Наследство Вызвался богач и представляет резон, почему убогим отказывает: «Я-де имею детей, надо детям оставить наследство». Правда, не должно детей оставлять. Требует того естественная к детям отеческая любовь. Ближе тебе дети твои, нежели другие. И плохо и бесчеловечно делает тот, который, оставив домашних без хлеба, питает других. Итак, не оставляй детей, но не оставляй и убогих, которые просят у тебя милости ради Христа, за всех и за тебя умершего. Люби детей, но Христа, Который у тебя через убогих просит, не только более детей, но и более себя люби. Но притом внимай следующему предложению: 1 . Если хочешь оставить наследство детям, неизвестно, детям ли оно достанется или врагам твоим. Ибо часто бывает, что имение чужим достается по смерти, а не тем, кому желаем при жизни нашей. 2 . «Неизвестно, – говорит свт. Василий Великий , – будет ли им полезно оставленное богатство твое» (В Слове к богатым), поскольку многие дети оставленным им отеческим имением развращаются и погибают временно и вечно. 3 . Душа твоя ближе тебе и дороже должна быть, нежели дети твои: должен ты более о ней заботиться, нежели о детях. Ибо с нею ты вовеки будешь – или в жизни вечной, или в муке вечной, а дети твои до тех пор твои, пока на свете этом с ними живешь, хотя и при жизни твоей они более Божии, нежели твои, как и сам ты. 4 . Дети, и без наследства оставшись, могут нажить имение, как и ты нажил. Ибо Бог, Который тебе дал, может и им дать. А душа, тобою оставленная, у кого найдет милость, когда и заповедь Божию презираешь, и милости к ближнему не показываешь? 5 . Дети твои имеют Промыслителя общего – Бога, Который обо всех промышляет. Его Промыслу, как себя, так и детей вверяй, а не на богатство погибающее надейся, отчего апостол отвращает, и детей тому же учи, чтобы уповали не на богатство неверное, но на Бога Живого, дающего нам все обильно для наслаждения ( 1Тим. 6, 17 ). 6 . Нет лучшего наследства, чем чтобы дети твои наследовали твою добродетель и нравы добрые, чтобы от тебя, отца, научились милость творить ближнему; видя тебя, родителя своего милостивого, и сами бы милостивы были. Это наследство старайся им оставить. Постарайся воспитать их в учении и наставлении Господнем ( Еф. 6, 4 ), как апостол учит. А если без наставления этого оставишь их, то и богатство твое, им в наследство оставленное, также мечом будет, которым сами себя погубят, и сам ты перед судом Божиим повинным явишься.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Пятый день. Поучение 1-ое. Преп. Савва Освященный. (Добрыя ли мы дети Церкви?) I. Юный Савва, в последствии названный «освященным», память коего совершается ныне, трудился однажды в виноградном саду, очищая виноградные лозы, окапывая корни их и поливая водою, которую сам издалека носил с великим трудом. Изнемогший от жарких лучей восточного солнца, облитый собственным потом, он, – как отрок – почувствовал большой голод и жажду, прислонился под тень ближайшего дерева и поднял разгоряченное чело свое к небу. На вершине дерева Савва увидел прекрасное спелое яблоко, которое теперь было очень полезно ему для подкрепления сил и для утоления жажды и голода. Юный садовник сорвал яблоко и хотел вкусить, но вдруг ему пришло на мысль, что время, определенное уставом церковным для употребления плодов, еще не наступило. «Соблазн! сказал себе Савва, рассматривая плод. Вот также и райское яблоко было красиво и хорошо; но оно погубило моих праотцев: они вкусили его и преступили чрез то заповедь Божию. Не то же ли и я хочу теперь сделать, что сделали наши прародители в раю? Ведь и мне запрещено св. церковию вкушать теперь этот плод... Нет, во всю жизнь мою до самой смерти не буду есть яблоков за то, что это яблоко соблазнило меня и чуть не сделало преступником церковного устава!» И несмотря на томительный голод и жажду, мудрый отрок бросил искусительный плод на землю и повел жизнь самую воздержную и осторожную, каждую мысль свою, каждое чувство и дело подвергая строгому разбору и самоосуждению. Конечно, он не хуже многих других знал, что яблоки вкушать не грех; помнил даже апостольское слово, что труждающемуся делателю прежде подобает вкушать от плодов труда своего: но устав церкви он предпочел и голоду с жаждою, и красоте зрелого яблока («Ч.-Мин.»). II. Мы нисколько не погрешим, возлюбл. во Христе братия мои, если назовем препод. Савву добрым, послушным сыном матери-церкви. Спросимь себя: добрыя ли мы дети матери нашей церкви? Мы называем церковь своею «матерью»: но любим ли и чтим ли ее, как дети? Верны ли и послушны ли ей, как дети? Исполняем ли ее законы и уставы, как добрыя дети исполняют повеления своих родителей? Храним ли ее порядки, как хранят их покорные дети в благочестивом семействе? Наша жизнь, наши дела, наши нравы и обычаи – суть ли нравы и обычаи, завещаваемые нам св. матерью нашею – церковию? Что будем отвечать на эти и подобные им вопросы?... Увы, братие возлюбленные, трогательная жалоба Господа на древняго Израиля так же верно может относиться и к нам: «сыны родих и возвысих; тии же отвергошася Мене!» (Исаия 1, 2–4).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Проповедь в субботу 5й седмицы по Пятидесятнице.протоиерея Александра Глебова Июль 15-ое 2011 Проповедь в субботу 5й седмицы по Пятидесятнице.протоиерея Александра Глебова Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии», – говорит апостол Павел в Послании к Римлянам, отрывок из которого мы сегодня слышали. Апостол утверждает, что через воплощение Сына Божия, через Его искупительную жертву и Воскресение род человеческий был усыновлен Богу. Действительно, ведь Христос был Сыном Божиим и Сыном Человеческим, и в Его человечестве вся человеческая природа, все люди были усыновлены Богом. Он называет людей, нас с вами, Своими братьями. Но ведь братья – это дети одного Отца. И если Он – Сын Божий, а мы – Его братья, значит, и мы – дети Отца небесного. Откуда, собственно, и проистекает наше дерзновение, когда мы обращаемся к Богу, Творцу вселенной со словами: Отец наш. Степень нашего усыновления и близость человека к Богу апостол выражает следующими словами: «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии». Еврейское слово «авва» означает не просто отец, и не сам факт отцовства, потому что, как известно, отцы-то бывают разные. Авва – это заботящийся и любящий отец, который является самым близким человеком для своих детей. Святитель Иоанн Златоуст , истолковывая этот текст, пишет: «Апостол, желая показать, что мы – сыны по рождению, употребил еврейское слово. Не сказал только «отче», но «авва, отче» Ибо так преимущественно называют отца подлинные его дети». Совершенно естественно, что дети являются наследниками своего отца. Но если в этом мире дети вступают в правонаследство после смерти своих родителей, то наследие Божие человек получает после своей собственной смерти. А что это за наследство, которое человек по замыслу Божию должен обрести в вечности? Обратимся вновь к Посланию апостола Павла: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

«Русский язык не знаешь — учиться не сможешь»: как дети беженцев живут в Москве Языковые трудности могут привести к тому, что ребенок вообще откажется разговаривать 15 апреля, 2019 Языковые трудности могут привести к тому, что ребенок вообще откажется разговаривать Семьи, сбежавшие от войн, рабства или политического преследования, сталкиваются с множеством проблем на новом месте. Центр «Такие же дети» занимается образовательной поддержкой и адаптацией детей беженцев. Афиша Daily узнала особенности работы организации и поговорила с ее подопечными о жизни в незнакомой стране. Дети беженцев — о своем прошлом и жизни в Москве Мадлена Макыева, 16 лет, Киргизия: Я приехала в Москву в 11 лет. До этого жила в Бишкеке. Родители не говорили, почему мы переехали. Из той жизни я ничего не помню, только помню, как в детстве сломала руку. По-моему, левую. По-русски научилась говорить сама — слушала, как говорят люди, постепенно начала различать слова. Сейчас я живу с мамой, папой, старшим братом и сестрой. Мама — уборщица в магазине, папа работает таксистом, брат тоже таксист, сестра учится в колледже. А я хочу стать певицей, но пока особо не занимаюсь, просто сама пою русские песни. Например, мне нравится песня Нюши «Выше». Центр «Такие же дети» папа нашел просто в интернете. Мне тут нравятся все занятия. По истории сейчас проходили Николая Первого. В свободное время я люблю лежать. Это не скучно. Мардок Макета, 19 лет, Ангола: Я из Луанды (Ангола). Там говорят на португальском, африканском (лингала) и на французском. Мне рассказывали, что папа и мама уехали изза войны. Сейчас мы живем в Королеве — я, мой отец, две тети, дядя, сестра, мама. До десяти лет я ничего не помню. Когда я появился в России, я не понимал по-русски, разговаривал на своем языке. Я гулял во дворе с сестрой и братом; сидел, например, на скамейке, а потом как бы по чуть-чуть начал слышать, как разговаривают русские дети. Понимать русский я начал в 2012 году. В 2011 году я увидел снег. Мне было 11 лет. Я подошел к окну, посмотрел — там все белое. Я спросил брата: «А что там?» Он объяснил: «Это идет снег. Оно падает из неба. Это типа дождь, но белое».

http://pravmir.ru/russkij-yazyk-ne-znaes...

А. Добродетели, предписываемые пятою заповедью закона Божия 1. Почитание родителей а) Что нужно разуметь под общим именем почитания родителей? В пятой заповеди под общим наименованием почитания родителей предписываются следующие частные обязанности: I. Почтительно обходиться с родителями. Почтительное обхождение требует, чтобы мы каждым действием, каждым словом выражали вежливость, предупредительность, услужливость, кротость и незлобие. Премудрый учит: помяни отца твоего и матерь твою, когда будешь сидеть посреди вельмож. Не забывайся пред ними и не безумствуй в своем обращении, чтобы желать совсем не родиться и проклинать день своего рождения ( Cup. XXIII. 17 – 18 ), т. е. не стыдись своего низкого происхождения и своих бедных и необразованиых родителей. Было бы признаком крайней неблагодарности и крайне неблагородно терять снисхождение и почтение в тем, которые сами терпели слабости нашего детства, любили нас всеми силами своей души 143 , молились за нас от всего сердца 144 , не покидали нас, когда мы во младенчестве докучали им своими воплями, в отрочестве им досаждали упрямством и шалостями, ласкали нас и утешали, когда мы скучали в их присутствии. Чадо, учит Премудрый, заступи в старости отца твоего и не оскорби его в животе его. Аще и разумом оскудеет, прощение имей, и не обесчести его всею крепостию твоею ( Cup. III. 12 – 13 ). II. Повиноваться родителям. Дети должны исполнять приказания родителей и не делать того, что они запрещают и что им неугодно, должны с покорностию принимать наставления и советы родителей. Только те повеления и советы родителей необязательны к исполнению, которые противны вере и нравственности, законам церковным и гражданским. Дочь Иродиады, конечно, поступила бы справедливо, если бы не исполнила желания своей матери, требовавшей главы св. Иоанна Крестителя. Ионафан, сын Саула, не усумнился войти в противоречие со своим родителем, представляя ему, сколь несправедлива его ненависть к Давиду ( 1Цap. XIX. 20 ). Но и в подобных случаях дети должны быть в отношении к родителям кроткими и вежливым.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Двадцать первый день. Поучение 3-е. День восшествия на престол Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича 10 . (О почтении детей к своим родителям и о почитании Царской власти). I. В нынешний высокоторжественный день восшествия на прародительский престол Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича, истинного Отца отечества, которого все его верноподданные, как послушные и любящия дети, должны почитать и которому должны во всем оказывать покорность, как требует того слово Божие, св. церковь , совесть, здравый разум, личная польза каждого и благо государственное, уместно будет, братие мои, побеседовать о почтении детей к родителям. Если дети научатся почитать родителей, то они будут не только истинными гражданами земного царства, но и доблестными гражданами царства небеснаго. II. Родители должны быть некоею неприкосновенною святынею, к которой дети не смели бы касаться ни делом, ни словом, ни даже помыслом сколько-нибудь непочтительным. а) Этого требует, во-первых, высочайшая важность сана родительского. Откуда в людях звание родительское? Апостол Павел отвечает, что «от Бога получает имя всякое отечество, как на небесах, так и на земле» ( Еф. 3, 15 ), т. е. первый Отец и ангелов и человеков есть Бог. Итак в отношении к людям хотя дети раждаются от родителей, но первый и высший отец их есть Сам Бог, Отец всяческих. В самом деле, сами ли собою родители рождают детей? Если сами собою: то почему-ж иные хотели бы иметь детей, но не рождают, иные желали бы сократить число детей, но рождают; третьи, после долговременного бесплодия, просят детей у Бога и выпрашивают; четвертые и долго просят и во всю жизнь не получают? Нет, не родители сами собою рождают детей, но Сам Господь чрез родителей, как чрез живыя орудия промыслительного Своего творчества, их создает и рождает, как и исповедали к Богу Иов и Давид: «руце Твои сотвористе мя и создасте мя» ( Иов. 10, 8 ; псал. 118, 73), так что Отец человеков в смысле прямом и собственном есть Бог, как преимущественно называл Его Сам I. Христос; а люди называются их отцами и матерями, только как действующия в деснице Божией орудия их создания и рождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Детям нравится отдыхать в православных лагерях Интервью с председателем Правления Межрегиональной молодежной общественной организации содействия воспитанию детей и молодежи «Общее Дело» Константином Поваровым Леонид Виноградов – Константин Сергеевич, какие летние лагеря проводит ваша организация в этом году? – В этом году в мы третий раз проводим морской лагерь «Святого Георгия град» на мысе Фиолент (в переводе Земля Бога) в Севастопольской области. Название лагеря неслучайное – в трехстах метрах от него расположен монастырь великомученика Георгия Победоносца. Непосредственно у лагерного пляжа из моря выступает гора, на которой в 891 году святой великомученик Георгий явился терпящим бедствие морякам. Сейчас на месте явления стоит пятиметровый освященный крест. В том же 891 году, почти за 100 лет до Крещения Руси (!), был основан монастырь. И его настоятель иеромонах Аристарх, и другие монахи относятся к нам очень хорошо. Стационарный лагерь мы проводим в третий раз, а до этого несколько лет жили в палатках прямо на территории монастыря. Дети есть дети, их игры неизбежно нарушали монастырский покой, поэтому, когда мы стали разрастаться, взяли у отца Аристарха благословение на организацию стационарного лагеря. Сегодня арендуем гостиницу. Все дети проживают в 3-4-хместных номерах. Но по-прежнему посещаем монастырские богослужения и окормляемся у братии Свято-Георгиевского монастыря. – Вы берете в лагерь только воцерковленных детей? – Нет, это миссионерский лагерь (как и другие лагеря «Общего Дела»), поэтому он открыт для всех. Утреннюю молитву или богослужения дети посещают только по желанию. Но вы понимаете, что люди, совсем равнодушные к православной традиции, вряд ли отправят своих детей в православный лагерь. Как правило, дети в лагере начинают посещать храм, многие впервые в жизни исповедуются и причащаются. Но если посещение храма – дело добровольное, то правила поведения обязательны для всех. За пьянство, курение, сквернословие, непослушание старшим, неуважение к православной традиции отправляем домой. Мы об этом предупреждаем родителей заранее. За три года двоих ребят отправили.

http://pravoslavie.ru/4568.html

Дитя, которое Спаситель поставил около Себя «Воскресное чтение», 1831 Идя в Капернаум, апостолы дорогою решали вопрос: кто из них больше будет в Царствии Небесном? Они очень хорошо знали, что наибольшим в Царствии Небесном будет тот, кто будет ближайшим Иисусу Христу; поэтому они рассуждали далее о том, кто из них стоит ближе к Нему. Тогда Спаситель призвал одно дитя, поставил его подле Себя и сказал: «Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот принимает Меня. Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Кто был это дитя, которое Спаситель поставил среди апостолов и как оно называлось? В Евангелии ничего не написано об этом. Но древние повествуют, что это дитя был Игнатий, который впоследствии был епископом Антиохийским и носил прозвание Богоносца. И действительно: с малых лет и до седых волос имел Игнатий детскую привязанность и пламенную любовь к своему Творцу и Спасителю; он умер за свою веру во Христа, повторяя непрестанно: «Я ношу Христа в своем сердце». Язычники, видя его твердость и непоколебимость его веры, бросили Игнатия диким зверям, которые раздробили его в одну минуту своими зубами, подобно тому, как зерна дробятся под жерновом. А идя на страдания, он пророчески говорил: «Я хочу, чтобы меня измололи зубы зверей, я хочу быть пшеницей Божией». Как должно понимать слова: аще не обратитеся, и будете яко дети? ( Мф. 18:3 ) Св. Исидор Пелусиот Господь требует уподобления детям, то есть не возвращения в детский возраст, как, подобно Никодиму, думаешь ты, но отречения от злобы, чтобы в нас была детская простота. И сие дает видеть в самом образе выражения; не сказал: если не будете детьми, но говорит: яко дети, присовокуплением яко означая подражание детям (ср. Василия Великого , ч. 5). Мысли свт. Феофана ( Мф. 18:3 ) «Мысли на каждый день года по церковным чтениям» Аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в Царствие Небесное. Детское строение сердца – образцовое. Дети, пока не раскрылись в них эгоистические стремления, – пример подражания. У детей что видим? Веру полную, не рассуждающую, послушание беспрекословное, любовь искреннюю, безпопечение и покой под кровом родителей, живость и свежесть жизни с подвижностью и желанием научаться и совершенствоваться. Но Спаситель особенно означает одно их свойство – смирение: иже смирится, яко отроча, той есть болий в Царствии Небеснем. Ибо коль скоро есть смирение настоящее, то и все добродетели есть. Оно тогда и является в совершенстве, когда другие добродетели уже расцвели в сердце и приходят в зрелость; оно венец их и покров. Это тайна жизни духовной о Христе Иисусе, Господе нашем. Чем кто выше, тем смиреннее, ибо он яснее и осязательнее видит, что не он трудится в преуспеянии, а благодать, которая в нем; и это есть мера возраста исполнения Христова. Ибо главное во Христе Иисусе то, что Он смирил Себе, послушлив быв даже до смерти. Мысли свт. Феофана

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Квартира, дом, в котором мы живем, – особенное место. Это целая вселенная, в которой растут наши дети. Это школа, в которой все члены семьи получают настоящее образование. «Начнем же с первых и легчайших добродетелей… и этим начальным уроком будем непременно заниматься дома… пусть дом твой будет училищем борьбы и добродетели, чтобы, обучившись хорошо здесь, ты мог с великим искусством обращаться и в обществе», – учил святитель Иоанн Златоуст . О том, какое значение имеет убранство дома для воспитания детей, писала последняя русская императрица: «Главным центром жизни любого человека должен быть его дом. Это место, где растут дети – растут физически, укрепляют свое здоровье и впитывают в себя все, что делает их истинными и благородными мужчинами и женщинами. В доме, где растут дети, все их окружение и все, что происходит, влияет на них, и даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие… Комнаты, в которых наши дети будут спать , играть, жить, мы должны сделать настолько красивыми, насколько позволяют средства. Дети любят картины, и если картины в доме чистые и хорошие, то чудесно на них влияют, делают их утонченнее» . Для образования детей очень важно то, какие отношения связывают их родителей, важны духовные ценности, на которых строится семья. Но огромное значение имеет и внешний облик дома. Как в храме стены учат молящихся – характером и сюжетами росписи, так и в доме стены могут учить детей. Как в школе, в классе стены оформляются учебными материалами и помогают ученикам осваивать программу, так и в доме оформление стен может оказаться учебным пособием. На стену мы вешаем то, что хотим почему-то выделить. Чем-то похвастаться. О чем-то не забывать. Просто украсить голую стену, по совету дизайнера или чтобы спрятать ободранные обои. Но в любом случае то, что висит на стене, в отличие от спрятанного в шкафу, обязательно привлекает внимание. Внимание наших детей, которые видят это что-то выделенное нами изо дня в день. Что показывают стены нашей квартиры нашим детям?

http://pravoslavie.ru/69638.html

Храм. Вот мой семнадцатилетний детинушка что-то промычал (Георгий практически не разговаривает, хотя в раннем детстве немного говорил). Вот он потянулся руками к продуктам, выложенным на специальном столе. Вот попытался задуть свечу на подсвечнике. Неловко.                Мой семнадцатилетний сын Георгий вот уже шесть лет живет в интернате, в маленьком поселке за сотни километров от меня. Так вышло. Примерно раз в месяц я приезжаю к нему на два-три дня, и мы при любой возможности идем в церковь. Если в этот день есть литургия (службы в этом храме бывают по выходным и в праздники), мой мальчик получает Святое Причастие.              В интернате 500 детей в возрасте от 4 до 18 лет. Диагнозы самые разные: ДЦП, эпилепсия, поражения мозга (мы называем это «органикой»), «генетика» (например, синдромы Дауна и Ретта), «психиатрия» (шизофрения и аутизм), другие заболевания. Официально все дети считаются умственно отсталыми. Я считаю, что все-таки не все, но не об этом здесь речь.              К половине детей родители не приезжают никогда, ко многим пару раз за год. Вот тут я могла бы сказать: «Как они могут ездить так редко к своим кровиночкам?» Но мне лучше промолчать, ведь кто-то может сказать то же самое и про меня. Не судите, да не судимы будете.             Но есть дети, их около полусотни, которых близкие навещают, по меркам интернатовских воспитателей, «часто» — в среднем раз в месяц-полтора. Большинство частых посетителей ночует в специальной комнатке при интернате. Многих ночующих мам я уже знаю. Впрочем, папы приезжают тоже, иногда даже без мам, но все-таки реже, чем одинокие мамы. Диагнозы у детей ночующих мам, разумеется, разные, но чаще это более «тяжелые» дети. Как мы определяем «тяжесть»? Ну, скажем так, особенность «легких» детей с первого поверхностного взгляда обычному человеку не разглядеть. Особенности «тяжелых» бросаются в глаза сразу. Исключение — шизофреники, «негрубые органики», аутисты. Внешне они ничем не отличаются от обычных детей. Пока не начнут выкидывать свои номера, проявлять свой аутизм, это дети, как дети.

http://pravmir.ru/pochemu-detej-invalido...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010