13 . Сие я не сам от себя говорю, но свидетельствует о сем Божественное Писание: «И рече Господь Бог к Ною: тя единаго видех праведна предо Мною в роде сем» ( Быт.7:1 ). К Аврааму же: «Благоугождай предо Мною и буди непорочен. И положу завет Мой между Мною и между тобой» ( Быт.17:1–2 ). И Исаак, благословляя сына своего Иакова, сказал: «Бог же мой да благословит тя и умножит тя» ( Быт.28:3 ). И в книге Числ сказано: «Иже аще обещается зело обетом, еже очиститися чистотою Господу, да воздержится от вина и сикера, и оцта винна и оцта от сикера да не пиет» ( Чис.6:2–3 ). И во Второзаконии: «Аще же изыдеши ополчитися на враги твоя, и да сохранишися от всякаго слова зла, доколе враги твои не будут преданы в руки твои» ( Втор.23:9, 14 ). «От сих седьми народов да не оставите жива всякаго дыхания, да не научат вас согрешать пред Господем Богом вашим» ( Втор.20:16, 18 ). Научая же нас не малодушествовать при виде врагов, когда спрашиваем, как можем уничтожить тех, которые столь многочисленны, говорит: «Не возможеши погубити их вскоре, да не будет земля пуста, и умножатся зверие дивии на тя; но помалу малу, доколе умножишься числом, и погубит Господь Бог твой языки сия от лица твоего» ( Втор.7:22 ). Также часто заповедует им Бог: «Да не завещаеши завета с хананеями. Которых я погублю от лица твоего» ( Втор.7:2 ). Когда Иисус, сын Навин, осадил Иерихон с намерением разрушить его, тогда Бог сказал: «И будет град сей проклят, и вся, елика суть в нем» ( Нав.6:16 ). Когда он хотел сразиться с жителями Гая, то Израиль не мог противостоять ему, но бежал от лица его, по причине украденных Ахаром вещей, находившихся под клятвою. Иисус, падши на лицо свое пред Богом, воззвал, говоря: «Отврати Израиль выю свою пред враги своими» ( Нав.7:8 ), и я что сделаю? И сказал ему Архистратиг силы Господней: «На тебе клятва, Израиль, потому не можешь ты устоять против врагов твоих» ( Нав.7:13 ). Посему не прежде Иисус вступил в сражение, как удалив Ахара из среды народа. Притом видим, что Бог отъял у Саула царство за то, что он, вопреки клятвы, присвоил добычу, приобретенную в войне с Амаликом.

http://azbyka.ru/otechnik/Isajja/duhovno...

35. Вся тако сказах вам, яко тако труждающимся подобает заступити немощные, поминати же слово Господа Иисуса, яко сам рече: блаженнее есть паче даяти, нежели приимати. «Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых». Так поступая, т.е. не желая получать от других ни серебра, ни золота, ни другого чего, и трудом собственных рук приобретая необходимое для своего содержания и для содержания своих, спутников, говорит Павел, я делал это для того, чтобы показать вам, что так надобно поддерживать слабых, чтобы они, по немощи своей совести, не соблазнялись, когда бы я стал требовать от них необходимого для содержания меня и моих сотрудников ( 1Кор.8: 11; 9:13–18 ). «И (надобно) памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать.» Лучше давать, нежели принимать; достойнее человека, или более содействует к полученью блаженства – давать, нежели принимать; полезнее или поучительнее для других давать, нежели принимать. – Этого изречения не встречаем в книгах св. Евангелистов. Полагают, что слова сии заняты Апостолом из предания; так как многое не писано в книгах Евангелистов из того, что Господь Иисус говорил, и что делал ( Ин.21:25 ). 36. И сия речь преклон колена своя, со всеми ими помолися. «Сказав сие, он преклонил колена свои, и со всеми ими помолился». О чем молился великий учитель? О чем молились ученики Его? Естественно предполагать, что Павел молил Бога о том, чего желал теперь своим ученикам, да будут они утверждены на основании Апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, и да устрояются они в жилище Божие Духом» ( Еф.2:20–21 ); да будут они все добрыми пастырями ко спасению многих, и наследниками вечной жизни в обителях небесных. А ученики Павла, т. е. собравшиеся епископы и пресвитеры, как естественно предполагать, молились, да хранит Бог возлюбленного их учителя, и да будет всегда дух его с ними, и желания его да исполняются над ними, во славу Божью и ко спасению многих.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Человек сотворен после всего видимого мира, как царь, для которого наперед должно быть все приготовлено. Творение человека показывает его превосходство пред всем видимым миром. Все творения, низшие человека, воззваны от небытия в бытие единым всемогущим Словом Божиим. И рече Бог: да будет свет, и бысть свет, – да будет твердь посреде воды: и бысть тако, – да соберется вода в собрание едино, и да явится суша: и бысть тако ( Быт.1:3, 6:9 ). Но когда надлежало создать человека, то прежде был совет в тайне Триипостасного Существа Божия. Триединый Бог сказал: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему; и да владычествует он над рыбами морскими, над птицами небесными, над скотом и над всею землею. Потом, Господь Бог взял персть от земли и образовал из нее тело человеческое; наконец, вдунул в ноздри его дыхание жизни. И человек стал живым одушевленным существом, состоящим из тела и души, созданной по образу Божию. Имя первого человека было Адам. Создавши человека, Бог ввел его в рай, т. е. прекрасный сад в Едеме на востоке, в котором Бог особенно произрастил из земли всякое дерево, приятное для взора и вкусное для пищи; посреди же рая древо жизни и древо познания добра и зла. Как к царю, созданному владычествовать над всеми живыми творениями земли, Бог привел к Адаму всех зверей и всех птиц, чтоб он осмотрел их, и, в знак владычества над ними, нарек им имена. Бог одобрил наименования данные Адамом . Человек нарек имена всем зверям и птицам; но тут же увидел, что подобного ему среди них не было. Ни одно животное не обнаружило, что разумеет его язык, не откликнулось ему тем же языком, не сообщило ему взаимных чувств. Это чувство лишения подобного ему собеседника могло родить скуку, а скука отравить его блаженство. Тогда Бог навел на Адама крепкий сон и во время сна вынул у него одно ребро; из этого ребра создал жену и привел ее к нему. Когда Адам увидал ее, то сказал: это кость от костей моих и плоть от плоти моей. Имя первой жене было Ева. Состояние первых человеков в раю было самое блаженное.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Братья, ныне ближе к нам спасение, чем когда мы уверовали. Ночь проходит, день приблизился. Итак отложим дела тьмы и облечемся в доспехи света. Как днем будем вести себя благопристойно: ни разгула и пьянства, ни разврата и непотребства, ни ссор и ревности; но облекитесь в Господа Иисуса Христа и попечения о плоти не превращайте в похоти. Изнемогающаго же в вере приемлите, не в сомнение помышлении. Ов бо верует ясти вся, а изнемогаяй зелия да яст. Ядый не ядущаго да не укоряет, и не ядый ядущаго да не осуждает: Бог бо его прият. Ты кто еси судяй чуждему рабу? Своему Господеви стоит, или падает. Станет же, силен бо есть Бог поставити его. Немощного же в вере принимайте не входя в споры о мнениях. Один верит что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, пусть не презирает того, кто не ест; и кто не ест, пусть не осуждает того, кто ест: ибо Бог принял его. Ты кто, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Рим 13:11Б–14:4 Аллилуия, глас 6: Аллилуия, глас 6 Благо есть исповедатися Господеви, и пети имени Твоему Вышний. Стих: Возвещати заутру милость Твою, и истину Твою на всяку нощь. Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний. Стих: Возвещать ранним утром милость Твою и истину Твою во всякую ночь. Пс 91:2, 3 Евангелие от Матфея, зачало 17: Евангелие от Матфея, зачало 17 Рече Господь: аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный. Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших. Егда же поститеся, не будите якоже лицемери сетующе: помрачают бо лица своя, яко да явятся человеком постящеся. Аминь глаголю вам, яко восприемлют мзду свою. Ты же постяся помажи главу твою, и лице твое умый. Яко да не явишися человеком постяся, но Отцу твоему, Иже втайне, и Отец твой, видяй втайне, воздаст тебе яве. Не скрывайте себе сокровищ на земли, идеже червь и тля тлит, и идеже татие подкопывают и крадут. Скрывайте же себе сокровище на небеси, идеже ни червь, ни тля тлит, и идеже татие не подкопывают, ни крадут. Идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-s...

Библейские песни Песнь 2 Вонми, небо, и возглаголю, и да слышит земля глаголы уст моих. Бог, истинна дела Его, и вси путие Его - суд. Бог верен, и несть неправды в Нем; праведен и преподобен Господь. Помяните дни вечныя, разумейте лета рода родов. Яко судит Господь людем Своим, и о рабех Своих умолен будет. Виде бо их разслаблены, и истаявша во время, и изнемогша. Возвеселитеся, небеса, купно с Ним, и да поклонятся Ему вси ангели Божии. Возвеселитеся, языцы, с людьми Его, и да укрепятся Ему вси сынове Божии. Яко кровь сынов Своих отмщает и отмстит, и воздаст месть врагом, и ненавидящим Его воздаст. И очистит Господь землю людей Своих. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Молитва по окончании библейской песни Боже, Боже наш, умныя и словесныя составивый силы Твоею волею! Молю Тя: приими мое, по силе, славословие, со всеми создании Твоими, и богатыми Твоея благости воздаждь дарованьми. Яко Тебе преклоняется всякое колено небесных, и земных, и преисподних, и всякое дыхание и создание поет непостижимую Твою славу: Един бо еси Бог, Истинный и Многомилостивый. Псалом 148 Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, вси ангели Его, хвалите Его, вся силы Его. Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, вся звезды и свет. Хвалите Его, Небеса небес и вода, яже превыше небес. Да восхвалят имя Господне: яко Той рече - и быша, Той повеле - и создашася. Постави я в век и в век века, повеление положи - и не мимо идет. Хвалите Господа от земли: царие земстии и вси людие, князи и вси судии земстии, юноши и девы, старцы с юнотами да восхвалят имя Господне, яко вознесеся имя Того Единаго, исповедание Его на земли и на небеси. Псалом 149 Воспойте Господеви песнь нову: хваление Его в церкви преподобных. Восхвалятся преподобнии во славе и возрадуются на ложах своих. Возношения Божия в гортани их, и мечи обоюду остры в руках их, сотворити отмщение во языцех, обличения в людех, связати цари их путы и славныя их ручными оковы железными, сотворити в них суд написан. Слава сия будет всем преподобным Его.

http://azbyka.ru/chaso-slov/short/

26 Оскверняются пути его на всякое время, отстраняются суды Твои от лица его, над всеми врагами своими он господствует. 27 Рече бо в сердцы своем: не подвижуся от рода в род без зла: 27 Ибо сказал в сердце своем: «не поколеблюсь, из рода в род (буду) без зла». 28 егоже клятвы уста его полна суть, и горести и льсти: под языком его труд и болезнь. 28 Уста его полны клятвы, горечи и лести, на языке его мучение и злоба. 29 Приседит в ловителстве с богатыми в тайных, еже убити неповиннаго: очи его на нищаго призираете. 29 Сидит он в засаде, в тайниках, с богатыми, чтобы убить невинного, глаза его подсматривают за нищим. 30 Ловит в тайне яко лев во ограде своей, ловит еже восхитити нищаго, восхитити нищаго, внегда привлещи и в сети своей. 30 Подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище своем, подстерегает, чтобы схватить нищего, схватить нищего, привлекши его сетью своею. 31 Смирит его: преклонится и падет, внегда ему обладати убогими. 31 Смирит его, наклонится и упадет, когда он обладает убогими. 32 Рече бо в сердцы своем: забы Бог, отврати лице свое, да не видит до конца. 32 Ибо сказал в сердце своем: «Бог забыл, отвратил лице Свое, чтобы никогда не видеть». 33 Воскресени, Господи Боже мой, да вознесется рука твоя, не забуди убогих твоих до конца. 33 Восстань, Господи, Боже мой! Да вознесется рука Твоя, не забудь убогих Твоих до конца. 34 Чесо ради прогнева нечестивый Бога? рече бо в сердцы своем: не взыщет. 34 Отчего прогневал нечестивый Бога? Оттого, что сказал в сердце своем: «Он не взыщет». 35 Видиши, яко ты болезнь и ярость смотряеши, да предан будет в руце твои: тебе оставлен есть нищий, сиру ты буди помощник. 35 (Но) Ты видишь, ибо Ты смотришь на страдание и озлобление. Да предан будет он в руки Твои: Тебе предоставлен нищий, сироте Ты будь помощником. 36 Сокруши мышцу грешному и лукавому: взыщется грех его и не обрящется. 36 Сокруши мышцу грешному и лукавому, так что поищется грех его и не найдется. 37 Господь царь во век и в век века: погибнете, языцы, от земли его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Евр.1:5 .  Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном? «Кому бо рече когда от Ангел: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя»; «и паки: Аз буду Ему во Отца, и Той будет Мне в Сына?» И сие Апостол сказал опять по человечеству. На человеческое естество указывают слова: «буду Ему во Отца, и Той будет Мне в Сына», потому что означают время будущее. Да и словами: «Аз днесь родих Тя», означается рождение не вечное, но сопряженное с временем. Подобны им слова: «Днесь аще глас Его услышите» ( Пс. 94, 7 ). Согласно с ними и сказанное пред сим: «наследствова имя»; потому что Сын получает оное по естеству, а не по благодати, так как имеет это по естеству. Но, как сказал уже я, Апостол, научив о Божественном естестве, начинает говорить о Домостроительстве и учит, что Сын – и Творец всех как Бог, и наследник всех как человек, и Создатель Ангелов как Бог, и соделался лучшим Ангелов как человек; и Сын по естеству, а как человек снова приемлет то, что имеет как Бог . Согласно же с сказанным и присовокупляемое: Евр.1:6 .  Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии. «Егда же паки вводит Первороднаго во вселенную, глаголет: и да поклонятся Ему вси Ангели Божии». Оба сии выражения, и: «вводит Первороднаго», и, сверх того: «да поклонятся», дают разуметь Домостроительство. Ибо откуда входит во вселенную «носяй всяческая глаголом силы Своея», Творец и Создатель веков? Как Единородный есть и Первородный? Если Ангелы поклоняются Ему по вочеловечении, то ужели не воздавали Ему сей чести прежде вочеловечения? Напротив того, и повсюду был как Бог , и вошел во вселенную как человек. Так и богомудрый Иоанн сказал: «в мире бе, и мир Тем бысть, и мир Его не позна. Во своя прииде, и свои Его не прияша» ( Ин. 1, 10–11 ). Повидимому, есть в этом некоторое противоречие. Если «в мире бе», то как же «прииде»? И если «прииде», то как же «в мире бе»? Но и в «мире бе» как Бог , и «прииде» как человек. Таким образом, и единороден как Бог, а как человек был первороден «во многих братиях» ( Рим. 8, 29 ). Так, всегда принимал чествование от Ангелов, потому что всегда был Бог; но поклонились Ему и как человеку. Сделав сие сравнение по человечеству, Апостол снова переходит к естеству Божественному и говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

– Имеют ли заповеди обязательную ценность для нас сегодня, по прошествии более чем трех тысяч лет? – Язык еще древнее, но никто не может сказать, чтобы он утратил свою ценность. А что касается ветхозаветного закона, то о нем Сам Спаситель сказал: «не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить»(Мф. 5: 17). Заметьте, Спаситель не разрушает ничего фундаментального, ничего из того, что «яко Той рече, и быша» (Пс. 32: 9), но всё в Нем ведет к полноте, поскольку Он есть полнота (Ин. 1: 16; Кол. 1: 19). Впрочем, сам закон является ступенью на пути нашего восхождения, нашего постоянного прогресса. Поэтому Высший Законоположник говорит: «закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него»(Лк. 16: 16). А «любовь есть исполнение закона» (Рим. 13: 10). – Спаситель исполнил все заповеди закона? – Да, Он привел к полноте все заповеди. Возьмем первую заповедь: «Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов» (ср.: Исх. 20: 2–3); Спаситель раскрыл ее полноту, показав нам, что Бог, говорящий нам в этой заповеди, есть Отец наш Небесный; что Он, Иисус Христос, – Сын Отца Небесного, Сын Божий, нас ради человек и нашего ради спасения воплотившийся от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечившийся. Таким образом Спаситель открыл нам Троицу единосущную и нераздельную. – Пресвятая Троица открылась и в Ветхом Завете? – Да, насколько способен был постичь это тогдашний верующий. Например, уже в самом начале книги Бытия. Когда мы читаем: «в начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1: 1–3). Если духовно читать эти слова, то нам открывается Пресвятая Троица . Бог в этой цитате – это Бог Отец. Слова «сотворил» и «сказал» открывают нам Бога Сына, Бога Слово, чрез Которого «всё начало быть» (Ин. 1: 3). А Дух Божий, носившийся над водою, – это Дух Святой. Есть много и других мест в Ветхом Завете, относящихся ко Пресвятой Троице, о которых мы можем упомянуть здесь лишь отчасти. Вот например: «и сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1: 26); явление Аврааму трех мужей у дуба Мамврийского, которым патриарх поклонился и обратился к Одному: «Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт. 18: 1–3).

http://pravoslavie.ru/63387.html

Помни сие, Христианине, и храни, молись и постись, да здрав будеши и духом, и телом, да чист внидеши в Царствие Божие. Твори всегда повеленное и пользуйся благословенным, да на последнем суде не яко тать Божеских даров, но яко сын и наследник Божий, и сонаследник Христов обрящешися 225 . Аминь. Беседа XII. О Знамении, данном от Бога верующим в том, что для них не будет вечного потопа И рече Господе Бог Нове: сие знамение завета, еже Аз даю между Мною и вами, и между всякою душею живою, я же есть с вами в роды вечныя: дугу Мою полагаю во облаце, и будет в знамение завета вечнаго между Мною и землею. ( Быт.9:121:13 ) Когда праведный Ной по повелению Божию вышел из ковчега со всею семьей своей и со всеми животными; и когда он за таковое благодеяние Божие принес искреннюю благодарения жертву, принес жертву от чистых животных и с чистым сердцем, принес жертву Богу благоприятную, яко от истинной благодарности происходящую: тогда Премилосердый Бог, Бог благотворения Свои благотворения умножающий, Бог за должную благодарность паки благотворящий, – тогда сей милостивый небесный Отец Ноя, яко человека чувствующего благодеяния Его, благословил, благословил его, и сынов его, благословил всяким благословением, и внутренним, и наружным, и духовным, и телесным, и вечным, и временным, и к душе, и к телу относящимся. Премилосердый Господь Бог человеколюбивым благоснисхождением Своим уверил Ноя о внутреннем спокойствии, уверил в том, что он в любви у Него, что он любезен Ему, и что он мир, и покой, и радость всегда будет иметь в духе своем, уверил также и о наружном спокойствии, уверил в том, что он и по телу спокоен будет. А наипаче убедил его, что он и сыны его никогда уже не увидят толь страшного и жалостного зрелища, каков был потоп, убедил, что потопа, подобного сему, не будет. В чем и знамение дал, тако глаголя: се Аз поставляю завет Мой вам, и семени вашему по вас, и всякой душе живущей с вами от птиц, и от скот, и всем зверем земным, елика с вами суть от всех исшедших из ковчега. И поставлю завет Мой с вами, и не умрет всяка плоть ктому от воды потопныя, и ктому не будет потоп водный, еже истлити всю землю. И сие знамение завет, еже Аз даю между Мною и вами, и между всякою душею живою, яже есть с вами в роды вечныя: дугу Мою полагаю во облаце, и будет в знамение завета вечного между Мною и землею. И будет егда наведу облаки на землю, явится дуга Моя во облаце: и помяну завет Мой, иже есть между Мною и вами, и между всякою душею живущею во всякой плоти, и не будет ктому вода в потоп, яко потребити всяку плоть. И будет дуга Моя во облаце: и узрю ю, еже помянути завет вечный между Мною и землею, и между всякою душею живущею во всякой плоти, яже есть на земли. Сие знамение завета, егоже положил между Мною, и между всяко плотию, яже есть на земли 226 . Се знак, еже впредь не навести потопа на землю!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Такому я отвечу, что уже достиг того (истинного) хлеба, от которого научился отвечать людям, стремящимся оклеветать наши спасительные писания; итак, я готов доказать, что все, сказанное ими о природе вещей на основании верных доводов, не противоречит нашим писаниям, то же, что они из своих книг приводят против наших писаний, т. е. католической веры, совершенно ложно, и это либо можно доказать, либо с несомненностью в это должно верить.    При этом мы настолько преданы нашему Ходатаю, «в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол 2.3), что не обольщаемся болтовней ложной философии и не пугаемся суеверий ложной религии. А когда читаем Божественные писания, заключающие в себе многообразие истинных значений, выраженных в немногих словах и подтвержденных святостью католической веры, избираем преимущественно то, что представляется несомненной мыслью того (писателя), которого читаем; если же этот вопрос остается непроясненным, стараемся избрать то, что не противоречит смыслу Писания в целом и согласно с правою верой; ну, а если трудно разобрать и определить состав Писания, то избираем то, что предписывает вера. Ибо одно дело — не суметь разобраться в том, что хотел сказать автор, и совсем другое — уклониться с дороги благочестия. Если удается избежать и того и другого, читающий достигает наилучшего результата, но если даже намерение автора и остается неизвестным, по крайней мере небесполезно отыскивать мнение, согласное со здравою верой. Книга 2. От слов: И рече Бог: да будет твердь и проч. до сти... Глава I     «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй» (Быт 1.6-8). О слове Божием, которым изречено: «Да будет», равно как и о Его благоволении, а также о вечере и о утре было сказано раньше, а потому нет надобности повторяться (хочу предупредить, что сколько бы раз в дальнейшем мы не возвращались к подобным предметам, их следует понимать сообразно с изложенным выше).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010