Иов. 35 :8. Нечестие твое (относится) к мужу, подобному тебе, и правда твоя – к сыну человеческому 788 . Иов. 35 :9. Переносящие клевету от многих воззовутъ 789 , отъ руки многих возопиют. Иов. 35 :10. Но (никто) 790 не скажет: „где Бог, сотворивший меня, устроивший стражи ночныя 791 , Иов. 35 :11. Отличивший меня от четвероногих земных и от небесных птицъ“? Иов. 35 :12. Тамъ 792 они возопиют, по причине гордости злых (людей), а Ты (будто) и не услышишь ихъ 793 . Иов. 35 :13. Безпорядка видеть Господь не хочет, ибо Вседержитель Сам видит совершающих беззаконие и спасет меня. Иов. 35 :14. Судись же пред Ним, если можешь похвалить Его, как и теперь (делаешь). Иов. 35 :15. Так какъ гнев Его не посетил (его) 794 , то он и не познал вполне какого либо прегрешения 795 , Иов. 35 :16. Посему Иов напрасно открывает уста свои, по неведению умножаетъ 796 речи. Глава 36 Иов. 36 :1. И продолжал Елиус еще, и сказал: Иов. 36 :2. Подожди меня еще немного, и я научу тебя, ибо у меня еще есть слово. Иов. 36 :3. Разсуждение 797 свое начавши издалека, делами моими 798 я возвещу истинную правду. Иов. 36 :4. И неложныя слова ты ложно (не) 799 пойми 800 . Иов. 36 :5. Узнай 801 же, что Господь не отвергнет незлобиваго, Иов. 36 :6. Сильный крепостью не оживит сердца нечестивых и даст судъ 802 бедным. Иов. 36 :7. Он не отвратит очей Своих от праведнаго и с царями на престоле посадит ихъ на славу 803 , и они возвысятся. Иов. 36 :8. А те 804 , связанные ручными оковами, будут содержаться въ узах нищеты 805 , Иов. 36 :9. И Онъ объявит им дела их и погрешности их, если они усилились. Иов. 36 :10. Но праведных Он услышит и скажетъ 806 , чтобы они обратились от неправды 807 . Иов. 36 :11. Если они послушаются и будут служить (Ему), то окончат дни свои в благополучии и лета свои в счастии. Иов. 36 :12. А нечестивых Он не спасет, ибо они не захотели познать Господа и даже вразумляемые были непослушны. Иов. 36 :13. Но лицемеры сердцем возбудятъ 808 гнев (Его), не воззовут, ибо Он связал их: 809 . Иов. 36 :14. Пусть посему умрет в юности душа их, и жизнь их да будет поражена ангелами 810 ,

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Правда, в Писании и теперь, в применении к данному, земному нашему составу, встречаем указания на славу и честь человека: псалмопевец, как известно, благодарной любовью взывал к Богу, что Он человека «… умалил малым чим от ангелов, – славою и честью венчал его» 800 . Но несомненно, что тут ввиду имеется все положение и назначение человека, во всей его вечной участи, и в связи с делом спасения нашего во Христе, когда совершилась «… велия благочестия тайна: Бог явися во плоти» 801 . Само же по себе время жизни этой, как время прохождения во юдоли плачевной и в теле немощи всяческой, а во многом и позорного рабства князю мира сего, есть пора не славы, a уничижения. И уничижение это лишь растет и закрепляется в тех, кто становится на пути гордости современной и отвергает наш путь смирения и кротости христианской, – тех «… врагах креста Христова, мыслящих о земном… конец коих – погибель, Бог их – чрево, и слава их – в сраме». Для христианина же слава его – вся в Христе, и она одна и достойна быть той целью, к коей должны мы, подобно ап. Павлу, стремиться в этой жизни 802 . Земной же славы каждый из нас должен даже бояться 803 , и подобно Божественному учителю своему, прямо не желать ее 804 , и тогда в небесной жизни это настоящее скорбно-уничижимое состояние Бог и заменит прославленным. В приведенном только что месте послания к Филиппийцам ап. Павел далее и говорит, противопоставляя нас тем врагам креста Христова, что мыслят лишь о земном. «Наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его , силою, Которою Он действует и покоряет Себе все» 805 . Физическим проявлением небесной славы ИисусаХриста, при земной Его жизни, было Его преображение, когда лицо Его сияло, как солнце, и «… одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» 806 : но, так как тело славы праведных, знаем мы, преобразится сообразно Славному Телу Христа, то образом и их славы был тот день преображения, ибо и они, сказал Господь, как то же солнце, засияют при воздаянии в Царствии Отца их, и идеже Христос, там и они – слуги Его – будут 807 . И потому, думать можно, что такое солнце – подобное свечение их является для нас не только символом будущего сияния духовных совершенств и добродетелей их, но и указанием на самое их, так сказать, – новофизическое состояние (хотя, само собою разумеется, объяснить, что это за свет, как и чем будет сиять он, мы, отнюдь, не можем, ибо один, то ведущий – Господь – не благоволил открыть это нам).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Псалом 65 1. В конец. Песнь псалма воскресения 799 . Воскликните Господу, вся земля, пойте имени Его, создайте славу хвалою Его. Скажите Богу: сколь грозны дела Твои! При множестве силы Твоей солгут 800 пред Тобою враги Твои. Вся земля да поклонится 801 Тебе и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний! Приидите и зрите дела Божии: как Он страшен в определениях о сынах человеческих. Он обращает море в сушу: реку пройдут ногами 802 , там 803 возвеселимся о Том, Кто силою Своею владычествует во век 804 : очи Его на народы взирают, дабы не превозносились собою люди, огорчающие (Его) 805 . Благословите, народы, Бога нашего и произнесите громко 806 хвалу Ему. Он сохранил жизнь душе моей и не дал поколебаться ногам моим. Ибо Ты испытал нас, Боже, огнем очистил нас, как огнем очищается серебро. Ввел нас в сеть, положил скорби на хребет наш 807 . Посадил людей на головы наши 808 , прошли мы чрез огонь и воду, и вывел нас в покой. Войду в дом Твой со всесожжением, исполню пред Тобою обеты мои, Которые изрекли уста мои и произнес язык мой в скорби моей. Всесожжения тучные вознесу Тебе с фимиамом и овнами, принесу Тебе волов с козлами. Приидите, послушайте, все боящиеся Бога, и я поведаю вам, что сотворил Он для души моей. К Нему устами моими я воззвал и превознес Его 809 языком моим. Если бы я узрел неправду в сердце моем, то не услышал бы 810 меня Господь. Но 811 услышал меня Бог, внял гласу моления моего. Благословен Бог, Который не отверг молитвы моей и (не отвратил) 812 милости Своей от меня! 799 Слова надписания: ψαλμο ναστσεως не имеют соответствия в евр. т., но находятся во всех греч. спп. (по Гольмезу, кроме 39 и 100; [слова воскресения нет в син.]), в Итале, Вульг. и арабском. По изъяснению свтт. Афанасия и Кирилла Александрийского , здесь (9 ст.) пророчествуется о воскресении душ и вечном веселии апостолов. В Православной Церкви II–IV вв. употребляются в пасхальном богослужении (антифоны на литургии) как пророчество о воскресении Иисуса Христа. [Согласно Ральфсу, воскресения – раннехристианское (II или даже I в.) добавление по причине литургического употребления псалма.]. 803 «При Иордани, который перешли по суху» (Феодорит). И вообще, в том благочестивом восторженном религиозном собрании, на которое приглашает псалмопевец все народы во 2–5 стт. 804 Греч. ανος – род. пад. [зависит] от δεσπζοντι – владычествует над веком, т. е. над временем, не подлежа его законам и условиям; в синод. пер. и у преосв. Порфирия вечно. 812 Так дополнено в синод. пер., в евр. и греч. тт. нет соответствующего слова. Новые толковники делают также неизбежное дополнение (Hoberg. Die Psalmen. S. 222). Даже у буквалиста Пумпянского оно есть. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Ср. Кол. 2, 14. 780 Ср. Быт. 3, 24. 781 Ср. Мф. 7, 13–14. 782 Ср. Ин. 7, 37–38. 783 Ср. Пс. 24, 5; Мф. 22, 4. 784 Ср. Мф. 22, 10; Лк. 14, 16. 785 Ср. Мф. 25, 6; 27, 52. 786 Ср. 1 Фес. 4, 17. 787 Ср. 1 Кор. 15, 52. 788 Ср. Мф. 24, 31. 789 Ср. Лк. 16, 24. 790 Ср. 1 Кор. 15, 54–56. 791 Ср. Лк. 6, 35; Гал. 3, 28. 792 Ср. Мф. 25, 7–10. 793 Ис. 56, 5 (Пешитта). Синод.: тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям. 794 Ср. Притч. 6, 27. 795 Ср. Мф. 25, 1–12. 796 (В) возлюбленные мои. 797 Ср. Фил. 2, 6–8. 798 Ср. Мф. 8, 20. 799 Ср. Дан. 7, 13; Мф. 26, 64. 800 Ср. Ин. 12, 14–15. 801 Ср. Флп. 2, 7. 802 Ср. Ин. 4, 6. 803 Ср. Ин. 19, 28. 804 Ср. Мф. 4, 2; Лк. 4, 2. 805 Ср. Пс. 120, 4. 806 Ср. Мф. 8, 24; Мк. 4, 38; Лк. 8, 23. 807 Ср. Мф. 9, 12; Мк. 2, 17; Лк. 5, 31. 808 Ср. Пс. 22, 17. 809 Ср. Пс. 49, 4. 810 Ср. Пс. 69, 22; Мф. 27, 34. 811 Ср. Ис. 59, 8–9. 812 Ср. 2 Кор. 1, 22; 5, 5; Еф. 1, 14. 813 Ин. 14, 3. 814 Ср. Евр. 2, 9. 815 Ср. Еф. 1, 14. 816 Ср. Лк. 1, 26. 817 Ср. Прем. 18, 15. 818 Ин. 1, 14. 819 Еф. 2, 6. Пешитта: и воскресил нас с Ним, и посадил с Ним на небесах. Синод.: и воскресил с Ним, и посадил на небесах. 820 Мф. 28, 20. 821 Ср. Мк. 16, 19; Еф. 1, 20; Евр. 10, 12. 822 Ср. Плач. 4, 20; Лк. 1, 36. 823 Ис. 53, 12. Фраза в Пешитте может быть переведена и так, как в Синод.: Я дам Ему часть между великими. 824 Ин. 14, 20. 825 Ин. 10, 30. 826 Чис. 11, 17. 827 Ср. 1 Кор. 12, 11–28; Рим. 12, 3–6. 828 Ср. Ин. 3, 34. 829 Ср. Иоил. 3, 1–2; Деян. 2, 17–18. 830 Ср. Мк. 10, 19; Еф. 1, 20; Евр. 10, 12. 831 Ин. 3, 34–35. Пешитта=Синод.: ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его. 832 Мф. 11, 27. 833 Ин. 5, 22. Пешитта=Синод.: Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну. 834 1 Кор. 15, 27–28. Пешитта=Синод.: все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем. 835

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Ст. 4. …И воцарил царь Египетский... Елиакима,... брата Иоахазова. О сем обстоятельстве повествуется в 4Цар. 23:34 и у Иез. 19:3 . В знак полного подчинения себе царя Иудейского и земли его, Фараон переменил ему имя 800 , а на землю наложил огромную дань 801 . Тогда, – замечает Писание по поводу сей дани, – каждый, по власти, требовал серебра и золота от народа земли для дани Фараону Нехао 802 . Сим примечанием, вероятно, указывается жестокость и грубое вымогательство, с какими собиралась дань в пользу Нехао, и на те бесчеловечные излишки, которые взимались тоже с народа, под предлогом дани Фараоновой, хотя шли, собственно, для удовлетворения жадности царских чиновников, или даже самого Иоакима; ибо в Писании он изображается крайним притеснителем своего народа 803 . Ст. 5. …Двадцати пяти лет был Иоаким... Это был старший сын Иосии, рожденный на 16-м году его жизни и на 8-м году царствования. Ст. 6. …Против него вышел Навуходоносор, царь Вавилонский, и оковал его оковами, чтоб отвести его в Вавилон… Это известие представляется несколько несогласным с теми местами Писания, где, с одной стороны говорится, что Иоаким в Иерусалиме (а не в Вавилоне) почил с отцами своими 804 , а с другой – что тело его было выброшено за стены Иерусалима, валялось там, как ослиная падаль, было влачимо и гнило на солнце и во время ночного холода 805 . Эти кажущиеся противоречия устраняются тем предположением, что царь Вавилонский, повелевши наложить узы на Иоакима и уведши его пленником в свою столицу (начало плена Вавилонского), возвратил его снова в Иерусалим за выкуп, даже восстановил на престоле Иудейском, под условием покорного подданства. Через три же года, когда Иоаким, упорствуя против Иеговы, вооружился и против своего повелителя, он был снова побежден, посланными на него от Господа, по выражению Писания – полчищами Халдеев и союзных с ними Сириян, Моавитян и Аммонитян 806 . При этом-то случае и исполнилось над Иоакимом грозное пророчество Иеремии о позорной смерти этого царя и поругании над его трупом 807 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Адриан (Компанейцев), обн. епископ 499, 615 Адриан, Патриарх Московский 165 Айвазов И. Г., миссионер 179, 1003 Акимов В. А., протоиерей, осуждённый по петроградскому процессу 251 Александр (Авдентов). обн. архиепископ 275, 276, 308, 346, 421, 601, 616–617, 644, 716 Александр (Анисимов), обн. митрополит 420, 451, 617–618 Александр (Белозер), епископ 618–619 Александр (Боярский), обн. митрополит 9, 32, 71, 110, 208, 209, 227, 295, 304, 306, 338, 339, 363, 366, 414, 429, 437, 441, 454, 505, 506, 619– 621, 802, 847 Александр (Введенский I). обн. митрополит-благовестник 4, 8, 9, 22, 26, 27, 31. 32, 34, 35, 40, 47, 48, 50–64, 68, 73, 76, 79, 84, 86, 95, 97, 100, 106–108, 110, 115, 126, 130, 133, 137, 154, 160, 190, 192, 193, 201, 203, 205–209, 212–217, 220, 223, 228–235, 249, 254, 257, 284–286, 296, 297, 307, 311–314, 318, 334, 335, 347–350, 361, 362, 367, 371, 391, 393–395, 402, 404, 417–419, 422–428, 433–435, 440–442, 452, 454, 462. 464, 470, 471, 478, 481, 482, 486, 504–506, 510,511, 518–520, 524, 528, 529, 530, 533, 534, 536–544, 547–568, 572–577, 579–581, 585–587, 591, 592, 594–600, 601, 620, 627–625, 644, 653, 658, 659, 667, 681, 699, 703, 710, 712, 802, 806, 807, 859, 895, 907, 940, 953, 984, 987, 1011, 1014, 1016 Александр (Введенский II), обн. митрополит 419, 421, 436, 531, 601, 625–626, 1011 Александр (Воецкий), обн. епископ 249, 626 Александр (Гладышев), епископ 626 Александр (Знаменский), обн. архиепископ 627 Александр (Лавров), обн. архиепископ 419, 627–628 Александр (Лебедев), обн. архиепископ 309, 471, 628 –629, 861 Александр (Медведев), обн. архиепископ 629 Александр (Мигулин), обн. архиепископ 89, 629–630 Александр (Монастырев), обн. архиепископ 419, 630–631, 1011 Александр (Надеждин), митрополит 363, 420, 631–632, 884, 1011 Александр (Немоловский), архиепископ 73, 92, 94, 419, 424 Александр (Раевский), епископ 632–633, 1011 Александр (Рябцовский), бывш. обн. епископ 588, 633–634 Александр (Самонов или Сазанов), обн. архиепископ 531, 634–635 Александр (Сахаров), бывш. обн. архиепископ 471, 635–636, 861

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

И от сего случися всем блудником безстудным быти. ТОЛКОВАНИЕ. Притча знаменует, яко служащии похотем блуда безстудны бывают. 99. О зайцах и орлах 802 Зайцы, некогда воюющеся со орлы, призываху и лисиц на помощь. Они же отвещавше: «Помогохом бы вам, аще бы не видехом, кто есте и с какими воююще боретеся». 803 ТОЛКОВАНИЕ. Притча являет, яко иже с лутчими любопрящеся, своего спасения пренебрегают. 100. О птице алкион, при мори живущей 804 Алкион 805 птица есть любопустынная, присно 806 при мори живущая. Сию, – глаголют, – человеческаго уловления блюдущуюся 807 , при морских каменех гнезда своя сотворяет. И егда раждати хотящи, гнездо сотвори. Отлетевши же ей на паству, случися морю от великаго ветрянняго дыхания волноватися, и потопи ея гнездо, и птенец ея растли. Она же, прилетевши и сотворенное познавши, рече: «Бедная убо аз, иже земли, якоже прелестницы, блюдохся, на море убежах, иже болши содеяся мне невернейшая! 808 » ТОЛКОВАНИЕ. Притча являет, яко некие человеки, иже врагов хранящеся, случается им многажды лютейших врагов другом впадати. 101. О рыболове Рыболов на некоей реце ловяше. Распростер сети, течение реки содержа; на обоих концах сети камение привязав, в воду бияше, 809 яко да рыбы, бегающе несохранно, в сеть впадут. При сем же месте некто живый и сице творящаго виде, злословяше его , яко, возмущая реку, чистыя воды не даст напитися. И рыболов отвещав: «Но аще не сице мною сия река возмутится, тогда мне случится умрети от глада». ТОЛКОВАНИЕ. Притча знаменует, яко и судии 810 811 градов наипаче обогащаются, егда отчину в бранях видят. 102. О ловце птичном и о ехидне Ловец птичей леп 812 и тростия взем, на ловитву изыде. Узревши дрозда, на высоце древе седяща, и трости вместо 813 в долготу сложив, вверх к ней смотряше, хотя ю поимати. И случися ногою на спящую ехидну 814 наступити. Она же разгневася, сего угрызе. Он же скорбя 815 глаголаше: «Бедный убо аз, инаго уловити хотя, сам уловихся от иного до смерти». ТОЛКОВАНИЕ. Притча являет, яко иже иных прелщающеи, случается им множицею от иных сицевое страдание. 103. О муравле

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Воскресл еси Иисусе, связан бысть враг, пленися ад, испразднишася гроби, восташа дольнии... 801 Когда Ты воскрес, о, Иисус, враг был связан, ад пленен, гробы опустошены, находящиеся долу воскресли. Жены услышите глас радования: мучителя ада поправый, от тли мир воздвиже... 802 Жены, услышьте радостный голос: Тот, Кто попрал тирана-ад, воскресил мир от тления. Во Христове востании людие днесь ликуим верно, пленен бысть ад, юзники яже содержаше, отдаде со тщанием... 803 Будем с верой радоваться воскресению Христа, о, верующие; пленен ад, узников, которыми обладал, отдает поспешно. С душею пришедшу Тебе во утробу земли, души яже стяжа ад, издаваше со тщанием... 804 Когда Ты вместе с душой пришел во чрево земли, ад поспешно отдал души, которыми владел. Воскресе якоже рече Христос, истощивый вся адова царствия, и является апостолом, радость подавая вечнующую 805 . Христос воскрес, как и сказал, опустошив все царства ада, и видим бывает апостолам, подавая [им] вечную радость. Вознесыйся волею на древо, положился еси яко мертв во гробе, и сущия во аде мертвыя вся вкупе оживив Христе, воскресил еси божественною силою 806 . Добровольно вознесшись на древо, Ты был положен в гробу, как мертвый, и находящихся в аду мертвых всех вместе оживив, о, Христос, воскресил божественным могуществом. Ад срет Тя щедре доле огорчися, связанныя отдавая со тщанием... 807 Ад, встретив Тебя долу, о, Милостивый, огорчился, отдавая связанных с поспешностью. Воскресл еси истощивый гробы, и пленивый ад силою всесильною... 808 Ты воскрес, опустошив гробы и пленив ад всесильным могуществом. Завеса раздрася распеншуся Тебе Спасе наш, и отдаваше мертвыя, яже пожре смерть; и ад обнажися, Тебе зря в преисподних земли бывша 809 . Завеса разорвалась, когда Ты, Спаситель наш, был распят, и смерть отдавала мертвых, которых поглотила, и ад обнажался, видя Тебя сошедшим в преисподние [места] земли. Где твое жало есть смерте; где твоя аде, ныне победа? Воскресшу Царю, умертвился еси и погибл, не ктому царствуеши: крепкий бо взят яже имел еси связанныя 810 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

...А народ росов, который вышеописанным образом покорил Болгарию и взял в плен Бориса и Романа 800 , двух сыновей Петра, не помышлял более о возвращении домой. Пораженные прекрасным расположением местности, [росы] разорвали договор, заключенный с императором Никифором, и сочли за благо остаться в стране и владеть ею. Особенно побуждал их к этому Калокир, который говорил, что если он будет провозглашен ими императором ромеев, то отдаст им Болгарию, заключит с ними вечный союз, увеличит обещанные им по договору дары и сделает их на всю жизнь своими союзниками и друзьями. Гордясь этими словами, росы рассматривали Болгарию как свою военную добычу и дали послам [Цимисхия] 801 , который обещал заплатить все, обещанное им Никифором, ответ, преисполненный варварской хвастливостью: ввиду этого стало необходимо решить дело войной. Итак, император тотчас посылает приказание переправить восточные войска на Запад: военачальником над ними он поставил магистра 802 Варду Склира, дав ему титул стратилата 803 , – на сестре [Варды] Марии он женился, еще будучи частным лицом, – и решил с наступлением весны сам выступить в поход. Росы и их архиг Свендослав, услышав о походе ромейского войска, стали действовать совместно с порабощенными уже болгарами и присоединили в качестве союзников пацинаков 804 и турок 805 , проживающих на Западе, в Паннонии. Собрав тридцать восемь тысяч боеспособных воинов и перейдя Гем, они стали опустошать огнем и грабежами всю Фракию; разбив свой стан недалеко от стен Аркадиополя 806 , они ожидали там начала борьбы 807 . Когда магистр Варда Склир узнал, что неприятель значительно превосходит его численностью войска – ведь у него было всего двенадцать тысяч воинов, – он решил победить бесчисленное множество врагов военными хитростями и искусством и превзойти их механическими приспособлениями; так это и случилось. Замкнувшись со своим войском внутри стен, как бы испугавшись, он оставался там, и хотя враги не раз хотели выманить его на решающее сражение, он не поддавался, наблюдая, как неприятель грабит и уносит все, что ни попадя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

800 LI. II. 1.17 (Reccesvindus): Omnium negotiorum causas ita iudices habeant deputatas, ut et criminalia et cetera negotia terminandi sit illis concessa licentia. 801 LI. II.1.15 (Reccesvindus): Dirimere causas nulli licebit, nisi aut a principibus potestate concessa, aut ex consensu partium electo iudice trium testium fuerit electionis pactio signis vel subscriptionibus roborata (Книга приговоров II. 1.15 (Рецесвинт): Никому не позволено разбирать дела, кроме как по воле правителя, либо с согласия сторон для выбора судьи, если будет заключен договор, скрепленный подписями или знаками трех свидетелей. – Пер. Г. А. Поповой ). 802 Isidori Sent. III. 52.1: Ad delictum pertinet principum, qui prauos iudices contra uoluntatem Dei populis fidelibus praeferunt. Nam sicut populi delictum est quando principes mali sunt, sic principis est peccatum quando iudices iniqui existunt (Исидор. Сентенции. III.52.1: Предпочтение дурных судей верным людям относится к проступкам правителей. Ведь дурные правители – это проступок народа, так и если существуют несправедливые судьи, то это грех правителей). 805 Lact. Div. inst. IV. 10: Et primo quidem non dominio regum subjecti fuerunt: sed populo ac legi civiles Judices praesidebant; non tamen in annum constituti sunt, sicut romani consules, sed perpetua jurisdictione subnixi. Turn sublato Judicum nomine, potestas regalis inducta est ( Лактанций . О божественных установлениях IV.10: И сначала они были подчинены не царской власти, но над народом и законом главенствовали гражданские судьи. Установлены они были не на год, как римские консулы, но обладали [правом] вечного судопроизводства. Тогда под именем судей была введена царская власть). 806 Isidori Sent. III.52.3: Boni iudices iustitiam ad solam obtinendam salutem aeternam suscipiunt... (Исидор. Сентенции. III.52.3: Порядочные судьи считаются справедливость единственным вечным спасением, которого нужно достичь...). 807 Isidori Etym. IX. 4.14: ludices dicti quasi ius dicentes populo, sive quod iure disceptent. lure autem disputare est iuste iudicare. Non est autem iudex, si non est in eo iustitia.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010