Встречаются случаи условной неустойки, напр., заплатить столько-то, если другая сторона потерпит убытки. Здесь для взыскания неустойки надлежит доказать, что понесен убыток, какой бы то ни было (Касс. реш. 1879 г., N 847). Встречаются условия, в коих полагается, что виновный в нарушении должен заплатить правому убытки, без точных доказательств, по одному показанию требующей стороны. Такое условие, по неопределенности своей, не может быть признано действительным, ибо в самом существе своем ставит меру вины и меру взыскания в зависимость не от действительных событий и действий, а от личного произвола (это так наз. clause de voie parée, запрещаемая французским законом). Необязательно такое условие, что заклад с просрочкой переходит в собственность займодавца вместо неустойки (Касс. реш. 1868 г., N 340). Сложная неустойка. Неустойка назначается или за просрочку и умедление, или вообще за неисправность в исполнении и за нарушение договора. Неустойка определяется или известной суммой, подлежащею платежу зараз, в случае просрочки или умедления в исполнении, – или в виде периодически нарастающего штрафа за каждый период времени, в течение коего продолжается умедление, напр. за каждую неделю, за каждый день. В последнем случае в расчет неустойки входит – как усиление ответственности и опасения, так и соображение убытка при каждом новом промедлении ожидаемого на срок исполнения. Законы не могут входить в эти соображения и в поверку интересов, которые сопряжены для сторон с исправностью исполнения (иногда один день промедления наносит громадные убытки и возбуждает ответственность перед третьими лицами), и потому трудно ограничить свободу сторон в заключении подобных условий, хотя эта свобода служит нередко к притеснению должника алчным кредитором, имеющим в виду не хозяйственные цели; тогда в сущности неустойка получает в договоре первенствующее значение, хотя по виду она служит только обеспечением главного обязательства. Ввиду этого безнравственного значения сложных неустоек, суд в одном деле пытался установить такой взгляд на дело, что там, где срок один и просрочка может быть только однажды, там и неустойка должна быть одна, а не может быть множество неустоек за продолжение умедления. Однако с этим воззрением не согласился Сенат (Касс. реш. 1872 г., N 227), признав, что закон не установляет по сему предмету никакого ограничения. В реш. Касс. 1873 г., N 1332 и 1876 г., N 509 выражено, что закон не запрещает помещать в договорах неустойку в виде периодических, по мере просроченного времени, платежей.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

1330 ...расходы совершенно беззаконные. – Траян был весьма озабочен тем, чтобы городские деньги не расходовались зря, как, например, в Византии на отправку послов с поздравлениями (27.2) или на крупный денежный подарок местному магистрату в Амисе (110.1). 1331 ...архитектора. – В подлиннике «измерителя» (mensorem). Его главной обязанностью было в точности определить размеры здания: подрядчик получал плату в соответствии с ними. Если действительные размеры не соответствовали указанным в условии, он привлекался к суду. 1332 ...от строительных надзирателей... – Лица, назначенные городом для заключения договора с подрядчиком и надзора за ним. Они могли, не проверяя его работы, истребовать из городской казны денег больше, чем следовало по настоящим размерам здания, и, уплатив положенное по договору, забрать остаток себе. 1333 Архитекторов мне едва хватает... в Риме и поблизости от него. – Траян любил строить. В январе 112 г. были окончены его Форум и Ульпиева базилика; в 113 г. колонна Траяна и храм Венеры на Юлиевом Форуме; на монетах 112 г. выбито изображение Остийской гавани. 1334 Городские рабы работали во всех областях городского хозяйства и прислуживали городским властям: были глашатаями, посыльными, младшими писцами (старшие были людьми от рождения свободными и почтенными), убирали общественные здания, улицы и площади, топили городские бани и заготовляли для них дрова, были тюремными сторожами. Они получали от города жалование, им была отведена квартира. 1336 Сохраним обычай этой провинции... – Траян придерживался соблюдения местных законов и обычаев. Юристы более позднего времени стремились создать правила, обязательные для всей Империи. 1337 Гавий Басс, префект понтийского побережья... – Понтийский флот стоял в Трапезе (ныне Трапезунд) и только к концу II в. н. э. был переведен в Кизик. Главная задача его была держать в повиновении дикие племена Колхидского побережья, и Гавий руководил больше сухопутными, а не морскими операциями. Зачем ему понадобились от Плиния бенефициарии (солдаты, за долгую службу получавшие в награду освобождение от всех лагерных работ: несения караулов, земляных работ по устройству лагеря, фуражировки. Рангом они были ниже центурионов), когда у него были свои солдаты, неясно.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

Молитве противостоят силы мира сего, а также состав падшего человека. Тем не менее, когда усиливается сопротивление этим разрушительным действиям и увеличивается благодать молитвы, подаваемая свыше, тогда восходит радость надежды на сверхмирную победу Христа. Старец определяет подобную молитву как воззвание тварного мира из своего падения. Чтобы достигнуть совершенства подобной молитвы, человек должен испытать большое напряжение и претерпеть множество изменений. После состояний духовной эйфории он ощущает внутреннюю сухость и после возвышенных состояний – отъятие силы молитвы 1329 . Эти сменяющиеся состояния доставляют молящемуся драгоценное познание таинства путей спасения. Но прежде всего они доставляют ему опыт смирения 1330 . Эти познания и опыт научают ум и сердце человека различать то, что благоугодно Богу, и направлять на это свои внимание и желание. В воззвании тварного мира из состояния грехопадения, осуществляемом через молитву, центральное место занимает преображение человеческого тела. Чтобы уничиженное грехом тело преобразилось и стало сообразным славному телу Господню 1331 , необходима продолжительная борьба в посте и покаянии. Тело, происходящее от земли, стремится вниз и отяжеляет дух своими тленностью и смертностью. Однако дух человека в молитве возносится к Богу. Он хочет увлечь за собой и тело, так чтобы и оно возжаждало живого Бога 1332 . Откуда, однако, человеческий дух может почерпать силы, чтобы вознестись к Богу? В описании каждой фазы таинства жизни во Христе Старец присущим ему образом подчеркивает великое значение покаяния для вознесения к Богу. В случае молитвы он, выражая общую веру предшествующих Отцов Церкви, подчеркивает, что ощущение собственной греховности является основой для молитвы к Богу. Если присутствует в человеке такое ощущение, то молитва его, приносимая с покаянием, всегда благоприятна Спасителю Богу 1333 . Как подчеркивается в притче о мытаре и фарисее, из-за осознания мытарем собственной греховности Бог принял его смиренную молитву. Напротив, фарисей оправдывал себя и тем самым молитва его не была благоприятна Богу 1334 . Таким образом, покаяние является той окрыляющей силой, которая возносит молитву человека к Небу. Молитва покаяния принимается Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Мелетий Антиохийский и св. Кирилл Иерусалимский 1331 . Помимо «омиев» существовала и немногочисленная группа «крайних ариан» – «аномеев». Они добились определенного успеха в 357 году на соборе в Сирмии, где под давлением их западных лидеров – Урсакия Сингидунского, Валента Мурсийского и Герминия Сирмийского – была принята так называема «вторая Сирмийская формула», подписать которую силой были вынуждены даже такие стойкие западные «никейцы», как Осий Кордовский и Потамий Лиссабонский. В ней запрещалось употреблять термины «единосущный» и «подобосущный» как небиблейские и вместо этого вводилось по сути арианское учение подчинении Сына Отцу по чести и достоинству: «Следует ясно признавать только то, что Отец родил Своего Сына и что Сын был рожден от Отца. Нет сомнения, что Отец больше [Сына]. Никто не может сомневаться, что Отец честью, достоинством, славой, величием и самим Своим именем Отца больше Сына (honore, dignitate, claritate, majestate, et ipso nomine patris majorem esse Filio)... Общепризнано, что Отец и Сын суть два Лица (duas personas), Отец больший, Сын же подчинен Ему (subjectum) вместе со всем тем, что подчинил Ему Отец. Отец не имеет начала, Он невидимый, бессмертный и бесстрастный. Сын же рожден от Отца, Бог от Бога, Свет от Света» 1332 . Хотя эта формула впоследствии была заменена упомянутыми выше более умеренными формулами «омиев», она была повторена на Антиохийском соборе 358 г. и сыграла свою роль в становлении движения «крайних ариан» – «аномеев», получивших свое название от их лозунгов: «Сын неподобен Отцу» ( ν μοιον τ πατρ τν υ ν) 1333 и «Сын неподобен Отцу по сущности» ( κατ οσαν ν μοιος) 1334 . Наиболее развитую форму учение «аномеев» приобрело благодаря усилиям двух выдающихся ариан – Аэция и Евномия Кизического 1335 . Оба они увлекались аристотелевской логикой («диалектикой») 1336 , выстраивая хитросплетенные силлогизмы по сложным теологическим вопросам, отчего их учение в науке стали называть «диалектическим арианством». Согласно Аэцию и Евномию 1337 , Бог есть единственная и простая сущность ( οσα), образуемая одним лишь атрибутом «нерожденности» ( τ γννητον), который означает, что Бог не имеет начала бытия: Он не получил его ни от какой-то иной природы, ни от Самого себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

—201— очень не велик, что и естественно, если возьмем во внимание замечательную приверженность Греков к исконному у них православию и их страх перед религиозными нововведениями. Вот главные лица, принадлежавшие к рассматриваемому кружку: Герган, Коридалевс, Каллиполит, Канопий, И. Кариофилл. Захария Герган. Происходил из знаменитой фамилии и был родом из Арты в Албании. По какому-то случаю, он получил образование в Германии и сделался приверженцем лютеранского лжеучения. В 1622 году видим его еще в Витенберге, но вскоре затем он появляется в Константинополе и возводится в сан митрополита Навпактского и Артского; есть все основания полагать, что поставление его в архиереи произошло по воле и определению патриарха Кирилла Лукариса 1332 . Протестантский дух своего учения Герган выразил в составленном им Катихизисе. Катихизис этот составляет библиографическую редкость, так что даже ученым Грекам нашего времени он известен только по имени 1333 . Сообщим о нем сведения, какие нам удалось собрать. Книга имеет такое заглавие: «Христианский катехизис во славу Человеколюбца, Бога Отца, Иисуса Христа и Духа Святаго, для чести и на помощь боголюбивым Грекам». Напечатан в Виттенберге, в 1622 году. Значит, он издан прежде, чем Герган сделался митрополитом. Катехизис открывается введением, в котором на первом месте находится обращение к герцогу саксонскому Иоанну Георгу. Здесь говорится, что первоначальное намерение автора состояло в том, чтобы отправиться для научного образования в Рим, но что Промысл направил его во владения герцога саксонского – и за это он воссылает хвалу преблагословенной Троице. За тем Герган в пышных выражениях благодарит герцога за то, что осыпал его милостями в то время, когда он учился в —202— Виттенбергском университете богословским и другим наукам, при чем благодарный Грек указывает, что герцогом сделано не мало и других благодеяний, о которых он не хочет говорить открыто. «Исповедую имя твое во языцех и воспою его», – говорит Грек, обращаясь к своему благодетелю, которого он считает вправе наименовать публично достойнейшим отцом греческого народа. Наконец автор пишет, что он посвящает свой труд-катехизис герцогу, в изъявление чувства благодарности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1332 и предпринял опровержение его, быть может, имея в виду оправдать своего больного брата, всё еще терпевшего укоризны от севастийцев за прежние сношения с Аполлинарием 1333 . Так как он еще не упоминает в своем труде ни о каком осуждении постигшем учение Аполлинария, то самым вероятным определением времени составления им своего Антирритика будут гг. 377–378 1334 . В 377-м году упоминает об этом сочинении Аполлинария и св. Василий Великий . В письме к египетским епископам, сосланным в Диокесарию, и в послании на Запад он уже точно формулирует христологические заблуждения Аполлинария 1335 и прямо называет его сочинение о воплощении 1336 . Однако „смятение в братстве» по поводу христологического труда Аполлинария открылось ранее, нежели св. Василию удалось осведомиться о сочинении и учении Аполлинария. В 376–377 гг. св. Епифаний оканчивал свои книги против ересей, коснувшись в конце уже сочинения учения Аполлинария, известного ему отчасти из слов учеников последнего 1337 , отчасти на основании своего диспута с Виталием Антиохийским 1338 . Отвергая аполлинарианские заблуждения, Епифаний в нем отзывается о самом Аполлинарии с почтением и уважением; для него Аполлинарий еще друг и близкий св. Афанасия, муж выдающейся учености и обширных знаний, человек, потерпевший гонение за веру. Эти похвалы, высказываемые Епифанием Лаодикийскому епископу, понятны только в таком случае, если Епифаний не знал его сочинения о воплощении, если поднятое им „смятение в братстве» еще не дошло до слуха Епифания. Излагая воззрения учеников Аполлинария, он во многих случаях сомневается, действительно ли самим Аполлинарием было высказано то, что защищали его ученики, и как бы старается обвинение в ереси, падающее на последних, отклонить от их учителя 1339 . С другой стороны, в том же 376-м году Епифаний обращается с письмом к Василию с просьбою умиротворить возникший среди Елеонских монахов раздор и наставить их. Еще ранее письма Епифания Василий получил письма от Палладия и Иннокентия, принадлежавших к братии на Елеонской горе, с подобным же содержанием и, уже исполнив просьбу последних, дает ответ на письмо Епифания.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Особенно страдали венецианцы и генуэзцы, утратившие в конце XIII в. рынки Сирии. За сельджукскими грабежами, за волнениями среди греков-островитян они чувствовали руку агентов Кантакузина. В Венеции явилась мысль разбить греко-сельджукскую опасность путем организации крестового похода против сельджуков, в котором Византия не могла бы не принять участия. Почва для этого плана существовала. Угрожавшая Византии опасность от турок не укрылась от римской курии. Оценив положение, папы оставили свою ставшую традиционной политику, желавшую привести греков к унии угрозою латинского меча. С тридцатых годов XIV в. римско-византийские отношения, даже при папах, наиболее враждебно настроенных к православию, вступают в новую фазу, завершившуюся Флорентийской унией. Та же перемена произошла во взглядах французского двора, и Филипп VI отверг идеи Брокара, представившего мемуар о завоевании католиками греческой империи. Ведь турки угрожали как грекам, так и латинским государствам в Романии, и грекам следовало помочь, но под условием присоединения их к католическому миру. В 1332 г., по инициативе Венеции и с благословления папы Uoahha XXII , образовалась «конференция», или политическая «уния», между Венецией, родосскими иоаннитами и Византией. С 1334 г. папа находился в союзе с Андроником против турок, подписанном в Авиньоне, и к этой лиге примкнули французский и анжуйский (неаполитанский) дворы, а также наксосский дука Санудо, сильно страдавший от турок. Хотя византийское правительство не могло уклониться от этой лиги, надеясь на помощь против османов и желая обеспечить себя с латинской стороны в Фессалии, Эпире и Македонии, оно было далеко от мысли оказать латинянам реальную помощь, хотя и собирало флот. Корабли латинян-союзников сожгли несколько сельджукских селений, но до крестового похода, назначенного на 1336 г., дело не дошло. Монархи отдаленного Запада от него уклонились. Между тем раздражение против Византии росло среди латинян Леванта, и центром агитации явилась генуэзская колония в Пере, особенно когда император заключил политический союз с венецианцами, который мог привести к утрате генуэзцами их торговых привилегий и преобладания на Черноморье.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

114. 1294–1302 Византийско-венецианская война, в основном в Эгейском и Мраморном морях. Византийско-венецианская война 1296–1302 годов была ответвлением второй венециано-генуэзской войны 1294–1299 годов. Византия предложила мирный договор (1302). Согласно его условиям, венецианцы возвращали большую часть своих завоеваний, а византийцы возместить венецианцам убытки, понесенные ими во время резни венецианских жителей в 1296 году. 115. 1302–1305 Война с турками-османами (битва при Бапее). В 1302 году чтобы противостоять угрозе Никомедии Андроник II Палеолог решил нанести по туркам-османам превентивный удар. Последние прорвали византийскую линию, вынудив византийцев отступить в Никомедию под прикрытием аланских войск. Бапей был первой крупной победой зарождающегося османской империи и имел большое значение для его будущей экспансии: византийцы фактически потеряли контроль над сельской местностью Вифинии, отступив в свои форты, которые, изолированные, падали один за другим. Поражение Византии также вызвало массовый исход христианского населения из этого региона в европейские части империи, что еще больше изменило демографический баланс региона. 116. 1304–1305 Болгаро-византийская война. Болгары нападают на Византию в попытке вернуть утраченную территорию. Болгарам удается вернуть портовые города на побережье Черного моря. 117. 1306–1310 Завоевание госпитальерами Родоса. Рыцари-госпитальеры высадились на острове летом 1306 года и быстро завоевали большую его часть, город Родос был захвачен в августе 1310 года. Госпитальеры перенесли свою базу на остров, который стал центром их деятельности, пока он не был завоеван Османской империей в 1522 году. 118. 1326–1338 Война с турками-османами. Распространение ислама, завоевание территорий противника. Постепенный захват турками оставшихся византийских городов в северо-западной Анатолии, Бурсы в 1326 году, Никеи в 1331 году и Никомедии в 1337 году. Поражения византийцев в битвах при Пелеканоне и Филокрене. 119. 1332 Битва при Русокастро.

http://azbyka.ru/shemy/vizantijskie-vojn...

В Регламенте, которым в первый раз дозволялось совершать смешанные браки, сказано: «а буде иноверное лицо, вступающее в брак с православным, не захочет дать подписки о крещении детей от сего брака в православие, того не венчать». Самым распоряжением об отмене подписок не предписывалось священникам венчать смешанные браки. А главное, на что указывали священники при отказе их совершать смешанные браки, это смущение их совести служить чрез смешанные браки пользам лютеранства. И вот, некоторые священники, в числе их и я, отказываясь совершать смешанные браки, представили об этом рижскому архипастырю. Он вытребовал таких священников, помнится все благочинных, к себе, в том числе и меня, – и мы представили ему общий рапорт, в котором сильно настаивали на восстановлении предбрачных подписок при смешанных браках, а в случае невосстановления подписок просили разрешить нам не венчать эти браки. Владыка рижский в своем, конечно еще сильнейшем, чем наше представление, докладе в святейший Синод, препровождая нашу просьбу, ходатайствовал о возобновлении предбрачных подписок при смешанных браках. Вместо ответа на этот доклад, архипастыря попросили в Петербург 1332 и, прибыв оттуда, он послал по епархии циркуляр, которым предписывалось священникам рижской епархии —123— венчать смешанные браки и без подписок от лиц лютеранского исповедания. Помню, в циркуляре изложены были и доводы, опровергающие причины, по которым священники отказывались от совершения смешанных браков. Скрепя сердце, священники должны были повиноваться предписанию архипастыря; но я мог уклоняться от совершения смешанных браков, представляя совершать таковые моему сослужителю-священнику. Кроме предписания рижского архиепископа последовало и Высочайшее повеление о том, чтобы священники венчали смешанные браки без отбирания подписок от лютеран касательно крещения детей от сих браков 1333 , а священников, отказывающихся венчать смешанные браки, приказано было удалять из рижской епархии. Крепко ратовал против священников, отказывавшихся от совершения смешанных браков директор департамента внутренних дел иностранных исповеданий и приравнивал их к тем католическим ксендзам, которые приставали к восставшим в 1863 году против русской власти полякам в юго- западном крае.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

813 См. Reamusso „Navigationi et viaggi“; у M. Laurent’a, „Peregrinatores medü oevi“; итальянских путешественников XIII в.: Thietmarus (1217); Willbrandus-Relation du voyage de Jean du Plano Carpini; Voyage de Fr. Ascelini et ses compagnes vers les Tartares. Voyage de Fri Guillaum de Rubriquis en Tartarie. Marko Polo. Khurk, Haeton и др.: XIV века: F. Rivardi (1309) Itenerium peregrinationis; Marco Cornaro (1319) Viaggio in Persia. Beato T. Odorico. Viaggio (1318 r.) Jean de Mandeville, chevalier anglais Voyage (1332). Bouldeselle Voyage (1336); XV века: Nicolo Conti, венецианец, ездил в Персию в 1424 г., Zeno Dracone (1425 г.), Josapha Barbaro 14311455. Lazaro Quirini 1463 г. Andrea Cornaro 1464 г. Dominico del Caretto 1468, Cateriuo Zeno. Storia del suo viaggi in Persia 1472 г. Josapha Barbara (второе путешествие в Персию 1473 г.), Ambrosio Contarini 1474 г. Antonio di Brabante 1474 г., Bartholomeo Limpardo 1474 г., Paolo Ognilene 1475, Giovanni Dario 1485, Luca Safrano 1485 г., Pietro Bembo 1485, неизвестного венецианца путешествию в Персию 1498 г. „Viaggio d’un mercante che fu nelle Persia“. Путь у названных лиц лежал через Грузию, они видели или слышали кое-что о грузинах, внося эти сведения и личные впечатления в свое описание, об армянах же ничего или почти ничего не сообщают. Отметим еще путешественников XVI в.: Constantino Laschiari 1592 г., Donato de Leze 1514, Vincenze Alessandro 1572 г., Tlieodoro Balbi 15721582 г. У них см. сведения из времен шаха Тамаза и др. касательно Грузии. 814 Один миссионер в своем донесении метко замечает, что армяне стали городскими жителями со времен шаха Аббаса, превратившего в купцов всех армянских сельских земледельцев и скотоводов. 815 Любопытно отметить, что евреи и армяне бок-о-бок часто упоминаются в сочинениях о Грузии; так Pietro-della Valle в „Informazionedella Georgia, data a Urbano VIII“ (1627 г.) говорит: „Ma lasciando far questi eserzici a stranieri, come Armeni e Giudei, da quali hauno molt, uella la terra et adaltri“. Армяне и евреи именуются иностранцами, а не коренными жителями Грузии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010