«Фиранки» (укр.) — оконные шторы. 280 …не знаю, чем и в каком роде был знаменит Шиянов…— «О старом Шиянове, — вспоминает Л. Г. Дейч, — сообщали, что он был богатейшим помещиком, имевшим крупное имение. Передавали, будто сам Николай I, приезжая в Киев, делал визит старому сановнику. О его независимом характере, поведении, а также жестокости в обращении с крепостными и о его чудачествах циркулировали бесконечные рассказы, смахивавшие на легенды» (Л. Г. Дейч. Почему я стал революционером, П., Госиздат, 1921, стр. 10). 281 И вдруг все это вымышленное мною шуточное событие будто бы повторяется в действительности… — В «Новостях и Биржевой газете», 1885, (11 января) помещен анекдот, заимствованный из немецких газет, о том, как председатель окружного суда в Равенне, заехав в городок Форли, стал читать лежавшую на столе анархистскую газету и был арестован как анархист. 282 « Пан Коханку» — князь Радзивилл, Кароль-Станислав (1734–1790), прозванный по его любимому присловью «Пане Коханку», — крупнейший магнат-землевладелец, известный чудак и самодур, любимец шляхты, олицетворение ее традиций. 283 Вот вам помещик благодатный, Из непосредственных натур… — несколько измененная цитата из поэмы И. С. Тургенева «Помещик» (1845), строфа XXV. 284 Супой — приток Днепра. Удай — приток Сулы, впадающей в Днепр. 285 …много пил «запридуху»… — Запридух — очень крепкая украинская водка. 286 Коренковая трубка — трубка, вырезанная из древесного корня. 287 Налыгач — род повода, привязанного к рогам пары волов. 288 …«щоб ни злякались як торохтыть город» — чтоб не пугались городского шума. 289 …где надо: «цо-бе», а где надо: «цоб». — Цобе — восклицание, которым волов погоняют направо, цоб — налево. 290 …знав усе по-хрянцузськи и по-вложски… — знал все по-французски и по-итальянски. 291 Маетность — имение. 292 Шанует — уважает, почитает. 293 По потылице — по затылку. 294 Меделянские собаки — крупная порода догов. 295 Бекеш — теплое пальто сюртучного покроя. 296 Клямка — щеколда. 297 Тимпаны — литавры, бубны. 298

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

289 Там же. 290 Шишков имеет в виду отсутствие (на момент написания) в России смертной казни. 291 Под «Домочадцами» Шишков имеет в виду крепостных, подразумевая, по-видимому, что крепостное право — это род семейных отношений между помещиками и мужиками, а не юридическое состояние лишения прав. 292 A.C. Шишков. «Краткое начертание о писменах славенских», стр. 69–71. 293 В. Стоюнин. Исторические сочинения, стр. 223–224. 294 Там же. 295 Цит. по Скабичевский, А.М. 1892.  Очерки истории русской цензуры (1700–1863 г.).  Санкт-Петербург, 131. 296 Там же, стр. 179. 297 Шишков, A.C. 1868.  Записки адмирала Александра Семеновича Шишкова.  Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Универ­ситете. Москва. 298  Там же, стр. 1. 299 Там же, стр. 127. 300 Сборник постановлений и разрешений цензуры с 1720 по 1862 гг.  1862. Санкт-Петер­бург, 89. 301  Эпизод травли Попова подробно описан в исторической литературе: одна из версий — протокол заседания совета министров —   приводится в A.C. Шишков. Записки адмирала Александра Семеновича Шишкова. 302 Цензурный устав, ст. 159 и далее, см.  Сборник постановлений и разрешений цензуры,  стр. 168 и далее. 303 Там же, стр. 167. 304 A.C. Шишков. Записки адмирала Александра Семеновича Шишкова, стр. 23. 305 A.C. Шишков. Записки адмирала Александра Семеновича Шишкова, стр. 14. 306 A.C. Шишков. Записки, стр. 89. 307 Ложное умствование,  так же как и  пустое фразерство —  политические термины русской реакции. В практике Священного союза по подавлению революционных настрое­ний среди интеллигенции в Пруссии и Австрии имел хождение подобный термин:  демаго­гические происки —  demagogische Ummriebe. Oб истории немецкой реакции, в частности, об обсессии охранительства и о страхе перед лицом всякого рода заговоров, тайных обществ, происков и прочих вредных появлений «духа времени» см. Пыпин, А.Н. 1917. «Времена реакции (1820–1830)».  Исследования и статьи по эпохе Александра 1.  Том 2. Очерки ли­тературы и общественности. Петроград, 111–186.

http://azbyka.ru/kniga-o-rodine

Вот что сообщает Иосиф Флавий: «Потомки Сифа пребывали в продолжение семи поколений в непоколебимой вере, что Господь Бог владыка всего существующего, и были всецело преданы добродетели. Затем же, с течением времени, они уклонились от отцовских обычаев в сторону зла, так как перестали питать необходимое благоговение к Богу и относиться справедливо к людям; то рвение к добродетели, которое они выказывали раньше, они заменили теперь вдвое большим злом во всех своих поступках. Вследствие этого Господь стал во враждебные к ним отношения. Дело в том, что много ангелов вступило в связь с женщинами и от этого произошло поколение людей надменных, полагавшихся на свою физическую силу и потому презиравших все хорошее» 295 . Обратим внимание, что Флавий тоже говорит здесь о потомках Сифа, но «сынами Божьими» оказываются вовсе не они. Христианский апологет Иустин Философ пишет следующее: «Бог, сотворивший весь мир, покорив земное человеку, и устроив небесные светила для произращения плодов и для произведения перемен времени, постановив им Божественный закон (что, очевидно, Он сделал для людей), вверил попечение о людях и о поднебесном поставленным на это ангелам. Но ангелы преступили это назначение: они впали в совокупление с женами и родили сынов, так называемых демонов: а затем, наконец, поработили себе человеческий род, частью посредством волшебных писаний, частью посредством страхов и мучений, которые они наносили, а частью через научение жертвоприношениям, куреньям и возлияниям, в коих сами возымели нужду, поработившись страстям и похотям; и они посеяли между людьми убийства, войны, любодеяния, распутства и всякое зло. Поэтому и поэты, и мифологи, не зная, что все ими описываемое делали с мужчинами и женщинами, городами и народами ангелы и рожденные от них демоны, приписали это самому Богу и сынам родившимся, как от семени Его» 296 . Подобное говорит и другой апологет, Афинагор: «Одни из ангелов, свободные, какими и сотворены были от Бога, пребыли в том, к чему Бог сотворил их и определил; а другие злоупотребили и своим естеством и предоставленною им властно... последние возымели вожделение к девам и были побеждены плотью... От совокупившихся с девами родились так называемые исполины» 297 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

В отличие от того, что мы встречаем у Григория, дихотомии более поздних христианских авторов (ср. Иоанн Дамаскин ) уже мало отличаются от Порфириевых. 3.1.3. Деление на мужское и женское Как сказано, деление человека на мужское и женское, играет важную роль в Трудности XLI. Этот вид деления не относится к логосу человеческой природы, но привнесен грехопадением. Бог создал его в предведении грехопадения для того, чтобы изгнанные из рая прародители смогли продолжить свой род, размножаясь уже не как ангелы (этот модус размножения был бы доступен им в раю), но подобно скотам. При этом, хотя деление на мужское и женское присуще подавляющему числу живых организмов 293 , для богословия Максима Исповедника оно является исключительно антропологическим. Истоки этой неортодоксальной теории уходят в далекое прошлое. Если говорить о философии, то в античной антропологии, было развито учение о совершенном человеке, как существе, свободном от разделения полов. В диалоге Пир миф об андрогине рассказывает Платон 294 . Аристотель в Метафизике обсуждает вопрос о разделении полов в рамках логической науки: «Почему женщина и мужчина не различаются между собой по виду, хотя женское и мужское противоположны друг другу, а различие по виду есть противоположение?... Поскольку мы имеем, с одной стороны, определение ( λ γος), а с другой – материю, то противоположения, относящиеся к определению, создают различие по виду, а противоположения, связанные с материей, такого различия не создают... Материя не создает видового отличия; поэтому [отдельные] люди не виды человека, хотя плоть и кости, из которых состоит вот этот человек и вот этот, разные. Правда, составное целое здесь разное, однако по виду оно не разное, так как в определении здесь нет противоположения... Мужское и женское... не относятся к сущности, а заключаются в материи и теле, поэтому из одного и того же семени возникает женское или мужское в зависимости от того, какое изменение оно претерпевает» 295 . Пишет на эту тему и Прокл 296 . Важно, что авторитетный для христианских авторов Филон Александрийский полагал, что человек, созданный по образу Божию, отличался от нынешнего чувственного: он был умопостигаем, бестелесен и еще не делился на мужское и женское 297 . В александрийское богословие проникло и получило дальнейшее развитие гностическое учение о тождестве библейских «кожаных риз» с земным (различным у мужчин и женщин) телом, добавленным к тонкому телу души после грехопадения 298 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

294 Ренан Эрнест (1823–1892) – французский филолог, знаток восточных языков, историк. Учился в трех семинариях, намеревался сделаться священником, утверждая, что для этого нет надобности веровать во все то, чему будешь учить. Разорвал с Церковью. Стал профессором ориенталистики еврейского языка. С 1879 г. – член Французской академии, с 1882 г. – президент Азиатского общества. Как критик и исследователь значительно уступает немецким историкам, на которых он весьма часто опирается. Написанную им книгу «Жизнь Иисуса» нельзя назвать научным исследованием, это скорее род беллетристики, где некоторые исторические свидетельства переплетаются с авторским субъективизмом в оценках и произвольными реконструкциями многих событий. 295 Тилль Уленшпигель – комический персонаж германских народных легенд. По преданию, жил в Германии в XIV в. До наших дней сохранились две могилы – одна в Германии, близ города Любека, другая в местечке Дамме во Фландрии, на обеих плитах начертано: «Улен Шпигель». 296 Шарль де Костер (1827–1879) – бельгийский писатель, писавший на французском языке. В 1867 г. вышло в свет его значительнейшее создание – «Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке» – роман о Нидерландской революции XVI в., о борьбе Фландрии против испанского владычества, легенда о борьбе гезов, т. е. «нищих», «рвани», с папой и королем Филиппом II. 297 Кинто – уличные торговцы, завсегдатаи духанов (ресторанчиков) и носители старого тбилисского колорита, знатоки городских традиций, прекрасные тамады, певцы, танцоры, шуты и мудрецы. 298 Нуцубидзе Шалва Исакович (1888–1969) – ученый, философ, академик АН Грузинской ССР (1944). Окончил Петербургский университет (1910). Профессор философии Тбилисского университета (с 1918). Перевел на русский язык поэму Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре» (1941, 1957), поэму Чахрухадзе «Тамариани» (1943), народный эпос «Амираниани» (1945). 299 Гаприндашвили Валериан Иванович (1888–1941) – грузинский поэт. Окончил юридический факультет Московского Университета в 1914 г. Первый сборник «Сумерки» вышел в 1919 г. Один из основателей символистской группы «Голубые роги». Автор работ по теории литературы, литературный критик и один из лучших переводчиков русских, французских немецких и английских поэтов. Покончил жизнь самоубийством.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

289    Арес — в греческой мифологии бог войны; тождествен Марсу. 290    Этот пруд, скорее всего, располагался на т.н. Поле Агриппы, восточнее Марсова поля. 291    Эфес был знаменит своим храмом Артемиды (Дианы). 292    Секстий Африкан — знатный сенатор, консул 59 г. н.э. Аквилий Регул — известный доносчик и обвинитель. 293    Неточность: речь должна идти не о Суилии Нерулине , консуле 50 г., а о Публии Суилии Руфе, сводном брате Корбулона, известном доносчике. 294    Пессинунт (город в центральной части М. Азии близ Диндименской горы) был центром культа Кибелы. 295    Ата — в греческой мифологии олицетворение яростного гнева, исступления, помрачения ума. 296    Фрегеллы — город в Лации (90 км к юго-востоку от Рима). 297    Парки — в римской мифологии богини судьбы; тождественны греческим Мойрам. 298    Пронуба — матрона, сопровождавшая новобрачную и наставлявшая ее обязанностям жены. (Примеч. автора.) 299    Персий Фланк Авл (34—62) — римский поэт-сатирик. «Эклоги», или «Буколики», — поэтический сборник выдающегося римского поэта Публия Вергилия Марона (70—19 до н.э.). 300    Психея — в античной мифологии олицетворение охваченной любовью человеческой души; изображалась в виде бабочки или крылатой девочки. Распространенным сюжетом античного искусства и литературы была история о союзе Психеи с богом любви Эротом (Амуром). 301    Флора — римская богиня растительного царства, цветов и садов. 302    Протей — в греческой мифологии сын Посейдона, морское божество, способное принимать облик различных существ. 303    Корнелии — старинный и знаменитый патрицианский род. 304    Т. е. Аполлоном. 305    Периодоникий — постоянный победитель в состязаниях. 306    Гармодий и Аристогитон в 514 г. до н. э. убили Гиппарха, брата афинского тирана Гиппия; их имена стали нарицательными для обозначения борцов против тирании. 307    Via Littoralis. (Прим. автора.) 308    Бриарей — в греческой мифологии один из т.н. сторуких (сыновей бога неба Урана и богини земли Геи), чудовищное существо с пятьюдесятью головами и сотней рук; Бриарей помогал Зевсу в борьбе против титанов и Кроноса, которого (по редкой версии мифа) он захватил спящим на одном из островов Британского моря.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=783...

Дюканж в примеч. к Epitome Кипиама (Бон. изд. 375) ; Гоар в примеч. к Г. Кодину (Бон. изд. стр. 180). – О протостраторе из Палеологов упоминает Дука (стр. 305): ubi Palaeologus et eum filiis suis protostrator. По словам того же Дуки царь Константин сделал протостратором Юстиниана (стр. 266: protostratoris dignitate eum cohonestavit); но об этом Франца умалчивает (стр. 241 и 242). В Грузинской летописи протостратор назван fils de Cathacoun: cinq jours apres le sultan fit faire la recherche des grands de I " empire, des principalis dues, du premier ministre et du protostrator fils de Canthacun , qui tous furent amenes devant le sultan et furent massacres. (Lebeau, стр. 420). 93 Склоп – удар или то, что произвело удар. Сравн. лат. sclopus, Итал. scioppo (напр. в переводе Дуки: lo scioppo fu seutito cento stadia lontano. стр. 416). Уже в Салич. законах есть глагол sclupare: si quis alterum de sagitta toxicata percutere voluerit et praeter sclupaverit. Нельзя также забыть Греч. σκλοψ,– οπος – кол и вообще всякое орудвт c острием, ослоп. – Леонард Хиосский говорит, что Юстиниан ранен стрелою: sagitta sub axilla confligitur (стр. 130); так и Франца: sagitta vulneratus est in dextero pede (стр. 283); а Дука сказывает, что его поразила пуля: is glande plumbea in manus parte posteriori vulneratus (стр. 284), почти также как и Лаон. Халкокондила: vulneratus est manum ictus bombardac globulo (стр. 395). Леонард Хиосский упоминает о склопах, как об особенном роде оружия Турков: sclopis, spingardis, zarbatanis, fundis, sagittis die nocteque muros hominesque nostros vexabant (стр. 117). В этом смысле scloppa или scloppus можно сравнить с стар. французским escopette, escoupette – род ручного огнестрельного орудия (N. Landais, Dict, s. v.)=Испанск. escopeta. 94 Дальнейшая судьба Юстиниана в Повести очевидна: он ушел к свои в Галату, и оттуда с кораблями своими далее. Дука стр. 295296 Леонард 130– 131. 95 Франца говорит о совещаниях султана 27 мая вечером и о речи 28 мая вечером (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/m...

Вместе же с виновником смерти, Христос, не как Бог только, но и как Человек, упразднил и силу смерти, «чтобы, как через человека побежденного, род наш нисшел в смерть, так, опять, через человека победителя мы взошли в жизнь, и, как через человека смерть одержала победу над нами, так, опять, через человека мы получили победу над смертью» 294 . Поэтому-то необходимыми следствиями означенных искупительных дел Христовых были: умилостивление оскорбленного правосудия Божия, примирение, единение и общение людей с Богом, при отпущении им их грехов 295 и освобождение от власти диавола 296 , а также дарование им новой жизни в Боге 297 . На естественный же при сем вопрос: каким образом, совершенное Христом однолично, искупление человека могло относиться ко всем людям и на них распространяться, у св. Иринея находим ответ следующий. По его мысли, Иисус Христос, будучи Богом Словом, тем самым Словом, по образу Которого созданы были все люди 298 , не был, по человечеству, обыкновенным человеком, а, напротив, был особеннейшим, первообразным и возвышающимся над всеми людьми, или, такого рода Человеком, Который имел отношение к человечеству похожее на то, в каком находился к нему Адам 299 , и Который поэтому на все человечество мог производить влияние, похожее на то, как на весь организм телесный влияет его глава. А, так как Христос всецело мыслью и задачей Своей посланнической деятельности имел не что иное, как только в Себе и через Себя спасти всех людей, так как Он «дал Свою душу за души наши и Свою плоть за плоти наши», и все, что ни делал, делал для искупления нашего 300 , то понятно, что действие и сила Его искупительных дел могли и должны были простираться на всех людей, и, смотря по такой или иной их восприимчивости, так или иначе на них отражаться. Потому-то, подобно тому, как в первом Адаме мы оскорбили Бога неисполнением Его заповеди, во втором Адаме с Ним примирились, быв послушны даже до смерти 301 , и, подобно тому, как в душевном Адаме все мы умерли, так в духовном все оживились 302 . «Ибо, как непослушанием одного человека вошел грех и через грех появилась смерть, так через послушание одного человека введенная праведность оплодотворит жизнь людям, бывшим, некогда, мертвыми» 303 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

284-285 ГАЛАКТИОН (Бельский Гавриил Иванович; 1535 - 1612), прмч. (пам. 24 сент. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) 285-288 ГАЛАКТИОН (Урбанович (Новиков) Григорий Станиславович (Степанович); 1870-1937), иером., прмч. (пам. 7 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 288-289 ГАЛАКТИОН (сер. XV в. - 1506), блж., Христа ради юродивый (пам. 12 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Вологодских и Новгородских святых) 289-291 ГАЛАКТИОН (Табаков Георги Любенов; род. 26.02.1949), митр. Стара-Загорский Болгарской Православной Церкви 291-293 293-295 295-296 296-302 ГАЛАТИНО Пьетро (ок. 1460 - после 1539), францисканец, провинциал ордена, богослов, знаток древних и вост. языков 302-304 304-305 ГАЛАХА часть Талмуда, содержащая историю библейского законодательства и регламентирующая религ., семейную и гражданскую жизнь 305-307 307-308 ГАЛГАЛ распространенное в Ветхом Завете обозначение категории поселений; в визант. период - название паломнического центра с храмом 308-309 309-310 310-312 312-313 313-315 315-316 ГАЛИЛЕЯ область Сев. Палестины, с к-рой связаны мн. события библейской истории и зарождение христ. Церкви 316-322 322-328 328-340 340-341 341-344 344-345 345-346 ГАЛЛ АНОНИМ (кон. XI - нач. XII в.), автор древнейшей польск. хроники «Хроника и деяния князей или правителей польских» 347-348 348-349 349-350 ГАЛЛИКАНИЗМ совокупность церковных, политических и правовых доктрин в XIII-XIX вв., обосновывавших особое положение франц. католич. Церкви по отношению к папству 350-358 ГАЛЛИКАНСКИЙ ОБРЯД литургическая традиция, существовавшая на территории древней Галлии (совр. Франция) в период поздней Римской империи и франк. королевской династии Меровингов 358-368 368-372 ГАЛЛИКАНСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ официальное исповедание веры Реформатской церкви Франции, принятое на первом национальном синоде в Париже в 1559 г. 372-373 ГАЛЛИКАНСКОЕ ПЕНИЕ обобщенное название различных певч. стилей, характерных для региональных разновидностей галликанского обряда

http://pravenc.ru/vol/x.html

252-253 278-279 253-258 258-260 260-261 261-278 ИЕРЕМИЙ [Иеремия] († 1-я пол. VI в.), прп. Палестинский (пам. в субботу сырную), ученик прп. Саввы Освященного 279-280 ИЕРЕМИЯ (ок. 645 г. до Р. Х.- 1-я пол. VI в. до Р. Х.), 2-й из великих ветхозаветных пророков (пам. 1 мая) 280-285 ИЕРЕМИЯ (XI в.), прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, Прозорливый 285-287 ИЕРЕМИЯ († 1821), иером., сщмч. (пам. греч. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Патмосских святых) ИЕРЕМИЯ (Леонов Иван Михайлович; 1876 - 1918), мон., прмч. (пам. 1 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Валаамских святых) ИЕРЕМИЯ мч. Кесарие-Палестинский (пам. 16 февр.) - см. в ст. Памфил, сщмч., пресв., и др. мученики Кесарие-Палестинские ИЕРЕМИЯ архиеп. Картли (Мцхетский), предстоятель Грузинской Православной Церкви (Мцхетского Католикосата) 287-289 ИЕРЕМИЯ (Анхимюк Ян; род. 3.10.1943), архиеп. Вроцлавско-Щецинский Польской Автокефальной Православной Церкви 289-290 290-291 290-292 292-295 295-296 ИЕРЕМИЯ II (Транос; между 1530 и 1536 - 1596), патриарх К-польский (1572 - 1579, 1580 - 1584, 1587 - 1595), один из участников учреждения Патриаршества на Руси 296-301 301-304 304-306 306-311 311-312 312-313 ИЕРОКИРИКС одно из церковных служений в греч. Церквах, основное содержание к-рого - проповедь слова Божия ИЕРОКЛ (VI в.), автор географического трактата «Синекдим», описывающего адм. устройство Византийской империи 313-314 ИЕРОН (Васильев Иван Васильевич; 1835 (1829?) - 1912), схиархим., настоятель Новоафонского во имя св. ап. Симона Кананита 314-316 ИЕРОНИМ (ранее XVII в.), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), затворник 316-318 318-319 ИЕРОНИМ (Соломенцов [Соломенцев] Иван Павлович; 1805 (1806?) - 1885), иеросхим., ктитор и духовник Русского вмч. Пантелеимона мон-ря на Афоне

http://pravenc.ru/vol/XXI.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010