Собор хорошо освещается окнами и световыми барабанами глав, во время богослужений зажигались светильники на паникадиле желтой меди, привезенном из «франкских земель», «величиною с большое дерево, с цветами, птицами и неописуемыми диковинами» (свидетельство Павла Алеппского). Внутри собор украшали росписи и резные дубовые иконостас, хоры, двери. Резьбу 5-ярусного золоченого иконостаса (сквозные резные колонки, увитые виноградной лозой) выполнили мастера, работавшие также в Новоиерусалимском мон-ре: Герасим Окулов, белорус Андрей Фёдоров, Яков Иванов из Витебска, Осип Андреев и Клим Михайлов. Собор был расписан в 1688-1689 гг. монастырскими мастерами Матвеем Карповым «с товарищами». Важное место в росписи уделено событиям из истории афонского Иверского мон-ря, представлена история принесения в В. м. списка с Иверской иконы - с портретами Патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Образы святых на столпах, возможно, являются работой белорус. мастеров. Галерея вокруг собора «с двумя палатками в виде часовен», охватывающая здание со всех сторон, в т. ч. восточной, сообщалась с алтарем и служила местом захоронения настоятелей и почитаемых старцев; в боковых палатках размещались ризница и б-ка. Замысел создания галереи принадлежал Патриарху Никону (Акты. 41, 62), ее замкнутость вокруг храмового здания находит параллель в композиции архитектурного ансамбля храма Воскресения Господня в Иерусалиме, палатки на боковых сторонах родственны бесстолпным приделам кафоликона Иверского афонского монастыря. Валдайский мон-рь. Вид с северо- запада. Гравюра А. Степанова. Рисунок архит. А. Макушева. 1824 г. Валдайский мон-рь. Вид с северо- запада. Гравюра А. Степанова. Рисунок архит. А. Макушева. 1824 г. В сент. 1653 г. в строящийся монастырь Патриарх направил первых насельников - Димитрия и Владимира - с поручением строителю мон-ря архим. Иакову постричь их в монашество с именами Диодор и Варух; к янв. 1654 г. в В. м. жили 26 монахов и 26 трудников. Ок. янв. 1654 г. архим. Иаков был возвращен в новгородский Духов мон-рь, первым настоятелем В.

http://pravenc.ru/text/153903.html

14 сент. 1823 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры еп. Ревельским Григорием (Постниковым) И. был возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем 2-классного тихвинского Успенского мон-ря. 23 сент. сдал дела на Коневце. 29 сент. указом Новгородской духовной консистории был определен также благочинным тихвинских монастырей и членом Тихвинского духовного правления. 14 окт. прибыл в Тихвин. 24 февр. 1824 г. назначен также благочинным по Александрову Свирскому монастырю . По распоряжению Новгородской консистории, получив в дек. 1827 г. соответствующие материалы, к нояб. 1828 г. составил службу прп. Александру Ошевенскому , его Житие, написал слово на его память. Указом консистории от 23 марта 1829 г. предполагалось перевести И. настоятелем 1-классного Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мон-ря , но вслед. прошения и по слабости здоровья указом Синода от 29 мая И. был оставлен в Тихвине. При И., начиная с 1831 г., были выполнены драгоценные оклады на иконы теплой церкви, включая храмовую Рождества Пресв. Богородицы. На пожертвование гр. А. А. Аракчеева вызолочена риза на местном образе Успения Пресв. Богородицы в соборе. Были написаны новый храмовый образ (1831) для Иоанно-Богословского придела, др. иконы. По инициативе настоятеля чудотворная Тихвинская икона была украшена золотой ризой (весом 21 фунт 38 золотников) с драгоценными камнями (1835-1836), изготовлен напрестольный серебряный золоченый ковчег (1849). Гр. Д. Н. Шереметев подарил к чудотворной иконе серебряный подсвечник (1843). При И. регулярно ремонтировали собор, теплую церковь, келейные корпуса и др. здания; были построены новые кельи (1831); были разбиты огород (1830) и фруктовый настоятельский сад (1839); пополнилась ризница. Мон-рь посещали вел. князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич (1850). По делам обители И. посещал Новгород, в частности в 1843 г. побывал в Хутынском и Юрьевом монастырях, встречался с архиереем и А. А. Орловой-Чесменской , к-рая помогала Тихвинскому мон-рю.

http://pravenc.ru/text/389185.html

муж., действующий, принадлежит Хиосской, Псарской и Инусской митрополии Элладской Православной Церкви, расположен в 20 км к югу от г. Хиос на одноименном острове. Основан монахами Аверкием, Гервасием и послушником Серапионом, участниками движения колливадов из афонского скита св. Иоанна Предтечи, принадлежавшего Иверскому монастырю, к-рые в кон. XVIII в. покинули Св. Гору и отправились на о-в Хиос, где находился в то время свт. Макарий (Нотара) , митр. Коринфский. Они решили остаться на Хиосе и в поисках уединенного места обошли часть острова. Наконец, придя к небольшой ц. во имя Пресв. Богородицы близ с. Армолия, они одновременно воскликнули: «Вижу искомое!» С этой фразой связано 2-е название мон-ря - Врету или Вретту (Βρετο, Βρεττο) от греч. βρετς, т. е. найденное, искомое. В этой церкви находилась чтимая икона Божией Матери «Живоносный Источник» и бил ключ св. воды. Рядом с церковью подвизался иером. Леонтий, к-рый впосл. удалился на Св. Гору. Через нек-рое время к 3 отшельникам присоединились др. монахи и был устроен общежительный монастырь под руководством старца Аверкия, а затем игум. Гервасия, разбившего вокруг монастыря большой сад и собиравшегося воздвигнуть монастырский собор. Этот замысел был осуществлен его преемником игум. Капитоном, уроженцем с. Каламоти. Собор, построенный на месте старой церкви, был завершен в 1815 г. В нем был установлен иконостас, изготовленный в 1744 г. Храмовые иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и «Рождество Пресв. Богородицы» написаны иконописцем Георгием в 1817 г. В это время «Ж. И.» м. достиг значительного духовного расцвета. Во время подавления турками греческого национально-освободительного восстания на Хиосе (хиосская резня 1822 г.) мон-рь был разрушен, а его насельники и игум. Капитон приняли мученическую смерть. Только мон. Мефодию удалось спастись. Он уехал на Афон, в 1828 г. вместе с послушником Панкратием (Пулазелисом) вернулся на Хиос и начал восстановление «Ж. И.» м. Вскоре к ним присоединились афонский мон. Гервасий и диакон Неофит (Хадзис). Во 2-й пол. XIX в. «Ж. И.» м. как духовный центр имел то же значение, что и прежде. Были построены резиденция игумена, трапезная, мастерские, ризница и костница.

http://pravenc.ru/text/182271.html

M.; Hrsg. R. Zacharuk. Tüb., 2005. N 103; миниатюра из лицевых святцев, ГИМ - Москва православная. 2004. С. 461. Ил.) или с открытым плечом, как у блж. Иоанна Устюжского, к-рому И. уподоблен в ряде подлинников (икона из палехского минейного комплекта 1-й пол. XIX в. в собрании И. В. Тарноградского - Св. образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский, авт. ст.: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. Кат. 106). Гораздо более редки сцены перенесения мощей святого: в виде процессии - на иконе из комплекта эмалевых святцев 2-й пол. XVIII в. (?) из ц. Воскрешения Лазаря в Ростове (ГМЗРК - Рус. искусство из собр. музеев Центр. России: Кат. М., 2000. Кат. 72. Ил. 67), в поклонении спеленутому телу И. в храме - на иконе из минейного комплекта 1-й трети XIX в. в собрании М. Е. Елизаветина (Возвращенное достояние: Рус. иконы в частных собр.: Кат./Авт. выставочного проекта: Н. В. Задорожный; науч. ред. и сост.: И. А. Шалина. М., 2008. Кат. 76). В иконописи XX в. образ И. встречается в группе Новгородских чудотворцев в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие» мон. Иулиании (Соколовой) (иконы 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в., ризница ТСЛ, СДМ - Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), на лицевых святцах рус. святых 1959-1962 гг. того же автора (частное собрание), на иконе «Собор Новгородских святых» 60-х гг. XX в. (местный ряд нижнего иконостаса ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде). Неск. совр. икон И. создано для Валдайского и Боровичского мон-рей. Над ракой с частицей мощей святого в Боровичской обители размещен его образ в молении Иверской иконе Божией Матери на фоне Свято-Духова мон-ря (вероятно, восходит к иконе, хранящейся в НГОМЗ). В иконостасе монастырского собора находится фронтальный образ И. на фоне пейзажа с р. Мстой, со Свято-Духовым мон-рем и стоящей за его стенами ц. иконы Божией Матери «Умиление». И. представлен в рубахе и с развернутым свитком в левой руке, т. е. в соответствии с указаниями «Руководства...» Фартусова.

http://pravenc.ru/text/200241.html

В монументальной живописи образ И. был введен в роспись храма Христа Спасителя 70-х гг. XIX в.: в нижнем коридоре в память 26 нояб. 1812 г. (бегство армии Наполеона из России, худож. Я. С. Башилов), в зап. части храма в медальоне одной из арок (худож. Фартусов). Он изображен также на иконе над юж. дверями со стороны алтаря в главном иконостасе храма (как тезоименитый святой свт. Иннокентия (Вениаминова), митр. Московского). И. представлен среди подвижников XVIII в. на стене галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.), в ряду святых в росписи юж. галереи на хорах Владимирского собора в Киеве (1885-1895), на одном из столпов Успенского собора Валдайского Иверского мон-ря (30-е гг. XIX в., осташковские мастера И. и А. Митины). Существуют скульптурные изображения И., напр. работа И. П. Витали на больших юж. внутренних дверях Исаакиевского собора в С.-Петербурге (1846-1850). Образ И. присутствует среди Сибирских чудотворцев на иконах письма мон. Иулиании (Соколовой) : «Собор святителей, в земле Российстей просиявших» сер. XX в. (митрополичьи палаты ТСЛ), «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ, см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 230-239) и на их совр. повторениях (ц. свт. Николая в Клённиках в Москве). На рисованных лицевых святцах рус. святых 1959-1962 гг. мон. Иулиании (частное собрание, см.: Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints=Святые Руси/Ed. N. Aldošina. [Iväskyla], 2000. P. 43) И. изображен под 26 нояб.- в рост, прямолично, в мантии, омофоре и митре, с благословляющей десницей, с Евангелием в левой руке. Рисунок И. (с крестом и Евангелием в руках) выполнен прот. Вячеславом Савиных и Н. Д. Шелягиной для Миней МП (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 70). В отличие от мастеров XIX в. иконописцы кон. XX - нач. XXI в. стремятся запечатлеть образ И. в традиц. канонической иконографии и стилистике. Иркутский иконописец М. Б. Лутаенко работает над иконами И. разных изводов уже 15 лет. Существуют совр. примеры решения образа Иркутского чудотворца в стиле церковной живописи XIX в.

http://pravenc.ru/text/389621.html

Антоний (Прохода), схиархим. Серафим (Романцев), благочинным - иеросхим. Иов (Полхов), затем - схиархим. Андроник (Лукаш) . С сер. 40-х гг. в Г. п. подвизались архимандриты Тихон (Беляев), Артемий (Миньковский), Антоний (Прохода), иеросхимонахи Иов (Полхов), Петр (Дробязка), Мелетий (Шечко), Алексий (Заярный) и др. Среди поступивших в Г. п. после 1945 г. были опытные подвижники, схииером. Оптиной пуст. Паисий (Гришкин), схим. Новоафонского мон-ря Симон (Хондошко), постриженик Св. Горы схим. Варсонофий (Середа). Старцы окормляли паломников, приезжавших в Г. п. со всей страны, вели переписку. В 1959 г. в Г. п. приезжало неск. комиссий по проверке паспортного режима, указом Сумского еп. Иосифа паломникам не разрешалось селиться и питаться в обители. Под давлением властей 13 июля 1961 г. еп. Черниговский Андрей (Сухенко) подписал указ о закрытии Г. п. Братию разогнали, запретив взять с собой деньги, одежду или продукты. Все помещения Г. п., инвентарь, топливо, продукты были переданы Сосновскому дому инвалидов (впосл. психоневрологический интернат). Ризница, 153 иконы, антиминс, престол, б-ка были переданы на хранение в Анастасиевскую ц. Глухова. Среди святынь в ней находится копия чудотворной Глинской иконы. В 80-х гг. XX в. постриженик Г. п. схиархим. Иоанн (Маслов) , исследовав фонды Г. п. в РГИА, РГАДА, ОР РГБ, ГА Курской и Сумской обл., частично восстановил архив пустыни (ок. 4 тыс. ед. хр.), собрал и опубликовал сведения об обители и подвижниках. В 1994 г. Г. п. была возвращена РПЦ, с 12 сент. 1996 г. ставропигиальная УПЦ МП, наместник - еп. Васильковский Лука (Коваленко) . В пустыни проживают 15 чел. монашествующей братии. Митр. Киевским Владимиром (Сабоданом) освящены восстановленные и построенные надвратный храм в честь Иверской иконы Божией Матери (1999); Никольский храм с колокольней (2001), кельи. В пос. Ямполь на месте разрушенного был возведен Преображенский храм (2001), при к-ром открыто подворье. На месте Ближнего скита освящен источник, поставлена часовня в честь праведных Иоакима и Анны (2002).

http://pravenc.ru/text/165143.html

Ремесленников, резчиков, каменщиков и иконописцев из М. К. м. приглашали в др. мон-ри, в т. ч. они работали в тверском в честь Преображения Господня соборе. В XVII в. мастер Мокеев строил церкви в Новоторжском во имя святых князей Бориса и Глеба и Валдайском Святоозерском в честь Иверской иконы Божией Матери мон-рях. 1920-2016 гг. В 1920 г. М. К. м. был закрыт, в нем находился организованный И. Ф. Никольским историко-краеведческий музей (к 2016 находился в Богоявленском соборе Калязина). Также в 1919-1924 гг. в мон-ре располагалась колония беспризорников. В 1929-1937 гг. часть зданий мон-ря занимал дом отдыха московского «Электрозавода» им. В. В. Куйбышева. В 30-40-х гг. XX в. Волгостроем НКВД проводилась масштабная работа по созданию системы каскадных гидроэлектростанций. В зону затопления попал Калязин и мон-рь. С 1937 г. проводилась фиксация М. К. м., составлялись обмеры и чертежи, со стен сбивали фрески. Троицкий собор. Чертеж-реконструкция на XVI в. А. М. Харламовой. Акварель. 1940 г. Троицкий собор. Чертеж-реконструкция на XVI в. А. М. Харламовой. Акварель. 1940 г. В 1939-1940 гг. в мон-ре работала экспедиция музея архитектуры Академии архитектуры СССР во главе с П. И. Юкиным. Обмер собора и трапезной (наиболее значимых памятников) проходил с дек. 1939 по сент. 1940 г. В группу сотрудников Академии архитектуры вошли В. А. Каульбарс, А. М. Харламова, И. Г. Шульман, Л. К. Любимов и другие. Реставратор Юкин осуществлял работы по снятию и сохранению фресок. И. И. Леонидов (архитектор-конструктивист, один из наиболее ярких представителей авангардизма) и М. Чалый в 1940 г. изготовили модель «Калязинский монастырь - архитектурный памятник XVI-XVII вв.». В 30-х гг. XX в. были снесены все постройки мон-ря. В кон. 1940 г. каскад плотин был введен в строй. Б-ка и ризница мон-ря, нек-рые скульптурные фрагменты, росписи и чертежи были переданы в фонды Калининского (Тверского) гос. объединенного историко-архитектурного и литературного музея и его Калязинского филиала. Об архитектурном ансамбле дают представление материалы фондов ГНИМА им. А. В. Щусева (макет Троицкого собора, трапезной, данные обмеров построек), туда переданы 150 кв. м фресок Троицкого собора (более 100 фрагментов). Там же - материалы по исследованию, обмерам и изъятию архитектурных фрагментов и фресок (1940). Также часть фресок, снятых со стен Троицкого собора, хранится в собраниях ГИМ, ГРМ, ГНИМА, ТОГК, Калязинского историко-краеведческого музея. Нек-рые иконы вошли в фонд Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва.

http://pravenc.ru/text/2561264.html

Преподобные Максим Грек и Михей Радонежский. Фрагмент гравюры «Свято-Троицкая лавра Сергиев монастырь». 1825 г. Гравер И. Зубов Преподобные Максим Грек и Михей Радонежский. Фрагмент гравюры «Свято-Троицкая лавра Сергиев монастырь». 1825 г. Гравер И. Зубов На цветной гравюре 1825 г. «Свято-Троицкая лавра Сергиев монастырь» гравера И. Зубова (см.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. Ил. 606) над изображением мон-ря представлены в облаках 2 группы святых, созерцающих Благовещение Пресв. Богородицы. М. Г.- в левой группе, за прп. Сергием Радонежским, рядом с прп. Михеем Радонежским. Образ М. Г. есть и на подобной композиции литографии 1845 г. «Святые и преподобные отцы, почивающие в Свято-Троицкой Сергиевой лавре» (СПГИАХМЗ), где М. Г. изображен за преподобными Никоном и Дионисием Радонежскими, в правой группе, в молении иконе Св. Троицы. Образ М. Г. помещен в нижнем фризе с изображением просветителей на памятнике «Тысячелетие России», воздвигнутого в Новгородском кремле в 1862 г. (скульпторы М. О. Микешин, И. Н. Шредер, В. А. Гартман). Он представлен сидящим, сверяющим текст книги по длинному свитку, перекинутому через правую руку и свисающему с правой стороны. На правом колене - раскрытая книга, на которую М. Г. поставил указательный палец, отмечая место сверки с текстом на свитке. На преподобном подрясник, полумантия, клобук. Его широкая борода волнистыми прядями спускается чуть ниже груди. Появившиеся после общецерковного прославления святого в 1988 г. иконы с его образом в основном повторяют иконографию, сложившуюся в XVII - нач. XX в. Это иконы с поясным изображением М. Г.: у него в левой руке раскрытая книга, правая рука развернута вовне ладонью (напр., иконы кон. XX в., ризница Троице-Сергиевой лавры; нач. XXI в., ц. Иверской иконы Божией Матери на Всполье в Москве; 2000, из Благовещенского собора г. Павлодара (Казахстан); 2002, собрание Иконописной школы при МДА и др.). На нек-рых иконах книгу заменяет закрытый свиток (напр., на иконе 90-х гг. XX в., иконописная школа МДА; на крышке раки М. Г., выполненной в 2001 В. А. Звёздкиным); нередко встречается изображение развернутого свитка с текстом на нем, как на ранней иконе, написанной в кон. XX в. греч. иконописцем Х. Лиондасом. Она стала образцом для мн. совр. икон этого типа, причем на этой иконе появляется новый элемент иконографии М. Г.- в правой руке преподобного мученический крест.

http://pravenc.ru/text/Максимом ...

В день престольного праздника обители из Иверско-Серафимовской домовой церкви митрополичьей резиденции в Алма-Ате для молитвенного поклонения верующих был доставлен ковчег с великими святынями: мощами преподобного Серафима Саровского, частью камня, на котором преподобный старец молился тысячу дней и ночей, прядью волос святого, а также частями его одежды и облачения. Богослужебные песнопения исполняли: мужской хор Алма-Атинской епархии под управлением К. Быкова и хор Софийского собора под управлением О. Усольцевой. В храме молились: секретарь Казахстанского митрополичьего округа, Заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников; настоятельница Иверско-Серафимовского женского монастыря игумения Любовь (Якушкина) с сестрами обители, настоятельница Свято-Троицкого Никольского монастыря города Ташкента игумения Екатерина (Мальгина), настоятельница Покровского женского монастыря города Уральска игумения Варвара (Морозова), сотрудники отделов и комиссий Митрополичьего округа, сотрудники Алма-Атинского епархиального управления; прихожане алма-атинских храмов и многочисленные паломники. Гостем праздника стал вице-министр министерства информации и общественного развития Республики Казахстан К.Ж. Искаков. Глава Православной Церкви Казахстана вознес молитвы об умножении любви и искоренении всякой ненависти и злобы. За Литургией возносились заупокойные прошения о митрополите Хрисанфе (Чепиле), приснопамятных казахстанских иерархах, в числе которых первые святители Туркестанского края архиепископ Софония (Сокольский, †1877) и епископ Никон (Богоявленский, †1897), погребенные у алтаря Софийского собора, и подвижник благочестия митрополит Иосиф (Чернов, †1975), чья гробница находится в Софийском соборе; сугубо поминались почившие настоятельницы Иверско-Серафимовской обители: монахиня Паисия (Крючкова), игумения Нектария (Димитриева) и игумения Ефросиния (Бакуревич) и родители преподобного Серафима Саровского — приснопамятные Исидор и Агафия Мошнины. Проповедь после запричастного стиха произнес проректор по воспитательной работе Алма-Атинской духовной семинарии иерей Иоанн Ливинский.

http://patriarchia.ru/db/text/6047593.ht...

По запричастном стихе руководитель отдела Митрополичьего округа по связям с общественностью, ключарь Вознесенского кафедрального собора протоиерей Александр Суворов огласил приветствие митрополита Астанайского Александра по случаю 110-летия со дня основания и 15-летия возрождения Иверско-Серафимовского женского монастыря в городе Алма-Ате. Богослужение завершилось поклонением Честному и Животворящему Кресту и славлением святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. По сложившейся традиции у гробницы старца митрополита Иосифа (Чернова) иерархи, священнослужители и верующие пропели «Вечную память». После славления митрополит Александр произнес проповедь  и сердечно поздравил архипастырей, настоятельниц монастырей, духовенство, монашествующих, прихожан и паломников с днем памяти небесных покровительниц Семиречья и историческими датами в жизни Иверско-Серафимовского монастыря. В праздник мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии день своей небесной покровительницы отмечает настоятельница Иверско-Серафимовского монастыря игумения Любовь (Якушкина). Митрополит Александр поздравил ее, вручил святую просфору и подарил букет цветов. В память о празднике небесных покровительниц Южной столицы верующим раздавались иконки с тропарем мученицам Вере, Надежде, Любови и Софии. На протяжении всего дня перед ковчегом с мощами мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии совершалась молитва, многочисленные верующие смогли поклониться святыням. Охрану и порядок в Софийском соборе и на территории монастыря обеспечивали казаки Союза казаков Семиречья во главе с атаманом В.С. Шихотовым. По случаю торжеств состоялся праздничный прием. В тот же день в Каминном зале Духовно-культурного и административного центра имени митрополита Иосифа (Чернова) в Алма-Ате митрополит Александр принял настоятельницу Иверско-Серафимовского монастыря Алма-Аты игумению Любовь (Якушкину) и настоятельниц женских монастырей, прибывших на торжества и молившихся за праздничной Литургией в Софийском соборе.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5276708...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010