А.И. Никольский Нотные книги 1169. Богородичник на крюковых нотах , в четвертку, без конца, 192 л., полууставом XVII в., в поврежденном дощатом с тисненою кожею переплете. Нет одного или двух листов между 178 и 179 листами. Чистые листы: 10 а, 35 а, 78 и 79. Состав: Богородичны на «Господи воззвах» и «на стиховне» на малой и великой вечернях, стихиры на «Слава …» и богородичны на «И ныне …» на литии и богородичны «на Хвалитех» из служб на дни: Сретения Господня (1–3), Благовещения (3–5), Преображения Господня (5–7), Успения Пресвятыя Богородицы (7–10), Происхождения честнаго Креста (11–13), 16 августа (13–16 об.), 10 июня (16–17 об.), 13 сентября (17 об.–18 об.), Покрова Пресвятыя Богородицы (19–21 об.), Знамения от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде (21 об.–23 об.), Сретения иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы 23 июня (23 об.–26), Явления иконы Казанския Пресвятыя Богородицы 8 июля (26– 28), Явления иконы Смоленския Пресвятыя Богородицы 28 июля (28–29 об.), Положения Ризы Пресвятыя Богородицы (29 об.–30), Знамения иконы Мирожския Пресвятыя Богородицы (30 об.–32), Екатерины великомученицы 24 ноября (32–33), Пятидесятницы (33–35), Михаила Архангела 8 ноября (36–37 об.), Рождества Иоанна Предтечи 24 июня (37 об.–40 об.), Усекновения главы Иоанна Предтечи 29 августа (40 об.–42 об.), Илии пророка 20 июля (42 об.–44 об.), апостолов Петра и Павла 29 июня (45– 47 об.), Иоанна Богослова 26 сентября (47–49 об.), Андрея Первозваннаго 30 ноября (49 об.–50 об. и 155–156), 13 ноября (50 об.–52 об.), 6 декабря (52 об.–55 и 75), Сергия Радонежского 25 сентября и 5 июля (55–59 об.), Варлаама Хутынского 6 ноября (60–62 об.), Георгия великомученика 23 апреля и 26 ноября (62 об.–66 об. и 78), 26 октября (66 об.–69 об.), Феодора Стратилата 8 июня (69 об–71), 16 марта (71–72), 1-го ноября (72 об–74 об.); сия стихи поем входу около ограды (76–78); в субботы и недели Четыредесятницы и во всю Страстную седмицу (79–120); в седмицы Антипасхи и следующия за нею до недели Всех Святых (121–155 об.), 9 декабря (156 об.– 157) и в недели Праотец (157–158 об.) и Святых Отец пред Рождеством Христовым (158 об.–160), с 20 декабря по 14 января (161–191) и 9 мая (192), песнопения 9 мая без конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В настоящее время храм полностью отреставрирован, восстановлена настенная живопись, иконостасы, храмовый интерьер. Над могилами Пересвета и Осляби построена дубовая сень - точная копия дореволюционной сени 1880 года. В 2006 году воссоздана колокольня, на которой помещен колокол «Пересвет» (2200 кг) принятый в дар от губернатора Брянской области, родины героев-иноков Пересвета и Осляби. Современное состояние [ править править код ] К храму Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове приписаны часовни: Деятельность прихода [ править править код ] Святыни [ править править код ] Тихвинская икона Пресвятой Богородицы была принесена в храм из запасников Государственного Исторического музея, где находилась после 1917 года. Этот чудотворный образ является местночтимой иконой. Каждую неделю перед иконой совершаются акафисты. В храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове пребывает частица ризы Пресвятой Богородицы. Святыня находится небольшом в ковчежце, который размещается на специально написанной иконе «Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне». В храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове левый придел освящен во имя преподобного Сергия Радонежского. На внешней стороне алтаря размещается Чудотворный образ преподобного с частицей мощей. Икона имеет особенность — техника, в которой выпонен образ сочетает иконопись и резьбу по дереву. Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: 115280, Москва, ул. Восточная, д. 6. В данный момент проезд к храму возможен только через территорию торгового центра «Румер». Телефон: +7 903 269 38 46 , 8 916 318 58 85 Электронная почта: hram-starosimonovo@yandex.ru Паломнику [ править править код ] Храм открыт ежедневно с 7:30 до 17:00 или до окончания вечернего богослужения. Расписание богослужений: Богослужение совершается ежедневно. Литургия в 8.00 Вечернее Богослужение в 18.00 В воскресные дни совершаются две Божественные Литургии: в 7.00 и 10.00 Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Рождества...

Второй ковчег с частью ризы по-прежнему оставался в Успен­ском соборе Кремля — “на просвещение православным христианам, приходящим в соборную церковь и в домы желающим” 35 . Вот как выглядела московская часть святыни: “Имею­ща­яся в Успенском соборе часть ризы Спасителя несколько более квадратного вершка; она устроена в золотом ковчежце, который в свою очередь устроен в серебряном створчатом киоте (6 1/2 х 4 вершка), покрытом черневыми священными изображениями и украшенном в средине под стеклом 180-ю крупными бриллиантами, из коих один весит 7 карат” 36 . На ковчеге была сделана надпись: “Сей ковчег с алмазами устроен повелением великого государя царя и великого князя Феодора Алексеевича всея великия и малыя и белыя России самодержца, и принесен им великим государем в соборную и апостольскую церковь Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии честнаго и славнаго Ея Успения во святой и великий Пяток на воспоминание страстей Господа и Спаса нашего Иисуса Христа лета 7190 (1682) апреля в 4 день” 37 . Оставшаяся в Москве часть святыни, как и прежде, ежегодно выносилась для поклонения: “Ковчег с ризою Господнею хранится вместе с другими ковчегами, вмещающими в себе св. мощи, — читаем в одном из описаний, — и ежегодно, 10 июля, в день празднования Положения ризы Господней, возлагается в шатре на Гробе Господнем, откуда во всенощное бдение выносится архиереем и ставится на налое для чествования” 38 . Оставленный в Успенском соборе ковчег с ризой по-преж­не­му хранился в приделе святых апостолов Петра и Павла: “риза Господа нашего Иисуса Христа шелковая, находится в юго-за­падном углу, в медной часовне, для сего нарочито выстроенной” 39 , — сообщалось в середине XIX в. В 1698 г. в Москву прибыло посольство австрийского императора Лео­польда I (1658–1705). Это было время наибольшего сближения обеих стран в совместной борьбе против турок. Посольство находилось в Москве несколько месяцев; в 1699 г. в небольшом городке на Дунае был заключен Карловицкий мирный договор — между Россией, Австрией, Поль­шей и Венецией с одной стороны, и Турцией с другой. Россия получила Азов, Австрия — земли в Южной Венгрии, Польша — Подолию и Украину, а Венеция — некоторые земли в Греции и Далмации.

http://pravmir.ru/riza-gospodnya-i-rossi...

Болхов. Богородичный Всехсвятский женский монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Архитектурный стиль: Эклектика Год основания:1875. Год утраты:Не установлен. Адрес: Орловская обл., Болховский р-н, г. Болхов, пос. Спартак Координаты: 53.444695, 35.983207 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Женская община устроена в 1851 г. С.И. Трубицыной (позже схиигуминьей Софией) в приходе Введенской церкви города, с 1853 г. помещена в доме при Всехсвятской кладбищенской церкви. Официально открыта в 1857 г., с 1875 г. - монастырь, сооружены многочисленные постройки. Закрыта в 1923 г., постройки заняты под жилье, позже в основном разобраны. Община женская монастырская основана в начале 1850-х гг.; в 1851-1853 гг. располагалась в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы; далее - при Всехсвятской церкви, со 2 июня 1857 г. наименована Богородично-Всехсвятской; в 1875 г. возведена на степень монастыря. Собор Положения Ризы Господней построен при второй игуменьи Иларии (Козиной), освящён 21 июля 1987 г. епископом Митрофаном. Величественный двухсветный храм, увенчанный пятью луковичными головами. Имел приделы Покровский и Никольский. http://www.bolhov.ru/ Собор Положения Ризы Господней в Богородичном Всехсвятском монастыре Крупный кирпичный четырёхстолпный пятикупольный храм в русско-византийском стиле с боковыми крыльцами, выстроенный в 1859-1897 гг. Боковые приделы Покровский и Никольский. Закрыт в 1920-х гг., сломан в 1930-х гг. Болхов - город церквей. Очерки истории и святыни. СПб., 2005, с. 237-244 Богородичный Всехсвятский женский монастырь - обитель, действовавшая в Болхове с 1851 по 1923 годы. Женская община была устроена в 1851 году дворянкой Софьей Иосифовной Трубицыной, которая, потеряв 21-летнего сына, отдельно от супруга поселилась в общине Введенской церкви Болхова. В 1853 году общину решили устроить за городом при Всесвятской кладбищен­ской церкви. Торжественное открытие общины совершил архиепископ Смарагд 2 июня 1857 года в день престольного праздника. Указом Синода от 31 марта 1875 года Болховская Богородицко-Всесвятская община была возведена в степень общежительного заштатного женского монастыря. 15 января 1885 С.И. Трубицына скончалась и была погребена у алтаря собора Положения Ризы Господней.

http://sobory.ru/article/?object=34986

Адрес: улица Восточная, дом 6. Храм открыт с 7.30 до 17.00 или до окончания вечернего богослужения, если оно есть в этот день. В иконе «Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне», внутри ковчежца, находится частица Ризы Богоматери. Если Вы не сможете самостоятельно найти эту икону — спросите дежурного или продавца из лавки. В храме есть еще несколько чтимых икон Пречистой Девы. Серапионова палата Троице-Сергиевой Лавры хранит частицы мощей многих святых. Есть там и часть ризы Богородицы. Как попасть? Серапионова палата Троице-Сергиевой Лавры Палата примыкает к Троицкому собору. Вход в нее из Троицкого собора, дверь рядом совсем с гробницей Преподобного Сергия. Дверь заметная, в ней дыра от ядра, она всегда, если не закрыта, то прикрыта. Надо подойти к дежурному монаху или мужчине в черном халате. Можно просто спросить в притворе храма у монаха за ящиком:  «Кто здесь дежурный, можно нам как-то пройти в Серапионову палату? Мы издалека (из Москвы), хотели приложиться». Если нет на тот момент особых запретов, пускают всех просящих. Запреты бывают обусловлены визитами важных гостей. __________________________ Представьте себе: от любимой прабабушки Вам достались в наследство фотография с ее собственноручной подписью, брошь, подаренная ей женихом на свадьбу, и браслет, который она носила всю жизнь. И как понять, что для Вашей семьи б о льшая реликвия? Так и со святынями, связанными с жизнью Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери. Церковь никогда не утверждала, что Пояс — «самая священная святыня». Бог, Богородица и святые слышат нас вне зависимости от того, перед чем мы молимся: перед Ризой Христа, Поясом Богородицы или же иконами Спасителя, Богоматери и святых. Бог услышит всегда! Множество новомучеников молилось в грязных тюремных камерах, не имея даже самых простеньких печатных икон. Но если Вам нужен подвиг, некой жертвы требует Ваша душа, и обязательно нужен этот непосредственный, физический контакт со святыней, а выстоять 10-15-20 часов Вы по состоянию здоровья не можете, это неудобоносимое бремя для Вас, что же делать?

http://pravmir.ru/ochered-k-poyasu-bogor...

Церковью 18 октября и 4 января. Память св. Апостола Клеопы совершается 4 января. Память св. первоверховного Апостола Петра совершается 29 июня. Память св. Апостола и Евангелиста Марка совершается 25 апреля и 4 января. Геннадий патриаршествовал с 468 г. по 471 г. По свидетельству византийского историка Никифора (жил с 1295 г. по 1360 г.) во Влахернской церкви в златокованом ковчеге хранилась не одна одежда Богоматери, но вместе с тем омофор и часть Ее пояса. О том же свидетельствуют и русские паломники. Стефан новгородец, живший в XIV в., говорит: «идохом во Влахерну, идеже лежит риза и пояс и скуфья на главе Ея (Божией Матери), а лежит в олтаре на престоле в ковчеге запечатаны». То же подтверждает диакон Александр и диакон Игнатий, жившие в второй половине XIV в. — Влахернский храм сгорел 19 января 1434 г. Ныне виднеются только малые остатки его. Части одежд Богоматери находятся ныне в разных местах: так, есть одна часть в Московском Успенском соборе (эта часть передана сюда князем Василием Голицыным), другая — в Благовещенском храме, приобретенная в XIV в. Дионисием, архиепископом суздальским; кроме того часть ризы Богоматери показывается в Латеранском соборе в Риме. Празднование в честь положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахернах установлено было, как замечено в сказании, во времена императора Льва I, следовательно в половине V в., но усугублено в 860 г., при патриархе Фотие (857–867 гг.; 877–886 гг.) и императоре Михаиле III (855–867 гг.) по случаю заключения мира с Аскольдом и Диром и отступления руссов от Царьграда. Они отступили от Царьграда 25 июня, а 2 июля во вторник после торжественной службы во Влахернах патриарх с императором установили совершать в этот день тожественное празднование в честь положения ризы Пресвятой Богородицы; при этом честная риза Богоматери была перенесена из храма, выстроенного императором Маркианом и возобновленного императором Львом I, в так называемую Великую церковь. Память святого отца нашего Ювеналия, патриарха Иерусалимского Феодосий II (Младший) царствовал с 408 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Храм Ризоположения Пресвятой Богородицы в Леонове (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] Пустошь Левонова впервые упоминается в писцовых книгах 1573–1574 гг. В 1626 г. Леоново было пожаловано князю Ивану Никитичу Хованскому, который вскоре поставил деревянную Ризоположенскую церковь на том самом месте, где стоит и нынешний храм. Первое упоминание о ней имеется в 1633 г. Каменный храм, выстроенный в 1719–1722гг. из камня, был освящен в 1722г. в день праздника Положения Ризы Пресвятой Богородицы. Церковь затворили в 1800г., и она «оставалась без пения до 1859г.», придя в полное запустение. В 1812г. войска Наполеона осквернили церковь, устроив в ней конюшню. В 1859г. фабрикант Молчанов, построивший незадолго перед тем Ростокинскую ситценабивную фабрику, отремонтировал храм для духовных нужд своих рабочих. После октябрьского переворота, атакам богоборческой власти подвергся и храм Ризоположения. По договору от 17 декабря 1918г. между районным Советом депутатов и прихожанами леоновская церковь была передана верующим в безвозмездное пользование. В том же году значительное количество икон и, главным образом, церковной утвари, было передано в леоновскую церковь из Свято-Михайловской церкви Гродненской епархии. В годы Великой Отечественной Войны храм вносил большие отчисления в фонд Красной Армии. Существуют свидетельства того, что в разные годы храм посещали московские Патриархи: Алексей I, Пимен, Aлekceй II. В церкви сохранились несколько икон старого письма, перенесенных, вероятно, еще из деревянного храма XVII столетия. Это два одинаковых по размеру, живописной манере письма и оформлению образа Богородицы начала XVIII в. — «Утоли моя печали» и Казанский, расположенные один против другого у стен боковых пределов. Храмовый образ «Положения честной Ризы Богоматери» выполнен маслом в XIX в. В храме Ризоположения Божией Матери в Леоново в ХХ-м веке в разные годы служили замечательные пастыри, внесшие весомый вклад в дело укрепления Православия на российской земле. Так, после окончания войны в храме алтарником служил будущий старец схиигумен Савва (Остапенко, 1898–1980), подвизавшийся в советские годы в Псково-Печерском монастыре. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Ризополож...

Перед Аскольдом, как впоследствии перед святым князем Владимиром, стоял нелегкий выбор, его прельщали то иудейской, то магометанской верой. Но под благодатным влиянием святого равноапостольного Кирилла князь сделал выбор в пользу Православия. В конце 861 года Кирилл и Мефодий вернулись в Константинополь и привезли с собой послание князя (или, как называли себя в IX-XI вв. киевские князья, " кагана " ) Аскольда императору Михаилу III. Аскольд благодарил императора за присылку " такого мужа, который показал словом и примером, что христианская вера - святая " . " Убедившись, - писал далее Аскольд, - что это - истинная вера, повелели мы всем креститься по своей воле в надежде и нам достигнуть святости. Мы же все - друзья твоему царству и готовы на службу твою, когда потребуешь " . Аскольд принял святое Крещение с именем Николай, крестились и многие из его дружины. Непосредственно из Царьграда, столицы Православия, трудами святых апостолов славянства пришли на Русь славянское Богослужение и славянская письменность. В Киев был назначен святителем Фотием митрополит Михаил, и русская митрополия была внесена в нотиции - списки епархий Константинопольского Патриархата. Святой Патриарх Фотий в Окружном послании 867 года среди главных достижений своего первосвятительского служения называет Крещение болгар и русских. " Руссы, которые подняли руку против Римской державы, - писал он, почти дословно цитируя послание Аскольда, - в настоящее время даже и они променяли нечестивое учение, которое содержали прежде, на чистую и неподдельную веру христианскую, с любовью поставив себя в чине подданных и друзей наших " . (Византийцы считали " подданными " всех принимавших Крещение из Царьграда и вступивших в военный союз с империей.) " И до такой степени разгорелись в них желание и ревность веры, что они приняли епископа и пастыря, и лобызают святыни христиан с великим усердием и ревностью " . Праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне является, таким образом, одновременно праздником канонического основания Русской Православной митрополии в Киеве. Благословением Божией матери и чудом от Ее святой Ризы совершилось не только спасение Царьграда от самой грозной осады за всю его историю, но и спасение русских из тьмы языческого суеверия к вечной жизни. Вместе с тем, 860 год принес признание Киевской Руси Византией, ознаменовал равноправный выход молодого Русского государства на арену истории.

http://patriarchia.ru/db/text/910060.htm...

Источники: http://www.smolenskeparxi.ru/index.php?d=3&x=12_0 http://admin.smolensk.ru/history/C/ind-c.htm Спасо-Авраамиев монастырь, 2 класса, в Смоленске. Основан в начале XVIII века. В 1610 году разорен поляками; в 1658 году возобновлен; в 1812 году пострадал от французов. В монастыре мощи преподобного Авраамия (см. 21 августа). В 1-е воскресение после 21 августа совершается крестный ход из монастыря на место первоначальных подвигов преподобного Авраамия, в село Богородицкое. При монастыре духовное училище. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Основание Авраамиевскому монастырю положено здесь задолго до построения крепостной стены, когда это место находилось вне города и занято было огородами. Первый епископ Смоленский Игнатий, купив место у жителей, поставил на нем церковь во имя Положения честной ризы Пресвятой Богородицы и собрал при ней братию. По имени церкви монастырь был назван Богородицким, и первым настоятелем его по назначению епископа был преп. Авраамий, в сане архимандрита. Первоначальные постройки монастыря были очень недостаточны, потому что он содержался на иждивении епископа и во многом нуждался. До осады города поляками в монастыре существовала церковь во имя Положения ризы Богородицы, в которой погребены были нетленные останки преп. Авраамия. Во время взятия города церковь была сожжена. Место, где она стояла, означено наименованием одной из крепостных башен, примыкавших в самой церкви. В «росписании» за Авраамиевскими воротами упоминается круглая Авраамиевская башня, что за алтарем, именно первая после ворот… В 1609 г. после взятия города литовцами монастырь был разрушен, а братия пала, защищая город вместе с другими иноками. Во время польского правительства на месте опустошенного православного монастыря, по словам историка Мурзакевича, был устроен училищный доминиканский кляштор. Неизвестно, во все ли время польского владычества существовал он, только при вторичном возвращении Смоленска России в 1655 г. здесь найден был светский владелец, некто Вонлярлярский будовничий, память о котором оставалась до 1775 г. в каменной конторке, стоявшей в монастырском саду. По приказанию царя князю Петру Долгорукову в 1666 г. шляхтича велено удалить с монастырской земли, дав ему в другом месте участок, восстановить Авраамиевский монастырь, назначить для него из дворцовых волостей 100 дворов и быть архимандриту с братией. На месте прежней разрушенной церкви построена новая, деревянная, с одним приделом также во имя Положения честной ризы Богоматери, и настоятель утвержден в нем по прежнему в сане архимандрита. В 1728 г. при монастыре учреждена семинария; тогда монастырь получил название училищного, и настоятелями его постоянно назначаемы были ректоры семинарии.

http://sobory.ru/article/?object=01021

Так, пишет митрополит, во времена императора Льва Великого (457–474) два родных брата, аристократы Галвий и Кандит, проживавшие в Константинополе и бывшие сенаторами, отправились в паломничество на Святую Землю. Путешествуя по Палестине, они оказались в Галилее, и пришлось им заночевать в городе Назарете, где явлено было когда-то Благовестие Деве Марии. Они остановились в доме одной незамужней женщины, преклонной возрастом, родом еврейки. Здесь в одной из комнат много людей жаждало исцеления от болезней, воскуривался фимиам и горело множество свечей. Заинтересовавшись увиденным, после долгих расспросов и уговоров им раскрыли тайну и показали в ковчеге Ризу Богородицы. От нее исходило необычайное благоухание. «Здесь мною хранится Риза родившей Христа Бога Пречистой Девы Марии, – сказала женщина. – Когда Она преставлялась от земли к небесам, при Ее погребении находилась одна из моих прародительниц – вдовица; ей по завещанию самой Пречистой Богородицы, была отдана та честная риза; она же, получивши ту ризу, сохраняла ее у себя с благоговением во все дни жизни своей; умирая, она отдала ризу для хранения одной девице из своего рода». Удостоверившись свидетельством в ее чудодейственной силе, они, отбыв в Иерусалим, замыслили отвести ее в Константинополь. Изготовили из старого дерева подобный же ковчег, а на обратном пути хитростью подменили его в Назарете, став обладателями священной реликвии. Вернувшись в Константинополь, они положили ковчег в потаенном месте. Но когда заметили, что не могут утаить ризы Богоматери, по причине происходивших от нее чудес, тогда отправились к императору Льву и сообщили о святыне. Риза была торжественно положена в 458 г. во Влахернском храме Божией Матери, а в честь этого события было решено ежегодно отмечать праздник 2 июля «положения честныя ризы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы», или день Ризоположения. В IX в. Иосиф Студит написал канон на день положения Ризы Богородицы, который поется церковью и до сего дня. Во времена императора Льва I (457–474) было построено рядом с церковью особое здание, а также под кров был перенесен и влахернский источник святой воды, расположенный рядом.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010