В Елецкой Знаменской женской обители местные праздники суть следующие: Праздник главного верховного храма, посвящённого в честь Пресвятой Богородицы Знамения, торжественно празднуемый 27 ноября и в 9-ю пятницу по Пасхе.       ТРОПАРЬ ХРАМА глас 4-й. «Яко необоримую стену и источник чудес стяжавше Тя раби Твои Богородице Пречистая, сопротивных ополчение низлагаем: Тем же молим Тя, мир граду и обители Твоей даруй, и душам нашим велию милость». Престольный праздник правого предела святителя Димитрия Ровстовского, празднуется 21 сентября. Престольный праздник левого предела святителя Тихона Задонского и Варлаама Хутынского, Новгородского чудотворца. 1-й празднуется 13 августа, 2-й – 6-го ноября. Престольный праздник в нижней церкви правого предела святителя Митрофана Воронежского . Празднуется 7 августа и 23 ноября. Престольный праздник там же левого предела святителя Николая Мирликийского чудотворца. Празднуется 9 мая и 6 декабря. Крестные ходы Крестные ходы, совершаемые в Знаменской обители суть следующие. В положенные уставом дни: 6-го января – в день Богоявления Господня; в день преполовения по Пасхе и 1-го августа – вниз под гору на колодезь для освящения воды. Местные: во вторник на Светлой Седмице с иконой Иверской Божией Матери, с хоругвями и св. артосом вокруг храма; в пятницу на Светлой Седмице, с иконою Божией Матери Живоносный Источник и хоругвями – на колодезь; для совершения освящения воды; в одно из воскресений до отдания Пасхи с иконами: Божией Матери Знамения, Иверской, Воскресения Христова и хоругвями – вокруг всей монастырской ограды. В 9 пятницу по Пасхе – с иконою Божией Матери Живоносный Источник и хоругвями – под гору на колодезь для совершения освящения воды. После молебствия с водосвятием крестный ход возвращается от колодези в монастырь при красном звоне. Ризница Ризница Знаменского монастыря вверху главной церкви – в особой палате, пристроенной, как мы уже говорили, к паперти Знаменского Собора – с западной стороны. Она не заключает в себе особенного богатства, но достаточна по месту и весьма прилична для употребления при Богослужении. Так лучшими и более ценными считаются здесь следующие священно-дьяконские облачения: I

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

В Москве у Лавры один дом, приносящий доход, так называемый Троицкий Стряпческий; внизу оного магазины и конторы, а вверху трактирное заведение; в С. – Петербурге – Троицкое Фонтанное подворье, как и в Москве – так называемое Троицкое Митрополичье, занимаются Его Высокопреосвященством: в первом – когда находится в Петербурге для присутствования в Св. Синоде, а во втором имеет со свитою жительство. В Сергиевском посаде у Лавры имеются две большие гостиницы, нижние этажи которых занимаются лавками, а верх – комнатами для приезжающих богомольцев. Близ ограды Лавры и на площади устроено несколько не больших лавок, которые сдаются бедным торговцам, за небольшую цену. От лесных дач Лавра, получила лес молодым, в настоящее время еще не пользуется ничем, а только тратит деньги на его сбережение, при плате наемным сторожам и на устройство изб в разных местах. Записка о доходах Иверской часовни, или Перервинского монастыря «По недавно составленным ведомостям за последнее десятилетие при Иверской часовне оказалось, что в течение означенного периода времени поступило всех доходов (кроме братских) 597 106 р. 48 к., т. е. по 59 710 р. 64 к. в год, из которых на духовно-учебные заведения Московской епархии выдано в течение того же периода 369 696 р. 54 к., т. е. 61 ½ процента. Из прежде же сбереженных по сему монастырю сумм, сверх разных пожертвований на разные предметы, выдано в минувшем году на устраиваемую вновь богадельню в селе Остров 100 000 руб. Что касается до доходов настоятеля Перервинского монастыря, то он получает оных от этого монастыря не 30, не 20 и даже не 10 тысяч, а несколько более того, что получает от Лавры». И. М. М. Ризница. Драгоценности лавры Троицко-Сергиева Лавра – считается одним из богатейших монастырей в России. Ходят слухи, что в кладовых ее хранятся груды жемчуга и иных драгоценных камней. Ризница Лавры представляет много достойного внимания как по древности, так и по богатству. Особенно примечательны в ризнице: 1) Крест, присланный преп. Сергию патриархом Цареградским Филофеем. Обложен золотом и украшен драгоценными камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/putevo...

Башня Нижних решёток , как и Башня верхних решёток, стоит на дне оврага. Тут ручей шире и глубже. Башня четырехъярусная, каждый из трёх нижних содержит по 4 бойницы а наверху их 7. Они помогали контролировать почти все направления любых атак. С третьего яруса был выход на крепостную стену. Для усиления защиты ворот на стене установили бойницы с киотом, изображающим Спаса. Посмотреть интерактивный путеводитель по монастырю Скиты [ править править код ] Приозерный скит был открыт в 1998 году на берегу Псковского озера. Онуфриев скит . В 2000 году для обустройства скита Псково-Печерскому монастырю был отдан бывший Мальской монастырь. Его история началась в середине XV века, когда здесь зародилась Онуфриева пустынь. Постепенно одинокий скит разросся до Мальского Спасо-Рождественского монастыря. В 1764 году монастырь упразднили, а при Спасо-Рождественском храме открыли приход. Несмотря на запустение, мальские места всегда оставались местом паломничества. Иверский скит . В 2008 году территория церкви Иверской иконы Божьей Матери отошла во владение Псково-Печерского монастыря, где и был учрежден скит. Иверский скит расположен на другом берегу Мальского озера, прямо напротив Мальского монастыря . В скитах совершаются Литургии и Богослужения, в которых принимает участие местное население. Подворья [ править править код ] Деятельность монастыря [ править править код ] Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] При игумене Корнилии располагалась церковная сокровищница в подклете Благовещенского трапезного храма. Современное здание датируется в пределах XVI-XVIII ст. (какая-то ризница в пожаре 1687/88 г. сгорела). Трехэтажное строение, завершаемое синим куполом с золотыми звездами, расположено напротив Большой звонницы. На ярусах есть склад, библиотека и сама ризница с золотыми и серебряными крестами, драгоценными окладами и ризами, плащаницами, облачениями, церковной утварью из золота и серебра и пр., вывезенное фашистами в ВОВ и частично возвращенные в 1973 г. (при помощи правительства ФРГ). Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Псково-Печерск...

Для возобновленной обители о. Филарет оставил много памятников, свидетельствующих о его трудолюбии и попечении, а именно: два поучения монахам, 34 наставление о должности духовника инокинь 35 , записки прошлого Глинской пустыни, нотные книги церковного пения и несколько книг тщательно писанных так называемым – «уставом» 36 . Вообще надо сказать, что и доселе игумен Филарет духом живет в Глинской пустыни. Он многим являлся из братий, разрешал их недоумения, подавал советы, предостерегал от опасностей. Возрожденная им пустынь может называться Филаретовской. В ней все говорит об о. Филарете. Несет ли кто послушание, – обязанности указаны ему уставом и преданием о. Филарета, поет ли, – поет по Ирмологию отца Филарета; смотрит ли на здания соборной площади, – они постройки игумена Филарета; любуется ли планом расположения обители, – он Филаретовский; зайдет ли в ризницу, – и там не мало есть священных сосудов, крестов, Евангелий времени незабвенного аввы Филарета. VIII. Ризница и ее достопримечательности Ризница Глинской пустыни находится в здании собора. В ней все хранится в образцовом порядке в больших ясеневых шкафах. У некоторых священнических риз оплечья шиты золотом, с разными украшениями. Подбор рисунков и сочетание цветов показывают, что оплечья делались мастерскою рукою. Большинство этих риз на оплечьях имеет священные изображения великих праздников или святых. Особенного внимания заслуживает старая риза, на которой вышита Глинская Иверская церковь со святыми вратами: сверху ее Иверская икона, справа и слева деревья. Очевидно, это точный вид Иверской церкви времени о. Филарета. Другая, более древняя риза того же времени с изображением св. Николая. 37 Некоторые потиры, напрестольные Евангелия и кресты обращают на себя внимание отделкой или украшениями. Еще заслуживают внимания две сребропозлащенные гробницы, носимые диаконами на раменах, – жертва отцу Филарету известной благотворительницы – графини А. А. Орловой-Чесменской. Все это употребляется при праздничных богослужениях и радует глаз православного русского человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

11 мая 1787 г. в Москву прибыл венесуэлец Франциско де Миранда, один из руководителей борьбы за независимость стран Латинской Америки. (Он сыграл существенную роль в провозглашении Венесуэльской республики/1811–1812 гг./.) В России он побывал в 1786–1787 гг. и проехал по стране около 3900 верст. Миранда был первым латиноамериканцем, побывавшим в древней столице России. В Москве он провел почти месяц и посетил кремлевские дворцы и соборы. Вот что записал Миранда в своем дневнике под 14 мая 1787 г.: «Отправился в Кремль, где меня поджидал хранитель господин Коген, действительный статский советник Он встретил меня чрезвычайно любезно, и мы приступили к осмотру сокровищ» 50 . Осмотр продлился несколько дней: «18 мая рано утром я отправился осматривать церковные сокровища, побывав вначале в Успенском соборе, – продолжает Миранда. – Из всех реликвий выделяются две: клочок туники Иисуса Христа и гвоздь, которым Он был распят Ткань туники мне не удалось как следует рассмотреть, поскольку она находится под толстым стеклом, дабы никто не пытался удовлетворить свое любопытство» 51 . Москва. XIX в. Не было доступа к ризе Господней и во время «нашествия галлов», когда Москва была занята наполеоновскими войсками. В брошюре, выпущенной к столетию Отечественной войны 1812 г., об этом говорилось следующее: «Более пострадал от неприятелей Успенский собор. Хотя главные его святыни – чудотворные иконы Владимирской Божией Матери, Риза Господня, корсунские кресты и другие священные предметы – своевременно были отправлены вместе с Патриаршей ризницей из Москвы (вся ризница в Вологду, а икона Владимирской Божией Матери вместе с иконою Иверской Божией Матери – во Владимир)» 52 . После победы над Наполеоном Патриаршая ризница была возвращена из Вологды в Москву, и риза Господня заняла свое прежнее место в Успенском соборе. В августе 1837 года в Московском Кремле побывал великий князь Александр Николаевич (будущий император Александр II). В сопровождении митрополита Московского, святителя Филарета (Дроздова) он осмотрел кремлевские храмы; посетил он и «богатую ризницу Успенского собора, которая вся была спасена от неприятеля» 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

11 мая 1787 г. в Москву прибыл венесуэлец Франциско де Миранда, один из руководителей борьбы за независимость стран Латинской Америки. (Он сыграл существенную роль в провозглашении Венесуэльской республики/1811–1812 гг./.) В России он побывал в 1786–1787 гг. и прое­хал по стране около 3900 верст. Миранда был первым латиноамериканцем, побывавшим в древней столице России. В Москве он провел почти месяц и посетил кремлевские дворцы и соборы. Вот что записал Миранда в своем дневнике под 14 мая 1787 г.: “Отправился в Кремль, где меня поджидал хранитель господин Коген, действительный статский советник Он встретил меня чрезвычайно любез­но, и мы приступили к осмотру сокровищ” 50 . Осмотр продлился несколько дней: “18 мая рано утром я отправился осматривать церковные сокровища, побывав вначале в Успенском соборе, — продолжает Миранда. — Из всех реликвий выделяются две: клочок туники Иисуса Христа и гвоздь, которым Он был распят Ткань туники мне не удалось как следует рассмотреть, поскольку она находится под толстым стеклом, дабы никто не пытался удовлетворить свое любопытство” 51 . Москва. XIX в. Не было доступа к ризе Господней и во время “нашествия галлов”, когда Москва была занята наполеонов­скими войсками. В брошюре, выпущенной к столетию Отечественной войны 1812 г., об этом говорилось следующее: “Более пострадал от неприятелей Успенский собор. Хотя главные его святыни — чудотворные иконы Владимирской Божией Матери, Риза Господня, корсунские кресты и другие священные предметы — своевременно были отправлены вместе с Патриаршей ризницей из Москвы (вся ризница в Вологду, а икона Владимирской Божией Матери вместе с иконою Иверской Божией Матери — во Владимир)” 52 . После победы над Наполеоном Патриаршая ризница была возвращена из Вологды в Москву, и риза Господня заняла свое прежнее место в Успенс­ком соборе. В августе 1837 года в Московском Кремле побывал великий князь Александр Николаевич (будущий император Александр II). В сопровождении митрополита Московского, святителя Филарета (Дроздова) он осмотрел крем­левские храмы; посетил он и “богатую ризницу Успенского собора, кото­рая вся была спасена от неприятеля” 53 .

http://pravmir.ru/riza-gospodnya-i-rossi...

Воскресенскаго дев. монастыря " , 5) два напрестольных креста серебряных, в одном частицы св. мощей, 6) воздухи, шитые монахинями прежде бывшего здесь монастыря; на них вышиты херувимы, Агнец Божий, Распятие И. Христа. Современная церковная утварь и ризница Воскресенской церкви довольно богата. Из богослужебных книг сравнительно древние: 1) Триодь, издан. 7164 (1656) г., 2) Апостол, печ. 1722 г. с надписью по листам: " Св. апостол бывшего Петровского монастыря иеромонаха Павла Иоаннова, после смерти его отданв поминовение его родителей в г. Муром, Воскресенского девича монастыря в ето 1722 " , 3) Петникостарион, печат. 7168 (1660) г., и 4) Октоих, изд. 1740 г. с подписью по листам: " сия глаголемая книга Октоих Воскресенского девича монастыря, дана по Иване Иванове Матушкине " . Рядом с Воскресенским храмом стоит другой храм в честь Введения Пресвятой Богородицы; храм об одной главе, до 1840 г. был крыт тесом, а ныне железом. Время построение этого храма не известно, но полагают, что и он построен в XVII столетии. К западной стене этого храма пристроена каменная колокольня с шатровым верхом. На колокольне сохранился старинный колокол с надписью, из которой видно, что он вылит при царе Алексее Михайловиче в 182 (1674) г. В теплом храме в настоящее время два престола: главный в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и придельный в честь Иверской иконы Божией Матери. Иконостасы в обоих приделах новые. Иконами церковь снабжена достаточно, утварь и ризница общая с Воскресенской церковью. Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается от служб и требоисправлений и процентов с причтового капитала (5000 руб.) до 800 руб. в год. Церковных домов для причта не имеется. Земли при церкви по плану генерального межевания 1771 г. значится 1 дес. 437 кв. саж., из них 600 саж. под домами и усадьбой причта, 530 саж. под домами причта Георгиевской церкви г. Мурома. В приходе по клировым ведомостям числится 187 душ мужского пола и 205 женского; все православные и живут в городе. (Примечание: при Воскресенской церкви были прихожане и в то время, когда здесь был женский монастырь, как это видно из окладных книг Рязанской епархии 1676 г., где сказано, что к этой церкви в приходе 28 дворов посадских, 3 двора, в которых живут дворники, 1 двор бобыльский и 2 двора ямских охотников).

http://sobory.ru/article/?object=00631

Храмов пять: главный Успенский собор построен в стиле XVII века. Величественный пятиярусный резной иконостас содержит в себе много древних икон в драгоценных окладах. За правым клиросом в киоте под сенью находится чудотворная икона Иверской Божией Матери. Празднование ей с крестным ходом бывает во вторник Светлой недели. За левым клиросом под балдахином в серебряной раке почивают открыто мощи прп. Иакова. С правой стороны собора, в углублении близ Иверской иконы хранятся в серебряных ковчегах частицы мощей (48) многих угодников Божиих. При выходе из собора висят портреты патр. Никона и царя Алексея Михайловича. Другие храмы во имя Богоявления Господня, в честь Сошествия Св. Духа, во имя Св. Иакова Боровичскаго, во имя Архистратига Михаила и во имя св. Филиппа, митрополита Московского. Крестные ходы, кроме вторника Светлой недели, бывают еще 25 марта и 21 мая. Память прп. Иакова чтится 22 мая и 23 октября. Имеется богатая ризница со многими древними драгоценными вещами и хорошая библиотека. Вокруг монастыря идет высокая каменная ограда с башнями. Ирапская Филиппова пустынь в Череповецком уезде. Ирапская Филиппова пустынь находится в 50 верстах к северо-западу от уездного города Череповца. Она расположена на правом берегу реки Андоги, между речками Большим и Малым Ирапами, в местности «Красный бор». Основана пустынь в начале XVI века учеником прп. Корнилия Комельского прп. Филиппом Ирапским. Материальное развитие пустыни шло очень медленно, поэтому патриархом Иоакимом она была приписана к Воскресенскому Череповецкому монастырю, а при учреждении монастырских штатов упразднена. В конце XVIII века она была восстановлена и продолжала развиваться в церковном и материальном отношении. По количеству братии обитель немногочисленна, управляет ею – игумен. Храмов два: во имя Св. Троицы и в честь Казанской Божией Матери. В Троицком храме под спудом покоятся мощи прп. Филиппа. В Казанском храме находится старинная икона Казанской Божией Матери, принесенная сюда, по преданию, самим прп. Филиппом. 8 мая совершается крестный ход вокруг пустыни в память прибытия сюда прп. Филиппа. Ближайшая станция железной дороги «Кадуй» СПб.-Вологодской ж. д. в 20 верстах. Почтовое отделение «Стан» в 3 верстах. В г. Череповце имеется подворье Ирапской пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Игумен Аполлинарий, с 26-го июля 1862 г. по 29-го января 1865 г., из наместников Сергиевой пустыни; в 1865 г. уволен от настоятельской должности и помещен в число братства Сергиевой пустыни. Иеромонах Парфений, с 29-го января 1865 г. из казначеев Новгородского Варлаама-Хутынского монастыря, 7-го декабря того же года произведен в сан игумена; 27-го декабря 1866 г. переведен настоятелем в Зеленецкий монастырь. Архимандрит Иосиф, из настоятелей Троицкого Зеленецкого монастыря, с 27-го декабря 1866 г. 15-го июля 1867 г., перемещен в число братства Тихвинского большого монастыря. Иеромонах Нестор, казначей того же монастыря, 15-го июля 1867 г. был назначен исправляющим должность настоятеля впредь до усмотрения, которую исправлял до 12-го февраля 1870 года. Иеромонах Илларион, из Новгородского архиерейского дома, в конце 1868 г. был назначен исправляющим должность настоятеля, отозвался больным и 13-го декабря 1868 г. был оставлен на прежнем месте. Иеромонах Тихон, из наместников Иверского монастыря; 4-го января 1870 г. назначен управляющим монастырем; 12-го февраля принял монастырь в свое заведывание, где находится и по настоящее время. Замечательнейшие вклады в Введенский монастырь разных благотворителей В 1830 г. от с.-петербургского купца Григория Николаева напрестольное евангелие, стоящее 1142 руб. В 1844 г. от Высокопреосвященного Серафима, митрополита Новгородского и С.-Петербургского, 428 руб. 57 коп. на поминовение. В 1847 г. от графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской 5715 руб. на поминовение. В 1847 г. от Иверского монастыря настоятеля, архимандрита Иннокентия, 200 руб. на поминовение. В 1847 г. от мастерового гоф-интендантской конторы Афанасия Васильевича Макарова 500 руб. на поминовение. В 1848 г. от с.-петербургского купца Афанасия Васильевича Клинова колокол в 54 пуд. 33 фунт., стоящий 620 руб. 44 1 / 2 коп. В 1849 г. от иеромонаха Варлаама Ишунина 1579 руб. 33 коп., на поминовение. В 1850 г. от с.-петербургского купца Варлаама Осиповича Лукина 286 руб. на поминовение.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Как описать то ощущение тишины, покоя и мира душевного, когда врата монастырские заперлись и мы очутились как бы под защитой этих древних стен от всего остального мира с его страстями. Как легко и радостно было чувствовать себя укрытой в этом святом месте! Я всегда уезжала из монастыря с глубокой болью сердца, отрываясь как бы от самого родного. Иверский монастырь был создан Патриархом Никоном в XVII столетии. Никон еще в бытность свою новгородским митрополитом проезжал не раз мимо Валдая по дороге в Москву. Он был пленен красотой местности и задумал построить здесь монастырь. Явившийся ему в видении Святитель Филипп благословил его намерение. Став Патриархом, Никон мог осуществить свое желание. За образец он принял Иверскую обитель на Афоне, план которой вместе с двумя копиями иконы Иверской Божией Матери ему был доставлен оттуда. Для одной из этих икон была построена в Москве так называемая Иверская часовня, а другая пребывала в Валдайском монастыре. В 1663 году началась постройка монастырских зданий под наблюдением Патриарха и материальной поддержкой со стороны Царя Алексея Михайловича и вельмож. Сам Патриарх освятил обитель и богато украсил икону Б. М. Иверской и приказал перенести из Боровичей мощи святого Иакова Праведного. В Петровскую эпоху наступил общий упадок монастырей, Иверский был приписан к Александро-Невской Лавре. В Екатерининский век тучи еще более сгустились, но исключительными усилиями энергичного настоятеля монастырю удалось выйти из состояния запустения, и обитель снова стала самостоятельной. В Иверском монастыре было 5 храмов. Из них главным был Успенский Собор. В нем замечателен пятиярусный иконостас с иконами XVII века в драгоценных окладах. За левым клиросом в серебряной раке почивали мощи свв. угодников (48). Был кубок самого Патриарха Никона. Была богатая ризница с патриаршими пудовыми облачениями. Помню огромный, тяжеловесный кубок самого Никона. При монастыре была библиотека. Помимо исторических святынь, была чудотворная икона и нового происхождения: образ Божией Матери „Умудрительницы“, малая копия которой путешествует со мной по белу свету до сих пор.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010