G. B. de Rossi. Roma Sotterranea. 1864–77. – Bullettino di arch. cristiana. 1864–98. Nuova Serie. 1899–sq. G. B. de Rossi. Musaici cristiani di Roma. 1872–96. Garrucci, R. Storia d. arte cristiana nei primi otto secoli della chiesa. 6 vol. 500 tav. Prato. 1873–81. Salazaro, D. Studi sui mon. d. Italia merid. dal IV al XIII s. 1871–86. – L’arte romana al medio evo. 1881. Crowe u. Cavalcaselle. Geschichte der italienischen Malerei. 6 Bde. 1869–1876. Изд. итал. и англ. Kraus, F. K. Real-Encyclopädie d. chr. Alterth. 1882–6. 2 Bde. Wessely. Ikonographie Gottes u. d. Heil. 1874. Ongania, ed. La basilica di San Marco. 1878–1900. Müntz, Eug. Notes sur les mosaïques chr. de l’Italie. Revue Arch. 1875–1882. Schlumberger, G. Sigillographie de l’empire byzantin. 1884. Venturi, A. Storia dell’arte italiana. I–VII. 1901–1911. Wilpert, J. Le pitture d. catacombe rom. 1903–1904. Cabrol. Dictionnaire d’arch. chrétienne 1903– J. P. Richter and Camerone Taylor. The golden age of cl. christian art. 1904. André Michel. Histoire de l’art depuis les prem. temps chrétiens. 4 t. en 7 vol. 1905–1912. Diehl, Ch. Manuel d’archéologie byzantine. 1910. Dalton, О. М. Byzantine art and archaeology. 1911. Mâle Émile. L’art religieux du XIII-e siecle France. 1910. Reinach, Salomon. Répertoire de peintures du moyen âge et de la Renaissance (1280–1580). 3 vol. 1905–1910. ¦ По указаниям Ф. И. Буслаева (Исторические очерки русской народной словесности и искусства, I, стр. 377–8), в русских «Сборных Подлинниках графа Строганова довольно подробно изложены сказания об иконах Богородичных (числом 137), с иконописными замечаниями о их подобиях. При некоторых сказаниях указаны источники, а именно: подписи на самих иконах, Патерики – Синайский, Скитский, Афонский, Минеи и Пролога, Летописец Греческий, история Афонская, жития Святых, полные сказания о некоторых иконах, книга Соборник, Степенная книга, Царственная книга, Русский Летописец, Киевский, Польский, История Новгородская, Книга Барония, Звезда Пресветлая, Киевские печатные листы; некоторые из старопечатных книг, каковы: Кириллова книга (1644 г.), Огородок Антония Радивиловского (1676 г.), Руно Орошенное Димитрия Ростовского (1683 г.) и особенно – Небо Новое Иоанник. Галятовского (1665 г.)».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Икос 6 Возсиявша благодать от чуднаго образа Твоего, Чистая, веру немощствующих утверди, верньгх же возвесели сердца любовию. Сего ради радующеся вопием Ти: Радуйся, Пресвятая Дево, светом Небесныя истины нас озаряющая; радуйся, мглу греховную от нас отгоняющая. Радуйся, чудесы Твоими к Боговедению нас приводящая; радуйся, всех кающихся грешник ко благочестию подвизающая. Радуйся, всех притекающих к Тебе крепкое заступление; радуйся, немощствующих умом утверждение. Радуйся, изнемогающих в вере возставляющая; радуйся, тихое пристанище в море житейстем обуреваемым. Радуйся, злыя советы сынов погибельных открывающая; радуйся, вознесенную гордыню врагов отечества нашего смиряющая. Радуйся, православных царей Державо; радуйся, всех христиан Похвало. Радуйся, Мати Божия, Предстательнице и Заступнице наша усердная. Кондак 7 Хотя прославити Сын Твой, Богородице, святую икону Твою во граде Костроме, повеле ю в день Успения Твоего святому великомученику Феодору Стратилату носити по граду сему, да вси видяще чудо сие благодарным сердцем возопиют Ему: Аллилуиа. Икос 7 Чудо новое яви нам Господь мольбами Твоими, Богородице, егда сгоревшу храму, в немже бе поставлен святый образ Твой, сохрани его в пепле невредима от огня, и тако мневших сгоревша его печаль в радость преложи. Мы же, чудо сие ведяще, воспеваем Ти таковая: Радуйся, Купино Неопалимая; радуйся, огненный Столпе, сущия во тьме наставляяй. Радуйся, Животе, Духом позлащенный, невместимаго Бога вместивший; радуйся, кадильнице златая, яко фимиам благоуханный, молитвы Твоя за ны к Богу Сыну присно возносящая. Радуйся, Жезле Ааронов к явлению в мир Сына Твоего прозябший; радуйся, Руно Гедеоново, благодатию Божиею во спасение наше орошенное. Радуйся, Горо несекомая, от Неяже отсечеся краеугольный Камень Христос; радуйся, Храме одушевленный, в немже вселися Божество телесне. Радуйся, девства охранение; радуйся, супружества благословение. Радуйся, паче всех Господа возлюбившая; радуйся, паче всех от Него превознесенная. Радуйся, Мати Божия " Предстательнице и Заступнице наша усердная.

http://pravicon.com/info-1219

Все житие наше на земли болезненно и печали исполнено от клеветы, досаждения, укоренил и иных многовидных бед и напастей: немощствует бо тело, изнемогает и дух наш. К Тебе убо прибегаем, Богомати, пред пречистою иконою Твоею припадающе, исполни радости и веселия скорбная сердца наша, да вопием Ти: Радуйся, путеводительнице, к небесному отечеству нас руководящая: Радуйся, Царице неба и земли, врата райская нам отверзающая. Радуйся, милостивная, нас милующая: Радуйся, домостроительнице, житие наше добре у строящая. Радуйся, руно орошенное, еже Гедеон предвиде: Радуйся, блаженное чрево, невместимаго всеми Бога вместившее. Радуйся, неопалимая купино: Радуйся, нерушимая стено. Радуйся, живоносный источниче: Радуйся, цвете неувядаемый. Радуйся, умягчение сердец злых: Радуйся, умиление благих. Радуйся, благодатная Богородице Дево, всех скорбящих Радосте. Кондак 9 Всякая житейская в мире сем сладость печали бывает причастна: слава не стоит, богатство мимотечет, лепота и здравие увядают, друзи и искреннии смертию отъемлются. Услади убо наша скорби, благих виновная, Твою нетленную дающи радость нам вопиющым Богу: Аллилуиа. Икос 9 Ветия многовещанныя недоумеют, киими словесы скорбящыя утешати, но Сама, Владычице, возглаголи сердцам нашым утешение, благодати Твоея лучами облак скорби нашея и мрак уныния разгоняющи, да взываем Ти: Радуйся, обрадовавшая надеянием на Тя всех Христиан: Радуйся, радость и умирение миру. Радуйся, подательнице Божественныя благости: Радуйся, надеждо благ вечных. Радуйся, кораблю хотящих спастися: Радуйся, пристанище житейских плаваний. Радуйся, верная хранительнице уповающих на Тя по Бозе: Радуйся, одеждо нагих дерзновения. Радуйся, хранительнице всех и утверждение: Радуйся, всех верных ограждение и священное прибежище. Радуйся, помоще верно молящихся Тебе: Радуйся, светлое благодати познание. Радуйся, благодатная Богородице Дево, всех скорбящих Радосте. Кондак 10 Спасти хотяй род человеческий от вечныя муки и непрестающия скорби Человеколюбец Господь в приснодевственную утробу Твою вселися, и Тебе, Матерь Свою, дарова погибающым в помощь, покров и защищение, да будеши печальным утешение, скорбящым радование, отчаянным надежда, вечныя муки Своим ходатайством избавляющая и к небесному веселию приводящая всех, верно вопиющих Сыну Твоему и Богу нашему: Аллилуиа. Икос 10

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Кондак 7 ХотЯщи явИти тОки чудес от СвоеЯ иконы, Всех скорбящих Радости, повелела есИ, Владычице, болящей ЕвфИмии молебная пения пред тОю совершати, и получивши исцеление всем проповЕдати милости, рАди тоЯ иконы явлЕнныя, да не сокрЫт будет источник благодатных изцелений всем требующим. ТЕмже и мы не таИм Твоих благодеяний, но благодАрственне прославлЯюще Бога, вопием Ему: АллиУия Икос 7 Новая купель СилоАмская пАче Оныя древния явИся, Пречистая Владычице, храм Твой, в нЕмже покланяемся чудотворней иконе Твоей: Ибо не единою в лето и тОкмо пЕрвее входящим здравие тЕла подаеши, но всегда всякий недУг и всякую язву душевную и телесную врачУеши с верою и любовию к Тебе прибегающих. Сего ради вопием Ти:Радуйся, купЕль, в нЕйже вся скОорби наша погружаются; радуйся, чАше, Еюже радость и спасение восприемлем.Радуйся, кАменю, напоивший жаждущия жизни; радуйся, дрЕво, услаждающее слАныя вОды житейскаго мОря.Радуйся, животворныя водЫ неистощимый источниче; радуйся, бАне, омывающая греховную скверну.Радуйся, скорбЕй наших услаждЕние; радуйся, печалей наших утоление.Радуйся, болезней наших врачевание; радуйся, бед избавление.Радуйся, дЕмонов попрание; радуйся, врагОв посрамление.Радуйся, Благодатная Богородице Дево, всех скорбящих Радосте. Кондак 8 СтрАнники и пришельцы вси есмЫ на землИ сей, по глаголу апостолову: бедЫ от врагов, бедЫ от срОдник, бедЫ от лжебрАтии терпЯще в лишениих многих и скОрбех. Ты же, Владычице, Яко благая ОдигИтрие, настАви нас к тихому пристанищу, и молИ Сына Твоего прощению прегрешений нам прежде конца дароватися, да непрестанно вопием Богу: АллилУиа. Икос 8 Все житиЕ наше на земли болезненно и печали испОлнено от клеветЫ, досаждЕния, укорЕния и иных многовидных бед и напастей: немощствУет бо тело, изнемогает и дух наш. К Тебе Убо прибегаем, Богомати, пред пречистою иконою Твоею припАдающе, испОлни радости и веселия скорбная сердцА наша, да вопием Ти:Радуйся, путеводительнице, к небесному отечеству нас руководящая; радуйся, Царице неба и землИ, вратА райская нам отверзающая.Радуйся, милостивая, нас мИлующая; радуйся, домостроИтельнице, житиЕ наше дОбре устрояющая.Радуйся, рунО орошЕнное, Еже ГедеОн предвИде; радуйся, блаженное чрЕво, невместимаго всеми Бога вместившее.Радуйся, купинО неопалИмая; радуйся, нерушИмая стенО.Радуйся, живоносный источниче; радуйся, цвете неувядаемый.Радуйся, умягчЕние злых сердЕц; радуйся умилЕние благИх.Радуйся, Благодатная Богородице Дево, всех скорбящих Радосте.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1232...

   Свет Ее всегда ум озаряет, всегда тьму просвещает, всегда к разуму наставляет всех верных. О, Всесветлый Свет, просвети светильник мой! Госпожа Богородица, просвети омраченную душу мою! Нравоучение    Всякий нераскаянный грешник безумен, не имеет разума.    Ум или разум в человеке — это одна светлая свеча, разгоняющая темноту неведения, и показывающая, что есть доброе, а что злое, и всегда на светлый путь заповедей Божиих наставляющая. Когда же человек, не послушав доброго, внутри просвещающего его разума, уклонится по злой воле своей, ибо «прилежит человеку помышление на зло от юности его» (Быт. 8:21), и пойдет по своим похотям, творя неподобное (хоть и знает, по свидетельству разума своего, что смертно согрешать — это зло, за него казнен он должен быть вечно, но небрежет о том и нерадеет о грехе своем), тогда исступает из ума человек, губит разум и, как. безумный, блуждает в темноте буйства своего.    О таковых говорит псалмопевец: «Не познали, не уразумели, во тьме ходят» (Пс. 81:5). И святой Каллист: «Воистину, не имеют светлости Божественного разума в злобе и бесчинии живущие, ибо как солнечные лучи закрываются темными облаками, так ум наш, в душе, как в полудни, ясно светящий, потемняется буйством, а буйство какое большее, чем грех?» Так и Златоустый говорит: «Ничего нет злее греха».     Творит безумными он и прежде великих разумом. Премудр был Соломон, но сколь обезумился, служа греху? И иных немало премудрых погибло из-за грехов. Молить прилежно подобает Господа, дабы, отогнав от нас буйство греховное, просветил наш ум светом разума святого Евангелия.    Господи, «вразуми меня, и я буду поучаться в законе Твоем и хранить его всем сердцем моим» (Пс. 118:34). Благости, наказанию и разуму научи меня. Прилог     Ветер свечу угашает, грех разум губит, Отвергается Христа тот, кто злато любит.    В персидских краях жил иерей по имени Павел, преуспевающий в благочестии и многих добродетелях. И имел он единственное лишение ума — от сребролюбия. Что и погубило его. Как? Послушай.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2821...

Нравоучение    Погружаемся и мы в воды глубокие, ибо мир этот окаянный есть море, так его многие называли.    Святой Амвросий: «Какое море так непредсказуемо, как мир, столь неверный, столь мятежный, столь пугающий пропастями, столь волнующийся ветрами нечистых духов!»    Святой Златоуст: «Различными грехами и многообразными искушениями, как некими волнами, обуревается мир этот, о нем читаем: «Это море великое и пространное» (Пс. 103:25)».     Кассиодор: «Морю, вправду, уподоблен мир: ложью горек, волнами бесовскими трясется, ветрами прегрешений смущается».    И святой Дамаскин сетует: «Приидох во глубины морския (то есть в мирские страсти), и потопила мя есть буря многих ми прегрешений» (Октоих, гл. 4, песнь 6, ирмос).    Воистину мир — это второе море. Как в пучине морской, так и в мире, — многообразные пагубы, погружения, лишения надежд, беды. Как сказал апостол: «Весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5:19).     Жизнь в нем более наполнена смертью горькой, нежели жизнью. Его блаженный Августин описывает так: «Разве мы жизнь эту, которую в мире видим, назвать можем жизнью? Ее ветры вздымают, болезни истончают, горячки иссушают, воздухи немощами исполняют, брашна отягощают, посты смиряют, глумления соблазняют, скорби истаивают, попечения сокрушают, беды гнетут, богатства утолщают, нищета на землю повергает, молодость возносит, старость преклоняет, болезни и злые случаи мучают — после столького же многого зла смерть наконец наступает».     Находясь в таком злом море мира сего, посреди стольких бед, скорбей и напастей, почему не ищем пристанища? Почему суеты еще держимся? Почему ненасытно пьем соленую воду пристрастия? Почему погибель нашу любим? Не слышим ли святого Григория Назианзина, проповедующего: «Вот мир, который любим, убегает, уже сам в себе усох, в сердцах же наших еще процветает! Всюду смерть, всюду плач, всюду погибель. Отовсюду бьют нас, однако мы, ослепленные похотью плоти, те самые горести его любим. Бегущего гоним, на падающего устремляемся, не имея же сил подпереть падающего, сами с ним падаем».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2821...

   Сотворив повеленное дело, отправился ученик обратно в пустыню. Когда же он приблизился к келий старца, нашел святого и честного отца своего пред дверьми келий, зверем изъеденного.    И начал горько плакать и рыдать по старцу, падая на останки его и убиваясь. В горести душа его взывала к Богу: «Господи, как же тот злой богач умер и был погребен со славой и честью, а этот духовный старец, столько лет в постнических трудах, молитвах и слезах препроводивший, горькой и бесчестной смертью скончался, изъеденный зверем? Всуе труд наш пустынный, всуе теснота жития нашего, всуе отречение наше, если мирские люди, вольно и во всякой утехе живущие, лучшей кончины сподобляются, чем мы, бедные!»    Пока он так плакал, предстал ему Ангел Господень и говорит: «Что жалеешь ты о старце и плачешь по своему учителю? Богач во всей своей злой жизни имел одно лишь малое доброе дело и за него принял мзду на земле — честное погребение, но там, окончательно осужденный, идет в геенну. Твой же отец и учитель честный, всякими добродетелями украшен, во всем житии своем угодил Богу, но имел, как человек, малое некое прегрешение. За то и попустил ему Бог лютой смертью от зверя скончаться, казня его здесь, — да, весьма очищенный, идет от жизни этой, чтобы предстать престолу Господню со святыми мучениками в великой чести и славе, как мученик и мужественный страдалец».    Сказав это, Ангел сделался невидим. Ученик же утешился, приняв извещение о старце, что предстоит он престолу Господню, и, схоронив честные его мощи, пожил на том месте много лет во всякой добродетели, до блаженной своей кончины.     «Праведен Господь, и нет неправды в Нем, судьбы же Его — бездна великая» (Пс. 91:16, 35:7). 11. Роса исправления человеков     Ты верным спасительница, Богородице, и слепым наставница, и падающим исправление (Дамаскин, в Октоихе). Чудо 11    У Василия Болдаковского, черниговского жителя, был слуга по имени Клим. Ему попустил Бог быть мучимым бесом, думаю, ради его исправления, ибо Он все на пользу нашу строит, наказывая нас различными казнями, как чадолюбивый отец, дабы мы уцеломудрились.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2821...

   Этих страшных и прелютых мучителей кто может замучить и кто может избавить от их мук? Может Пресвятая Дева Мария.    Ярился Авимелех на братьев — и убил их, на Сихем — и запалил его, на Фивис — и осадил его. И кто его яростного прещения не испугался? Все убежали и скрылись, все взошли на столпы и защищались (Суд. 9). Однако не испугалась некая женщина, не испугалась — и прещение его укротила, и ярость прекратила, бросив обломок жернова на голову Авимелеху и проломив ему череп (см. Суд. 9:53).    То был прообраз Благословенной в женах, Которая камнем, Христом, поразила голову адского Авимелеха, убивающего нас, ибо он «человекоубийца от начала» (Ин. 8:44), — и запаляющего нас огнем страстей: «От юности моея враг мя искушает и страстьми палит мя» (Антифон 1-й 8-го гласа); осаждающего нас своим ловлением; сеть расставляющего под ногами нашими: «На пути поставили мне западни» (Пс.139:6).    Тенью проходит здесь и Иаиль, колом пробившая голову Сисаре, не говоря о Иудифи, обезглавившей вождя воинов ассирийских, — обе они были таинственным изображением Девы Марии, стершей главу мучителя.    Кто бесам язва? Мария бесам язва: «Радуйся, бесов многоплачевное поражение!» (Акафист, икос 2).    Кто духов лукавых смущает? Она, Духом Святым осененная, духов лукавых мучает, так что вопиют к Сыну Ее: «Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф. 8:29).    Прибегнем же к Ней все, боящиеся бесовского мучительства, воззовем: О, Всепетая! Избавь нас от грядущего мучения! Нравоучение    Обо всяком, в нечистоте препровождающем дни свои, можно сказать, что страдает он от нечистого духа, ибо где так нечистый дух жить любит, как не в удах блудничных?    Советовал некогда Ангел Рафаил Товии взять себе в жены Сарру. Отвечал ему Товия, говоря: «Я слышал, что эту девицу отдавали семи мужам, но все они погибли», но слышал и то, что демон убил их (Тов. 6:14). Отвечал ему Ангел: Послушай меня, я скажу тебе, над кем демон имеет власть: над теми, которые женятся так, что отгоняют Бога от себя и от ума своего, которые в блуде своем усердствуют, подобно коню и мулу, — над такими демон имеет власть (Тов. 6:16—18).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2821...

Пятница. «Каким образом приходишь за нас на страдания, Благий? Каким образом предстоишь судилищу Пилата? неизмеримы богатства Твоей милости». Суббота. «Тебя, Христос, принявшаго добровольную смерть по плоти, видим душею между мертвыми, – освобождающим, воскрешающим, просвещающим души и дарующим жизнь» 231 . – Очень многочисленны и прекрасны, как мы сказали, песнопения к Пр. Богородице. Они обращают на себя внимание некоторыми употребляемыми в них по отношению к Пр. Богородице меткими выражениями. Приведем несколько примеров этих песнопений. «Высочайший поселится в Твоем чреве, пишет св. Софроний, сделав Тебя обширнейшею небес; поэтому прославляют Тебя, Дево, непобедимую помощь людей, все дела». «Верные, будем ублажать Деву, гору несекомую ( λτμητον), светоносную лампаду, легкую лестницу, луг Божий». «Радуйся, святейппй храм, руно, орошенное с неба, источник безсмертия; храни стадо Твое, Владычице, невредимым от всех врагов». " Г ору несекомую, дверь заключенную, превысшую небес и всякой твари, красоту Иакова, урну златую и матерь Господа – народы ублажим». «Мы познали Тебя, Дево, урною Божества, кивотом, трапезою, канделябром, престолом Божиим, чертогом и источником, ведущим в жизнь вечную воспевающих: да благословит всякая тварь». В одном из песнопений к Пр. Богородице между прочим говорится о двух волях в Иисусе Христе, предмете общих споров во время св. Софрония. Вот это песнопение: «В двух волях и природах Ты родила нам, Дево, единороднаго Сына-Отца, принявшаго человеческую плоть, чтобы сделать вас участниками Своей Божественной природы». В других песнопениях к Пр. Богородице изображается Ее приснодевство и возсылаются к Ней молитвы о заступничестве пред Богом. Таковы главные мысли, развиваемые въ трипеснцах св. Софрония на Четыредесятницу. Этих мыслей, как видим, очень много и они очень разнообразны. Но о чем бы ни заговорил песнописец, его слова всегда дышат искренним и глубоким сокрушеним о грехах. В покаянных песнопениях св. Софрония повсюду виден горкий плач души, скорбящей о своих грехах и ищущей оправдания и помилования; повсюду видно напряженное и глубокое покаянное чувство благочестивого автора.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

Золотое Руно – Пречистая Дева, от земли к небесам принесенная, «одетая золотою бахромою, преукрашенная» (см. Пс. 44, 14 ). Золотым Руном является и икона Ее, прекрасными убранствами позолоченная, – когда Ваше святительство все имение свое под ноги Пречистой Девы положил для украшения Ее иконы. К сему же и златыми словесами своими немало это Руно позолотил, послужив на похвалу пресвятого имени Девы Марии. Подобает Вашему святительству и мое убогое руно – послушание: по послушанию, как и повелел мне, на честь и славу Честнейшей Херувим и Славнейшей Серафим, сию малую книжку по силе моей я написал. Прими же, Преосвященный Пастырь мой, это хотя и малое, однако же дорогое, ибо о Дражайшей Госпоже нашей составленное Руно. Прими в честные свои руки и простри их своему овчате к благословению. Руно Орошенное даст тебе в небе корону (Ответное (на посвящение) благословение в стихах архиепископа Лазаря Барановича иеромонаху Димитрию (в оригинале – на старопольском языке). В нем пастырь вдохновенно пророчит своему подопечному венец святости) Наша Панна – Овечка, а Руно – Ее тело, Сына Божья навечно оно одело. То Руно и тебя самого покрыло, как Бога: Дорога столь бывает работа у Бога. На Руно то упала с неба Божья роса, И твое пусть Руно оросят небеса. Взошла Мария в небо не без Ее Руна, Его же оросившего – тебя – возьмет Она. Перо Святого Духа писало то Руно, Роса Святого Духа излита на него: «Излию от Духа Моего на всякую плоть» ( Деян.2:17 ). От избытка бо сердца глаголют уста его: То, что было на сердце, на Руно ты излил, В той работе сам Дух Святой дал тебе сил. Невесты Его руно ты прославил, Своего разуменья тебе Дух прибавил. Прекрасное Руно ты писаньем оросил, От Богородицы получишь все, что бы ни просил. Поведает Панна Сама тебе Божью любовь и мою, Идущему в небо – сугубую ласку сию. О тебе, любезнейшем овчати, вечно пасущего тебя Пастыря молю. Лазарь Баранович, архиепископ Черниговский, Новгородский и всего Севера, собственною рукою К читателю Описание чудес Пречистой и Преблагословенной Девы Марии от Ее чудотворного образа, что в Ильинском монастыре, снова издается, благочестивый читатель, с исправлением нравоучений и приложением кратких духовных бесед.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010