Задание 1 Кубики Никитина: анализ, синтез Задание развивает способности к анализу и синтезу. Увеличение сложности узора позволяет развить способность к самообучению, а также четкому восприятию цвета, объема и формы. Илл. 38 и 39 на цветной вклейке. Задание 2 Периферическое зрение, координация Обведи рисунок (двойные рисунки, 8 штук). Вариант 1. Ребенку предлагается рисунок, который он должен обвести сначала с одной стороны, потом с другой правой рукой. Затем обвести левой рукой. Вариант 2. Одну часть рисунка обвести правой рукой, вторую часть левой рукой. Затем раскрасить. Вариант 3 . Обводить рисунок одновременно правой и левой руками. Данное упражнение позволяет улучшить периферическое зрение, координацию рука – глаз, осознание пространства и зрительного различия. (Рис. 49–57.) Рис. 49 Рис. 50 Рис. 51 Рис. 52 Рис. 53 Рис. 54 Рис. 55 Рис. 56 Рис. 57 Задание 3 Осознание пространства и зрительного различия, кодирование зрительных символов, письмо и правописание Смотри на картинку и рисуй восьмерками. Задание 4 Алфавитные восьмерки Упражнение позволяет улучшить правописание, восприятие материала, распознавание символов письменного языка, понимающее чтение (работа долговременной ассоциативной памяти). Развитие памяти Важную роль в жизни каждого человека играет память. • Школьнику необходимо обязательно повторять материал вслух. После прочтения попросите ребенка пересказать, что он запомнил. Сначала пересказ будет неполным, попросите ребенка еще раз пробежаться по материалу и вновь повторить попытку. Так раз за разом ребенок будет легче запоминать и пересказывать прочитанное. • Повторяйте пройденный материал. • Находите опорные пункты в тексте. Это могут быть какие-то части текста, которые являются наиболее значимыми или эмоционально выраженными. Затем попытайтесь их связать друг с другом. Эти опорные пункты будут ориентиром при вспоминании материала, считающегося особенно сложным. • Придумывайте примеры. Важно не просто механически запоминать, но и понимать то, о чем идет речь. Разобраться в этом помогут примеры, которые объяснят ребенку материал.

http://azbyka.ru/deti/znayu-mogu-delayu-...

Рис. 14. Дейр-Айн-Абата, реконструкция кафедры (амвона) Алтарная преграда, отделяющая неф от зоны алтаря, была сделана из привозного белого мрамора. Несмотря на то, что она была разбита на множество частей, её восстановили в достаточной мере для того, чтобы распознать орнамент, состоящий опять же из крестов и виноградных лоз (рис. 15). Рис. 15. Дейр-Айн-Абата, панель алтарной преграды Южный придел базилики был вымощен плитами из песчаника, а не мозаикой. В восточном его конце была небольшая ниша, обрамленная двумя небольшими известняковыми колоннами. Это единственный участок храма, который был сильно разрушен ещё в древности. Многие из плит пола были вывернуты, словно там искали спрятанные сокровища. Весьма вероятно поэтому, что южный придел служил диаконником или церковной ризницей, в которой, как известно, могли храниться ценные вещи. К сожалению, там ничего не было найдено. Несмотря на то, что притвор в западном конце базилики, составляющий почти четверть здания, полностью обрушился вниз по склону, сохранилось достаточно много частей фундамента, чтобы оценить размер западной части храма. Главный вход в базилику, вероятно, находился с юго-западной стороны рядом с водохранилищем. В ходе демонтажа разрушенной притолоки и дверного косяка было обнаружено более десятка резных деревянных дощатых фрагментов двери (рис. 16–17). Эта находка оказалась не только редкой, но и примечательной в силу того, что украшения из розеток повторяли орнаменты на строительных камнях и керамических сосудах этого места. Рис. 16. Резная деревянная панель от главной двери базилики святого Лота Рис. 17. Рисунки резной деревянной панели с главного входа базилики святого Лота На этом же участке были найдены и другие хорошо сохранившиеся органические находки. К ним относились кожа (рис. 18), веревки (некоторые были завязаны узлом) (рис. 19), плетеные и тканевые фрагменты из хлопка, шерстяной пряжи и козьей шерсти (среди которых самые древние из известных образцов иката ( икат — технология нанесения красителя на нитки до того, как соткана ткань — Прим. перев. )) (рис. 20а, 20б). Вероятно, самой примечательной органической находкой стал кусок пергамента, покрытый письменами V–VI в. от Р.Х. на раннехристианском палестинском арамейском языке, что свидетельствовало о наличии местного семитского населения (рис. 21).

http://pravoslavie.ru/126754.html

4 . Не смотря на свою бедность, колорит этот вместе со штрихами гравировальной манеры, при замечательной выдержке во всех украшениях, рассчитан на эффект рельефности рисунка и на живописную светотень. Это еще новая черта, которой доселе не допускал и вовсе не знал русский орнамент. 5 . В противоположность тератологическому стилю со зверями, птицами, змиями и чудовищами, насильственно сплетенными, здесь исключительно господствуют формы только растительного царства, и при том, соответственно бедности колорита, в самом ограниченном выборе, а именно: длинный лист с тонким и заостренным концом, по большей части узкий, из породы злаков, но часто и расширенный от стебля до средины; кроме того, еще лист (рис. 166) особой формы, широкий, со стилизованным вырезом полукружий по большей части на одной из его сторон, как например, в букве В на л. 101, в снимке 40; длинные усики или стебельки, вроде тычинок с шишечкой или головкой на каждой; иногда, впрочем редко, без этих шишечек, в виде травы, как например (рис. 167) в заставке на л. 129, в снимке 41. В своих этюдах мастер не пошел далее листвы и травы, с которыми хорошо умел сладить, и остановился перед цветком, воспроизведение которого было выше его сил и художественных средств. Потому, вероятно, цветка вовсе не хочет он знать, и для разнообразия иногда подкрашивает листву, обыкновенно малиновой краской, и только очень редко, как исключение, допускает колокольчик или кувшинчик с тычинками, как например (рис. 168) в букве Т, на л. 87, в снимке 37; но вообще старается обойтись только листом, обыкновенно широким, свертывая его чашечкой, иногда довольно удачно, как например в Б (см. ниже, рис. 180) и П, на лл. 69 об. и 77 (смотр. снимки); менее удачно в виде корзинок, как например (рис. 169) в заставке на л. 149, в снимке 43; по большей же части насилуя его форму до безобразия, как например в Д, Р (см. ниже, рис. 181), Т, W (рис. 170), на лл. 89, 78 об., 68 об. и 108 об. (смотр. снимки). Сверх того, как исключение, встречаются листы в форме: сердца, например, (рис. 171) в букве Г, на л. 55, Евангелии XII–XIII в. – кружка, например, (см. ниже, рис. 175) в букве Ж, на л. 112 об., Евангелии XII–XIII в. – косы или конского хвоста, в букве Г (рис. 172), на л. 114 (смотр. снимки).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Общей особенностью укреплений мощинских городищ на территории Тульской области является полное отсутствие въезда с напольной стороны. Въезды в валах появляются только в случае использования мощинских городищ в древнерусское время (Сенево, Картавцево, Нижняя Городня). В связи с этим разумным представляется предположение, что мощинские городища имели выход к реке, для чего и служили пологие спуски. Это предположение требует проверки в ходе дальнейших раскопок. Площадки городищ имеют небольшие размеры – от 0,25 до 0,5 га. Основная масса городищ имеет площадь около 0,3–0,4 га. Учитывая, что площадки большинства городищ подмываются рекой и частично разрушены, справедливо предположить, что городища первоначально были приблизительно равными по площади и имели размеры 0,4–0,5 га. Наибольший интерес представляет вопрос, являются ли рассматриваемые памятники одновременными. Для этого необходимо рассмотреть круг находок с изученных раскопками городищ. Наиболее достоверным хронологическим показателем времени возникновения мощинских городищ являются находки двучленных прогнутых подвязных фибул (серия 1, вар. 1, 2 по А. К. Амброзу) и двучленных «воинских» фибул с узкой ножкой (подгр. 1, вар. 1 по А. К. Амброзу) (рис. 3, 4–6). Фибулы этих серий характерны для Черняховской культуры и датируются А. К. Амброзом концом III– IV вв. С. 60–62; 70–71], на основании более современных исследований могильников Черняховской культуры их можно датировать 240–270 гг. С. 152–154]. Фибулы данных типов встречены на многих раскопанных городищах (Борисово, Супруты, Сенево, Дуна). Другой достоверный хронологический показатель – находки предметов с выемчатой эмалью. Такие предметы найдены на городищах Дуна и Щепилово (рис. 3, 3) С. 203; 8; рис. 20]. Предметы с выемчатой эмалью имеют аналогии в Поднепровье и датируются II(III)–V вв. С. 40–41]. Другими категориями вещей, характерных для ранних слоев мощинских городищ, встречающихся в комплексе с фибулами, являются височные кольца с лопастью (рис. 3, 1), перстни, схожие с височными кольцами этого типа (возможно, височные кольца небольшого размера) (рис. 3, 2), ножи с горбатой спинкой (рис. 3, 7), двушипные черешковые наконечники стрел (рис. 3, 8), ребристые лепные миски с невысоким цилиндрическим верхом и закрытым верхом (рис. 3, 9–10) и чашеобразные миски (рис. 3, 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Рис.11, Рис.12 Суждения I . Возьмём частно-утвердительное суждение «некоторые книги полезны». В этом суждении часть класса S входит в объём класса P, т.е. совпадает с классом P. Если какая-нибудь часть S совпадает с P, то круги S и P должны иметь общую часть, т.е. должны пересекаться. Символически отношение между подлежащим и сказуемым в частно-утвердительных суждениях можно изобразить так, как это сделано на рис. 13. Та часть S, о которой утверждается в P, на рисунке заштрихована. Рис.13 Некоторые частно-утвердительные суждения можно символизировать иначе. Возьмём пример: «некоторые животные суть позвоночные». Если мы станем рассматривать объём понятий «животные» и «позвоночные», то увидим, что последнее понятие подчинено первому, т.е. в объём понятия «животные» входит как часть понятие «позвоночные». Поэтому символ такого частно-утвердительного суждения будет таков, как он изображён на рис. 14. Он показывает, что мы из S (животные) выделяем часть, которая и есть P (позвоночные). Та часть S, о которой идёт речь, на рисунке заштрихована. Суждения O . Возьмём частно-отрицательное суждение «некоторые книги не суть полезны». Это суждение означает, что некоторые книги не входят в класс полезных вещей, другими словами, некоторая часть S не входит в объём P. Если мы представим подлежащее и сказуемое в суждении O в виде кругов (рис. 15), то эти круги должны иметь и общие и не общие части, т.е. они должны пересекаться. Рис.14, Рис.15 Заштрихованная часть круга означает, что об этой части субъекта идёт речь в этом суждении, а именно, что она не входит в объём понятия P, что она находится вне понятия P. Таким образом, для суждения O мы получаем тот же символ, что и для класса суждений I. Разница между их символами та, что в суждениях I мы обращаем внимание на то, что есть совпадающего между S и P, а в суждениях O – на то, что есть не совпадающего между, ними. К некоторым суждениям класса O применим другой символ. Возьмём, например, суждение «некоторые змеи не имеют ядовитых зубов». Здесь опять понятие сказуемого подчинено понятию подлежащего. Так как «змеи, имеющие ядовитые зубы» (P), составляют только часть класса змей, то P входит как часть в объём понятия S (рис. 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

На 13-ти из 101 днища сосудов встречены отпечатки гончарных клейм. По изображению их условно можно разделить на три вида. Первый вид, самый многочисленный, представлен изображением круга – 7 экз. (рис. 3, 2–3, 6, рис. 4, 30). Второй вид – с изображением прямоугольной фигуры – 3 экз. (рис. 4, 31–33). Третий вид Таблица 1 Соотношение вариантов горшков на поселениях у с. Аргамач – Пальна Памятник Варианты Аргамач – Пальна-1 66/10,9% 197/32,7% 340/56,4 % 603/100% Аргамач – Пальна-5 60/21,5% 200/70,5% 282/100% изображения представлен в единственном экземпляре в виде сдвоенной «гусиной лапки» (рис. 3, 4). Оставшиеся два фрагмента являются неопределенными. Остановимся на гончарных клеймах подробнее. В производственной постройке обнаружены 5 клейм с изображением круга в круге, сдвоенной «гусиной лапки» и одного с неопределенным изображением (рис. 3, 2–4, 6). Отметим, что три клейма, изображающие круг в круге, происходят с одной матрицы. Вероятно, можно считать, что мастер в конкретном случае пользовался не менее чем тремя различными клеймами. Интересно также отметить, что в постройках поселения Аргамач– Пальна- 1 встречены идентичные гончарные клейма, оттиснутые на тех же матрицах. Причем на поселении Аргамач – Пальна-1 гончарные клейма сопровождаются находками из чугуна и красноглиняной золотоордынской керамики. Следовательно, наше наблюдение позволяет синхронизировать два селища и со временем наметить район сбыта гончарной продукции данной мастерской. К изделиям из глины, кроме посуды, относятся пряслица и рыболовные грузила. Все пряслица (5 экз.) сделаны из стенок гончарных сосудов (рис. 4, 40–43, 45). Найден один абразив с едва намеченным отверстием (рис. 4, 44). Грузила (4 экз.) встречены двух видов: усеченно-биконические (рис. 4, 46–47) и овально-уплощенные. Разнообразны изделия из железа. Особый интерес представляет колесиковая шпора (рис. 4, 49). По классификации А. Н. Кирпичникова, она относится к V типу, наиболее встречаемому в Западной и Южной Руси. Время ее бытования охватывает XIII–XIV вв. Однако она господствует со второй половины XIV в. С. 67–69].

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Рис. 9 Крест 13 Рис. 10 Крест 14 Рис. 11 Крест 16 Рис. 12 Крест 17 Рис. 13 Крест 18 Рис. 14 Крест 19 Рис. 15 Крест 20 Рис. 16 Крест 21 Рис. 17 Крест 22 Н. Η. Фризин. Деревянные надгробия русского севера: некоторые варианты развития пространственной структуры Интересным явлением в русской мемориальной культуре являются традиционные намогильные памятники – голбцы, домовины, кресты, гробницы. Они составляют наименее изученную часть народной архитектуры, несмотря на то, что исследователи проявляют к ним внимание с 70-х годов XIX века – с самого начала изучения деревянного зодчества. Надгробия также составляют наиболее спорную и загадочную часть народного архитектурного наследия – мнения разных исследователей о происхождении, эволюции, семантике и даже функциях деревянных надгробий часто бывают диаметрально противоположными. Ситуация осложняется малым количеством, дошедших до нас, надгробий и, вероятно, нашим неполным представлением о всем многообразии бытовавших и исчезнувших типов. Многие авторы отмечали родство надгробий с древними формами народного жилища и большое значение этого родства. Тема дома проходит через большинство разнообразных типов памятников не только русской погребальной культуры, но и культур других народов. Но занимались этой темой немногие, и она, являясь одной из главнейших для формирования различных типов надгробий, разработана меньше, чем того заслуживает. Все исследователи признают глубокую архаичность традиционных надгробий, притом, что до нас дошли, в силу малой сохранности, образцы не старше начала XIX века, а в основном – второй половины XIX – начала XX века. В результате, мы вынуждены изучать древние формы, типы и эволюцию на примере памятников, относящихся к одному, близкому к современности, периоду существования. Данная статья посвящена надгробиям Русского Севера, в основном, Беломорского Поморья, Карелии и Архангельской области, где их сохранилось больше всего, и они сохранили больше архаических черт. Но традиция деревянного надгробия, имеющего родство с домом, является не только северной, но и общерусской, и общемировой.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

И, в умиленье вдохновенном, На камне, дружбой освященном, Пишу я наши имена. «И тайный глас души моей» Поэму «Кавказский пленник» А.С. Пушкин посвятил Н.Н. Раевскому (младшему). В Посвящении, в частности: Ты здесь найдешь воспоминанья, Быть может, милых сердцу дней, Противуречия страстей, Мечты знакомые, знакомые страданья И тайный глас души моей. Известно, что начата поэма (черновик под названием «Кавказ») в августе 1820 года в Гурзуфе (рис. 1), продолжена в Кишиневе, закончена в Каменке не позднее начала – середины января 1821 года. Рис. 1. Беловая редакция поэмы, озаглавленная «Кавказский пленник», датирована «23 февр. 1821. Каменка» (рис. 2). Рис. 2 Авторы пояснительного 1 тома Рабочих тетрадей Пушкина указывают, что на л. 18 (т. 3, ПД 831) вправо от даты «посредине, – спиральный росчерк, обозначающий конец поэмы; по сторонам спирали два мужских профиля» Мне видится правый, более выписанный профиль – другими чернилами, т.е., позднее начертанный! – женским. Сравнивая с другими изображениями, вижу в нем огрубленное изображение К. Собаньской. Очень интересно и изображение на 20-м листе той же Рабочей тетради Пушкина с текстом Примечания к поэме: «Чихирь, красное кавказское вино…» (рис. 3). Рис. 3 В 1 томе указано лишь: «Под текстом записи: " Блаженный Грозя " ». И – «Рисунок: женский профиль» Вижу не просто женский профиль, но изображение Шарлотты Корде. Предлагаю сравнить рисунок Пушкина с ее портретом (рис. 4). Рис. 4 Интересно: «По имени Шарлотты Корде был назван головной убор – Шарлота – шляпка, которая состояла из баволетки – чепца с оборкой на затылке – и мантоньерки – ленты, удерживающей шляпу. Почему-то эту милую шляпку носили сторонницы монархии и их последовательницы, хотя сама Шарлотта Корде была республиканкой... Баволетки бывали очень большими, современники говорили, что они " падают на шею в виде фишю " . Вторично шляпка стала популярна в некоторых слоях общества после падения Парижской комунны – после 1871 года» Еще один рисунок А.С. Пушкина на листе Рабочей тетради (л. 37 об., т. 2, ПД 830; рис. 5) со строками из ранних редакций «Кавказского пленника».

http://ruskline.ru/opp/2021/02/13/i_zhiv...

О рисунках палеолита написано очень много книг. Издано немало великолепных альбомов с фотографиями. Но несмотря на все успехи полиграфии и фототехники, полноценно передать ощущение очевидца не удаётся и на доли процента. Слишком неповторим «эффект присутствия» перед творениями мастеров. Как это ни странно, но вот срисовывать палеолитические изображения археологи пробовали не часто 209 . Однако несколько именно живописных копий было всё же сделано... В начале прошлого века талантливый немецкий художник и исследователь Герберт Кюн опубликовал серию цветных рисунков со стен пещер Альтамира и Фон-де-Гом 210 . Работая над созданием копий, Герберт Кюн достиг настолько хороших результатов, что авторы многих современных книг по первобытному искусству до сих пор предпочитают использовать в качестве иллюстраций именно его работы (См. рис. 7077). Изучение палеолитической живописи происходило в трёх основных направлениях: исследовалась техника нанесения рисунков на скальную поверхность, хронология их создания и семантика изображения. Первые два аспекта изучены очень детально. Последний – тема многих, часто очень интересных, дискуссий. Все остальные слова археологических публикаций представляли собой нескончаемый поток заслуженного восхищения мастерством древних. Рис. 70. Альтамира. «Кабан». 160 см по горизонтали Рис. 71. Альтамира. «Мычащий бизон». 190 см по горизонтали Рис. 72. Альтамира. «Самка оленя». 220 см по горизонтали Рис. 73. Альтамира. «Стоящий бизон». 150 см по горизонтали Рис. 74. Альтамира. «Бизон». 145 см по горизонтали Рис. 75. Альтамира. «Бизон». 140 см по горизонтали Рис. 76. Фон-де-Гом. «Пасущийся олень». 230 см по горизонтали Рис. 77. Фон-де-Гом. «Северный олень». 150 см по горизонтали Как ни странно, но пока ещё никто не пытался отнестись к древним рисункам так же, как большинство любителей живописи воспринимает произведения художников относительно современных... Никто не пробовал, как призывают сейчас любители Босха или Тинторетто, «проникнуть в мир художника». Хотя определённая методика для этого есть...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/fenomen...

Ребенку, например, предлагается таблица, на которой изображены знакомые предметы, расположенные в разных частях листа. Он должен сказать, что нарисовано в центре, что нарисовано в левом верхнем углу, в правом нижнем и т. д. Также можно описывать свою комнату: где стоит шкаф, справа от него или слева? Это упражнение рекомендуется детям старше 4 лет. Рис. 14 В данном упражнении закрепляются понимание левой, правой сторон, а также восприятие пространства и память. (Рис. 14.) Задание 6 Внимание, ориентировка в пространстве, от 5 лет и старше Слуховой диктант (нарисовать). Дать ребенку лист, разделенный на 12, 16 или 18 квадратов. С помощью небольшого предмета (карандаша) он должен двигать предмет (пуговицу) в заданном направлении, например один шаг влево, один вверх; один вправо, один вверх; 3 влево, один вниз, один вправо, один вниз и т. д. Это задание рекомендуется выполнять детям старше 5 лет. (Рис. 15.) Данное упражнение формирует внимание, ориентировку в пространстве, способность удерживать инструкцию, навык самоконтроля. Пример: Рис. 15 Задание 7 Изобразительная деятельность, восприятие частей и целого Ребенку предлагается точно перенести изображение ракеты в пустые клетки. Это упражнение формирует навык изобразительной деятельности, развивается наблюдательность, восприятие частей и целого. «У тебя получится такая же ракета, если ты точно перенесешь все линии с маленького рисунка в большие клетки». (Рис. 16.) Рис. 16 Задание 8 Периферическое зрение, координация Обведи рисунок (двойные рисунки, 8 штук). Вариант 1. Ребенку предлагается рисунок, который он должен обвести сначала с одной стороны, затем с другой правой рукой. Затем обвести левой рукой. Вариант 2. Одну часть рисунка обвести правой рукой, вторую часть – левой рукой. Затем раскрасить. Вариант 3. Обводить рисунок одновременно правой и левой руками. (Рис. 17–24.) Данное упражнение позволяет улучшить периферическое зрение, координацию рука – глаз, осознание пространства и зрительного различия. Рис. 17 Рис. 18

http://azbyka.ru/deti/znayu-mogu-delayu-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010