В алтаре помещалась икона Казанской Божией Матери, пожертвованная рижским купцом Н.Воостом. Архиепископ Арсений принес в дар Напрестольное Евангелие с украшениями на малиновом бархатном обложении. С.И.Тывлович подарил Напрестольный крест, серебрянный, вызолоченный, с изображением на финифти и украшенный стразами. Два паникадила были пожертвованы графом и графиней Строгановыми. Облачение на престол и жертвенник из серебряной парчи с вышивкой были преподнесены А.Я.Камариной, а плащаница и хоругвь – Н.П.Камариным. Лабутина и Велицкая передали пелены на два аналоя. Пожертвованы были священные сосуды, канделябры, другие предметы церковного обихода. Руками рижанок был вышит ковер, а сестры общины изготовили полное облачение для священника и дьякона. В дар от Св.Синода были получены семисвечники, выносной крест, икона пресвятой Богородицы, три полных облачения для священника и дьякона, полный круг богослужебных книг. В храме находился также живописный образ Преподобного Сергия Радонежского, освященный на его раке. В числе особых духовно - церковных высокохудожественных ценностей была старинной работы, шитая серебром и наклеенная на доску икона Божией Матери в полный рост и крест вызолоченный московской работы XVIII века с клеймом «Георгий Победоносец» и с частицами Древа Креста Господня, мощей Преподобного Сергия Радонежского, Николая Чудотворца, Татьяны мученицы. Для участия в торжествах по случаю освящения церкви в Ригу прибыл товарищ обер-прокурора Св.Синода В.К.Саблер. 20 июня 1893 года архиепископ Рижский и Митавский Преосвященный Арсений соборне с архимандритом Иннокентием и пятью протоиереями и иереями совершили освящение нового храма. Начало богослужений явилось определенным итогом нелегкого пути, пройденного общиной, и стало своеобразным общественным признанием заслуг ее основательниц. Примечательно, что государь Александр III, знакомясь с посланной из Риги телеграммой по поводу освящения общинного храма, ответил: «Сердечно радуюсь этому». А Св.Синод направил свое благословение фрейлинам Ея Величества девицам Екатерине Борисовне и Наталии Борисовне Мансуровым по случаю присуждения им специальных грамот за благотворную деятельность и особые труды по устройству Рижской Свято-Троицкой женской общины. Источник: Н.Дёмина. «Рижский Свято-Троице-Сергиев женский монастырь». Латвийская Православная Церковь. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=09010

Указом Св. Синода Свято-Троицкая община была учреждена 5 октября 1892 года. В 1892 году по ходатайству перед Св. Синодом общине был безвозмездно выделен обширный участок земли, принадлежавший духовному ведомству. Тогда это была пустынная местность на краю города, так называемые, «военные огороды», ныне ограниченная улицами Кр. Барона, Пернавас, А.Чака и Эрглю. Здесь сразу же был заложен домовый храм и сестринский корпус монастыря, началось строительство приюта со школой, хозпостроек – погреба, сарая, прачечной. Были задуманы кирпичная ограда с двухэтажными воротами, с часовней наверху (не реализована), большой соборный храм и монастырский сад вокруг него. Застройка территории велась по проекту петербургского архитектора Виктора Величко, разработавшего генплан монастыря. Двухэтажный деревянный комплекс монастырского здания и храма был возведен на собранные пожертвования, по проекту рижского архитектора Юлиуса Пфейфера. Среди благотворителей были о. Иоанн Кронштадтский, обер-прокурор Св.Синода К.П.Победоносцев. Храму были пожертвованы многие святыни. 20 июня 1893 года домовый храм был освящен Преосвященным Арсением. На обустройство обители поступил дар от Александра III в размере 29 000 рублей. В 1894 году Екатерина и Наталия Мансуровы приняли иноческий постриг, Екатерина была назначена начальницей общины. Начались хлопоты по обустройству монастырской Пустыни. Для этих целей Министерство Государственных имуществ передало в дар общине участок земли из казенных лесных угодий под Митавой (ныне – Елгава). С помощью местных благотворителей Пустынь благоустраивалась в течение 1894–1899 годов. Сестры Мансуровы приняли монашество с именами Сергии и Иоанны. В 1902 году по Указу Св.Синода община была преобразована в Свято-Троице-Сергиев монастырь, монахиня Сергия (Екатерина Мансурова) возведена в сан игуменьи. По высочайшему повелению Государя Николая II из госказны были получены 75 000 рублей на строительство соборного каменного храма, который был построен в 1902 – 1907 годах (арх.

http://sobory.ru/article/?object=08822

Защитный купол Богородицы — А когда вы впервые увидели Тихвинскую икону Божьей Матери? Где это было? — Это было в Риге, 4 марта 1944 года. За год до этого отца Иоанна возвели в епископы, и он переехал в Ригу. Я отправился вслед за ним, стал учиться в Рижской русской гимназии. А после занятий прислуживал в храмах. Тогда Красная Армия наступала, вытесняя немцев с занятых ими территорий. Отступая, они увозили с собой различные ценности. В том числе Тихвинскую икону Божьей Матери. Так в феврале 1944 года она оказалась в Риге. Сначала икона находилась в кафедральном Христорождественском соборе, а после того, как участились налеты советской авиации, ее перенесли в более безопасное место – в рижский Свято-Троице-Сергиев женский монастырь. На ночь Святыню уносили в подвальное помещение храма, которое сестры использовали как бомбоубежище. В общей сложности, икона находилась в Риге в течение шести месяцев. А в сентябре 1944 года, когда возникла угроза взятия города, началась эвакуация местных жителей и владыка Иоанн получил предписание срочно уехать. У меня был выбор: либо остаться в Риге с чужими людьми, либо отправиться вместе с владыкой. Я выбрал последнее… Утром 22 сентября мы выехали в Лиепаю (ныне город на юго-западе Латвии, — ред.). Вместе с главами других латвийских религиозных конфессий:  католическим епископом, лютеранским, а так же известными деятелями культуры страны. Автобус был переполнен, а потому те, кто помоложе, шли за ним пешком. В том числе и я. Это была длинная дорога, 200 километров. Вся забитая отступающими немецкими солдатами, беженцами, военной техникой. — И вы везли икону с собой? — Первоначально икона оставалась в Свято-Троице-Сергиевом женском монастыре. Но немцы, уходя их Риги и вывозя оттуда ценности, вспомнили и о нашей Святыне. Ее упаковали в ящик и отправили в Лиепаю морем на рыбацком суденышке. Сухопутная дорога была уже отрезана советскими войсками. Священнослужитель, который и сопровождал икону, передал ее владыке Иоанну. И он уже принял решение взять Святыню с собой в эмиграцию, чтобы сберечь ее и потом вернуть в Тихвинский монастырь. Икону поручили нести и охранять мне, как самому молодому и крепкому. Так я и носил ее все пять лет наших скитаний, чаще всего на спине, прикрывая одеждой. А весила она немало – больше 20 килограммов.

http://pravmir.ru/protoierey-sergiy-gark...

К.Пекшенс, А.Ванагс). В нижнем храме собора были похоронены родители основательниц монастыря. Наступила Первая мировая война. В монастыре был организован лазарет, женское трудовое общежитие. В июле 1915 года часть сестер во главе с игуменией Сергией и с частью имущества были эвакуированы в Новгородскую губернию, в Савво-Вишерский монастырь, часть насельниц остались в Риге. Сестры Мансуровы в Ригу уже не вернулись. В 1918 году судьба монастыря оказалась перед угрозой национализации. Местными властями были отняты земли и угодья, здания и оборудование, предметы церковного искусства, вся собственность Мансуровых, завещанная ими монастырю (в том числе их большой дом, построенный напротив монастыря; до наших дней не сохранился). Монастырь не был закрыт благодаря заступничеству архиепископа Иоанна Поммера и выстоял в трудные для него годы независимой Латвии. В годы Второй мировой войны монастырь стал пристанищем для многих обездоленных, вызволял детей из концлагерей. С установлением советской власти в монастыре осталось мало сестер, в основном пожилых, с 1957 года прием молодых насельниц был запрещен. Жизнь монастыря была трудной, но свои традиции монастырь хранил. В 1950-е годы на месте деревянной была выстроена из кирпича новая колокольня (арх. В.Шервинский). Соборный храм стал приходским, был преобразован в кафедральный собор епархии. Территория монастыря была сильно сокращена, вокруг были построены многоэтажные жилые дома. В 1985 году из Царского Села (г. Пушкин) в Пустынь были перевезены останки первой настоятельницы монастыря игуменьи Сергии (Мансуровой) и перезахоронены на монастырском кладбище. До наших дней архитектурный комплекс монастыря сохранился почти без перемен. Двухэтажные деревянные здания добротной постройки, незатейливые, со скромным декором , благодаря хорошим пропорциям создают уютную монастырскую среду, сомасштабную человеку. Летом территория благоухает цветами, здесь отдыхает душа. Небольшие хозяйственные постройки последних лет вписались в эту среду, не разрушают архитектурный образ, созданный на рубеже 19 – 20 веков.

http://sobory.ru/article/?object=08822

В 1988 году будущая шамординская игумения поступила в Свято-Троице-Сергиев женский монастырь города Риги, где несла послушание на клиросе и в сестринской трапезной. Спустя четыре года митрополит Рижский и Латвийский Леонид постриг ее в мантию, дав имя Никоны в честь преподобного Никона Радонежского. В рядовых буднях той поры никто не видел в духовных чадах приснопамятной матушки Магдалины (Жегаловой) будущих игумений, между тем как им, подобно птицам, предстояло в очень скором времени разлететься по всей России поднимать из руин и запустения многочисленные женские монастыри, ждущие своего часа. В возрасте пятидесяти двух лет мать Никона возглавила Шамординскую Казанскую пустынь в 18-ти км от Оптиной Пустыни, основанную некогда преподобным Амвросием. Все начиналось с маленькой общины, разросшейся за прошедшие годы почти до ста пятидесяти насельниц. С первых дней сестры, которые принимали в обители иноческий или монашеский постриг, становились духовными дочерьми матушки Никоны. Кто оценит природу этого таинства, равно как и те искушения, что с ним связаны? Кто поймет, каково это – вводить в церковный и монашеский мир тех, кто нередко и крещение принял незадолго до поступления в монастырь? Грехи, проблемы, страсти современной мятущейся души – молодой или зрелой, болезни – физические и душевные, личные скорби каждой сестры – все разделять, нести и отмаливать изо дня в день, при этом выполняя сложные административные обязанности настоятельницы строящегося монастыря в бедной и отдаленной сельской местности! 27 мая 1990 года был совершено торжественное освящение первого небольшого храма в честь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " и посвящение матушки Никоны в сан игумении. За прошедшие с тех пор 22 года были отстроены и освящены еще два храма, включая величественный Казанский собор, отремонтированы сестринские корпуса и монастырская трапезная, буквально на пустом месте созданы хозяйственные службы, больница, богадельня, всевозможные рукодельные мастерские – иконописная, золотошвейная, гончарная, чеканная, пошивочная, витражная. Строгий богослужебный устав монастыря, включающий ночные полуношницу и утреню, введенный еще наместником Оптиной пустыни – ныне архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием, был сохранен с той поры без изменений, в этом также несомненная заслуга Матушки Игумении, равно как и бессменного духовника обители – архимандрита Поликарпа (Ничипорука).

http://e-vestnik.ru/persons/id3823/

13 апреля 1893 года состоялось торжественное освящение большого надкупольного креста. После молебна он был поднят и установлен, завершая этим возведение самого здания будущей церкви. При этом присутствовала устроительница общины Ея Сиятельство Е.Б.Мансурова. Святой праведный Иоанн Кронштадтский на свои средства заказал резной дубовый иконостас рижскому архитектору И.Д.Фельско (1813-1902 гг.) Этот талантливый зодчий имел в конце XIX века достаточно широкую известность. Он учился в Художественной академии Копенгагена. В Петербургской Императорской академии художеств получил степень свободного художника. С 1843 по 1879 год он являлся главным архитектором Риги, был одним из авторов парковой зоны центральной части города. Иконостас, который был выполнен И.Д.Фельско для храма во имя Преподобного Сергия Радонежского, сохранился без изменений до наших дней, являя собой благословение и напутствие святого праведника Иоанна Кронштадского Рижской Свято-Троицкой общине. Среди бесценных даров, пожалованных общине, особое место занимали древние реликвии святого града Иерусалима. Они были присланны Его Блаженством, бывшим патриархом Иерусалимским Никодимом, который в то время находился на покое. Свой дар блаженнейший Никодим сопроводил дарственной грамотой, в которой писал: «Посылаем... через посредство любезного сына нашего во Христе г. Павла Борисовича Мансурова часть святаго камня от Пресвятаго Гроба Спаса нашего Иисуса Христа и другую часть святаго камня от горы Голгофской, где был распят Господь наш спасения нашего ради, и часть Честного Древа от святаго и Животворящего Креста Господа Бога нашего, и часть святых мощей святаго и славного апостола Андрея Первозванного в серебрянном ковчежце с изображением на нем лика Святого, и каждая из этих частей имеет на себе надпись и запечатана нашей печатью для верности». Для церкви была пожертвована точная копия Псково-Печерской святыни – икона Божией матери Владимирской «Умиление». Иконы для иконостаса были написаны художником А.П.Бабушкиным на средства Е.А.Камкина.

http://sobory.ru/article/?object=09010

Община пользовалась помощью и вниманием императоров Александра III и Николая II. Одним из благотворителей обители был святой правоверный Иоанн Кронштадтский , посетивший обитель в 1894 году. В 1899 году на земле, выделенной обители, был построен первый храм, освященный в честь Преображения Господня, и пустынь приобрела название Преображенской. Старшей сестрой в пустыни была схимонахиня Иоанна (Наталья Борисовна Мансурова). Вскоре, в январе 1902 году, община была преобразована в Рижский Троице-Сергиев общежительный монастырь. Обитель придерживалась правил московских общежительных монастырей. При помощи благотворителей началось сооружение монастырского храма, детского приюта, зданий для насельниц. Вскоре на монастырском попечении находился сиротский приют, монастырская школа, приют для престарелых, бесплатная столовая для бедных. При обители действовали свечной завод, иконописная и швейная мастерские. До Первой мировой войны в обители существовало пять храмов, среди них храм в честь преподобного Сергия (1893 год). Ежегодно в обитель из Псково-Печерского монастыря приносили икону Божией Матери «Умиление». Икона находилась в монастыре с 8 сентября по 5 октября. В русско-японскую войну обитель помогала семьям, потерявшим своих кормильцев, на территории обители был организован госпиталь. В годы Первой мировой войны Рижский Троице-Сергиев монастырь и Преображенская пустынь были эвакуированы в Иверский Выксунский монастырь в Нижегородской губернии. После окончания Первой мировой войны сестры по благословению игумении Сергии стали возвращаться в родную обитель. Сюда же приехали сестры Илукстского монастыря, разрушенного в годы войны, и привезли с собой чудотворную Толгскую икону Божией Матери. Эта икона теперь почитается не только сестрами Рижского монастыря, но и православными всей Латвии. В 1917 году обитель пытались закрыть. После образования Латвийского государства и национализации ряда владений Рижского монастыря сестры ревностно принялись за восстановление обители, возрождение благотворительной деятельности.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В 1900/01 уч. г. в Илукстском училище находилось 102 воспитанницы. В 1900 г. был открыт 7-й (необязательный), педагогический класс. После кончины 27 окт. 1905 г. игум. Агнии настоятельницей И. м. в нояб. 1905 г. была назначена бывш. казначея рижского Троице-Сергиева монастыря игум. Евгения (Постовская). В 1909 г. Илукстское уч-ще было преобразовано в 7-классное с правами гимназии. 27 сент. 1915 г. И. м. и училище были эвакуированы в выксунский в честь Иверской иконы Божией Матери женский монастырь (Нижегородской губ.). В авг. 1918 г. игум. Евгения вместе с нек-рыми монахинями вернулась в Латвию. С этого времени она возглавляла одновременно И. м., рижский Сергиев во имя Святой Троицы монастырь и Преображения Господня пустынь под Елгавой. Во время первой мировой войны в результате бомбардировки И. м. был разрушен, из 12 построек уцелел только 1-й этаж монастырского корпуса. В 1921 г. решением латв. правительства Богородице-Рождественский храм и большая часть монастырской земли были переданы католич. общине. У И. м. остались только ок. 60 га земли и одноэтажный кирпичный корпус, в котором была устроена и 22 июня 1927 г. освящена домовая ц. Рождества Богородицы. В 1947 г. настоятельницей И. м., рижского Троице-Сергиева мон-ря и Преображенской пуст. была назначена игум. Тавифа (Дмитрук). В 1953 г. И. м. был закрыт, насельницы переехали в Преображенскую пуст. Монастырская домовая Богородице-Рождественская ц. стала приходской, в келейном корпусе устроены квартиры. Более 40 лет в храме служил известный пастырь архим. Сергий (Афанасьев; † 20 авг. 1994). С 90-х гг. XX в. при Богородице-Рождественской ц. возрождается иноческая жизнь. С 1996 г. жен. общину, в к-рую входят 2 монахини и 3 послушницы, возглавляет в должности благочинной мон. Матрона (Беленец), направленная из рижского Троице-Сергиева жен. мон-ря. Настоятелем церкви является игум. Амвросий (Савченко). Над храмом установлены купол и крест; освящение церкви 10 авг. 2003 г. совершил митр. Рижский и всея Латвии Александр (Кудряшов). Ведется строительство колокольни, создано небольшое хозяйство с теплицами и огородом. Общине возвращены келейный корпус и др. небольшое здание. К 2009 г. община при Богородице-Рождественской ц. являлась подворьем рижского Троице-Сергиева мон-ря.

http://pravenc.ru/text/389443.html

Устреми свой духовный взор к Доброму Пастырю, Который научит тебя, что нет большей любви, чем положить «жизнь свою за овец» (Ин. 10,11), что архипастырство твое должно простираться до того, чтобы забывать даже собственное дальнейшее духовное совершенствование ради блага множества душ, жаждущих, чтобы в них изобразился Христос (Галл. 4,19). Дабы не оскудевала в тебе благодать Господня, всегда следуй наставлению святого апостола Павла, преподанного им ученику своему Тимофею, так же как и ты, поставленному епископом «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20,28). Твоя хиротония совершена в день праздника Преображения Господня, напоминая нам  и тебе, о необходимости нашего внутреннего преображения, чтобы постичь красоту Царства Небесного в его силе, красоту, явленную Господом Иисусом Христом во славе Его на горе Фаворской в святом его Преображении. Свет Божества остается для нас, по грехам нашим, сокровенным. Но он есть, есть здесь в этом мире, и действует вместе с благодатью Божией. Дай Бог, чтобы нам и тебе стать и всегда оставаться причастниками присносущного света, чтобы мы вошли в него и радовались прославлению нас и сего мира Божественной славой, явленной на Фаворской горе. Тебе, ближайшему помощнику архипастыря Латвийской Церкви надлежит со всяким тщанием охранять чистоту православной веры, неослабным попечением воодушевлять труды священнослужителей, благочестивым примером сообщать жизненную силу усердию верующего народа. Условия твоего служения будут значительно отличаться от тех, которые были полтора десятилетия назад в период становления Латвийской Республики. Сегодня все более осознается взаимосвязь государств и конфессий, культурных традиций и национальных устоев. Национальные и конфессиональные особенности не должны разъединять христиан, но обогащать и укреплять единую христианскую семью. В конце мая текущего года Господь судил Нам посетить древнюю землю Латвии, молиться в Свято-Троицком соборе и Рижском кафедральном соборе Рождества Христова. Мы посетили Рижский Свято-Троице-Сергиев женский монастырь, Благовещенский храм.

http://patriarchia.ru/db/text/133398.htm...

Икона же находилась всё это время в Риге. Епископ Иоанн незадолго перед отъездом передал Тихвинскую икону в рижский Троице-Сергиев женский монастырь. Позже священник Николай Виегланс со своей семьей и еще две семьи священников вывезли икону из Риги. Так началось долгое путешествие величайшей святыни Русской Православной Церкви на Запад. Добравшись до Лиепаи, отец Николай известил епископа Иоанна о том, что икона на месте. Ее принесли в Свято-Троицкий собор в Лиепае, где был отслужен молебен. Потом был Гданьск, Лодзь, чехословацкий Яблонец, Иоханисберг. В Иоханисберге отец Иоанн и другие священники прожили около года. Епископ Иоанн хранил Тихвинскую икону у себя, принося ее в церковь на службу. В 1945 году епископ вместе со своей группой переехал в Прагу. Из Праги епископ Иоанн и большинство членов его группы решили перебраться в американскую зону. Католическое агентство «Каритас» предложило группе священников присоединиться к французским беженцам, отправлявшимся на родину. Восемнадцатилетний Сергей Кожевников нес Тихвинскую икону. Наконец удалось найти нужный состав и забраться в вагон. Они добрались до Пильзена, затем до Амберга, находившегося в американской зоне. Здесь епископ Иоанн и его группа пробыли до июля 1946 года. Затем беженцы снова двинулись в путь. До 1949 года епископ Иоанн находился в лагере для перемещенных лиц в Херсбруке (Германия). Поселившись в этом городе, отец Иоанн стал посещать лагеря для перемещенных лиц по всей стране, и икона почти всегда была с ним. Крестный ход с Тихвинской иконой Божией Матери. На переднем плане – епископ Рижский Иоанн (Гарклавс). Германия. 1947 г. После переезда в Германию Сергей принял мирскую фамилию епископа Иоанна и стал Сергеем Гарклавсом, впоследствии протоиереем Американской Православной Церкви. Тихвинская икона помогла тогда многим обездоленным. Епископ Иоанн совершал многочисленные поездки по лагерям и служил молебны. Верующие бесконечной чередой проходили перед иконой. В это время о местонахождении Тихвинской иконы стало известно советскому правительству, и его официальные представители в Восточной Германии потребовали, чтобы американские оккупационные власти ее вернули. Епископ Иоанн встречался в связи с этим с американским генералом Клеем и рассказал ему историю иконы. Генерал Клей официально подтвердил полномочия епископа Иоанна как хранителя иконы. Именно это в будущем позволило вывезти ее в США.

http://pravmir.ru/hraniteli-tihvinskoy-i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010