Надежды на объединение старообрядцев-поморцев на всей территории СССР во главе с ВСС в ЛССР не оправдались. Согласно закону от 19 июня 1948 г., было национализировано имущество церковных орг-ций, начатая перерегистрация религиозных общин, а также миграция сельских жителей в города привели к изъятию храмов и закрытию многих старообрядческих общин. В лагеря и ссылку были отправлены руководитель СПЦ и свыше 10 наставников, среди них - И. Романов, В. Прозоров (повторно), А. Волков, К. Рыбаков и др. С кон. 40-х гг. XX в. СПЦ участвовала в движении за мир, которое служило гл. обр. пропагандистским целям советского правительства. В 1954 г. власти позволили ВСС в ЛССР совместно с Рижской Гребенщиковской старообрядческой общиной и московскими старообрядцами возобновить «Старообрядческий церковный календарь». До 1988 г. продолжалось прямое вмешательство гос-ва в дела СПЦ и контроль за ВСС в ЛССР. В кон. 40-х гг. XX в. СПЦ объединяла 74 старообрядческие общины с 66 720 верующими в ЛССР (по др. сведениям, к СПЦ в Л. принадлежало до 88 тыс. чел.). В 1953 г. насчитывалось 58 общин, которые окормлял 51 наставник. В 50-80-х гг. XX в. не только снизилось количество зарегистрированных общин, но и существенно сократилась численность прихожан и наставников. Так, в 1969 г. в Л. было 56 общин и свыше 40 наставников, в 1992 г.- 51 община и 11 наставников. Одновременно резко возросла численность старообрядцев в Вильнюсе, Каунасе, Клайпеде, Зарасае и в др. городах. С 70-х гг. остро стояла проблема подготовки наставников. До кон. 80-х гг. XX в. ВСС в ЛССР, находившийся в Вильнюсе, был высшим органом управления СПЦ и единственным центром СПЦ в СССР, управлял общинами Л., духовно опекал многие поморские и отчасти федосеевские общины СССР, признававшие его авторитет. Важными событиями в истории старообрядчества стали соборы (съезды) СПЦ, созывавшиеся по инициативе ВСС в ЛССР в Вильнюсе в 1966, 1974 и 1988 гг. На соборе 1974 г. присутствовали 116 наставников и ок. 400 представителей поморских общин СССР.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

— А как местное население, латыши, относились к старообрядцам? — Нормально относились. Судьба старообрядческих общин в Латвии несравнима с тем, что было в России. Из 90 довоенных общин более двух третей сохранились до сегодняшнего дня. Что-то большевики взорвали, сожгли, но такого тотального уничтожения не было, и на многие вещи власти смотрели сквозь пальцы. Есть еще один важный момент. Везде, где старообрядцы оказывались, они очень хорошо сживались с местным населением. Их уважали за трудолюбие, за трезвый образ жизни, за то, что они такие хозяйственные. Старообрядцы понимали, что живут не на родной земле и нужно с уважением относиться к местному населению. — Вы были наставником Рижской Гребенщиковской общины. Это беспоповское согласие. Почему вы решили принять священнический сан? — Когда у человека расширяется горизонт знаний, он начинает понимать больше, чем понимал раньше, и оценивать многое по-другому. У меня было желание понять, что представляет собой старообрядчество в общем контексте мирового христианства, мирового православия. Это была попытка увидеть себя со стороны, найти свое место уже в каком-то более глобальном пространстве. Мне понятны люди, испытывающие внутренний протест против принятия того, что противоречит преданию, полученному в семье. И они оказывались вне закона и вне Церкви. А когда появилась возможность быть внутри Церкви и при этом соблюдать главное из заповедованного родителями, то какие могут быть причины оставаться вне Церкви? Многих «беспоповцев» устраивает жизнь вне Таинств, но это ведет к вырождению. Много и таких, кто озабочен восстановлением полноты церковной жизни, кто помнит, как скорбели их предки об утерянном, сугубо молясь за отсутствие важнейших для спасения Таинств. Идет вполне закономерный процесс: из моих учеников (Рижского поморского духовного училища) несколько человек уже приняли священный сан. — Матушка Елена тоже из старообрядцев? — Матушка Елена из верующей православной семьи. Как историк по образованию, да еще нижегородка, она имела неплохое представление о старообрядчестве еще до замужества. Много было в жизни непростых периодов, и меня всегда поддерживал самый близкий мне человек. Например, в советское время уйти из аспирантуры в семинарию было не очень просто. Но становится легче, если рядом — единомышленник.

http://pravmir.ru/vozrozhdenie-drevnerus...

— А как местное население, латыши, относились к старообрядцам? — Нормально относились. Судьба старообрядческих общин в Латвии несравнима с тем, что было в России. Из 90 довоенных общин более двух третей сохранились до сегодняшнего дня. Что-то большевики взорвали, сожгли, но такого тотального уничтожения не было, и на многие вещи власти смотрели сквозь пальцы. Есть еще один важный момент. Везде, где старообрядцы оказывались, они очень хорошо сживались с местным населением. Их уважали за трудолюбие, за трезвый образ жизни, за то, что они такие хозяйственные. Старообрядцы понимали, что живут не на родной земле и нужно с уважением относиться к местному населению. — Вы были наставником Рижской Гребенщиковской общины. Это беспоповское согласие. Почему вы решили принять священнический сан? — Когда у человека расширяется горизонт знаний, он начинает понимать больше, чем понимал раньше, и оценивать многое по-другому. У меня было желание понять, что представляет собой старообрядчество в общем контексте мирового христианства, мирового православия. Это была попытка увидеть себя со стороны, найти свое место уже в каком-то более глобальном пространстве. Мне понятны люди, испытывающие внутренний протест против принятия того, что противоречит преданию, полученному в семье. И они оказывались вне закона и вне Церкви. А когда появилась возможность быть внутри Церкви и при этом соблюдать главное из заповедованного родителями, то какие могут быть причины оставаться вне Церкви? Многих «беспоповцев» устраивает жизнь вне Таинств, но это ведет к вырождению. Много и таких, кто озабочен восстановлением полноты церковной жизни, кто помнит, как скорбели их предки об утерянном, сугубо молясь за отсутствие важнейших для спасения Таинств. Идет вполне закономерный процесс: из моих учеников (Рижского поморского духовного училища) несколько человек уже приняли священный сан. — Матушка Елена тоже из старообрядцев? — Матушка Елена из верующей православной семьи. Как историк по образованию, да еще нижегородка, она имела неплохое представление о старообрядчестве еще до замужества. Много было в жизни непростых периодов, и меня всегда поддерживал самый близкий мне человек. Например, в советское время уйти из аспирантуры в семинарию было не очень просто. Но становится легче, если рядом — единомышленник.

http://pravoslavie.ru/64395.html

С Рижской Гребенщиковской старообрядческой общиной связано имя иконописца Константина Анисимовича Павлова (1907–1976). В 1928 г. по инициативе Кружка ревнителей русской старины, активным участником которого был Павлов, при общине была создана иконописная мастерская. Иконописцы этой мастерской стремились сохранять древнерусские традиции иконописи. Работа в мастерской велась в двух направлениях: реставрация древних памятников, которыми так богат храм Г " ребенщиковской общины, и изучение и возрождение древних иконописных традиций в собственном творчестве. В 1930 г. Павлов стал учеником П.М. Софронова, который в это время работал в мастерской при общине, а после его отъезда в 1931 г. стал много писать и реставрировать иконы самостоятельно. В соответствии с традицией поморской иконописи писал лики святых в «умеренной тонкости», избегая как чрезмерного, навязчивого аскетизма, так и одутловатости и тучности, которые критиковал протопоп Аввакум в иконах нового письма. Часто манере письма Павлова присущ графический характер: линии четкие, прямые, сухие, иногда резкие. Однако он писал строго в рамках канона и иконографии, выработанной византийскими и древнерусскими иконописцами до XVII века. В Петербурге долгие годы работал старообрядческий иконописец и реставратор Никита Севастьянович Рачейсков (ум. 1886). Он держал небольшую мастерскую на Васильевском острове. В середине XIX в. он жил при филипповской моленной на Болотной улице (теперь Коломенская). Н.С. Лесков, любивший и собиравший иконы «древнего стиля», очень высоко ценил его произведения. Образ Рачейскова отразился и в очарованном страннике Иване Фрягине, и в праведнике-иконописце Севастьяне из Поволжского Понизовья в повести «Запечатленный ангел» (опубликована в 1873 г.). В статье, написанной после смерти Рачейскова, Лесков отметил: «Никита Рачейсков был “изограф’», то есть иконописец в древнем русском стиле. После знаменитого московского мастера Силачева, который тоже умер, Никита Рачейсков по справедливости мог считаться одним из самых лучших мастеров по изографскому искусству. Особенно он был искусен в миниатюре, которую исполнял своими огромными и грубыми на вид ручищами удивительно нежно и тонко, как китаец. В этом роде я не видал и не знал равного ему мастера в России...» 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kultura-...

стараниями Викулы Алексеевича Морозова, и в деревне Бугровка близ Нижнего Новгорода – построена знаменитым промышленником-старообрядцем H.A. Бугровым), то после получения старообрядцами религиозной свободы школы начинают расти, как грибы. «Это были учебные заведения разного уровня, от школ “славянского чтения и крюкового пения” до училищ, аналогичных земским. Многие училища строились при попечительстве земских управ, в некоторые учебные заведения принимались дети старообрядцев разных согласий» 57 . Старообрядческие школы и училища открываются по всей Российской империи: в Санкт-Петербурге и Москве, в Бессарабской, Витебской, Воронежской, Вятской, Екатеринославской, Костромской, Московской, Оренбургской, Пермской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Тверской, Томской, Херсонской и Черниговской губерниях, в Терской и Уральской областях, а также в Области Войска Донского. 5 сентября 1910 г. было открыто Первое Саратовское училище для детей христиан-старообрядцев. При открытии в нем было лишь два отделения с 93 учащимися мальчиками и девочками, а через год в школе стало уже четыре отделения с 190 учащимися при 6 учителях. Особенно заметную роль в деле духовного образования старообрядчества сыграл Западный край, где наблюдался наиболее стремительный рост числа старообрядческих народных школ. Многие из них имели статус городских училищ. В одной только Курляндской губернии в 1906 г. было открыто 17 старообрядческих школ. 8 сентября 1908 г. в городе Двинске (ныне – Даугавпилс, Латвия) прошло торжественное освящение общественного здания под двухклассное старообрядческое училище. Здание училища было рассчитано на 200 человек. В год открытия в училище обучалось 120 мальчиков. Кроме мужского, в Двинске имелось и женское одногодичное старообрядческое училище. Недалеко от Двинска действовала Илукстская учительская семинария, имевшая специальные классы для учащихся-старообрядцев и своего законоучителя – Л.С. Мурникова, впоследствии наставника Рижской Гребенщиковской общины. В 1911 г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kultura-...

Этим летом нам удалось изучить состояние домашних библиотек некоторых старообрядческих семей, проживающих в Войново и в других деревнях, а также получить представление о том, какие книги могут храниться в семьях немецких староверов. Наставник показал нам новые издания «Потребника» и «Псалтыри» из типографии Рижской Гребенщиковской общины, которыми он пользуется. Разумеется, старые книги и рукописи не перестали быть для старообрядцев ценностью. В прошлом году жена наставника И. Н., уставщица, получила от родственников из Германии рукописный сборник размером в ¼ листа и объемом не менее 700 страниц. Однако с изменением условий жизни и быта (в том числе с ростом благосостояния) отношение старообрядцев к книгам не могло не измениться. Появление современных методов фотопечати и компьютерного набора сделало ненужным и бессмысленным переписывание книг от руки, так же как появление звукозаписи позволяет заучивать мелодику гласов на слух, без длительного разучивания крюковой записи и запоминания знамен. В 2006 году сестру Фиму в Войновском монастыре отпевали по ксерокопированным и собранным в папку-скоросшиватель текстам «Чина погребению». 2.3.3. Сохранность догматических знаний Под старообрядческой книжной культурой обычно понимается книжная ученость, начитанность в священных текстах [Керов 2011: 449]. Однако, как можно судить из слов Аввакума Комиссарова (см. выше о книге «Вечная правда»), и в прежние времена, когда не было современных средств массовой информации, в староверских общинах нелегко было найти человека, способного принять участие в конфессиональной полемике об основах православной веры. Какие элементы вероучения сохраняет конфессиональная группа в условиях гибели традиционной культуры? Всем известна картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова», трагическая героиня первых лет Раскола, одна из первых жертв никоновских церковных реформ, изображенная закованной в кандалы, полулежащей в санях, с поднятой вверх рукой, с пальцами, сложенными в двуперстном крестном знамении. Вероятно, образ несгибаемой боярыни и ее красноречивый жест сыграли в свое время определенную роль в формировании конфессиональной идентификации. Во всяком случае, текст духовного стиха о боярыне Морозовой (ниже дается его фрагмент по материалам сайта «Библиотека Поморского согласия» http://www.pomorian.org) непосредственно указывает на связь его с содержанием картины Сурикова:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Старообрядные приходы не ставят прямой целью привлечение старообрядцев. Конечно, придет старообрядец — с радостью его встретим, но мы целенаправленно миссионерской работой не занимаемся. Точнее — прозелитизмом. Потому что в России сейчас почти любой приход — миссионерский. Круглый стол по старообрядным приходам      Особенная вера и двойная жизнь — Отец Иоанн, расскажите, пожалуйста, о Вашем детстве, о родителях, о воспитании в семье, об окружении, о школе, взаимоотношениях со сверстниками. — Семья была традиционно старообрядческая. Меня воспитывали мои бабушки, обе из религиозных семей, они научили молиться. Дома была большая библиотека, и я еще до школы много читал и на русском языке, и на церковнославянском, которому научил дед. Он до 1940 года, когда Латвия вошла в состав СССР, был вероучителем в школе. Дед был большой знаток знаменного пения. Он был головщиком, то есть руководителем хора в Рижской Гребенщиковской старообрядческой общине, самой большой в поморском согласии. По количеству прихожан с Гребенщиковской общиной может сравниваться только Рогожская община «поповцев» в Москве. — Как относились к старообрядцам в Латвии местные жители, власти? — Старообрядческие семьи в Прибалтике не испытали таких гонений, как в России. Да и в советские времена в моей родной Риге была другая религиозная обстановка. Например, в институте со мной учились баптисты-«инициативники», адвентисты. У последних суббота — праздничный день. И адвентисты публично спрашивали ректора, как им быть. А он отвечал, что это дело вашей совести, но если вы не будете выполнять учебную программу, то отчислим. В России бы ответили не так. В Прибалтике мы привыкли с детства жить среди разных народов и разных вер. Если взять Латгалию, где в основном находятся латвийские старообрядческие общины, то до войны часть населения составляли старообрядцы, часть католики и часть евреи, и все умели друг с другом ладить. Если человек был религиозен, то община могла за него поручиться, такой человек пользовался общественным уважением.

http://pravoslavie.ru/64395.html

Липинишской – 4; 37–37, через Витебск в Москву или Смоленск. Гайнажской – 5; 74, Москва, артилерийский склад. Буртенкской – 5; 94, часть в селе Горбуновка Сызранского уезда Симбирской губернии. Граверской – 5; 19– 10, Витебск, Полоцкая духовная консистория... ЛГИА. Ф. 7469. Оп. 1. No 252. Л. 1–2. Из списка синода от 13 апреля 1927 г. латвийских церквей, имущество которых в 1915 году эвакуировано в Россию. (Название церкви, куда имущество эвакуировано или где по сведениям теперь находится). Духовной Консистории, Училищного совета и Алексеевского монастыря, Архиерейского дома, Рижского кафедрального собора, Рижской Благовещенской церкви, Рижской Троице-Задвинской церкви, Рижской Михаило-Архангельской, Рижской Иоанно- Предтечинской, Рижской Покровской, Рижской Вознесенской, Рижской всехсвятской, Рижской Александро-Невской, Рижской Преображенской, Рижского женского монастыря – г. Новгород. Митавского собора – г. Смоленск. Скрудалинской церкви – г. Москва. Ново-Спасский монастырь. Сисегальской церкви – Тверь. Женское епархиальное училище. Тальсенской – Псков. Ново-Вознесенская церковь (по неофициальным сведениям переведены в Новгород в десятинный монастырь). Режицкого собора – г. Витебск. Петро-Павловская церковь , а часть в Москву. Эйхенангернской церкви – г. Новгород. Свято- Духовский монастырь. Саусенской церкви – г. Ленинград. Чрезвычайная комиссия. Мариенбургской церкви – г. Тамбов. Женский монастырь. Малупской церкви – г. Тамбов. Женский монастырь. Липинишской церкви – г. Витебск. Полоцкая духовная консистория. Лемзальской церкви – г. Новгород. Свято-Духовский монастырь... ЛГИА. Ф. 7469. Оп. 1. No 251. Л. 1. 1918 год 22 октября. Из протокола No 19 заседания Рижского временного Епархиального Совета. Пункт 11. «Заслушано предложение Его Преосвященства на имя Совета от 821 октября 1918 г. за No 838 следующего содержания: «Епархия переживает историческое время. Необходимо озаботиться, чтобы события последнего времени нашли точное и живое изображение на память грядущим поколениям. Предлагая Совету предписать причтам, за ответственность благочинных, сделать следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Речи Высокопреосвященного Архиепископа Арсения, сказанные во время празднования десятилетия его Архипастырского служения в Рижской епархии 61 I. Речь, сказанная по выслушании приветствия От духовенства Рижской епархии Душевно благодарю духовенство Рижской епархии за выраженную мне честь. Но слишком много я принял бы на себя, если бы приписал себе все изложенное в адрес духовенства. Действительно, последнее десятилетие церковной жизни в Рижской епархии было плодотворно для православия в Прибалтийском крае. Но, по воле Божией, так благоприятно сложились обстоятельства: и Высочайшее Око обращено было на нужды православия в Прибалтийском крае, и Высшая духовная власть прилагала свои заботы об удовлетворении сих нужд, и обильный приток благотворительности оказал великую помощь тому же. Мне только оставалось употребить старание к возможно лучшему пользованию сими благами и применению их к насущным потребностям нашим. Но и в этом отношении я был не один: мы все трудились вместе. В лице членов консистории я всегда имел деятельных и усердных сотрудников и помощников, в лице благочинных – верных проводников моих взглядов и намерений, точных исполнителей моих распоряжений, справедливых доносителей о местных церковных нуждах и старательных работников в своих благочиниях. И все духовенство работало и работает с полным усердием и с примерной ревностью к удовлетворению местных религиозных нужд, так что на таковую ревность приходится иногда отвечать: «разом всего нельзя сделать». Посему та честь, которую Вы воздаёте ныне мне, принадлежит всем нам. И я долгом своим считаю вседушевно благодарить вас за все, что выражено вами – в адрес мне. Прошу вас передать мою благодарность всему духовенству Рижской епархии, с выражением полной готовности моей трудиться на благо Рижской паствы и далее, сколько будет угодно Господу держать меня в сем крае. Поднесённые же вами икона Спасителя и панагия будут для меня драгоценны, как выражение признательности за труды мои достопочтенного духовенства Рижской епархии. II. Речь, сказанная по выслушании приветствия от духовно-учебных заведений г. Риги.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

33 Взято из древняго Харатейнаго Требника, за подписанием руки Св. Феогноста Митропо­лита Московск., переведеннаго с Греческаго на Российск. язык 1329 года по P. X. с листа 89-го на оброте. Св. Феогноста Митро­полита мощи почивают в Московском Успе­нском Соборе. Память его Церковь совер­шает Марта 14-го дня. 34 О препод. Отцах Илии Муромце и Иосифе Многоболезненном, зри свидетельство в книге Обличение неправды раскольническия, в I главе, в рассуждении 5-м. Здесь очевидно изобличается раскольническая клевета на сих Преп. Отцев, в молении двоперстным сложением. 36 Взято из Словаря Историческаго о Свя­тых, прославленных в Российской Церкви, напечатанном в С.-Петербурге 1836 года, стр. 285. 37 В подтверждение сей истины, смотри в книге Преосвящен. Никифора, Архиеписко­па Астраханского, во ответах на старообрядческ. вопросы на стр. 33, 34, 100, 101, 102. 38 Мнимо-старообрядцы толкуют, будто бы от лет Святейш. Никона Патриарха , в церкви молящихся трехперстным сложением Святыя и истлинные мощи быть не мо­гут, и посему где он есть открыто, не доверяют, и не покланяются им: какое мне­ние, яко ложное, сим параграфом испровержено очевидно. 39 О важности церковнаго обычая или предания, Св. Писанием не утвержденного, но Св. Апостолами и Св. Отцами первенствующей Церкви словесно преданного, который с то­го времени и до днесь Кафолическая Цер­ковь содержит за свято, см. в книге Ка­мень веры, от стран. 689 до 776. Еще в книге Преосв. Никифора, Архиепископа Ас­траханского, в ответах противу старообрядческ. вопросов, на стр. 243, 244, 276. И в Христианском Чтении 1838 года, во 2 части, на стр. 3 и след., в Слове Св. Священномуч. Иринея, Епископа Лионского. 41 Кафолическия Церкве власть суть Еписко­пы Православные , получившие сию от Го­спода Иисуса Христа. См. Иоанна гл. 20 ст. 22, 23. Матф. гл. 16, ст. 19, Луки гл. 10. ст. 16. 42 Взято из Книги Преосвещенного Никифора Астраханского ответов против Соловецкой Челобитны, напечатанная в Москве 1813 года, стр. 109. 44 Карфагенского Собора (на коем 84 Святых Отец присутствовало, из коих первый был Священномученик Куприан), определение о крещении всех еретиков и раскольников, обращающихся к Православной Церкви, вто­рой Вселенский Собор седьмым правилом опороверг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010