Церковь Спаса на Берестове. Рубеж XI и XII вв. Церковь Спаса на Берестове. Рубеж XI и XII вв. На юго-вост. оконечности К., на Печерском плато, было княжеское село, известное с Х в. под названием Берестово. В летописи неоднократно говорится о размещавшемся здесь княжеском дворе (1-е упом. под 980 - ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 80). В 1-й пол. XI в. в селе стояла ц. св. Апостолов, а на рубеже XI и XII вв. была построена ц. Спаса на Берестове . В Берестове размещалась княжеская резиденция, где иногда проходили церемонии посажения на стол великих князей Киевских (разрушена в 1240). Спасский храм, сохранившийся с многочисленными изменениями и перестройками, занимает важное место в истории древнерус. архитектуры, поскольку знаменует смену строительной техники. Он построен с типичным для X-XI вв. утопленным рядом, но уже не в смешанной технике кладки opus mixtum, а в порядовой - без использования камня на фасадах (в забутовке камень также малочислен). Традиционно собор датируют временем княжения Владимира Мономаха, но высказано аргументированное мнение (В. А. Булкин), что его построили в 90-х гг. XI в., в княжение его отца Всеволода Ярославича ( Булкин. 2012). В 1640-1643 гг., при митр. Петре (Могиле), с востока к уцелевшей части храма были пристроены 3 апсиды, с запада - деревянный притвор, церковь увенчали 3 купола. Работы по реставрации, проведенные в 1909 г. под рук. Покрышкина, выявили, что от древнего храма почти на полную высоту уцелел нартекс с крещальней и лестничной башней, включенный в постройку XVII в. В 1914 г. были открыты части храма с вост. стороны, что позволило полностью реконструировать план. В 1970 г. на зап. стене под росписями времени митр. Петра (Могилы) была раскрыта фреска нач. XII в. «Чудесный лов рыбы». Летопись упоминает княжеский двор «под Угорским» (район Аскольдовой могилы), к-рый располагают обычно рядом с Берестовом (более точно локализовать в наст. время не удается). Традиционно эту местность связывают с летописным рассказом 882 г. о том, как Олег хитростью заманил киевских князей Аскольда и Дира и убил их на берегу Днепра, а затем похоронил здесь Аскольда (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 23). Во времена летописца здесь стояла ц. свт. Николая «на Ольмином дворе». Однако древнерус. археологические материалы пока не выявлены.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

1120). Юрьевское Евангелие (ГИМ. Син. 1003, между 1118 и 1128) было создано для Георгиевского собора княжеского Юрьева мон-ря. Рукопись не содержит миниатюр, однако буквицы и заставки по содержанию и манере исполнения во многом аналогичны рисункам в башне Георгиевского собора, ряд инициалов имеет сходство с украшениями деревянных изделий и др. произведениями искусства малых форм того же времени. Великомученики Георгий и Екатерина. Миниатюра из Пантелеимонова Евангелия. Рубеж XII и XIII вв. (РНБ. Соф. 1) Великомученики Георгий и Екатерина. Миниатюра из Пантелеимонова Евангелия. Рубеж XII и XIII вв. (РНБ. Соф. 1) Нек-рые вопросы вызывает миниатюра из Милятина Евангелия (РНБ. F. п. I.7, 1188 или 1215 гг.) - вставка из кодекса рубежа XI и XII вв. с изображением сидящего ап. Иоанна Богослова и стоящей за его спиной фигурой, к-рую Вздорнов идентифицирует как ап. Павла, а Т. А. Сидорова - как Спасителя - Слово Божие, вдохновляющего евангелиста ( Сидорова Т. А. К вопросу о миниатюре из Евангелия попа Домки//ПКНО, 1982. Л., 1984. С. 208-211). Одни исследователи связывают ее стиль с эпохой, когда были написаны фресковые образы святых Константина и Елены в Мартириевской паперти Софийского собора, другие - с более широким кругом провинциального восточнохрист. искусства. Одной из важных черт рукописи Евангелия-апракос (Пантелеимонова Евангелия, или «Евангелия Тошинича», по имени писца Максима Тошинича - РНБ. Соф. 1. Рубеж XII и XIII вв.) являются усложнение орнаментальных мотивов и появление элементов тератологического стиля, широко распространенного в XIII-XIV вв. Евангелие украшено миниатюрой с изображениями святых, вмц. Екатерины и вмч. Пантелеимона, видимо, небесных покровителей заказчика; заставки и инициалы относятся к визант. типу, фигуры геометрически упрощены и подчеркнуто линейны. Новгородские рукописи 2-й пол. XIII в. по стилю во многом напоминают иконы: в пределах целого листа размещаются довольно крупные изображения святых в торжественных позах, написанные плотными красками и нередко на цветном фоне.

http://pravenc.ru/text/2577775.html

1122-1148), в оратории Сан-Томе (Сан-Томмазо-ин-Лемине) в Альменно-Сан-Бартоломео близ Бергамо (рубеж XI и XII вв.) и др. Приемы оформления стен центрических памятников схожи с теми, к-рые применялись в больших базиликах. Чаще всего стены декорированы фризом из арочек, а окна сужаются со сторон интерьера и экстерьера к середине стены: напр., баптистерии в Альяте близ Карате-Брианца, к северу от Монцы (кон. Х в.?), и в Арсаго-Сеприо близ Варесе (сер. XII в.). Иногда глубина арочек увеличена введением скошенного поля внутри их (баптистерий в Биелле в Пьемонте, XI в.,- тетраконх с 8-гранным барабаном), аналогично тому, как это делается под карликовыми аркатурами нек-рых ломбардских построек. В баптистерии Сан-Джованни в Виголо-Маркезе (близ Кастель-Аркуато, к югу от Пьяченцы; нач. XI в.?) нижний ярус оформлен глубокими арками. В Ломбардии использовался также мотив вертикальных тяг и аналогичный фриз из арочек: капелла Санта-Кроче при соборе Санта-Мария-Маджоре в Бергамо (тетраконх, 1-я пол. XI в.), ротонда Сан-Лоренцо в Мантуе (посл. четв. XI в.- построен по образцу храма Гроба Господня), завершение собора Санта-Мария-Ассунта в Брешиа (Дуомо-Веккьо или Ротонда, кон. XI - сер. XII в.). Ротондальная капелла Сан-Гальгано на холме Монте-Сьепи, к югу от Сиены (ок. 1180), украшена в экстерьере и интерьере полосами кирпича и белого камня, к-рые имитируют драгоценное дихромное мраморное убранство городских церквей Тосканы. В то же время немногочисленным центрическим памятникам Венето свойственно развитие визант. форм, проявляющееся во внешней отделке окон барабана и внутренней аркатуре барабана в баптистерии Конкордии-Саджиттарии, к югу от Порденоне (рубеж XI и XII вв., триконх). Отдельную группу составляют большие, многоярусные во внешней структуре и оформленные аркадами октагональные баптистерии Ломбардии и Эмилии - в Кремоне (1167-1378) и Парме (1196 - ок. 1270), очевидно связанные с такими постройками Тосканы, как баптистерий Сан-Джованни во Флоренции. Церковь Санта-Мария-ин-Козмедин в Риме.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Греция в VII - XV вв. Греция в VII - XV вв. На территории Г. постепенно были сформированы новые фемы: Пелопоннес, Никополь, Диррахий, Фессалоника, Македония, Стримон, Волерон, острова (Эгейского м.). Нотиции К-польского Патриархата VIII-IX вв. отражают возрастающую роль Г. в организации церковных структур в Византии: наряду с внесенными в список 27 митрополитами из М. Азии фигурируют 10 митрополитов из Г., включая юг региона - города Патры, Афины и Лариссу. При этом необходимо отметить, что возрождение церковной иерархии и соответственно городов в Г. показывает существенную трансформацию населения региона. В IX-XIII вв. появилось большое число новых церковных кафедр, неизвестных в позднеантичный период, в то время как древние кафедры оставались заброшенными. Среди новых поселений и церковных кафедр в Македонии - Кавала (Христополь), Великия, Девол, Драма, Водена (Эдесса), Элевферополь, Иерисс, Кесарополь, Китр (Пидна), Мелник, Ника, Полистил, Сервия, Сланица. В Родопе - Ксанфия, Дидимотих, Мосинополь, Перифеорий (Дат). В Фессалии - Доменик, Эзер, Кардикий, Стаги, Фавмак, Зитуний. В Эпире - Иоаннина (Янина), Левкада. В Ахайе - Амиклы, Арта, Авлон, Кеос, Навплий, Олена. В XI-XII вв. в Г. происходило экономическое возрождение, гораздо более мощное, чем в М. Азии. Большие города Фессалоника, Коринф, Фивы успешно конкурировали с К-полем как торговые и производственные центры. Политический кризис Византии сер. XI в. и нашествие турок-сельджуков на М. Азию на рубеже XI и XII вв. непосредственно Г. не коснулись. В XII в. развитию портовых городов Г. способствовало общее оживление морской торговли в Вост. Средиземноморье. Г. экспортировала продукцию местной промышленности: шелк, производившийся в Коринфе и Фивах. Строились роскошные храмы и мон-ри. Нек-рые авторы (напр., митр. Афинский Михаил Хониат , рубеж XII и XIII вв.) сожалели о снижении культурного уровня древних городов, таких как Афины, но, вероятно, это само по себе указывает на повышение самосознания провинциальных интеллектуалов, к-рые обвиняли К-поль в удержании львиной доли богатства и славы. Много образованных людей проживали в то время в греч. городах, активно участвуя в местной адм. и духовной жизни. Талантливым учеником и другом Михаила Хониата был митр. Евстафий Фессалоникийский, знаток античной древности и богослов. Упадок власти Византии на Балканах

http://pravenc.ru/text/597843.html

Београд, 2002. С. 541-553; Максимович К. А. «Законъ судьныи людмъ»: Источниковедческие и лингвист. аспекты исслед. слав. юрид. памятника. М., 2004; он же. Древнейший слав. Номоканон Мефодия: История и перспективы изучения//ЕжБК. 2007. Т. 1. С. 157-166; Калугин В. В. «Житие Мефодия, архиеп. Моравского» в Егоровском сборнике//Архив РИ. 2007. Вып. 8. С. 602-612; Чешмеджиев Д. Култът на Кирил и Методий в бълг. средновековие//Slavica Slovaca. Bratislava, 2007. Ro. 42. N 1. S. 20-36; Темчин С. Ю. Исследования по кирилло-мефодиевистике и палеославистике. Kraków, 2010; Христова-Шомова И. Служебният Апостол в слав. ръкописна традиция. София, 2012. Т. 2. С. 619-621; Пентковский А. М. Славянское богослужение в архиепископии свт. Мефодия//Свети и Memoдuje: 863-2013. Београд, 2014. С. 25-102; Мирчева Б. Опис на преписите на слав. извори за Кирил и Методий и техните ученици. София, 2015. (КМС; Кн. 23: Кирило-Методевски извори; Т. 2). А. А. Турилов, Б. Н. Флоря Иконография Перенесение мощей свт. Климента из Херсонеса в Рим в 867 г. Роспись в нижней базилике ц. Сан-Клементе в Риме. Рубеж XI и XII вв. Перенесение мощей свт. Климента из Херсонеса в Рим в 867 г. Роспись в нижней базилике ц. Сан-Клементе в Риме. Рубеж XI и XII вв. (подробно см. в ст. Кирилл , равноап.). Единоличные образы М. редки. Атрибуция уже ранних изображений святого основана на парности образов его и равноап. Кирилла, а также на житийном контексте. Так, предположительно святые М. и Кирилл представлены припадающими к восседающему на троне Спасителю на фреске кон. IX в. в нартексе базилики Сан-Клементе в Риме; их небольшие (относительно масштаба др. изображений) фигуры в церковном облачении включены в деисусную композицию, где ходатаями за св. братьев выступают арх. Гавриил, ап. Андрей (по правую руку от Христа), арх. Михаил и свт. Климент, папа Римский (по левую руку). Возможно, М. представлен на фреске в одном из люнетов галереи нижней базилики Сан-Клементе (рубеж XI и XII вв.) в композиции «Перенесение мощей свт.

http://pravenc.ru/text/2563094.html

С XVII-XVIII вв. в мон-рях Г., где продолжалось служение (лавра, Натлисмцемели и Додос Рка), наметились продиктованные временем изменения: были созданы оборонительные системы с оградами и башнями для защиты от участившихся набегов (в периоды правления Вахтанга VI (1703-1714, 1716-1724) был разработан проект строительства и переделки оборонительных сооружений в лавре), построены новые церкви и трапезные. В строительстве келий проявились различные подходы: часть их сохраняла простоту и аскетизм форм, другая - приобрела черты светского жилого помещения, с просторным ложем, резными и расписными декоративными деталями, отражающими вост. влияние, многочисленными нишами, колоннами, полуколоннами (ряд келий в зап. части Натлисмцемели). Одним из последних образцов такого рода помещений является келья Георгия XII в верхнем дворике лавры. Росписи Древнейшие росписи Г. датируются предположительно VII-VIII вв. (Тетри Удабно). Начиная с этого времени, особенно со 2-й пол. IX до нач. XIV в., многочисленные фресковые ансамбли Г. позволяют проследить этапы формирования и развития местной школы монументальной живописи. Она отличается от совр. ей росписей др. регионов Грузии самобытной иконографической традицией и оригинальными художественными особенностями. Росписи в пещерах Г. выполнены в основном местными красками характерного теплого колорита: золотисто-желтой, темно-красной, зеленой, голубой и белой. Наряду с композициями евангельского цикла здесь встречаются изображения преподобных отцов - аскетов и столпников, прп. Давида с житийным циклом разного времени, сыгравших важную роль в формировании иконографии груз. святых. В росписях трапезных встречаются сюжетные композиции «Гостеприимство Авраама», «Тайная вечеря», «Чудо умножения хлебов». Фрески отличаются непосредственностью художественного видения, характерной для монастырского искусства, в частности Каппадокии. Живописная школа Г. представлена росписями в мон-рях: Тетри Удабно; Саберееби (4 церкви с росписями IX-X вв.); Мравалцкаро (сер. IX в.); Додос Рка (купольная церковь, рубеж IX-X вв.); Цамебули (малая церковь, X в.); Удабно (1-й слой росписи с житийным циклом прп. Давида в диаконнике собора (X в.), собор (1-я пол. XI в.), усыпальница Моцамети (XII в.), ц. Благовещения (90-е гг. XIII в.), ц. Вознесения (кон. XIII - нач. XIV в.)); Натлисмцемели, Бертубани, Колагири (везде - соборы, рубеж XII-XIII вв.).

http://pravenc.ru/text/161684.html

Со 2-й пол. XI в. получает распространение сопоставление образов И. Х. Ветхого денми, Еммануила, Пантократора и Священника. В рукописи Евангелия XI в. (Paris. gr. 74. Fol. 167r) на заставке к Евангелию от Иоанна в центре квадрата с ковровым орнаментом находится медальон с пишущим евангелистом Иоанном, ниже в 3 медальонах - сидящие на престолах И. Х. Пантократор, Ветхий денми и Еммануил. Такой же состав изображений в куполах ц. Богоматери Елеусы в Велюсе, Македония (1085-1093). В Лекционарии из мон-ря Дионисиат (Ath. Dionys. 587. Fol. 3v, 80-е гг. XI в.) в инициале в начале Евангелия от Иоанна представлен Ветхий денми на престоле с Еммануилом на коленях. В рукописи НЗ (Vindob. Suppl. gr. 52. Fol. 1v, XII в.) в заставке изображена Св. Троица - Ветхий денми на престоле, Еммануил на коленях, Св. Дух в виде голубя в медальоне. В Мюнхенской серб. Псалтири (Monac. slav. 4. Fol. 97 v, XIV в.) - медальон с полуфигурой Ветхого денми и Еммануилом перед грудью, вокруг медальона - символы евангелистов. В 4 куполах ц. вмч. Пантелеимона в Нерези, Македония (1164), представлены И. Х. Пантократор, Ветхий денми, Еммануил и Священник. В ц. св. Стефана в Кастории (сер. XII в.) Ветхий денми, Пантократор и Еммануил в медальонах расположены на своде с востока на запад. В ц. св. Бессребреников в Кастории (кон. XII в.) аналогичные медальоны помещены в восточной части свода: И. Х. Еммануил с надписью представлен в алтарной арке над Богородицей, еще одно изображение в рост находится в нише жертвенника. И. Х. Еммануил изображен оглавно в медальоне на щеке арки над апсидой ц. Спаса Преображения на Нередице (1199), над ним в алтарном своде в медальоне поясное изображение И. Х. Ветхого денми. Еммануил с архангелами. Икона. Кон. XII в. (ГТГ) Еммануил с архангелами. Икона. Кон. XII в. (ГТГ) Изображения И. Х. Еммануила включаются в иконографические программы, призванные указать на Воплощение, Евхаристическую Жертву или вневременную вечную славу Сына Божия. В сцене «Благовещение» Он представлен: в арм. рукописи - Venez. Mechit. 888/159, рубеж XI и XII вв.; в сборнике 1286 г.- Матен. 979. Л. 293а; в ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр (1192), на вост. арке над алтарем между арх. Гавриилом и Богоматерью; в соборе в Монреале, Сицилия, над центральной апсидой. Вместе с Ветхим денми И. Х. Еммануил изображен на своде ц. св. Стефана в Кастории, XII в.; в наружных росписях апсид в румын. церквах XVI в. монастырей Воронец и Сучевица. C пророками - в мозаиках собора Сан-Марко в Венеции: в куполе (ок. 1200) и в сев. нефе (1220-1230); в апсиде капеллы Сан-Дзено (1-я пол. XIII в.).

http://pravenc.ru/text/Иисус ...

была Столовая гора. Там располагались 3 языческих святилища, посвященные 3 «патронам» И.: Мятцели, Мятер-Дала и жен. божеству Сусон-Дала. Гора считалась священной: ввиду природных условий она преграждала путь в горную И. холодным ветрам. В день летнего солнцестояния на Столовой горе устраивался праздник в честь 3 божеств. Жители И. и соседних регионов (Хевсурети, Мохеви, Осетии, Тушети) поднимались на гору с жертвенными животными и возносили молитвы Мятцели и др. божествам о здоровье и благополучии в сельскохозяйственных делах. Последним жрецом И. был Элмарз Хаутиев, проживший 157 лет,- он выполнял свои религ. обязанности до 20-х гг. XX в. (см.: Мужухоев М. Б. Проникновение ислама к чеченцам и ингушам//Археол. памятники Чечено-Ингушетии. Грозный, 1979. С. 51). Христианство Храм Тхаба-Ерды в Ассинском ущелье. Рубеж X и XI вв., XII и XIII вв., XVI-XVII вв. Храм Тхаба-Ерды в Ассинском ущелье. Рубеж X и XI вв., XII и XIII вв., XVI-XVII вв. Башня с изображением Голгофского креста в сел. Верхний Лейми. XVII-XVIII вв. Христианизации аланов содействовал также абх. (западногруз.) царь Георгий II (922/9-957), к-рому К-польский патриарх Николай I Мистик писал: «Ты немало приложил стараний в деле просвещения аланов и тех, которые удостоились крещения». Аланов крестил греч. миссионер еп. Евфимий. Впоследствии была учреждена Аланская епархия (сначала архиепископия, преобразованная затем в митрополию). Она занимала 61-е место в составе К-польской Патриархии и шла вслед за Русской митрополичьей кафедрой. Аланские митрополиты ездили в К-поль для участия в церковных Соборах, поддерживали тесное общение с Патриархией. Архиеп. Харьковский Макарий утверждает, что по росписи Палеолога в XIII в. Аланская митрополия титуловалась Вичинской - по имени города на Кубани. Араб. историк аль- Масуди указывает, что аланы «приняли христианство во времена халифов Аббасидской династии, но после 932 г. вновь вернулись к язычеству, изгнав из своей страны епископов и священников, присланных византийским императором».

http://pravenc.ru/text/389549.html

В рассказе о смерти П. Феодорит прямо ссылался на свт. Афанасия, поэтому версия о его мученичестве выглядит уже как единственно возможная ( Theodoret. Hist. eccl. II 5). При этом префект Филипп определялся как некий местный этнарх, провинциальный чиновник. Однако в последующие неск. столетий в К-поле до IX в. явных следов почитания П. нет. В нач. IX в. прп. Феодор Студит создал энкомий в честь П. (BHG, 1473g). Др. энкомий был составлен К-польским патриархом Иоанном VIII Ксифилином в сер. XI в. (BHG, 1473c). В X в. Житие П. было составлено Симеоном Метафрастом (BHG, 1473b) на основе более раннего варианта (BHG, 1472), к-рый также был написан незадолго до этого времени. В основе Житий лежат сведения Сократа Схоластика с добавлением нек-рых красочных деталей, напр., сообщается, что П. был задушен собственным омофором. В Синаксаре К-польской Церкви память П. с небольшим синаксарным Житием помещена под 6 нояб. В слав. переводе дометафрастовское Житие П. приписывается свт. Иоанну Златоусту. Также в слав. Пролог вошло сказание из визант. синаксарей в той форме, в какой оно содержится в Минологии имп. Василия II (нач. XI в.) (ВМЧ. Нояб., дни 1-12. С. 179). Д. В. Зайцев На груз. языке сохранились 2 метафрастические (расширенные) версии Жития П. (груз. - Павел Исповедник) и синаксарное сказание о нем. Первая метафрастическая редакция (перевод Феофила Хуцесмоназони, XI в.) представлена в 2 рукописях XI в. из коллекций афонского Иверского монастыря (Ath. Iver. georg. 37. Fol. 20v - 22v) и Иерусалимской Патриархии (Hieros. Patr. iver. 36. Fol. 2-4v). Вторая метафрастическая редакция (перевод прп. Ефрема Мцире ), более обширная, сохранилась в рукописях Национального центра рукописей Грузии (НЦРГ. S 384. Л. 582-590, XI-XII вв.; НЦРГ. А 128. Л. 8-15, XII-XIII вв.). Синаксарное упоминание дошло в 6 рукописях Великого Синаксаря, который был переведен на груз. язык прп. Георгием Святогорцем в XI в. (НЦРГ. А 97, А 193, Н 2211; Hieros. Patr. iver. 24-25; Sinait. iber. 4; Ath. Iver. georg. 30 - все XI в.). Служба П. была переведена прп. Георгием (Hieros. Patr. iver. 124, XI в.), содержит 2 стихиры на «Господи, воззвах» ( Габидзашвили. Переводные памятники. Т. 1. С. 303-304; Т. 5. С. 434). Н. Н. К. В восточных яковитской и коптской традициях память П. появляется в поздних календарях начиная с XII в. Память П. присутствует в Мартирологе Раббана Слибы (рубеж XIII и XIV вв.) под 6-м днем месяца тишрина 2-го. Та же память указана в яковитских Минологиях из Алеппо, составленных Фадалой (сер. XVI в.) и еп. Шахадахом.

http://pravenc.ru/text/2578509.html

SS. T. 1. P. 39). Согласно постановлению Ахенского Собора 816 г., монахам следовало выучить устав наизусть и привести монастырское богослужение в соответствие с его указаниями (CCM. T. 1. P. 441-443, 458). В клюнийских сочинениях X-XII вв. руководители К. к. представлены как духовные наследники прп. Венедикта Нурсийского, «отца монахов». Среди ключевых эпизодов в Житии св. Одона, составленном Иоанном Салернским (BHL, N 6292-6296),- повествование о восстановлении монашеской дисциплины в аббатстве Флёри, где хранились мощи прп. Венедикта; за это Одон был вознагражден явлением святого (пересказ эпизода включен клюнийским агиографом Нальгодом во 2-е Житие св. Одона (BHL, N 6299)). Краткий обзор истории монашества приведен в прологе к Житию св. Майоля, составленному аббатом Одилоном (BHL, N 5182-5184): основоположниками монашеского чина (monasticus ordo) были прор. Илия и св. Иоанн Предтеча , но расцвет монашества наступил только после окончания гонений на христиан. Кодификацию норм монашеского общежития предпринял прп. Венедикт; его ученик св. Мавр Базилика Св. Сердца в бывш. приорате Паре-ле-Моньяль. Рубеж XI и XII вв. Базилика Св. Сердца в бывш. приорате Паре-ле-Моньяль. Рубеж XI и XII вв. был основоположником бенедиктинского монашества в Галлии. Впосл. монастыри пришли в упадок, их насельники перестали соблюдать устав и вели свободный образ жизни. Возрождение монашества стало возможным лишь после основания аббатства Клюни благодаря деятельности праведных аббатов Бернона, Одона, Аймарда и Майоля (PL. 142. Col. 945-946). В XII в. клюнийский аббат Петр Достопочтенный называл св. Одона восстановителем (reparator) и исправителем (reformator) уставных норм прп. Венедикта и св. Мавра (The Letters of Peter the Venerable. 1967. Vol. 1. P. 390-391). Подробнее о преемстве между прп. Венедиктом Нурсийским и клюнийцами сообщал Радульф Глабер. По его свидетельству, ученики св. Мавра укрылись от вражеского нашествия в аббатстве Сен-Савен-сюр-Гартамп. В эпоху, когда монахи перестали следовать дисциплинарным правилам (institutio iam pene defessa), насельники этого аббатства передали свои обычаи монахам аббатства Сен-Мартен в Отёне, благодаря к-рым духовное наследие св.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010