В Пруссию ввел лютеранское вероисповедание (в 1525 г.) магистр тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский, который вместе с тем превратил и орден в светское владение, под названием прусского герцогства. В Курляндии и Лифляндии реформация появилась также очень рано. Рига приняла ее уже в 1523 г. и в 1536 г. приступила уже в Шмалькальденскому союзу. В других странах западной Европы: во Франции, Польше, Богемии, Моравии, Венгрии, реформация хотя и не сделалась господствующим вероисповеданием, но получила законное признание и терпимость. Совершенно подавить реформацию удалось только в Италии и Испании. Реформация в Италии Реформация в Италии также находила себе приверженцев. Еще в начале германской реформации в разных итальянских городах появлялись выдающиеся личности, которые, более или менее, открыто сочувствовали Лютеру. Даже некоторые из кардиналов, как Конторипи и Мороне, Бембо, Садолет и др., были приверженцами нового учения, но они не встречали сочувствия в народных массах. Римская курия, в правление папы Павла III (1534–1549 г.), некоторое время колебалась в своей политике: между 1537 и 1541 годами господствовало благоприятное реформе примирительное настроение; в это время появилось известное сочинение «О благодеянии Христа», которое познакомило итальяцев с учением Лютера об оправдании через веру и имело громадный успех в читающем мире. Но в 1542 году начинается обратное направление в папской политике. В этом году явилась папская булла, повелевавшая учредить инквизицию, т. е. суд для искоренения протестантизма сперва в Италии, а потом вообще во всем свете. Шесть кардиналов, между которыми на первом месте поставлен Караффа, назначались всеобщими инквизиторами в делах веры по обе стороны Альп. Этот религиозный суд должен был по малейшему подозрению немедленно приступать к действию самым строгим образом, не обращать при этом внимания ни на государей, ни на епископов, особенно строго поступать с теми, которые опираются на защиту какой-либо владетельной особы. Лиц подозрительных инквизиция должна была заключать в темницы, подвергать их разного рода пыткам, чтобы вынудить признание, виновных наказывать смертью и продавать их имущество.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сама мысль о реформировании православных духовно-учебных заведений, в частности академий, по типу римско-католических учебных заведений представлялась Керенскому «совсем не удачной». Он ссылался на свидетельства западных ученых о том, что в последнее время римско-католическое богословие «быстрыми шагами идет не вперед, а назад» 2267 , и связывавших этот процесс именно с упадком духовно-учебных заведений в римско-католическом мире. В частности, Керенский указывал на представителей «модернистского движения», составляющих, по его замечанию, 2/3 всех католических профессоров, которые «одною из главнейших желательных для них реформ» признавали реформирование духовных школ ввиду «полной непригодности их для подготовления к пастырскому служению» 2268 . Главный недостаток духовных школ представители модернизма усматривали как раз в господстве «монашеского направления» 2269 . По мнению Керенского, римская курия в последнее время старалась освободить свои семинарии от «аскетически-монашеского гнета и сблизить с жизнью», результаты чего он видел в образовании особых высших провинциальных семинарий, созданных «отчасти» по типу православных духовных академий 2270 . «Мы таким образом от римской церкви заимствуем то, что признает несостоятельным она сама» 2271 , – заключал Керенский свою критику нового академического Устава 1910 г. Закрепленная в Уставе норма относительно преподавателей в священном сане не была реализована на практике. В Петербургской академии с 1909 по 1913 гг. состав академической корпорации обновился почти наполовину; в нее вошло 16 преподавателей, из них 8 – в период 1911−1913 гг. (среди них три священника: А. В. Петровский в 1911 г., В. И. Зыков в 1912 и В. М. Верюжский в 1913); иеромонах Вениамин (Федченков) , вошедший в сентябре 1910 г., в 1911 г. покинул Академию. Таким образом, к 1914 г. из 34 преподавателей Академии в священном сане состояло всего 6 человек. Максимальное приближение к требуемой Уставом норме было достигнуто в МДА, где, благодаря деятельности ректора епископа Феодора (Поздеевского) , к 1915–16 учебному году среди преподавателей числилось 11 священнослужителей 2272 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

—718— и Киеве, двух политических центрах, знал эту политику и в беседе с папским нунцием при польском дворе, архиепископом Рангони, он не только опробовал папскую политику, но не двусмысленными намеками, а очевидными для нунция делами, и прежде всего отречением от православия и принятием католичества, решительно принимал на себя выполнение главнейшей задачи Рима для достижения цели, папством преследуемой. 961 Климент VIII и Павел V нималейше не сомневались, что имеют дело с несчастным претендентом, а не с наглым самозванцем. Не только папа, поставленный вне возможности определить самоличность автора письма, но и папский нунций в Польше даже не приступал к исследованию, действительно ли появившийся претендентом сын Ивана IV Грозного; римское духовенство вполне удовлетворялось в этом случае взглядами и решениями светской власти с польским королем во главе – все признают претендента царевичем Димитрием, признает его таким и римская курия. Обращает на себя внимание язык письма: претендент на русский престол, человек, выдающий себя за «царевича великой России и наследником владений Московской монархии» пишет папе письмо на польском языке. Почему не на русском? Для папы, конечно, безразлично требовался латинский перевод, как русского, так и польского письма; но для Лжедимитрия было в высшей степени важно скрыть содержание письма и даже самый факт, переписки с папою от немногих русских, находившихся в то время в Кракове. К тому же из приближенных к Лжедимитрию лиц католического духовенства, большинство составляли поляки; о. Савицкий, например, мог в случае затруднения, даже помочь ему в изложении польской речи; между тем как перевод для папы русского письма на латинский язык затруднил бы, вероятно, даже того же о. Савицкого. Позже Лжедимитрий переписывался с Римом не на польском языке и второе его письмо к Папе, уже Павлу V, писано на латинском языке. Несомненно, что Лжедимитрий хотел ввести унию в —719— русской церкви. При многочисленных указаниях и на это намерение получает особую цену ответ Юрия Мнишка боярам. «Зачем, спрашивали Мнишка бояре, склонял Самозванца ко унии?» «Это угодно было покойному», ответил Мнишек, «помимо всякого с моей стороны совета. Он видел, что она существует в Польше и в Руси без малейшей отмены богослужения; поэтому пожелал и свое государство соединить с государствами христианскими, потому что это можно сделать без нарушения греческого богослужения и к великой радости всему христианству». Выгоды политические от введения унии действительно Самозванец мог получить, имея на своей стороне патриарха и видя значительный успех унии в польских владениях. Самозванец мог надеяться в России ввести без большого сопротивления унию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—732— Между тем в обществе, – с приближением Пасхи, – росло волнение и беспокойство. Уже несколько католиков взяли своих детей из парит. школы, и было очевидно, что число таких случаев к Пасхе увеличится. Кроме указанной депеши Коруму от 600 католиков, ему отправлялась теперь ежедневно масса сочувственных телеграмм от духовенства и мирян. Трудно было сказать, чем могло бы разразиться столкновение двух враждующих их сторон, если бы в дело не вступилась Римская курия. 7 марта (суббота) вечером появилось известие, что по приказанию папы меморандум отменяется, и генеральный викарий в Трире тотчас-же оповестил об этом пфарреров. На другой день, в Воскресенье, во всех католических церквах Трира было прочитано следующее объявление: „В виду объяснений, данных гг. министрами в палате депутатов, и дальнейших сообщений, – Королевское правительство намерено исполнить желание католиков относительно школьного вопроса. Поэтому досточтимейший епископ в согласии с святейшим отцом постановил: меморандум от 15 февраля, – вследствие изменившихся обстоятельств, – рассматривать, как небывший“. – Так покончен был, – за месяц до Пасхи спор, – который мог бы при других условиях повлечь за собой очень неприятные последствия. Исход дела был слишком скор и неожидан для обеих сторон, и на первых порах как католическая, так и протестантская печать оставались в недоумении, радоваться концу спора или возмущаться. По-видимому, Корум был побеждён, так как его политике угроз и науськиваний был положен предел, и ожидания имперского канцлера сбылись в точности. Но, с другой стороны, ещё неизвестно было, какие уступки были сделаны католикам относительно паритетной школы. А, главное, что смущало протестантов, это то, что имперский канцлер не нашёл возможным внутренними средствами уладить дело, а обратился в Рим, прося курию воздействовать на Корума и обещая за это известные уступки. Таким образом, внутреннее недоразумение между немецкими подданными пришлось обратить в международный конфликт – потому только, что Корум и его единомышленники – католики, а католики в Германии кроме общего немецким поддан-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Впечатления, которые они произвели на Игнатия, вполне согласовывались с его опытом; он признал, что внутренняя миссия так же необходима и так же полезна, как и внешняя миссия среди мусульман. Это убеждение тотчас же толкнуло его к действию. Как только товарищи Игнатия возвратились, студенческое общество для чужеземной миссии временно превратилось в общество для внутренней миссии. Молодые парижские магистры соперничали с театинцами как в больницах, так и в исповедальнях. Летом, после посвящения в священники, они расселились в пяти венецианских городах, чтобы воздействовать на народ, проповедуя под открытым небом. Успех был настолько велик, что Игнатий уже не мог более сомневаться в ближайшей задаче своего общества. Решившись, согласно данному обету, предложить папе услуги своей конгрегации [Церковная организация, подчиняющаяся уставу; нередко – синоним слова «орден»], он преобразовал ее 1) в постоянную организацию и 2) в общество священников для выполнения внутренней миссии или своего рода католическую армию спасения под верховным командованием папы, поскольку он видел ее применение и на военной службе. Поэтому, отправляясь в начале 1537 года в Рим, он дал своему обществу название, под которым оно существует и в наше время, – «Дружина Иисуса». Иезуитский орден как католическая армия спасения В Риме Игнатия ожидало горькое разочарование. Уже в Венеции он снова встретил на своем пути призрак инквизиции. Теперь, в решительный момент, этот призрак снова грозно встал перед ним: Игнатий был официально обвинен в ереси. Правда, ему легко удалось доказать, что обвинители – только клеветники. Но нужно было личное вмешательство папы, чтобы судья закрыл дело; невиновность Игнатия была выяснена публично, во время формального процесса. Летом 1539 года Игнатий подал на утверждение курии [Здесь имеется в виду Римская курия – главный административный орган Ватикана] проект статутов Общества Иисуса, но натолкнулся на новые затруднения. Глава комиссии кардиналов, в обязанности которой входило рассмотрение статутов, отказался разрешить формирование нового ордена.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iezu...

И не только в финансово-экономическом смысле (особый режим налогообложения и т.п.), но также в религиозно-духовном смысле. Это были «островки» Европы, где нормы хозяйственной этики католицизма не действовали или действовали в очень усеченном виде. По сути это были уже «островки капитализма», которые разными способами заражали «духом капитализма» всю католическую Европу. Известный немецкий историк, основоположник геополитики Карл Шмитт писал о политической, экономической и духовно-религиозной уникальности Венеции (на фоне средневековой Европы) следующее: «Почти половину тысячелетия республика Венеция считалась символом морского господства и богатства, выросшего на морской торговле. Она достигла блестящих результатов на поприще большой политики, ее называли «самым диковинным созданием в истории экономики всех времен». Все, что побуждало фанатичных англоманов восхищаться Англией в XVIII–XX веках, прежде уже было причиной восхищения Венецией: огромные богатства, преимущество в дипломатическом искусстве… толерантность в отношении религиозных и философских взглядов, прибежище свободолюбивых идей и политической эмиграции». 427 Итальянские города-государства с их «духом капитализма» дали толчок хорошо известному Возрождению, которое проявило себя как в искусстве, так и философии. Возрождение, как пишется во всех учебниках и словарях, – система светских гуманистических взглядов на мир на основе возврата к культуре и философии античного мира. Отсюда можно заключить, что это возрождение античного язычества и отход от христианства. Возрождение (Ренессанс) внесло немалый вклад в подготовку условий Реформации. Как точно заметил О. Шпенглер, «Лютера можно объяснить только Ренессансом…». 428 Трудно переоценить развращающее влияние ростовщичества на христианское сознание средневекового европейца. Вот что по этому поводу пишет исследователь католицизма О. Н. Четверикова: «Таким образом, крепко связав себя с ростовщичеством, римская курия сделалась по существу олицетворением и заложницей коммерческих сделок, в интересах которых нарушалось и право, и закон.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

чтобы утвердить непогрешимый авторитет папы, но в то же время охранить авторитет разума и вывести из него все догматы католичества. Но немецкие теологи (Гермес и Гюнтер) дали перевес разуму в своих умозрениях над верой в папскую непогрешимость. Для того, чтобы идти с уверенностью вперед в области богословского умозрения, богослов, по их теориям, должен прежде всего увериться в твердости философских оснований своего построения. Сообразно с этим принципом, они восходят к основанию нашего знания и усиливаются на началах одного разума построить всю систему католицизма. В том, что они признавали авторитет Рима только потому, что разум их подтверждал этот авторитет, римская курия усмотрела «подчинение догмата разуму» и потому внесла их умозрительные опыты в «Index librorum prohibitorum». Французский аббат Ламенэ († 1853 г.) известен как горячий противник всякого личного разума и как восторженный поклонник общего разума. Вооружаясь против рационализма, он отказывал индивидуальному разуму человека во всякой способности к приобретению достоверного знания. По его учению, только общий разум («sens commun») есть источник непогрешимой истины, – есть божественный разум. Этот «общий разум» выражается в согласии всех народов относительно той или другой истины. Римский престол имеет своим назначением провозглашать во всеобщее сведение истины общего разума. Но так как безусловное отрицание способности индивидуального разума к познанию истины логически ведет к отрицанию всякой возможности со стороны какого бы то ни было отдельного разума не только доказать истину, но и убедиться в ней, то учение Ламене подверглось заслуженному осуждению в Риме. И у протестантских апологетов мы видим то же самое проявление вероисповедной исключительности. В трактатах, например, о религии у протестантских авторов иногда заметным образом проглядывает протестантский взгляд на естественную неспособность человека к религии, вследствие утраты человеком образа Божия, на добрые дела как на нечто несущественное в деле религии, и самая религия определяется иногда в односторонне субъективном смысле, только как вера.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

Ватикан является отчасти владельцем, отчасти участником ряда крупных банковских предприятий. Римский банк является в течение многих лет финансовым институтом Ватикана и в качестве такового вел крупные финансовые операции как в Италии, так и за ее пределами, обладая рядом промышленных предприятий (например в Триполи). Ватиканские капиталы вложены в некоторые банковские учреждения за пределами Италии. Кроме указанных источников дохода, Ватикан обладает огромными сокровищами и ценностями. Сюда принадлежат Ватиканский музей, Латеранский музей из 16 зал, Сикстинская капелла и Ватиканская библиотека. Последняя представляет собой едва ли не самое ценное книгохранилище в мире, собиравшееся в течение многих веков. Централизованная форма управления католической церковью и огромные денежные средства дают возможность Ватикану выступать на арене всемирной общественной жизни с известной моральной силой и значением. Во имя справедливости мы должны признать, что Римская курия весьма умело использует в своих целях эти выгодно сложившиеся для нее обстоятельства. Прежде всего обращается самое наисерьезнейшее внимание на развитие миссионерского дела. О масштабах и постановке миссии мы можем судить хотя бы по той всемирной миссионерской выставке, какая была организована в садах Ватикана в 1925 г. Опубликованные по этому случаю материалы (касающиеся только католических миссий) дают нижеследующую картину: на миссию в год тратится до 250 000 000 долларов; в миссиях занято до 60000 священников и инструкторов; 24 162 монахини; 65641 учитель-катехизатор. Миссии имеют в своем распоряжении 66 397 станций, 44 535 церквей, свыше 40 000 низших школ с 1 700 000 учащихся, 462 профшколы, 875 высших школ, 144 – средних, 8 университетов и 1560 разных учреждений, как-то: детские приюты, фермы, фабрики, мастерские, аптеки, больницы, типографии. Даже Бриан в свое время называл католические миссии «лучезарными центрами». Вильгельм II пожертвовал 2 000 000 марок на организацию католического университета в Китае. В 1925 г. Германия, наконец, добивается открытия в Пекине немецко-американского католического университета.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

19 «Мы были бы недостойны разумения истины, если бы приобретали ее не свободно, не подвигом и напряжением всех нравственных сил». Богосл. соч. Хом. стр. 206. «Бог есть свобода для всех чистых существ; Он есть закон для человека невозрожденного; Он есть необходимость только для де­монов». Там же, стр. 189. «Всякая вера есть акт свободы и непременно исходит из предварительного свободного исследования, которому человек подверг явления внешнего мира или явления своей души»., стр. 40. «Я должен оговориться, что хотя, придерживаясь общепринятых определений, я признал право исследования данных, на которых зиждется вера, однако отнюдь не думаю оправдывать того значения, какое придается слову исследование в за­падных исповеданиях. Вера всегда есть следствие откровения опознанного, то есть признанного за откровение; она есть созерцание факта невидимого, про­явленного в факте видимом; вера не то, что верование или убеждение логи­ческое, основанное на выводах, а гораздо более. Она не есть акт одной познавательной способности, отрешенной от других, но акт всех сил разума, охваченного и плененного до последней его глубины живой истиной откровенного факта»... стр. 56–57. 20 И. В. Киреевский, в статье: о характере просвещения Европы. Сочин. Хомякова, т. I, стр. 205–206. 28 См. подробное раскрытие этого взгляда в сочинении Прессансе: «Древний мир и христианство» в «Прав. Обозрении». 31 Впрочем относительно папской непогрешимости Хомяков замечает, что она «не была возведена на степень несомненного догмата и даже теперь не считается догматом; это все еще вопрос, к которому римская курия подсту­пить не смеет. Б. С. X., стр. 90. 32 Здесь находят себе объяснение такие действия пап, как искажение правил вселенских соборов: 6-го правила 1-го всел. соб., 6-го прав. 2-го всел., 28 прав. 4-го всел., появление лжеисидоровских декреталий и пр. См. также Бог. соч. Хомякова, стр. 68. 46 Трактат о таинствах, особенно о священстве, евхаристии, о браке – со­ставляет, по нашему мнению, самые блестящие страницы в богословских сочинениях Хомякова. Мы не помещаем его здесь, потому что это значило бы перепечатать целую половину 2-й брошюры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Оба предисловия написаны под значительным латинским влиянием, однако опираются еще на вост. литургическую традицию. Соч.: Оборона унии//Памятники полемической лит-ры в Зап. Руси. СПб., 1878. Кн. 1. Стб. 157-312. (РИБ; 4); Lev Krevza " s A Defense of Church Unity, and Zaxarija Kopystens " kyj " s Palinodia. Camb. (Mass.), 1987-1995. 3 vol. Ист.: АВАК. Т. 1. 21. С. 67-73; Захария (Копыстенский), архим. Палинодия//Памятники полемической лит-ры в Зап. Руси. СПб., 1878. Кн. 1. Стб. 313-1200. Прил. (РИБ; 4); Акты Московского гос-ва. М., 1890. Т. 1. 332. С. 350; Шмурло Е. Ф. Римская курия на рус. правосл. Востоке в 1609-1654 гг. Прага, 1928. Прил. 40-43. С. 73-77; Воссоединение Украины с Россией: Док-ты и мат-лы. М., 1953. Т. 1. 67. С. 117; 68. С. 118-119; Analecta OSBM. LEHU. 1972. Vol. I. N 73. P. 123; Susza J. De laboribus unitorum//Ibid. 1973. Vol. 2. P. 296-335. Лит.: Kreuza Rzewuski Leon//Encyklopedia kocielna/wid. M. Nowodworski. Warsz., 1878. T. 11. S. 403; Brukner A. Spory o unie w dawnej litereturze//Kwartalnik historyczny. Lwów, 1896. T. 10. N 3. S. 578-644; Жукович П. Н. О неизд. сочинениях Иосафата Кунцевича//ИОРЯС. 1909. Т. 14. Кн. 3. С. 215; Krajcar J. Religious Conditions in Smolensk: 1611-1654//OCP. 1967. Vol. 33. N 2. P. 404-456; Ozorowski E. Kreuza-Rzewuski Wawrzyniec Leon//Slownik polskich teologow katolickich. Warsz., 1982. T. 2. S. 425-426; Куракин Ю. Н. Распространение католичества и униатства на землях Черниговского воеводства Речи Посполитой в 1-й пол. XVII в.//Славяне и их соседи. М., 1991. Вып. 3: Католицизм и православие в ср. века. С. 97-101; Wagilewicz J. D. Pisarze polscy rusini. Przemysl, 1996. S. 189-194; Галадза П. Лimypriчhe питання i розвиток бorocлyжihь hanepeдoдhi Берестейськоï yhiï аж до kih. XVII ст.//Берестейська yhiя та життя Церкви в XVII ст.: Мат-ли IV «Берестейських читань». Льbib, Луцьк, Киïв, 2-6 жовтня 1995 р./Ред.: Б. Гудзяк. О. Typiй. Льbib, 1997. С. 9-12; Флоря Б. Н. Прерогатива Сигизмунда III смоленской шляхте: К истории религ.

http://pravenc.ru/text/2458995.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010