Курс нкимба имеет несколько – полагают: три степени и не все проходят его весь. Но имя нкимба получают прошедшее весь курс увала. Ндембо, возвращаясь в общину, по-видимому, тоже приобретают какие-то привилегии. Они имеют своих фетишей. Известна целая серия клятв ндембо. «Клянусь оградой ндембо». «Клянусь фетишами ндембо». «Клянусь альбиносами и карликами». «Пусть я буду обезображен». Вот что известно о нкимба и ндембо в настоящее время. Жонг в своем трактате иногда приводит противоречивые сведения. Так, у него говорится, что новопосвящаемые нкимба не пьют пальмового вина и сообщается, что самое вступление их в общину соединяется с обильным употреблением вина. У него говорится, что посвящаемые не носят передников из материи и приводится случай, когда новиций был в таком переднике. У него говорится, что нкимба не могут есть пищи, приготовленной женщинами и сообщается, что обычно пишу им заготовляют женщины. Нет ничего удивительного, что оказываются подобные противоречия. Несомненно, некоторые авторы спутывали нкимба и ндембо, порою получали неверные сведения, потому что тайные доктрины, ведь, вообще узнавать нелегко. Наковец, в различных местах несомненно учреждения нкимба и ндембо имеют несколько различный характер. Во всяком случае Жонг стремился представить дело возможно точнее и добросовестнее. Свой трактат он снабдил обширной и обстоятельной библиографией (512–522 страницы). II. Религиозные верования Конго уже давно останавливали на себе внимание и заставляли задумываться исследователей. Так еще в 1883 г. Гедо (Gaidoz) обратил внимание —711— на странное сходство между обычаями современного Конго и древнего Рима. 4076 В Риме существовал религиозный акт вбивания гвоздя. При торжественной церемонии гвоздь вбивался в стену храма. Вбивал его кто-либо из высших представителей власти. Поводом к совершению обряда являлись какие-либо бедствия. Так неоднократно вбивали гвоздь, когда чума опустошала Рим. Это было, наприм., в 391 году от основания Рима. В 423 г. от основания Рима были большие волнения вследствие того, что многие в Риме были отравлены. И в этом случае, как к спасительному якорю обратились к вбиванию гвоздя. В Конго гвоздь вбивается в фетиша н’доке или н’доки (тот самый фетиш, который защищает спящих от злых духов). Вбивание это совершается, когда обращаются к фетишу с просьбами, и ганга творит молитвы. Тогда в статуэтку вгоняется гвоздь. Гедо так объясняет смысл и римского, и конгского обряда. Гвоздь вбивают в тело идола для того, чтобы молитва проникла в самую душу бога. В Риме гвоздь вбивают в стену храма, где стоит статуя бога. Обряд находится уже во второй стадии развития. Здесь уже подстановка. Статую не портят. Но пробивая священную стену, опять-таки приближают молитву к божественному слуху.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Подобных разъяснений нужно было ожидать вовсе не от Никона, а от его образованных и ученых зазирателей и руководителей. Это была даже их прямая обязанность, как скоро они решились деятельно вмешаться в русские церковные дела. А между тем они то именно и толкнули Никона на путь исправлений русского обряда, и деятельно поощряли и поддерживали его на этом пути. Для чести и оправдания Никона достаточно и того, что он, благодаря своему светлому уму, действительно пришел впоследствии к той верной мысли, что старые и новоисправленные служебники одинаково добры, что можно служить по тем и другим, что можно одинаково держаться и старого и новоисправленного обряда, и что эта верная мысль Никона была потом усвоена и высказывалась и некоторыми русскими иерархами. Так патриарх Иоаким говорил впоследствии двоеперстникам, уже открыто восставшим против церковных властей»: кто как хочет, так и крестится – двема-ли персты, трема-ли, или всею дланию, то все едино, лишь бы знамение на себе вообразили, и мы о том не истязуем (Саввы Романова, в Летописях русской литер. и древностей, т. V.). К сожалению, эта вполне правильная мысль не была принята нашим церковным правительством, как руководственное начало в его отношениях к старообрядству. 2397 Таковы: lex Junia Norbana, lex Visellia, lex Junia Villeja при Августе; lex Claudia при Клавдии; последний закон с народным утверждением был издан при Нерве (lex agraria). Ср. Гримм, Исследования по истории развития римской императорской власти. Т. 1, 1900, стр. 202. 2399 Suet. August. 33. Ср. Mommsen, Römisches Staatsrecht 3 , II, 959; Herzog, Geschichte und System d. römischen Staatsverfassung, II, 271 и д.; Гримм, Исследования, стр. 166–168. 2403 Ср. Mommsen, Stadtrechte von Salpensa und Malaca, S. 424. Marquardt, Röm. Staatsverwaltung, I, 147. 2418 Suet. Aug. 32: plurimae factionis titulo collegii non ad nullius non facinoris societatem coibant, igitur… collegia praeter antiqua et legitima dissolvit. 2427 Cod. Theod. 14, 3, 18. См. другие примеры у Кулаковского, Коллегии в древнем Риме, 1882, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Критика К. как обряда, не имеющего достаточного основания в Свящ. Писании имела место уже в трудах Дж. Уиклифа. Среди протестантов отношение к К. было разным: одни считали ее допустимой как благословение (через возложение рук) и публичное исповедание веры, другие относили к обрядам идолопоклонства. Вопрос о К. рассматривался на 7-й (1547) и 23-й (1563) сессиях Тридентского Собора, который подтвердил, что К. установлена Самим Христом, а не апостолами или св. отцами, как учат протестанты. Она является подлинным таинством, а не пустым обрядом. Св. Дух сходит на конфирмируемого не по его заслугам. Его ординарным совершителем является епископ, а не пресвитер. В К. даруется неизгладимая печать. Таинство является неповторимым ( Denzinger. Enchiridion. N 1601, 1628-1630, 1767-1768). В Римском Катехизисе 1566 г. (Catechismus Romanus. Pars 2. Cap. 3) говорится, что не следует ждать до 12 лет (возраста принятия первого причастия) для совершения К., самый подходящий возраст - 7 лет (время первой исповеди). Конфирмация. Худож. Дж. М. Креспи. Ок. 1712 г. (Картинная галерея, Дрезден) Конфирмация. Худож. Дж. М. Креспи. Ок. 1712 г. (Картинная галерея, Дрезден) 1-я глава De confirmandis, напечатанная в офиц. Понтификале 1595 г., основана на Понтификале Пикколомини и впосл. практически не менялась вплоть до последнего издания тридентского Понтификала (1962). Сначала перечисляются облачения, в к-рых должен быть епископ на К. Отмечается, что К. не совершается повторно. Запрещается быть восприемниками при К. тем, кто сами не были конфирмованы. Отлученные или виновные в тяжких грехах не могут ни принимать таинство, ни быть восприемниками. Взрослые перед участием в таинстве обязательно должны исповедаться. Конфирмируемый должен поститься. В начале обряда конфирмируемые и восприемники преклоняют колени и складывают руки на груди. Епископ осеняет их крестным знамением, читая неск. библейских стихов. Затем протягивает руки в их сторону и призывает к молитве. Читает молитву о семиобразном Духе. После именования каждого духа участники говорят: «Аминь». После молитвы епископ надевает митру и помазывает пальцем лоб конфирмируемого, произнося формулу «Signo te…», а затем совершает алапу со словами «Мир тебе». После помазания полагается повязать голову специальным платом. Далее епископ совершает омовение рук и вытирает палец кусочком хлеба, к-рый потом относят в сакрарий. Министранты поют антифоны. В конце читается заключительная молитва и неск. библейских стихов. Епископ наставляет восприемников, как они должны воспитывать конфирмованного ребенка. В последней рубрике говорится, что чин может быть совершён и менее торжественно.

http://pravenc.ru/text/2057158.html

В XVIII веке в барочной Франции также были попытки вдохнуть новую силу в литургическую жизнь верующих. Многие католики во Франции были недовольны положением в Церкви и желали перемен 160 . На эти стремления бросали тень два явления: во-первых, обновление не было достаточно научно обосновано, потому что литургическая наука в то время не имела ни достижений, ни положения и авторитета, которые она заслужит позже; во-вторых, последователи этого движения, к несчастью, были связаны с галликанизмом и янсенизмом. Французские епископы, сохранив весь Ordo Missae (поэтому службы были ошибочно названы неогалликанскими литургиями), заменили римский антифонарий новым, уменьшили число праздников, исключили легендарные жития и т. п. Литургическую реформу удалось провести успешно. Книги были изменены, хотя и без согласия Рима 161 . В XVII веке реформа была начата, а в XVIII веке девяносто из ста тридцати девяти епархий имели новые богослужебные книги. Таким образом, эпоха Просвещения застала Францию в новой литургической ситуации. Это было время расцвета местных епархиальных миссалов, а также попыток развивать литургическую науку, которая облегчила бы пересмотр и реформу литургической литературы 162 . Прилагались усилия, чтобы вернуть проповеди и причастию их подлинное место. Уделялось внимание правильной организации общины верующих – церковный приход становится тем самым местом, где осуществляется жизнь общины 163 . Ситуация усложнилась, когда в 1790 году революционный режим силой изменил епархиальные границы во Франции. Тогда в некоторых епархиях стало употребляться несколько различных миссалов, что привело к своеобразному «литургическому хаосу» 164 . 22 Обряд города Милана был связан с именем Амвросия Медиоланского как одного из самых значительных литургических писателей и редакторов в рамках этого обряда (Liturgies//NDLW; Principles, 50; Davies. A Short History, ID). 25 Обряд был связан с Испанией, точнее с городом Толедо (Liturgies//NDLW; Principles, 53; Adam, 38). 28 Название «григорианский сакраментарий» в данном случае может означать: а) ранний доадриановский сакраментарий; б) сакраментарий VIII в. (гибрид ревнейшего сакраментария Геласия и григорианского сакраментария VIIb.); в) сакраментарий Адриана с дополнениями Алкуина.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«В июле 1909 г. З[ерчанинова] во главе миссии для католиков визант[ийского] обряда в России фактически заменил приставленный к нему в качестве советника франц[узский] ассумпционист пресв[итер] Ж. Буа. 20 марта 1911 г. по распоряжению госсекретаря Папского престола кард[инала] Рафаэля Мерри дель Валя автономная миссия для католиков визант. обряда в России была упразднена, вслед[ствие] чего в том же году З[ерчанинов] был включен в клир Могилевского архиепископства Римско-католических церквей Российской империи и получил от властей легализацию» . Нужно отметить, что деятельность ассумпционистов, «отцов, чужих по происхождению, обычаям и языку» настолько возмутила российских клириков, что они обратились с коллективным письмом в адрес римского понтифика с просьбой включить их в «Могилевский ординариат» , так как Могилевский архиепископ имел юрисдикцию над всеми католиками Российской империи. Справедливости ради нужно отметить и тот факт, что несмотря на взаимные претензии ассумпционисты тем не менее ежемесячно выдавали денежную помощь, выделяемую Римом как Зерчанинову, так и Сусалеву . Тем временем община при часовне на ул. Полозовой разрослась, и Зерчанинов с Сусалевым обратились к властям за разрешением на открытие самостоятельного прихода при часовне, на что 15 апреля 1911 г. было получено разрешение от председателя совета министров Российской империи П.А. Столыпина . На тот момент под прошением были поставлены подписи 120 человек . К 1912 г. община увеличилась еще более и к осени того же года обустроила новый храм в доме некоего Савича на углу улиц Бармалеевой и Большой Пушкарской. Зерчанинов «после закрытия прихода на ул. Полозова, назначен викарием католич[еской] ц[еркви] св. Екатерины в С.-Петербурге, где совершал богослужения по византийскому обряду» . Его богослужения посещали около 30–40 человек. Фактически с начинания Зерчанинова в Санкт-Петербурге постепенно появилось три общины русских греко-католиков, совершавших свои богослужения в разных местах города . Несмотря на неоднократные увещания, Зерчанинов продолжал использовать в своем богослужении латинские элементы: «Все еще складывает и разводит руками по-латински, кланяется на “воплотитися” и на “Верую” и неизменно облачается в наплечник и латинский стихарь» .

http://bogoslov.ru/article/6192755

Пошли мне записочку с этим же посланным, молю тебя. XLI-Б. Цезарь — Клеопатре (Из дома Корнелия Непота, где посланный Клеопатры нашел Цезаря у одра больного Гая Валерия Катулла.) Спи, спи спокойно. Теперь ты усомнилась во мне. Я хорошо знаю моего племянника. И сразу понял, что произошло. Не сомневайся в чуткости твоего Deedja. Спи спокойно, великая царица. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ XLII. Верховный понтифик Цезарь — верховной жрице коллегии девственных весталок (9 августа) Досточтимая дева. Это письмо никто не должен видеть, кроме вас. Прошлой весной госпожа Юлия Марция передала мне ценное замечание, которое вы обронили в беседе с ней. Она и не подозревает, как важны для меня были эти слова, и не знает, что я вам пишу. Она припомнила, как вы сожалели о том, что в священных ритуалах нашей римской религии порой встречаются грубые подробности. Помню, что о том же сетовала моя мать, госпожа Аврелия Юлия. Вы, вероятно, не забыли, что в тот год (61-й), когда я был избран на пост верховного понтифика и Таинства Доброй Богини происходили в моем доме, ими руководила моя мать. Госпожа Аврелия была женщиной примерного благочестия и прекрасно знала религиозные обычаи Рима. В качестве верховного понтифика я помогал ей в исполнении обряда, однако можете не сомневаться, что мне было открыто не больше того, что положено знать человеку, занимающему этот высокий пост. Но она мне все же сказала, что глубоко сожалеет о кое-каких обрядах, сохранивших следы варварской грубости, которая, по ее словам, вовсе не усиливает их воздействия. Вы, может быть, также припомните, что в тот год (об этом мне было дозволено знать) она на свою ответственность заменила живых змей глиняными; это новшество не встретило возражении и, если не ошибаюсь, принято и в наши дни. Я знаю, высокочтимая госпожа, что по обычаю девственным весталкам полагается покидать церемонию в полночь, то есть еще до заключительного обряда. Следовательно, я вправе предположить, что некие символические действия, происходящие позднее, оскорбительны для глубоко верующих и целомудренных дев. На протяжении своей жизни я не раз замечал чувство отвращения к ним у женщин в своей семье. Однако мне еще больше бросалась в глаза радость и глубокая вера, с какой они готовились к этим обрядам. Великий Марии говорил об этих таинствах: «Это столп, поддерживающий Рим». Я хотел бы, чтобы о них и обо всех наших римских обрядах можно было сказать, как Пиндар сказал об Элевсинских мистериях: «Они хранят мир от распада и хаоса».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Стоит привести полное изложение этого условия: «Ut autem,— говорят владыки,— eo maior penes nos maneat auctoritas, ovibusque nostris maiori venerationi et obseruantiae simus, petimus, metropolitanum et episcopos ritus nostri ad senatum sacrae regiae Maiestatis admitti, multis et iustis de causis. Siquidem eandem dignitatem, officium et characterem cum ritus Romanae Ecclesiae episcopis gerimus. Deinde cum aliquis nostrum super dignitate senatoria in senatu iuramentum praestabit, poterit et super obedientia summo pontifici debita idem iuramentum praestare, ne forte in posterum tale dissidium contigat, quale post obitum Isidori metropolitae Kiwiensis fuit; idque eam ob causam, quod cum episcopi ritus nostri nulla iusiurandi obligatione tenerentur, maximoque locorum intervallo disiuncti essent, facile ab unione, in synodo Florentina conclusa, disciverunt. Sed cum quisque illorum iuramento senatorio obligatus fuerit, difficile est, ut aliquis de dissidioo et dissensione moliri quidcunque audeat [Чтобы у нас сохранялась полная власть и овцы наши могли бы больше почитать и уважать нас, мы просим, чтобы митрополит и епископы нашего обряда были приняты в сенат его священного королевского величества, ибо на это имеются многие веские причины. Ведь мы обладаем теми же достоинствами и саном, что и епископы Римской Церкви. Далее, если кто-нибудь из нас будет приносить сенаторскую присягу, то можно будет взять с него и присягу на верность верховному понтифику, чтобы потом не прийти к такому расколу, какой случился после кончины мирополита Киевского Исидора. А произошло это по той причине, что епископы нашего обряда, не будучи обязанными приносить присягу и разделенные большими расстояниями, с легкостью отступили от унии, заключенной на Флорентийском Соборе. Если же сенаторская присяга для них будет обязательной, то трудно будет кому-либо решиться затеять что-нибудь, связанное с расколом или разногласием (лат.)]». Об этих «съездах покутных», которые составляли тогда между собою владыки и на которых замышляли поддаться папе и подписывались на унию, сохранились современные свидетельства виленских бурмистров, радцев и лавников (Вилен. археогр. сборн. 7. 40 и виленского духовенства (А. З. Р. 4. 90 Автор Антиррисиса также говорит, что совещания владык об унии происходили в разных местах, то в Литве, то в Короне, и там владыки давали и свои подписи на унию, но что настоящая их грамота, или соборное послание, к папе составлена в Бресте 12 июня 1596 г. (s. 86

http://sedmitza.ru/lib/text/436077/

Когда в 908 году Моравское государство пало под оружием венгров, многие христиане покинули родные края и бежали в Польшу. Таким образом, они становились миссионерами того обряда, который был принят ими от славянских первоучителей. Как говорит архиепископ Херсонский Иннокентий, некоторые из моравских христиан избрали для своего пребывания «места самые глухие и уединенные и начали проводить жизнь пустынную. Судя по сему, это должны быть монахи. Таким образом, самые неприступные для обыкновенных проповедников места Польши начали озаряться светом веры, тем более благоприятным для слабого зрения бедных язычников, что он являлся не с блеском и громом оружия, как за сто лет на Эльбе, по распоряжению Карла Великого, а в тихом отражении нравов христианских, в жизни богоугодной и делах милосердия. Другие из христиан–пришельцев пошли в новом отечестве своем другим путем: отличаясь успехами в промыслах, торговле и воинских делах, они обратили на себя всеобщее внимание и получили доступ к самому двору княжескому»   . В 966 году принял крещение польский князь Мешко I. Тогда же состоялось и крещение народа. Считается, что Мешко, первой женой которого была чешская княжна Домбровка, принял христианство греко–славянского обряда. Только позднее, когда он вступил в брак с принцессой из саксонского дома, начало усиливаться немецко–латинское влияние. Ко времени крещения Руси в 988 году в состав Киевского княжества входили и земли по западной стороне Буга, заселенные славянами в таких известных городах (ныне польские), как Хелм, Перемышль и др. В этих краях христианство усиливало свое влияние одновременно с распространением его в других частях Руси. Ясно, что оно было восточного направления. Когда в XI веке происходило деление Руси на удельные княжества, на западной территории Руси возникли два княжества — Галицкое и Волынское, которые в конце XII столетия были объединены в одно — Галицко–Волынское. Своего могущества оно достигло в XIII веке при князе Данииле Романовиче, заботами которого в г. Холме, столице княжества, была учреждена православная епископская кафедра. В том же столетии была открыта епископская кафедра и в г. Перемышле. Папа Иннокентий IV пытался установить контакты с Даниилом Романовичем, в надежде получить доступ в Галицко–Волынское княжество для католических миссионеров предлагал ему королевскую корону, но попытки Римского предстоятеля не увенчались успехом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Если бы благосостояние России могло заслуживать уважение Римского монарха, то довольно бы сказать, что польза государства требует, дабы полтора миллиона истинно русского народа не были изменяемы в иностранцев посреди собственного отечества. Но для Римского двора нужны другие причины. Итак, следовало бы обратить внимание оного на собственные его постановления, совращение Униатов в Латинство воспрещающие. Одно из последних есть декрет папы Бeheдukma XIV, в 1744 году изданный; в оном всем вообще и в особенности русским Униатам, Греческий обряд сохраняющим, переход к Латинскому обряду решительно воспрещается; Римскому же духовенству, даже иезуитам, запрещено кого-либо к таковому переходу подговаривать или же в Латинство принимать, а напротив, повелено оному стараться о сохранении Униатами древних обрядов и постановлений Греческой Церкви, и то под наказанием в противном случае лишиться права ко всем повышениям и должностям. Ежели постановления пап не были в состоянии обуздать своевольства подчинённого им духовенства, то распоряжения попечительного правительства, подобные беспорядки прекратить старающегося, должны бы заслужить признательность даже от самого Римского престола, ежели оный желает быть с самим собою согласным и не хочет, дабы постановления оного считались единственно хитрою уловкой. Между тем, гласные нарекания на притязания Римлян уже не в первый раз принуждали Российское правительство к подобным, как нынешние, распоряжениям. Вначале Униаты не имели в коллегии представителей, и вскоре оказалась в том необходимость. Помещение, однако же, нескольких заседателей не пресекло преобладания Римлян, и дано Униатским заседателям по два голоса против Римских; а наконец, правительство оказалось принуждённым к составлению особого для Униатских дел департамента коллегии. Но только нынешнее учреждение независимой Греко-Униатской коллегии и особой академии для высшего воспитания духовного юношества, в Главной семинарии вместе с Римским до сего обучавшегося, положит незыблемое основание самостоятельному существованию Греко-Униатского обряда и поставит вящую преграду неугасимой жажде к прозелитизму и преобладанию Римского духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Предприятие и совершение этого великого дела началось со случайного, по-видимому, разговора протоиерея Семашко, в ноябре 1827 г., с директором департамента Карташевским, в котором он сообщил последнему о тяжком состоянии униатской церкви, бедственном положении униатов, о систематическом в течении целого ряда веков преследовании их латинским духовенством, о постоянных совращениях в латинство униатов и униатского духовенства, о присвоении базилианами лучших мест и фундушей и пр. – По выраженному Карташевским желанию, Иосиф изложил все это на бумаге, указавши вместе с тем и меры, которые могли бы служить к оживлению униатского исповедания 2 . Меры эти состояли в том, чтобы: 1) униатский департамент отделить совершенно от Римско-католической коллегии и, переименовав его в Греко-униатскую коллегию и пополнив ее состав наравне с Римско-католической коллегией, назначить для заседаний ей особое место и определить к ней особого прокурора; 2) дать лучшее внешнее образование епархиям, оставив, вместо четырех, только две епархии: Белорусскую и Брестскую или Литовскую; удобство к этому представлялось в том, что в Луцкую епархию, после смерти Красовского, не определен еще начальник, а Виленская управляется викарным епископом Головнею, который мог 6ы остаться в этом качестве при Брестской; 3) Полоцкому епископу Мартусевичу дать надежного викарного, поставив его председателем местной консистории; 4) вместо кафедральных капитулов, кои в некоторых униатских епархиях вводились по образцу римского обряда, с их прелатами и канониками, учредить соборное духовенство, а вместо римских дистинкторий ввести наперсные кресты, употребляемые в Греко-Российской церкви; 5) вместе с сим улучшить содержание и увеличить права консисторий; 6) для поощрения белого духовенства предоставить сыновьям его право на вступление в военную и гражданскую службу по увольнении их из духовного звания; 7) увеличить содержание семинарий Полоцкой и Жировицкой и учредить в монастырях низшие училища; прекратить отправление униатских воспитанников в римско-католическую семинарию при Виленском университете, учредив для окончательного образования их высшие курсы богословских наук в Полоцке и переименовать для сего Полоцкую семинарию в греко-униатскую академию. Затем следовали предположения о споспешествовании возвращению в унию совращенных в латинство, о лучшем управлении базилианских монастырей и упразднении некоторых из этих монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010