Источники информации : 1) «Поморский вестник» 3 (18), 2005, стр. 28-31. 2) Старообрядческий церковный календарь на 1991 год, стр. 34 – 40. На сегодняшний день в Риге действуют два староверческих храма – храм, освященный во имя Рождества Христова и Успения Пресвятой Богородицы при Рижской Гребенщиковской общине (ул. Маза Краста 73), и храм, освященный во имя Богоявления Господня, Благовещения Богородицы и святителя Николы при Рижской Богоявленской Поморской общине (ул. Маскавас 142). Успенский храм Гребенщиковской общины является самым большим старообрядческим храмом Латвии. Одновременно храм может вместить до пяти тысяч верующих. Ныне существующий храмовый комплекс Гребенщиковской общины является памятником архитектуры государственного значения. Современный вид храмовый ансамбль Гребенщиковской общины приобрел в конце XIX – начале ХХ веков, когда была завершена перестройка здания богадельни и моленной (1883–1888, архитекторы Янис Фридрих Бауманис (1834–1891) и Рейнгольд Шмелинг (1840–1917)), а также возведена колокольня (1906, архитектор Александр Шмелинг (1877–1961)). Несмотря на то, что в целом архитектурное убранство фасадов здания скромно и лаконично, храм производит впечатление монументальности и строгой величественности. Устремленная ввысь колокольня композиционно дополняет вытянутые по горизонтали четырехэтажные корпуса храмового комплекса. В архитектурных формах гармонично сочетаются новаторство и традиция – силуэт колокольни храма с позолоченным куполом перекликается с формой колокольни Ивана Великого в Московском Кремле с добавлением элементов характерного для Риги стиля модерн. Интерьер храма был значительно изменен при его перестройке в конце 1880-х годов. По проекту Я.-Ф. Бауманиса был выполнен дубовый семиярусный иконостас, занимающий всю восточную стену храма. Композиция иконостаса предельно строгая, без лишнего декора, в ней выделяются иконы, украшенные богатыми окладами. Иконостас содержит ряд редких икон XVI–XVII веков. Кроме того, в храме Гребенщиковской общины находятся подаренные верующими иконы староверческих иконописцев XVIII – XX веков. В целом, в различных помещениях храмового комплекса насчитывается около полутора тысяч икон, некоторые из которых являются уникальными памятниками иконописи.

http://sobory.ru/article/?object=06230

К сожалению, к его словам тогда не прислушались – институт неграждан по-прежнему продолжает существовать. …Алексий Николаевич родился 13 декабря 1945 года в Риге, в потомственной староверческой семье. Воспитывался без отца, который в конце войны пропал без вести. С детских лет под началом матери Феврусы Дементьевны Жилко (1910–1993) по­сещал молитвенный храм Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины (РГСО). Благолепие богослужений, торжественность, церковное пение в храме оставили в душе мальчика неизгладимые впечатления на всю жизнь. В 1953 году он начал посещать Рижскую 4-ю среднюю школу, в которой, помимо основных занятий, учился музыке. В 1964 году окончил школу, был призван в армию, где в течение трёх лет проходил службу в качестве музыкан­та военного полка. С 1963-го, ещё в школьные годы, Алексий стал обучаться церковнославянскому чтению, а затем и знаменному пению. Учился не у кого-нибудь, а у известного деятеля Древлеправославной Поморской церкви Латвии, председателя Совета РГСО Лаврентия Силовича Михайлова (1913–1985). В том же году поступил в причт Рижского храма, где постепенно прошёл все ступени причетника: от пономаря до канонарха и уставщика. Под руководством опыт­ных духовных наставников, старших причетников, при непосредственном участии известного деятеля ДПЦЛ Иоанна Никифоровича Заволоко (1897–1984), а также путём самообразования Алексий Николаевич совершенствовался в познании бого­служений, устава, в вопросах догматов веры, канонических правил церкви, истории Древлеправославия, в других духовных и религиозных вопросах. Тогда же в Старообрядческом церковном календаре были напечатаны его первые статьи. В 1981 году Алексий Николаевич был избран в состав Совета РГСО, где на посту заместителя председателя вёл свой самостоятельный участок работы. В 1984 году его избрали председателем Совета общины. Но из-за внутреннего конфликта в общине, в который вмешались чиновники советского Уполномоченного по делам религий, Жилко был вынужден оставить РГСО. По просьбе прихожан Елгавы дал согласие принять отеческое благословение на служение духовным наставником, продолжая работу на предприятии в Риге. 19 июля 1986 года в Вильнюсе был благословлён в духовные наставники – своим духовным от­цом Лазарем Памфиловичем Кассаковским (1914–1991) при участии вильнюсских наставников: о. Николы Онисимовича Пруссакова (1910–1990) и о. Алексия Василье­вича Боярова (1926–1990). Алексий Николаевич Жилко являлся участником Собора Древлеправославной Поморской церкви в Вильнюсе в 1988 году, где торжественно отмечалась славная юбилейная дата – 1000-летие Крещения Руси. На Соборе он был на­граждён Почётной грамотой Высшего Старообрядческого совета в Литве. В 1989 году отец Алексий вместе с семьей переехал в Даугавпилс, где много лет руководил Новостроенской староверческой общиной – одной из самых больших староверческих общин Латвии. Под руководством Жилко реконструировали моленный дом, позолотили купол.

http://ruskline.ru/opp/2021/01/12/put_al...

СОЧИНЕНИЕ В ДВУХ ЧАСТЯХ Складень. Поморье XVIII в. Любое произведение строится по законам внутренней драматургии. Лишь через подчинение последней возможно убедительно донести до зрителя, слушателя, читателя главную идею и основную мысль. Присутствовавшим на открытии выставки повезло больше других, потому как о драматургии выставки они услышали из первых уст. Куратор экспозиции, автор проекта и идейный вдохновитель Елена Яковлевна Зотова (старший научный сотрудник музея Андрея Рублева) провела небольшую экскурсию по залам музея. Выставка задумывалась двухчастной - в согласии с хронологией. Первый раздел посвящен древностям старообрядческих коллекций. Здесь представлены иконы и рукописные книги, созданные еще до раскола и сохраненные в частных коллекциях. Открывает экспозицию икона Богоматери Одигитрия – дар музею старообрядческой рижской Гребенщиковской общины. Пять икон из семифигурного комплекса деисусного чина известного как «Облачный». Предание связывает этот чин с рублевской иконописной школой и относит к XV веку. Удивительный образ Святого Николая (Зарайского) с житием 1551-1552 гг. новгородских мастеров из храма Тверской старообрядческой общины. Сызранские старообрядческие иконы. Также в этом разделе представлены рукописные книги, например, праздничная минея с дополнениями второй половины XIV века из собрания Д.В. Перестронина. Если под первый раздел выставки был отведен небольшой зал в трапезной церкви Архангела Михаила, то второй - основная экспозиция, посвященная поздней иконе - XIX-XX вв., - расположился в просторном зале настоятельских палат. Здесь, по словам Елены Зотовой, была сделана попытка «как в полете по всей России, пройти по разным центрам старообрядчества». И в этом смысле, опять же символичной, является древнейшая книга музея – основной экспонат выставки - слово «О постничестве» Василия Великого 1402 года. Некогда, написанная в стенах Спасо-Андроникова монастыря, она прошла по всей России, была сохранена в старообрядческих скитах, а в 1961 году лишь трудами профессора Тихомирова вернулась в монастырь из куйбышевской библиотеки.

http://pravoslavie.ru/399.html

– Что из задуманного получилось? Были ли неудачи? – Удалось большее из того, что задумывалось. Когда мы создавали такую концепцию, мы предполагали, что у нас будет хорошая корреспондентская сеть по всей стране, и мы сможем отойти от чисто столичных проблем и рассказывать обо всем, что происходит в области религии в стране, а не только в Москве, Петербурге, в центре России. У нас были также большие надежды, что мы станем описывать проблемы стран СНГ, Прибалтики, Средней Азии, Закавказья. К сожалению, этого не произошло, и это наш минус. К сожалению, на сегодняшний день у газеты нет такой широкой корреспондентской сети и возможности ее развивать. Те корреспонденты, которые для нас работают в разных городах, не очень следят за религиозной жизнью, не считают это важным и не совсем в русле нашего издания освещают эти события. Их больше интересует поверхностная жизнь – освещение собора, открытие нового монастыря, миссионерский съезд. Проникнуть глубоко в суть происходящего, описать внутренние проблемы какой-либо общины, написать очерк, где религиозные люди предстают как люди, имеющие свое собственное лицо, о которых нужно рассказывать, они не могут. Второй минус в том, что не удалось найти специалистов в ряде республик СНГ, Прибалтики. В Прибалтике сейчас очень трудно найти людей, пишущих на религиозные темы и – на русском языке. Поэтому приходится пользоваться вторичными сообщениями балтийских агентств. А ведь это – серьезная тема. В Литве и в Латвии существуют не только большие православные общины, но и очень большие национальный католические церкви, которые голосами избирателей влияют на президентские выборы. Есть, однако, и плюсы. Нам, например, удалось разобраться с конфликтом в рижской Гребенщиковской старообрядческой общине – мы нашли корреспондента. У нас очень неплохие связи с Украиной. В частности, мы уделяем большое внимание проблеме греко-католиков в Западной Украине, даем возможность им высказываться, что в других изданиях не случается очень редко. Мы считаем, что любая конфессия должна своим голосом рассказывать о своих проблемах.

http://religare.ru/2_1405.html

Сие вопиющее правовое беззаконие и произвол стали возможными из-за действий государственной чиновницы Иветы Романовской — директора Управления по делам религий. Именно она лично подозрительно странным образом загодя вооружила заговорщиков документами, якобы подтверждающими их, заговорщиков, легитимность. В конечном итоге совершилось то, о чем задолго до переворота предупреждали государственные институции, а именно: Сейм, Кабинет министров, Министерство юстиции и прокуратуру как Совет РГСО, так и руководство ДПЦЛ. Было собрано более 1000 подписей рижских староверцев с просьбой своевременно принять меры по вопросу искусственно нагнетаемой тревожной обстановке вокруг РГСО, предотвратить возможные нежелательные последствия, но все оказалось тщетным. Центральный Совет ДПЦЛ выражает решительный протест насильственному захвату власти в РГСО. ЦС ДПЦЛ в принципе категорически против любого насилия, произвола и беззакония. Всю полную ответственность за долгие негативные последствия, которые начнутся в ДПЦЛ из-за этого переворота, ЦС ДПЦЛ возлагает на тех конкретных лиц, в т. ч. и политиков, кто прямым или косвенным образом причастен к данным нелицеприятным событиям. Вне всякого сомнения, всех их постигнет и Божия, и людская кара. Мы заранее знаем, официальные лица теперь заявят: мол, это ваше внутреннее дело, разбирайтесь между собой сами, государство не имеет права вмешиваться во внутрицерковные дела, ведь, исходя из положения Сатверсме, Церковь отделена от государства. Однако возникают законные вопросы: кто же дал первоначальный импульс для разжигания внутреннего конфликта в Церкви, кто вооружил заговорщиков сомнительными в юридическом смысле документами, кто допустил рейдерство по отношению РГСО? Не государственные ли чиновники? Уповая на Божию волю, вооружившись силой молитвы, мы приложим все старания к тому, чтобы как можно скорее ликвидировать беззаконие и произвол, которые совершились в РГСО, и вернуть духовную жизнь общины в привычный, религиозный, соразмерный ритм. До поможет нам Бог!

http://patriarchia.ru/db/text/187459.htm...

В свою очередь оппоненты Устинова из числа бывших сотрудников РГСО считают, что тот все-таки захватил храм, хотя 1 декабря 2006 года его уволили с должности главы отдела по недвижимости общины. «Второй день в храм не пускают типографских рабочих, дневных сторожей, уборщиц и других. Не пустили даже гостя к отцу Трифону Кустикову», — рассказал Delfi менеджер по недвижимости РГСО Владимир Чернышов. Он также пояснил, что 15 декабря прошлого года Устинов пришел поговорить с руководством общины о добровольной передаче ему власти. Однако после обеда он решил не выходить из храма, а позже назвал себя заложником. «Тут и полиция была, едва ли не дошло до штурма храма. Тогда ему не удалось укрепиться в РГСО, но вторая попытка увенчалась успехом», — пояснил Чернышов. Оппоненты Устинова собираются добиваться справедливости законным путем и намерены обжаловать решение Управления по делам религии. В связи с конфликтом председатель Центрального Совета Древлеправославной Церкви Латвии выступил с заявлением. 22 января 2007 года произошел насильственный захват власти в Рижской Гребенщиковской старообрядческой общине (РГСО). Рано утром на территорию общины вероломно проникла неизвестная группа охранников, порядка 20 человек, которая заблокировала все входы и выходы на территории общины, отстранила от выполнения своих обязанностей работающих и служащих общины и теперь держит круговую оборону. Взламываются замки в служебных помещениях, очищаются от пленок камеры наружного наблюдения, вывозятся документы. Служащие не допускаются на свои рабочие места, верующие не допускаются в храм на молитву. В результате захвата устранен законный, на Общем собрании членов общины, в соответствии с Уставом общины, избранный Совет. Власть захвачена малочисленной группой заговорщиков, у которых нет поддержки ни среди верующих общины, ни среди церковного руководства. Отметим, что это далеко не первый захват РГСО, попытки рейдерства, т.е. насильственного захвата чужой территории и имущества, предпринимались и ранее.

http://patriarchia.ru/db/text/187459.htm...

После этого решения официальные встречи с представителями различных старообрядческих согласий стали более регулярными. В частности, 3 июня 1999 года в ОВЦС состоялась встреча митрополита Кирилла с делегацией от Древлеправославной Поморской Церкви Латвии во главе с председателем Центрального Совета, старшим наставником Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины Иоанном Миролюбовым. На встрече были обсуждены пути устранения негативного отношения к применению в православном богослужении старого или нового обрядов. Стороны наметили некоторые аспекты двустороннего сотрудничества в духовном возрождении общества и обсудили планы действий по выработке взаимоприемлемых договорённостей, не вносящих каких-либо кардинальных новшеств в то, что было определено Поместными Соборами Русской Православной Церкви 1971 и 1988 годов в отношении старообрядчества . По итогам встречи был подписан меморандум, который лёг в основу дальнейшей деятельности в данной сфере. На следующий день, 4 июня 1999 года, Священный Синод Русской Церкви принял определение, в котором призвал епархиальных архиереев и духовенство учитывать в практической деятельности общецерковные решения, отменяющие клятвы на старые обряды. Синод призвал церковные издательства «применять критический подход к переизданию литературы, напечатанной в дореволюционное время, когда под влиянием светской власти старообрядчество критиковалось некорректными и неприемлемыми методами». Синод осудил «имевшие место в истории насильственные методы преодоления раскола, явившиеся результатом вмешательства светских властей в дела Церкви» . 19 июля 1999 года определением Священного Синода при Отделе внешних церковных сношений была создана Комиссия по координации взаимоотношений Русской Православной Церкви со старообрядцами. В комиссию вошли представители разных старообрядческих согласий. Однако, по признанию митрополита Кирилла, «жизнь показала, что комиссия, в рамках которой предполагалось объединить как представителей Русской Православной Церкви, так и представителей различных старообрядческих согласий, встречается с постоянными затруднениями в своей работе. И это затормозило развитие диалога». Как отметил митрополит, «диалог со старообрядчеством более успешно развивается отдельно с каждым согласием» .

http://mospat.ru/ru/old-believers/voice/...

С кон. 80-х гг. ХХ в. предпринимались попытки создать единый центр ДПЦ. В кон. 1992 г. был учрежден международный совет ДПЦ, имевший регулярные связи с поморскими общинами в США. В 1996 г. в Риге по инициативе рижской Гребенщиковской старообрядческой общины (РГСО) был создан международный координационный совет духовных центров ДПЦ в странах Балтии и Польши, но осуществить объединение ему также не удалось. В июне 2001 г. в С.-Петербурге начал работу Единый совет (ЕС) ДПЦ, в наст. время предпринимающий усилия по объединению духовных центров и общин поморцев в различных гос-вах. Богослужение в общинах ДПЦ совершается «мирским чином» в молитвенных домах (моленных, фактически представляющих собой часовни, иногда весьма значительных размеров). Церковные таинства поморцы, как и др. беспоповцы, делят на «нужно-потребные» (абсолютно необходимые для спасения), к-рые после воцарения антихриста совершаются «духовно» (Причащение), или их совершают избранные миряне (Крещение, Покаяние), и «потребные» (все остальные таинства), к-рые более на земле не совершаются. Духовной жизнью общин руководят наставники (духовные наставники, духовные отцы; если в общине имеется неск. наставников, то один из них может быть избран на должность старшего наставника), считающиеся «нерукоположенными пастырями Церкви». В ДПЦ существует неск. разновидностей чина благословения наставника, совершаемого, как правило, неск. наставниками над избираемым общиной кандидатом. Обязанностью причетников является чтение за богослужением, пение на клиросе. Наиболее близкими к поморцам в вероучении и богослужебной практике являются федосеевцы (общины к-рых зачастую подчиняются региональным органам управления ДПЦ), главный пункт расхождения между этими согласиями - отношение к браку (федосеевцы отрицают возможность брака в отсутствие священства). Так же как и федосеевцы, поморцы мн. общин не пользуются посудой, предназначенной для людей, к-рые не принадлежат к согласию, хотя это практически уже не встречается у беспоповцев Прибалтики. Однако строгое деление на «молящихся» (имеющих право во время богослужения петь, читать, осенять себя крестным знамением) и «немолящихся» (такого права не имеющих, обычно вследствие «обмирщения»), важное для федосеевцев, в большинстве общин ДПЦ отсутствует (встречается в сибир. общинах). Епитимьей за «обмирщение» у поморцев является молитвенное «прощенное начало» и нек-рое число земных поклонов. В отличие от федосеевцев поморские наставники в нек-рых общинах произносят проповеди. Присоединяющиеся к ДПЦ христиане, в т. ч. старообрядцы, кроме федосеевцев и филипповцев (см. Филипповское согласие ), подвергаются перекрещиванию; на федосеевцев и филипповцев, переходящих в ДПЦ, могут налагать епитимью. В ДПЦ, как и в др. старообрядческих течениях, запрещено моление со старообрядцами др. течений как молитвенное общение с еретиками.

http://pravenc.ru/text/180417.html

В рассказе «Овцебык», написанном в Париже, он показал неготовность рус. общества к радикальным преобразованиям и непонимание революционных идей в разных его слоях. Весьма ярко это проявилось в оценке старообрядческого движения, на которое возлагали надежды как на потенциальную революционную силу: «Слышишь «раскол», сила, протест, и всё думаешь открыть в них невесть что. Всё думаешь, что там слово такое, как нужно, знают и только не верят тебе, оттого и не доберёшься до живца»; «а на самом деле буквоеды, вот что» ( Он же. Овцебык//Собр. соч. 1956. Т. 1. С. 75-76). Но рассказ не имел успеха, и призыв писателя глубже всматриваться в народную жизнь не был услышан. Изучение старообрядчества стало возможным в связи с намерением министра народного просвещения А. В. Головина учредить особые школы для старообрядцев. Исследование огромных территорий, населенных староверами, было поручено Л., представившему план поездки вплоть до Тюмени с посещением Урала, Иргиза и Поволжья. В процессе обсуждения выяснилась необходимость крайней экономии, и решено было ограничиться посещением Риги. Видимо, известную роль сыграли слова Л., обращенные к министру, о том, что «старики» не могут удержаться от юношеского нетерпения, «возбужденного в них мыслью дожить при Вас до радостного дня признания открытой школы «в духе древняго благочестия»» (РГАЛИ. Ф. 275. Оп. 1. Д. 339. Л. 2). Рижские староверы были известны тем, что «так устроили свою учебную часть, как им (старообрядцам.- Е. А.) хотелось бы устроить и по всей России» (Там же. Л. 2 об.). Но поездка к рижским поморцам тоже осуществилась не сразу, ее отмену Л. объяснял «нездоровьем и недугом». В нач. июля 1863 г. писатель, получив необходимые средства и рекомендательные письма, стал готовиться к посещению Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины , в связи с чем не раз бывал у беспоповцев С.-Петербурга, приезжал во Псков, где встречался с известным купцом, попечителем поморской моленной В. Н. Хмелинским. По итогам встреч и рижским наблюдениям Л. написал очерки «О раскольниках г. Риги, преимущественно в отношении к школам» (напечатан тиражом лишь 60 экз.) и «С людьми древлего благочестия» (в архиве писателя остались документы, впосл. составившие папку «Неизданные материалы для биографии Н. С. Лескова: (Командировка его в Ригу в 1863 г. для исследования быта старообрядцев)» - РГАЛИ. Ф. 275. Оп. 1. Д. 339, а также, судя по пометам, внимательно прочитанная писателем «Безымянная записка старообрядца поморского согласия» с разд. «Мысль против революционеров», объясняющая вероучительные и социальные представления староверов).

http://pravenc.ru/text/2463591.html

В наст. время на территории Латгалии существует ок. 60 старообрядческих моленных, большая часть которых принадлежит поморскому согласию . В Даугавпилсе действуют 6 поморских моленных (из них Новостроенская является 2-й в Латвии по величине после моленной рижской Гребенщиковской старообрядческой общины ). Для кон. XX - нач. XXI в. характерен переход старообрядцев в Православие, что обусловлено авторитетностью Латвийской Православной Церкви, а также отсутствием в деревенских и сельских старообрядческих общинах духовных наставников. 12 февр. 2013 г. Синод Латвийской Православной Церкви принял решение ходатайствовать о преобразовании Даугавпилсского викариатства в самостоятельную епархию. В ответ на ходатайство, решением Свящ. Синода Русской Православной Церкви от 12 марта того же года викариатство было обращено в самостоятельную епархию, выделенную из состава Рижской в пределах Даугавпилсского, Балвского, Гулбенского, Екабпилсского, Краславского, Ливанского, Лудзенского, Мадонского, Прейльского и Резекненского исторических районов на востоке Латвии (в Латгалии). Решением Свящ. Синода от 12 марта 2013 г. епископом Даугавпилсским и Резекненским назначен Александр (Матрёнин) . Епархия разделена на благочиннические округа: Мадонский, Резекненский, Даугавпилсский. Действующие монастыри: Екабпилсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской монастырь, основан в 1670 г., закрыт в 1866 г., возобновлен в 1994 г. Ист.: Наречение и хиротония архим. Александра (Кудряшова) во еп. Даугавпилсского//ЖМП. 1990. 3. С. 17-19; Наречение и хиротония архим. Александра (Матрёнина) во еп. Даугавпилсского, викария Рижской епархии//Там же. 2006. 9. С. 13-18. Лит.: Архиереи Рижской кафедры после 2-й мировой войны//Православие в Латвии: Сб. ст./Ред.: А. В. Гаврилин. Рига, 2001. Вып. 3. С. 135-136; Определения Свящ. Синода от 12 марта 2013//ЖМП. 2013. 4. С. 20. Еп. Александр (Матрёнин), А. В. Гаврилин Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН (Поммер Янис Андреевич; 1876-1934), архиеп. Рижский и всея Латвии, сщмч. (пам. 29 сент., в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/Даугавпилсское ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010