В контексте беседы любовь Бога противопоставлена ненависти людей к свету и любви к тьме. В ст. 35 говорится, что «Отец любит Сына, и все дал в руку Его» 52 , то есть любящий всё отдаёт любимому, Сыну Бог отдаёт всё, что имеет Сам 53 , в то время как любовь мира – это замкнутость лишь на себе 54 , принятие и одобрение своей падшести. Свидетельство Иоанна Крестителя перед учениками Четвертое Евангелие содержит указания на ранние проповеди Иисуса Христа в Иудее. Согласно евангелистам–синоптикам ( Мк 1:14 ), в Галилее Он начал проповедовать только после заключения Иоанна в тюрьму. Путь из Галилеи в Иудею идёт сначала через равнины реки Иордан, где Иисус проводит некоторое время со своими учениками: «Там оставался с ними и крестил. Крестил и Иоанн в Еноне близ Салима, и приходили и крестились; ибо не был еще ввергнут в тюрьму Иоанн» (4:22 – 24). Есть основания полагать, что «Енон близ Салима», точное местонахождение которого неизвестно, был расположен то на полпути между Галилейским и мёртвым морем, километрах в пяти от Сихема. «Возник спор у учеников Иоанна с иудеями по поводу очищения» (3:25). «Очищение» относилось не к крещению, а к ритуальным омовениям (2:6). Иудеи, наверное, утверждали, что они и так выполняют различные ритуальные обряды омовения (см.: Мк 7:3 – 4 ). К чему им ещё новые? К тому времени группа последователей Иисуса, видимо, уже превзошла числом Иоанновых учеников. И те могли испытывать раздражение и зависть. Это чувствуется в их вопросе учителю: «Равви, Тот, Который был с тобой по ту сторону Иордана, о котором ты засвидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему» (3:26). В ответе Иоанна открывается его духовное величие и благородство. Имея в виду в первую очередь себя, он сказал, что не может человек принять на себя больше того, что дано ему Богом. И если известность Иисуса растёт и ширится число его последователей, значит такова воля Божия (13:27). Далее Иоанн Креститель напоминает своим ученикам то, что говорил им прежде: он обещанным Мессией не является (3:28). Обращаясь к обычаю свадебной церемонии на Ближнем Востоке, Иоанн называет себя «другом жениха»: «Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостию радуется голосу жениха. Эта радость моя теперь полна» (3:29). Ближайший друг жениха занимался приготовлением к свадьбе. Он должен был организовать церемонию так, чтобы в ходе свадьбы не возникло никаких осложнений. Друг жениха подводил к жениху невесту, после чего его роль в свадебном обряде прекращалась. Иоанн Креститель видит своё назначение в том, чтобы подобно другу жениха привести людей ко Христу: «Ему должно расти, а мне умаляться» (3:30).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

В том, что сохраняется Церковью как драгоценность, могут тускнеть какие-то детали, могут ускользать какие-то события, может вообще на время пропасть понимание совершаемого, но закрепленная в обряде через знак, через символ спасительность события обязательно прорывается из вечности в наш дольний мир, освящая его и творя нас соучастниками Божиего Домостроительства. И чем менее ясной казалась деталь Литургического Предания, до времени скрытая от нашего понимания, тем большей радостью отзывается в наших сердцах раскрытие, казалось, утраченного смысла. Тем большей благодарностью переполняемся мы к тем нашим предшественникам, столь же немощным, как и мы, в своей человечности, которые, однако, своим благоговейным, трепетным отношением к святыне в течение всей своей литургической жизни не опустили и не исказили ничего из переданного им их предшественниками и сумели донести до нас сокровища, утверждающие нас своим нездешним светом в правильности выбранного нами пути. Особенно поразительны моменты Священной истории, зафиксированные традицией, бережно сохраняемые двухтысячелетней историей Церкви, но в своей изначальности не имевшие ответа, объяснения, понимания современников и последующих поколений. Но именно сейчас, в силу каких-то открытий или реконструкций, они возросли вдруг до своей истинной величины и стали проливать дивный свет на свершившееся, которое начинает теперь восприниматься под углом новой реальности. Итак пришли воины, — пишет Иоанн Богослов, — и у первого [разбойника] перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили (Ин 19:32–35). Сколько же вопросов в этом небольшом Евангельском фрагменте с еще более непонятным ответом: дабы вы поверили? Безусловно, одним из самых основных аргументов для апостола Иоанна является исполнение пророчеств: …кость Его да не сокрушится… и …воззрят на Того, Которого пронзили (Ин 19:36–37; см. Исх 12:46; Зах 12:10). Конечно, для чистого сердца веры этого достаточно, но где взять такое сердце, если поколениями впитывались рационализм, социализм, атеизм и прочие измы. Но при этом необходимо помнить, что человек, проходя через соблазн, преодолевая его, становится другим, взрослеет; и уже на ином духовном и интеллектуальном уровне его развития, при постановке новых вопросов, ему требуются новые ответы 9 , которые приносят нескончаемую новизну в наше православное мироощущение.

http://pravmir.ru/zhiznennost-predaniya/

Вот трагедия Лота: И хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними – теперь они уже и на Лота хотят напасть… Они уже забыли, что это – племянник Авраама, что обязательно за этим последует наказание Божие. Они опьянены желанием показательно расправиться с защитником этих двух пришельцев. И очень приступали к человеку сему, к Лоту, и подошли, чтобы выломать дверь (Быт. 19, 9). Теперь Содом уже не кажется ему таким приятным местом, когда он перед такой дилеммой стоит: как поступить? Тогда мужи те ( т. е. ангелы – О. С. ) простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь [дома] заперли (Быт. 19, 10). Итак, ангелы каким-то чудесным образом отворяют дверь изнутри, хотя Лот запер ее за собою . Они вводят его к себе: как бы этот мир дома Лота освящен приходом ангелов. Когда освящается жилище, то в православном обряде поются песнопения с такими словами: «Дому Твоим, Христе, входом спасение бысть, так и ныне входом священнослужителей Твоих, а с ними – святых Твоих ангелов мир Твой подай дому сему и милостиво благослови…» . И ввели Лота к себе – правильнее было бы сказать: «Ввели Лота в его дом». Но они ввели его к себе, то есть ангелы уже как бы превратили этот дом своим присутствием в некую духовную крепость, которая уже стала чем-то большим, чем дом Лота. А людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою , от малого до большого, так что они измучились, искав входа (Быт. 19, 11). И вот эта слепота показывает, прежде всего, бездуховность этих людей: они не видят реалий духовного мира, но и Лот этих реалий не видит. Все-таки Авраам, приветствуя трех, призывает имя Господа (Одного)! А Лот, похоже, ослеп духовно, ослеп настолько, что ему надо будет объяснить ситуацию. Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места (Быт. 19, 12). В этих словах есть элемент осуждения Лота: кто у тебя есть еще здесь? Ты все потерял! Но кто у тебя здесь еще? У него же были – помните? – рабы, пастухи… Сказано, что богатство было велико. Дословный перевод: « он был тяжелым »!

http://pravoslavie.ru/106201.html

– Вы при этом можете даже ругать императора. Они сами к императорам относились так, с прохладцей. Но они считали, что порядок надо исполнять. И христианские, даже детские, руки обгорали дочерна, но они не разжимали своих ладошек, чтобы ни кусочка ладана, ни зернышка пшеницы не упало бы в чуждый жертвенный огонь. Вот так серьезно они относились к чужим культам, понимая, что участие в чужом культе, в чужой религии, в чужом обряде может осквернить душу человека. В Законе Божием запрещается даже произносить вслух имена языческих богов, так как они обладают мантрической, бесовской силой. Сказано: «…и имени других богов не упоминайте; да не слышится оно из уст твоих» ( Исх.23:13 ). И здесь сказано: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» . Христианские мученики, действительно, были верны до смерти. И они получали венцы жизни. Если мы с вами посмотрим Книгу пророка Даниила, то здесь есть такие слова – это 12 глава, 1-й стих: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге». Итак, у пророка Даниила говорится о том, что самые тяжелые времена впереди – это дни антихриста. Когда сын дьявола воцарится на планете. Эти гонения будут такие страшные, каких не было никогда от сотворения мира. Поэтому, когда мы с вами вспоминаем о древних мучениках, мы даже не догадываемся, что, может быть, среди нас есть такие, которые доживут до самых страшных мучений и гонений. До самых страшных изощренных пыток. Сейчас есть такие психотропные средства, один укол которых несет человеку страшные мучения, ощущения, что каждая клетка тела выворачивается наизнанку. Это даже хуже, чем если бы человека сунули в огонь. А чтобы он не умер во время этой пытки, ему делают уколы для поддержания сердца. И пытки продолжаются до тех пор, пока человек не скажет того, что от него хотят услышать. Есть такие уколы, после которых у человека полностью отключается воля, и он отвечает на все вопросы. Ему дают команды, его кодируют, зомбируют, и он идет и выполняет всё, что ему говорят.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Говорят: нет упоминания о посте и обряде, нет упоминания даже о вере. Но помимо того, что и дела любви исходят только от веры, – разве соблазнить брата, отравить его душу сомнениями, предать его мукам колебаний и укоров совести, лишить его простоты и цельности веры и покоя души, оторвать его от обряда, от поста, от Церкви, от её руководства, от утешения веры, и всё это под видом свободы и знания, разве это всё – дело любви? О, вы, знающие и свободолюбивые, «дерзкие и своевольные» ( 2Пет. 2:10 ; Иуд. 1:8 ), вы, что своеволие почитаете за свободу, а распутство ума, всё отрицающего, принимаете за знание! От уст ваших ( Лк. 19:22 ) судят и будут судить вас слово Божие и Судия мира. Вы говорите, что имеете знание. Пусть так. Но вот что говорит нам слово Христово: «Раб тот, который знал волю господина своего и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много» ( Лк. 12:47 ). Пусть же знание и свобода будут ближним нашим в созидание, а не в соблазн, нам же во спасение, а не в погибель, в оправдание на страшном суде Божием, а не в осуждение! Аминь. Муж гнева 118 Некогда пророк в ужасе от разрушения и опустошения родной земли молил Господа: «Излей гнев и ярость Твою на народы, которые не знают Тебя, и на племена, которые не призывают имени Твоего: ибо они съели Иакова, пожрали его и истребили его, и жилище его опустошили... Шатёр мой опустошён, и все верёвки мои порваны; дети мои ушли от меня, и нет их, некому уже раскинуть шатра моего, и развесить ковров моих. Ибо пастыри сделались бессмысленными, и всё стадо их рассеяно» ( Иер. 10:25, 20 ). Вчитываешься, вдумываешься в эти слова, прозвучавшие две с половиной тысячи лет назад, применяешь каждое слово к пережитому в наши дни, – и какое видишь совпадение, какую живость изображения современности! И восстают в воображении те мужи гнева, что в лихолетье русской жизни не стерпели, видя, как съедали, пожирали и истребляли враги родную русскую землю, как колебался шатёр нашей государственности, как и дети, и пастыри, – вожди и управляемые обезумели и оставили родину на страдания и грядущую гибель.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Господь же говорил именно о Своей жертвенной грехоносной неприкаянности, ибо «Он взял на себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничтожен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас» ( Ис. 53:4–6 ), – так далее пророчествует Исайя. И тех, кто, не понимая этого, просто хотел царствовать с великим чудотворцем и целителем, Господь предупреждал, что Ему на самом деле негде приклонить главу. А в ком Он видел готовность поддержать плечом Его жертвенный крест; в ком Он видел готовность считать себя мертвым «для греха, живым же для Бога»; в ком Он видел стремление представить «себя Богу, как оживших из мертвых… в орудия праведности», – тому Он помогал сразу и решительно выбрать. И когда такой человек говорил: «Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего», – то Иисус отвечал: «Иди за Мною, и предоставь мертвых погребать своих мертвецов». О вере сотника Неделя 4-я Мф. 8:5–13 Великий и неприступный Бог вочеловечился, пришел на землю во Христе Иисусе и стал близким и доступным. Он входил в дома, ел с людьми, прикасался к ним, и они прикасались к Нему, к Его одежде и через это общение с видимым Человеком, получали благодатную помощь от Самого невидимого Бога. И отойдя на небо, Господь оставил нам возможность простого общения с Ним. Он обещал, что всегда будет невидимо присутствовать среди тех, кто соберется во имя Его. И вот, мы можем написать записочку о здравии или об упокоении наших близких во Христе, чтоб она была прочитана священнослужителем перед Святым Престолом; мы получаем просфору, елей, воду, которые Господь освятил и наделил благодатной силой; мы в домах держим Его святые изображения, и знаем, что Он всегда принимает всякое наше поклонение перед ними. И всегда, когда мы принимаем какую-либо святыню или благословение от священника, когда мы участвуем в каком-либо церковном обряде, мы должны помнить именно о Боге, невидимо стоящем здесь и Своей невидимой рукой подающем видимое благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Грех есть скверна души, он делает ее отвратительной в глазах пречистого и пресвятого Бога, неспособной к общению с Ним. Это то, чего мы должны из всех сил беречься и все более сознавать, что наше положение совершенно безнадежно, пока Бог не придет вселиться в нас. «А есть неумытыми руками – не оскверняет человека». Сколько бы человек ни умывал в иудейском обряде руки, он не станет лучше пред Богом, пока не умоет свое сердце слезами покаяния и кровью Христовой. Пятница Мф, 63 зач., 15, 29–31 Тогда пришел Иисус к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там. И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их; так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими; и прославлял Бога Израилева. Перед этим Христос был в земле Тира и Сидона. Но о пребывании Его там ничего не сказано в Евангелии, кроме описания изгнания беса из дочери хананеянки. Как если бы Христос совершил долгий путь только ради нее одной. Пусть служители Христовы не жалеют никаких трудов, даже если их паства весьма малочисленна. Тот, Кто знает, что душа одного человека дороже всего мира, готов сколько угодно идти, чтобы спасти одну душу от смерти и власти диавола. А теперь Господь окружен множеством народа. Дав упасть крупицам от небесной трапезы, Он возвращается к Галилейскому морю, чтобы устроить настоящий пир для детей Своих. Мы говорим о Нагорной проповеди Спасителя, а теперь можно было бы говорить о Нагорном исцелении. Слово подкрепляется делом во всем служении Господа. Евангелие повествует «о всем, что Иисус делал и чему учил от начала» ( Деян.1:1 ). Дело показывает слово, а слово есть толкование дела. Дело утверждает подлинность слова, и слово раскрывает значение дела. Но дела милосердия не нуждаются во многих словах. Сравнение с Нагорной проповедью выражено словами: «взойдя на гору, Он сел там». Это символ великого Божественного служения. Господь восседает на горе с тем, чтобы все могли видеть Его и иметь свободный доступ к Нему. Ибо Он – Спаситель мира, открытый для всех. Он восседает там, как бы в ожидании сошествия силы свыше, которая будет дана всем приходящим к Нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Душа, оказываясь вне восприятия чувственных вещей, с помощью входа святых тайн «возводится к делающемуся явным, нематериальному, простому, неизменному, богоподобному, свободному от всякого образа и вида знанию вещей духовных». Через это знание человеческая душа, собрав свои силы, «приближается к Слову и соединяет умным лобзанием совершеннейшее и таинственнейшее новое учение и ведение о домостроительстве Божием нашего спасения». В этом обряде показывается преходящность чувственного и обнаружение умопостигаемого, «новое учение божественного о нас таинства, тождество единомыслия, единодушия и любви, в котором все будут находиться между собой и с Богом» . Говоря об общем смысле обряда Великого входа, преподобный Максим замечает, что этот вход «есть начало и прелюдия к новому обучению, которое совершится на небесах, о домостроительстве Божием касательно нас и откровением тайны спасения нашего, сущей в святилищах божественной сокровенности» . В качестве свидетельства и подтверждения этого святой приводит слова Господа Иисуса Христа: «Отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26: 29). Великий вход у преподобного Максима имеет возвышенное духовно-­символическое значение, которое заключается в возведении души к Богу и созерцании умопостигаемых истин. Вход святых даров расположен после евангельского чтения, которое в общем плане прообразует «скончание мира сего» и Страшный суд. Поэтому вход символизирует то, что совершится после суда в Царстве Божием, – некое «новое обучение», познание истинного Бога, в котором будут совершенствоваться все, удостоившиеся Небесного Царства Его, как сказано у апостола Павла: «Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13: 12). 2.3. Святитель Герман Константинопольский Святой Герман родился между 630 и 650 годами, скорее всего, в середине 640-х годов. Он был византийцем из знатной семьи, его отец приходился родственником императору Ираклию и занимал во время его правления высокий пост.

http://pravoslavie.ru/32083.html

е. к укладу, основанному на аристокра­тическом принципе, или же к эпохе единообразия всех условий внешней и внутренней жизни челове­ка? Сможет ли чувство качества, пронизывающее сегодня все социальные слои (несмотря на силь­ную тенденцию к унификации всех материальных и духовных условий жизни среди людей), ото­брать таких людей, наделенных чувством спра­ведливости, энергичных и смелых, которым будет доверено право и на сильную власть. Мы сможем спокойно, с сознанием исторической справедливо­сти, отречься от наших привилегий. Пусть про­изойдут такие события, создадутся такие обстоя­тельства, которые не будут укладываться в рамки наших желаний и прав. Тогда наша жизненная си­ла проявится не в ожесточенной и бесплодной гор­дыне, а в сознательном приятии божественного Суда и в искреннем и самоотверженном участии во всем, в том числе и в страданиях наших согра­ждан. «Народ же, который подклонит выю свою под ярмо царя Вавилонского и станет служить ему, Я оставлю на земле своей, говорит Господь, и он будет возделывать ее и жить на ней» (Иер 27, 11). «Заботьтесь о благосостоянии города, в кото­рый я переселил вас, и молитесь за него Господу» (Иер 29, 7). «Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев» (Ис 26, 20). «Ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благо­воление Его; вечером водворяется плач, а на утро радость» (Пс 29, 6). Сегодня в крещении ты станешь христиани­ном. Над тобой произнесут все великие древние слова христианского возвещения; на тебе будет исполнено повеление Иисуса Христа крестить на­роды, а ты ничего из этого не поймешь. Но мы са­ми снова отброшены к начаткам понимания. Что означает искупление и спасение, второе рождение и Святой Дух, любовь к врагам, крест и воскресе­ние, жизнь во Христе и следование Христу — все это настолько тяжело, настолько далеко от нас, что мы едва осмеливаемся говорить об этом. В дошедших до нас словах и обряде мы угады­ваем нечто абсолютно новое, все преображающее, но постичь его и выразить не в силах.

http://predanie.ru/book/220780-soprotivl...

Есть и несколько других мест, где слово «сатана» употребряется в схожем с книгой Иова значении, причем Синодальный перевод в одном месте даже переводит его словом диавол, по греческой традиции (διβολος): «И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему» ( Зах.3:1 ), «Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его» ( Пс.108:6 ). В Ветхом Завете содержится немало мест, где слово ‏‎ (сатан) означает военного противника или просто противника: на греческий оно обычно в таких случаях переводится другим словом πβουλος, т. е. «злоумышленник». Например: «Ныне же Господь Бог мой даровал мне покой отовсюду: нет противника, и нет более препон» ( 3Цар.5:4 ). Порой же, наоборот, речь идет о сатане, но называется он в Ветхом Завете другим словом, как в третьей главе книги Бытия змей (по-еврейски , нахаш), соблазнивший Еву и через нее Адама, нигде не назван словом ‏‎ (сатан), но подразумевается там именно сатана. При этом некоторые святые отцы (например, свт. Иоанн Златоуст ) считали, нет однозначных оснований утверждать, что змей, искусивший Еву, был действительно змеем (в этом случае подразумевается, сатана действовал через змея). В каких случаях читается молитва отречения от сатаны? Отречение от сатаны входит в последование чина оглашения – части богослужения Таинства Крещения. После молитв запрещения злых духов священник обращает крещаемого к западу – символу тьмы и темных сил. В следующем за этим обряде крещаемый должен отречься от сатаны – отвергнуться от прежних греховных привычек, отказаться от гордыни и греховного самоутверждения, и, как говорит апостол Павел, отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях ( Еф.4:22 ). Крещаемый должен стоять с поднятыми вверх руками, символизирующими его подчинение Христу. Священник будет задавать ему вопросы, а он должен будет сознательно на них отвечать. Священник спрашивает: «Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех аггел (демонов) его, и всего служения его, и всея гордыни его?» Оглашенный или его восприемник (крестный) отвечает: «Отрицаюся». Вопросы и ответы на них повторяются трижды. И далее священник спрашивает: «Отреклся ли еси сатаны?» Оглашенный или восприемник (крестный) отвечает: «Отрекохся». Священник говорит: «И дуни, и плюни на него». После этого крещаемый встает под защиту Христа, взяв, по слову апостола Павла, щит веры… чтобы возмочь угасить все раскаленные стрелы лукавого ( Еф.6:16 ). Почему мы пишем «сатана» с маленькой, строчной буквы?

http://azbyka.ru/satana

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010