Свт. Николай Чудотворец. Мозаичная икона. XI в. (музей-ризница мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе) Среди поствизант. икон преобладают произведения критской школы. Кисти критского иконописца Ангелоса Акотантоса принадлежат круглая икона «Целование апостолов Петра и Павла» и образ «Богоматерь с Младенцем и вмц. Екатериной». Иконы «Христос Вседержитель» и Божия Матерь «Пантанасса» Андреаса Рицоса (2-я пол. XV в.) предназначались для иконостаса кафоликона. Его сыну Николаю Рицосу приписывают роспись 2-створчатых панагиариев, на одном из к-рых изображены «Богоматерь с Младенцем на престоле, с предстоящими ангелами» и «Гостеприимство Авраама», а на другом - «Божия Матерь Влахернитисса» и «Христос Великий Архиерей» (кон. XV в.). Художнику круга Андреаса Рицоса принадлежит образ ап. Иоанна Богослова (ок. 1500). К кон. XV в. относится икона «Воскрешение прав. Лазаря и Вход Господень в Иерусалим», ко времени ок. 1500 г.- «Чудо арх. Михаила в Хонех». Икона «Спас Страстной» (1560-1570), согласно исследованиям С. Балтоянниса, является ранней работой критского худож. Доменикоса Теотокопулоса, известного как Эль Греко . Икона Божией Матери «Пантанасса». Мастер Андреас Рицос. 2-я пол. XV в. (музей-ризница мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе) Икона Божией Матери «Пантанасса». Мастер Андреас Рицос. 2-я пол. XV в. (музей-ризница мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе) Из работ известных художников XVI-XVII вв. в музее-ризнице И. Б. м. находится триптих с изображением Спаса на престоле и со сценами двунадесятых праздников (ок. 1596) Георгия Клодзаса, «Деисус, с предстоящими св. Параскевой и ап. Андреем Первозванным» (ок. 1600) иерея Иоанна Апакаса, «Мученики Евстратий, Мардарий, Орест, Евгений и Авксентий» и «Прп. Онуфрий, со сценами жития» (1650-1670) иерея Еммануила Скордилиса, «О Тебе радуется» (1670-1690) Теодороса Пулакиса. Из др. произведений XVI в. следует отметить иконы «Прп. Иоанн Отшельник, со сценами жития» (1-е десятилетие XVI в.), «Апокалипсис» из двери старой, или «внутренней», ризницы кафоликона (дар Никифора Хартофилакса, копия 1626 г. иконы Фомы Вафаса, ок. 1596, из пещеры Апокалипсиса), «40 Севастийских мучеников» (XVI в.), «Рождество Христово» (сер. XVI в.), «Св. Параскева» (XVI в.), «Арх. Михаил» (сер. XVI в.).

http://pravenc.ru/text/471591.html

II. Во 2-й пол. XV в. ( Салимов. 2015. С. 467) в обители возведена каменная трапезная (ок. 18,5×13,5 м и до 8 м в высоту), которая впосл. неоднократно перестраивалась. После Смутного времени в нее был перенесен храм во имя свт. Петра. В нач.- сер. 70-х гг. XVII в. здание подверглось серьезной перестройке: в нем был устроен новый престол - во имя свт. Филиппа II (Колычева), а также, по всей видимости, установлены 2 главы над основным и придельным храмами (Там же. С. 460). Между 1752 и 1754 гг. трапезная вновь перестраивалась. В 1833-1835 гг. 2-й ярус трапезной подвергся масштабной реконструкции, в ходе к-рой, в частности, были разобраны главы 2-й пол. XVII в. (вместо них устроены 2 деревянные главы) и сооружен придел во имя вмц. Варвары (Там же. С. 463), освященный 24 авг. 1834 г. архиепископом Тверским и Кашинским Григорием (Постниковым ; впосл. митрополит; см.: Гавриил (Голосов). 1894. С. 297). В 1866-1867 гг. реконструкции подверглась сев. половина 1-го этажа, где на средства потомственных почетных граждан А. П. и О. К. Кобелевых был устроен придел во имя свт. Тихона Задонского (освящен 3 янв. 1867), одновременно был обновлен придел во имя вмц. Варвары. В 1887 г. увеличена высота верхнего яруса трапезной, при этом объединены престолы во имя свт. Петра и свт. Филиппа, а на месте прежних алтарей размещены ризница, архив и б-ка (Там же. С. 15). III. Колокольня обители выстроена не позднее XVI в. (по Салимову, возможно, каменная в кон. XV - 1-й трети XVI в.; см.: Салимов. 2015. С. 469), вероятно вблизи собора. Согласно данным Писцовой книги 1626 г., на ней находились 3 колокола. По всей видимости, в 70-х гг. XVII в. она была разобрана, а новая колокольня возведена у зап. фасада обновленной трапезной в структуре юж. прясла монастырской ограды. На колокольне помимо прочего находились часы. В 1769 г. колокольня пострадала от пожара, но уже к 1770 г. была восстановлена, на нее поднят большой колокол весом 125 пудов 9 фунтов (свыше 2 т; см.: Гавриил (Голосов). 1894. С. 242-243). К сер. XIX в. самый большой колокол весил уже 300 пудов (свыше 4,9 т; перелит в 1854; см.: Там же. С. 320).

http://pravenc.ru/text/2581733.html

Храмовый образ «Успение Пресв. Богородицы» пострадал в пожаре 1737 г. и был переписан (кон. XVIII в., до 1820?). Из небольшого придела сохранились икона «Свт. Василий Херсонский», образ небесного покровителя строителя храма Салтыкова. Икона находилась справа от царских врат за образом «Воскресение Христово». На сев. дверях, сразу за храмовым образом, находился образ архидиак. Стефана ( Она же. 2011. С. 32-36). Судя по архивным фотографиям, иконы в иконостасе храма во имя вмц. Екатерины и ее придельных церквей, напр. во имя Рождества св. Иоанна Предтечи, были «византийского письма» во вкусе сер.- 2-й пол. XIX в., т. е. в академическом стиле рус. живописи. Из М. В. м. происходят еще 3 древние иконы, хранящиеся ныне в ГТГ, в т. ч. с изображением прп. Феодосии, мастера Кирилла Уланова (1690 г.; Антонова, Мнева. Каталог. 1963. Т. 1. С. 125; Воронов. 2017. С. 99). Ризница и лицевое шитье Свящ. А. Пшеничников упоминает, что ризница находилась в соборе над придельным Успенским храмом, на 2-м этаже. Ценнейшие предметы, богослужебная утварь и книги (не позднее XVII в.), являлись, как правило, царскими вкладами. Пшеничников упоминает ряд драгоценных предметов: 2 напрестольных Евангелия, «печатанных на александрийской бумаге» (1681 и 1698 гг.), в драгоценных окладах; серебряный напрестольный крест с золотой пластиной, положенной на лицевую сторону, и образом вмч. Феодора Стратилата, вероятно из вклада времени царя Феодора Иоанновича в новый каменный собор М. В. м.; золотой напрестольный крест с частицами мощей, вложенный царем Михаилом Феодоровичем в 1631 г.; золотая братина - подарок царицы Евдокии Лукьяновны супругу; золотой литургический набор из вклада царя Алексея Михайловича. В ризнице хранились серебряная водосвятная чаша и крест старицы Феодосии (Сицкой, дочери кн. В. И. Ростовского), очень кратко описаны самые ветхие предметы, напр., напрестольный серебряный крест древней работы без рукояти, к-рые могли восходить к начальной поре существования обители ( Пшеничников. 1894.

http://pravenc.ru/text/2564202.html

По переименовании слободки Судогды в город, решено было построить здесь городской собор на казенные средства. Постройка была начата близ деревянной Николаевской церкви, шла весьма медленно. В 1806 г. г. Судогда сгорел; в то же время сгорела деревянная церковь со всем имуществом, ризницей и утварью. При новой распланировке города после пожара для городского собора отведено новое место. Начатая постройка была разобрана, и у 1814 г. на новом месте был построен каменный соборный храм. Казенных сумм на постройку было израсходовано 16 000 руб., постройка же колокольни, внутренние украшения собора и т.п. произведены были на частные средства. Главный престол соборного храма был освящен во имя св. вмц. Екатерины в память того, что Судогда переименована в город императрицей Екатериной II, приделы были освящены во имя св. Николая чудотв. и св. муч. Мины – в память прежних деревянных церквей. В 1838 г. снова сильный пожар истребил большую часть города; во время пожара пострадал и собор: он сгорел снаружи и внутри, но иконы, утварь и ризница были спасены от огня. После пожара соборный храм отделывался в течение 10 лет, и богослужение совершалось только в теплой его половине. В холодном храме теперь было устроено три престола: главный – во имя св. вмц. Екатерины, в приделах – в честь Покрова Пресвятой Богородицы и Казанской иконы Божией Матери. В 1853 г. теплая половина собора вследствие ее тесноты была разобрана и к 1855 г. построена вновь в больших размерах. Престолы и по перестройке остались здесь те же, что и прежде. В 1871 г. эта теплая половина собора перестроена была вновь: своды были разобраны, стены подняты выше, окна устроены в два света. В том же году работы были окончены и храм вновь освящен. В 1872 г. во время пожара, бывшего в Судогде, сняты были народом с престолов теплого храма «срачицы и опоясания», поэтому престолы эти были освящены вновь. В 1875 г. разобрана была до основания и холодная половина собора; каменная кладка была окончена в 1878 г.; на соборе устроено 5 глав. В 1882 г. собор вновь едва не пострадал от пожара, истребившего в Судогде до 150 дворов. На колокольне загорелся шпиль, который упал на землю. В 1878-85 гг. работы в холодном соборе были приостановлены вследствие появления трещин во внутренних столбах здания. В 1885-86 гг. собор был укреплен; с 1887 г. начались работы по внутренней отделке и украшениям собора. Работы были окончены и собор освящен в 1891 г.; перестройка собора стоила до 60 000 руб.

http://sobory.ru/article/?object=06165

Здания мон-ря Хынку, основанного в 1678 г. вблизи с. Бурсук на р. Когылник, в лесах, на возвышенности Кодры, построены в XIX в. Монастырь расположен на террасах высокого холма в окружении вековых дубов. В его планировке наряду с элементами асимметрии использован классический регулярный принцип. Пространство двора имеет П-образную форму; в центре на одной оси перпендикулярно друг другу расположены летняя ц. во имя вмц. Параскевы и зимняя ц. в честь Успения Пресв. Богородицы. Церковь вмц. Параскевы (1835) 3-частная в плане, с крестообразным нефом, прямоугольным алтарем, к к-рому с севера и юга примыкают прямоугольные притворы, в т. ч. ризница (60-е гг. XIX в.). Над зап. частью нефа располагается шатровая колокольня (восьмерик на четверике), над восточной - четверик, перекрытый большим куполом на круглом барабане; центральная часть и алтарь имеют двускатную кровлю. Гладь стен украшают сдвоенные пилястры и наличники окон с треугольными фронтонами. Успенская ц. (1841) представляет собой одноэтажное здание с трапезной и др. помещениями. Центр главного фасада отмечен выступающим 4-колонным портиком с треугольным фронтоном, угловые части - ризалитами с четырьмя 3/4-ными колоннами и аналогичными треугольными фронтонами. Между ними расположена более низкая аркада-галерея на квадратных столбах. Объединяет фасад цоколь, имеющий разную высоту из-за рельефа местности. Вдоль длинного здания келий проходит галерея на квадратных столбах. Все постройки мон-ря органично связаны с окружающей природой, вместе с террасами и лестницами они создают гармоничный архитектурно-ландшафтный комплекс. Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы (Мазаракиевская) в Кишинёве. 1752 г. Фотография. 1912 г. Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы (Мазаракиевская) в Кишинёве. 1752 г. Фотография. 1912 г. Среди церквей К. е. древнейшей является Успенская (XV-XVI вв.) в г. Кэушень (Каушаны) - уникальное произведение молдавского зодчества и искусства. Церковь почти на 2 м заглублена в землю; в плане она 3-частная, с продолговатым нефом, перекрытым полуциркульным сводом, разделенным на 2 прясла подпружной аркой, к-рый опирается на пристенные пилястры.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Под руководством воронежского архитектора А.А. Кюи в два года был устроен очень красивый, светлый храм в честь св. Варвары, а близ него построен был новый деревянный дом в швейцарском вкусе, о 10 комнатах с мезонином. Высокопреосвящ. Серафим 16 октября 1866 г. совершил освящение храма в честь св. вмц. Варвары и высказал желание, чтобы при нем устроена была Варваринская обитель. В этот храм г. Сомова отдала заветные и свято чтимые в их семье иконы: Спасителя в темнице, св. вмц. Варвары и Владимирской иконы Богоматери, в серебряных позлащенных ризах, богато украшенных драгоценными камнями, св. велик. Пантелеимона – дар Афонской горы, а также иконы, данные в благословение Варваре Петровне разными архипастырями. Прибывшая на освящение храма игуменья Воронежского Покровского девичьего монастыря Анастасия, находившаяся в дружеских отношениях к храмоздательнице, по желанию последней взяла на себя первоначальное устройство обители. Вскоре собралось 80 сестер и для их содержания г. Сомова пожертвовала 40 дес. пахотной земли, а затем прикупила еще 70 дес. в соседней даче Белый Колодезь. Вскоре построено было здание, в котором были помещены ризница, трапезная, рукодельная, больница, аптека; открыта была школа для приходящих сельских детей, при школе была заведена библиотека книг духовного содержания; все это было обведено деревянною оградою. Богослужения в новоустроенном храме совершал священник Иоанн Сабинский, а после него – Михаил Цветков. Устроен был из сестер хор. Начальницею общины первоначально была Борисовской пустыни расофорная монахиня Вассиана Беклемишева, женщина благородных нравов, но по слабости здоровья была вынуждена отказаться от управления общежитием. Ее заменила манатейная монахиня Серафима Васильева. Проживавшая со времени освящения храма в Петербурге Варвара Петровна сильно хлопотала об учреждении в Сомовке женского монастыря, но, не смотря на связи с влиятельными людьми, она не много имела успеха в своем благом предприятии. Бывший тогда обер-прокурор Св. Синода Д. А. Толстой требовал от г. Сомовой большего обеспечения обители, и только благодаря ходатайству родственнику своему – брату мужа Афанасию Николаевичу Сомову, Тверскому губернатору, Св. Синод благосклонно отнесся к предприятию В.П. Сомовой.

http://sobory.ru/article/?object=24838

После начала Крымской войны переписка была прервана и возобновилась лишь в 1857 г. Тем временем архим. Хрисанф обратился к Киевскому митр. Филарету с просьбой принять его в один из рус. мон-рей. 2 сент. 1856 г. митрополит в донесении в Синод сообщал, «что Хрисанф, по прибытии на его место другого настоятеля, может быть определен в какой-либо русский монастырь и что он уже при восшествии на престол Государя Императора выполнил установленную присягу» (РГБ ОР. Ф. 188. Картон 7. Ед. хр. 30. Л. 57 об.). В кон. 1856 г. новым настоятелем К. м. был назначен архим. Кирилл, вызванный из Синайской обители вмц. Екатерины. 15 июля 1857 г. Синод заявил, что «не встречает препятствия к дозволению приехать в Россию для управления Киево-Греческим монастырем архимандриту Кириллу с диаконом Порфирием... с присовокуплением, что об архимандрите Хрисанфе будет сделано особое распоряжение по получении ожидаемых о нем отзывов от Патриарха Константия и Киевского митрополита» (Там же. Л. 43, 56-56 об.). В 1878 г. настоятель архим. Мелетий испросил у Киевской духовной консистории и Киевской городской управы дозволение построить каменный дом для сдачи его в аренду лавочникам. На 27 авг. 1885 г. было составлено более полное описание монастырской усадьбы, в которой под застройкой находилось 371 кв. саж., сад занимал 50 кв. саж., двор - 379 кв. саж. В перечне зданий К. м. названы 2 кирпичные церкви - соборная вмц. Екатерины и деревянная св. Мелетия, флигель для братии, ризница, деревянные конюшни и сараи ( Бабару. 2012). К 1902 г. была пристроена каменная ц. св. Филарета Милостивого, связавшая колокольню с Екатерининским храмом. Для сдачи в аренду в 1906 г. на средства К. м. на Александрийской пл. был построен монастырский доходный дом, в 1912-1913 гг. на месте примыкавшего к обители каменного дома (1878) возведен 6-этажный доходный дом (архит. Л. Эйснер). В 1914-1915 гг. возведены новая колокольня (архит. Эйснер), келейные корпуса (архит. Ф. И. Лидваль). 29 июля 1858 г., в день памяти апостолов Петра и Павла, в К. м. был рукоположен во иерея мон. прп. Иона (Мирошниченко) . С авг. 1892 по сент. 1901 г. в мон-ре подвизался иером. Амфилохий (Щур; в схиме Алексий; 1932). В 1914 г. в братии состояло 10 чел., в т. ч. назначенный в 1903 г. настоятелем архим. Амфилохий (Аргиракис), иеромонахи Пантелеимон и Николай, иеродиакон, 6 послушников. К. м. получал из казны 746 р. 81 к.

http://pravenc.ru/text/1684557.html

Из числа новых поступлений примечательна икона Божией Матери «Отрада и Утешение» («Парамифия») (1474) итало-критской школы - дар М. Валви-Куцанеллу. Произведения местных патмосских художников появляются с нач. XVII в.: мастера Стаматис Хиос и Теодорос следуют традициям критской школы, значительно упрощая их. Казанская икона Божией Матери. XVII в. (музей-ризница мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе) Казанская икона Божией Матери. XVII в. (музей-ризница мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе) Из более поздних икон особо почитается «Нерукотворный образ Спасителя» (кон. XVIII - нач. XIX в.), с к-рой в 1925 г. произошло чудо. Икона принадлежала И. Кундури, муж к-рой уехал в Сев. Америку, оставив ее с 2 детьми на произвол судьбы. Чтобы прокормить семью, она решила продать икону коллекционеру. Когда дети пришли в последний раз помолиться Спасителю - попрощаться с иконой, образ Христа начал слезоточить. Поток слез был очень сильным, весть об этом чуде облетела весь остров. Супруг Кундури раскаялся и оказал семье материальную помощь. Икона была перенесена в исихастирий Святая Святых и затем в музей-ризницу И. Б. м. В собрании И. Б. м. есть и рус. иконы ( Дмитриевский. 1894. С. 191-194), напр. образ Божией Матери «Казанская» (XVII в.) в серебряном окладе с венцом (украшенным бирюзой, янтарем и горным хрусталем) и цатой. Омофор вышит жемчугом. Прикрепленный к окладу каменный крест, окованный серебром и украшенный кораллами и драгоценными камнями,- пожертвование кого-то из верующих; он древнее иконы и датируется XVI в. Помимо музея-ризницы иконы критской школы находятся в парекклисионе свт. Николая Чудотворца («Св. Иоанн Предтеча», 1480-1500) и в резиденции игумена («Сретение», кон. XV в.). Мн. иконы критской школы хранятся в др. мон-рях и храмах Патмоса. Напр., в мон-ре Живоносного Источника - «Христос во гробе» (1480-1500) Николая Дзафуриса, «Три святителя» Иеремии Паллады (1-я пол. XVII в.), «Прп. Христодул» (1610-1629); в мон-ре Благовещения Пресв. Богородицы - «Распятие» (1-я пол. XV в.), «Введение и Сретение» Михаила Дамаскина (ок. 1582-1592/93); в ц. вмц. Екатерины в Хоре - «Ап. Иоанн Богослов и Прохор» (сер. XVI в.); в ц. Сретения в Хоре - «Положение во гроб» (1620-1645); в ц. Пресв. Богородицы Елеимонитрии - «Богородица на престоле» (1590) и «Вмч. Евстафий Плакида, с житием» (1620-1640). Церковные облачения и утварь

http://pravenc.ru/text/471591.html

и юго-вост.- были угловыми, 5-я находилась в середине юж. участка стены, обращенного к Б. Кинешемской дороге (Кинешемскому тракту). В юго-зап. башне была устроена малая часовня. В 1859 г. с зап. стороны к Екатерининскому приделу Троицкого собора была пристроена каменная ризница. В 1857 г. М. Р. м. посетил новый правящий архиерей - еп. Костромской и Галичский Платон (Фивейский) . Мон-рь и ландшафт настолько понравились еп. Платону, что он избрал его местом жительства на покое. В 1862 г. в юго-вост. углу обители на средства кинешемского купца 1-й гильдии А. И. Платонова (1811-1871) были возведены деревянный дом с мезонином и небольшая ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. Предполагалось, что еп. Платон впоследствии поселится в нем (в документах дом именовался архиерейским корпусом). Однако деятельный и энергичный владыка так и не ушел на покой. По завещанию архиеп. Платона в 1877 г. этот дом был передан в собственность бывш. настоятеля Лухского Никольского мон-ря архим. Сергия, последний же в 1885 г. передал его мон-рю. С 1885 г. и вплоть до закрытия обители в этом доме жили настоятели, а с 1901 г.- настоятельница обители. Не сохранились изображения монастыря XVIII в. Особое значение имеет литография 1869 г., отпечатанная в типографии Троице-Сергиевой лавры , на к-рой М. Р. м. изображен «с высоты птичьего полета» со стороны Волги. На литографии запечатлены все строения: Троицкая ц. с приделами прп. Макария и вмц. Екатерины, архиерейский и настоятельский корпуса, братские трапезная и кельи, «странная» и «образная» лавки, скотный дом, кладовая, сарай для лошадей и «екипажей», «ярманковые» лавки, почтовая дорога, «етапный дом», «запасные» магазины, амбары и склады для пристани, колодец, баня, ледник. На литографии видно и монастырское кладбище у алтаря Троицкого собора. На протяжении всего XIX в. численность братии была невелика: в 1868 г.- 12 насельников (строитель, иеромонах, 2 иеродиакона, 8 послушников), 2 белых священника и 2 белых диакона, в 1887 г.- 18 чел. (настоятель, 2 иеромонаха, иеродиакон, монах и 13 послушников).

http://pravenc.ru/text/2561268.html

Успенская церковь. 1864 г. Фотография. 2005 г. Успенская церковь. 1864 г. Фотография. 2005 г. При архим. Аркадии в В. м. были построены новый иконостас и престол в Успенской ц. (1864), деревянная гостиница (1865), каменные 2-этажный корпус и корпус для престарелых и больных монахов, 2 гостиницы, пекарня, квасоварня, конюшня, постоялый двор, открыты богадельня и аптека. С 1874 г. велось строительство каменного 5-главого собора в честь Рождества Христова (длина 66 аршин, ширина 48, высота 56 аршин). Главный престол освящен 30 сент. 1890 г., правый придел во имя мучеников Адриана и Наталии - 1 окт., в левом приделе располагалась ризница. В храме находились икона и ковчег с частицами мощей Кизических мучеников , а также 8 серебряных крестов с частицами камня Гроба Господня, Креста Господня и мощей св. Иоанна Крестителя , святителей Иоанна Златоуста и Лазаря , еп. Кипрского, священномучеников Игнатия Богоносца , Ипатия , еп. Гангрского, великомучеников Иакова Персянина , Феодора Стратилата , Феодора Тирона , Евстафия Плакиды , прмч. Андрея Критского , вмц. Варвары , мц. Феклы , прп. Пимена Великого , блгв. кн. Александра Невского , блгв. кнг. Февронии Муромской и др. С 17 июня 1866 г. в В. м. пребывал на покое (с 1872 в затворе) свт. Феофан (Говоров). С сент. 1867 г. он проживал в устроенных при просфорном корпусе покоях с домовым храмом в честь Богоявления. С 1872 г. святитель ежедневно служил литургию в домовой церкви, вел обширную переписку, написал неск. богословских и экзегетических трудов, собрал б-ку, изготовил престол, жертвенник и иконостас для Богоявленской ц., написал иконы для др. храмов В. м. Со свт. Феофаном и архим. Аркадием общались посетившие В. м. 12-15 сент. 1886 г. вел. кнг. св. Елисавета Феодоровна и вел. кн. Сергей Александрович. После кончины в 1894 г. свт. Феофан был похоронен во Владимирском приделе Казанского собора. На мраморной гробнице был начертан текст из послания ап. Павла, а также помещен вызолоченный резной киот с иконами Воскресения Христова и прп. Феофана Исповедника .

http://pravenc.ru/text/161125.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010