Следующим пунктом программы визита Святейшего Патриарха стало возложение цветов к памятнику Свободы. В церемонии также принимала участие президент страны В.Вике-Фрейберга. Затем Святейший Патриарх Алексий подошел к людям, во множестве собравшимся на площади. Жители Латвии с радостью приветствовали Предстоятеля Русской Православной Церкви, благодарили за приезд, просили Первосвятительского благословения. Вечером 27 мая в завершение первого дня Первосвятительского визита в Латвию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил в Свято-Троицком соборе Риги всенощное бдение. Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху сослужили митрополиты Калужский и Боровский Климент, Рижский и всея Латвии Александр, Таллинский и всея Эстонии Корнилий, архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, епископы Сергиево-Посадский Феогност, Тамбовский и Мичуринский Феодосий, Егорьевский Марк. Перед началом богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молитву перед памятным знаком, на котором были начертаны слова: «Вечная память русским людям, замученным и убиенным в годы репрессий». За всенощным бдением молились сестры обители, многочисленные прихожане – всем богомольцам в благословение память о посещении Латвийской земли Предстоятелем Русской Православной Церкви были розданы иконки Воскресения Христова. По окончании богослужения Святейший Патриарх Алексий обратился к присутствовавшим с Пасхальным приветствием – Христов Воскресе! «Молитвенно желаю всем вам сохранить в своем сердце радость Пасхи, она дает силы и мужество совершать наш путь, укрепляет в жизненном крестоношении», – сказал Его Святейшество. Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что рад посетить Латвийскую землю, увидеть, как живет Троицкий-Сергиев монастырь в Риге, который он посещал в 1960-е годы, когда временно управлял Рижской епархией. Святейший Патриарх передал в дар обители икону с изображением Первосвятителей Московских, держащих в руках Владимирский образ Богородицы.

http://pravoslavie.ru/17533.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НИНА (БОЯНУС) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Игумения Нина (Боянус) Нина (Боянус) (+ 1953 ), игумения . В миру Боянус Вера Карловна, родилась в конце 1870-х годов в Москве . Ее отец, Карл Карлович Боянус, был известным московским врачом-гомеопатом. Мать, Ольга Семеновна, происходившая из калужских дворян Хлюстиных, была женщиной образованной и глубоко верующей. Вера Боянус обучалась и воспитывалась дома. Получив диплом на звание домашней учительницы, в 1894 году она поступила вольнослушательницей на философский факультет Лондонского университета. Вера Боянус прекрасно владела английским, французским, немецким языками, позднее изучила еще и два древних: греческий и еврейский. Следуя примеру своей благочестивой матери, Вера Карловна активно занималась просветительской деятельностью и в Самарской губернии, и в Тифлисе, куда в 1890-х годах в связи с болезнью отца семья Боянусов выезжала на продолжительное время. В этот период Боянусы состояли в тесном общении с такими выдающимися церковными деятелями, как архиепископ Владимир (Богоявленский) и архимандрит Серафим (Мещеряков) . Под их влиянием Вера Боянус избирает монашеский путь. В 1898 году она поступает в Вировский Спасский монастырь Холмско-Варшавской епархии. Уже через год ее постригают в монашество с именем Нина. Вскоре монахиня Нина перешла в Рижский Троице-Сергиев монастырь . В 1904 году была переведена в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь . С июня 1904 по ноябрь 1905 года исполняла обязанности настоятельницы и казначеи Полоцкой обители, а также начальницы монастырского училища. С ноября 1905 года исполняла обязанности начальницы епархиального училища . Именно в этот период времени училище достигло наибольшего расцвета: из бедного трехклассного оно было преобразовано в шестиклассное и, кроме того, оно получило статус епархиального со всеми правами и привилегиями для его выпускниц.

http://drevo-info.ru/articles/17793.html

Когда я поделилась своими соображениями с духовником, он сказал без всяких раздумий: «Именно этого я и хотел!» В начале октября, уехав в Ригу на выходные, я вернулась в Сергиев Посад уже в послушнической одежде. Через игумению Магдалину Господь всё устроил так, что обратные мосты, ведущие к мирской жизни, были сожжены. По молитвам духовного отца, мне никогда не пришлось об этом жалеть.   — В каком году это произошло? — В 1983 году, осенью. Но мое официальное поступление в монастырь состоялось только через полгода, поскольку по благословению матушки игумении мне предстояло завершить учебу в регентской школе. Только сдав выпускные экзамены, я окончательно приехала в монастырь на праздник Тихвинской иконы Божией Матери 9 июля 1984 года.   — Продолжая учебу в миру, вы ходили в подряснике? — Нет, только когда приезжала в обитель. В те годы носить духовное одеяние вне стен храма или монастыря запрещалось светскими властями.   — Можете ли вы назвать того, кто является для вас образцом женского монашества? — Конечно, я читала о многих монахинях и игумениях, изучала литературу на эту тему, «Отечник», например, но идеал как-то долго не был для меня сформирован. А вот когда я пришла в Рижский монастырь, то образцом монашества для меня, как и для многих, стала матушка игумения Магдалина.   — Что в ее устроениии вас наиболее удивляло и привлекало? — Ее послушание. Здесь был для нас самый наглядный пример. Вот, скажем, такой случай: она приезжает в Рижскую пустыньку, а там в это время находится владыка Леонид (Поляков; 1913–1996), в те годы правящий архиерей Латвии. Ей говорят: «Матушка, вас владыка зовет!» И она бежит бегом! Это при ее-то гипертонии и других немощах, свойственных ее возрасту. Когда мы это видели, то понимали: она бежит, потому что тут как раз случай оказать послушание, а заодно и нам показать пример, ведь она всё время говорила, что на послушание нужно бежать, как на пожар! Она много бесед с нами проводила, учила нас — иногда после вечернего правила, иногда после трапезы. На первый взгляд, это были поучения общего характера о правилах и традициях монашеской жизни, но основная их ценность была именно в том, что они исходили из ее собственного многолетнего живого монастырского опыта. Поражало ее внимание к каждому человеку, ее любовь. Матушка была редкой молитвенницей; если с кем-то из сестер происходили неприятности или нестроения, это всегда давало возможность познать силу ее молитвы. Помню, когда что-то случилось с матерью Тавифой (теперь она настоятельница в Муромском женском монастыре), то матушка ей лично сказала: «Я прочитала за тебя одиннад­цать кафизм!» Каждый человек был ей близок и дорог. При этом она никогда не оставляла молитвенного правила: когда она сама не могла его вычитывать, ей вычитывали келейницы. Ей просто не представлялось возможным, что она может какой-то день прожить без правила. Пусть по состоянию здоровья она не всегда бывала на службе, но правила никогда не опускала.

http://e-vestnik.ru/interviews/igumeniya...

24 января 1932 года я держал экзамен перед экзаменационной комиссией. Три протоиерея Лепорский, Ляпустин и Некрасов экзаменовали меня с 11 утра до 5 часов вечера и написали: «Испытуемый показал знания не обширные, но правильные. Комиссия обратила внимание, что он с трудом может читать только крупную печать богослужебных книг» (школьная 3). После этого Ольга Васильевна уехала жить в Остров к невестке. А я начал собирать пособия для экзамена на священника. Приближался Великий пост. Атмосфера искусственной злости в духе моих учительниц мне надоела. Во мне снова засветилась искорка матушки Людмилы. Я подался в сторону Марии. Теперь о Марии. Из первого разговора с ней по дороге на перевоз я узнал, что родилась она в богомольной деревенской семье в дер. Рябинкино Островского уезда в 1886 г. Два года просилась в школу, но не пускали: нечего одеть. Да и зачем девчонке грамотность. Наконец на 15-м году жизни отпустили. Год проучилась, на второй год пошла, но родился братишка: нужна нянька. Больше не пошла. Уроки Закона Божия пробудили в детской душе любовь к Спасителю и желание служить Ему. Родилась идея – монастырь, но уже не для того, чтобы там научиться петь и читать. Родители, как и всегда, были против. На семнадцатом году жизни она сильно простыла и заболела брюшным тифом. Мать подняла шум, раскаялась и дала обещание – отпустить ее в монастырь, если выживет. А как дочь поправилась – снова не хотела и слышать о монастыре. Придя с Крестным ходом в Псков, она случайно услышала о Елизаровой 87 пустыни, о живущем там старце архимандрите Гаврииле, и вместе с народом добралась до Елизарова. Старец благословил ее в новостроившийся тогда под его руководством монастырь близ г. Торопца Псковской губернии. Отец свез ее туда, и она осталась там. Но монастырь там не получился: восстало приходское духовенство. Там она научилась всякому рукоделию. Ее поставили келейницей к регентше Анне. Не дождавшись конца строительства, монахиня Анна уехала, взяв с собой и Марию. Год прожили они на даче в Печорах, потом в Санкт-Петербурге, а затем Анна поехала к родителям, а Мария по ее рекомендации попала в Рижский Св. Троице-Сергиев монастырь 88 . Там она встретилась со своей подругой, дальней сродницей Елизаветой. Марию поставили в просфорню. От сильной жары она заболела параличом голосовых связок. После болезни ее на лето направили в пустынь (......). Началась война 1914 года. Ригу взяли немцы, а монастырь перевели в Новгородский Савво-Вишерский монастырь. Там она пробыла до его закрытия. А затем жила дома и работала до начала колхозов.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

Настоятель Андреевского Кронштадтского Собора, протоиерей Иоанн Ильич Сергиев 2000 р. 00 к. 150 р. 00 к. Тихон, Архимандрит, Настоятель Московского Данилова монастыря 2000 р. 00 к. 100 р. 00 к. Базанова, Юлия Ивановна 5100 р. 00 к. Быстрицкий, Василий Андреевич, священник Московский 100 р. 00 к. 100 р. 00 к. Владимирский, Павел Сергеевич, Действительный Статский Советник 100 р. 00 к. 100 р. 00 к. Кек, Ольга Никитична, дворянка Кельх, Варвара Петровна (урожденная Базанова) 3100 р. 00 к. Орлов-Давыдов, Сергей Владимирович, граф, каждогодно отпускающий на содержание одного студента 220 р. 100 р. 00 к. 300 р. 00 к. Профессор Московской Духовной Академии Петр Иванович Цветков II. Пожизненные члены. а) Высокопреосвященные: В пользу студентов академии В пользу бывших воспитанников Агафангел, Архиепископ Рижский и Митавский 50 р. 00 к. 50 р. к. Афанасий, Архиепископ Воронежской и Задонский 100 р. 00 к. В пользу студентов академии В пользу бывших воспитанников Гурий, Архиепископ Новгородский и Старорусский 100 р. 00 к. Димитрий, Архиепископ Казанской и Свияжский 100 р. 00 к. Никандр, Архиепископ Литовской и Виленский 100 р. 00 к. Сергий, Архиепископ Финляндский и Выборгский 300 р. 00 к. б) Преосвященные: В пользу студентов академии В пользу бывших воспитанников Антоний, Епископ Волынский и Житомирский 100 р. 00 к. Арсений Епископ Псковской и Порховский 100 р. 00 к. Евлогий, Епископ Люблинский 100 р. 00 к. Иаков, Епископ Кишиневский и Хотинский 100 р. 00 к. Иоанн, Епископ, Управляющий, Московским Симоновым монастырем Лаврентий, Епископ Тульский и Белевский Мисаил, Епископ, бывший Могилевский и Мстиславский Нестор, Епископ, бывший Смоленский. Никанор, Епископ Якутский и Вилюйский Тихон, Епископ Пензенский и Саранский Трифон, Епископ Дмитровский В пользу студентов академии В пользу бывших воспитанников Алипий, архимандрит 100 р. 00 к. Андреев, Василий Алексеевич, потомственный почетный гражданин 100 р. 00 к. Андроник, Архимандрит, ректор Уфимской дух. семинарии 150 р. 00 к. Астрова, Юлия Михайловна, вдова доктора

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Глава  Ставропольской митрополии  сердечно поздравил игумению Сергию, духовенство, сестер монастыря и всех молящихся в храме с 30-летием возрождения Дивеевской обители. «Святая Церковь благословила вам, матушка игумения, трудиться в четвертом уделе Пресвятой Богородицы, и ваше служение  —  это достойный ответ на доверие Церкви к вам»,  —  сказал митрополит Кирилл, обращаясь к настоятельнице Серафимо-Дивеевского монастыря. Его Высокопреосвященство подчеркнул, что эти 30 лет были годами сугубого труда, подвига и молитвы, которые с игуменией Сергией разделили нижегородские архипастыри. Сегодня Господь и Царица Небесная, как отметил митрополит Кирилл, вернули славной Дивеевской обители былое величие, и многие люди возлагают свои чаяния и надежды, что Пресвятая Богородица через Свой четвертый удел дарует расцвет Православной Церкви и всей России. Игумения Сергия (Александра Георгиевна Конкова) выросла в благочестивой верующей семье в поселке Семхоз Сергиево-Посадского района Московской области, вблизи обители преподобного Сергия Радонежского. После завершения учебы в средней школе она окончила Московский медицинский стоматологический институт, работала заведующей хирургическим отделением стоматологической поликлиники в городе Александрове. Монашеский путь игумении Александре Конковой духовник семьи предсказал еще в детстве. В 1981 году по родительскому благословению она поступила в Рижский Свято-Троице-Сергиев монастырь, через год была пострижена в рясофор, а в 1984 году — в мантию с именем Сергия в честь преподобного Сергия Радонежского. Вскоре была переведена на послушание благочинной в скит Рижской обители — Спасо-Преображенскую пустынь. Указом  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II  монахиня Рижского Свято-Троицкого монастыря Сергия была назначена на должность настоятельницы вновь возрождающейся Свято-Троицкой Серафимо-Дивеевской обители. 17 ноября 1991 года в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) возвел монахиню Сергию в сан игумении и возложил на нее крест игумении Александры (Траковской), которая возглавляла Дивеевскую обитель в первой половине ХХ века.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В пользу студентов академии, руб. В пользу бывших воспитанников, руб. I. Почетные члены Высокопреосвященнейший Иоанникий, Митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий, Епископ Угличский, викарий Ярославский сделавший пожизненный членский взнос 100 р. и пожертвование на стипендию имени Е. В. Амфитеатрова 1.700 р., итого: Антоний, Епископ Чистопольский, Ректор Казанский Духовной Академии Лаврентий, Епископ Курский Протоиерей Московского Казанского собора Алексей Феодорович Некрасов Протоиерей Московской Троицкой, на Шаболовке, церкви Василий Феодорович Руднев доставил от лиц, пожелавших остаться неизвестными Профессор той же академии Димитрий Феодорович Голубинский Профессор той же академии Петр Иванович Цветков Базанова, Юлия Ивановна Кельх, Варвара Петровна (урожденная Базанова) Настоятель Андреевского Кронштадтского Собора, протоиерей Иоанн Ильич Сергиев —13— II. Пожизненные члены а) Высокопреосвященны е: Антоний, Митрополит С.-Петербурский и Ладожский Амвросий, Архиепископ Харьковский Димитрий, Архиепископ Тверской Ионафан, Архиепископ Ярославский Сергий, Архиепископ Владимирский Феогност, Архиепископ Новгородский б) Преосвященные: Агафангел, Епископ Тобольский (ныне Рижский) Агафодор, Епископ Ставропольский Анастасий, Епископ Воронежский Антонин, Епископ Псковский Арсений, Епископ Кирилловский Виссарион, Епископ Костромский Гурий Епископ, бывший Смоленский Иаков, Епископ Кишиневский Иоанн, Епископ Саратовский Мисаил, Епископ Могилевский Нестор, Епископ Дмитровский Никандр, Епископ Симбирский Никанор, Епископ Орловский Николай, Епископ Таврический Павел, Епископ бывший Олонецкий Симеон, Епископ Минский Тихон, Епископ Можайский Андреев, Вас. Алексеевич, пот. поч. граж. Андроник архим., ректор Александровской Ардонской миссионер. семин. Ансеров, Алексий Ал-др., прот. Моск. Березкин, Иоанн Яковл., прот. Моск. Борис, Епископ Ямбургский, Ректор С.-Петербурской Духовной Академии Бухарев, Иоанн Ник., свящ. Моск. Быстрицкий, Василий Андреев., священ. Моск. Виноградов, Иоанн Григор., прот. Моск.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После окончания гимназии Михаил начал искать работу. В Хаапсалу для русских никакой работы, кроме самой тяжелой и грязной, не было, и Михаил Александрович зарабатывал рытьем канав. Потом семья перебралась в Таллин, и уже там он поступил на фанерную фабрику Лютера, где служил сначала бухгалтером, затем главным бухгалтером отд-ния до принятия священного сана (1940). Церковная жизнь в послереволюционной Эстонии была очень живой и активной, прежде всего благодаря деятельности духовенства Эстонской Православной Церкви. По воспоминаниям А., «это были настоящие русские священники, с высоким чувством пастырского долга, заботившиеся о своей пастве» (Беседы с Патриархом Алексием II. Архив ЦНЦ). Исключительное место в жизни Православия в Эстонии занимали мон-ри: Псково-Печерский Успения Божией Матери муж., Пюхтицкий Успения Божией Матери жен., Иверская жен. община в Нарве. Многие священнослужители Эстонской Церкви и миряне посещали обители, расположенные в епархиях зап. части бывш. Российской империи: рижский Сергиев жен. мон-рь во имя Св. Троицы, виленский Свято-Духовский (см. Вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа) муж. мон-рь и Почаевскую Успенскую лавру. Наибольшее стечение паломников из Эстонии ежегодно происходило 11 июля (28 июня по ст. ст.) в Валаамском в честь Преображения Господня мон-ре, находившемся тогда в Финляндии, на день памяти его основателей преподобных Сергия и Германа. В нач. 20-х гг. с благословения священноначалия в Риге появились студенческие религ. кружки, заложившие основу Русского студенческого христианского движения в Прибалтике. Разносторонняя деятельность РСХД, членами к-рого были прот. Сергий Булгаков, иером. Иоанн (Шаховской), Н. А. Бердяев, А. В. Карташёв, В. В. Зеньковский, Г. В. Флоровский, Б. П. Вышеславцев, С. Л. Франк, привлекала правосл. молодежь, желавшую найти в трудных условиях эмиграции твердое религ. основание для самостоятельной жизни. Вспоминая 20-е годы и свое участие в РСХД в Прибалтике, архиеп. Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) позднее писал, что тот незабываемый для него период был «религиозной весной русской эмиграции», ее лучшим ответом на все, что происходило в это время с Церковью в России.

http://sedmitza.ru/text/1944272.html

Вечная память тебе, дорогой наш Батюшка! Алексей Осипов Поскольку большая часть текстов, помещенных в книге, взята из писем игумена Никона, приводим краткие сведения о тех, кому они адресованы. Иеросхимонах Мелетий , последний постриженик преподобного Амвросия Оптинского и последний духовник Казанской Амвросиевской женской пустыни, расположенной в с. Шамордино Калужской обл. недалеко от г. Козельска. Схимонахиня Валентина , насельница дореволюционной Шамординской женской обители. Монахиня Мария и ее сестра Екатерина (Комаровы) , жившие вместе со схимонахиней Валентиной в г. Козельске. Монахиня Павлина , прозванная в своем кругу Скворцом за ее разговорчивость. Десять лет провела в лагерях. Вместе с Лизой (монахиней Евпраксией) занимали разные половины дома. Монахиня Сергия (Татьяна Ивановна Клименко), в последние годы насельница Пюхтицкого монастыря. Во многих письмах в целях конспирации отец Никон называет ее Сережей. Екатерина и ее муж Сергей Маниловы . После смерти мужа Екатерина в конце своей жизни приняла постриг с именем Херувима в Шамординской обители. Ольга Михайловна Некрасова , приняла монашеский постриг с именем Магдалина. Юлия Алексеевна Зражевская , московский врач, кандидат медицинских наук, перед кончиной приняла монашеский постриг с именем Серафима. Вера Николаевна Зарудная , подруга Ю.А. Зражевской, двоюродная сестра протоиерея Всеволода Шпиллера (1902–1984), известного настоятеля московского храма святителя Николая в Кузнецах. Александра Белокопытова , в девичестве поступила в Рижский Троице-Сергиев монастырь. Более десяти лет до самой своей кончины несла послушания в скиту («пустыньке») этого монастыря. Елизавета Дмитриевна Целовальникова . В пятнадцать лет у нее были парализованы конечности. Руки полностью исцелены игуменом Никоном. Надя Евдокимова , девушка, страдавшая психическим расстройством, и ее мать Надежда Михайловна. Жили в Вышнем Волочке. Студенты Московской Духовной Академии. Господь да вразумит тебя и оградит от всякого зла. Живем в страшное в духовном отношении время.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobev/...

Владыка не пробовал нас воцерковлять. Какое доверие Богу! Он молился о нас и верил, что, кого призовут, те придут к Богу Если говорить о личности этого человека, я бы хотел отметить одну, главную его особенность, которая стала мне ясна лишь спустя многие годы после его ухода. И до сих пор она меня потрясает. Владыка ушел в 2001 году. Я впервые исповедался и причастился в 2003-м, в феврале, в Дивееве, у владыки Георгия. И спустя еще какое-то время после этого меня вдруг пронзила одна мысль. Как же так! Ведь митрополит Николай видел, как мы к нему относились. Такая искренность была. Не только я, многие мои коллеги испытывали к нему такое доверие, что сделали бы все, что он стал бы нам советовать. Но он почему-то даже не пробовал нас воцерковлять. Сколько было разговоров, один на один и очень доверительных… Он ни разу не пробовал пододвинуть Евангелие или другую духовную книгу. Или сказать: «Сергей, приходи завтра ко мне на службу, послушай, постой в уголке». Никаких попыток! Для меня это самое удивительное в нашем общении. Какое доверие Богу! Я думаю, он молился о всех нас и верил, что, кого призовут, те придут к Богу. А когда – только самому Господу и ведомо. «Никогда не кривил душой» Игумения Сергия (Конкова) , настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря: – Господь поручил владыке Николаю великое и святое дело: открытие нашей обители и организацию встречи мощей преподобного Серафима Саровского на нижегородской земле. Конечно, в связи с этим мне в первую очередь вспоминается, как владыка приехал в Рижский Свято-Троицкий Сергиев монастырь и просил у матушки игумении, чтобы она отпустила меня в Дивеево. Игумения Магдалина (Жегалова) очень уважала владыку (говорила о нем: «Старинной закалки архиерей») и нисколько не возразила: «Ну, воля Божия, даже поеду ее сопровождать». До этого я десять лет прожила в Рижском монастыре. Первые три года была благочинной в Риге, потом меня перевели благочинной же в Спасо-Преображенскую пустынь. Сестры не хотели, чтобы я уезжала, и даже некоторые говорили владыке: «У нас матушка тоже не молодая, и работы очень много», – но он им сказал: «Неужели вы пожалеете для батюшки Серафима сестру, которая должна заниматься восстановлением его обители?». Одна сестра возразила: «И нам она нужна», – а владыка сразу нашелся что ответить: «Ну, езжай тогда ты». Такой он очень простой был… А слово его было твердым. И здесь владыка Николай решения не изменил. Пока я готовилась к отъезду, он еще раз приезжал к нам в обитель.

http://pravoslavie.ru/152610.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010