1) СОБОРНАЯ во имя Святителя Николая; 2) Иоанна Предтечи с трапезой и настоятельской кельей; внизу оных амбары хлебные, погреба и квасоварня; 3) над КЕЛЬЕЙ настоятельской – КОЛОКОЛЬНЯ об одном шпице каменная, что всё и доныне стоит в целости; 4) монастырь ограждён деревянной СТЕНОЙ, в которой при святых воротах построена деревянная келья, а в недальнем расстоянии от ворот – 5) ЧАСОВНЯ, деревянная же. До состоявшихся Духовных Штатов было за ним крестьян 91 душа и начальство Игуменское; а в 1764 году положен он в числе заштатных монастырей, и учреждено Строительство. Бизюков Григорьевский монастырь Что в Пропасной Балке, 2 класса мужской. Находится в Екатеринославской Епархии в Херсонской Губернии в Бериславском округе, от Херсона в 90, а от Бериславля в 15 вёрстах, вверх по течению реки Днепра, при береге оного на каменистом возвышенном грунте. Начало монастырю сему положил и устроил оный Игумен, после бывший Архимандритом Софрониевой Молчанской пустыни, Феодосий, называвшийся в миру Феодор Петров сын Маслов, родом Малороссиянин, постриженец Свенского Успенского Орловской Епархии монастыря. Он, живши прежде в Валахии, в Тисманском монастыре, что при реке Тисе, и проходя там разные послушания, избран и определён был в Игумена того монастыря, в котором звании, будучи во время бывшей с 1769 года Турецкой с Россией войны, весьма много вспомоществовал Российскому войску монастырским имуществом, как-то: хлебом, скотом да прочими пособиями. Почему для избежания ненависти и злодейства от Порты Оттоманской, со всеми Тисманского монастыря монашествующими препровождён в Россию и дано ему начальство и управление с оставлением при нём Игуменства Севской Епархии, что ныне Курской, над Софрониевой Можайской пустыней. По прибытию своему в Россию оный Игумен Феодосий в знак благодарности своей к Светлейшему Князю Григорию Александровичу Потёмкину, принявшему его в своё покровительство, воздвигнул церковь во имя св. Священномученика Григория Великого Армении, сотезоименитого Князю Потёмкину, и тем положил основание монастырю новому, которой наименован Новогригорьевским, и приписан к Софрониевой пустыне, со всеми угодьями своими, из числа которых было за оной пустыней и Новогригорьевским монастырём в 1787 году, отмежёванной на вечное владение на реке Ингульце, по течению её с левой стороны, 15.000 десятин земли, и дозволено было на той реке Ингульце построить мельницу; потом в 1792 году, Сентября 29 дня Именным Высочайшим Государыни Императрицы ЕКАТЕРИНЫ II Указом, данным Сенату за собственноручным Её Величества подписанием, подтверждено так: «причисленную к Софрониевой Григорьевскую пустынь, в Херсонском уезде стоящую, с присоединёнными к ней от покойного Генерала фельдмаршала, Екатеринославского и Таврического Генерала Губернатора, Князя Потёмкина-Таврического в том уезде дачами и с заведениями монастырскими оставить по-прежнему при той пустыни».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В последние же 10 лет своей жизни он возложил на себя еще новую заботу о содержании и благоустройстве многолюдной женской Шамординской общины, основанной им в 12 верстах от Оптиной Пустыни, в которой кроме 1000 сестер, большею частью не имевших никаких личных средств, а иногда и совершенно больных и престарелых, содержались еще детский приют, школа, богадельня на 60 старух и больница. При помощи преданных духовных детей, из которых нельзя не упомянуть семьи Ключаревых, Перловых и Бахрушиных, старец не только содержал эту огромную обитель, но и устроил в ней величественный храм и трапезную, редкие по своей красоте. Среди такого многолюдства и таких забот старец не прекращал и дела книжного издательства и вел еще огромную переписку. Когда в 1891 году старец Амвросий скончался, то все почувствовали, что рухнула огромная нравственная и материальная опора для великого множества обездоленных и несчастных людей и непритворны были всеобщая великая скорбь и громкие рыдания, которыми сопровождалось его погребение. Настоятелем Оптиной Пустыни при старце Амвросии был архимандрит Исаакий. Он был родом из богатой курской купеческой семьи Антимоновых. В молодости он торговал скотом и ездил по ярмаркам. Задумавши поступить в монастырь, он потихоньку от отца уехал в Оптину пустынь и явился к старцу Льву. Старец, по обыкновению, сидел окруженный народом, плел свое обычное рукоделие – пояски и беседовал. Молодой Антимонов поместился сзади всех. Вдруг он слышит громкий окрик старца: «Ванюшка!» Не думая, что этот окрик относится к нему, неизвестному старцу модному губернскому франтику, Антимонов продолжал преспокойно сидеть. Однако народ засуетился, стали толкать его и говорить: «Иди, это тебя старец зовет». Пораженный прозорливостью старца, Антимонов подошел к нему и после беседы с ним навсегда остался в монастыре. Сначала он был учеником отца Льва, потом отца Макария и, наконец, старца Амвросия, по указанию которого, совершенно неожиданно для себя, был по смерти отца Моисея назначен настоятелем монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

131 Виссарион (Картамышев Василий Павлович; 1823-?) – иеродиакон, член Русской Духовной Миссии. Родом из Старого Оскола, Курской губернии, из купеческой семьи. Окончил три класса Старооскольского уездного училища. Принял монашество на Афоне в монастыре св. влкмч. Пантелеимона (28.02.1853), певчий русской посольской церкви в Афинах (1856–1869). Певчий РДМ (1870). Рукоположен в иеродиаконы Патриархом Иерусалимским Кириллом (1870). 134 Чертихин-Комиссаров Иосиф Леонтьевич – певчий церковного хора РДМ. Как сказано о нем в списке служащих Миссии от 16 декабря 1879 г., «состоящий в запасе младший писарь унтер-офицерского звания» (АРДМ. П. 61. Д. 1225). Антонин иронически называет его именем знаменитого византийского мелода преп. Иосифа Песнописца. Он же Иосиф Младший, Иосиф II. 136 Патримонио (Patrimonio Salvator; 27.10.1849-?) – французский консул в Иерусалиме в 1873–81 гг. Назначенный генеральным консулом в Бейрут, отбыл из Иерусалима 23 мая 1881 г. 137 Ит. «Божественная комедия» (иронич.). Речь идет о том, что оппозиционерам в Иерусалимском Синоде не удалось добиться низложения Патриарха Иерофея. 141 Кадышева Анна Ивановна († 1889) – паломница из Москвы, финансировавшая с 1871 г. раскопки и строительство о. Антонина на Елеоне. По ее инициативе и на ее средства над найденной при раскопках мозаикой византийской церкви на территории нынешнего Русского Вознесенского монастыря был построен дом (получивший впоследствии название «Дом архимандрита»), где жила А. И. Кадышева во время своих приездов в Иерусалим. 142 Огороженное место в лесу, принадлежавшее семье о. Антонина на его родине, в селе Батурине. Отсюда один из его псевдонимов – «А. Загородкин». 146 Аджлун – город в Заиорданье, православное население которого ходатайствовало о строительстве (или восстановлении) храма. Видимо, по этому вопросу и приходил к о. Антонину «престарелый хури», т. е. священник. В 1885 г. Св. Синод выделил необходимую сумму для строительства в Аджлуне и других городах Заиорданья православных храмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Духовник монастыря о. Иероним 45 лет руководил духовной жизнью русской обители на Афоне, и его необыкновенному влиянию на всех обитель обязана своим внешним и внутренним процветанием. Застал он в ней около 10 русских монашествующих, перед его же смертью (в 1885 году) число их возросло до 800. Это был человек замечательный во многих отношениях. Родом из Курской губернии, он происходил из семьи, в которой 15 человек отдали себя подвигам иночества. Молодым он отправился на Восток, поселился на Афоне в особой келье простым монахом и только уступая силе, ради послушания своему старцу-руководителю, он решил принять священное рукоположение и высокое звание духовника русской обители в тяжелую годину ее полного упадка. Силу его обаяния испытал на себе известный К. Леонтьев , который пишет о нем: «Это был не только инок высокой жизни, это был человек более чем замечательный; назову его прямо великим: человек с великой душой и необычайным умом. Не получивший систематического образования, он чтением развил свой сильный природный ум и до способности понимать прекрасно самые отвлеченные богословские сочинения, и до уменья проникаться в удалении своем всеми самыми живыми современными интересами. Твердый, непоколебимый, бесстрашный, предприимчивый, смелый и осторожный в одно и то же время, глубокий идеалист и деловой донельзя, о. Иероним без труда подчинял себе людей, и даже я замечал, что на тех, которые сами были выше и нравственно и умственно, он влиял еще сильнее, чем на людей обыкновенных». Такой человек с течением времени образовал около себя целый круг избранных, отмеченных свыше лиц, которые в дружной работе и создали благосостояние обители, так что ее, как и русскую народность, трудно уже теперь подавить или затереть на Афоне. Особенно они потрудились все вместе в издании и распространение целых сотен тысяч листков, брошюр и книг, раздаваемых и рассылаемых ими бесплатно по всей России. Известно, что и знаменитый епископ-затворник русский Феофан им доверял и поручал печатание своих произведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Александра Осиповна Корецкая, по мужу Чагина, имела пять детей. Она прожила всю свою жизнь в Вильнюсе. Во время своей болезни она ездила к о. Иоанну Кронштадтскому . Он был у нее в номере в гостинице, где она остановилась, и служил там молебен. По тому, что он во время молебна молился не о здравии, а об отпущении грехов ей, все присутствующие поняли, что она долго жить не будет. И действительно, она вскоре после этого умерла. Третья дочь Корецких, Елена Осиповна, по мужу Евреинова, длительное время жила в Ялте по месту работы своего мужа. Что касается сыновей Корецких, то Николай Осипович стал хозяином в Михнове, а Владимир купил себе имение Михалино в Поставском уезде. У Владимира Корецкого были дети: Павел, Михаил и Нина. Нина Владимировна провела последние годы своей жизни в Михнове, там она умерла и похоронена в 1961 году. Ее брат Павел трагически погиб в 1941 году. А Михаил до конца своей жизни работал бухгалтером колхоза в своем бывшем имении Михалино Поставского района. Он часто приезжал в Михново, и многие михновцы помнят его. Дома он занимался пчеловодством и помогал михновцам в этой области. После смерти Иосифа Корецкого в 1866 году имение Михново перешло во владение Николая Осиповича Корецкого, который должен был оплачивать отступное своим многочисленным братьям и сестрам (что-то по 2000 рублей тогдашними деньгами, это была очень большая сумма). Отец Марии, Варвары и Анастасии Николаевны был в молодости на военной службе, но она не пришлась ему по душе, и в чине поручика он вышел в отставку, а после смерти отца стал хозяйничать в Михнове. Николай Осипович был очень честный и трудолюбивый человек, прекрасный хозяин. При его жизни хозяйство в Михнове было поставлено образцово. Народ его любил и уважал, и память о нем сохранилась самая лучшая. Женился Николай Осипович сравнительно поздно, на 42-м году жизни, на Анастасии Дементьевне Подобед родом из Курской губернии. Она была чуть ли не на 20 лет моложе его. Несмотря на разницу лет, жили они с собой хорошо и имели пять дочерей. Две из них, Елена и Татьяна, умерли рано, а троих – Марию, Варвару и Анастасию – многие из вас хорошо помнят. Это и есть три сестры, о которых я пишу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Не прошло двух лет, как она снова населилась беглецами, а чрез пять лет достигла почти прежнего состояния. Со всех сторон посыпались к ветковцам от последователей раскола разные подаяния и милостыни, как к мнимым страдальцам за веру. Сначала они построили себе большую часовню, которую богато украсили иконами наподобие церкви: потом чрез двадцать лет (в 1758 г.) соорудили близ часовни новый храм, также во имя Покрова Пресв. Богородицы, только еще благолепнее прежнего. Явились беглые попы-настоятели: поп Дионисий, начальствовавший десять лет, за ним поп Иван Феодоров, поп Лазарь (в монашестве и схиме Лаврентий), схимник Григорий, иеромонах Валериан и наконец замечательнейший поп Михайло родом из калмыков. Вокруг церкви составились две обители: мужская, в которой находилось до 1200 монахов, кроме неостриженных бельцов и прислужников, и через дорогу от мужской на расстоянии двадцати шагов женская, заключавшая в себе, кроме многочисленных белиц, до ста постриженных монахинь: сношения между насельниками той и другой обители были ежедневные, постоянные, и совершались без всякого надзору и зазору. Снова простые монахи и монахини начали разъезжать по разным городам и деревням русским и развозили от ветковской церкви запасные дары евхаристии, просвиры, благословенные хлебы, освященную воду: по местам, где приходилось, сами крестили, исповедывали, причащали, – и с богатой добычею возвращались на Ветку. В окрестностях ее по лесам и кустарникам развелись многочисленные скиты, укрывавшие в себе разных беглецов и злодеев, которые ночью и даже днем производили грабежи и разбои по русской границе, так что путь сделался непроходимым. Желая прекратить такие беспорядки, Императрица Елисавета Петровна в 1760 г. издала манифест, которым приглашала ветковских беглецов возвратиться в отечество, обещая им полное прощение; но без успеха. То же повторили Император Петр III при своем вступлении на престол и Императрица Екатерина II двукратно – в 1762 и 1763 годах. В последних указах не только прощались беглецам все их вины, без всякого истязания, но и предоставлялось не брить бород и носить свое платье; возвращаться по произволу к прежним помещикам, или записываться в купечество и государственные крестьяне; селиться, где угодно, целыми слободами не только в Сибири и других отдаленных местах, но и в губерниях: курской, воронежской и казанской; сверх того давались льготы на шесть лет, освобождавшие от всяких податей и рекрутства.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В последние же 10 лет своей жизни он возложил на себя еще новую заботу о содержании и благоустройстве многолюдной женской Шамординской общины, которую он основал в 12 верстах от Оптиной пустыни и в которой кроме 1000 сестер, большею частью не имевших никаких личных средств, а иногда и совершенно больных и престарелых, содержались еще детский приют, школа, богадельня на 60 старух и больница. При помощи преданных, духовных детей, из которых нельзя не упомянуть семьи Ключаревых, Перловых и Бахрушиных, старец не только содержал эту огромную обитель, но и устроил в ней величественный храм и трапезную, редкие по своей красоте. Среди такого многолюдства и таких забот старец не прекращал и дела книжного издательства и вел еще огромную переписку. Когда в 1891 году старец Амвросий скончался, то все почувствовали, что рухнула огромная нравственная и материальная опора для великого множества обездоленных и несчастных людей и непритворны были всеобщая великая скорбь и громкие рыдания, которыми сопровождалось его погребение. Настоятелем Оптиной пустыни при старце Амвросий был Архимандрит Исаакий. Он был родом из богатой, курской купеческой семьи Антимоновых. В молодости он торговал скотом и ездил по ярмаркам. Задумавши поступить в монастырь, он потихоньку от отца уехал в Оптину пустынь и явился к старцу Льву. Старец, по обыкновению, сидел окруженный народом, плел свое обычное рукоделие — пояски и беседовал. Молодой Антимонов поместился сзади всех. Вдруг он слышит громкий окрик старца: " Ванюшка! " Не думая, что этот окрик относится к нему, неизвестному старцу модному губернскому франтику, Антимонов продолжал преспокойно сидеть. Однако народ засуетился, стали толкать его и говорили: " Иди, это тебя старец зовет " . Пораженный прозорливостью старца, Антимонов подошел к нему, и после беседы с ним навсегда остался в монастыре. Сначала он был учеником отца Льва, потом отца Макария и, наконец, старца Амвросия, по указанию которого, совершенно неожиданно для себя, был по смерти отца Моисея, назначен настоятелем монастыря. Отец Исаакий отличался глубоким смирением, глубоким благоговейным настроением и молчаливостью. Скончался он в глубокой старости в 1894 году.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

В 1858 году на должность соборного старосты был выбран сумской купец Димитрий ИвановичСуханов, родом из города Обояни Курской губернии. С именем этого богатейшего и именитого купца, щедрого благотворителя – связывается вся дальнейшая судьба соборного храма. Современный вид Спасо-Преображенский собор приобрел после капитальной реконструкции, произведенной в 1882-1892гг. по проекту епархиального архитектора, авторитетного харьковского зодчего – профессора Технологического института М.И.Ловцова. В начале была пристроена к храму величественная трехярусная колокольня. По углам вызлащенного купола-крыши установлены фигуры четырех евангелистов Луки, Марка, Иоанна и Матфея. Трехметровые чугунные скульптуры, выкрашенные под малахит, отливались на сумском заводе Вулкан. В верхнем ярусе колокольни помещены башенные часы, отбивающие часы и получасы, с циферблатами на все четыре стороны. Часовой механизм с курантами точно такой же, как и на Спасской башне Кремля в Москве и выполнен одной фирмой. Придельные храмы были освящены Высокопреосвященнейшим Амвросием, архиепископом Харьковским и Ахтырским при жизни покойного храмоздателя Димитрия Ивановича Суханова в 1885 году: Благовещенский 14 мая, Димитровский 15 мая. Главный престол во имя Преображения Господня освящался Владыкой Амвросием уже после смерти строителя собора – 30 августа 1892 года. С 1867 года благочинным Сумского уезда и настоятелем соборного храма был священник Василий Никольский, а духовником – отец Николай Фесенко. С 1901 года церковным старостой был избран потомственный дворянин статский советник Павел Иванович Харитоненко. Сегодня среди многих чтимых икон, находящихся в Спасо-Преображенском соборе, предметом особого благоговения и почитания являютсяЧудотворная Корсунская икона Божией Матери, именуемаяШпилевская “Прозренная”, список Тихвинской иконы Божией Матери,а также икона Апостола Первомученика архидиакона Стефана с частицей мощей святого. Одной из достопри-мечательностей собора, которая доступна взору только духовенства (на ней совершаетсяБожественная Литургия), является антиминс времен Екатерины II, освященный Преосвященнейшим Аггеем (Колосовским), епископом Белгородским и Обоянским.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Летом 1833 года пришел в Оптину двадцатилетний юноша Павел Трунов с меньшим братом своим Симеоном. Родом они были из дворян Курской губернии Щигровского уезда. Получив воспитание в доме своих благочестивых родителей в духе строгого благочестия, они очень стали тяготиться мирской жизнью. Быв определены родителями на службу в Курскую казенную палату, они решились тайно от родителей уйти в монастырь. Не раз посему Павел просил себе отставку, но его от службы не увольняли. Наконец он обратился к Богу с усердной молитвой, чтобы Господь послал ему болезнь. Молитва была услышана. У Павла заболел глаз, и после того его уже не стали удерживать в палате. Таким образом он и получил возможность вместе со своим младшим братом немедленно отправиться к заветной цели. По уходе же их в монастырь родители их сначала погоревали о них, поплакали, даже и сильно поскорбели за их самовольную отлучку, но, узнав, что они поступили в святую обитель на молитвенный подвиг, простили им эту вину. Между тем по прошествии некоторого времени любовьродительская побудила отца их Феодота Саввича написать в Оптину к детям письмо, в котором он убедительно просил, чтобы кто-нибудь из них приехал повидаться с родителями. По благословению старца решено было ехать Павлу. Немедленно он и отправился. Заметим здесь, что Феодот Саввич, как человек благочестивый, любил в часы досуга читать Четьи-Минеи святого Димитрия Ростовского . Как раз перед приездом Павла пришлось ему читать житие святого Николая, Мирликийского чудотворца, положенное в 6-м числе декабря, где, между прочим, рассказывается, как молодой юноша, сын Африкана, взятый в плен персами и служивший в покоях их князя, по молитвам своих родителей внезапно невидимой силой восхищен был из плена и представлен к родителям в персидской одежде и с чашей в руке, наполненной вином, так, как он прислуживал князю. В глубоком раздумье остановился Феодот Саввич над этим сказанием и начал рассуждать: «Как это трогательно! Если бы со мной подобное случилось, я не перенес бы сего». Но вдруг отворяется дверь и входит Павел в монашеской одежде, которого Феодот Саввич, долго не видавши, не узнал. Помолившись на святые иконы, незнакомец поклонился Феодоту Саввичу в ноги и сказал: «Здравствуйте, батюшка, я сын ваш Павел». Феодот Саввич как сидел, так и обомлел, и книга выпала из рук его; едва мог прийти в себя от радости, что видит перед собой сына, с которым, думалось ему, уже и не придется видеться в сей временной жизни. Погостивши несколько времени в доме своих родителей, отец Павел возвратился в Оптину.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

В 1778 г. на Лисьих островах побывали корабли английского путешественника Джеймса Кука, который описал эти острова и жизнь алеутов на острове Уналашка. По его словам, алеуты уже были подчинены русским и стали основными добытчиками пушнины и калана для русских промышленников. Сибирская администрация была обеспокоена дошедшими до нее сведениями о притеснении алеутов и индейцев со стороны промышленников и требовала ненасильственного отношения к местным народам под угрозой смертной казни. Еще сложнее складывались отношения с эскимосами на побережье Аляски, поэтому там долго не удавалось основать постоянные зимовки промышленников. В начале 1780-х гг. все Алеутские острова были открыты и освоены русскими. Была налажена система промысловой эксплуатации этого края, а население островов превратилось в российских подданных. Определяющую роль в организации православного просвещения Америки сыграл Григорий Иванович Шелихов, родом из купцов г. Рыльска Курской губернии. До 1781 г. он был приказчиком у иркутского купца Ивана Ларионовича Голикова, а с 1777 г. Голиков и Шелихов стали снаряжать промысловые суда. В 1781 г. Голиков предложил ему равноправное партнерство, и они учредили Северо-Восточную Американскую компанию. В августе 1783 г. флотилия из трех кораблей под командованием Шелихова направилась к Алеутским островам. В результате этой экспедиции в 1784 г. было основано первое постоянное селение русских на острове Кадьяк. Шелихов считал, что в поселении на Кадьяке необходим храм, притом не только для духовного окормления русских работников компании, но и в целях распространения православия среди местных народов. Иван Голиков полностью поддерживал в этом своего компаньона. В начале 1793 г. Шелихов и Голиков обратились в Св. Синод за помощью в организации проповеди православия на Алеутских островах, а также создании церковной школы для обучения местных детей и подготовки наиболее способных из них к священническому служению. Все расходы по обеспечению миссии, а также по обучению будущих священников в Иркутской семинарии компания брала на себя. Прошение купцов поддержал в Св. Синоде Санкт-Петербургский митр. Гавриил (Петров), а также одобрила императрица Екатерина II и повелела митрополиту подобрать монахов для миссии. Митрополит обратился с просьбой о содействии к своему другу, настоятелю Валаамского монастыря Назарию, который выбрал для миссии из числа братии своего монастыря шесть иноков и четырех послушников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010