Прошло не меньше получаса прежде, чем он смог подняться, и его с трудом отвели домой. Месяца два он проболел, но, к счастью, остался жив, мне же потом долго пришлось быть осторожным: братья сапожника со своими товарищами по вечерам с дубинами и ножами подстерегали меня в закоулках, но Бог сохранил меня.       Придя в монастырь, Силуан обладал очень большей силой. Например, в братских дневниках мы читаем, что прп. Силуан Афонский забивал ладонью гвоздь-сотку в дерево. Сегодня и молотком не всякий забьет! Так, подражать подвигам предыдущего поколения далеко не всем под силу. Нужно быть очень осторожным и рассудительным в этом отношении. Однако мы можем подражать их подвигам в ревности, иметь такую же целеустремленность, такое же горение. Это под силу всем.     В XIX веке  Пантелеимонов монастырь. Пристань. (фото из личного собрания)  Комментарии Всего комментариев: 7 2013/08/14, 07:04:55 Страна наша Россия в те годы сильна была и сильны были ее люди. Потом, по грехам нашим и по попущению Господню во вразумление нам грешным, ибо мы все целостность есть и вразумляя людей времен Силуана Господь и нас вразумляет - все на убыль пошло и достигло дна в 20 ужасном веке. Впереди Свет истины, давайте крепче молиться будем и призывать о помощи отошедших ко Господу старцев. Им на радость! Варфоломей 2013/07/06, 15:17:30 Пресвятая Богородице, спаси нас! Монастырь молится - Удивительный покой... Лампадки теплятся, И в глубине души Рождается Образ Святой. И лик Пресвятой Богородицы - В ореоле вечерних свечей. Душа моя плачет и молится, Как пламя растаявших дней... Отче Иероним, моли Христа Бога Спастися душам нашим. Раба Божия Валентина 2013/07/06, 02:07:55 о Отец как же ты мудр когда говоришь Сыне да оглядись же вокруг Святый Дух у престола стоит молись же и пой во славу веры нашея . валериан 2013/07/05, 22:45:40 Патриарх Алексий II вел дневник. Как бы хотелось его прочитать. Ведь он вел его для нас, для потомков. Прекрасный был человек. 2013/02/03, 00:42:45 Как же мудр был о. Иероним, заставляя братьев писать дневники. Как хочется нам узнать о жизни нашего предка. Из рассказов бабушки известно что был он монахом на Афоне, имя Симон или Симеон, перед войной в 1913 году пришло письмо в котором сообщалось о его кончине. Родом он был из Тамбовской, Орловской или Курской губернии. Может есть какие нибудь сведения в дневниках? Очень хочется узнать о нашем предке, молившемся за нас всех. Через много поколений история о нём передавалась, но очень мало известно. Годы были страшные, гонение, репрессии. Всё делалось чтоб забыли мы дедов наших и дела их праведные.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=1&iid=13...

Краткое жизнеописание сестры Марфо-Мариинской обители Клеопатры (Гумилевской) Капитолина Петровна Гумилевская родилась в 80-е годы XIX века в Курской губернии. Ее детство прошло среди чудной южнорусской природы. Отец ее был родом из Киева, мать – из Петербурга. Из Курской губернии родители переехали в Нижний Новгород, где Капитолина училась в гимназии, обнаружив блестящие способности. Последний класс гимназии она оканчивала в Москве, куда после смерти отца переехала вся семья. Это была дружная, сплоченная нежной любовью друг к другу и глубокой христианской верой семья, жившая духовными интересами и стремлениями. Капитолина очень любила родных и с ранней юности трогательно заботилась о них, о чем свидетельствуют и ее стихи, посвященные матери, сестре, двоюродному брату. Ее двоюродным братом был будущий архиепископ Филипп (Гумилевский) , который, становясь на духовный путь, принял монашество с избранным ею именем. Она была очень красива, но все знавшие ее отмечали прежде всего необыкновенную легкость ее характера. Всегда спокойная, миролюбивая, общительная и благодушно веселая, она умела объединить и умиротворить всех. Она старалась доверять всем и видеть в людях только лучшие стороны. Все это располагало к ней людей, знавших ее как лично, так и по ее письмам, стихам и рассказам (писать стихи она стала, видимо, очень рано). Будучи желанной невестой для многих образованных юношей, она была всецело поглощена духовными интересами и духовными исканиями, так что устроение своей мирской жизни ее вовсе не интересовало. Ее духовник вспоминает, как терпеливо она всегда ждала его приема, при этом обязательно с длинным списком интересовавших ее вопросов. Она посещала Богословские курсы, любила присутствовать на беседах церковных пастырей и богословов, хорошо знала Священное Писание и святоотеческую литературу и не мыслила себе жизни без частого посещения церковных служб. Особенно любила она Божественную литургию. Самоотверженная труженица, всегда готовая придти на помощь каждому страждущему человеку, она много молилась, нередко посвящая молитве к Богу тихие ночные часы. Она охотно знакомилась и общалась со всеми церковными, духовно настроенными людьми, но особенно всю жизнь искала старцев-наставников и могла говорить с ними часами. Более всех по душе ей пришелся старец Алексий из Зосимовой пустыни. Любила посещать храмы и обители, в которых имелись прославленные святыни. Страх Божий, благоговение к святыне, строгое соблюдение постов и твердое исполнение всех церковных уставов было для нее естественным. Вероятно, в те годы ею уже был принят иноческий постриг .

http://pravoslavie.ru/4358.html

иеромонах Иоаким (Сабельников) Часть первая. Жизнеописание иеросхимонаха Иеронима Мне остается одно сказать Господу: «Хощу видети во благости избранных Твоя». Жизнь в миру и российских монастырях (около 1806 года – 1836 год) О ранних годах своей жизни и воспитании в родительском доме старец-духовник Иероним повествует в своей биографии, записанной им собственноручно в конце жизни. 1 Автобиография старца Иеронима. 1885 г. «Во славу Божию начинаю мою биографию на Афоне в 1885 году. Родился я в России, в Курской губернии, в городе Старом Осколе, от православных и благочестивых родителей из купеческого сословия по фамилии Соломенцовы в 1805 или 1806 году (запись и метрика затеряны были). Крещен в приходе Казанско-Николаевской церкви священником Иоанном. Предки мои были родом из Тульской губернии города Дедолова, из духовного звания. Пращур был иерей именем Петр. Пришел и поселился на жительство в этом новом пограничном городке в начале XVII века. Фамилия его была Соломенцов. У его сына Феофилакта было пятеро сыновей: первый назывался Константин, второй – Никифор, третий – Илья, четвертый – Иван, пятый, меньший, – Григорий, который был мой дед. От деда Григория родился мой отец Павел Григорьевич Соломенцов 18 , у которого было четыре сына и одна дочь. Больший сын назывался Алексеем (в монашестве Аркадий), второй – Ильей, третий был я, в Крещении назван Иоанном. Родился июня 28-го дня и в тот же день крещен во имя Иоанна Бессребреника. Сестра называлась Евдокия (в монашестве Маргарита, теперь игумения Борисовского монастыря Курской губернии 19 ). Четвертый сын был Димитрий. 2 Город Старый Оскол. Улица Курская (где находился дом П. Г. Соломенцова). На переднем плане – Успенский храм. Фотография конца XIX в. Дом наш сперва был на большой улице против Успенской церкви (которая прежде была женским монастырем). В этой церкви в это время был священником отец Иаков Белявский, вдовец. Очень был благоговейный, тихий, служил часто со слезами (я это потому знаю, что я несколько лет при нем пономарил).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

     Глинская стояла на рубеже России и Украины и числилась за Курской губернией, но рачением Никиты Хрущева, с частью русских земель отошла в Сумскую губернию Украины.      Она возникла в XVI веке по милости Божией Матери, через Ее чудотворный образ Рождества Богородицы, явленный в лесу на сосне. Вокруг этого образа и стала расти Глинская пустынь, в которой к концу XIX века было 5 храмов, 2 скита, 4 домовых церкви, 15 корпусов для насельников монастыря, 8 корпусов гостиницы для богомольцев, трапезная, прачечная, больница с аптекой и многочисленные хозяйственные постройки, в том числе 4 водяных мельницы и дом трудолюбия для сирот-мальчиков. Насельников в обители - более четырехсот. Это был мощный оплот Православия на южных рубежах России. После революции, сатанинской злобой безбожных властей, Глинская пустынь была буквально сметена с лица земли. Даже монастырское кладбище было уничтожено, кресты с могил повыдерганы.      Между прочим, уничтожить православное кладбище, сровнять его с землей было разлюбезным делом советских властей.      Я сам родом из Иванова-Вознесенска. Все мои предки упокоились в могилах под крестами на кладбище в Хуторово. И милая, добрая бабушка Олимпиада Ивановна, и дед Василий Матвеевич, и прадед Матвей Иванович Сурин - купец первой гильдии, снабжавший Иваново дровами и имевший магазин музыкальных инструментов, строитель храмов, богаделен и ночлежных домов. На старости лет он роздал богатство и удалился спасать душу в Куваевский лес, где одиноко в келье пустынножительствовал лет десять, читал толстую славянскую Библию, молился ночами, стоя перед аналоем и иконами. Один отбился от разбойников, которые полагали, что купец прячет в келье кубышку с золотом, и, наконец, мирно предал дух свой Богу.      Так вот, коммунистические власти взяли да и снесли Хуторовское кладбище и на костях православных покойников построили завод Торфмаш, как будто не было другого места. Ивановская область - не карликовое государство Лихтенштейн, слава Богу - земли там много. Так нет же, кладбище сровнять и на его месте построить новый советский завод, и точка!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2081...

Сказание о чудесах Курской-Коренной иконы Знамения Пресвятой Богородицы/Изд. Коренной Рождество-Богородичной пустыни. Курск, 1914. Сосновский К.П. Бумаги старых лет по Курскому уезду//Труды Курской губернской ученой архивной комиссии. Вып. 1. Ч. 1. Курск, 1911. С. 273–295. Список лиц духовного звания Курской епархии, кои удостоены награждения ко дню Рождения Его Императорского Величества Высочайшими и Синодальными наградами//Курские епархиальные ведомости. 1914. 18. С. 242. Статистика землевладения 1905 г. «Свод данных по 50 губерниям Европейской России». Вып. 1–51. СПб., 1906; Вып. 37. Курская губерния… 1906. СПб., 1906. Странствования арабского патриарха Макария из Алеппа в Москву при царе Алексее Михайловиче: Из записок его архидиакона/Савельева П. С.//Библиотека для чтения. Т. 15. Разд. III. «Науки и художества». СПб., 1836. С. 1–25, 60–112. Танков Алексей, прот. Из истории проповедничества в Курской епархии//Курские епархиальные ведомости. 1899. 27. С. 469–472. Танков А. Из истории раскола в Курской епархии//Курские епархиальные ведомости. 1889. 2. С. 33–41; 3. С. 46–54; 8. С. 123–129; 9. С. 141–150; 1898. 16. С. 146–152; 17. С. 173–178; 1900. 16. С. 286–293; 50. С. 1117–1123. Танков А. Из истории церковного пения в Курской епархии//Курские епархиальные ведомости. 1899. 38. С. 623–627. Танков А. Историко-статистические сведения о монастырях Белгородской митрополии//Курские епархиальные ведомости. 1899. 41. С. 692–696; 1900. 39. С. 873–883. Танков А.А., чл. Курской губ. ученой архивной комиссии. Курский край в начале царствования Петра Великого: (Конец XVII века): Историч. очерк//Труды Курской губ. ученой архивной комиссии. Вып. II. Курск, 1915. С. 206–231. Танков А. Материалы для истории Курской епархии//Курские епархиальные ведомости. 1897. 36. С. 685–699; 1898. 28. С. 400–408; 29. С. 415–418; 31. С. 454–458; 32. С. 463–472; 33. С. 478–486; 1899. 48. С. 872–874; 49. С. 890–893; 1903. 23. С. 480–486. Танков А. Несколько данных из прошлого Курской епархии//Курские епархиальные ведомости. 1900. 10. С. 156–160.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

«Исторический очерк развития церковных школ в Олонецкой епархии за 25 лет (1884–1909 г.). Петрозаводск, 1910, 40 страниц. «Истинно-древняя и истинно-православная Христова Церковь ». Изложение в отношении к глаголемому старообрядзу. Церк. печ. Москва, 1898. Дополнительный план введения всеобщено обучения в Олонецкой губ. с пояснительной запиской к нему. (Доклад Олонецкому Губерн. Земскому Собранию 1899 г.). Рукопись. См. «Труды Губ. Земской Комиссии». Вып. 1-й. Петрозаводск, 1905, стр.17–41. «Панфинская пропаганда среди карел Выборгской, Архангельской и Олонецкой губ. и необходимые меры борьбы с ней». Доклад Олонецк. Губерн. Земск. Собр. 1907 г. Отпечатан в «Трудах Губерн. Земск. Комиссии по выработке плана введения всеобщего обучения в Олонецкой Губернии». Вып.4-й. Петрозаводск, 1907. Руководство по Закону Божию для школ в местностях с карельским населением. Выборг, 1908. Очерк деятельности Православного Карельского Братства в Олонецкой губ. Петрозаводск, 1910, 62 страницы. «В защиту церковных школ». Доклад на общеземском съезде по народному образованию в Москве в 1911 году. Оттиск из «Олон. Епарх. Вед. » за 1911 год. ТРУДЫ: Ряд статей и заметок по народному образованию в Олонецких Епарх. и Олонец. Губерн. Ведомостях за время с 1898–1910 г. Ряд статей руководящего характера и других в издававшемся и редактировавшемся им в течение 6 лет с 1911 по 1917 гг. еженедельном церковно-обществен. органе «Олонецкая Неделя». Ряд статей пастырского и церковно-практического характера в редактировавшихся им в течение 2-х лет (1917–1918 гг.) «Олонецких Епарх. Ведомостях». «Процесс Петроградских церковников 1922 г.» Дневник участника. Петроград, 1922, рукопись, стр.128+68+16. «Мессианское представление иудеев по Таргуму Ионафана, сына Узиелова». Магистерская диссертация. Рукопись. cmp.VII+273+XV. Ленинград, 1926. «Мои воспоминания». Часть I-я (1870–1889). Детство и годы учения. Рукопись 66 страниц. Ленинград, 1932. «Мои воспоминания». Часть 2-я (1889–1895). На службе в духовном училище. В духовной академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

С 2012 года по благословению митрополита Курского и Рыльского Германа по инициативе историко-архивной комиссии во всех храмах епархий Курской митрополии в Родительскую субботу, которая предшествует дню памяти священномученика Дамиана (Воскресенского), архиепископа Курского, празднование которого приходится на 3 ноября, совершаются панихиды. На заупокойной службе поминаются имена пострадавших за веру, внесенные в поминальный «Синодик». Также в этот день священнослужители произносят проповеди о значении подвига пострадавших за веру. Историко-архивной комиссией в помощь священнослужителям был составлен сборник «Материалы к проповеди в день поминовения духовенства и мирян, пострадавших в годы репрессий в Курском крае». В него вошли проповеди Святейшего Патриарха Кирилла и приснопамятных Святейшего Патриарха Aлekcuя II, митрополита Сурожского Антония, архимандрита Иоанна (Крестьянкина), исследования игумена Дамаскина (Орловского), секретаря Синодальной комиссии по канонизации святых, иерея Владимира Русина, председателя историко-архивной комиссии Курской митрополии, и другое. «Синодики» и «Материалы к проповеди» были разосланы по всем благочиниям в электронном виде и книгой. Информация о «Синодике» и поминальном богослужении была отражена в прессе, на радио и телевидении, а также в интернете. Второй вопрос, связанный с работой в архивах, – изучение и систематизация фондов и дел документального хранения по истории Курской епархии с конца XIX века по 1980-е годы XX века. Это необходимо для научно-исторического исследования данного периода, что, в свою очередь, крайне важно для понятия духовно-исторического значения трагичного и кровавого ХХ века, с большим количеством жертв, имевших место в условиях отсутствия войны 1] . В этой связи в 2012 году историко-архивная комиссия участвовала в работе заседания Научного Совета архивного управления Курской области, на котором обсуждалась следующая тема: «Документы Архивного фонда РФ как источниковедческая база для исследований по истории Курского края». По предложению руководства Научного Совета мною, как секретарем комиссии, было подготовлено сообщение по теме: «Об использовании архивных документов в работе историко-архивной комиссии по изучению материалов о репрессированных священно-(церковно-) служителях Курской епархии». В частности, в докладе говорилось о том, что за 2012 год было изучено более 20 фондов и 150 дел. На этой основе создана и пополняется электронная база документов Государственного архива Курской области по истории Курской епархии ХХ века.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

5. Епархиальному архиерею Мелекесской епархии иметь титул " Мелекесский и Чердаклинский " . 6. Епархиальному архиерею Симбирской епархии иметь титул " Симбирский и Новоспасский " . 7. Временное управление Мелекесской епархией поручить Преосвященному Симбирскому и Новоспасскому Проклу. 8. Образовать в пределах Симбирской области Симбирскую митрополию, включающую в себя Симбирскую, Барышскую и Мелекесскую епархии. 9. Главой Симбирской митрополии назначить Преосвященного Симбирского и Новоспасского Прокла. ЖУРНАЛ 62 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Курского и Рыльского Германа с предложением образовать новые епархии в Курской области. Справка: Архиепископ Герман обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с рапортом, в котором, в частности, сказано: " Ради пользы церковной и активизации духовно-просветительской деятельности Церкви почтительно представляю на усмотрение Вашего Святейшества мои предложения по образованию на территории Курской области двух новых епархий. Численность населения Курской области по состоянию на 1 января 2011 года составляет 1 млн 145 тыс. человек. По конфессиональному составу 90% жителей области являются православными " . ПОСТАНОВИЛИ: 1. Образовать в административных границах Дмитриевского, Железногорского, Конышевского, Льговского, Фатежского и Хомутовского районов Курской области, – Железногорскую епархию, выделив ее из состава Курской епархии. 2. Епархиальному архиерею Железногорской епархии иметь титул " Железногорский и Льговский " . 3. Епископом Железногорским и Льговским избрать игумена Вениамина (Королева), клирика Курской епархии. Место наречения и хиротонии игумена Вениамина (Королева) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. – О чем и послать соответствующий указ. 4. Образовать в административных границах Горшеченского, Касторненского, Мантуровского, Пристенского, Советского, Солнцевского, Тимского, Черемисиновского и Щигровского районов Курской области, – Щигровскую епархию, выделив ее из состава Курской епархии.

http://religare.ru/2_96071_1_21.html

5. Епархиальному архиерею Мелекесской епархии иметь титул «Мелекесский и Чердаклинский». 6. Епархиальному архиерею Симбирской епархии иметь титул «Симбирский и Новоспасский». 7. Временное управление Мелекесской епархией поручить Преосвященному Симбирскому и Новоспасскому Проклу. 8. Образовать в пределах Ульяновской области Симбирскую митрополию, включающую в себя Симбирскую, Барышскую и Мелекесскую епархии. 9. Главой Симбирской митрополии назначить Преосвященного Симбирского и Новоспасского Прокла.   ЖУРНАЛ 62 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Курского и Рыльского Германа с предложением образовать новые епархии в Курской области. Справка: Архиепископ Герман обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с рапортом, в котором, в частности, сказано: «Ради пользы церковной и активизации духовно-просветительской деятельности Церкви почтительно представляю на усмотрение Вашего Святейшества мои предложения по образованию на территории Курской области двух новых епархий. Численность населения Курской области по состоянию на 1 января 2011 года составляет 1 млн 145 тыс. человек. По конфессиональному составу 90% жителей области являются православными». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Образовать в административных границах Дмитриевского, Железногорского, Конышевского, Льговского, Фатежского и Хомутовского районов Курской области, — Железногорскую епархию, выделив ее из состава Курской епархии. 2. Епархиальному архиерею Железногорской епархии иметь титул «Железногорский и Льговский». 3. Епископом Железногорским и Льговским избрать игумена Вениамина (Королева), клирика Курской епархии. Место наречения и хиротонии игумена Вениамина (Королева) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ. 4. Образовать в административных границах Горшеченского, Касторненского, Мантуровского, Пристенского, Советского, Солнцевского, Тимского, Черемисиновского и Щигровского районов Курской области, — Щигровскую епархию, выделив ее из состава Курской епархии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2367551...

Монах Тихон родом Вологодского же уезду Кодановской волости стольника Петра Иванова сына (Л. 127 об.) Измайлова крестьянский сын деревни Середняго, пострижен в том же Глушицком монастыре при игумене Иосифе, зажилово ему на год на свитки восмь алтын две денги да платье. Монах Матфей, родом Боровецкой волости стольника Федора Григорьева сына Вердеревского крестьянской сын деревни Власова, пострижен в Глушицком же монастыре при игумене же Иосифе, зажилово ему на год на свитки восмь алтын две денги да платье. Белой диакон Стефан Конанов, родом Боровецкой волости храму Воскресения Христова пономарев сын. Вместо денежного и хлебнаго жалованья дана ему монастырская земля в селе Леонтьевском: сеется в поле ржи по четверти, овса по две четверти, а в дву по тому же; сена в полех и лугах возов по осмии. Вкладчики, они же и работники, живут за монастырем на скотье дворе. Сергушка Тимофеев, рождение иво Глушицкого монастыря в Козьмодемьянской волости в деревне Коземкине, дьячков сын, детей у него сын Дениска четырнатцати лет. Из казны даетца денег на свитки по десяти алтын, сыну иво по шти алтын по четыре денги да платье. Ивашко Михайлов, рождение иво того же монастыря в деревне Кокошилове, служебничей сын. Из казны даетца на рубашки в год по осми алтын по две денги да платье. Федка Леонтьев, родом того же монастыря деревни Великого Двора в приходе Леонтия Ростовского, крестьянской сын, з детьми: сын у него Мишка (Л. 129 об.) двенатцати лет, Андрюшка трех лет. Ис казны даетца в год на рубашки по осми алтын по две денги да платье. Антипка Яковлев, родом того же монастыря крестьянской сын деревни Бесолнова. А из казны даетца в год на рубашки по шти алтын по четыре денги да платье. Кандрашка Васильев, родом того же монастыря деревни Кромина, служебничей сын. У него сын Мартышко девяти лет. А из казны ему дается в год платье. Гришка Микулин, родом того же монастыря деревни Антуфина, крестьянской сын, из казны даетца на рубашки в год по пяти алтын да платье. Егорко Евдокимов, родом того же монастыря деревни Княжева, крестьянской сын. У него сын Васка десяти лет. Из казны дается в год на рубашки по осми алтын по две денги да платье. Левка Михайлов, родом того же монастыря деревни Онтуфина, крестьянской сын. Из казны даетца ему в год (Л. 130) на рубашки по шти алтын по четыре денги да платье. Мартынко Петров, родом того же монастыря деревни Заболотья крестьянской сын. Ис казны даетца в год на рубашки по десяти алтын да платье. Баженко Федоров, родом того же монастыря деревни Семенкова, крестьянской сын. Из казны даетца в год на рубашки по осми алтын по две денги да платье. Митка Петров, родом того же монастыря деревни Кокошилова крестьянской сын, из казны даетца платье. Карпунка Стефанов, родом того же монастыря деревни Ерасимова, крестьянской сын. Из казны даетца в год по осми алтын по две денги да платье.

http://sedmitza.ru/lib/text/4099707/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010