Торжества открылись 26 января 2014 года Божественной литургией в Храме Христа Спасителя. На запричастном стихе было оглашено послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с 700-летием преподобного Сергия. По окончании литургии Святейшим Владыкой было совершено освящение хоругвей с изображением преподобного Сергия, изготовленных специально к юбилейной дате. В тот же день Предстоятель Русской Православной Церкви открыл XXII Международные Рождественские образовательные чтения и торжества, посвященные 700-летию преподобного Сергия Радонежского. В этом году в Чтениях приняли участие более 15 000 человек, работа Чтений проходила в том числе на площадках Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 11 мая 2014 года Его Святейшество посетил на родине преподобного Сергия Радонежского Варницкий во имя Святой Троицы Сергиев мужской монастырь в городе Ростов Великий Ярославской области, где совершил чин великого освящения собора во имя преподобного Сергия Радонежского и возглавил Божественную литургию. 16 июля 2014 года состоялся крестный ход из Покровского монастыря города Хотьково, где почивают мощи преподобных Кирилла и Марии — родителей преподобного Сергия Радонежского в Сергиев Посад. Во главе со Святейшим Патриархом Кириллом и сонмом епископов тридцать тысяч верующих, сопровождая иконы с ликами и мощами преподобного Сергия Радонежского и преподобных Кирилла и Марии, прошли семнадцать километров пешком до Благовещенского поля города Сергиева Посада по пути, некогда проделанном будущим Радонежским игуменом. Вечером 16 июля 2014 года на Благовещенском поле было совершено всенощное бдение, а ночью — Божественная литургия. Для паломников, участвующих в праздновании, Министерством чрезвычайных ситуаций и Министерством обороны Российской Федерации на Благовещенском поле были развернуты палаточные городки, в работе которых приняли участие около 1000 волонтеров от приходов различных епархий Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3804585...

В начале XIX века началось расширение здания храма во имя Преподобного Сергия Радонежского: была пристроена теплая трапезная и возведена трехъярусная колокольня с крестовым завершением. Это значительно увеличило число прихожан внутри здания храма во время богослужений. Стены основного Храма, трапезной и своды были украшены фресками. На колокольне было 5 колоколов. Из них больший в 25 пудов, второй в 4,5 пуда, а прочие один другого меньше. Церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского в Коньково-Сергиевском приобрела облик приходского Храма. В конце XVIII века Екатерина II приобрела имение Коньково-Троицкое. Она желала построить здесь свой загородный дворец. Но дворец построен не был. Здание упраздненной церкви стояло заброшенным. В 1812 году оно подверглось разрушению и разграблению отступающими войсками Наполеона. Из-за невозможности восстановить здание церкви Живоначальной Троицы оно было разобрано. Полученный от разборки кирпич был отдан на возведение ограды вокруг храма во имя преподобного Сергия в селе Коньково-Сергиевском. К числу особо чтимых святынь храма относилась икона Преподобного Сергия Радонежского с частицами его мощей. В 1830 и 1848 годах, когда в окрестных селах и деревнях жестоко свирепствовала холера, в приходе цер. Сергия Радонежского умерших было только 3 человека. В память избавления от болезней с 1848 года ежегодно совершалось молебное пение чудотворному образу преподобного Сергия не только в храме, но и в домах прихожан. С левой стороны трапезной - престол в честь положения честные ризы Божией Матери во Влахерне. Устроен престол в 1818 году, благодаря усердию полковника Алексея Федоровича Ладыженского (дело в том, что около западной стены домовой церкви были погребены его родители: Федор Алексеевич в 1804 г. и Лукия Михайловна в1808 г. Ладыженские. Когда была сооружена трапезная, то захоронения оказались под ее полом, а после устроения придела, их тела стали покоиться под престолом Святого алтаря. С правой стороны трапезной - престол во имя Святителя Филиппа, Митрополита Московского. На устроение этого престола значительную сумму пожертвовал московский купец Иван Филиппович Бакланов. Очевидно, он сделал это, желая почтить память своего отца. Устроен престол в 1848 году. Если на карте изобразить продольную ось храма, то она пройдет через Сергиев Посад и Троице-Сергиеву лавру. В знак глубокого почитания заслуг и подвигов Преподобного Сергия Радонежского перед Церковью, государством и народом - алтарь храма направлен на то место, где покоятся его мощи.

http://sobory.ru/article/?object=01958

Впоследствии, в том же пятнадцатом веке, Епифаниева пера «Житие» было основательно переработано известным церковным писателем Пахомием Логофетом, текст Пахомиевской редакции «Жития» опубликован академиком Н.С. Тихонравным в книге «Древние «Жития» Сергия Радонежского» (1892 г). В девятнадцатом веке появляются новые жизнеописания Преподобного Сергия – митрополитов Московских Платона (Левшина) и Филарета (Дроздова) , известных церковных историков архиепископа Филарета (Гумилевского) и Е.Е. Голубинского . Наконец, нельзя не упомянуть «Житие преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца», составленное уже в двадцатом веке выдающимся деятелем Русской Православной Церкви патриархом Московским и всея Руси Алексием (Симанским, 1877–1970 гг.). К сожалению, несмотря на обилие глубоких мыслей и тонких наблюдений, незаурядные литературные достоинства, всем этим выше перечисленным «Житиям» присущ один весьма существенный недостаток – краткость, вследствие чего многие подробности из жизни Сергия Радонежского в этих издания опущены. Для настоящего издания выбрано «Житие преподобного Сергия», составленное иеромонахом Никоном (Рождественским , впоследствии архиепископом Вологодским и Тотемским). Это «Житие» впервые было подготовлено к печати по случаю юбилея Сергия Радонежского – 500-летия со дня его кончины, торжественно отмечавшегося в 1892 году. Позже книга неоднократно переиздавалась, с дополнениями и исправлениями. Главное достоинство этого «Жития» – его полнота. Как писал в предисловии сам автор, его цель – «собрать в одну книгу все, что можно было найти в исторической и проповеднической литературе о Преподобном Сергии». При этом, излагая исторический материал, автор преследует и морально-дидактическую цель – преподать читателям некоторые нравственные назидания, органично вытекающие из житийного повествования. Аще мужа свята житие списано будет, то от того польза велика есть и утешение вкупе, и писателем, и сказателем, и послушателем. Епифаний Премудрый . Буди ревнитель право живущим, и сии житие

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Троице-Варницкий монастырь, заштатный, в 3 верстах от Ростова, на берегу реки Ишни, на месте бывших соляных варниц. Основан около 1430 года на месте рождения и воспитания преподобного Сергия, где была вотчина его родителей. По имеющейся под находящимся над ведущими в обитель воротами изображением явления старца-инока отроку Варфаламею надписи, монастырь основан именно на том месте, где «явился ангел Господень в образе инока отроку Варфаламею, иже и бысть Сергий, чудотворец Радонежский, основатель великия лавры». С 1726 года по 1731 год монастырь был женским. В монастырском храме, с приделами преподобного Сергия и Никона, святых Афанасия и Кирилла, хранится с горящей перед ней неугасимой лампадой икона преподобного Сергия, писанная в Троице-Сергиевой лавре иноком Симеоном и освященная при мощах преподобного; в ней хранятся частицы мощей святых Дмитрия Солунского, Иоанна и Никиты Новгородских, Макария Калязинского, Сергия Радонежского и часть его гроба. В том же храме у южной стены лежит чугунная плита жившего в этой обители на покое и здесь же скончавшегося (1 января 1842 года) Августина (Сахарова), епископа Оренбургского. При монастыре школа, а с 1893 года, в память 500-летия кончины преподобного Сергия, — странноприимный дом и богадельня для заштатных церковно-служителей с их вдовами и сиротами. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» В пос. Варницы, ныне в черте г. Ростова Ярославской обл., подворье Троице-Сергиевой лавры (с 1995). Название происходит от соляных варниц, в XV-XVII вв. находившихся близ мон-ря на р. Ишне. По преданию, В. м. основан на месте дома преподобных Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия Радонежского. В Житии прп. Сергия название имения его родителей отсутствует, в Пространной редакции жития сказано, что оно «бе в пределех Ростовьскаго княжения, не зело близ града Ростова» (ПЛДР. XIV - сер. XV в. С. 288). В примечаниях А. А. Титова к «Летописцу о Ростовских архиереях» свт. Димитрия (Туптало) сказано, что В. м. был заложен 5 июля 1427 г. Ростовским еп. Ефремом на месте, где прежде стоял дом отца прп. Сергия, однако источник этого утверждения неизвестен. Е. Е. Голубинский считал предание об основании В. м. на родине прп. Сергия «совсем новым» и не могущим претендовать «на особую достоверность». Косвенным образом предание подтверждается существованием в обители по крайней мере с XVII в. престола во имя прп. Сергия; в собрании ГМЗ «Ростовский Кремль» сохранился Синодик В. м. кон. XIX в., в к-ром перечислены родственники прп. Сергия (Р-1135. Л. 2).

http://sobory.ru/article/?object=00602

Такие люди становятся для грядущих поколений не просто великими покойниками, а вечными их спутниками, даже путеводителями, и целые века благоговейно твердят их дорогие имена не столько для того, чтобы благодарно почтить их память, сколько для того, чтобы самим не забыть правила, ими завещанного. Таково имя преподобного Сергия: это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая черта нашего нравственного народного содержания. Что же это за правила, завещанные преподобным Сергием? Что же это за светлые страницы в нашей истории? Мы 11 мая стали свидетелями освящения храма преподобного Сергия на родине отца нашего преподобного Сергия. Это село Варницы, что недалеко от Ростова Великого в Ярославской обрасти, где Святейший Патриарх освятил храм, построенный в честь преподобного Сергия. На месте предположительного рождения преподобного Сергия. Он вырос в благочестивой семье, родители его были Кирилл и Мария. И что интересно: весь этот собирательный образ преподобного Сергия, вся его юность, его стремление к монашеской жизни, его подвиги, его борьба за объединение русских земель, его благословение Дмитрию Донскому- всех эти деяний сегодня мы с вами попробуем коснуться, чтобы каждый из нас запомнил эти страницы, этот заветный лик. Пример жизни Преподобного, который родился 700 лет назад, может, каким-то образом, станет для нас и для нашей современной практической духовной нравственной жизни примером в назидание лично нам самим. Интересно житие преподобного Сергия. Его родители с детства напитывали его молитвой. Любили Священное писание, вдохновлялись богослужением. Известно из жития, что мать преподобного Сергия, еще имея его во чреве, пришла в храм божий в воскресный день. И тут младенец перед чтением Евангелия, перед Херувимской и после возгласа «Святая святым» трижды вскрикнул в утробе матери. Она потом свидетельствовала священнику и спросила: что это за знак такой? И священник, которому она поведала о своем переживании, когда она носила младенца в утробе своей, ответил, что дитя будет великим служителем Пресвятой Троицы.

http://radonezh.ru/text/arkhimandrit-mel...

Взглянув на монаха, я узнал в нём Сергия Радонежского. То же лицо, только волосы побелели, да глаза стали бездонными. Склонился преподобный над князем в молитве. Перекрестил. Затем вынес из храма икону и благословил ею Дмитрия Донского на битву со словами: «Бог дарует тебе победу». А затем все смешалось в калейдоскопе. Вот молится преподобный Сергий, а вот и победа русских на Мамаевом побоище, на поле Куликовом. Вот, спустя годы, Сергий примиряет братьев-князей, укрепляет мощь России. Наставляет и просвещает учеников. И всегда он незаметен. Всегда скромен и тих. Вот уже ученики преподобного Сергия разлетелись по всей Руси, строят храмы, просвещают людей. Более 40 знаменитых монастырей основали они… Мы с отцом отдалялись от этой эпохи, мелькали годы, как кадры киноленты. Стоп. 1999 год. Свято-Троицкая Сергиева лавра. Троицкий собор. У раки с мощами преподобного Сергия Радонежского стоит на коленях молодая женщина, в которой я безошибочно узнаю свою маму. Она плачет, молится и просит преподобного сотворить чудо. Я не думал, что мама умеет так искренне молиться и так пронзительно просить! 2000 год. Мои радостные родители бодро шагают в тот же Троицкий собор. В руках у мамы огромный букет белых роз, а у папы теплый свёрток на руках. Мама склоняется перед мощами преподобного Сергия на колени и тихо говорит: «Спасибо, дорогой батюшка, за чудо!» Экран давно погас. Мы с папой стояли дома посреди комнаты… «С Днём рождения, сынок!», — радостно сказал папа, обнимая меня за плечи. А я тихонько вытирал мокрые от слёз щёки. 3 мая 1322 года родился преподобный Сергий. 3 мая 2000 года — родился я. Теперь я знаю, почему меня назвали Сережей и почему я «чудо». Спасибо, тебе, преподобный! Меня зовут Сергий. В этом чудном имени и Александр Невский, и Дмитрий Донской, и Александр Суворов, и Федор Ушаков, и весь сонм защитников, патриотов Отечества. Я хотел сочинить сказку, но не нашёл ничего более чудесного, чем сказочная правда жизни. Мне остаётся поставить подпись. И если чудо ещё не постучало в ваши двери, а вы в нём нуждаетесь — зовите преподобного Сергия. Он не откажет. Проверено.

http://pravmir.ru/tihie-chudesa-sergiya-...

Во времена Смуты обитель «чудотворца Сергия» стала последним оплотом российской государственности, устоявшим под натиском чужеземного вторжения и мятежа. И именно призыв Троицкой братии – духовных наследников Преподобного – способствовал освобождению и возрождению России. В близкое нам время, в XX веке, Троицкая обитель аввы Сергия была первым монастырем, открытым и возрожденным после тяжелой войны и среди непрекращающегося гонения на веру. В самое тяжелое время у святых мощей Преподобного возносилась молитва и о спасении России и о возрождении Русской Церкви. И эта молитва была услышана Богом. Помимо глобального значения Преподобного Сергия, для многих верующих сердец он – личный молитвенник, ходатай и целитель, к которому всегда можно обратиться, прося его молитвенного предстательства перед Богом. О святой жизни Преподобного Сергия, вдохновившей многих на подвиги во славу Божию и ставшей образцом для всех поколений православных христиан, о чудесной помощи Преподобного многим людям, об обители Радонежского чудотворца, Троице-Сергиевой Лавре, рассказывается в данной книге. Анна Маркова Часть первая Житие Преподобного Сергия Радонежского Рождение Преподобного Сергия Преподобный Сергий был уроженцем Ростова, по праву славящегося своей древней святостью – в этом городе впервые в северо-восточной Руси воссиял свет христианской благодати. Родители будущего Преподобного – боярин Кирилл, служивший сначала у Ростовского князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, и его супруга Мария, – хотя и принадлежали к высшей ростовской аристократии, но были не слишком состоятельны. Кирилл и Мария были люди добрые и богоугодные. Праведность их была известна не одному Богу, но и людям. Строгие блюстители всех уставов церковных, они со всем усердием помогали бедным. Жили они в родовой вотчине боярина Кирилла, находившейся на месте нынешней Варницкой обители. Кирилл и Мария имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына – будущего основателя Троицкой Лавры.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Во все время строительства святогорская братия приезжала в село для совершения праздничных богослужений. Служили сначала в большой палатке, потом — среди голых кирпичных стен, а когда появилось перекрытие первого этажа, в нем решили устроить по благословению отца наместника архимандрита Арсения храм в честь преподобного Сергия Радонежского. Так село получило еще одного святого покровителя. 16 июля 2002 г. Богородичная церковь зазвучала, у нее появился голос. В этот день десять отлитых в Москве колоколов были освящены архимандритом Арсением и подняты на колокольню храма. Самый большой, весом 1,3 т, имеет на себе изображение иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и памятную надпись о том, что отлит он усердием братьев Луневых. На втором по размеру изображен преподобный Сергий Радонежский, на третьем — преподобные Кирилл и Мария, родители преподобного Сергия Радонежского, на четвертом — святой равноапостольный князь Владимир. По окончании подъемных работ Богородичное село услышало первый церковный звон после долгого безмолвия безбожного времени. 14 февраля 2005 г. по благословению митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона Преосвященнейший епископ Алипий и наместник Свято-Успенской Святогорской Лавры архимандрит Арсений совершили освящение храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Верхний храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» освящал Преосвященнейший епископ Алипий в сослужении братии Святогорской Лавры и приходского духовенства. 19 февраля 2005 г. нижний храм в честь преподобного Сергия Радонежского освятил архимандрит Арсений вместе с лаврским духовенством. Под святые Престолы новоосвященного храма в серебряных ковчегах были вложены мощи преподобного Иоанна, Затворника Святогорского, преподобного Сергия, игумена Радонежского, и святых мучеников Вифлеемских. Почти сразу после освящения по благословению митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона и с согласия благотворителей храм «Всех скорбящих Радость» вместе с подворьем был преобразован в Богородичный женский скит Святогорской Лавры. Таким образом, история создания и освящения храма стала историей создания новой монашеской обители. Для насельниц скита рядом с храмом Луневы построили трехэтажный каменный корпус, в котором разместились келии и трапезная. Первой насельницей будущей обители стала монахиня Лаврентия, поселившаяся здесь еще во время строительства храма. Впоследствии она приняла здесь пострижение в схиму с наречением имени Любовь. В мае 2006 г. в молодой обители состоялся первый монашеский постриг, а в декабре того же года ей официально присвоен статус скита Святогорской Лавры. Духовником скита был назначен насельник Лавры архимандрит Зосима (Левин).

http://sobory.ru/article/?object=45952

Сопереживая этому ужасному горю, Людмила с мужем поехали в лавру. Она слышала, что от мощей преподобного Сергия Радонежского происходят удивительные чудеса. Причем сама на тот момент она была не воцерковлена, с мужем еще даже не зарегистрировали отношения. В лавру она приехала в брюках, с накрашенными губами. Но Бог слышит не только пришедших, но и только начинающих к Нему идти. Сострадание Людмилы близким людям было настолько велико, что у мощей преподобного Сергия она молилась от самого сердца. Она просила, чтобы пропавшая девочка нашлась. А заодно помолилась о себе – в свои 35 лет она не имела детей. И что же дальше? Она в каком-то тонком сне увидела преподобного Сергия. Преподобный ласково сказал: «Ну, что, ты довольна?» И на этом видение закончилось На следующее утро украденную девочку нашли завернутой в одеяльце на коврике у квартиры ее родителей. Она не пострадала. Сама же Людмила вскоре зачала. Через два месяца она в каком-то тонком сне увидела преподобного Сергия. В его глазах было столько доброты и любви, сколько она не встречала ни у кого на земле. Преподобный Сергий ласково сказал: «Ну, что, ты довольна?» И на этом видение закончилось. У Людмилы родился сын, которого она назвала Сергеем в честь Преподобного. Подобные случаи не единичны. Как говорил старец схиархимандрит Захария (его останки захоронены в крипте Успенского собора лавры в 2019-м году), – вы даже не представляете, насколько сильна помощь преподобного Сергия, в случае сильной нужды обязательно обращайтесь к нему. Знакомый лаврский иеромонах, отец Памфил (Осокин), рассказывал, как в 2014-м году сидел он за свечным ящиком в Успенском соборе, и подошла молодая женщина лет 30–35. Она не могла скрыть своей радости. Они с супругом долго не имели детей. Обошли всех врачей. Проходили длительное лечение в дорогих клиниках. В итоге врачи поставили им диагноз: полное бесплодие, то есть даже не пытайтесь. В печали они приехали в лавру и долго со слезами молились у мощей преподобного Сергия. Через месяц они вновь приехали, но уже со слезами благодарности преподобному Сергию, потому что получилось зачать ребенка. Врачи развели руками, прогнозы их не оправдались. На радостях супруги не знали, кому рассказать свой случай, прибежали в Успенский собор, и вот там отец Памфил и услышал эту историю.

http://pravoslavie.ru/147236.html

Татьяна Воробьева , педагог-психолог высшей категории. 10 ошибок на пути к браку. Подготовила Валерия Посашко //Фома. - – июль 2014. – С.24-27. - (рубрика « Тема номера. Построй свою любовь »).         На врезке к статье: Главное в семье… Результаты опроса, проведенного ВЦИОМ в августе 2013 года. Фото Ксении Кашириной и Елены Сысоевой//Фома. - – июль 2014. – С.27. - (рубрика « Тема номера. Построй свою любовь »). См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Олег Салагай , пресс-секретарь министра здравоохранения России//Фома. - – июль 2014. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Протоиерей Игорь Фомин , настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО . Формула любви. Кому и когда вверять свое сердце? Подготовила Алла Митрофанова . Фото Наталии Федоровой и фото www.lori.ru// Фома. - – июль 2014. – С.28-31. - (рубрика « Тема номера. Построй свою любовь »). См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Олег Салагай , пресс-секретарь министра здравоохранения России//Фома. - – июль 2014. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). ВЕРА (раздел). – С.32-49. К 700-летию преподобного Сергия Радонежского Протоиерей Павел Великанов , настоятель Пятницкого подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Маленький принц в большом супермаркете , или Чему церковная бабуся научила филолога - – июль 2014. – С.32-39. - (раздел « Вера »). глав из книги «Школа веры» протоиерея Павла Великанова, второе издание которой вышло в преддверии 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Толковый словарь: Женщина: сотворенная из ребра мужчины? /Автор – Юрий Пущаев . Ил.: Сотворение Адама и Евы. Миниатюра из иллюстрированной Библии. Около 1230 г.//Фома. - – июль 2014. – С.40. – (раздел «Вера», рубрика « Толковый словарь »). Реклама : С.41. К 700-летию преподобного Сергия Радонежского Взросление отрока Варфоломея. Патриарх Кирилл о детстве и родителях преподобного Сергия . Из проповеди Патриарха Кирилла после Литургии в Троице-Сергиевом Варницком монастыре, 11 мая 2014 года. Ил.: Видение отроку Варфоломею. М. В. Нестеров. 1889-1890. Фото предоставлено пресс-службой Патриарха Московского и всея Руси//Фома. - – июль 2014. – С.42-43. – (раздел « Вера »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-135-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010