Оппозиция Халкидонскому Собору была особенно сильной на окраинах Римской империи, – в Египте, Сирии и Армении, – а также за пределами империи, в частности в Персии. В Египте и Сирии, наряду с епископами, признавшими Халкидон, образовались группы епископов, не признавших его. Армянская Церковь также не признала Халкидонский Собор и в 506 году официально отвергла его. Так оформился первый великий раскол в истории христианства, сохранившийся до наших дней. Юстиниан надеялся уврачевать раскол и с этой целью создал литургический гимн, построенный на христологической терминологии, которая, по его мнению, должна была удовлетворить обе стороны: Единородный Сыне и Слове Божий, Безсмертен Сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, Един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас. Единородный Сын и Слово Бога! Ты, будучи бессмертным, изволил ради нашего спасения воплотиться от святой Богородицы и Приснодевы Марии; не изменяясь, стал Человеком; и, будучи распят, Христе Боже, смертью смерть попрал; Ты – одно из [Лиц] Святой Троицы, прославляемый с Отцом и Святым Духом. Спаси нас! Словосочетание «Единородный Сын» заимствовано из пролога Евангелия от Иоанна. Оттуда же взято и наименование Сына Божия Словом: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца... Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин.1:1, 14, 18 ). Этот текст указывает на сердцевинный пункт евангельской истории – воплощение Слова Божия. Логос, о Котором идет речь, имеет личный, персональный характер. То самое Слово, Которое изначально, от вечности предсуществовало у Бога, Которое пребывает в личном общении с Богом, становится «плотию» и обитает среди людей. Тропарь «Единородный Сыне». Кон. XIX в. (ГИМ)

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Патриарх Варфоломей говорил о «первенстве нашей [то есть греческой] нации в Православии», но сама доктрина греческого (или чьего бы то ни было) этнического превосходства никак не согласуется с той верой, которую в свое время принесли нам греки. Как говорит Апостол, «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол.3:10,11) Более того, учитывая склонность падшего человеческого рода к гордыне - в том числе, гордыне этнической, Писание дает множество суровых предостережений против такого рода надменности. «Не думайте говорить в себе: “отец у нас Авраам”, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Матф.3:9) - слова, которые Пророк и Предтеча Иоанн обращает к сынам народа, о богоизбранности которого много раз свидетельствует само Писание, народа, из которого происходит и Господь наш по плоти, Пречистая Его Матерь. и святые Его Апостолы. Может ли само происхождение, культура и язык гарантировать Божие благоволение? Нет. Как говорит сам Господь, «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Матф.21:43) Личное покаяние и вера, а не этническое происхождение вводят человека в завет с Богом. Если это так в отношении народа, к которому принадлежал сам Спаситель, то не тем более ли в отношении любого другого? Для нас имя великого града Константинополя звучит ничуть не уничижительно - напротив, мы произносим его с великой любовью и почтением. Мы читаем историю Восточной Римской Империи с трепетом, как историю наших предков в православной вере. О если бы мы только могли отправиться в 1453 год и вместе с ромеями встать на стенах этого священного для нас Города, чтобы защитить его от завоевания! Но увы, оно совершилось - Империи Ромеев больше не существует. Константинопольский патриархат вынужден искать расположения у неправославных, и даже откровенно нечестивых правителей - таких, как лидеры Демократической партии США, продвигающей по всему миру извращения и аборты.

http://radonezh.ru/2021/08/02/kafedra-ne...

По плодам их, узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так доброе дерево приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. He может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают, и бросают в огонь. И так по плодам их узнаете их. Вот и эти лжепророки под покровом постнической своей жизни и лицемерного благочестия и смирения, не могли утаить живущих внутри них гордости, зависти, злобы, любостяжания, честолюбия и жестокосердия, плодами которых были их дела: злобные козни, ложь, клевета, хищничество, гонения, мучительство и убийства. Все это отвращало верных от них и их учения и заставляло теснее соединяться под кровом Церкви Христовой. В то же время от этих же злых страстей, в среде самых еретиков, возникали разномыслие, свары и раздоры, и наконец деление самых ересей на многие секты, и тем окончательно они себя обессиливали и приходили к ничтожеству. XXXIX. Варварские народы разрушают Западную Римскую империю и присоединяются к Церкви Так свет истины рассеял тьму адского чада, и Церковь восторжествовала победу над адом. Но когда единая, апостольская, соборная Церковь воцарилась на всем пространстве необъятной Римской Империи, провидению угодно было допустить, чтобы это славное могуществом и цивилизациею государство со всеми памятниками достигнутого веками просвещения, пало под ударами варварских народов, и над миром разлился мрак невежества. Эти народы, обитая за пределами империи в лесах Северной Европы и в степях Средней Азии, доселе довольствовались – одни звериною ловлею в лесах, другие кочевьем со своими стадами на обширных степных пажитях; но вот вдруг возбуждается в них дух воинственной отваги и жажда корысти, и они один за другим устремляются, как бурные потоки с гор, на Империю; отчаянной их храбрости не могут противостоять победители мира и стройные, отлично вооруженные легионы римские гибнут от беспорядочных орд полуодетых, худо вооруженных дикарей; город за городом обращаются в развалины, область за областью опустошаются вконец; напоследок вся Западная Римская Империя 28 падает, наводняется разнообразными народами, и на место ее образуется множество новых государств, и возникает совершенно новый порядок вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

При появлении своем в Риме и в провинциях, христиане были приняты за еврейскую секту, не вследствие непонимания со стороны властей и заблуждения их, как, обыкновенно, предполагают, но совершенно согласно со смыслом законов и, вообще, прав верований в Римской империи. Когда апостолы и их ученики, иудеи по происхождению, проповедовали Бога Моисея и пророков, и спорили в синагогах, убеждая, что ожидаемый Мессия – Христос Сын Божий, то все это не могло казаться римским властям ничем другим, как раздором догматического характера в среде евреев, в который они не удостоивали вмешиваться, презирая этот народ и все, что касалось его. Подтверждение этого факта мы находим в деяниях апостольских; так, например, в них сказано 62 , что, когда иудеи привели апостола Павла перед судилище Галлиона, проконсула Ахаии, обвиняя его в том, что он распространяет в народе богопочтение, несогласное с законом, и когда Павел хотел отверзать уста, то Галлион сказал иудеям: «Иудеи! если бы дело шло об обиде или о тяжком преступлении, то я имел бы причину выслушать вас; но когда идет спор о учении, о именах и о законе вашем, то разбирайтесь сами; в этом быть судьею я не хочу». И прогнал их от судилища. Несколько времени спустя, тысяченачальник Клавдий Лиссий 63 писал Феликсу, правителю Иудеи, что апостола Павла обвиняют в некоторых спорных мнениях, относящихся до закона их, но, что, впрочем, нет в нем никакой вины, достойной смерти или оков. В другом месте, Феликс 64 говорит о христианском учении: «Я узнаю о сей ереси точнее». – Исключая эти примеры, в Деяниях апостольских несколько раз ясно высказывается мнение, что римское правительство в Иудее принимало христиан за еврейскую секту, и не считало их достойными наказания 65 . То же самое должно было происходить в столице империи во времена апостольские, и, если евреям не было запрещено обращать римлян в свою религию, то и христианство могло в первое время распространяться там без больших стеснений. Мы видим, в самом деле, что апостол Павел открыто целые два года перед глазами своих стражей проповедовал в Риме учение Спасителя 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Проповедь его продолжалась уже довольно времени, когда Иудеи согласились убить его. Но Савл узнал о сем; а как они, с согласия правителя царя Аретая, день и ночь стерегли у ворот, чтобы он не мог скрыться из города, то ученики ночью спустила его в корзинке из окна за городскую стену. 310 Савл отправился в Аравию. 311 Но своеволие Иудеев было вскоре укрощено и он мог возвратиться в Дамаск, где в продолжение трех лет проповедовал Иисуса Христа. Лука упоминает про мир, которым пользовались тогда Церкви в Иудеи, Галилеи и Самарии, говоря что они «от Святого Духа умножались». 312 Император Тиверий запретил преследовать христиан Мир этот последовал потому, что император Тиверий запретил преследовать христиан. Повеление это, последовало вот по какому поводу. По древнему обыкновению, наблюдавшемуся в Империи римской, 313 правители провинции обязаны были посылать в Рим записи о важных событиях, случившихся в управляемых ими странах, чтобы императору известно было, что там происходило. Воскресение Иисуса Христа, стало явным общественным событием и Пилат писал о том Тиверию, доносил о сотворенных Иисусом чудесах и прибавлял, что многие почитают Его Богом. Тиверий сообщил о том Сенату, предлагая вписать Иисуса в число богов Империи; но Сенат в том отказал, потому что, поклоняясь Иисусу Христу, без дозволения Сената, тем не признавали его власти. По древним законам Империи, никого нельзя было признавать богом, без дозволения Сената. Но Тиверий настоял на своем мнении и запретил под угрозой строгого наказания обвинять христиан. Апостолы воспользовались этим спокойствием и разошлись по городам Иудеи, проповедовать Иисуса Христа. 314 Петр пришел в Лидду, 315 там нашел он человека именем Энея, восемь лет уже лежавшего в расслаблении. Апостол сказал ему: «Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели своей», и он тотчас встал. Жители Лидды и Сароны, видевшие чудо это, обратились к Господу. Оттуда перешел Петр в Иоппию, неподалеку от Лидды; ученики его просили поспешить придти туда, которые лишились Тавифы (что значит Серна) женщины, исполненной добрых дел и творившей много милостыни. Когда Петр пришел в Иоппию, то привели его в горницу, где лежала умершая и уже омытая Тавифа; все вдовицы со слезами предстали пред ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. Петр выслал всех вон, и преклонив колена помолился и обратившись к телу, сказал: «Тавифа, встань!» Умершая открыла глаза свои, и увидев Петра, села. Он, подав ей руку, поднял ее, и призвав верующих и вдовиц, отдал им ее живою. Чудо это сделалось известным во всем городе, и многие уверовали в Господа. Петр довольно долго пробыл в Иоппии и жил у некоторого Симона кожевника. Дух Господень благословляет Петра крестить Духом Святым иноплеменников

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Рождество Христово. Поклонение пастухов (см.: Лк 2, 1–14) Рождество Христово. Фреска в храме иконы Божией Матери Знамение в Первой Градской больнице      Правитель Римской империи цезарь Октавиан Август объявил перепись всего населения своего государства. Палестина, маленькая страна, была частью Сирийской провинции, входившей в состав огромной империи. В свое время перепись началась и там. В Палестине каждый иудей должен был записаться там, где жили его предки. Поскольку Иосиф и Дева Мария происходили из рода царя Давида, они, оставив галилейский город Назарет, пошли в Иудею, в маленький городок, называемый Вифлеемом, из которого вышел и сам царь Давид. Места в гостинице им не нашлось, а между тем Марии пришло время родить. Младенец Иисус родился в загоне для скота (по древнему преданию, это была пещера — вертеп), и Мать Сама спеленала Его и положила в кормушку для скота — ясли. Явление ангелов пастухам      Первыми пришли поклониться родившемуся Богомладенцу пастухи, которые неподалеку стерегли ночью свое стадо. Вдруг перед ними предстал Ангел Господень, окруженный сиянием. Пастухи испугались, но Ангел сказал им: «Не бойтесь. Я пришел сообщить вам весть. Сегодня в городе Давидовом родился ваш Спаситель — Христос Господь! Вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». И внезапно явилось с Ангелом многочисленное ангельское воинство, славившее Бога и восклицавшее: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение». Когда Ангелы отошли от них на небеса, пастухи сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там произошло, о чем это нам возвестил Господь?» Они поспешили в Вифлеем и нашли Богородицу, праведного Иосифа и Младенца Иисуса, лежащего в яслях, — все оказалось точно так, как им и было сказано. Пастухи поделились всем, что им было сказано о Младенце. Все, кто слушал, дивились рассказу пастухов, а Богородица сохраняла все это в Своем сердце. Радость сохранили и пастухи. 9 июня 2017 г. Рейтинг: 6 Голосов: 176 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/104207.html

С того дня, когда первые люди, признавшие в плотнике из Назарета обещанного пророками Христа, стали возвещать Радостную Весть, началась драматическая история распространения христианства по земле. Первые его шаги описаны в Книге Деяний Апостолов, примыкающей к рассказам евангелистов. Ее метко называли «христианской Одиссеей». Это удивительная повесть о том, как горстка иудеев, сирийцев и греков, за которыми не стояло никакой политической силы, не имевших ни оружия, ни власти, двинулась на духовное завоевание Римской империи. На утлых суденышках они бороздили Средиземное море, шли по горным дорогам, пересекали пустынные плоскогорья, посещали центры культуры и шумные портовые города. Их травили, преследовали, бросали в тюрьмы, подвергали бичеванию, убивали. Но ничто не могло остановить зарождающегося потока, ничто не могло угасить светлой радости этих путешественников, веривших в необоримую силу Евангелия. Одно из центральных мест в книге занимает фигура апостола Павла, уроженца Малой Азии, в прошлом правоверного фарисея, гонителя христиан. Уверовав в Иисуса в результате внезапного внутреннего переворота, он стал проповедником Евангелия, основателем многих общин («церквей»), разбросанных от сирийского побережья до западных окраин империи. Важной особенностью этих общин было то, что они состояли в основном из обращенных в христианство язычников. Павел объяснял им, что Ветхий Завет был лишь подготовительной ступенью к откровению Нового, что в нем уже содержалось пророчество о приходе к Богу людей из всех народов. Покидая созданные им общины, апостол продолжал пристально следить за их жизнью, обменивался с ними письмами. Его послания (как и послания других апостолов) составляют следующий раздел Нового Завета. В них мы видим несгибаемую натуру, для которой вера была равнозначна жизни. Павел не встречался с Иисусом, однако с необычайной силой переживал внутреннее единство с Ним. Для него назаретский Учитель был высшим откровением. В своем исследовании об ап. Павле Альберт Швейцер подчеркивает, что «просветитель язычников» был первым из христианских мистиков, сумевшим рассказать об этом опыте, который затем сыграл большую роль в христианской духовности на протяжении веков. Во внутренней жизни Павла опыт единения с Христом был тождествен жизни с Богом, жизни в Царстве Божием, прежде чем оно всецело утвердится в мире. Но мистицизм ап. Павла не означал бегства от жизни. Он считал веру подлинной только тогда, когда она воплощается в действенное служение, в любовь к людям. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, – писал он в 57 г. христианам Коринфа, – то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, – нет мне в том никакой пользы».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто есть сей Самарянин? Сам Господь наш Иисус Христос. Почему Господь называет Себя Самарянином? Потому что иерусалимские иудеи презирали самарян как нечистых идолопоклонников. Они не смешивались и не сообщались друг с другом. Потому и сказала жена самарянка Господу у колодезя Иаковлева: как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки (Ин.4:9)? Таким образом, самаряне считали Христа иудеем, в то время как иудеи называли Его самарянином: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе (Ин.8:48)? Рассказывая эту притчу иудейскому законнику, Господь Сам Себя изображает под видом Самарянина, по бесконечному смирению, дабы таким образом и нас научить, что и под самым презренным именем и званием мы можем сотворить великое благо, иногда даже большее, чем обладатели славного имени и великого звания. Господь называет Себя Самарянином и из любви к грешникам. Самарянин означало то же самое, что и грешник. И когда иудеи называли Господа Самарянином, Он не возражал им. Он входил под кров грешников, ел и пил с ними, Он даже открыто сказал, что ради грешников и пришел в этот мир - именно ради грешников, а не ради праведников. Но разве мог быть в Его присутствии хоть один-единственный праведник? Не все ли люди были покрыты грехом, как темным облаком? Не все ли души были испорчены и изуродованы злыми духами? И еще называет Себя Господь Самарянином, чтобы научить нас не ожидать проявления Божией силы лишь чрез великих и славных мира сего, но внимательно и с уважением прислушиваться к тому, что думают и говорят люди малые и миром сим презираемые. Ибо Бог часто тростником разрушает железные стены, через рыбаков посрамляет царей, а через самое низкое - самое высокое в глазах людских. Как говорит апостол Павел: Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное (1Кор.1:27). Назвав Себя Самарянином, Господь этим дает понять, что тщетно мир ждет спасения от могущественной Римской империи и от кесаря Тиберия: спасение миру Бог устроил через самый презираемый в империи народ - иудейский - и через самых презираемых в сем народе - галилейских рыбаков, к которым гордые книжники относились, как к идолопоклонникам-самарянам. Дух Божий свободен, Дух дышит, где хочет (Ин.3:8), не взирая на человеческие ранги и оценки. Высокое в глазах людей ничтожно пред Богом, и ничтожное пред людьми пред Богом высоко.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1132...

Содержание Как произошло рождение Спасителя   Изгоняя наших прародителей из рая, Сам Бог обещал им Спасителя (Быт. 3, 15), и неоднократно повторял это обещание (Быт. 22, 18; 2 Цар. 7, 12-13), чтобы приготовить людей к Его принятию. Все преобразования и пророчества, относившиеся к воплощению Сына Божия, исполнились.       В церковном каноне на Рождество Христово говорится, что " мудрый Создатель опять возстановляет человека, который, быв сотворен по образу Божию, растлел от преступления, весь подвергся повреждению и лишился высшей Божественной жизни». Можно сказать, что вся Вселенная ожидала небесного Искупителя.       Перед рождением Спасителя римский император Август, который правил тогда и покоренной Иудеей, повелел произвести во всей обширной империи всенародную перепись. Все подданные Римской империи отправились для переписи в свои родные города. Дева Мария и Иосиф жили в Назарете, городе Галилейском, но так как оба они происходили из рода и дома Давидова, обитавшего в земле Иудовой, в Вифлееме, городе Давидовом, то они и направились в этот город.       В этом городе и исполнилось предсказание пророков о рождении Спасителя: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7, 14); И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных (Мих. 5, 2).       Господь наш Иисус Христос родился от Пречистой Девы Марии непостижимо и неизреченно в правление римского кесаря Августа в лето от сотворения мира 5508: " повелением кесаревым была перепись, мы же во имя Тебя, вочеловечшагося Бога нашего, вписались с число верных». " Повинуясь кесареви повелению, Христе, ты вписался в число рабов, и нас, рабов врага и греха, сделал свободными» - поет Церковь в Каноне на Рождество Христово.       Родившийся в вертепе, Младенец, повитый пеленами, был положен в ясли, что знаменует глубокое уничижение, до которого опустился грешный человек, нуждающийся в небесной помощи Богочеловека. " Во яслех восклонись Господь, да безсловество человечества исправит. В безсловесных яслях Тя полагает Дева, Божие Слово безначальное, мое бо разрешити безсловесие грядеши, еже подъях завистию змииною: пеленами же повитися, яко да расторгнеши пленицы прегрешений моих " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Это значит — отдавать кесарево кесарю, а Божие — Богу (Мф. 22, 21), то есть всегда исходить из того, что у Церкви и у государства разные природы, разные задачи и совершенно разное достоинство. Ссылки на слова ап. Петра: Бога бойтесь, царя чтите (1 Петр. 2, 17) — и ап. Павла: Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены (Рим. 13, 1) — нисколько не подтверждают отношение Апостолов к империи как к чему–то самому в себе священному. Для Апостолов империя есть не более чем данность (безусловно, восходящая к Богу как к Творцу всего сущего), земная организация общества, которой должно быть лояльным, повиноваться за совесть–но до определённого предела: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян. 5, 29), — ответили Апостолы власти, когда последняя запрещала им проповедовать Христа. 2) Наш историк, высказывая своё дерзновенное допущение о том, что если бы не было императора, не родился бы Христос, считает его «богословски совершенно точным». Увы! Это совсем не так. Оно не только не точное, но совершенно произвольное, и — я бы сказал — глубоко не богословское. Безусловно, Промыслом и смотрением Божиим земная действительность была приуготовлена к Бо–говоплощению. Безусловно, и империи была уготована важная роль в деле евангельской проповеди. Но ставить Боговоплощение в зависимость не от извечного определения Божия, не от того, что пришла полнота времён (Гал. 4, 4), но от того, что за 27 лет до этого события была провозглашена империя, в некоторое даже смысловое подчинение этому событию, — чудовищно некорректно с богословской точки зрения. 3) Мы подошли к центральному пункту имперской идеологии. Заявление о том, что империя «священна», что она «так же, как Церковь, своими таинственными… способами призвана вести людей к Царству Небесному», решительно выводит нас из рамок христианского мировоззрения. Это совершенно языческая идеология. Именно в контексте эллино–римской религии империя священна, а император имеет «святость харизмы» (слова цитируемого историка) и включается в пантеон богов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010