В Новодвинске открылся филиал музея новомучеников и исповедников Земли Архангельской 31 октября 2014 г. 18:06 30 октября 2014 года при Покровском храме города Новодвинска (Архангельская область) открылся музей новомучеников и исповедников Земли Архангельской. В церемонии открытия приняли участие митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил , министр культуры Архангельской области Лев Востряков, заместитель губернатора Архангельской области по социальным вопросам Екатерина Прокопьева, мэр Новодвинска Владимир Белоглазов, общественные и культурные деятели. Митрополит Даниил отметил, что, создавая такие музеи, «мы вспоминаем подвиг новомучеников и исповедников и обращаемся к ним молитвенно». «Эта молитва соединяется с их молитвой, и они помогают нам нести свой крест, — пояснил архипастырь. — Каждый из нас — маленькая клеточка Православной Церкви, сильная или слабая, но все вместе мы — русский народ, у которого мощная культура, и разрушить ее невозможно. Такие музеи способны укреплять личности, семьи и государство Российское». Министр культуры области Лев Востряков в своем выступлении на открытии экспозиции, подчеркнул, что это это именно народный музей, поскольку создан по инициативе прихожан: «Он появился трудами общественности. Конечно, деятельность общественных музеев правительство области будет поддерживать. Мне представляется, что это музей памяти духа, который хранит Север, Православная Церковь, наши люди. Уверен, что здесь всегда будет много посетителей. Вспомним слова Василия Ключевского о том, что история — это фонарь, который из прошлого светит в будущее и помогает нам строить новую жизнь, не допуская прежних бед». На выставке представлено более тысячи экспонатов: фотоснимки, личные вещи, документы, иконы, духовные книги. Одним из самых ценных и уникальных предметов в экспозиции является облачение святого Луки Войно-Ясенецкого, которое сохранено православной семьей. Помощь в организации выставки оказали Архангельский краеведческий музей и Соловецкий музей-заповедник.

http://patriarchia.ru/db/text/3820225.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Музей кукол в Санкт-Петербурге 13.04.2018 551 Время на чтение 3 минуты Куда обычно направляется турист в Санкт-Петербурге? Конечно же, в Эрмитаж, в Исаакиевский собор, в Петропавловскую крепость, в Русский музей, в кунсткамеру. Далее - по интересам. Паломники непременно заглянут на Смоленское кладбище в часовню святой Ксении Петербуржской. Но даже они, пробегая по улице Камской, могут не заметить скромное здание, утопающее в зелени с неброской вывеской «Петербургский музей кукол». Пробегут, не глянув, а там - сказка! В нескольких комнатах собраны куклы, большинство из которых сделано мастерицами самого музея. Но это не просто куклы, они подобраны по темам. Первая комната посвящена куклам, которых издревле делали своим детям в деревнях: - матерчатые, - нитяные, - соломенные, - одетые в разнообразные русские костюмы. Тут и боярыни в рогатых киках, и купчихи в сороках, и девицы в кокошниках, и развеселые скоморохи. Отдельная комната посвящена русским сказкам: - в ветвях прячутся русалки, - возле избушки на курьих ножках лукаво поглядывает Баба-Яга, - сверху спускается Змей-Горыныч о трех головах. Персонажи из всеми любимых зарубежных и отечественных сказок: - гномы и падишахи, - чудо-юдо рыба-кит и шамаханская царица, - богатыри, - изумрудный город, - Карабас-Барабас и артисты цирка, - царь Салтан со своей свитой и Дама с собачкой, - Башмачников и Хивря (сварливая мачеха очаровательной Параски из «Сорочинской ярмарки»), - дамы и кавалеры в костюмах разных эпох. Зал воинской славы - там представлены куклы в военных мундирах от допетровских стрельцов и казаков до солдат и маршалов времен Великой отечественной войны. К юбилею Победы сотрудники музея подготовили экспозицию «блокадные игрушки», которую нельзя смотреть без слез. Там собраны игрушки, пережившие блокаду вместе с их маленькими хозяевами. Плюшевый мишка с оторванным ухом, кукла в наряде из маминого плаща - подаренные с любовью, они несли в себе надежду, давали силы в невыносимых испытаниях, под непрерывными артобстрелами помогали преодолевать голод и холод, побеждали болезнь. Неудивительно, что люди бережно хранили их годами, а потом, на склоне лет, принесли в музей, подарив им, своим маленьким друзьям, вторую жизнь.

http://ruskline.ru/opp/2018/aprel/13/muz...

В выставочном зале ЖМП 12 декабрь 2015 /  30 декабря 2015 г. 11:55 Светотень живоподобия В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ ИСПОЛНЯЕТСЯ 390 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И 330 - СО ДНЯ ПРЕСТАВЛЕНИЯ ЗНАМЕНИТОГО ЦАРСКОГО ИКОНОПИСЦА СИМОНА УШАКОВА Не дожидаясь наступления юбилейных дат, Государственная ­Третьяковская галерея (ГТГ) открыла первую в истории монографическую выставку «Симон Ушаков — царский изограф». Сотню икон для нее предоставили семнадцать российских музеев (включая Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Русский музей, Центральный музей древнерусской культуры и искусства) и четыре частных коллекционера. Об огромном труде организаторов красноречиво свидетельствует такой факт: от первых разговоров о необходимости выставки до воплощения идеи в жизнь минуло тридцать лет. Тайны «Древа» из Никитников Общеизвестно: в отличие от подавляющего большинства коллег-современников, Симон Ушаков предпочитал подписывать свои иконы. До нас дошло сравнительно немного его работ, и в основном они оказались рассредоточены по разным музейным собраниям и коллекциям. В Третьяковской галерее, признается заведующая отделом древнерусского искусства ГТГ Наталья Шередега, удалось собрать почти все ныне известные иконы мастера, за исключением разве что хранящихся в Пермской и в Иркутской государственных картинных галереях: везти на такое большое расстояние заслуженно считающиеся шедеврами иконописи ушаковские творения оказалось слишком дорого. В экспозиции несколько памятников, публичная демонстрация которых достойна отдельного рассказа. В первую очередь это касается икон с драгоценными окладами. Мерную икону третьего сына царя Алексея Михайловича Федора Алексеевича (1661) предоставил Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» (после смерти царевича в 1682 году образ великомученика Феодора Стратилата перенесли в Архангельский собор и установили над государевой гробницей). А вот для иконы Василия Исповедника, исполненной по заказу стольника Василия Волынского, Третьяковская галерея — родной дом. Но на выставке впервые после очень долгого перерыва она предстает в первозданном позолоченном окладе. В фондах он давным-давно хранился отдельно, но теперь соединен с иконой.

http://e-vestnik.ru/culture/vystavka_sim...

24 ноября 2011 г. 01:00 28 ноября-2 декабря. IV Лихачевские чтения " Актуальные проблемы изучения славяно-русской агиографии " . Санкт-Пертербург C 28 ноября по 2 декабря 2011 г. в Санкт-Петербурге в Институте русской литературы (Пушкинском Доме) РАН пройдут IV Лихачевские чтения " Актуальные проблемы изучения славяно-русской агиографии " . Программа: 28 ноября 11.00 – Лития на могиле Д. С. Лихачева (Комарово). Отъезд от Князь-Владимирского. 15.00 – Посещение выставки «Святая Русь» (Русский музей). 17.00 – Памяти Д. С. Лихачева. Представление книги «Часть суши, окруженная небом: Соловецкие тексты и образы» (Русский музей). 17.30 – Просмотр фильма В. Б. Виноградова «Д. С. Лихачев. Я вспоминаю...» (Русский музей). 29 ноября 1. Архим. Макарий (Веретенников) (Россия, Троице-Сергиева лавра, МДА). Русско-византийские отношения в XI в.: Деятельность митрополита Георгия. 2. М. А. Федотова (Россия, Санкт-Петербург). Житие Григория Армянского в древнерусской книжности. 3. А. В. Лаушкин (Россия, Москва). К проблеме почитания княгини Ольги и князя Владимира в домонгольское время. 4. В. Ю. Франчук (Украина, Киев). Создатели житийной версии Рассказа о князе-схимнике Игоре Ольговиче. 5. А. Г. Мельник (Россия, Ростов Великий). Культ святых в общественной жизни Руси середины – второй половины XV в. 6. Е. В. Белякова (Россия, Москва). Значение Азбучно-Иерусалимского патерика для русской монашеской традиции. 7. Е. Э. Шевченко (Россия, Санкт-Петербург). Краткое Житие Кирилла Белозерского в автографе книжника первой половины XVI в. Исаака Собаки. 8. Т. П. Лённгрен (Норвегия; Тромсё). Источники Жития Феодора Студита в Соборнике Нила Сорского. 9. Е. В. Романенко (Россия, Москва). Традиция почитания прп. Нила Сорского. 10. А. И. Алексеев (Россия, Санкт-Петербург). К вопросу о преемнике прп. Иосифа Волоцкого (по данным его житий и посланий). 11. Н. В. Понырко (Россия, Санкт-Петербург). Традиция почитания памяти протопопа Аввакума. 12. А. В. Пигин (Россия, Петрозаводск). Житие Кирилла Челмогорского − памятник каргопольской агиографии XVII века.

http://e-vestnik.ru/db/28_noyabrya-2_dek...

— Год назад принят закон о возвращении имущества Церкви. После этого громко заявлено было только о том, что Русский музей лишился своей реликвии навсегда. А какова ситуация в этом плане, Что еще вернули, что отреставрировали? (В. Круглова, Санкт-Петербург) — Я бы все-таки поправил Вас — закон касался не возвращения имущества и не только Церкви, а передачи имущества религиозного назначения религиозным организациям. Это закон для всех традиционных религий России, согласно которому имущество передается и исламским, иудейским, буддистским общинам. Процесс возвращения церковного имущества проходит как в Москве, так и в регионах. Могу судить по ситуации в столице — здесь городские власти принимают целый комплекс мер для помощи религиозным организациям в возвращении имущества. Недавний пример — храм Иоанна Богослова на Новой площади. В церковном здании раньше находился Музей истории Москвы, который теперь, в соответствии с распоряжением властей города, благополучно переехал в Провиантские магазины на Зубовском бульваре. А в самом храме, переданном Российскому православному университету , каждое воскресенье совершаются Литургии. Что касается реставрации и совместного пользования имуществом религиозного назначения, то и здесь у церковных общин и государства есть немало возможностей и путей для взаимодействия. Опять же, Москва со следующего года станет пилотным городом, который перейдет на механизм предоставления субсидий религиозным организациям на проведение реставрационных работ. Уже сейчас в нескольких знаменитых столичных храмах идет реставрация при участии департамента культурного наследия Москвы. Что же касается Торопецкой иконы Божией Матери, о которой Вы упоминаете в вопросе, то стоит отметить, что «родиной» для этой святыни является все же не Русский музей, а монастырь в Торопце. Именно туда икона и вернется, как только в главном соборе обители будут созданы необходимые условия для ее хранения. По словам Министерства культуры, которое контролирует этот процесс, условия в монастыре будут лучше, чем в музее. А сейчас святыня находится в одном из подмосковных храмов, увидеть ее может любой желающий. Что же касается Русского музея, который хранил святыню, то его сотрудникам можно и нужно сказать огромное спасибо и низко поклониться за их самоотверженный труд.

http://pravoslavie.ru/49476.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Загадки Николая Лескова Ненавистник нигилистов, поэт русского характера 04.03.2021 795 Время на чтение 6 минут Русский писатель Николай Семёнович Лесков (1831-1895 гг.) Фото: РИА НОВОСТИ «Русский левша» – единственный музей в Петербурге, носящий имя литературного персонажа. В названии использовано произведение Лескова «Левша». Музей этот, в названии которого «спрятался» герой известного произведения Николая Лескова о русском мастере, подковавшем «аглицкую блоху», расположен на Итальянской улице. Правда, музей не литературный, а посвящён микроминиатюрам, однако для нас сейчас интересно другое. Лесков, 190 лет со дня рождения которого отмечалось в феврале, повести этой большого значения не придавал. Сегодня мало кто знает, что свой сказ про искусного тульского мастера писатель сопроводил предисловием (в современных изданиях его уже не печатают), где говорится, что забавный рассказ о «косом Левше и стальной блохе» «есть оружейная легенда и выражает гордость русских мастеров ружейного дела». Почему же именно «ружейного»? Это – одна из загадок творчества Лескова, которого одно время называли «этнографом» и даже «реакционером», а великим русским писателем признали уже много позднее. Как и Достоевский, он предсказал трагическое будущее нашей страны. Родился Николай Семёнович в самом сердце России – в селе Горохово Орловского уезда. Отец его был следователем, служил в Уголовной палате Орла. В школе маленький Коля, ненавидевший зубрёжку, учился плохо. Гораздо больше, чем учителя, ему дало самообразование и рассказы отца, умнейшего, как говорили тогда соседи, человека. Недоучившегося в школе способного отрока пристроили поначалу писцом в ту же Уголовную палату, где работал его родитель. Потом он перебрался в Киев, где посещал лекции в университете. Затем стал работать в фирме мужа своей тётки «Шкот и Вилькенс», что позволило будущему писателю много ездить по стране, встречаться с самыми разными людьми, изучать их характеры. «...Это самые лучшие годы моей жизни, когда я много видел и жил легко... – позже вспоминал Лесков. – Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе, на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного, под тёплым овчинным тулупом.»

http://ruskline.ru/opp/2021/03/04/zagadk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Любовь к родному пепелищу? Как чиновники загубили усадьбу Абрама Ганнибала в Кобрино, где был зачат великий русский поэт А.С.Пушкин 27.08.2018 909 Время на чтение 7 минут 19-го июня 2014 года мы - краеведы и представители общественности - ездили на экскурсию по пушкинс ким местам Ленинг радской области и были возмущены ужасным состоянием старинной усадьбы в селе Кобрино, напрямую связанной с Гением русского слова - Александром Сергеевичем Пушкиным. Немного истории. Эта земля когда-то, в 60-х гг. 18 века была приобретена легендарным «арапом Петра Великого» Абрамом Петровичем Ганнибалом. От брака его сына Осипа Абрамовича с Марией Алексеевной Пушкиной в этом доме рождается их дочь Надежда, мать будущего поэта. Позднее здесь она поселилась со своим мужем, Сергеем Львовичем, наконец, здесь же, в этом доме, представляющем сейчас практически руины, был зачат Александр Сергеевич, здесь же его старшую сестрицу пестовала Арина Родионовна, самая известная российская няня. Слава Богу, благодаря усилиям энтузиастов и материальной помощи известного писателя-сатирика Михаила Задорнова недалеко от Кобрина, в пос. Суйда несколько лет назад был поставлен трогательный памятник Арине Родионовне. Суйда также принадлежала к владениям Ганнибала. В 1796-98гг. в усадьбе «Суйда» проживали родные А.С.Пушкина: отец, мать, сестра Ольга и няня Арина Родионовна. А во второй пол. 18 века в усадьбе жил русский инженер и государственный деятель, прадед А.С.Пушкина Абрам Петрович Ганнибал и его сын Иван, герой Чесмы, основатель г. Херсона. Здесь часто гостил великий русский полководец А.В.Суворов. Сейчас в доме Ганнибала в Суйде находится небольшой музей, занимающий всего три комнаты в этом историческом доме. Остальные помещения принадлежат местному совхозу. И музей у него АРЕНДУЕТ эти три комнаты!! Ситуация, на наш взгляд, ненормальная! В Китае местом рождения человека считается место его зачатия. Жаль, что у нас дело обстоит иначе, ведь будь так - может, усадьбу Кобрино ждала бы более счастливая участь! Может быть, тогда не только в Михайловское и Болдино, но и сюда, в Кобрино, приезжали бы тысячи и тысячи почитателей великого поэта, может быть тогда и у Кобрино нашёлся бы свой добрый хозяин, свой Гейченко... Но, как известно, история не терпит сослагательного наклонения!..

http://ruskline.ru/news_rl/2018/08/27/ly...

  БОГОСЛОВИЕ Бизнес на Иуде Новоявленное " Евангелие " раскручивается в коммерческих целях   На официальном сайте Московской Патриархии вчера появилось сообщение: в Российском Библейском Обществе считают, что так называемое " Евангелие от Иуды " " раскручивается " с коммерческими целями. " Слухи о том, что на черном рынке краденного антиквариата циркулирует коптский манускрипт " Евангелие от Иуды " , появились еще в конце XX века, но широко стало известно об этом, когда несколько лет назад очередному покупателю не удалось продать свиток в музей, и тот решил вернуть деньги посредством издания " , – сказал главный редактор Российского библейского общества Михаил Селезнев. Наиболее верным считается утверждение, что папирус, датируемый IV веком, был найден в египетском местечке Наг Хаммади в середине XX века вместе с другими древними текстами, отметил Михаил Селезнев. Известно, что большая часть рукописей была передана в музей, а эта была украдена и только спустя полвека появилась на рынке антиквариата. Михаил Селезнев подчеркивает, что у него как ученого " вызывает улыбку раскручивание этой детективной истории " . По его словам, публикация в США не случайно приурочена к Пасхе, а в прессе связывается с романом Дэна Брауна " Код да Винчи " . Но в Российском библейском обществе считают, что " Евангелие от Иуды " заслуживает внимания с исторической точки зрения. " Мы не исключаем своего участия в работе над переводом на русский язык и изданием этого манускрипта, но не в рамках программы публикации канонических текстов, а книг, которые позволяют прояснить в той или иной мере текст Евангелия " , – отметил Михаил Селезнев, подчеркнув, что " такие тексты представляют интерес только для ученых, ни одна христианская церковь не включит его в Священное Писание " . Елена Яковлева, " Российская газета "     Комментарий свящ. Алексия Емельянова (зав. кафедрой Священного Писания Нового Завета ПСТГУ):   Евангельская весть о спасении, которую принес на землю Иисус Христос, всегда была сопряжена с тайной. Эта тайна не прячется в среде посвященных, а являет себя на Голгофе. Она запечатлелась в словах Христа, обращенных к одному из распятых с Ним разбойников: «Сегодня же будешь со Мной в раю».

http://moral.ru/evang_iuda.html

Господь Вседержитель со святыми бессребрениками Космой и Дамианом Асийскими. Конец XVIII - начало XIX вв. Русский Север, музей им. Андрея Рублева. ЖМП 5 май 2022 /  24 мая 2022 г. 14:00 Пасха в российских музеях СВЯТОСТЬ ВРАЧЕЙ, КРЫМ РОМАНОВЫХ И ЛЮБИМАЯ ИКОНА КОЛЧАКА Столетие подвига Церкви, стоически пытавшейся противостоять расхищению святынь богоборцами под предлогом помощи голодающим, нашло отражение и в выставочной палитре нынешней весны. Правда, полновесную экспозицию на эту тему подготовило не государственное, а епархиальное учреждение культуры. Впрочем, ведущие московские и петербургские площадки также приберегли немало интересного — от посвященного святителю Николаю нового зала в Северной столице до подлинных мундиров последнего российского императора в московском Царицыне.  PDF-bepcuя. Святые врачеватели на иконах Образы целителей в восточнохристианском искусстве. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева (ЦМиАР) . Москва, Андроньевская пл., 10. До 29 мая. Иконографические образы святых целителей у верующих пользуются особой любовью и почитанием, пожалуй, столько же, сколько существуют сами иконы. Это неудивительно. Случаями исцелений по вере пронизаны тексты священных писаний и Ветхого, и Нового Заветов. Исцелял страждущих во время земного пути и Сам Спаситель. В центре же экспозиции, сформированной заведующим отделом хранения ЦМиАР кандидатом искусствоведения Надеждой Герасименко из коллекций Государственного исторического музея, Государственной Третьяковской галереи, Сергиево-­Посадского музея-заповедника, церковных и частных собраний, — образы святых врачей, лечивших пациентов во время своей земной жизни и прославившихся многочисленными чудесами посмертных исцелений. Кстати, для всех медработников в знак признательности за самоотверженный труд в условиях пандемии организован свободный вход на выставку. — По степени народной любви среди этой группы святых на Руси вне конкуренции были семь угодников Божиих, — поясняет Надежда Викторовна.

http://e-vestnik.ru/analytics/pasha_vros...

Закрыть itemscope itemtype="" > Похищение Богоматери: почему уникальную икону из Исторического музея никто не ищет? 24.11.2022 593 Время на чтение 8 минут Источник: Новые Известия В 2018 году в самом сердце Москвы произошла кража. Из Государственного исторического музея на Красной площади вынесли Шуйскую икону Божией Матери. За прошедшие 4 года ни музей, ни Минкультуры, ни полиция не могут внятно ответить, куда же делась икона и кто ее похитил. ЧУДО ВО ВРЕМЯ ЭПИДЕМИИ 15 ноября (2 ноября) праздновали день сотворения особо почитаемой Русской православной церковью иконы Богородицы с младенцем на руках. В 1654 году во время страшнейшей в истории эпидемии чумы, которая дошла и до центральной части России, житель города Шуи в Ивановской области предложил написать образ и поставить его в Воскресенской приходской церкви. Во время работы над иконой произошло чудо – иконописец нанес на доску прорись, а наутро обнаружил, что положение рук и ног маленького Иисуса изменилось. Мастер исправил изображение в соответствии с каноном Смоленской иконы Богоматери, но и на следующее утро история повторилась. Иконописец Герасим Иконников больше не осмелился исправлять образ, а горожанам объявил о проявлении Промысла Божиего. После молитв перед новой иконой чума покинула город. В дальнейшем комиссии из разных духовенств больше сотни раз свидетельствовали «подлинность исцелений», которая творила «чудесем роспись». Считается, что именно эта икона не раз спасала Русь и Российскую империю от эпидемий и мора. В 2018 году эта икона вернулась в Государственный исторический музей после экспонирования в Мурманском музее. В декабре того же года хранитель должен был выдать ее для плановой выставки «Русский север» в Москве, но в фондах музея образ не обнаружили. Старший научный сотрудник отдела древнерусской живописи и ответственный хранитель фонда после сверки коллекций констатировали пропажу иконы. РЕЗУЛЬТАТ ПРЕСТУПНОГО СГОВОРА? Широкая общественность узнала об исчезновении ценности лишь спустя два месяца – 24 января 2019 г. после выхода новостей в СМИ. Директор Департамента музеев Минкульта РФ Владислав Кононов сообщил прессе, что директором музея до него доведены сведения о краже из фондохранилища. Тогда же впервые прокомментировал случившееся Владимир Мединский, тогда министр культуры РФ. Он сообщил, что директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин подал заявление в полицию по факту кражи иконы. Правоохранительные органы возбудили уголовное дело по п. б ч.4 ст.158 УК РФ («Кража в особо крупном размере»).

http://ruskline.ru/opp/2022/11/24/pohiwe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010