San Nicola nella critica storica.Bari, 1987. P. 261-266, 311-319. 4. Леонид (Кавелин), архим. Житие и чудеса Св. Николая Мирликийского и похвала ему. Исследование двух памятников древней русской письменности XI века. СПб., 1881 (на обложке - 1882). С.19-22. 5. Потапов П. О. К литературной истории рукописных сказаний о св. Николае Чудотворце//Ученые записки высшей школы г. Одессы. Отдел гуманитарно-общественных наук. Т. 2. Одесса, 1922. С. 123-127. См. также: Виноградов А. Ю. Греческая житийная традиция свт. Николая. Проблемы и перспективы//Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире. М., 2011. С.102-106. 6. Творогов О. В. Житие Николая Мирликийского//Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI-nepbaя пол. XIV в. Л., 1987. С. 169; Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237 гг.). СПб., 1996. С. 215; Крутова М. С. Святитель Николай Чудотворец в древнерусской письменности. М., 1997. С.119-120. 7. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1989 (репринт: М., 1871). С. 218, 453-459. 8. Там же. С.219. Г. Подскальски довольно подробно пересказал эту редакцию жития в своей монографии (С. 218-219). 9. Потапов П. О. К литературной истории рукописных сказаний о св. Николае Чудотворце. С. 127-129. 10. Крутова М. С. . Святитель Николай Чудотворец в древнерусской письменности. С.132. См. также: Бугаевский А. В. Проблема создания нового обобщающего труда о святителе Николае Мирликийском//Почитание святителя Николая Чудотворца и его отражение в фольклоре, письменности и искусстве. М., 2007. См. также: Виноградов А. Ю. Святой Николай между агиографией и археологией//Добрый кормчий... С.36-55. 11. См., например: Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия. М., 1998. С. 62 (со ссылкой на работу Vita S. Barthelemy). 12. «Хожение» игумена Даниила в Святую землю в начале XII в. СПб., 2007. С. 22. 13. Сводку таких древнейших свидетельств см.: Murjanoff M. Zur Geschichte der Verehrung des heiligen Nikolaus.//Archiv für Liturgiewissenschaft.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Закончилось лето 1897 года, и в середине сентября владыка Николай замечает: “Кончили мы с Накаем исправление соборных Посланий” 121 . А в середине ноября было завершено исправление всех книг Нового Завета. Но это означало лишь продолжение работы: “Принялись сегодня за второе исправление, которое будет состоять в поверке по Справочному словарю к Новому Завету Гильтебрандта всех слов, вошедших в наш перевод, с тем чтобы все греческие и славянские слова были переведены у нас везде одинаково и теми же соответствующими им японскими. Займет и это, как видно, немало времени” 122 . Павел Накаи вторит своему соратнику: “Утром 19-го дня 11-го месяца того же года Мэйдзи закончили исправление Нового Завета и в тот же день приступили к сверке слов в переводе” 123 . Для проверки правильности перевода слов, встречающихся в Евангелии, миссионер решил воспользоваться “Справочным и объяснительным словарем к Новому Завету”, составленным членом археографической комиссии министерства народного просвещения, православным литератором и историком Петром Андреевичем Гильтебрандтом в 1882–85 годах. Это внушительное издание (современный репринт двух тысячестраничных томов 1885 года выпущен в Мюнхене в 1988 году в форме шести томов, каждый из которых включает около 400 страниц) содержало Евангельские конкордации — собранные в алфавитном порядке слова и фразы из Нового Завета с указанием глав и стихов, в которых они встречаются. Отличительными особенностями этого труда являются наличие кратких богословских толкований каждого из понятий, а также не просто указание места в Новом Завете для каждого слова или словосочетания, а полное или частичное цитирование соответствующего стиха. Возможно, выбор именно этой Симфонии объясняется не только достоинствами самой работы, но и личным знакомством с ее автором. “Нужно будет написать Петру Андреевичу Гильтебрандту, справщику в Синоде и хорошему знакомому”, — отмечает святитель Николай в своем Дневнике, когда ему потребовалась помощь в выписке из Москвы богослужебных книг 124 .

http://pravmir.ru/hristianstvo-i-perevod...

Первый отдел: Господство дома святого Владимира. Выпуск первый: X-XIV столетия. СПб., 1873. (Репринт: Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М„ Книга, 1990) 16 . Словарь книжников и книжности Древней Руси. Ленинград. Наука, 1989. 17 . Очерки по истории Русской Святости. Составил иеромонах Иоанн (Кологривов). Жизнь с Богом, Брюссель, 1961. 18 . Русские святые, Монахиня Таисия. СПб, Азбука-классика, 2001. 19 . Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам русским. Часть II. СПб., 1846 г. 20 . Цветков А., священник. Преподобный Ксенофонт Робейский и основанная им обитель. Новгородские епархиальные ведомости. 1899, 5 (1 марта). Часть неофиц. С. 304–315. 21 . Новгородский месяцеслов святых угодников Божиих, просиявших подвигами и святостию своей жизни в пределах Новгородской епархии. Составлен А. А. Усининым. СПб., 1882. 22 . Экземплярский А. В. Великие удельные князья Северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 г. Биографические очерки по первоисточникам и главнейшим пособиям. Т.1. Издание графа И.И.Толстого, СПб, 1889. 23 . Андреев А. Р. Великий князь Ярослав Всеволодович Переяславский. Документальное жизнеописание. Историческая хроника. М., Русская панорама. 1998. 24 . История Руси Великой. Сочинения Николая Ивановича Костомарова в 12 томах. Том 1. Русская история в биографиях ее главнейших деятелей. М., Мир книги. 2004. 25 . Канонизация святых. Поместный Собор Русской Православной Церкви, посвященный юбилею 1000-летия Крещения Руси. Троице-Сергиева Лавра. 6–9 июня, 1988. 26 . Концевич И. М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. М., Издательский отдел Московского Патриархата. 1993. 27 . Ковалевский И. Юродство о Христе и Христа ради юродивые восточной и русской церкви. Исторический очерк и жития сих подвижников благочестия. М., Союзбланкиздат, 1992. Репринтное воспроизведение издания 1902, М., РППО. 28 . Забелин И. Житие святого праведного Федора, Христа ради юродивого, Новгородского чудотворца. Новгород. 1896. 29 . Житие Атония Римлянина.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Товарищ обер-прокурора Св. Синода Н . Д. Жевахов в своих «Воспоминаниях» (Новый Сад. 1928. Т. 2. С. 380) писал: «Отношение Императора Павла I к Церкви было таково, что только революция 1917 года прервала работы по его канонизации, однако сознанием русского народа Император Павел давно уже причислен к лику святых. Дивные знамения благоволения Божия к Праведнику, творимые Промыслом Господним у его гробницы, в последние годы пред революцией не только привлекали толпы верующих в Петропавловский собор, но и побудили причт издать целую книгу знамений и чудес Божиих, изливаемых на верующих молитвами Благоверного Императора Павла I». См. также: Вешняков Владимир. Венок на гробницу Императора Павла I. СПб., 1991. (Репринт 1916 г.); И. Г. По молитвам Павла I и блаженной Ксении//Православная Русь. Джорданвилль. 1976. 15. С. 14–15. Митрополит С.-Петербургский и Новгородский Исидор (Никольский, 1.10.1799 t 7.9.1892) свидетельствовал: «Странное в Петербурге поверье: кто желает избавиться от воинской повинности, должен отслужить панихиду по Павлу I. К Потемкиным приехал молодой человек, очень смущенный предстоящею очередью поступить на военную службу. Ему кто-то сказал, чтобы отслужить панихиду по Павлу I. Он отправился в Петропавловский собор и исполнил. Вечером того же дня неожиданно получил весть из министерства, что он освобожден от воинской повинности. Узнали это при Дворе и прислали к Потемкиным расспросить о сем. Замечательно, что в соборе спрашивают имена тех, кто служит панихиду по Павлу, и записывают в книге» (Дневник. Запись 16.11.1882). Интерес Двора к Императору Павлу I подтверждается и другими сведениями. Известно, например, каким почитанием пользовался убиенный Император, начиная с 1880х гг. при Дворе Великой Княгини Александры Иосифовны (урожденной принцессы Саксен-Альтенбургской Августы, 1830 † 1911) — супруги (с 1848) второго сына Имп. Николая I Вел. Кн. Константина Николаевича (1827 † 1892). См.: Красный архив. Т. 39. М., 1930. С. 147. По всей вероятности в годы революции и гражданской войны было сложено молитвенное обращение, бытовавшее позже в среде русской эмиграции, в том числе и среди некоторых представителей Дома Романовых:

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

· Образование канона Священных книг Нового Завета. М., 1871. · О священнодействии венчания и помазания царей на царство. М., 1882. · История Евангельская и Церкви Апостольской. М., 1883; Репринт. изд. СПб., 1999. · Слова ректора Московской Духовной Академии протоиерея А. В. Горского. Сергиев Посад, 1895. Статьи в периодических изданиях Исследования по общей церковной истории · О девственниках христианских до монашества//Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе. Ч. 1. 1843. · Жизнь святого Василия Великого , архиепископа Кесарийского//Там же. Ч. 3. 1845. · Краткая история собора Константинопольского III, Вселенского IV//Христианское чтение. 1847. 1–4. · Внешнее состояние Церкви Восточной в IX-XIII столетии//Там же. 1848. 1. · Жизнь св. Афанасия Александрийского //Прибавления… Ч. 10. 1851. · Подвижники веры на Востоке после падения империи Греческой//Там же. Ч. 11. 1852. · Совершил ли Господь Иисус Христос пасху иудейскую на последней вечери Своей с учениками//Там же. Ч. 12. 1853. · Жизнь блаженного Феодорита , епископа Киррского//Там же. Ч. 14. 1855. · Письмо Мары Самосатского к сыну его Серапиону//Там же. Ч. 20. 1861. · О сане епископском в отношении к монашеству в Церкви Восточной//Там же. Ч. 21. 1862. · Св. Епифаний Кипрский //Там же. Ч. 22. 1863. · Образование канона священных книг//Там же. Ч. 24. 1871. · О соборе Иерусалимском 1672 г.//Там же. · О Церкви Греческой с 1453 года до начала XVIII столетия//Там же. Ч. 32. 1883. Исследования по истории Русской Церкви · Известие об Аврааме Палицыне//Москвитянин. 1841. Ч. 5. · Возражения против замечаний об осаде Троицкой лавры//Там же. 1842. Ч. 6. · О святых Кирилле и Мефодии//Там же. 1843. Ч. 3. · Кирилл II, митрополит Киевский и всея России//Прибавления... Ч. 1. 1843. · О походе руссов на Сурож//Записки Одесского общества истории. 1855. Т. 1. · Святой Петр, митрополит Киевский, и его исповедание веры//Прибавления... Ч. 2. 1844. · О духовных училищах в Москве в XVII веке//Там же. Ч. 3. 1845. · Святой Иона, митрополит Киевский//Там же. Ч. 4. 1846.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Россия: Полное географическое описание нашего отечества/Под ред. В. П. Семенова Тянь-Шаньского. СПб., 1899–1913. Т. 1–10, 15–16, 18–19. Русский календарь на 1903, 1908, 1912 годы/Изд. А. Суворин. СПб., 1903; 1908; 1912. Стрельбицкий И. Исчисление поверхности Российской империи в общем ее составе в царствование императора Александра III и смежных с Россией азиатских государств. СПб., 1889. Центральный статистический комитет/Население империи по переписи 28 января 1897 года по уездам. СПб., 1898. Янсон Я. Е. Сравнительная статистика России и западноевропейских государств. СПб., 1879. Т. 1. Nolde B. La formation de l’Empire russe. Paris, 1952–1953. 2 v. Trubetzkoi G. Rußland als Großmacht. Stuttgart, 1913; 2 Ed. 1917. в) Дьяконов М. А. Очерки общественного и политического строя Древней Руси.4-е изд. СПб., 1912. Ключевский В. О. Происхождение крепостного права в России//Рус. м. 1885. 8; то же, в: Ключевский В. О. Опыты и исследования. Первый сборник статей. М., 1912; 2-е изд. Пг., 1918. Милюков П. Н. Очерки (общая лит. б). Романович-Славятинский В. Е. Дворянство в России от начала XVIII века до отмены крепостного права. СПб., 1870; 2-е изд.: 1912. Семевский В. И. Крестьяне в царствование императрицы Екатерины II. СПб., 1881–1901. 2 т.; 2-е изд. СПб., 1903. Т. 1. Семевский В. И. Крестьянский вопрос в России в XVIII веке и первой половине XIX века. СПб., 1888. Т. 1. Фенин А. И. К истории общественного и хозяйственного развития России (1883–1906). Прага, 1938. Alexejev N. N. Das russische Volk und der Staat//Kirche, Staat und Mensch. Russisch-orthodoxe Studien. Genf, 1937. Fedotov G. P. Reich Gottes und Geschichte//Ibidem. г) Вальденберг В. Древнерусские учения о пределах царской власти: Очерки русской политической литературы от Владимира Святого до конца XVII века. Пг., 1916. Гиббенет Н. Историческое исследование дела патриарха Никона. СПб., 1882–1884. 2 ч. Дьяконов М. А. Власть московских государей: Очерки из истории политических идей Древней Руси. СПб., 1889. Зызыкин М. В. Патриарх Никон: Его государственные и канонические идеи. Варшава, 1931–1939. 3 т. [репринт: М., 1995].

http://sedmitza.ru/lib/text/439983/

11 Хотя проф. И. Корсунский упоминает это издание (Корсунский 1894. С. 56), в академическом каталоге, им же составленном, эта книга не значится. Всего в библиотеке МДА на 1882 г. имелось 12 разных изданий с оригинальными текстами свт. Григория (из них 4 полных собрания творений. См.: 2239–2250). 12 Sancti Patris nostri Ephraem Syri Opera omnia quae extant graece, syriace, latine in sex tomos distributa/Ad mss. codices Vaticanos aliosque castigata, multis aucta, interpretatione, praefationibus, notis, variantibus lectionibus illustrata. Syriacum textum recensuit P. Benedictus, S. J., post ejus obitum vero St. Eu. Assemanus archiep. Apamensis notis vocabulis animavit, latine vertit et variorum scholiis locuplevit. Romae, 1732–1746. Ha греческом (c лат. пер.): T. I, 1732; II, 1743; III, 1746. Ha сирийском (c лат. пер.): T. I, 1737; II, 1740; III, 1743 2229). 13 Всего в библиотеке МДА имелось 14 изданий сочинений свт. Василия (из которых самое современное I. Gamier’a в 6-ти томах; Parisiis, 1839. 2220) и 7 изданий свт. Афанасия (последнее из них – Бенедиктинское издание в 3-х томах: Parisiis, 1698. 2206). 15 Характеристики TLG могут быть дополнительно проверены и уточнены по номерам CPG согласно указателю «CPG – русские переводы». 16 Clavis Patrum Graecorum. Vol. 2. Ab Athanasio ad Chrysostomum/Cura et studio M. Gerard. Brepols – Turnhout, 1974. 18 Святитель Григорий Богослов , архиепископ Константинопольский. Собрание сочинений в 2-х томах. Репринт издания П. П. Сойкина (1910). Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994; Святитель Афанасий Великий . Творения. Т. 1–4. М., 1903 (переизд.: М., 1994). Это издание повторяет порядок и нумерацию сочинений Афанасия, принятые в ТСО. Святой Ефрем Сирин . Творения. Т. 1–8. М„ 1907 (М.: Т. 1, 2 Т993; Т. 3 4994; Т. 4–8 4995). Только Т. 1–6 являются переизданием ТСО. Т. 7, 8 были переведены в начале XX в. с латинского (лат. перевод сочинений прп. Ефрема, сохранившихся только на армянском языке). 19 Святитель Василий Великий , архиепископ Кесарии Каппадокийския.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

Сергий (Васильевский), архим. Высокопреосвященнейший Филарет, в схимонашестве Феодосий (Амфитеатров), митр. Киевский и Галицкий и его время. Казань, 1888. 3 т. Филарет (Гумилевский) , архиеп. Письма к А. В. Горскому. М., 1885. Филарет (Дроздов) , митр. (о его письмах и др. сочинениях см. библиогр. к Введению Б). Филарет (Дроздов) , митр. Письмо к протопресвитеру Бажанову по поводу записки о состоянии православной Церкви в России//Душеп. чт. 1889. 4. О Филарете (Дроздове) : Заозерский Н. А. Филарет, митр. Московский, как администратор и судья в своей епархии//Прибавления. 1883. 2. Корсунский И. Святитель Филарет, митр. Московский, его жизнь и деятельность на Московской кафедре по его проповедям в связи с событиями и обстоятельствами того времени. 1827–1867. Харьков, 1894. Корсунский И. Филарет Дроздов //РБС. Фабер-Цявловский. 1900. Назаревский В. Государственное учение митр. Филарета. 2-е изд. М., 1885; 3-е изд. М., 1888. Наумов Д. Филарет, митр. Московский, как канонист. М., 1893. Очерк жизни высокопреосв. Филарета, митр. Московского и Коломенского. М., 1868; 2-е изд. М., 1869. Сборник, изданный Обществом любителей духовного просвещения по случаю празднования столетнего юбилея со дня рождения (1782–1867) Филарета, митр. Московского. М., 1882–1883. 2 т. Смирнов А. А. Детство, отрочество, юность, годы учения и учительство в Троицкой лавры семинарии митр. Филарета (1782–1808). М., 1893. Смирнов А. А. Петербургский период жизни митр. Филарета (1808–1819). М., 1894. Смирнов А. А. Филарет, архиепископ Тверской, Ярославский и Московский (1819–1826). М., 1896. Сушков Н. В. Записки о жизни и времени святителя Филарета, митр. Московского. М., 1868. Филарет, митр. Московский. 1867–1917. Сборник статей к годовщине 50-летия со дня кончины Филарета, митр. Московского. Сергиев Посад, 1918. Флоровский Г. Филарет, митрополит Московский//Путь. Париж, 1928. 12. Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1937 [репринт: Вильнюс, 1991]. Jugie M. Philarete Drozdov//DTC. 1933. V. 13. 1. Sp. 1376–1395 (библиогр).

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

25 . Горский-Платонов Г.И. О недоумениях, вызываемых русским переводом св. книг ветхого Завета.//«Православное обозрение». 1877, I. С. 69–104, 260–284, 681–702. 26 . Деступис Г. О жизни и трудах Константина Экономоса.//«Странник». 1860, III. С. 1–23. 27 . Евсевий И. Профессор Михаил Иванович Богоявленский./Памяти профессора Михаила Ивановича». Казань: Центральная типография. 1917. С. 137. 28 . Евсеев И.Е. Книга пророка Даниила в древнеславянском переводе. Введение и тексты. Москва. 1905. С. 136–137. 29 . Евсеев И.Е. Книга пророка Даниила в переводе жидовствующих по рукописи XVI века.//«Чтение в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете». 1902, кн. III. С. 154. 30 . Елеонский Ф.Г. К вопросу об особенностях оригинального текста, каким пользовались LXX толковников при своём переводе.//«Христианское Чтение». 1894, I. С. 341–362. 31 . Елеонский Ф. Новый замечательный результат библейско-филологических изысканий относительно книги пророка Даниила.//«Христианское Чтение» 1903, т. CCXV, II. С. 674–676. 32 . Елеонский Ф. Следы влияния еврейского текста и древних кроме 70-ти переводов на древнейший славянский перевод Библии. Санкт-Петербург. 1905. 68 с. 33 . И.Е. [Рец. на] Новое кембриджское издание Ветхого Завета Свита.//«Христианское Чтение». 1895, I, январь-февраль. С. 222–224. 34 . Издание Синайского кодекса Тишендорфом.//«Православное Обозрение». 1862, 7. С. 95–103. 35 . Иосиф (Баженов), архим. Исторические сведения о переводе LXX.//«Духовная Беседа». 1860, Х, 34. С. 475–480; 35. С. 491–512. 36 . Ипполит Римский , свят. Творение. Выпуск 1. Толкование на книгу пророка Даниила. Репринт. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1997. С. 148. 37 . К истории отношений греческого перевода LXX в его настоящем виде к еврейскому подлиннику.//«Чтение в обществе духовного просвещения». 1882, март. С. 123–126. 38 . Князев А. прот. Историческое и богословское значение «Письма Аристея к Филократу».//»Православная Мысль» . 1957, XI. С. 123–138. 39 . Королькова И. прот. Суждения епископа Феофана и епископа Порфирия о переводе Священного Писания на русский язык.//«Труды Императорской Киевской Духовной Академии». 1915, сентябрь. С. 142–181. Эл. вариант http://www.sravnika.narod.ru/lxx/feof0.htm.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

964 . Голлербах Э. История гравюры и литографии в России. – М.; Пг.: Гос. изд.-во, 1923. – 219 с.: ил. – Из содерж.: Гравюры Л. Дмитриева-Кавказского: (Резцом, крепкой водкой, сухой иглой). – С. 179–181. В перечне гравюр: 13. Игнатий, архим. Сергиевской Лавры (sic!); 14. Игнатий Брянчанинов «бывш. архим. сей Лавры» (sic!) 1882. Он же – заметка на его портрете (епископом); 22. Михаил Чихачев, бывш. архим. (sic!) Сергиевской Лавры (sic!). 965 . Дмитриев-Кавказский (Дмитриев, псевдоним – Арслан), Лев Евграфович//Художники народов СССР: Биобиблиогр. словарь. – М., 1976. – Т. 3: (Георгадзе-Елгин). – С. 401–402. Об авторе портрета свт. Игнатия (1881 г.). 966 . Святитель Игнатий Брянчанинов , епископ Ставропольский: [Открытка]. – М.: изд-во Моск. Патриархии, 1990. – 1 л. 967 . Вороно М. Гравюра с ремарками//Лад. – 1993. – 4. – С. 16–17: ил. О портрете свт. Игнатия, гравированном Л. Е. Дмитриевым-Кавказским. На ил.: портрет архим. Игнатия; три ремарки на полях гравюры – портреты еп. Игнатия, схимон. Михаила Чихачева, архим. Игнатия Малышева . Автор статьи ошибочно приписал авторство гравюры худ. В. А. Боброву. 968 . Михайловский замок: Эпоха военных инженеров/Е. Кальницкая, В. Французов; Гос. Русский музей. – СПб.: Palace Edition, 1996. – 24 с.: ил. – Из содерж.: Дмитриев-Кавказский Л. Е. Игнатий Брянчанинов : Офорт. – С. 15:969. Св. Иннокентий, просветитель Америки: 200-летие рождения (1797–1997) и 20-летие прославления: [Житийные иконы]/Предисл. игум. Германа (Подмошенского)//Рус. паломник. – Платина, 1997/1998. – 16. – С. 91–99: ил. На ил.: Пострижение в монахи о. Иоанна свт. Филаретом Московским и свт. Игнатием Брянчаниновым – с. 95:970. Виды монастырей Санкт-Петербургской епархии: Александро-Невская лавра. Свято-Троице-Сергиева мужская пустынь. – Репринт. изд. 1906–1913 гг. – СПб.: изд-во В. А. Юрженко, 1999. – с.: ил. – Из содерж.: Отцы настоятели: Архимандрит Игнатий (Брянчанинов) : [Портрет]. – С. 971 . Филимонов В. П. Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий и Русская Голгофа. – СПб.: Сатисъ, 1999. – 334 с.: ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010