Легенда вторая. Ратская мужская пустынь. В «Повести о Курской Коренной иконе Знамения Богоматери» неизвестный летописец XVII века рассказывает о монастыре на курской реке Рать, основанном в конце 13 века Святителем Петром, будущем митрополитом Московским. Он повествует о том, как святой, будучи родом из волынской земли, в 12 лет оставил родительский дом, бежав в один из окрестных монастырей, где принял иноческое пострижение, удостоился священства и изучил иконопись, а позже основал монастырь в 15-ти верстах от " бывшего г. Курска " на реке Рати, что впадает в реку Сейм, где воздвиг храм, устроил кельи, собрал братию. Аналогичную версию излагает и иеромонах Леонид (впоследствии архимандрит, наместник Троице-Сергиевой лавры) в " Историческом описании Коренной Рождество-Богородицкой пустыни " , изданной им в 1865 году: «На месте бывшей обители Ратской ныне находится село с церковью во имя Св. Троицы; местно чтимая храмовая икона этой церкви, по преданию, осталась от бывшего монастыря и, может быть, писана самим Игуменом онаго (Святителем Петром)». Факт пребывания Святителя Петра на реке Рать недалеко от Курска отмечен и в упомянутом выше 2 томе " Полного географического описания России " . Однако, существует и другая версия, считающая, что Святитель Петр основал монастырь на реке Рата в Галиции (сейчас Сокальский район Львовской области), а отнесение этих событий на курскую реку Рать не соответствует действительности. В кратком житии Святителя Петра, изложенном в львовском Анфологионе, изданном в 1694 году, говорится: " ...водрузи жилище себе на реке Рати, ныне реченном монастырь Дворцы " . Но монастырь с таким названием существовал совсем в другом месте. " На лесистой и гористой возвышенности одного из северных острогов Карпат у верховьев реки Раты, в селе Дворцах в XIII столетии славился Ворхоратский монастырь, основанный Святителем Петром, бывшим игуменом, а после митрополитом Московским " . Первый историк русской церкви Амвросий в " Истории Российской иерархии " указывает: " Ратский Воздвиженский мужской монастырь основан около 1302 года (Волынская губерния, епархия Житомирская) на реке Рати, близ места Ратня Петром Митрополитом " .

http://sobory.ru/article/?object=17408

Список или чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская Коренная приносятся на летнее время из Знаменского монастыря города. Вновь став всенародным праздником, крестный ход в Коренную пустынь привлекает тысячи паломников из ближнего и дальнего зарубежья. А на месте нынешнего величественного Знаменского кафедрального собора располагалась святая обитель, сооруженная еще в начале XVII столетия. Когда в 1612 году при нашествии семидесятитысячного войска польско-литовских интервентов курская земля была захвачена и разорена, то неприступной для врагов осталась героически оборонявшаяся под предводительством воеводы Юрия Татищева крепость Курска. Свое спасение горожане приписывали заступничеству Божией Матери и тогда же дали обет основать в память об этом событии монастырь. Так на месте нынешнего собора была первоначально возведена деревянная церковь, освященная в честь Рождества Богородицы. Спустя три года по особому челобитию жителей Курска царь Михаил Романов повелел возвратить им древнейшую святыню – чудотворную икону Богородицы «Знамение» Курскую Коренную, до той поры пребывавшую в царских палатах Москвы. Уже в середине XVII века по царскому указу Алексея Михайловича на месте деревянного был заложен и к 1680 году выстроен каменный храм во имя иконы «Знамение» с двумя приделами. Большой пятидесятипудовый колокол был поднесен в дар государями Иоанном и Петром Алексеевичами. Его звон около трехсот лет призывал горожан к молитве, и только во второй половине XIX века он треснул и был снят с колокольни. Строительство большого Знаменского собора началось в 1815 году и продолжалось в течение десяти лет. Это монументальное сооружение закладывалось как памятник победы в Отечественной войне 1812 года. По благословению архиепископа Курского и Белгородского Феоктиста (Мочульского), управлявшего епархией с 1787 по 1818 год, руководство строительством было возложено на архимандрита Палладия (Белевцева), бывшего до сего времени настоятелем Курской Коренной пустыни, в прошлом артиллерийского офицера, родом из местных дворян.

http://pravoslavie.ru/88685.html

Супруга молодая, ей 18 лет всего, в положении. А тут был такой этот Костя Ростовский, карманник, четыре судимости, весь как на шарнирах, такой блатной. И начал меня крутить: вот, общак тебе привезли, кто да что. Потом, конечно, выяснили, что с монастыря передали. Конечно, передачку эту не пропустили всю. Отдали килограмм чая, десять пачек сигарет и все. Но монастырь меня не забывал. Разговора нет. Постоянно поддерживал, помогал. А так, когда посадили, я все вспоминал: пять лет надо посидеть. И боялся не застать батюшку в живых. Потому что при жизни он мне говорил: «74 года проживу, и все». И посчитал, что не дождусь я его. Ну, у меня срок кончается после смерти его. А он мне через родственников передал: «Еще увидимся, не переживай». И фотографию свою прислал. И действительно, мне пять с половиной лет давали. Батюшка писал ходатайство Путину, чтобы меня отдали на поруки монастырю. Ну чтобы помилование дали. Сам я ничего не писал, это он писал. И действительно, Путин мне подписал, меня освободили раньше срока, несмотря на нарушения, которые были. И освободили, самое интересное, в день рождения батюшки Ипполита. Освободили по закону подлости в шесть часов вечера. Всех до 12 дня освобождают, а меня продержали «в стаканчике» до шести вечера. И вечером освободили уже с Курска. Оттуда уже уехать не получалось в то время, автобус не шел на Рыльск. Пришлось переночевать в Курске. Приезжаю на следующий день к нему сюда и говорю: «Ну чего, батюшка? Отметил вчера без меня день рождения?» Он говорит: «Да ты же знаешь, я его не отмечаю, отец». Батюшка со своей улыбкой, такой доброй. Прозорливость старца и чудо в монастыре при жизни Был такой случай однажды. Великий пост был. Февраль месяц. Батюшка уехал в Москву, его здесь не было в монастыре. И тут одна болящая девочка была, тоже родом с Осетии. Тяжелый был случай: отец самоубийством покончил, муж наркотиками торговал, у нее с наркотиками большая проблема была, очень тяжелая ситуация. И вот ее начало здесь крутить, бесноваться начала, не знали, что с ней делать и связали ее, вызвали скорую помощь из психбольницы, из Курска.… Попросили меня за ней присмотреть, ну мол землячка, надо как-то за ней присматривать.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

457 Он знал кроме греческого языка турецкий, арабский, русский, грузинский и латинский. Hellad. Status Eccl. Græc. 1714, p. 15. Он известен также своей Историей иерусалимских Патриархов и изданием многих книг против римской Церкви. 460 Патриарх Досифей впоследствии писал Царям: «прииде к нам письмо от вашей страны, от умершаго иеродиакона Мелетия, который писал от лица блаженнаго Патриарха Кир Иоакима, чтоб мне сыскать и прислать бы какова учителя еллинскаго языка, пиша, якоже есть о том и воля иже во блаженной кончине бывшаго приснопамятнаго Самодержца Государя Феодора Алексеевича». Видно, что Мелетий писал ещё при жизни Царя Феодора Алексеевича. 462 Всё послание состоит из 380 стихов. Оно найдено в рукописи Чудова монастыря, содержащей в себе и другие сочинения Кариона Истомина. На конце послания подпись: «сия вещавшь раб грешный Ваш, Иеродиакон Карион. 7191. ноемвриа в» «день». 463 В 1672 г. Сильвестр был ещё в Молчанской пустыне. См. Опис. Рук. Толстого, стр. 375. В книге Патриарха Иоакима: «Остен», сказано о нём: «родом бе от града Курска, и первее бе писец гражданских дел, рекша подъячей. У некоего иезуитскаго ученика приучися чести латинския книги». Под именем иезуитскаго ученика разумеется Симеон Полоцкий , как видно из другого места той же книги. 465 Ибо список означенной грамоты напечатан без царских, подписей. Притом же известно, по крайней мере, о некоторых монастырях, которые приписывались грамотой к Заиконоспасскому монастырю для Академии, что они попрежнему оставались от него независимыми. Так, монастырь Стромынский оставался за Троицкой Лаврой; а Песношский приписан к ней в 1699 году. См. Историч. Опис. СвятоТроицкой Сергиевой Лавры. 1842. гл. 10. 466 В Библиотеке М.Д. Академии между рукописями хранятся его уроки по философии и богословию: первые состоят в изъяснениях на Аристотеля, последние в изъяснениях на Богословие св. Иоанна Дамаскина . 276, 298, 303. О Герасиме см. Fabr. Bibl. Græc. Ed. Harl. T. XI, p. 528. 467 Все сии сведения о Лихудах изложены в записке: «o роде, воспитании и деяниях Лихудов», при их сочинении под названием «Мечец духовный».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Нестор летописец, Инок Печерский (+ 1114) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 21 окт, 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста тесте с Соборам всех прпп. отцев Киево-Печерских Прп. Нестор поступил в Киево-Печерский монастырь в 1073 г. при игумене прп. Феодосии (память его 10 июля), когда прп. Антоний безмолвствовал в пещере. Ему было тогда 17 лет. Игумен Стефан постриг его, и при нем он был возведен в сан диакона. Он принимал участие в открытии мощей прп. Феодосия в 1091 г. и сам описал это. Ему принадлежат жития свв. князей страстотерпцев Бориса и Глеба и прп. Феодосия, которые дошли до нас. Главный же труд прп. Нестора — его Летопись, которую он от древних времен доводит до 1100 г. Закончил свою Летопись он в 1112 г. Она называется «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть. Эта Летопись свидетельствует о том, что прп. Нестор принадлежал к образованнейшим людям своего времени — знал греческий язык, историю, философию. После принятия крещения образованность очень быстро распространилась по Руси, и школы, подобные той, которую открыл Ярослав Мудрый, существовали не только в Киеве, но и в других, меньших городах. Так, прп. Феодосий, который был родом из Курска, был глубоко образованным человеком. Прп. Нестор скончался в 1114 г. Летопись его продолжали прп. Сильвестр, игумен Выдубицкого Киевского монастыря (память его 2 янв.), игумен Моисей Выдубицкий, игумен Лаврентий. Она вошла в состав Летописных сводов: Лаврентьевского (XIV в.) и Ипатьевского (XV в.). Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437822/

В свою очередь адепт Полоцкого Сильвестр Медведев был предан своему учителю не менее чем Евфимий Епифанию. Родом Медведев был из Курска, где служил писцом в Приказе тайных дел. Со временем он оказывается в Москве, где знакомится с Симеоном и становится его учеником в школе Заиконоспасского монастыря 249 . Симеон был человеком школьным и соответствующим образом поставил дело. Автор самой серьезной дореволюционной монографии о Медведеве А. Прозоровский считает, что «после почти трехлетнего обучения в Спасской школе Симеона Полоцкого Медведев прекрасно изучил латинский 250 (и польский) языки, риторику и пиитику, весьма близко ознакомился с историей, богословием и (отчасти) с философией: позднейшие сочинения Медведева почти по всем отраслям указанных сейчас наук служат неопровержимым доказательством справедливости нашей мысли» 251 . По окончании школы Медведев сопровождал Ордын-Нащокина в его посольской поездке в Курляндию, а в 1672 году оставил мир, избрав местом жительства отдаленную Путивльскую пустынь. Все говорит за то, что этот шаг был сделан им не только с ведома, но и под влиянием Симеона, в котором бытовая капризность удивительным образом уживалась с искренней любовью к монашеской жизни. Правда, идеал этой жизни открывался ему скорее в образе ученого западного монаха 252 , чем типичного для Руси «трудника» ради Христа. Как бы то ни было, через два года после отъезда Медведев принял постриг, а еще через три возвратился в Москву, – впрочем, не по своему желанию. Во всяком случае, 17 июля 1677 он писал Ромодановскому: «...иулиа в 3 день великий государь благоволил быти в Спасском монастыре и мене о моем пострижении, и чесо ради не восхотел на Москве жити, сам разспрашивал милостивно и, выслушав мой ответ, благоволил не единократне приказать мне жить в Москве и во знамя своея государския ко мне милости пожаловал, приказал мне дать на иных богатейшую келию. И присутствующие вси еще стоящу ему в церкви и зрящу, явилися ко мне милостиви» 253 . «ученых» кругах. По смерти Полоцкого он занял его место при дворе в качестве придворного проповедника и поэта.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Биография Медведева до сих пор не выяснена и его сочинения не собраны в одно целое 3 . Скудость исторических известий не допускает цельного представления об этом оригинальном человеке, который у враждебных ему современников получил славу «злого латинника» и которого имя помрачено прикосновенностью к заговору Шакловитого, за что он и был казнен в 1691 году. В глазах тех историков, которые готовы были видеть в Симеоне Полоцком питомца иезуитов и врага православной церкви, ученик его Медведев тем более является тем же «злым латинником», каким считали его в свое время московские приверженцы старины: он – зловредный еретик и упомянутые биографы с полной уверенностью применяют к нему те укорительные или бранные слова, какими осыпали Медведева его московские враги. Когда судьба Медведева уже решилась, один современный обличитель 4 изображает его следующими чертами: «В царствующем граде Москве бысть некто, образом монашеским одеян, именем Сильвестр, прозванием Медведев, родом сый от града Курска, и первее бе писец гражданских дел, рекши подъячей, иже во вся своя дни творяше распри и свары, и мня себя мудра быти, неук сый; язык свой изостряше яко змиин; устнах его бе яд аспидов, полн горести и отравы: злоковарен бо бе от юности возраста, и многоречив, и остроглаголив, и любоприв (яко пишет святый Епифанийкуприйский о Арииеретице, яко таков бе), уста имея бездверна, и из гортани изрыгающь яд душегубительный всякого лжесловия и коварств… яко юноша оный (о немже преподобный Никон антиохианин пишет), в нем же хитрословяше демон, в Оригене еретице глаголавый, с нимже, юношею, никто спудеев можаше противоглаголати; вся бо тыя, многащи же и епископы самыя и клирики, препираше, дóндеже святый Епифаний купрский молитвою своею изгна из юноши демона того, и тгда оста юноша он яко един поселянин, ничтоже умеяй от писаний глаголати. К сему еще оный Сильвестр у некоего иезуитскаго ученика 5 приучися чести латинския книги. И от таковаго книг онаго чтения и от наслышания устоглаголаннаго онаго учителя своего и иных латинников обычаем латинским навыче весь онами уклонися и, отступив от святыя восточныя церкве и от святейшаго Иоакима патриарха, тщашеся, по Божию попущению, действом же диаволским, догматы и предания святых апостол и святых отец, сущая по чину восточныя святыя церкве, развратити и в латинство народ православный превратити: еже и соделал бы, аще не бы всемогущая десница Вышняго предварила и злоумышление его разорила и самаго его сокрушила… Святейший же патриарх, виде его, Сильвестра, яко не покаряется древних святых отец учением и словес их не приемлет и народ наипаче смущает, предаде его за оный мятеж анафеме и с писанми его таковыми» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сильвестр Медведев лицо не безызвестное в истории нашего отечества за XVII столетие: наши древние книжники-составители житий возвели его даже в особое звание «ересиарха», виновника «новоявльшейся латинской дымящейся главни Аркудиевы или Медведевы». Такую почетную и громкую известность у нас на Руси Медведев получил благодаря своему учению о времени пресуществления св. даров в таинстве евхаристии, учению, возбудившему жаркие и бурные прения, тянувшиеся в нашей церкви в XVII столетии чуть ли не целую четверть века. Медведев родом был из Курска и в мире назывался Симеоном. Свою служебную карьеру он начал с чина подьячего и вместе с Шакловитым, с которым так тесно связана его последующая судьба, служил в губной избе, состоявшей тогда в ведомстве приказа тайных дел. Вероятно еще в Курске Медведев получил образование. В 1670 году он, будучи по своим делам в Москве, виделся со всеми тогдашними московскими учеными. Лет через пять после этого (3 мая 1675 г. он был уже монах) он устраняется мира и его молвы и принимает монашество, поселившись на жительство в Молченской путивльской пустыни. Отсюда он вскоре, по настоянию Семеона Полоцкого и самого царя Феодора Алексеевича, перешел в Москву в Заиконоспасский монастырь, где получил келью, по приказанию самого царя, «на иных всех богатейшую» и ближайшую к Симеоновым покоям, так что о Медведеве впоследствии говорили, будто он «купно с отцем Симеоном в единой келии живяше» (Остен л. 98) 1 . Живя в Москве в одном монастыре с Полоцким и, конечно, пользуясь его наставлениями, Медведев сделался ревностным учеником Полоцкого. По словам автора книги Остен, Медведев слушал «словеса его (Полоцкого) латинския мысли полна суща, не познав лести оного, прельстися вслед его мудрования». После смерти Полоцкого, Медведев написал ему надгробную эпитафию в стихах, в которой восхвалял учителя и выставлял его высокие заслуги. Свой поэтический талант Медведев еще обнаруживал не раз, как при событиях радостных, каково напр. его «приветство брачное» по случаю бракосочетания царя Феодора Алексеевича с Марфою Матвеевной Апраксиной 12-го февраля 1682 года, так и печальных напр. «о преставлении государя царя и великого князя Федора Алексеича... плач и утешение дванадесятьми виршами, по числу лет его царскаго пресветлого величества, еже поживе в мире». В этом случае Медведев показал плоды своего учения у Симеона Полоцкого , доказал, что семена брошены на хорошую почву и потому не пропали даром.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

«Толико убо той Симеон освоеволися»! . Во главе таких последователей Симеона Полоцкаго стоял в то время строитель Заиконоспаского монастыря Сильвестр Медведев 345 . Медведев родом из Курска; бывши там «писцом гражданских дел, рекше – подъячий», он еще тогда прельстился латинскими некоторыми мнениями от киевских новотворимых книг 346 . Но тогда он был еще «неук, хотя и воображал себя «мудра» и был от юности возраста многоречив и остроглаголив и любоприв, уста имея бездверна, язык же не премолчно блудящ (болтающий) толико яко всему телу его мнетися быти языку 347 . Его богатые природные дарования окрепли и поверхностная начитанность получила большую устойчивость только уже в Москве, куда он перешел из Курска и где пробывши несколько времени в приказе тайных делъ 348 переменил подъяческое звание на монашеский сан и сделался строителем Заиконоспасского монастыря. Когда прибыл в Москву Симеон Полоцкий и ему назначено было жить в Заиконоспасском монастыре. Медведев скоро сошелся с ним и, живя въ одной кельи 349 , научился от него «чести латинския книги 350 . Чтение книг уже не малороссийских только, но и латинских, переписка с некоторыми учеными по прежнему знакомству 351 и особенно «наслышания устоглаголаннаго своего учителя» Полоцкого 352 сделали из него «чернца великаго ума и остроты» 353 и в тоже время самаго жаркаго приверженца католических мнений, – он отдался им всеми силами пылкой неспокойной 354 природы, – «весь онамо уклонися» 355 и отказавшись от повиновения церковной власти и «нарицающе архиереи и самые четыре патриархи ругательными имени и посмеваше церковь святую восточную, он тщашеся по Божию попущению, действом же диавольским, догматы и предания св. апостол п св. отец, сущая по чину восточныя св. церкве развратитки в латинство народ православной превратити 356 , употребляя для этого все свое «многоречие и остроглаголание и любопрение». И при этом он сосредоточился по преимуществу на одном пункте. Он посвятил свою энергическую деятельность тому вопросу, который уже несколько лет назад занимал русские умы, – именно вопросу о времени пресуществления, – «разширяше, по современному свидетельству, и утвердждаше в народе ересь ону латинскую: первое, еже мнети, яко тема сдовесы (приимите, ядите...) претворятися хлебу и вину в тело и кровь Христову; второе, яко бы тая словеса «приимите, ядите» к народу глаголема повелевающа приимитие ясти; третие и злейшее яко на тех словесех поклонятися яко сущу телу и крове Христове, егда еще хлеб и вино по существу своему токмо возобразна тела и крове Христовы, яко и ва пренесение св. даров в великом входе» 357 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

64 Там же. С. 54. 65 Зиборов. Иоаким. С. 54–55. 66 Смирнов. Иоаким, патриарх Московский. С. 26–27; Белоброва О. А. Икона, или изображение, великие соборные Церкве Всероссийского и всех северных стран патриарша престола приключшихся дел в разные времена и лета//Словарь книжников. Ч. 2. С. 37. 67 Патриаршая окружная грамота о запрещении печатать на бумажных листах изображение святых и торговать немецкими печатными листами с такими же изображениями//ААЭ. Т. 4. 200. С. 254–256. 68 Барсуков. Житие и завещание. С. 38. 69 Смирнов. Иоаким, патриарх Московский. С. 127. 70 Доброклонский. Руководство по истории Русской Церкви. С. 122. 71 Сильвестр Медведев, в миру Симеон, происходил родом из Курска, служил в губной избе Приказа тайных дел. Не позднее 3 мая 1675 г. постригся в монахи, поселившись в Молченской путивльской пустыни. Отсюда вскоре по настоянию Симеона Полоцкого и царя Феодора Алексеевича перешел в Москву в Заиконоспасский монастырь. Был учеником Симеона, жил с ним в одной келье. Сильвестр был образован, знал латынь, в его библиотеке имелись польские книги, он обучал детей грамоте, хлопотал об открытии Греко-латинской Академии, рассчитывая стать ее ректором. Им было составлено описание книг, написанных и напечатанных в России, с элементами научной критики. Был строителем Заиконоспасского монастыря, справщиком Печатного Двора. См. о нем: Белокуров С. А. Сильвестр Медведев об исправлении богослужебных книг при патриархах Никоне и Иоакиме//Христианское чтение. 1885. Ч. 2. С. 691–727. 72 Доброклонский. Руководство по истории Русской Церкви. С. 153. 73 Смирнов. Иоаким, патриарх Московский. С. 116. 74 Иоанникий (1633–1717) и Софроний (1652–1730) Лихуды, греческие монахи, прибывшие в Москву в 1685 г. в качестве учителей по рекомендации Восточных патриархов. Преподавали в Славяно-греко-латинской Академии в Заиконоспасском монастыре. Авторы антикатолических и антипротестантских произведений. Будучи скомпрометированы противниками, в 1694 г. переведены из Академии в типографию, а в 1698 г.— в Ново-Спасский монастырь. После кончины патриарха Адриана продолжили преподавание в Новгороде и Москве (Белоброва О. А. Лихуды Иоанникий и Софроний//Словарь книжников. Ч. 2. С. 301–305).

http://sedmitza.ru/lib/text/436206/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010