Многие сведения, содержащиеся в «Хорографии», получены в результате прямой деятельности римской администрации на северо-востоке империи и дают немало достоверной и актуальной для того времени информации об истории Восточной Европы. Издания: Geographi Latini minores/Ed. A. Riese. Heilbrunnae, 1878. P. 1–8 (repr. Hildesheim, 1964); Klotz A. Die geographischen commentarii des Agrippa und ihre Überreste//Klio. 24. 1931. S. 386–459; Подосинов А. В. Восточная Европа в римской картографической традиции. Тексты, перевод, комментарий. М., 2002. С. 33–61. Перевод: Подосинов 2002. С. 43–49. Литература: Лапина 1987. С. 17–27; Daniel 1933 ; Detlefsen 1884; Detlefsen 1906; Müllenhoff 1856; Pallu de Lessert 1909. P. 215–298; Partsch 1875; Petersen 1853–1854; Philippi 1876; Philippi 1880; Schnabel 1935. S. 405–440; Schweder 1876–1883; Schweder 1895; Tiemey 1963. P. 151–166. Хорография (фрагменты) а Кто поверит, что Агриппа, при его необыкновенной тщательности и старании в этом деле, допускал ошибки 796 , собираясь выставить на обозрение миру круг земель? [Что же, ошибался] с ним вместе и божественный Август? Ведь это он завершил по замыслу и запискам 797 М. Агриппы начатое его сестрой [возведение] портика 798 , содержащего этот [круг земель]. – Plin. III, 17. 1.      Круг земель разделяется на три имени: Европа, Азия и Ливия, или Африка 799 . Его первым из всех показал в Хорографии божественный Август 800 . – Div. 1 16. Окружность же всего Понта (...), по Агриппе, равна 2340 милям 801 . – Plin. IV, 77 17. Агриппа [насчитывает] от Византия до реки Истр 560 миль, оттуда до Пантикапея – 635 миль 802 . – Plin. IV, 78 18. Агриппа всю эту область от Истра до Океана 803 определил в 2000 миль в длину и 404 мили в ширину 804 от пустынь Сарматии 805 до реки Вистлы 806 . – Plin. IV, 81 19. (...) Длина Ахиллова Дромоса, как сообщает Агриппа, – 80 миль 807 . – Plin. IV, 83 20. Длина Сарматии, Скифии, Таврики и всей области от реки Борисфен – 980 миль, ширина – 716, как сообщает М. Агриппа 808 . – Plin. IV, 91

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Христианская жизнь есть новая жизнь, в которой человек стремится стяжать от Бога Его свойства, обеспечивающие общение с Ним 799 . Чистота сердца есть неизбежное условие блаженного созерцания Бога 800 . А сердце человека нечисто, когда в нем – грех 801 . Душа видит истину Божию по степени своего нравственного совершенства. Бесстрастие – отрицательная черта в определении внутренних свойств богопознания 802 . С положительной стороны существеннейшим свойством подвижника, объединяющим все его добродетели, является любовь, – центральнейший пункт христианской нравственной жизни, как она определяется и в Священном Писании , и в церковном Предании, и богословии 803 . Творческое основание всей жизни – оно есть верный показатель, начало реального богоподобия и содержание истинного богообщения. Ибо Бог есть Любовь 804 . Пребывание в Нем обусловливается пребыванием в любви 805 . Божественное Откровение любви в лице Богочеловека достигло своего наивысшего, совершеннейшего, абсолютного развития 806 . Открывшаяся во Христе в условиях истинно человеческой жизни полнота Божества указала человеку все пути к усвоению истинной Божественной жизни, дабы через Господа Иисуса Христа и в Нем – быть в единении с Богом любви 807 . Такое единение с Иисусом Христом приводит человека в общение со Святой Троицей 808 . Любовь к Богу есть прежде всего любовь к Иисусу Христу 809 , и по тому самому неразрывно с любовью к Богу соединяется и любовь к ближнему 810 и даже ко врагу 811 . В таком обладании сущностью христианского совершенства человек не теряет своей индивидуальности; его личность не уничтожается, а напротив, – в силу именно этого единения христианской любви она расширяется, углубляется, достигает полноты своей в вечном, блаженном возрастании 812 . По учению Священного Писания и согласному с ним взгляду древнеотеческого мировоззрения 813 , центром жизни человека является сердце 814 . С этим согласно и только что рассмотренное значение христианской любви в жизнедеятельности подвижника. Однако, хотя любовь и есть прежде всего чувство, тем не менее, как бы пламенно и интенсивно последнее ни было, любовь не ограничивается по своему существенному содержанию одним чувством 815 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Курбский, корреспондент газ. «Голос» в 1870-е годы, автор известной Чехову корреспонденции – 353, 884 Куркин Дмитрий Сергеевич (р. 1830), ссыльнокаторжный, писарь в Аркове, раскольник – 124, 452 Курникова Афимья (1870–1888), дочь крестьян из ссыльных, отбывших срок и уехавших на родину – 240, 570 Кусанов, капитан, жил на одной квартире с Фельдманом С. А. в Корсаковском посту, где останавливался Чехов – 188, 522, 846 Кучеренко Павел Родионович (р. 1845), поселенец Мало-Тымово, бахмутский цыган, бежал, оставив жену свободного состояния – Кучеренко Софью Фроловну, добровольно последовавшую за ним на Сахалин – 258, 724, 861, 883 Лагаев Аким Иванович (р. 1850), пастух сел. Дербинское – 258 Лагиев Иосиф Яковлевич (р. 1866), каторжный, учитель в Корсаковске, осужденный на 20 лет за убийство ректора Тифлисской семинарии, бежал с Никольским, сыном священника, весной 1890 г. – 348, 725, 873, 883 Лакс Иоганн (р. 1864), каторжный, немец, строитель мельниц у Большого Такоэ и Дербинского – 153, 208, 482, 540, 836 Лангер Карл (р. 1832), ссыльнокаторжный в Александровске, бродяга – 68, 401, 809 Ландсберг Карл Христофорович (р. 1856), поселенец Александровского поста, лавочник, б. гвардейский офицер. Сохранились в архиве письмо его Чехову, прейскуранты и др. документы (ГБЛ) – 53, 58, 59, 79, 243, 269, 394, 574, 707, 753, 787, 806, 807, 812, 858, 862, 863 Лаперуз (La Pérouse) Жан Франсуа (1741–1788), фр. мореплаватель, граф, автор известной Чехову книги – 41, 46, 47, 221, 382, 384, 455, 547, 553, 803, 822, 891 Лапшин Иван, один из первых сахалинских ссыльнокаторжных в 1858 г. – 133, 828 Лемашевский – «некий промышленник», петропавловский купец – 215, 546, 853 Лемошевский Павел Густавович, командир парохода «Байкал» (р. 1833) – 44, 45, 50, 52, 55, 181, 182, 380, 381, 386–387, 392, 516, 588, 705, 802 Леонова Анисья, вольная поселенка в Третьей Пади, «род. в Чибисани» – 214, 852 Лермонтов Михаил Юрьевич (1827–1841) «Бородино» – 55, 392, 806 Лесков Николай Семенович (1831–1895) – 38, 265, 599, 773, 862 «Левша» – 38, 773 «Мелочи архиерейской жизни (картинки с натуры)» – 265, 599, 862

http://predanie.ru/book/221179-iz-sibiri...

783 Ibidem IV. р. 83 Ο ψυδς Φορ» χρηαμγορον, δν tε μταοι νθρωποι θεν επον, πεψυσαντο δ μντιν. Αλλ θεο μεγλοιο, τν ο χρες πλαοαν νδρων. Ειδολοις λλοτστ λιθοξστοισιν δμ οον. 788 При этом они иногда приводят факты, неизвестные в истории. Так Татиан (Oramio. С. 2), а за ним и Тертуллиан (Apolog. С. XLVI) говорят, что Платон был продан Дионисием за обжорство. Думают, что апологеты повторяют, по неведению, то, что измышлено было врагами Платона. О Гераклите Татиан передает рассказ, будто он умер от того, что в болезни обложил себя пометом волов; когда навоз окреп, то стянул тело и разорвал его (С. 3). 789 Cohort, ad Gentiles 6, 7. Tatian. 25. Ocmavius. XIX. Lactan. Div. Instit. Lib. III. с. XVI–XX. 793 lust. Cohortatio ad gentiles. 9, 13. Tatian. 31, 36–41. Theodor. Cyri. Serm. I. p. 475. Греческая философия и новее пророков и представляет смесь истины с грубой ложью, «а у пророков – ничего гнусного, ничего баснословного и ничего невероятного». 799 Ibid. 60. Платон в Тимее, в объяснение действий разлитой во вселенной души мира, которая называется у него и сыном Творца Бога, указывает для наглядности на греческую букву Ξ. См. примечание к русскому переводу Иустиновой апологии. 802 Cohort ad. Gentiles. 15–20. Вся разность, по его мнению, только в чтение, т. е. в том, что Моисей говорит: ν, а Платон: το δν. Ibid. 20–22. 806 Ibid V, II. 93. Это указание он находит в словах молитвы о том, чтобы Юпитер жертву видимую принял, как жертву высшую, чем всякие приношения плодов, полную, совершенную. Такой совершенной жертвой, объясняет свою мысль Климент, и был Христос. 807 Ibid Lib. V. 14. р. 127. Ученик Климента, Ориген , имея предметом своим возражение Цельса, доказывавшего, что евреи и христиане заимствовали некоторые свои понятия из Платона и платоников, не столько соглашался на то, что у Платона есть мысли, сходные с христианскими, сколько старался показать разность между теми и другими. Кстати, укажем на замечательный по глубине мысли и понимания библейских символов, ответ его Цельсу, который, в подтверждении своего мнения о платонизме в Евангелии, представляет приводимое и Иустином или Платона темное место о третьем начале в божестве. Так читается оно у Цельса. «Все сосредоточено кругом Царя всех и все существует для Него. Второе же начало – около вторых существ и третье около третьих или окружается третьими» (δετερον θε πεp тα δετερα χα τρτον πεp т τρτα). «Я мог бы», – отвечает Ориген , – «указать на сходное с этим, но гораздо более высокое, изображение Всевышнего в описании серафимов, окружающих престол Божий у Исайи, а у Иезекииля – на картину херувимов, на которых носится Всевышний». Contra Celsum. Lib. VI. р. 155–157.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

799 Правила св. Апостолов, с толкованиями, стр. 109—110. Издание Общ. Люб. Дух. Просвещения . 800 Нужно сказать, что духовенство рассматриваемого времени в этом отношении вполне уподоблялось ветхозаветным левитам. Социально-экономическое положение колена Левитина достаточно определяется уже тем, что закон, говоря о пропитании «вдов, сирот и пришельцев» и вообще обездоленных членов общества, всегда между ними упоминает и «левита» (Второзак. 14:27—28; 16, 11, 14). 801 Вся XIII глава памятника. 802 Гл. XV, ст. 1—2 того же памятника. 803 Harnack . Quellen d. Apostolisch. Kirchenordnung, S. 14. 804 Постановл. VII, 29. Сравни: XIII гл. «Учения 12-ти», Карашев: «О новооткрытом памятнике — „Учение " " и пр., в приложении, стр. 76—77. М., 1896 г. 805 Творен, св. Киприана, I, 300—301. Письмо к епископам нумидийским. 806 Примеры приведены у Miiller " а . Lehrbuch d. Kirchengeschichte. Band I 254 Freib., 1889. 807 Мнение французского церковного историка Прессансе. 808 Мнение английского церковного историка Gatch " a. 809 Соколов . Церковно-имущественное право в греко-римской империи, стр. 144— 145. Новгор., 1896. Любимов . Обозрение способов содержания духовенства до XVIII в., стр. 19—21. Петерб., 1852 (Здесь приведены многие примеры). 810 Беседа XVIII на кн. Деяний св. Апостол. Твор. Златоуста. Т. IX в рус. пер., стр. 177. СПб., 1903. 811 Соколов , стр. 274, 275. 812 Uhlhorn . Die Liebesthatigkeit in der alten Kirche. S. 252. Stuttg., 1882. 813 Соколов , стр. 129—130. 814 Об этом предмете см. выше. 815 Uhlhorn . Op. cit., S. 22—24. 816 См. выше. 817 Извеков . Иерархия Северо-африканск. церкви, 222. Вильно, 1884. 818 Слова о священстве: слово III, гл. 17. (Твор. его. Т. 1, стр. 435. Изд. Петерб. Акад., 1895). 819 См. эти подробности у Соколова: «Церковно-имущественное право...», стр. 130. 820 Uhlhorn . Op. cit. S. 251 (Saluian . De avaritia I, 29 et III, 80, 101). 821 Ibidem, S. 408. 822 Augustini . Sermo 356. § 5 (Neander . Geschichte der christlichen Religion und Kirche. B. I, 486. Gotha, 1856).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

8 . Не приводи мне в пример тех, что смиренны по естеству: дескать, много таких, у кого само естество свидетельствует, что они смиренны, и однако у них нет слез. Итак, не говори о естестве, 800 ибо угасшие и немощные чувства, 801 в которых умерли жар и горение. Не обладают этим проницательным смирением 802 , у которого смиренные помыслы, внимательная  проницательная мысль, сознание собственного ничтожества, сокрушенное сердце и поток слёз, происходящий от страдания совести и проницательности воли. 9 . Если хочешь, спроси их . Ибо нет у них ничего из этого: разве имеют они сокрушенное размышление, разве внимают голосу совести? 803 Нет у них размышления памятования о смирении Спасителя нашего, нет острой боли, пронзающей их от сознания собственных грехов; нет в них горения и жара, воспламеняющего сердце их к памятованию о грядущих благах; и прочих полезных помыслов, которые благодаря трезвению разума обычно возбуждаются в сердце. 10 . А иначе и тех грудных младенцев, которые живут в мире сем, ни о чем не помышляя, 804 должен ты поместить на один уровень со смиренными! Если, однако, считаешь ты спокойных и кротких по естеству на том же уровне, что и смиренные благодаря знанию и воле своей, тогда также и евнухов, 805 которые от чрева матери являются таковыми, должен ты называть девственниками и причислить их к лику девственников и святых, 806 хотя не их собственная воля воспрепятствовала им вступить в брак и заставила девство, но естество. Точно так же с теми, кто по естеству мягок и смиренен: естество умерило их побуждения, а не сила воли. 11 . Эти люди никоим образом не вкусили и не ощутили сладость даров и утешений, которые вкушают те, что смиренны ради Господа нашего. А потому не получают они и дивного дара непрестанных и утешительных слёз  – тех, которые воспринимаются Отцами как прообраз земли обетованной. «Войдя туда, ты уже не устрашишься борений». 807 Ибо утешение обещано сокрушенным сердцам. Тем же, у кого нет надежды на это, 808 когда они плачут, и утешение не будет послано; и те, кто, не жаждет и не томится, не утолят духовным питием.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

С.Б. Сорочан Глава 3. Деловой город. Экономическое развитие Херсона во второй половине VI–VII вв. Облик запустевшего города, якобы вступившего с середины VI столетия в длительный период спада, в VII столетие оказавшегося в тяжелом критическом состоянии, оторванного от Византии и в дальнейшем потерявшего прежнее значение центра обмена с варварской периферией по причине хазарского завоевания Таврики 802 , – такой облик Херсона все более решительно пересматривается в специальных работах исследователей последней трети XX в. Разумеется, перманентные локальные военные действия почти повсеместно действительно стали непременным атрибутом новой эпохи. Но, как и большинство раннесредневековых военных конфликтов, они далеко не всегда имели глобальные, катастрофические следствия, и подчас современники могли совершенно не ощущать влияния подобной войны, даже если она шла где-либо в «соседних пределах». К примеру, захват части Боспора гуннами в начале V в. не оказал заметного отрицательного влияния на экономику царства, население которого продолжало традиционно заниматься земледелием, виноградарством, рыболовством, ремеслами, торговлей, в том числе с иными регионами Восточной Римской империи 803 . Война с болгарами во Фракии в конце IX – начале X в. тоже никак не отразилась на торговле, которая велась в соседней Македонии и Фессалоникс, в том числе с теми же болгарскими торговцами: для них, как и для жителей Фессалоники, по словам Иоанна Камениата, «война исчезла отовсюду» 804 . Похоже, внешние вторжения, военные рейды, в том числе кочевников, не вызывали такого опустошения и прекращения жизни всех городских центров, какое обычно воображали современники, из столетия в столетие писавшие о таких опустошениях. Если некритично, без учета психологического фактора следовать их мнению, Византию в любое время неизменно ждал скорый плачевный конец, который на деле почему-то все запаздывал. Между тем только в конце VIII – первой половине IX в. ромеи тратили на содержание армии и прочие военные нужды не менее 2/3 своего бюджета, и едва ли эта ситуация была существенно иной во время персидских и начала арабских войн или в X в. и позже 805 . Видимо, надо учитывать, что состояние средневековой экономики не всегда столь функционально подчинено неблагоприятным условиям военного времени 806 . История Романии опять-таки дает тому убедительные примеры 807 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Да будем мы все объединены друг с другом в одном согласии с чистым сердцем и совершенной любовью»; J. Vadakkel. East Syrian Anaphora of Mar Theodore of Mopsuestia. Critical Edition, English Translation and Study. Kottayam, 1989. P. 67—68. 775 II/15,28. 776 Ср. молитву анафоры Феодора Мопсуестийского: «И о всем человеческом роде, и о всех грешниках и заблудших, чтобы Твоею благодатью, Господи, Ты удостоил их познания истины»; J. Vadakkel. East Syrian Anaphora. P. 69. 777 II/15,29—30. 778 II/15,32. Ср. Мф. 6:10. 779 II/10,3. 780 Главы о знании II,84. 781 II/10,4—6. 782 Сир. d–agona w–taktosa. Термины являются синонимами. Первый из них — калька с греческого aWgvbn (борьба). 783 Еф. 3:18. 784 Еф. 1:8. 785 II/10,7—10. 786 II/10,11—13. 787 II/10,17. 788 II/10,29; 38—39. 789 Термин pehya означает как «блуждание», так и «рассеянность». В настоящем тексте Исаак противопоставляет положительное «блуждание» ума по божественным предметам отрицательной «рассеянности». 790 II/15,2. 791 Или «в духовных книгах» (ktabay ruha). 792 II/15,3—5. 793 II/15,6. 794 Букв. «пустоты». 795 Или «разумных». 796 II/1,72. 797 Главы о знании III,13. 798 Главы о знании III,42—44. 799 I/16 (61). 800 I/16 (62). 801 I/16 (62—64)=B22 (170). 802 II/32,4. 803 В нашем переводе 2–го тома писаний Исаака Сирина термин selya передается словом «безмолвие», setqa — «тишина», или «молчание», re " yana — «разум», а hawna — «ум». В русском переводе 1–го тома (Слова подвижнические) последовательность в передаче этих терминов не всегда соблюдается, поскольку перевод делался не с сирийского. 804 II/15,7. 805 I/16 (63)=B22 (168—169). Последняя фраза в сирийском оригинале является цитатой из Дионисия Ареопагита (О Божественных именах: PG 3,708 D). 806 В область молчания. 807 I/16 (64)=B22 (169—170). Ср. 2 Кор. 12:2. 808 I/16 (61)=B22 (165—166). 809 В рус. пер. «как сказал божественный и великий Григорий». 810 Ср. Евагрий. Рассуждения 27 (377). 811 В рус. пер. «и еще, тот же Григорий говорит». 812 I/16 (67)=B22 (174). Ср. Евагрий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2439...

Благодаря этому бедуин стал смотреть на звезды, не как на простые тела, движущиеся в бесконечном пространстве, он стал видеть в небе тоже, что происходило на земле, его воображение рисовало эти звездные миры в положении близком к положению быта его соотечественников: те же стада, те же животные, те же занятия, те же условия быта, какие были достоянием его здесь на земле, он перенес и на звездный мир. Таким образом, и там он устроил небесную Аравию со всеми её особенностями, со всеми характерными чертами её быта. Как у себя и родной Аравии, так и в отдаленных мирах звезд, он видел на небе Пастуха , 795 сопровождаемого своей Собакой , 796 видел и Стадо овец , 797 видел двух Телят , 798 Козу , 799 Козла , 800 различных Верблюдиц, Верблюжонка и Верблюда , 801 видел Шакалов , 802 Гиену-самца и Гиену-самку , 803 видел и своего Страуса с его Яйцами, 804 замечал на небе и свой Шатёр . 805 Перенеся в звездный мир земные окружающие предметы, араб перенес туда вместе с этим и социальный быт, словом водворил на небе Аравию со всеми её особенностями природы и жизни общественной, Относительно этих черт социального быта, перенесенных в звездный мир, приведем здесь слова Мейдани. Он приводит следующую легенду. Арабы говорят, что звезда Глаза Быка просила за себя в супружество Плеяды 806 . Луна хотела отдать их за неё в супружество, но они не согласились и удалялись, говоря: что мы станем делать с этим бедняком? По этой причине звезда Глаза Быка собрала своих Верблюдов, чтобы показать богатым, следуя за ними всюду, куда они направлялись. Арабы говорят также, что Козерог убил звезду, называемую , по причине чего дочери её ( – звезды Медведицы) окружают его, прося мать. Говорят, также, что звезда Канона ударила ногою звезду Орион и та ударила ее ногою и прогнала, чтобы занять то место, которое она ныне занимает. Тогда Канона отрубила мечем пораненную половину её. Говорят, также, что некогда Сириус Йеменский был вместе с Сирийским, но потом удалился и перешел млечный путь, почему и получил прозвание ушедшего – . Сирийская же звезда, увидев, что та удаляется, пролила слезы. Шараф-Еддин говорит, что звезда Глаза Быка прозывается также «Погонщиком звезд» – , и арабы считают эту звезду несчастною. 807

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Витта означает деньги. Таким образом человек запутывается... Материальная привязанность предполагает такой образ мыслей: «Я – это тело... Я – американец, я – индиец, я – немец... Это моя страна. Я пожертвую всем ради своей родины и общества». Так иллюзия становится все сильнее и сильнее... Люди постепенно деградируют, и человеческое общество опускается до животного состояния» ( 802 , с.21–24). «Боб: Пение Харе Кршна – это и есть метод йоги? Шрила Прабхупада: Да, это тоже метод йоги» ( 803 , с.30–31). «Гость: А как доставить удовольствие представителю Бога? Шрила Прабхупада: Нужно выполнять его указания, вот и все. Представитель Бога (то есть сам Прабхупада или один из высших руководителей кришнаитской организации, – прим. ред.) – это гуру. Он просит вас делать что-то, и если вы выполняете это, он доволен» ( 804 , с.32). «Шрила Прабхупада: Есть три вида благотворительности: в благости, в страсти и невежестве. Действовать в благости – значит давать милостыню там, где следует. Вот, например, движение сознания Кршны: тот, кто дает пожертвования на это движение, действует в благости»( 805 , с.38– 39). «Боб: И тогда он совершенно забывает о своей жене? Шрила Прабхупада: Да. Если постараться, то забыть не так уж трудно. С глаз долой – из сердца вон. (Все смеются). Как у меня: жена, дети, внуки. Но с глаз долой – из сердца вон. Вот и все. В ведической системе это очень хорошо предусмотрено»( 806 , с.40–41). «Шрила Прабхупада: Обезьяны, негоднейшие твари, тоже вегетарианцы... Эти голые санньяси, живущие в лесу, – величайшие проказники»( 807 , с.49–50; странное какое-то у Прабхупады отношение к обезьянам: то он называет их «чрезмерно сексуальными», а то они вдруг «голые санньяси – проказники» , – прим. ред.). «Боб: Преданные говорили мне. что во время повторения мантры они ощущают экстаз. Шрила Прабхупада: Да, чем больше вы очищаетесь, тем сильнее экстаз. Процесс повторения мантры – это процесс очищения»( 808 , с.53). «Шрила Прабхупада: Они говорят: «Чем ему так мучиться, лучше убить его ».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010