Главными условиями как в обретении человеком добродетели, так и в становлении той или иной черты характера признаются а) наличие стремления, мотивации, желания или усердия человека в работе над собой; б) волевые качества; воля – стержень в образовании нравственных черт характера и добродетели; в) значение ответственности человека за свои поступки (то, что в психологии называется интернальным локусом контроля). Выделение в христианской антропологии двух родов добродетелей: а) результатов подвижнической и духовной работы (смиренномудрие, блаженный плач, памятование о смерти, любовь); б) средств достижения этого первого рода добродетелей (воздержание, пост, молитва, трезвение, нестяжание) аналогично выделению в психологии инструментальных ценностей. Особенностью христианского учения о добродетелях человека в отличие от психологического учения о характере является то, что акцент в обретении добродетели поставлен на активной позиции человека – воспитании себя, своих ценностей и рвения, в то время как в психологии характер рассматривается более как результат воздействия среды, воспитания ребенка в детстве; то есть в психологии человек в большей степени рассматривается как объект воспитания, а не субъект самовоспитания. Кроме того, в христианской антропологии более подробно и детально (пошагово) описан ход тончайшей работы человека над обретением добродетели («алгоритм»), а также над формированием мотивации для обретения этой добродетели. Литература Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера. – Л., 1949. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Изд-во МГУ, 1990. Гурьев И.Д. Страсти и их воплощение в болезнях. – М., 2000. Добротолюбие. Т. 2. – М., 1905. Евагрий Понтийский . Аскетические и богословские сочинения. Пер. с др. греч., вступ. ст. и ком. А. И. Сидорова . М.: Мартис, 1994. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. – М., 1996. Иоанн Мосх. Луг духовный. – Сергиев Посад, 1915. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М.: Православное изд-во, 1993 (репр. переизд.: Сергиев Посад, 1911).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Число жизнеописаний, составленных Симеоном, точно не определено. Лев Алляций, сличавший Симеоновы «Жития» с древними подлинниками по рукописям Ватиканской библиотеки, насчитывает их 122. Из числа остальных, надписанных именем Метафраста, 444 жизнеописания и похвальных слова принадлежат другим известным лицам, а 95 – лицам неизвестным. Преосвященный Филарет Черниговский полагает, что «многие» из последних были «исправляемы» Симеоном (см.: Фрейберг Л.А., Попова Т.В. Византийская литература эпохи расцвета: 9–15 вв. М., 1978. С. 69–70). На Востоке по трудам Метафраста был составлен Νος παρδεισος ( Новый рай) критского монаха Агапия Ландоса (Венеция, 1641; переизд.: Венеция, 1782; Салоники, 1999); рус. пер.: Симеон Метафраст , преп. Книга, называемая Раем: Переведена с эллинского на общедоступное наречие Агапием, иноком Критским/Пер. А. Чурякова. [М.,] 2006. См. также академическое изд. некоторых образцов агиографической литературы: Византийские легенды/Изд. подг. С.В. Полякова. СПб., 2004 (репр. изд. 1972 г.). 545 Vitae sanctorum Hibemiae/Ed. by Ch. Plummer. 2 vols. Oxf., 1910; The Acta sanctorum Hibemiae of John Colgan/Introd. by B. Jennings. Dublin, 1948; Vitae sanctorum Hibemiae ex codice olim Salamanticensi nunc Bruxellensi/Ed. W.W. Heist. Bruxelles, 1965. См. также: Hughes K. Early Christian Ireland: Introduction to the sources. N.Y., 1972. 546 Первые месяцесловы образуются в поместных Церквах путем упорядочения мученических списков после окончания гонений. Первоначально эти месяцесловы присоединялись к языческим календарям, в которых наряду с языческими праздниками обозначались дни кончины и памяти мучеников, а также важнейшие христианские праздники. Так, в упомянутом сводном календарно–хронографическом памятнике, доведенном до 354 г. и известном под разными названиями ( Anonymus Cuspiniani, Catalogus Bucherianus, Calendarium Furii Philocali; Римский хронограф 354 г.), к чисто языческому календарю на 352 г. (т.н. календарь Филокала) присоединены список 12 римских пап (с Луция до Юлия I, с 252 по 352 гг.) с обозначением дня погребения (т.н. Depositio episcoporum) и список 22 римских мучеников ( Depositio martyrum до 304 г.), куда внесены и папы, скончавшиеся мученически (Сикст, Флавиан, Каликст, Пантиан); упоминаются несколько иных мучеников (Киприан, Перпетуя и Фелицитата – из африканской Церкви, дочерней по отношению к Римской) и 2 памяти апостолов. Такой же местный и полуязыческий характер носит календарь Полемия Сильвия, епископа Ситтена на севере Италии (435–455), где указываются языческие праздники и рядом – христианские памяти; этот календарь, таким образом, был предназначен как для светского, так и для церковного употребления.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1748 . Горский А. В., Невоструев К. И. 9 .41). 2:2. 193–205. [Первый слав. перевод]. 1749 . Драгунский Д. В. «Лествицы» Пушкинского Дома//ТОДРЛ 1976. 30. 345–347. 1750 . Душани С. Браничевски превод Лествице Jobaha Синаита//Браничево. Пожаревац 1956. 2:4. 62–83. 1751 . Lazi N. Lestvica Jovana Lestvinika u hilandarskim isihastikim zbornicima//Arheografski prilozi. Beograd. 1988–1989. 10–11. 45–50. 1752 . Heppell M. Some Slavonic Manuscripts of the «Scala paradisi» («Lestvica»)//BSI 1957. 18(2). 233–270. 1753 . Heppell M. The Rila manuscripts of the «Lestvica» (Scala Paradisi)//BSI 1971. 32. 276–283. Издания 1754 . Первое изд. слав. перевода : М. 1647 [по рук. ЦГАДА, Синод, тип. 201] перепечатка: Варшава 1785. 1755 . Николаев Н. И. Об источниках московского издания Лествицы 1647 г.//ТОДРЛ 1994. 47. 277–283. 1756 . Новый слав. пер. Д. М. Ульянинского : М. 1785. Переизд.: СПб. 1812, 1817; Киев 1823, 1836, 1862, 1869. 1757 . Пер. св. Паисия Величковского , изданный Оптинским старцем Амвросием: Преп. о. н. Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица с алфавитным указателем и примечаниями. М. 1862. 554, с разд. паг. (переизд. с некоторыми отличиями: 2 М. 1873. 544; 3 1888. 530; 4 1892. 312, 40; 5 Сергиев Посад 1898. 480. [Репр.: М. 1994]; 6 1901). 1758 . Пер. МДА (о. Агапита Введенского): Преп. о.н. Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица и Слово к пастырю. М. 1851. XXIII, 405, II. переизд.: 2 М. 1854. 3 М. 1862. 554; 4 М. 1869. XXII, 405; 5 Сергиев Посад 1894. 286, II. 7 Сергиев Посад 1908. [С алф. указ.; на обл. 1909]. XII, 276, 90. репр. и переизд: СТСЛ 1991. XII, 273, 90. II. [Репр. изд. 1908]. То же: Коломна. Свято-Троиц. Ново-Голутвин жен. м-рь. 1992. СПб. 1995. 352. (Б-ка правосл. христианина). То же: 1996. Иоанн Лествичник , св. Лествица. М.: Срет. м-рь; Правило веры; Лествица 1996. 673; Преподобного отца аввы Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица в рус. пер. с алф. указ. СПб.; М.: Междун. Правосл. Фонд Благовест 1996. 352. М.: Лествица и др. 1996. 671. М.: Лествица 1997. 671 [по изд. 1908]. М.: Срет. м-рь; Правило веры 1997. 671 [по изд. 1908]. СПб. 1998. 352 [по изд. 1908 г., с исп. изд. М. 1862]. М.: Правило веры 1999. 671 [по изд. 1908 г.]; и др.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Иоанн Кронштадтский , св. Моя жизнь во Христе. СПб., 1893. Иоанн Кронштадтский , св. Поли. собр. соч. Т. 4. СПб., 1893; Т. 5. СПб., 1892. Иоанн Кронштадтский , св. Слово мудрости духовной. СПб., 1907. Иоанн Лествичник , прп. Преподобного отца нашего Иоанна игумена Синайской горы Лествица: В рус. пер. с алф. указ и примеч./Козел. Введен. Оптина пустынь. М., 1862. Исаак Сирин , прп. Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина слова подвижнические. Сергиев Посад, 1893. Репр. М., 1993. Искатель непрестанной молитвы, или сборник изречений и примеров из книг Священного Писания и сочинений богомудрых подвижников благочестия о непрестанной молитве/Сост. игум. Тихон. М., 1904. Переизд.: М., 1996. Киприан Карфагенский , свмч. Творения святого священномученика Киприана, епископа Карфагенского. Киев, 1891. Репр.: Ч. 1–2. М., 1999. Кирилл (Наумов) , архим. Пастырское Богословие. СПб., 1888. О должностях пресвитеров, церковных (О должностях священнических). М., 1861. Репр.: М., 2004. Отечник. Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием (Брянчаниновым) . СПб., 1891. Макарий Египетский , прп. Преподобного отца нашего Макария Египетского Духовные беседы, послание и слова, с присовокуплением сведений о жизни его и писаниях. Сергиев Посад, 1904. Репр.: М., 1998. Певницкий В.Ф. Священство. Киев, 1897. Родосский А. С. Библиографический словарь студентов первых 28 курсов Санкт-Петербургской духовной академии/Сост. А. Родосский . СПб., 1907. Симеон Новый Богослов , прп. Слова преподобного Симеона Нового Богослова . Т. 1–2/Пер. на рус. яз. с новогреч. еп. Феофана. М., 1890–1892. Сказание о житии и подвигах блаженной памяти о. Серафима. М., 1885. Служебник. СПб., 1903. Тихон Задонский , свт. Сочинения преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого. 3-е изд. Том 1–15. М., 1860. Феодор (Поздеевский) , еп. К вопросу о страданиях//Богосл. Вестник. 1909, окт. Т. 3. 10. С. 286–311. Феофан Затворник , свт. Письма о духовной жизни. СПб., 1872. Репр.: М., 1998.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

1393 . Neyt F. Les lettres à Dorothée dans la correspondance de Barsanuphe et de Jean de Gaza. Diss. Louvain 1969. 1394 . Neyt F. Citations ‘Isaiennes’ chez Barsanuphe et de Jean de Gaza//Muséon. 1971. 89. 65–92. 1395 . Neyt F. Un type d’autorité charismatique//Byz. 44/2. 1974. 343–361. 1396 . Neyt F. Précisions sur le vocabulaire de Barsanuphe et Jean de Gaza//SP 12. 1975. P. 247–253. 1397 . Noah P. La méditation de Barsanuphe sur la lettre ête//Byz 1983. 53(2). 494–506. 1398 . Perrone L. Le Lettere a Giovanni de Beerscheva nella Corrispondenza di Barsanufio e Giovanni di Gaza//Mémorial Dom Jean Gribomont, Studia Ephemerides Augustinianum. Roma 1988. 463–486. 1399 . Regnault L. Jean de Gaza//DS 1974. 8. 536–538. 1400 . Regnault L. Théologie de la vie monastique selon Barsanuphe et Dorothee//Théologie de la vie monastique 1 .600). 315–322. 1401 . Stead J. Brother Andrew’s Problems. A sick soul of the sixth century//Monast. Studies 11. 1975. 173–180. 1402 . Vailhé P. Jean le Prophéte et Séridos//EO 1905. 8. 154–160. 1403 . Vailhé P. Les Lettres spirituelles de Jean et de Barsanuphe//EO 1907. 7. 268–276. 1404 . Vailhé P. Saint Barsanuphe//EO 1905. 8. 14–25. 1405 . Veselinovich Α. Βαρσανοφιος Μγας, ωννης προφτης κα Δωρθεος ββ ς. νασιμος π διδακτορα διατριβ. ν θναις, 1939. 1406 . Voulgarakis I. Missionsangaben in den Briefen der Asketen Barsanuphius und Johannes//Philoxenia Bernhard Kütting gewidmet. Münster, 1980. 281–308. Дорофей, авва CPGS 7352; DS 3. 1651–1664; DHGE 1958. 14.686 sq. Около 525; ученик преп. Варсануфия и Иоанна. Житие составлено его учеником Досифеем. Синтезировал традиции палестинского монашества и через посредство Феодора Студита повлиял на греческое, русское и арабское монашество. Сочинения Крит. изд. с франц. пер.: 1407 . Dorothée de Gaza. Oeuvres spirituelles/Éd. Regnault L., Préville J. de. P. 1963. 582. (SC 92). 1408 . Слав. пер.: о. Павел Беринда. Киев 1628. пер.: 1) Орлов Ф. (М. 1701); 2) Вершинский Д. С. (ХЧ 1826–1830); 3) о. Климент Зедергольм [пер., подгот. в Оптиной пустыни]: Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. 1 М. 1856. 2, XIV, 283, 43. 3 М. 1866. XV, 315, 43, вновь испр. с греч. 4 1874. XV, 300, 38. 5 1885 [обл. 1886]. XVI, 316, 30. 6 1888. XV, 340, 30. 7 Калуга 1895. XV, 285, 29. [Репр.: М. 1991]; 8 [Сергиев Посад:] 1900. XI, 268, 32. [Репр.: Тула 1990. Переизд.: М. 2001. 378.]. 9 1904. 10 Шамордино 1913. XI, 268, 32. [Репр.: Свято-Усп. Псково-Печ. м-рь 1994]. Переизд.: М. 1995; М. 1999. 377, 1. Репр.: М. 1995. XIII, 315, 43. [Алфав. указ.].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Дионисий Ареопагит . Корпус сочинений. С приложением толкований преп. Максима Исповедника . СПб., 2006. Максим Исповедник , преп. Тайноводство (Мистагогия)/1) Писания св. отцев и учителей Церкви... Вып. 1. СПб., 1855. С. 293–352; 2) новый пер. А. И. Сидорова [под псевд. И. Венедиктов, предисл. при участии А. Мумрикова]: Максим Исповедник , преп . Тайноводство/Пер. и примеч. [по РС]/Журнал Московской Патриархии, 1987. 4. С. 67–73; 5. С. 69–74; 7. С. 68–72; 8. С. 66–69; 10. С. 67–75. Переизд.: Максим Исповедник , преп . Творения/Пер., вступ. статья, комм. А. И. Сидорова . М., 1993. Т. 1: Богословские и аскетические трактаты. С. 154–184. Софроний Иерусалимский , св. О божественном священнодействии/Писания св. отцов и учителей Церкви... Ч. 1. СПб., 1855. С. 265–291. Николай Кавасила , св. Изъяснение Божественной литургии/Писания святых отцев и учителей Церкви... Ч. 3. СПб., 1857. С. 291–426. Также отд. оттиск: СПб., 1857. Переизд.: ЖМП 1971, 1, 3, 5; Христос. Церковь . Богородица: Богословские труды св. Николая Кавасилы . М., 2002. С. 123–191; и др. Таинственное толкование на Литургию блаженнейшего Симеона, митрополита Фессалонитского: Книга о храме и Толкование на Литургию [=PG 155, 697–749]/ Дмитриевский И. И . Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. М., 1804. 1–90 второй пагинации [парал. церковнослав. текст и рус. пер. греч. текста по Евхологию Гоара, с сокращением антилатинских полемич. мест] и более 10 переизд., в т.ч. СПб., 1884. С. 301–352; СПб., 1897. С. 373–424. Отд. изд.: Симеона Солунского Таинственное толкование на Литургию... [Парафраз]. Казань, 1910. Сочинения блаж. Симеона , архиепископа Фессалоникийского/Писания св. отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Вып. 2–3. СПб., 1856–1857. [Сод.: 1) Разговор о святых священнодействиях и таинствах церковных; 2) Толкование на божественный и священный символ...; 3) Изложение необходимейших (указаний) о выражениях божественного символа...; 4) 12 глав или членов...; 5) Ответы на некоторые вопросы...; 6) О священстве]. Переизд.: М. 1916. Репр. Ч. 2: М., 1994. Специальные исследования и статьи

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пасхальная хроника [Ï Пролог; от Адама до Фарры]/Пер. Л.А. Са-муткиной. СПб., 2004. Прокопий Кесарийский . Война с готами. – О постройках/Пер. СП. Кондратьева. М., 1996 (переизд.). 2 т. Прокопий Кесарийский . Война с персами; Война с вандалами; Тайная история/Пер. А.А. Чекаловой. М., 1998 (2-е изд.). Римские историки IV века. М., 1997. Синезий Киренский . О царстве/Пер. М.В. Левченко//ВВ 6 (1953). С. 327–357. Сократ Схоластик . Церковная история. М., 1996 (переизд.). Стратегикон Маврикия/Пер. В.В. Кучма. СПб., 2004. Творения древних отцов-подвижников: св. Аммон, св. Серапион Тму-итский, преп. Макарий Египетский , св. Григорий Нисский , Стефан Фиваидский, блаж. Иперехий/Пер. А.И. Сидорова . М., 1997. У истоков культуры святости: Памятники древнецерковной аскетической и монашеской письменности/Пер. А.И. Сидорова . М., 2002. Феодорит, епископ Кирский . Церковная история. М., 1993 (переизд.). Творения блаж. Феодорита, епископа Кирского /Ред. А.И. Сидоров . М., 2003. Летопись византийца Феофана /Пер. В.И. Оболенского и Ф.А. Тер-новского. М., 1884 (2-е изд.). Феофилакт Симокатта . История/Пер. СП. Кондратьева. М., 1996 (репр.). Филосторгий //Георгий Пахимер. История о Михаиле и Андронике Палеологах; Патриарх Фотий. Сокращение церковной истории Филосторгия. Рязань, 2004. Церковная история Эрмия Созомена Саламинского . СПб., 1861. Церковные историки IV-V вв. М., 2007. Agathiae Myrinaei Historiarum libri quinque/Ed. R. Keydell. Berlin, 1967. (CFHB; 2). Agathias . The Histories/Tr. J.D. Frendo. Berlin, 1975. (CFHB; 2a). Agazia Scolastico . Epigrammi/Testo e trad. G. Viainsino. Milano, 1967. Ammianus Marcellinus . Römische Geschichte/Lateinisch und deutsch v. W. Seyfarth. Berlin, 1968–1971.4 Bde. Chronicon ftischale, 284–628 AD/Tr. M. and Mary Whitby. Liverpool, 1989. Eusebiusvon Caesarea . Kirchengeschichte. Darmstadt, 1967. Eusèbe de Césarée . Histoire ecclesiastique/Ed. G. Bardy. Paris, 1983–1986(3ed.).4vol. Eusebius . Werke, 1/1: Uber das Leben des Kaisers Konstantin. Berlin, 1975.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Изд. и переводы: Capita hortatoria ad monachos in India [=первая сотница]: изд.: ΦΙλοκαλα τν ερν νηπακν. Venetiis, 1782. S. 241–261; Athenis, 18932. P. 165–181; 19573 [и репр.]. P. 276–296 («Слово к монахам» на с. 297–301); PG. 85 (в переизд. 1861 и 1864 гг., текст по «Добротолюбию»; в изд. 1860 г. этого текста нет). Col. 1837–1860; древний араб. пер. (не издан, упом.:) Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 407); Sauget J. M. Le Patérikon du manuscript arabe 276 de la Bibliothèque nationale de Paris//Le Muséon. 1969. Vol. 82. P. 363–404 (см. с. 381–382: упоминание, имя восстановлено при интерпретации Qrbs как «Карпафийский»); лат. пер. [частичный: отсутствуют главы 3, 37, 58 и 99]: PG. 85. Col. 791–811 (editio princeps: Ioannis Carpathiorum episcope Capita hortatoria, sive documenta spiritualia CXCI// Philippi Solitarii Dioptra/Omnia nunc primum Latinitate donate a Jacobi Pontano (=Jakob Spanmuller, 1542–1626). Ingolstadii,1604) [главы 96–97 — перевод «Слова к монахам»]; слав. пер. прп. Паисия Величковского см. в 4-м т. слав. «Добротолюбия»; рус. переводы: 1) Сто утешительных глав к индийским монахам, писавшим к нему/[Пер. прот. Д. С. Вершинского]//ХЧ. 1827. Ч. 26. С. 134–188; Преподобного отца нашего Иоанна Карпафского к монахам, находившимся в Индии, писавшим к нему, сто увещательных глав/Пер. еп. Феофана Затворника//Добротолюбие. М., 19002. С. 76–102; 2) Слово подвижническое и весьма утешительное к монахам, писавшим к нему из Индии, служащее дополнением ко ста главам/[Пер. прот. Д. С. Вершинского]//ХЧ. 1827. Ч. 26. С. 296–306; Аскетические творения святых отцов: Каллиста Катафигиота «О Божественном единении и созерцательной жизни»; Иоанна Карпафийского «Слово подвижническое и очень утешительное к обратившимся к нему монахам из Индии, восполняющее число Ста глав»/Пер. с греч.: Н. А. Леонтьев//ПС. 1898. Ч. 2. 7/8. С. 103–109 (переизд.: Символ. 1997. 38, дек. С. 246–250; Дунаев А. Г., пер., примеч., послесл., указатели. Дополнение к Добротолюбию: Вторая сотница прп. Иоанна Карпафийского. М., 2001. С. 50–58 [переизд. пер. с небольшой ред.; введено деление на параграфы]). Переводы на совр. языки имеются в составе «Добротолюбия» (см.: ПЭ. Т. 15. С. 511); Capita theologica et gnostica [=вторая сотница]: изд.: Ossieur. 1973; Balfour. 1994; лат. пер. (частичный): J. Pontanus//PG. 85. Col. 812–826; рус. пер.: Дунаев. 2001; англ. пер.: Balfour. 1994.

http://pravenc.ru/text/471286.html

343 В частности «гностический идеал», или «идеальный гностик» Климента находит свое место и в наследии Евагрия. См.: Guillamont, A. Le gnostique Clement d’Alexandrie et chez Evagre le Pontique./ ΑΛ_ΚΣΑΝΔΡΙΝΑ. Hellenisme, judaisme et christianisme a Alexandrie. – Paris, 1987. PP. 195 – 201. Тот факт, что в литературе отцов-аскетов (Лимонарий Иоанна Мосха и свт. Софрония; в писаниях прп. Максима Исповедника ), фигурирует и цитируется Климент, наводит меня на мысль, что аскеты его читали, и чтили. 344 Подробнее о внутреннем делении души см. Ларше, Ж.-К. Исцеление психических болезней. – М., 2008 – (Православное богословие 5). – СС. 43 – 52. 350 Для Оригена , как я уже упоминал выше, обожение – соединение ума с Богом, для обожения тела в Оригеновой системе нет места. Для православной же традиции обожение – восхождение личности к подобию Божию, причем обожается вся природа, а не ум лишь только. По словам прп. Максима Исповедника : «Твердым и заслуживающим основанием обожения человеческой природы является Боговоплощение, которое делает человека богом в той мере, в которой Бог сам становится человеком». Гуроян, 2003. – С. 30 – 31. 356 Подробно см.: В. Лосский. Боговидение [сб. трудов]. М., 2003; Глава 7. СС.408 – 416. Большой интерес вызывает и письмо кардинала Николая Кузанского, направленное аббату и братьям в Тагернзее, датированное 1453 г. (рус. пер А.Ф. Лосева ), где Кузанец дает краткое руководство концепции Дионисия о восхождении к Богу. 358 По этому вопросу см.: Монашеская жизнь по изречениям Св. Отцов (переизд.: СТСЛ, 2008); Древне иноческие уставы прп. Пахомия, св. Василия Великого , прп. Иоанна Кассиана и прп. Венедикта./Сост. еп. Феофан [свт. Феофан Затворник ] (М., 1892); Евлогий (Смирнов), еп. Премирное служение (Владимир, 2000); Петр (Екатериновский), еп. Правила и практика православной аскезы (переизд.: СПб., 2000); Сирнов, С.И. Духовный отец в Древней Восточной Церкви: История духовничества на Востоке (М., 2003); Преподобного отца нашего Орсисия, аввы Т авенисищтскаго, учение об устроении монашеского жительства (Оптина Пустынь, 1858; репр.: М, 1994); Демустье А. Монашеская жизнь: притча ее истории./Символ. – 25. – 1991 г. – СС. 7 – 28.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Светлов П. Я. О главных причинах неверия интеллигенции и безуспешности ее религиозных исканий. Киев, 1911. Светлов П. Я. Пророческие и вещие сны. Апологетическое исследование в области библейской психологии. Киев, 1892. Семенов В. Е. Православная ментальность и борьба менталитетов в современной России//Духовные и социальные проблемы современной России в свете Православия. СПб., 2002, с.34–40. Серапион (Воинов) иером. О религиозном опыте//Вера и разум. 1913, 6, с.709–717, 7, с.14–26. Серафим Роуз иером. Душа после смерти: Современный «посмертный опыт» в свете учения Православной Церкви. Пер. с англ. М., 1991. Сергий архим. Учение бл. Августина о предопределении в связи с обстоятельствами его жизни и деятельности//Чтение в ОЛДП. 1887, 12, с.431–492. Сергий/Страгородский/патр. Вечная жизнь как высшее благо//Альфа и Омега. 1999, 2(20), с.147–172 (переизд: Богословский вестник. 1895, 1, с.195–213; отд. изд.: М., 1895). Сергий/Страгородский/архим. Православное учение о спасении. Опыт раскрытия нравственно-субъективной стороны спасения на основании Св. Писания и творений святоотеческих. М.: Изд. отд. Моск. патриархата, Иосифо-Волоцкий мон., Изд-во «Просветитель», 1991 (репр. переизд.: 2-е изд., Казань: Типо-литогр. Импер. ун-та, 1898). Серебренников В. Лейбниц и его учение о душе человека. СПб., 1908. Серебренников В. Конспект лекций по психологии. СПб., 1894 (то же: СПб., 1892; СПб., 1898). Серебренников В. Механическое воззрение на душевную жизнь перед судом современных строго научных психологических исследований//Христианское чтение. 1897, вып. 3, с.372–390. Серебренников В. Психофизические исследования и их значение для психологии//Христианское чтение. 1895, вып. 2, с.289–311. Серебренников В. Самооткровение духа как источник его познания//Христианское чтение. 1897, вып. 3, с.424–439. Сидорова С. Любовь Божественная и любовь человеческая//Альфа и Омега. 1999, 4(22), с.33–45. Сикорский И. Эволюция души//Журнал Московской патриархии. 1991, 12, с.25–33. Силы души и их благодатное врачевание./Сергиев Посад/, 1910.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010