... и остались (соглядатаи еврейские) ночевать там... Почему именно здесь, в доме Раави, а не в другом месте? Потому что во всяком другом месте они были менее безопасны. Между тем, в гостиннице Раави – они, как иностранцы и путешественники, могли найти самый обычный и надежный приют. Ст. 2–4. …И сказано было царю Иерихонскому (о соглядатаях еврейских).... Но женщина... скрыла их, и сказала: точно, приходили ко мне люди, но я не знала, откуда они. Теперь они ушли.... Гонитесь скорее за ними.... На поступок Раави нельзя смотреть, как на измену своему отечеству; ибо она скрыла соглядатаев еврейских не по корыстным, или другим каким-нибудь неблагородным рассчетам, а единственно, по высоким религиозным побуждениям, усиленным и естественною добротою, и сострадательностью ее сердца. Поняв тщету идолов и мерзости язычества, творимые на ее родине, она своим поступком навсегда разрывает связь со всем своим греховным прошедшим и национальным, чтобы усвоить новую истинную религию, и обновиться нравственно в среде народа Божия, к которому она вознамерилась примкнуть. «Я знаю, что Господь отдал землю сию (г. е. Ханаанскую) вам, – говорит она соглядатаям, – ибо Господь, Бог ваш, есть Бог на небе вверху, и на земле внизу!» 36 . Вот почему поступок Раави в Писании изображается вдохновенным поступком веры 37 , а в самой личности Раави святые отцы видят прообраз языческой церкви, прежде не плодящей, потом же расцветшей и плодоносной в благодатном царстве Христовом 38 . Посему то, конечно, имя Хананеянки Раави внесено евангелистами в родословную Мессии-Христа 39 . Ст.5. …Когда же в сумерки надлежало затворять ворота, тогда они ушли… (т. е. соглядатаи). Эти слова Раави замечательны в археологическом отношении. Из них мы видим, что в древности, города совершенно соответствовали своему имени, т. е. обгораживались сплошными стенами, в которых устрояемо было несколько ворот для входа и выхода. Перед главными воротами находилась, обыкновенно, площадь, на которой народные судьи творили суд и расправу. Толщина и высота стен составляли главную силу городов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Апостол посылал Тимофея к Ефесянам ради некоторых Евреев, смущавших их своим учением о том, чтобы они соблюдали (обрядовые) уставы закона. О них Апостол так писал к Ефесянам: итак, не будьте как младенцы, колеблющиеся и увлекающиеся всякими ветрами и учениями лжи людей ( Еф. 4:14 ). А как сделал его предстоятелем церкви в городе (Ефесе), где не было гонений, то и не спешил он идти туда, чтобы укреплять души и умы тех, кои переносили гонение. Но так как Апостол сам по себе был ревностени всегда готов к делу своего служения, и управление церквами он вверил Тимофею, равно как и рукоположение пресвитеров, кои суть сами епископы, то он и соблаговолил написать ему о том, какое надлежало ему совершать дело в церкви. Написал это послание также и потому, что у Ефесских христиан продолжало еще действовать постановление Апостолов касательно язычников, воспрещавшее им только идоложертвенное мясо, блуд и употребление крови в пищу, ибо они (Апостолы) не желали возлагать на них тяжелое бремя, чтобы от идолослужения сначала обратить их к благочестию ( Деян. 15:19 – 20, 28 – 29 ). Посему, как к предстоятелю многих церквей, написал ему о том, как подобает жить в доме Божием, который есть сама церковь Божия, Говоря так: Глава I 1. Павел Апостол Иисуса Христа, по повелению Спасителя нашего, то есть явно и тайно оказывается спасительным таинство умерщвления нашего, – и надежды нашей – Иисуса Христа, то есть в нем заключалась надежда всех язычников, находившихся в безнадежом состоянии. 2. Тимофею, возлюбленному сыну моему, не по природе, но в вере и крещении, ибо он научил его. Благодать с тобою и мир, достигаемый посредством даров Духа, пребывающих в тебе, – от Бога Отца нашего, соделавшего достойными язычников, кои называли Его Отцом, хотя и знали Его только по имени одному, – и от Господа нашего Иисуса Христа, то есть от Того, Кто есть Господь наш как по плоти, так и по божеству Своему. 3 – 4. Я просил тебя в то время, когда я уходил в Македонию ( Деян. 16:1 сл.), пребыть в Ефесе. Заметь, пожалуйста, что даже и ученикам своим Апостол не давал повелений со властью, так что даже сына своего Тимофея смиренно упрашивал исполнить его волю. Упрашивал о том, чтобы ты заповедовал, говорит, тем, кои держались чуждого учения, – не внимать басням и родословиям безпредельным, разумей, учения иудейства, – и (не внимать) постановлениям закона, – и чтобы они не обращали внимания на истории начальников их – священников, кои по многочисленности своей и великому множеству их чинов были подобны как бы словам родословной таблицы. Или же (увещевал их), чтобы они не хвалились у вас своим происхождением от Авраама и двенадцатью коленами Иакова, как будто бы они были неисчислимы по причине множества своего. Это все, говорит, вызывает споры в Церкви, а отнюдь не есть в них следствие веры в домостроительство Божие: то есть нет в них веры, ожидающей воздаяния (загробного), ибо все обещания даров у них сосредоточены на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Другого способа войти в свет Божественной благодати не существует. Христос — Божественный Учитель — не от Себя говорит. «Чем отличается человек совершенный от всех прочих людей?» — спрашивает преподобный Силуан Афонский. И отвечает: «Тем, что он ничего не говорит от себя». Кто от Бога говорит, говорит ради Бога, ради славы Божией. Лжеучители ищут славы себе, их ложь и их неправедность проявляется по отношению к Богу, имя Которого Они употребляют во зло, и — по отношению к человеческим душам, которые они обманывают. И мы видим вопиющее лицемерие и злобу тех, кто славился постоянным нарушением Закона, когда они обвиняют Господа в преступлении исцеления в субботу. Они хвалятся Законом, изображают ревность по нему, но никто из них не исполняет Закона. И при этом они ищут убить Христа, якобы за нарушение Закона. Народ, слушая это, заступается за своих правителей и поносит Христа: «Не бес ли в Тебе? Кто ищет убить Тебя?» После этого мы не должны удивляться, когда достойнейших людей поносит толпа. И те, кто Христовы, должны учиться у Господа не мщению, а кротости и терпению. «Не судите по наружности, — говорит Господь, — но судите судом праведным». Те, кто являет себя праведными перед людьми, могут оказаться не таковыми в очах Божиих. Не по положению и не по званию должны мы судить человека, а по верности его правде Божией, по дарам благодати Божией, действующей в нем. И мы видим, как переменчива толпа. Народ знает, сколь враждебно настроены иудейские власти против Христа. И теперь недоумевает, почему Ему позволено явно учить в храме. Может быть, Он, действительно, Мессия? И начальники удостоверились, что Он подлинно Христос? «Но мы знаем, откуда Он пришел, — рассуждают они, — Его дом — в Назарете, все знают Его родителей и родных. Нет ничего таинственного в Его родословной. А Мессия должен появиться внезапно и таинственно, и никто не будет знать, откуда Он». Людям свойственно искать Бога только в том, что чудесно и необычно. Они ни за что не хотят поверить, что Бог может присутствовать в обыденном.

http://moral.ru/седмица-4-я-по-пасхе/

И познал Адам еще (Еву) жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф; потому что (говорила она), Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин ( Быт. 4:25 ). Так повествует Библия (Танах) о начале человеческой родословной. Повествуется и о времени этого события: Адам жил сто тридцать (230) лет, и родил (сына) по подобию своему (и) по образу своему ( Быт. 5:3 ). Древние предания восполняют и расцвечивают краткое библейское свидетельство. Естественно, в наше время ни о каких аргументированных доказательствах, как и опровержениях, речи быть не может. Потому вслушаемся в предания – такие, какие они есть. Вот свидетельство Иосифа Флавия: «Адам же... после того, как Авель был зарезан, а Каин должен был, вследствие этого убийства, бежать, стал очень помышлять о новом потомстве. Это сильное желание иметь детей возникло у него, потому что ему было уже двести тридцать лет, хотя он и умер, прожив сверх того еще семьсот лет. [Иосиф Флавий следует исчислению Септуагинты. – Г.Ф.] И вот, у него родилось еще несколько других детей, и, в том числе, Сиф» 299 . Свидетельству Иосифа Флавия соответствует иудейское предание о 130 годах покаянного воздержания Адама и Евы между рождением первых двух сыновей и потом – Сифа и других. Мидраши повествуют, что, когда Адам встретил Каина, то обнаружил, что с его сына снята одна сторона проклятия – он перестал скитаться, и стал вести оседлый образ жизни в земле Нод. Это произошло в результате запоздалого раскаяния Каина в содеянном. Тогда и Адам покаялся перед Богом и надолго разлучился с женою. После 130 лет, проведенных в трудах искупления, Адам возвратился в мир и познал еще Еву, жену свою 300 . Своеобразно восполняется это предание в арабских сказаниях. По их свидетельству, Адам и Ева после грехопадения были не только изгнаны из рая, но и разлучены – Адам попал на остров Шри-Ланку (Цейлон), а Ева – на побережье Красного моря, недалеко от Мекки, где ныне порт Джидда. Там, в районе Мекки, они встретились только через двести лет. Гора Арафат, где Адам и Ева впервые познали друг друга после столь продолжительной разлуки, почитается как одна из мусульманских святынь 301 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

35–36. Учение о хранилищах (prumptuaria) или затворах, где пребывают души праведников, представляет дальнейшее развитие взглядов Талмуда. Почвой для него послужили книга Притчей Соломона (VII:27), где упоминается о внутренних жилищах смерти, и книга пророка Исаии (LVII:2), где предсказывается, что праведники будут покоиться на ложах своих. Прежде чем облечься в тело, или как выражается Псевдо-Ездра, прийти в этот мир (IV:12), души пребывают под престолом Всевышнего в особых хранилищах (guph), называемых сокровищницами. По мере того, как люди рождаются, сокровищницы пустеют. Сын Давидов не придет до тех пор, пока в хранилищах не останется ни одной души (Corrodi, 195. Fabricius. Codex Pseudepigraphus V. Т. II, 211. Volkmar, 19). Учение Талмуда, разделяемое автором (IV:41; VI:23), здесь распространено на судьбу, ожидающую праведников за гробом. Хранилища (евр. mischcabot, Uc LVII:2 . Zockler, 451) душ умерших помещаются в преисподней (in infoire IV:41). Будущий век наступит лишь тогда, когда количество умерших праведников достигнет определенного предела. Апокалипсис Иоанна дает точную цифру запечатленных из всех колен Израилевых, именно 144 000 (VII:4). Этот ответ дает им (ad eas) Ангел Иеремиил. Подобно Уриилу имя Иеремиила (ierahmeel, «милосердие Божие») встречается в канонических книгах: в родословных книги Паралипоменон ( 1Nap II:25–27, 42 ) и у пророка Иеремии (XXXVI:26). По свидетельству Апокалипсиса Илии Ангел Иеремиил охраняет души в преисподней (Gunkel, 357), Лике (162) и Кабиш (33) предполагают здесь выдержку из апокрифической книги. Фолькмар (XIX, 400) усматривает заимствование из Апокалипсиса Иоанна (VI:9–11), приводимое без особой точности, из вторых рук. В Апокалипсисе души убитых за слово Божие громко взывают пред престолом Всевышнего: «Доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?.. И сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их, и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» . Но сходство между обеими книгами чисто внешнее. В Апокалипсисе души христианских мучеников взывают о мести за пролитую ими кровь. В нашей книге души умерших праведников с нетерпением ждут собственного прославления. Упоминание о семенах в ответ Иеремиила мало вяжется с ходом речи. В латинском тексте слово «similium» (Syr. Aeth. Ar. 2) принято было за слово «seminum». Прославление праведников наступит тогда, «когда число подобных вам достигнет полноты».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Однако Иеремии предстояло взойти и еще на одну ступень подвижничества — на ангельский путь безбрачия. Ветхозаветные евреи не знали такого пути; брак воспринимался как Божественная заповедь. Особое значение в браке отводилось чадородию. Иеремия, как известно, имел наследственное священство. Он должен был стать в своей родословной связующим звеном с будущим поколением в передаче семейной святыни. Однако ж он услышал противоположное о себе определение: И было ко мне слово Господне: не бери себе жены, и пусть не будет у тебя ни сыновей, ни дочерей на месте сем (Иер 16:1–2). Суровым было повеление Божие. Тяжелой оказалась данная ступень, что еще более усугубляло внутреннюю драму пророка. У него не оказалось даже того, на что имел право каждый еврей. Не с кем было поделиться выпавшими страданиями, поскольку не было своего собственного тыла, домашнего теплого очага, где бы можно было получить нежную супружескую любовь. Наконец из груди страдальца вырвался один из самых тяжелейших воплей, запечатленных на страницах Библии: Проклят день, в который я родился! день, в который родила меня мать моя, да не будет благословен! Проклят человек, который принес весть отцу моему и сказал: “у тебя родился сын”, и тем очень обрадовал его (Иер 20:14–15). Выдержал ли эти испытания блаженный страдалец? В хоре церковного предания различаем мы голос святого Феодора Студита: “Никто из святых не отчаивался при продолжительности испытаний и не изменялся при постоянстве скорбей” 24 . Наконец, утомленный страданиями отшельник, собрав все свои силы, воскликнул Богу: Господи, сила моя и крепость моя и прибежище мое в день скорби! (Иер 16:19). 2. Святой пророк Иеремия перед народом Божиим. Внешняя драма О, кто даст голове моей воду и глазам моим — источник слез! я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего. Иер 9:1 2.1. Иеремия — мать Иерусалима Мать рождает и воспитывает своих чад. Своими нежными чувствами она окружает ребенка, заполняя его эмоциональные емкости. Всей своей жизнью она служит ему; все радости чада, которые встречаются в его жизни, становятся ее собственными, все его скорби и страдания пронзают и материнское сердце. Материнский образ следует дополнить красками воительницы, заступницы, когда при виде угрожающей ребенку опасности мать становится подобной неукротимой львице.

http://pravmir.ru/prorok-ieremija-v-svya...

„Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, И по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, И от греха моего очисти меня. Отврати лицо мое от грехов моих, И изгладь все беззаконья мои. Сердце чистое сотвори во мне Боже, И дух правый обнови внутри меня. Возврати мне радость спасения Твоего, И духом владычественным утверди меня. Господи, отверзи уста мои, И уста мои возвестят хвалу Твою, Ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; Ко всесожжению не благоволишь; Жертва Богу дух сокрушенный; Сердце сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже“ 81 . По прошествии дней оплакивания и скорби, Давид возвратился к своей обыденной жизни и утешал свою возлюбленную Вирсавию. С течением времени у нее родился другой сын, которого царь, видя в этом доказательство принятия своего покаяния и восстановления мира с Богом, назвал Соломоном, то есть «мирным». Уверение в этом примирении получено было затем и от пророка Нафана, которому поручено было дать ребенку еще и другое имя Иедидия, «возлюбленный Господом», из чего отец получал уверенность, что его сын не умрет преждевременно и что он будет одарен необычайными качествами. Вирсавия сделалась матерью и других сыновей: Шимы, Шовава и Нафана (имя которого значится и в родословной Спасителя), но Соломон был самым дорогим из них, так как ему предназначена была наибольшая слава в будущем. Вскоре после рождения Соломона, как бы с целью воспрепятствовать Давиду забыть свое падение и понести в возмездие за него наказание, старшим его сыном было совершено страшное преступление. Преступление это также было результатом того развращающего обычая полигамии, которая была причиной столь многих распрей и преступлений. Роскошная жизнь в гареме, обычная в нем чувственность сами собою способствовали введению распущенности нравов среди младших членов царского семейства. Эта распущенность находила некоторое поощрение в собственном примере Давида, и теперь он должен был увидеть отражение своего собственного греха в преступлении другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Но иудеи совершенно уверены, что свободны, что навсегда дети Божии, и ни в ком не нуждаются для своего освобождения… Поэтому они просто не могут, не способны вместить в себя Господних слов… Ну что же, бывают ведь разные языки, бывает, что люди по-разному думают. Почему бы иудеям, если они столь уверены в себе, если они даже не понимают языка, на котором говорит Господь, – почему бы этим иудеям просто не пожать недоуменно плечами? Почему бы им, наконец, просто не посмеяться над странными и нелепыми словами? Почему Господь вынужден так сурово обличить их: «Вы ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас». Откуда такая ненависть? А дело в том, что обычно за простым человеческим непониманием Божественных слов скрывается некто. Этот некто все прекрасно понимает, прекрасно знает, чего он хочет, и делает свое дело, оставаясь невидимым. Господь же пришел, чтобы вытащить его на белый свет и показать всему миру, кто на кого работает, кто с кем; и вот Он говорит своим собеседникам такую странную вещь: «Я говорю то, что видел у Отца Моего, а вы делаете то, что видели у отца вашего». Но для иудеев вопрос их сыновства решен раз и навсегда: «отец наш есть Авраам», друг Божий. Это – их вера, их надежда. Чада Авраамовы, значит чада спасения, значит, навсегда благословенные Богом. У каждого иудея свято хранилась его родословная, восходящая к Аврааму. Господь же продолжает наносить удары именно в это, самое, казалось бы, надежное место:«если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищите убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога; Авраам этого не делал. Вы делаете дела отца вашего». Но у иудеев родословные простились не только до Авраама, а и далее до самого Адама, а значит, до Самого Бога, из рук Которого вышел Адам. Кто смеет и кто может опровергнуть это? – они и отвечают гордо: «Мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога». Но Господь снова говорит: «Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел, и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Ну что же, бывают разные языки, бывает, что люди по-разному думают. Почему бы иудеям, если они столь уверены в себе, если они даже не понимают языка, на котором говорит Господь, – почему им просто не пожать недоуменно плечами? Почему бы им, наконец, просто не посмеяться над странными и нелепыми словами? Почему Господь говорит: «Вы ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас». Откуда такая ненависть? А дело в том, что обычно за простым человеческим непониманием Божественных слов скрывается «некто». Этот «некто» все прекрасно понимает, прекрасно знает, чего он хочет, и делает свое дело, оставаясь невидимым. Господь же пришел, чтобы вытащить его на белый свет и показать всему миру, кто на кого работает, кто с кем; и вот Он говорит своим собеседникам такую странную вещь: «Я говорю то, что видел у Отца Моего, а вы делаете то, что видели у отца вашего». Но для иудеев вопрос их сыновства решен раз и навсегда: «отец наш есть Авраам», друг Божий. Это – их вера, их надежда. Чада Авраамовы, значит чада спасения, значит, навсегда благословенные Богом. У каждого иудея свято хранилась его родословная, восходящая к Аврааму. Господь же продолжает наносить удары именно в это, самое, казалось бы, защищенное место: «если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога; Авраам этого не делал. Вы делаете дела отца вашего». Но у иудеев родословные простирались не только до Авраама, но и до самого Адама, а значит, до Самого Бога, из рук Которого вышел Адам. Кто смеет и кто может опровергнуть это? Они и отвечают гордо: «Мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога». Но Господь снова говорит: «Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел, и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня». «Если бы Бог был Отец ваш…» – вот какую жуткую загадку задал Господь иудеям. А правда: каково будет сыну, спокойно рассчитывающему на богатое наследство, вдруг узнать, что он вовсе не сын своего отца? И каково будет некоторым, даже уверенным, что они до последней клеточки сотворены Богом, вдруг оказаться совсем не Его детьми? «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» ( 1Кор.10:12 ), – предостерегает Апостол.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010