святых, местночтимые вносятся в месяцесловы с большим опозданием и далеко не всегда. В то же время житие В. С. под 15 июля появляется в Прологах уже в 1-й пол. XIII в. (старший древнерус. список ГИМ. Щук. 97, к-рый по палеографическим наблюдениям А. А. Турилова датируется нач.- сер. XIII в. (СКСРК, XIV в. Вып. 1. Прил. 2. д 60. С. 653)). Древнейший болг. список включен в состав агиографического сборника РНБ. Q. п. I. 63, рубеж XIII-XIV вв. (СКСРК, XI-XIII. 304. С. 276). Протографом проложного жития несомненно послужил древнерус. список домонг. времени, поскольку в южнослав. лит-ре неизвестны древнерус. произведения, созданные после 1237 г. Кроме того, необходимо заметить, что в южнослав. Прологах XIII в. В. С. упоминается чаще всего с эпитетом «святой». Так, в заметке о перенесении мощей благоверных князей Бориса и Глеба добавлено пояснение - «сына святаго Владимира, кнеза рушьскаго великаго, второго Константина, крестившаго всу Рушьскую землю» (ГИМ. Увар. 70. Л. 244 об.- 245, кон. XIII - нач. XIV в.). Вероятнее всего, что и в рус. лит. памятниках домонгольского времени В. С. уже именовался «святым». В «Слове похвальном на пренесение мощей святых страстотерпец Бориса и Глеба» (др. название - «Слово о князьях»), составленном во 2-й пол. XII в. (древнейший список датируется XV в.) наряду со святыми князьями Борисом и Глебом произносится похвала «святому Володимеру, приведъшу къ Богу тысяща тысящами и тьмы тьмами душь праведных» (БЛДР. Т. 4. С. 226). Возведение по повелению кн. Владимира ц. в честь Преображения в Василеве. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 70) Возведение по повелению кн. Владимира ц. в честь Преображения в Василеве. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 70) Возможно, в первое время почитание В. С. пребывало в тени рано установившегося празднования святым Борису и Глебу, так что и церковное поминовение его происходило не самостоятельно, под 15 июля, а в дни памяти его сыновей-страстотерпцев. Так, в отрывке из месяцесловной части Студийского устава кон.

http://pravenc.ru/text/159104.html

хранящихся в Г., содержится древний репертуар, сложившийся до стилистических изменений, обычно связываемых с именем прп. Иоанна Кукузеля (рубеж XIII и XIV вв.). Согласно описанию Л. Тардо , в б-ке мон-ря хранится ок. 50 певч. рукописей, фрагментов и палимпсестов, в числе к-рых встречаются все типы визант. нотированных богослужебных книг: Евангелиарии, Апостолы и Профетологии с экфонетической нотацией, Минеи, Октоихи, Ирмологии, Кондакари, Стихирари, Триоди, Пентикостарии, Анфологии с ранневизант. и средневизант. нотациями. В Г. хранится значительное число рукописей итало-греч. происхождения, среди к-рых 3 приписывается основателю мон-ря - прп. Нилу Младшему (Crypt. Β. α. XIX, B. α. XX, B. β. I (nunc gr. 215-217)). 5 из 12 Миней (Crypt. . α. I-XII (nunc gr. 362-373)), созданных в нач. XII в. игум. Нилом II, содержат ранневизант. нотацию (только для нек-рых песнопений). Сохранились следующие рукописи со средневизант. нотацией, созданные в Г.: Ирмологий 1281 г. (Crypt. Ε. ϒ. II (nunc gr. 88), письма чтеца Феофилакта), Стихирарь кон. XIII в. (Crypt. Ε. α. II), Триодь XIII-XIV вв. (Crypt. Ε. α. V (nunc gr. 246)). Многие из этих рукописей происходят из Италии, напр. Crypt. Γ. ϒ. V (nunc gr. 344, 1224 г., выполненная иером. Софронием в мон-ре Спасителя в Мессине) и Crypt. Ε. β. I (nunc gr. 319, XIV в., письма иером. Нифона), в к-рой объединены 2 сборника: Асматикон (для хора) и Псалтикон (для солиста). Эти списки относятся к группе источников, содержащих мелодии, к-рые записаны средневизант. нотацией, и имеют ряд стилистических особенностей, подтверждающих гипотезу О. Странка о существовании особой итало-греч. певч. традиции (см.: Strunk. 1977). Неск. певч. рукописей, выполненных в Г. либо хранившихся ранее в ее б-ке, ныне находятся в др. итал. или в зарубежных собраниях, напр. Кондакарь 1288-1289 гг. (Laurent. Ashburnham. 64, письма иером. Симеона) и Октоих 1318 г. (Vat. gr. 1562, письма мон. Нифона) со средневизант. нотацией. В то же время в Г. хранятся манускрипты из более не существующих итало-греч. мон-рей, таких как Санта-Мария Одигитрия в Россано (обл. Калабрия) и прор. Илии и прмч. Анастасия Персиянина в Карбоне (обл. Базиликата). Из последней обители происходит неск. древних рукописей, в т. ч. 5 томов Минеи сер. XI в. с ранневизант. нотацией (Crypt. . α. XIII-XVII (nunc gr. 373-377)), содержащих более 40 стихир, не вошедших в стандартную версию Стихираря (στιχηρ πκρυφα) и, как правило, записанных с помощью более архаической версии куаленской нотации, чем остальные гимны в той же рукописи. В Г. хранится также Евхологий нач. XII в. (Crypt. Γ. β. XXXV) с нотированными кондаком Великой пятницы и вечерней Пятидесятницы, изложенной согласно чину собора Св. Софии в К-поле.

http://pravenc.ru/text/168185.html

Одно из древнейших изображений И. К. сохранилось в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 322, 1-я четв. XI в.). С XI в. образ И. К. часто включается в систему храмовых росписей, где помещается среди образов великих аскетов и основателей мон-рей: дважды он изображен в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас, Греция (30-40-е гг. XI в.),- в медальоне в зап. части наоса и на галерее - в рост; образ И. К. находится в кафоликоне монастыря Неа-Мони на о-ве Хиос (1042-1056); в нартексе ц. Св. Софии в Фессалонике (40-е гг. XI в.). В ц. вмц. Варвары в Соганлы, Каппадокия (между 1006 и 1021), сохранились изображения в зоне рядом с алтарем; его образ находится в виме ц. Пресв. Богородицы Евангелистрии в Гераки (Ераки), Пелопоннес (кон. XII в.), в ц. Пресв. Богородицы Мавриотиссы в Кастории, Греция (XII в.), в крипте церкви мон-ря свт. Николая близ Орхоменоса в Беотии (кон. XII в.), в ц. Пресв. Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница, Сербия (1208-1209), в ц. Пресв. Богородицы в Ахтале, Армения (между 1205 и 1216), на сев. стене ц. свт. Иоанна Златоуста в Гераки (рубеж XII и XIII вв. или кон. XIII - нач. XIV в.), в ц. Вознесения в Милешеве, Сербия (до 1228),- рядом с прп. Алексием, человеком Божиим, в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), в трапезной Великой Лавры св. Афанасия на Афоне (1512) и др. В иконописи образ И. К. включен в состав святых на минейных иконах (гексаптихе и диптихе) из монастыря вмц. Екатерины на Синае (2-я пол. XI - нач. XII в.), где святой представлен с крестом в руке. В поствизант. время И. К. в соответствии со сложившейся традицией изображали как безбородого инока, с Евангелием. Он представлен в т. н. Афонской книге образцов (РНБ. 0.I.58. Л. 92, XV в.), в росписи собора свт. Николая в мон-ре Анапавса в Метеорах, Греция (1527, мастер Феофан Критский), в нартексе собора Преображения Господня Большого Метеорского мон-ря (1552), на южной стене ц. Успения Пресв. Богородицы в Каламбаке, Греция (XVI в.), в кафоликоне мон-ря Хиландар на Афоне (1621).

http://pravenc.ru/text/471337.html

Упрощенную композицию кафоликона мон-ря Неа-Мони напоминает небольшая ц. Преображения Господня в Хортиатисе близ Фессалоники (вероятно, XII в.). Стены в промежутках между внутренними пилястрами, включая тимпан под подкупольной аркой, прорезаны крупными проемами, но наос перекрыт глухим купольным сводом. Снаружи кубовидный объем завершен низким восьмигранником, покрытым шатром. Еще более оригинально пространство ц. вмч. Димитрия в Айосе на о-ве Эвбея (рубеж XII и XIII вв.). В основе композиции - упрощенный вариант крестово-октагонального типа, при к-ром углы купольного квадрата заменены нишами, а прямоугольные в основе короткие поперечные рукава в нижней зоне содержат по 3 округлые ниши и в верхней заменены плоскими экседрами. Церковь Св. Софии в Монемвасии. Ок. 1150 г. Церковь Св. Софии в Монемвасии. Ок. 1150 г. Вариация подобных купольных композиций строгих форм с чередованием прямоугольных рукавов с угловыми нишами послужила в XII в. основой нового типа нартексов, не имевших, однако, широкого распространения (мон-ри Живоносного Источника в Пили (Дервеносалеси) (с 12-оконным барабаном) и Порта Панагия близ Трикалы). В XII в. почти повсеместно строятся 4-колонные крестово-купольные церкви, но вариант с глубокой алтарной зоной, примыкающей к 4-колонному залу, в к-ром угловые ячейки перекрыты крестовыми сводами, встречается крайне редко: ц. Успения Богородицы в Хоникасе в Арголиде (XII в.). Редко подобная структура сочетается и с глухими угловыми куполами, как в кафоликоне мон-ря Осиос Мелетиос, ц. Пантанассы в Панданасе (Ерумане) близ Монемвасии (провинциальное воспроизведение с квадратными колоннами). Более распространенными были композиции с цилиндрическими сводами над угловыми компартиментами, как правило слитыми только с малыми поперечными арками, отходящими от центральных колонн. С развитой алтарной зоной эта композиция представлена в церкви мон-ря Агия-Мони в с. Ария близ Нафплио (1149), но в большинстве построек главная апсида непосредственно примыкает к вост. рукаву зала, а боковые - к его вост. угловым зонам (кафоликон мон-ря Кесариани на Имитосе в пригороде Афин (XII в.), церкви Преображения Господня в афинском квартале Плака (ок. 1100), св. Георгия в Ките на п-ове Мани, Епископи на о-ве Тира (Санторин)).

http://pravenc.ru/text/166461.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРМЯНСКИЙ ОБРЯД Богослужебная традиция Армянской Апостольской Церкви (ААЦ). Формирование арм. богослужения в III-IV вв. происходило под влиянием в первую очередь греч. (через Каппадокию) и сир. (через Эдессу и Осроену) традиций ( Taft. The Armenian. P. 176-179). Языками богослужения в это время были греч. и сир. ( Малахия Орманиан. С. 24). С V в. в связи с переводом Библии и богослужебных текстов на арм. язык богослужебная традиция ААЦ становится самостоятельной (Там же. С. 26). Собор мон-ря ап. Иакова в Иерусалиме. XVII–XVIII вв. Интерьер Собор мон-ря ап. Иакова в Иерусалиме. XVII–XVIII вв. Интерьер В V-VII вв. было ощутимо сильное влияние греч. иерусалимского богослужения , что объясняется в т. ч. присутствием арм. диаспоры в Иерусалиме. Арм. христ. общины существовали здесь уже в IV в. Известно, что немало армян было среди монахов лавры св. Саввы Освященного и др. палестинских мон-рей. Трон ап. Иакова. 1656 г. (Собор мон-ря ап. Иакова. Иерусалим) Трон ап. Иакова. 1656 г. (Собор мон-ря ап. Иакова. Иерусалим) По сообщению Кирилла Скифопольского (VI в.), прп. Евфимий († 473) из Мелитины (М. Армения) организовывал монашеские общины в Палестине. В сер. V в. в Иерусалиме был основан арм. мон-рь во имя св. ап. Иакова, получивший впосл. статус Патриархата, в VI в. поблизости, возле Дамасских ворот Иерусалима, образовался арм. квартал. Арм. часовни, церкви и мон-ри строились как в самом Иерусалиме, так и в его окрестностях: по археологическим данным, в VI в. здесь было не менее 12 арм. мон-рей, в «Истории» Себеоса говорится о восстановлении богослужения в арм. церквях в VII в. после нашествия персов, Анастас Вардапет (рубеж VII-VIII вв.) приводит названия 70 арм. мон-рей в этих местах. Кроме того, определенное воздействие на арм. литургическую традицию в это время оказал зап.-сир. обряд . В IX-XIII вв. арм. богослужение претерпело весьма заметное влияние визант. обряда ( Taft. Liturgy of the Hours. P. 219; idem. The armenian. P. 179-195). В XII-XIV вв. присутствие крестоносцев в М. Азии, а также участие в их рядах киликийских и сир. армян (многие из них впосл. поселились в Иерусалиме, влившись в число верных арм. Иерусалимского Патриархата) привело к проникновению нек-рых элементов рим. обряда (в первую очередь традиций ордена доминиканцев) в арм. богослужение ( Winkler. Armenia. P. 348-353; Taft. The Armenian. P. 179). Богослужебные книги

http://pravenc.ru/text/76130.html

В Грузии строительство храмов началось сразу же после ее крещения в 326 году. Первые грузинские храмы строились мастерами, приглашенными из Греции. Наиболее ранние из сохранившихся грузинских храмов – часовня монастыря Некреси (последняя четверть IV в.), Болнисский Сион (478–493), Анчисхати в Тбилиси (VI в.) и др. – имели форму базилики. Со второй половины VI века основным типом становится центральнокупольный храм: примером такого храма является мцхетская церковь Джвари (586/7–604). Храмоздательство не прекращалось в период раздробленности, междоусобиц и арабских нашествий (со 2-й пол. VII по X вв.). Однако наивысшего расцвета грузинское церковное зодчество достигло после политического объединения Грузии на рубеже X и XI веков. В 1010–1029 годах во Мцхете был построен грандиозный собор Светицховели, где с XII века грузинские цари венчались на царство. Кафедральные соборы возникают и в других городах Грузии (Ошки, Кутаиси, Картли, Кахети). Величественные соборы и небольшие сельские и монастырские храмы продолжали строиться в Грузии в XII-XIV веках. Выдающимися памятниками грузинского зодчества являются храм монастыря Гелати (XII в.), храмы в Бетаниа, Кинцвиси и Тимотесубани (рубеж XII и XIII вв.), монастырь Зарзма (нач. XIV в.). Вторая половина XIV и весь XV век стали временем упадка в церковной архитектуре. Строительство храмов возобновилось лишь в XVI веке. В архитектуре XVI-XVIII веков преобладали традиционные для грузинского зодчества стандарты; иноземные влияния (в частности, иранское) были незначительными и касались лишь отдельных элементов архитектуры и декора. Характерной и наиболее бросающейся в глаза особенностью грузинских храмов является конусообразный купол (подобные купола встречаются только в армянской архитектуре). Развитие этой формы купола происходило постепенно: как и в Византии, купол вместе с барабаном постепенно увеличивался в высоту. В храмах VI-VII веков, таких как Джвари, невысокие, как бы приплюснутые купола, стоят на низких барабанах. К XII веку высота барабана и купола увеличивается в несколько раз. В строениях же XVI века, таких как Ахали-Шуамта, барабан становится непропорционально высоким; храм приобретает вертикальные, подчеркнуто вытянутые в высоту очертания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

можно разделить на 2 категории: библейско-герменевтические (созданные исключительно в рамках экзегезы Свящ. Писания) и учитывающие богослужебную практику. К 1-й категории относятся трудно датируемые раввинистические толкования, соч. Филона Александрийского, Оригена, а также множество христ. толкований и проповедей последующих эпох, среди к-рых следует выделить сохранившееся только во фрагментах соч. сщмч. Ипполита Римского «На великую песнь Моисея» ( Hippolytus. In canticum Mosis. F. 1-3//GCS. Bd. 1. 2. S. 83-84) как одно из первых специальных толкований. В кон. IV - 1-й пол. V в. появляются приписываемый блж. Иерониму комментарий на песнь Деворы (PL. 23. Col. 1321-1328), толкования свт. Кирилла Александрийского на песни Моисея и Анны (PG. 69. Col. 717-1276), а также блж. Августина на песнь Аввакума (О граде Божием 18. 32//PL. 41. Col. 588-591). В VI в. на лат. языке было написано сочинение еп. Верекунда (см. выше), а в VIII-IX вв.- одни из самых подробных комментариев Беды Достопочтенного на песнь прор. Аввакума (PL. 91. Col. 1235-1254) и Рабана Мавра на все Б. п., к-рые «поются на Laudes» (PL. 112. Col. 1089-1166). В последующие столетия на Западе было создано множество схоластических толкований, среди к-рых: на разные песни из ВЗ - псевдо-Гаймы (PL. 116. Col. 695-714) и Герхоха (PL. 194. Col. 997-1066); на песнь Пресв. Богородицы - Бруно Вюрцбургского (PL. 142. Col. 529-558), Петра Дамиани (PL. 145. Col. 214-216), Гуго Сен-Викторского (PL. 175. Col. 413-432) и псевдо-Бернарда Клервоского (PL. 184. Col. 1121-1128); на молитву Езекии - Бернарда Клервоского (PL. 183. Col. 546-551); на песнь Аввакума - Ришара Сен-Викторского (PL. 196. Col. 401-404) и др. На правосл. Востоке широкое распространение получили глоссы к Псалтири Исихия Иерусалимского (ок. 450), включавшие в себя аллегорическое истолкование Б. п. В VIII-IX вв. к-польский автор Георгий Свинопас написал небольшой филологический комментарий к 9 Б. п. ( Georgii Choerobosci Dictata in Theodosii canones, necno Epimerismi in Psalmos/Ed. T. Gaisford. Oxf., 1842. Vol. 3. P. 1-192). В XII в. др. к-польский автор - знаменитый толкователь Псалтири Евфимий Зигабен (1080-1122) - составил катены на Б. п. (ркп. Vat. gr. 669, XIII-XIV вв.), до сих пор не изданные (в Вероне в 1530 г. был напечатан лат. пер.). Сохранился комментарий к псалмам и Б. п., надписанный именем Никифора Влеммида (1197-1272), но в действительности ему не принадлежащий (содержится в ркп. Sinait. gr. 42; в PG. 142 опубликована лишь 1-я часть комментария). По поздним рукописям (Escorial. Real. Bibl. Phi 3. 13, 1571 г.) известно аналогичное сочинение Феодора Продрома (1095-1152). Существуют и др. анонимные толкования и катены (см., напр., ркп. из собр. ГИМ. Син. греч.: 213, 1-я пол. X в.; 358, рубеж XI-XII вв.; 194, XI в.; 193, 2-я пол. XII в., и др.), до сих пор не изданные ( Schneider. P. 494).

http://pravenc.ru/text/149135.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Остатки подземных захоронений в мон-ре Гроттаферрата [итал. Grottaferrata; лат. Cryptoferrata; греч. Κρυπτοφερρτη], греч. мон-рь во имя Пресв. Богородицы Гроттаферратской, в наст. время греко-католич. аббатство ордена василиан , в 18 км к юго-востоку от Рима. Основан в 1004 г. прп. Нилом Младшим Россанским при поддержке гр. Григория I Тосканского. В V в. руины виллы, остатки зданий и подземных захоронений, относившиеся к рим. эпохе, были приспособлены для богослужений христиан. По сохранившимся двойным железным решеткам на окнах древнего склепа местность называлась Crypta Ferrata (позднее Grottaferrata - впервые название встречается в булле папы Бенедикта IX от 1037). По преданию, прп. Нилу и его ученику прп. Варфоломею явилась Пресв. Богородица и повелела построить здесь церковь. Вскоре после этого прп. Нил умер. Монастырская церковь, при строительстве к-рой был использован материал рим. виллы, была отстроена прп. Варфоломеем в романском стиле, но внутри украшена по визант. традиции. Освящена 17 дек. 1024 г. папой Иоанном XIX во имя Пресв. Богородицы. В XII и XIII вв. церковь была украшена мозаиками и фресками. Из них сохранились мозаики с изображением Деисуса над главным входом (нач. XII в.) и в апсидах (рубеж XII и XIII вв.). Алтарная икона Божией Матери «Одигитрия» (XIII в.) по стилю относится к кипрской школе. Первая община мон-ря состояла из греков калабрийского происхождения и поэтому жила по Типикону, составленному прп. Варфоломеем согласно итало-греч. традиции. Монахи занимались сельским хозяйством и работали в скриптории с рукописями различного богослужебного содержания. Св. Нил изобрел особую систему сокращений в тексте (тахиграфию) и стал основателем школы письма («нилианская»). В мон-ре сохранились 3 рукописи, написанные рукой св. Нила. Многие из его учеников продолжали копировать рукописи, переписывали в основном литургические и в меньшей степени аскетико-назидательные тексты. Т. о. к кон. XIII в. было сформировано ядро б-ки Г.

http://pravenc.ru/text/168185.html

Пресв. Богородицы Мавриотиссы. Несмотря на политические изменения и войны, в 1-й пол. XIII в. культурная жизнь в регионе продолжалась, и Кастория наряду с Охридом и Веррией являлась одним из основных художественных центров, важнейшим из которых была Фессалоника. Местная художественная традиция отличалась нек-рым консерватизмом, но не была изолирована от общих для всего Балканского п-ова процессов. К XIII в. помимо упомянутых выше ктиторских композиций на фасадах храмов относится целый ряд памятников: 2-й слой росписи ц. первомч. Стефана (рубеж XII и XIII вв.) и более поздние отдельные композиции; поновленные фрески ц. Пресв. Богородицы Мавриотиссы (2-я пол. XIII в.); 1-й слой росписи ц. Панагии Кумбелидики (60-80-е гг. XIII в.); фрески ц. вмч. Георгия Победоносца в Оморфоклисье (1295-1317); мн. иконы, в т. ч. рельефные. Однако искусство 1-й пол. XIV в. в К. м. не представлено ни фресками, ни иконами. Древо Иессеево. Роспись ц. Пресв. Богородицы Мавриотиссы. 1259–1264 гг. Древо Иессеево. Роспись ц. Пресв. Богородицы Мавриотиссы. 1259–1264 гг. В XIV в. Кастория процветала, Иоанн VI Кантакузин называл ее великим городом ( Cantacus. Hist. Vol. 1. P. 451). Ок. 1309 г. Иоанн II, фессалийский дука и правитель Нов. Патр, женившись на Ирине, внебрачной дочери визант. имп. Андроника II Палеолога, провозгласил себя дукой «Великой Влахии и Кастории» или «господином земель Афинских, Неопатрских и дукой Кастории». После 1318 и до 1332/33 г. Кастория подчинялась визант. вельможе Стефану Гавриилопулу. Во время гражданской войны между императорами Андроником II и Андроником III последний в 1328 г. занял Касторию. В 1334 г. из-за предательства полководца Сиргиана город захватили войска серб. кор. Стефана IV Душана, но спустя неск. месяцев по мирному договору Кастория была возвращена Андронику III. Кастория была окончательно включена в состав серб. гос-ва в 1342/43 г. После смерти Стефана Душана в Кастории сначала правил его брат Симеон Урош, или Синиша (1356-1359), а затем Марко Кралевич и Остоя Райкович.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

1115-1123), в новгородском Детинце (1146) и др. С увеличением на Руси во 2-й пол. XII-XIII в. числа Борисоглебских церквей возрастает и количество икон Б. и Г. Святые Борис и Глеб. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. Мастер Дионисий. 1502–1503 гг. Святые Борис и Глеб. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. Мастер Дионисий. 1502–1503 гг. От XI - 1-й пол. XII в. образы Б. и Г. дошли до нас только на произведениях «малых форм» в составе предметов личного благочестия, что объясняется почитанием св. князей как целителей и покровителей заказчика. Сохранились медные литые кресты-мощевики (энколпионы), где на одной створке изображен в рост Б., а на др.- Г., каждый держит в руках атрибут, похожий на модель храма (по версии М. Х. Алешковского, мученический венец). Аналогичная фигура неизвестного князя с храмом в руке представлена на выходной миниатюре рус. рукописи Слова Ипполита Римского о Христе и антихристе (ГИМ. Чуд. 12, рубеж XII-XIII вв., см.: Вздорнов. 2). Вероятно, в основе этой иконографии лежит несохранившаяся композиция, связанная с почитанием Б. и Г. в вышгороде. Святые Борис и Глеб. Фрагмент «Киликиевского креста» из Спасо-Прилуцкого мон-ря в Вологде. 1-я треть XVI в. (ВГИАХМЗ) Святые Борис и Глеб. Фрагмент «Киликиевского креста» из Спасо-Прилуцкого мон-ря в Вологде. 1-я треть XVI в. (ВГИАХМЗ) На перегородчатых эмалях домонг. периода Б. представлен безбородым (напр., украшения-колты из клада, найденного в Ст. Рязани (Оружейная палата), медальоны из ожерелья-гривны, найденного в с. Каменный Брод Житомирской обл. (Харьковский гос. исторический музей; погибли во время второй мировой войны), пластины на окладе Мстиславова Евангелия (ГИМ), 2 серебряные позолоченные пластины с изображениями в рост (в составе серии из 8 пластин, вероятно, нашивавшихся на ткань, найденной в 90-х гг. XX в. во Владимире; археологическая коллекция во Владимире - см. Жарнов, Жарнова. С. 459). Святые Борис и Глеб. Икона. 1-я пол. XVII Святые Борис и Глеб. Икона. 1-я пол. XVII Изначально Б. и Г. воспринимались как двоица, что отразилось в описании их явлений. Уже в домонг. период в искусстве Др. Руси преобладающими становятся парные изображения князей. О композиции темперных икон той эпохи, вероятно, восходивших к не сохранившимся до наст. времени прототипам из Вышгорода, дают представление каменные иконки 1-й трети XIII в. с парными фигурами князей в рост из Солотчинского мон-ря (обращены друг к другу, как бы беседуют; Риамз) и из собрания Н. И. Репникова (даны в одинаковых фронтальных позах; ГРМ). На новгородской иконе свт. Николая из Новодевичьего мон-ря (ок. 1200, ГТГ) Б. и Г. изображены на полях, подобно эмалевым медальонам на визант. серебряных окладах. Поскольку князья представлены вместе со святыми Космой и Дамианом, Флором и Лавром, здесь подчеркивается их почитание как целителей.

http://pravenc.ru/text/153171.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010