миссионера в 1628-1654 гг./Пер., исслед., коммент.: Б. Гиоргадзе. Тбилиси, 1977 (на груз. яз.); Пьетро Авитабиле, дон. Сведения о Грузии, XVII в./Сост., пер., коммент.: Б. Гиоргадзе. Тбилиси, 1977; Фальсафи Насрулла. Жизнь Шах-Аббаса Первого//История: Реф. сб. иностр. лит-ры. Тбилиси, 1978. Вып. 6 (на груз. яз.); Антоний I (Багратиони), католикос-патриарх. Хвала и повествование о подвигах и мучениях св. вмц. царицы Кетеван// Он же. Мартирика//ПДГАЛ. 1980. Т. 6. С. 5-33; Амброзиу душ Анжуш. Подлинные сведения о мученической кончине царицы Кетеван в главном городе Персидского царства Ширазе по приказу шаха Аббаса 22 сент. 1624 г.// Гюльбенкян Р. Подлинные сведения о славном мученичестве царицы Кетеван. Тбилиси, 1987. С. 26-47 (на груз. яз.) (то же: Ambrosio dos Anjos. Religioso da Ordem de nosso Padre Sancto Agostinho então estante no convento da dita ordem na cidade de Xiras//Papeis historicos impressos e manuscritos, 1581-1708.- O Indico na Biblioteca de Ajuda/Ed. F. L. Cunha Leão. Lisboa, 1998. Fol. 365-382); Малик Шах-Хусайн Систани. Ихйа-ал-мулук// Берадзе Г., Смирнова Л. Материалы по истории ирано-груз. взаимоотношений в нач. XVII в.: Сведения «Ихйа-ал-мулук» о Грузии. Тбилиси, 1988. С. 37-47; Григорий Додоркели (Вахвахишвили), мон. Житие и страдание св. славной вмц. царицы Кетеван, замученной персид. царем Шах-Абассом неверным//ПДГАЛ. 1989. Т. 5. С. 7-32; он же. То же/Пер. с груз. яз.: Г. В. Цулая// Цулая Г. В. Святые и мученики в истории Грузии. М., 2006. С. 112-136; Парижская хроника/Пер.: Г. Г. Аласаниа. Тбилиси, 1991; Жордания Г., Гамезардашвили З. Римско-католич. миссия и Грузия. Тбилиси, 1994. Т. 1: Из истории взаимоотношений папства и миссионеров с Картлийско-Кахетинским царством и Крымским ханством: Горийские миссии, кон. XVI и 20-30-е гг. XVII ст.: Оригиналы док-тов на лат. и итал. языках; Арчил II Багратиони. Прения (Спор) Теймураза и Руставели// Он же. Полное собр. соч./Сост.: И. Лолашвили и др. Тбилиси, 1999. С. 210-362 (на груз. яз.); Сабинин М. Житие и страдание св.

http://pravenc.ru/text/1684283.html

Ап. Павел. Мозаика кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае. 3-я четв. VI в. Мн. комментаторы, основываясь на более поздних иудейских источниках, полагают, что очищение, в к-ром П. принял участие, было связано не с обетом назорейства, а с практикой очищения по окончании путешествия в иные страны, где иудей неизбежно осквернялся через соприкосновение с язычниками ( Fitzmyer. 1998. P. 694). Есть и др. толкования. Нек-рые считают, что очищение П. не было связано с обетом 4 братьев, к-рые должны были пройти обряд очищения после осквернения (напр., через прикосновение к мертвому телу), П. должен был очиститься после посещения др. стран ( Schnabel. 2012. P. 876). Наконец, считается, что предложение Иакова потратить деньги на оплату жертвоприношения, связанного с обрядом очищения для 4 братьев, было компромиссным: деньги, к-рые П. собирал для иерусалимских христиан, ему было фактически предложено пожертвовать на Иерусалимский храм. Тем самым был найден непрямой способ принять пожертвование, но назначение его было переосмыслено ( Gignac. 2014. P. 550).. Весь эпизод оказывается одним из наиболее показательных в вопросе о взаимоотношениях разных групп в раннехрист. общине ( Dunn. 1996. P. 284). Однако толкуют этот эпизод по-разному. Нек-рые - ввиду последующего рассказа из кн. Деяний о нападении иудеев на П. (Деян 21. 27) - считают, что Иаков с пресвитерами сознательно заманил П. в ловушку ( Porter. 1999. P. 179). Др. комментаторы справедливо отмечают, что у иерусалимской общины не было причин поступать с П. подобным образом: они могли быть недовольны нек-рыми его действиями, но не до такой степени, чтобы принять подобные меры ( Keener. 2012-2015. Vol. 3. P. 3134). Судя по повествованию ап. Луки, П. так и не успел принести жертвы за себя и 4 братьев, а успел только «объявить окончание дней очищения», после чего должны были пройти 7 дней. Исполнению планов помешали пришедшие из Асии на праздник в Иерусалим иудеи, которые стали инициаторами мятежа против П. (Деян 21. 27-36). Очевидно, это были те же самые люди, которые «злословили путь Господень» в Эфесе (Деян 19. 9). Вместе с П. был Трофим - житель Эфеса, обращенный из язычества. Эфесские иудеи знали его как язычника и обвинили П. в том, что он ввел его в храм (об устройстве храма см. Храм иерусалимский ). Однако данное обвинение было лишь частью основного: «Этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего». Согласно этому обвинению, П. выступал не только против иудейского народа и закона Моисеева, но и против Иерусалимского храма и существующих в нем порядков (см.: Иларион (Алфеев). 2017. С. 334-336).

http://pravenc.ru/text/2581793.html

В целях установления имен по современным местам захоронений в стране и за рубежом организована паспортизация воинских захоронений. На каждое место составляется паспорт и к нему прилагается список захороненных, если таковой имеется. Определяются, если это возможно, места, из которых проводилось перезахоронение. Разработанные в ВМЦ алгоритм и технология поиска позволят установить большинство фамилий воинов, числящихся в настоящее время неизвестными. " Эта работа позволит вернуть имена многим павшим " , - сказал заместитель министра обороны. Начата работа по вводу в банк информации из картотеки паспортов современных мест захоронений (общий объем свыше 30 тыс. современных мест захоронений и списков захороненных в них порядка 7 млн. чел.). Прорабатывается возможность привлечения для проведения этой работы специализированных организаций, имеющих возможность автоматизированного ввода информации. Как рассказал Владимир Исаков, для успешной реализации положений нового указа под эгидой Комитета Государственной Думы по делам ветеранов создана межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли депутаты Государственной Думы, представители федеральных органов исполнительной власти и общественных организаций. Первым результатом совместной деятельности стал проект " Народная память " , являющийся продолжением интернет-сайта " Победители.ру " . Автор идеи создания проекта нового сайта " Народная память " депутат Госдумы Ольга Селиверстова сообщила собравшимся, что цель проекта " Победители.ру " , созданного в канун празднования 60-летия Победы, - понятный и доступный рассказ с помощью современных технических средств о Великой Отечественной войне и ее героях. В открытом для общества доступе до недавнего времени отсутствовали данные о ветеранах, проживающих в различных населенных пунктах России, что негативно сказывалось на организации помощи фронтовикам, на привлечении к ним внимания, да и на работе самих ветеранских организаций, рассказала она. Суть проекта - создание в сети Интернет двух информационных потоков: с одной стороны, это поименный список ныне живущих ветеранов, с другой - компьютерная модель войны. На сегодня в базе уже есть имена более миллиона ветеранов, причем проживающих не только в России, но и за рубежом. Данный проект не предполагает публикации закрытых сведений, подчеркнула депутат. Таким образом лозунг " Никто не забыт " обрел реальное выражение, сказала Ольга Селиверстова.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Председатель Синодального отдела по церковной благотворительности выступил на открытии православного лектория 5 октября 2010 г. 18:58 4 октября 2010 года лекция епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона открыла общедоступный православный лекторий, ежегодно проводимый Патриаршим центром духовного развития детей и молодежи . Председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению рассказал собравшимся в Центральном доме журналиста о возможностях участия молодежи в благотворительных проектах Русской Православной Церкви. Главное в нашей жизни — узнать Христа, послужить Ему, отметил владыка Пантелеимон. Важнейшей формой этого служения является Евхаристия как главное Таинство Церкви. «Мы должны научиться любви, — сказал архипастырь, обращаясь к более чем двумстам слушателям лектория. — И сделать это мы можем только здесь, на земле. В Царствии Небесном у нас уже не будет такой возможности — там у всех все будет с избытком, мы не сможем чем-то поделиться, пожертвовать, уступить». Владыка отметил, что именно это желание научиться любви должно быть мотивом социального служения каждого человека. Хотя в сегодняшнем мире нуждающиеся «спрятаны от общества», многим людям необходимы помощь и забота — например, воспитанникам детских домов для инвалидов. Когда Святейший Патриарх Кирилл на Пасху посещал одно из таких учреждений , сотрудники детских домов не скрывали своего восхищения от общения с детьми: «Эти дети уже святые, мы только учимся у них». Сегодня многие добровольцы ухаживают за детьми-отказниками в больницах. Необходимость этого служения обусловлена тем обстоятельством, что медсестры зачастую могут оказывать лишь первичный уход за детьми, которым не хватает заботы и внимания, рассказал председатель Синодального отдела. Образовательно-просветительский проект «Общедоступный православный лекторий» организован Патриаршим центром духовного развития детей и молодежи совместно с храмом св. вмц. Татианы при МГУ . Занятия будут проходить с октября 2010 года по апрель 2011 года один раз в неделю по понедельникам с 19.00 до 21.30. В программе запланированы встречи с иерархами Русской Православной Церкви, современными богословами, известными церковными публицистами. Расписание работы лектория (октябрь-декабрь 2010 года) Сайт Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1291147.ht...

XX в. С. Страйкер работал в Мирелейоне (Бодрум-джами) с некрополем Палеологов в основании храма и в Календерхане-джами (с 1966, совместно с Д. Кубаном). Важнейшим шагом в изучении ранневизант. эпохи стали раскопки на Сарахане, открывшие остатки богатейшего храма св. Полиевкта, построенного в VI в. Аникией Юлианой (Р. М. Харрисон, Н. Фиратли, 1964-1969). Крупные открытия в М. Азии связаны с Эфесом , где в 50-70-х гг. XX в. был раскопан Британским ин-том в Анкаре (под рук. М. Гофа) уникальный комплекс Алахан-манастыр (V в.) (среди находок - эпитафия архит. Тарасия, 462 г.); зафиксированы пещерные памятники Каппадокии, традиц. считавшиеся монастырскими (Н. Тьерри, Л. Родли, Тетерятникова). Их временная атрибуция была верно указана еще Я. И. Смирновым (в основном не ранее X в.); в наст. время установлено, что скальные храмы были частью сложной социальной структуры, они располагались вблизи узлов дорог, скоплений деревень и городов, зависели от местных ктиторов, поэтому ставится вопрос о сплошной проверке принадлежности скальных каппадокийских церквей к монастырским постройкам. После второй мировой войны изучение визант. археологии ускорилось, с одной стороны, благодаря важнейшим издательским проектам «Археологические тетради» (Cahiers archéologiques; с 1948, Париж) и «Словарь византийского искусства» (Reallexicon zur byzantinische Kunst, с 1964, Штутгарт), с др.- включению в работу новых ин-тов из США, располагавших значительными материальными средствами. Так, Мичиганский и Принстонский ун-ты организовали ряд больших экспедиций (в мон-рь вмц. Екатерины на Синае, 50-60-е гг. XX в.). Принстон сохранял значение основного центра изучения визант. археологии в США до 50-х гг. XX в. (в наст. время в основном архитектуры под рук. С. Чурчича), позже - центр Гарвардского ун-та Дамбартон-Окс, систематически проводящий археологические и иные работы в разных областях Византии, имеющий хорошее собрание древностей, архив и одну из лучших б-к по византинистике, организующий ежегодные симпозиумы, публикующий периодические и серийные издания.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Валерий Герасимов 2 ноября 2014, 13:59 Спасибо Вам! Это наша история,её нужно помнить и знать.Храни Вас Господь Бог и Мир Вашему Дому ! Ольга 2 ноября 2014, 10:03 Сколько благородства в этом облике, какая грация в осанке! Поистине ЦАРЕВНА ! Моли Бога о нас,св.вмц.Елисавето, яко аз усердно к тебе прибегаем, скорая помошнице и заступнице о душах наших. Ирина Ахундова 2 ноября 2014, 03:10 Матушка Елизавета! Я перестала молиться тебе, писать о тебе, думать о тебе и благодарить за прежнюю помощь. Весь год собиралась написать к твоему 150-летию статью о том, ЧТО ты для меня значила несколько лет тому назад. Не написала. И вдруг ты приглашаешь меня на торжества в Дармштадте. Никому не говорила, думая, что это несбыточный сон. Никогда не собиралась в Германию и не просила Бога об этом. И вдруг Анна Витальевна Громова позвонила и пригласила в Дармштадт. Вот кто будет выступать 2 ноября: http://www.pravoslavie.ru/foto/set1236.htm Сегодня, 1 ноября, в день рождения Елизаветы Федоровна, во время всенощного бдения служил владыка Марк Берлинский и Великобританский. Вдруг принесли ковчег с частицами мощей св. Елисаветы и Варвары, который я имела честь сопровождать по России в 2004-2005 году. От неожиданного появления великой святыни у меня слезы потекли градом! А рядом увидела монахиню Марию из Бухендорфа, которая пригласила в гости. О ней см: http://www.taday.ru/text/1945157.html Алевтина Викторовна 2 ноября 2014, 00:30 Спасибо авторам сайта за эту публикацию. Как же красив человек! Чудны дела Твои Господи! Она ведь почти наша современница. Что такое 150 лет - это было вчера. Но, как изменились мы... Таких людей уже нет среди нас. (Вспомните, хотя бы, принцессу Диану, царство ей небесное) Еще раз - спасибо! Фотиния 1 ноября 2014, 23:01 Святая Преподобномученица Елисавета, моли Бога о дочери моей Елизавете, крещенной во имя Твое! Евгений 1 ноября 2014, 22:32 Судьба России и эти лица, когда смотришь на них, плакать хочется(. Такая история - до боли в груди. Так всё близко, такое родное. Судьба Императора и всё что с этим связано, это наша история, которая еще не закончена и не поставлена точка.

http://pravoslavie.ru/74761.html

Основные (геральдические) фигуры щита: Перевязь справа Основные (геральдические) фигуры щита: Перевязь справа Основные (геральдические) фигуры щита: Стропило Визуальная модель Г. условна, требования к ней сформулированы преимущественно в XVI-XVII вв. на основе обобщения опыта герботворчества. Элементы Г.: щит, шлем, корона, нашлемник, намет (или мантия), щитодержатели, девиз, дополнительные украшения (располагались за щитом или вокруг него). Счет левой и правой сторон в Г. осуществляется от лица, несущего щит, а не от зрителя. В Г. разрешается использование 2 металлов (золото, серебро), 5 основных финифтей (красная, голубая, зеленая, пурпурная, черная), 2 мехов (горностаевый, беличий). С XVII в. приняты графические обозначения цветов при помощи штриховки или точек, правило сочетания цветов: металл на металл и финифть на финифть накладывать запрещено. Гербовый щит может быть различной формы (треугольный, круглый, овальный, прямоугольный с выступом внизу и др.; ромбический щит используется в Г. женщин). Он может быть разделен пополам вертикально (рассеченный), горизонтально (пересеченный), диагонально (скошенный справа или слева) прямыми или различным образом изогнутыми линиями. Основные (геральдические) фигуры щита: Тулузский крест Основные (геральдические) фигуры щита: Тулузский крест Основные (геральдические) фигуры щита: Вилообразный крест Изображаемые на щите фигуры могут быть геральдическими (первостепенными и второстепенными) и негеральдическими. К первостепенным относятся глава, оконечность, пояс, столб, перевязь, стропило, костыль, крест (используется ок. 300 разновидностей); второстепенными считаются кайма, квадрат, вольная часть, клин, брусок, гонт, ромб, турнирный воротник, острие, бизант (шар), щиток и др. Негеральдические фигуры подразделяются на естественные (люди, животные, птицы, насекомые, пресмыкающиеся, рыбы, растения, солнце, звезды, облака и т. д.), искусственные (все, сделанное человеком: оружие, строения, орудия труда, предметы быта и т. д.), фантастические (грифон, дракон, пегас, феникс и т. д.). К естественным фигурам традиционно относят изображения Иисуса Христа (в т. ч. и Нерукотворный образ Спасителя), Богоматери (преимущественно с Младенцем на руках), ангелов, апостолов, святых, великомучеников, поверженного диавола (напр., в Г. Архангельска, Малоархангельска и др.); святые изображаются со своими атрибутами (ап. Павел с мечом, ап. Петр с ключами, вмц. Екатерина с четками и особого вида колесом). К искусственным фигурам причисляют Евангелие, терновый венец, хитон Иисуса Христа, храм, монастырские стены, епископский дворец, кадильницу, колокол, орарь, архиерейский посох и митру, хоругвь, трикирий, четки и др.

http://pravenc.ru/text/164643.html

Доклад игумена Александра (Федорова), настоятеля храма св. вмц. Екатерины в Академии художеств г. Санкт-Петербурга, председателя Архитектурной комиссии Санкт-Петербургской Епархии декабря 2004 Наша комиссия, по благословению Владыки, существует уже более 4 лет. В ее задачи входят многие функции, но самое активное, чем приходится заниматься в последнее время - это консультации и согласования проектов новых храмов. Комиссия - не есть истина в последней инстанции, поскольку та точка, которая завершает первый этап этого процесса - это подпись архиерея. А дальше начинается воплощение в жизнь замысла зодчих. Ваше Высокопреосвященство! Досточтимые отцы, братья и сестры! Наша комиссия, по благословению Владыки, существует уже более 4 лет. В ее задачи входят многие функции, но самое активное, чем приходится заниматься в последнее время - это консультации и согласования проектов новых храмов. Комиссия - не есть истина в последней инстанции, поскольку та точка, которая завершает первый этап этого процесса - это подпись архиерея. А дальше начинается воплощение в жизнь замысла зодчих. Сложился определенный круг архитекторов, которые нам помогают. Выработались определенные принципы в современном подходе к храмостроительству. Стало немного легче, чем в прошлые годы, хотя проблемы, конечно, пока остаются. Как правило, более успешны те приходы, которые не только приходят с готовым результатом, но и консультируются в процессе подготовки проекта - в начале работы просят иногда даже помочь найти им исполнителя, и в процессе работы архитекторы и представители прихода консультируются с нами. В этом случае, конечно, эффект получается больше. Работа эта отчасти кабинетная, иногда с выездами на места. Хотелось бы выявить и некоторые проблемные " точки " , которые нас всех в той или иной степени касаются. Две такие проблемы касаются храмов уже существующих, являющихся памятниками архитектуры, и по поводу которых мы постоянно ведем взаимодействие с государственными структурами. 1. Возможность получения нами средств государственного финансирования на ремонтно-реставрационные работы памятников архитектуры. Не секрет, что подавляющее большинство наших храмов находятся в государственной собственности. Мы можем оставить за скобками, что это несправедливо, и воспользоваться этим фактом для получения помощи для реставрационных работ. Так сложилось в последние годы, что более активные приходы сами выходят на государственные структуры и добиваются включения в городскую или областную адресную программу. Но не всегда это получается.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=188...

27 Юстиниан (Марина Ион); (22 февраля 1901 – 26 марта 1977) – румынский патриарх с 1948. 445 Юферов Н. Л.; (около 1907 – ?) – слушатель Высших Богословских курсов. 359, 364, 367 Яворский Михаил Семенович; (1888 – 1937). Родился в с. Собчино Семеновского у. Нижегородской губ. Окончил Уфимскую ДС (1912), Петроградскую ДА (1916) и Археологический институт. Женился на дочери свмч. протоиерея Философа Орнатского – Вере. 27 марта 1916 рукоположен во священника. В 1916–1923 служил настоятелем церкви св. вмц. Екатерины на Васильевском острове. Подвергался арестам в 1922 (был оправдан) и 4 февраля 1924 по делу «Спасского братства». Приговорен к 3 годам лагерей, отбывал срок на Соловках. Освобожден 26 июля 1927, проживал в Любани. Вновь арестован 30 января 1930. Приговорен к 10 годам лагерей. Отправлен в Соловецкий лагерь. Расстрелян. См.: Осипова И. И. Сквозь огнь мучений и воды слез. М. 1998. С. 335; Чуков Н., прот. Один год моей жизни. Страницы из дневника. Публ. В. Антонова.//Минувшее. Исторический альманах. М.-СПб. 1994. Вып. 15. С. 617. 197 Ягодкин Вячеслав Дмитриевич. Окончил Олонецкую ДС (1908). С 1908 – учитель Шимозерской церковно-приходской школы Лодейнопольского уезда; с 1909 по 16 августа 1911 – учитель образцовой школы при Олонецкой ДС; с 11 мая 1912 – псаломщик Соломенской церкви Петрозаводского уезда. 137 Ягодкин Дмитрий Павлович; (25 октября 1849 – 26 сентября 1912). Окончил Костромскую ДС (1872) и С.-Петербургскую ДА (1876), к. б. С 4 сентября 1876 – преподаватель общей и русской гражданской истории Олонецкой ДС. Одновременно с 4 сентября 1881 преподавал те же предметы, а с 7 сентября 1900 – и географию в Олонецком епархиальном женском училище. Член-учредитель Александро-Свирского братства. Сотрудничал в Олонецких Губернских и Олонецких епархиальных ведомостях; писал стихи. После 1905 выступал со статьями охранительно-националистического направления: «О правах и обязанностях человека».//ОЕВ. 1906. 9. С. 361–365; «Об источнике истинного народного величия» – ОЕВ. 1906. 17. С. 614–617; «О великом значении патриотизма в судьбе народов и государств» – ОЕВ. 1908. 18. С. 400–406 и др. Отпевание его в Крестовоздвиженской кладбищенской церкви Петрозаводска 28 сентября 1912 возглавил ректор ДС – протоиерей Н. К. Чуков. По отзыву Ф. Н. Белявского, ревизовавшего Олонецкую ДС в 1907/08 учебном году, Д. П. Ягодкин, как преподаватель, «сильно устарел; пользуется традиционными учебниками Иловайского, ставя в большую заслугу автору их то, что в учебниках этих есть немало поучительных рассказов. Почти все преподавание сосредоточено на преподавании внешней истории. Объяснения наставника не всегда отличаются полнотой, обстоятельностью, в общем преподавание все же можно признать удачным, имея в виду искреннее старание его воспитать чрез преподавание истории патриотизм и развить нравственное чувство».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛИСТКИ УНДОЛЬСКОГО (РГБ. Унд. ( Ô . 310). 961), памятник старослав. языка, 2 кириллических листа 2-й пол. (кон. ?) XI в. Памятник назван по имени первого владельца - В. М. Ундольского , библиографа и собирателя памятников слав. письменности. После его смерти рукопись поступила в Румянцевский музей, в наст. время хранится в РГБ. Листки Ундольского. Л. 1. 2-я пол. (кон.?) XI в. (РГБ. Унд. 961) Листки Ундольского. Л. 1. 2-я пол. (кон.?) XI в. (РГБ. Унд. 961) Л. У. содержат отрывок из месяцесловной части Евангелия-апракос: 1) чтения на 8 нояб.- архистратигу Михаилу и прочим Небесным Силам бесплотным (Мф 13. 24-30, 36-43) (л. 1-1 об., строки 1-35); 2) указания на евангельские чтения с 11 нояб. по 4 дек. (не на все дни) (л. 1 об.- 2, строки 36-56); 3) чтение на 4 дек.- вмц. Варваре и мц. Иулиании (Мк 5. 24-34) (л. 2 об., строки 57-75). Л. У. представляют собой сложенный вдвое кусок пергамена неправильной формы в 4° (л. 1 - 18,7 × ок. 15,5; л. 2 - 18,9 × ок. 15,5). Текст частично утрачен и поврежден в нескольких местах (оборван нижний угол л. 2, пергамен в пятнах, затерт, покороблен, со следами сгибов). Чернила с коричневатым оттенком лучше сохранились на листах 1 об. и 2, бледнее на листах 1 и 2 об. Листы вшиты в переплет сер. XIX в.- картон, оклеенный бумагой, с кожаными корешком и углами, в начале и конце - по одному бумажному «защитному» листу. На л. 1 вверху надпись карандашом рукой Ундольского: «Евангелие-апракос». На листах 1-2 об. по нижнему полю дарственная запись Ундольского библиотеке Московского главного Архива Министерства иностранных дел (от 25 июня 1845) чернилами: «Въ бuблiomeky//Архива//отъ Вукола//Ундольскаго. 18 VI/25 45.». На защитном листе карандашом указан старый номер: 558а; на внутренней стороне верхней крышки экслибрис Ундольского с вписанным номером: 961. На л. 2 заставка - плетеный орнамент южнослав. типа из 2 переплетенных лент с резкими переломами углов, контур орнамента выполнен чернилами, одна лента расцвечена красной, вторая - зеленой краской. На листах 1 и 2 об. сходные по своей композиции крупные инициалы и   контур к-рых выполнен чернилами, раскрашены, как и заставка, красной и зеленой краской. Зеленой краской поверх чернил помазаны также отдельные слова в заголовках (напр., вся 2-я строка л. 1).

http://pravenc.ru/text/2110560.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010