тумбочке бросалась в глаза небольшая картина «Явление Христа Марии Магдалине». После медицинской части нашего общения я поинтересовался ее отношением к этому евангельскому сюжету картины. Отложив в сторону журнал, больная приподнялась повыше на кровати и поправила волосы, блестящие проседью. — Раз вы хотите узнать об этом, — Алена Леонтьевна повернула голову в сторону тумбочки, — я расскажу Вам. — Ее немолодое открытое лицо с улыбкой в уголках рта, живые зеленоватые глаза располагали к себе. Негромко, так что могли слышать только мы вдвоем, она начала свое повествование. — Как эта картина повлияла на мою жизнь? Во время войны я была девочкой. Папа ушел на фронт и не вернулся, а мама умерла во время блокады. Я осталась сиротой, росла в детдоме. Мое сиротство меня угнетало, и я часто плакала. В шестом классе нас повели в Русский музей. Среди множества картин меня особенно поразила картина «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения». Экскурсовод вкратце сказал, что великого русского художника вдохновил евангельский сюжет… На большом красочном полотне изображена женщина, поднимающаяся с колен и протягивающая руки к Человеку, величественно стоящему около нее, а Он, протягивает к ней правую руку, словно успокаивая. На Его груди и ступнях видны раны. Для меня эта картина предстала настолько живой, что мне показалось, будто вот-вот все изображенное придет в движение и все выйдут к нам. В глазах Марии я видела восхищение, а в глазах Христа мне виделась отцовская любовь. Я замерла и как бы отождествила себя с Марией… У нее было к Кому прийти, а у меня никого не было… Наверное, она тоже сиротка… Я опять прочитала надпись внизу картины. Как хорошо, если бы у меня была такая старшая сестра, как Магдалина, а рядом такой папа: ведь одинокой сиротке, так тяжело, и я часто плачу. И у меня невольно полились слезы.

http://azbyka.ru/fiction/sirotstvo-bez-s...

Скачать epub pdf Содержание 1921 год 14/27 июля. Среда 15/28 августа 24 августа/6сентября 27 ноября/10 декабря 1/14 декабря. Среда. 9 часов вечера 11/24 декабря. Суббота 1922 год 7/20 января. Пятница 5/18 февраля. Суббота. 3 часа дня 10/23 февраля. Четверг 14/27 февраля. Чистый понедельник 22 февраля/7 марта. Вторник 27 февраля/12 марта. Воскресенье. 9 вечера 17–4 марта. 1922 г. Пятница, 8 ч. вечера 6/19 марта. Воскресенье. 4 часа дня 7/20 марта. Понедельник. 9 утра 8/21 марта. Вторник. 10 вечера 14/27 марта. Понедельник. 9 утра 15/28 марта. Вторник. 12 часов дня 16/29 марта. Среда. 6 часов вечера 19 марта/1 апреля. Суббота. Утро 23 марта/5 апреля. Среда. 10 часов утра 29 марта/11 апреля 1922 г. Великий вторник 14/27 апреля. Четверг 17/30 апреля. Воскресенье. 9 часов вечера 19 апреля/2 мая. Вторник. 9 часов утра 21 апреля/4 мая. Четверг. 9 часов утра 22 апреля/5 мая. Суббота. 11.30 вечера 23 апреля/6 мая. Суббота. 4 часа дня 24 апреля/7 мая. Воскресенье. 7 часов вечера 26 апреля/9 мая. Вторник. 12 часов дня 28 апреля/11 мая. Четверг. 10 часов утра 29 апреля/12 мая. Пятница. 6 часов вечера 2/15 мая 1922 г. Понедельник 3/16 мая 1922 г. Вторник. 12 часов ночи 5/18 мая 1922 г. Четверг. 11 часов утра 6/19 мая 1922 г. Пятница. 1 час дня 8/21 мая 1922 г. Воскресенье. 6 часов вечера 9/22 мая. Понедельник. 12 часов ночи 10/23 мая 1922 г. Вторник. 12 часов ночи 11/24 мая, среда, 10 часов вечера 14/27 мая. Суббота. 10 часов вечера 16/29 мая 1922 г. Понедельник     Публикуемые фрагменты дневников настоятеля Казанского собора Петрограда протоиерея Николая Чукова расскажут о сборе пожертвований для голодающих в 1921–1922 гг., о последующем насильственном изъятии властями церковных ценностей в одном из главных соборов России, о публичных выступлениях обновленцев и их дальнейшей преступной деятельности, а также о том, как Академия Наук, Академия Художеств, Эрмитаж, Русский музей, Отдел охраны памятников искусства и старины и Главмузей участвовали в спасении иконостаса кафедрального собора. Текст дневников приводится в авторской редакции.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Слово 1-е в неделю Цветоносную Радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток, и всед на подъяремники и жребца юна (Зах. 9: 9). Вход Господень в Иерусалим. Середина XVI в. Икона из праздничного ряда иконостаса церкви святителя Николы со Усохи в Пскове. Государственный Русский музей Более нежели за четыреста лет до события Божий пророк произнес пророчество о событии, которое мы сегодня воспоминаем и празднуем. Господь наш Иисус Христос, окончив Свою проповедь на земле, совершил торжественное вшествие в царственный град Иерусалим, в град поклонения истинному Богу, в град по преимуществу Божий. Господь совершил это вшествие как Царь и победитель, чтоб увенчать свое служение решительным подвигом: поражением смерти смертью, снятием клятвы с рода человеческого посредством принятия этой клятвы на Себя. Он совершил вшествие в царственный град на жребяти осли, на неже никто же николи же от человек вседе (Лк. 19: 30), чтоб возвратить человечеству утраченное праотцем нашим царское достоинство, возвратить это достоинство восшествием на крест. Укротилось неукрощенное жребя под чудным Всадником. На жребя апостолы возложили свои ризы; вышедший навстречу и сопутствовавший Господу многочисленный народ вопиял в восторге: Осанна Сыну Давидову! благословен грядый Царь во имя Господне (Лк. 19: 38). По мановению Господа провозглашен Царь во имя Господне, – не по случаю, не по сознанию и произволу человеческому. Тот же народ, по прошествии четырех дней, уже вопиял о провозглашенном сегодня Царе: Распни, распни его, не имамы Царя, токмо Кесаря (Ин. 19: 5). Что бы значило вшествие Господа во Иерусалим на неукрощенном жребце? Это, по объяснению святых Отцов, имеет глубокий, пророческий смысл. Всевидящий Господь уже видел грядущее окончательное отступление иудеев. Он провозвестил об этом отступлении еще в то время, как только дан был закон Израильтянам на Синае, провозвестил устами их вдохновенного Законодателя. Согрешиша, – говорит Моисей о будущем согрешении иудеев против Богочеловека, как бы уже о совершившемся, – согрешиша! не того чада порочная: роде строптивый и развращенный, сия ли Господеви воздаете? (Втор.

http://pravoslavie.ru/4155.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Подарок России В Москве при галерее народного художника России, академика РАХ Ильи Сергеевича Глазунова открылся «Музей сословий России» 16.06.2017 859 Время на чтение 4 минуты Несколько дней назад, 12 июня, в день нашего национального праздника, в Москве при галерее народного художника России, академика РАХ Ильи Сергеевича Глазунова открылся, наконец, удивительный музей«Музей сословий России». Почему наконец? Дело в том, что открытие планировалось ещё два года назад - на 10 июня 2015 года, в день 85-летия его создателя. Тогда Глазунова и уже готовый музей посетил Президент РФ В.В. Путин , но, в силу разных причин, открытие состоялось только сейчас. Музей расположился в отреставрированном особняке, находящемся рядом с галереей И.С. Глазунова. Первое, что необходимо подчеркнуть: нигде в мире подобного музея нет! Музей занимает три этажа. Один этаж посвящён российскому дворянству, другой – священству, и третий – крестьянству. Экспозиция музея уникальна: она насчитывает более 4-х тысяч аутентичных экспонатов, которые Илья Сергеевич собирал на протяжении всей своей жизни. И если до осмотра музея знаешь, что сословия – принцип организации русского общества, то после посещения экспозиции проникаешься мыслью, что Россия – действительно целая уникальная цивилизация! Русский публицист Михаил Меньшиков, в 1918 г. расстрелянный большевиками, в своей работе «Письма к русской нации» (1908 г.) писал: «Сословия – это разграничение по труду… Сословия были трудовыми профессиями, корпорациями весьма реального, необходимого всем труда. Дворянство было органом обороны народной, органов управления. Оно действительно воевало, рождаясь для войны, оно часто умирало на войне. Духовенство действительно управляло духом народным. Доказательство – глубокая религиозность того времени и уважение к священству. Купечество торговало и ничем другим не увлекалось, ремесленники занимались ремёслами, земледельцы – земледелием… Этот порядок вещей дал возможность расцвести чудной цивилизации…».

http://ruskline.ru/news_rl/2017/06/16/po...

Скачать epub pdf Глава 12. Жизнь пастыря в современном мире Самим своим присутствием в повседневной жизни пастырь призван оздоровлять, просвещать и преображать ее молитвой, примером личной духовной жизни, кристальной нравственной чистотой, благородством сердца, любовью к людям, а также быть носителем высших достижений национальной культуры своего народа и мировой христианской культуры. Помимо глубокого богословского образования пастырь может быть знаком с основными достижениями классической и современной светской культуры: литературы, изобразительного искусства, музыки, театра, кино; осведомлен в главных направлениях философии, знать основные факты мировой истории, в особенности истории своей Родины. Живя в провинции, но имея возможность приезжать время от времени в столицы и крупные культурные центры, священник может посещать известнейшие музеи нашей страны (Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Музей древнерусского искусства им. А. Рублева, Музей изобразительных искусств им. A. С. Пушкина, музеи Московского Кремля, киевские и ленинградские музеи-заповедники), слушать симфонические и инструментальные концерты классической музыки, оперы. Все эти знания, осведомленность в истории литературы и искусства могут быть полезны пастырю для лучшего понимания интересов и запросов отдельных членов его паствы в области культуры, руководства или исправления вкуса, облагораживания нравственного облика. Для того, чтобы иметь возможность оказывать такое влияние, пастырь не должен ограждать себя непроницаемой стеной от научных и культурных интересов мирян, но, напротив, уметь вникать, понимать и выражать христианское суждение по конкретным вопросам. Разумеется, возникает вопрос: в какой мере это доступно и позволительно священнослужителю? Что должно быть здесь мерилом истины? Евангельский дух противоположен духу аскетического ригоризма. Сам Спаситель посещал брачный пир, вечерние трапезы простых людей, нигде не обличая здорового веселья, радости созерцания тварной красоты, стремления к познанию тайн Творения. С другой стороны, Евангелие ясно свидетельствует, что мир лежит во зле, что грех проникает всюду и им отравлены все душевные и плотские устремления человека, а, следовательно, необходимо блюсти себя, стараясь не обращаться к делам тьмы. Обращаясь к церковным канонам и писаниям отцов Церкви, мы встречаем среди них прямые запреты христианам участвовать в театральных представлениях не только в качестве актера, но и в роли зрителя; при расширенном толковании этих мест Священного Предания под запрещение должно попасть все светское искусство: литература, музыка и живопись. Однако правомерен ли такой подход? Каноны, принятые всей полнотой Церкви, тем не менее отражают не только духовную высоту того времени, но и определенные исторические условия, проявившиеся в культурной среде ранней эпохи христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Язык Тургенева и Монеточки: 6 идей для уроков русского Что может превратить «музейные» знания в живые 4 сентября, 2018 Что может превратить «музейные» знания в живые Варианты, мемы, манипуляции и битвы на словарях – как оживить «великий и могучий» и превратить уроки русского в увлекательное исследование, рассказывает Ксения Туркова. Лингвист, преподаватель русского языка, координатор акции «Тотальный диктант» в Москве Мария Ровинская в интервью проекту «Мнимый больной» как-то сказала : «Школа превратила предмет под названием «русский язык» в абсолютно музейный». В сознании современного школьника произошло, по ее словам, раздвоение: есть один язык — архаичный, музейный, безупречный, и второй — тот, на котором школьники говорят, на котором переписываются в чатах и ведут блоги. И эти два языка на школьных уроках, как правило, никак не соприкасаются. Русский язык, который преподают в школах (конечно, не во всех, есть исключения), нужно сбрызнуть какой-то «живой водой», сделать его близким к реальной жизни. Вставлять пропущенные буквы и недостающие запятые в предложения, которым по 150-200 лет, бывает, наверное, интересно. Но без современных примеров, без какой-либо связи с тем, что происходит здесь и сейчас, это действительно путь к тому, чтобы не просто оставить русский язык в музее — это путь к тому, чтобы еще и закрыть этот музей на ключ. Чтобы приготовить для предмета под названием «русский язык» оборотное зелье (или живую воду, как угодно), можно смешать следующие компоненты: 1. Язык Тургенева и Монеточки Школьникам важно показать, что русский язык — это не только язык Тургенева, Пушкина и Толстого. Русский язык — это и их язык, язык их друзей, родителей, продавцов в магазине и таксистов, учителей, политиков и стендап-комиков, «Смешариков» и Гречки с Монеточкой. И язык всех перечисленных ничуть не меньше заслуживает изучения. Освоив разные языки, можно включать тот или другой — в зависимости от ситуации и собеседника. И самое главное — вовсе не сразить этого собеседника наповал своей грамотностью и знанием правильных ударений, а донести свою мысль, сделать так, чтобы коммуникация состоялась. 2. Не бардак, а варианты

http://pravmir.ru/yazyik-turgeneva-i-mon...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Мы десятилетиями не видим многие шедевры живописи» Писатель Тамара Панкова о 120-летии Государственного Русского музея 20.03.2018 643 С большой надеждой я начала читать интервью с зам. директора по научной работе Е. Петровой под броским названием «Коллекция Русского музея в пять раз больше, чем у Третьяковки» , посвящённой грядущему юбилею музея - 120-летию со дня основания. Это действительно уникальный, огромный культурный комплекс, состоящий из нескольких исторических дворцов, в своё время переданных в состав Государственного Русского Музея! И такая знаменательная дата, как мне представляется, должна быть отмечена грандиозной выставкой, на которой и любители русского искусства, и многочисленные гости культурной столицы (тем более, в период чемпионата по футболу!) смогли бы увидеть разные периоды развития и расцвета великой русской и советской живописи! Но из интервью я с недоумением узнала, что ничего такого в планах музея на юбилейный год нет. То есть, конечно, некоторые мероприятия будут иметь место. Так, будет показана выставка «Экспрессионизм в России», затем выставка, посвящённая истории создания Исаакиевского собора (видимо, в связи с разногласиями в обществе по поводу возможной передачи собора РПЦ), ну, и, безусловно, «важный проект» - по словам Е. Петровой - посвящён Малевичу. Хотя нет, извините, ещё одна новинка - посетителям музея покажут работы ученика Шагала и Малевича - Лазаря Хидекеля. (Да, ещё музей отметит выставкой юбилей... Карла Маркса!). Так, в основном, Государственный Русский Музей будет праздновать 120-летие создания музея русского искусства! Я не являюсь какой-либо «фобкой», и, наверное, и у этих художников имеется немало поклонников, но всё же в связи с такой датой хочется увидеть в стенах Русского музея работы гениальных русских художников, коих у нас великое множество! Мне кажется, что именно данные выставки в юбилейный год не случайны, а вызваны прежде всего личными пристрастиями и позицией руководства музея.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/03/20/my...

Закрыть itemscope itemtype="" > Центр по изучению Второй мировой войны в Словении и Музей Победы подготовили выставку в Красногорске 08.04.2024 16 Фото: предоставлено Музеем Победы В среду, 10 апреля, в преддверии Международного дня освобождения узников фашистских концлагерей, в Красногорском филиале Музея Победы состоится открытие выставки «Шталаг XVIII D. 5000 шагов в бессмертие». Фотодокументальный проект посвящен трагедии и подвигу советских военнопленных в лагере смерти в Мариборе. Экспозиция подготовлена Музеем Победы совместно с Международным исследовательским центром Второй мировой войны в Мариборе (Словения). На выставке будут представлены новые архивные документы и исследования, сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию «Русской народной линии». На торжественной церемонии выступят генеральный директор Музея Победы Александр Школьник, директор Международного исследовательского центра Второй мировой войны в Мариборе (Словения) Янез Уйчич, председатель правления Российского исторического общества, исполнительный директор фонда «История Отечества» Руслан Гагкуев. Также в мероприятии примут участие государственные деятели, ученые, представители общественных и ветеранских организаций. «Выставка рассказывает историю лагеря Шталаг XVIII D. в словенском Мариборе. Первоначально лагерь был предназначен для содержания пленных солдат и офицеров западной союзнической коалиции. Летом 1941 года в дополнение к уже существующему комплексу был организован полностью закрытый, огражденный и охраняемый лагерь смерти " Russenlager " (Русский лагерь). Здесь в заключении от болезней, голода и суровых условий содержания погибли более 5 тысяч советских военнопленных», – отметили в Музее Победы. В экспозицию вошло более 50 оцифрованных уникальных материалов из государственных и ведомственных архивов, частных коллекций. Это фотоснимки, запечатлевшие военнопленных, документы – карточки узников, списки шталагов, а также письма и газеты заключенных. Шесть разделов планшетной выставки подробно раскрывают историю создания концлагеря, условия содержания военнопленных, факты массовой гибели и захоронений заключенных, информацию о начальниках и персонале лагеря, реорганизации лагеря в 1942 году и его последующей судьбе. В экспозиции представлены данные по количеству узников в Шталаге XVIII D. из разных государств, план лагерного комплекса, приведены воспоминания очевидцев – бывших узников.

http://ruskline.ru/politnews/2024/04/08/...

И.П. Медведев Список сокращений АВПРИ      Архив внешней политики Российской империи АВ СПб ФИВ РАН      Архив востоковедов С.-Петербургского филиала Института востоковедения РАН АДСВ      Античная древность и средние века (Екатеринбург) АЕ      Археографический ежегодник Академии наук АИМК      Академия истории материальной культуры АРВ      Архивы русских византивистов в Санкт-Петербурге/Под ред. И. П. Медведева. СПб., 1995 БАН      Библиотека АН СССР (ныне РАН) ВВ      Византийский временник ВГУ      Воронежский государственный университет ВДИ      Вестник древней истории ВЖК      Высшие женские курсы ВИ      Вопросы истории ВИД      Вспомогательные исторические дисциплины ВО      Византийское обозрение ВУАН      Всеукраинская Академия наук ВЦИК      Всесоюзный Центральный Исполнительный Комитет ГАИМК      Государственная Академия истории материальной культуры ГИИИ      Государственный институт истории искусств ГИАЛО      Государственный исторический архив Ленинградской области ГИМ      Государственный исторический музей ГПБ      Государственная Публичная библиотека (ныне РНБ) ГРМ      Государственный Русский музей ГЭ      Государственный Эрмитаж ДАН      Доклады АН СССР ЖМНП      Журнал Министерства народного просвещения ЗКОРАО      Записки Классического отделения РАО ЗООИД      Записки Одесского общества истории и древностей ЗРАОНС      Записки Русского археологического общества. Новая серия ИАИ      Историко-археографический институт ИАК      Известия Имп. Археологической комиссии ИАН      Известия Имп. Академии наук ИАЭ      Исторический архив Эстонии ИГАИМК      Известия Государственной Академии истории материальной культуры ИИИЕТРАН      Институт истории естествознания и техники РАН ИИМКРАН      Институт истории материальной культуры РАН ИОРЯС      Известия Отделения русского языка и словесности Имп. Академии наук ИПБ      Императорская Публичная библиотека ИРАИК      Известия Русского археологического института в Константинополе ИРАИМК      Известия Российской Академии истории материальной культуры

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Русские изобретения, термальный курорт на Золотом кольце и джигитовка Основатель комплекса «Русский парк» Сергей Ефименко о том, как создаются успешные туристические объекты 11 ноября, 2015 Основатель комплекса «Русский парк» Сергей Ефименко о том, как создаются успешные туристические объекты Кажется, будто этот человек «не от мира сего». Кого сегодня затащишь в музей с многолетней историей? А он строит новый, да еще в глубинке под Ярославлем. На дворе эпоха фастфуда, а в его ресторане подают борщ, который готовится пять часов. В России кризис, – а он планирует строить термальный курорт на Золотом кольце. Какие бывают музеи, что такое патриотизм и в чём русские обошли французов, рассказывает основатель проекта «Русский парк» Сергей Ефименко. Музейный комплекс « Русский парк » в городе Переславле-Залесском – это 10 гектаров, где в одном пространстве собраны образцы культурного наследия русского народа. Идея парка – показать то, чем наша страна может гордиться. В архитектурной основе комплекса – восстановленные копии деревянных зданий конца XIX века. Например, уральская изба – копия расписной избы, сохранившейся в музее Нижняя Синячиха Свердловской области. История неспокойного человека – Всё началось в начале 90-х: с киоска, установленного на остановке. Сначала я занимался торговлей, оптовой и розничной, как все тогда. Потом открыл развлекательный бизнес, потом мебельный, потом медицинский. Мне интересно делать что-то новое, поэтому я создаю бизнес в разных сферах, таким образом занимаюсь самообразованием. Беру книги, изучаю, смотрю на опыт других, – так становлюсь в этой области специалистом. – Каким образом рождались эти идеи? Например, идея развлекательного центра в Челябинске, где вы тогда жили. – Просто после поездки в Москву. Вот, думаю, в других городах есть, а у нас нет. Как раз на продажу было выставлено подходящее помещение. Точный расчет: в бизнесе свободная ниша, и есть помещение. Так появился первый в городе большой развлекательный комплекс. – С «Русским парком» расчет был примерно такой же?

http://pravmir.ru/chto-izobreli-russkie-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010