И речеши к нему: Господь Бог Еврейский посла мя к тебе, глаголя: отпусти люди Моя, да Ми послужат еси доселе. Сия глаголет Господь: по сему увеси, яко Аз Господь: се Аз ударю через Аарона жезлом, иже есть в руце Моей, по воде речней, и преложится в кровь для наказания твоего: и рыбы, яже в реце Ниле, изомрут, и возсмердится река, и не возмогут Египтяне пити воды от реки. Моисей, вышел заутра на реку, встретился с Фараоном, и как скоро изрек сии слова к нему от Лица Господня: тотчас Господь рече к Моисею: рцы Аарону брату твоему: возми жезл твой в руку твою, и простри руку твою на воды Египетския, и на реки их, и на кладязи их, и на езера их, и на всякое собрание вод их, ударь жезлом по реке в присутствии Фараона, обозрев силою веры все воды Египетские, и вся вода будет кровь по силе веры вашей и по действию Всемогущества Моего. И сотвориша тако Моисей и Аарон, якоже заповеда им Господь: и взем Аарон жезл свой, удари воду речную пред Фараоном, и пред рабы его: и преложи всю воду речную в кровь: и рыбы, яже в реце, изомроша: и возсмердеся река, и не можаху Египтяне пити воды от реки, которую они большей частью употребляли: и бяше кровь не только в реке, но и по всей земли Египетстей, в древесех же и в камениях, во всех водных вместилищах. Но Фараон, вместо того, чтобы, увидев таковое наказание Божие, смириться и Богу покориться, исполнить святую Волю Его, вознесеся духом против Бога, и, призвав паки мудрецов своих, повелел им подобное сотворить. И сотвориша волсви Египетстии волхвованиями своими такожде, претвориша воду в кровь, вероятно в том месте, где жили Иудеи, и где вода в кровь не претворилась. И ожесточися сердце Фараоново по причине оного чародеяния, и не послуша их, якоже рече Господь. Возвратився же Фараон, вниде в дом свой: и не положи себе и сего во уме, не пришел в себя и не смягчился и по сему наказанию, а мечтал быть великим по упорству своему. За упорством же единого человека, человека начальствующего, весь народ страдал. Все Египтяне не имели ни свежей рыбы для пищи, ни чистой воды для питья.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

«И там повелю морскому змею уязвить их»: морской змей или левиафан чудовище, по народным представлениям обитавшее в морях (ср. Пс 103.26 ; Ис 27.1 ). Ам.9:4 .  И если пойдут в плен впереди врагов сво­их, то по­велю мечу и там убить их. Обращу на них очи Мои на беду им, а не во бла­го­. Спасшиеся от меча неприятелей пленом погибнут в плену. Ам.9:5 .  Ибо Го­с­по­дь Бог Саваоф коснет­ся земли, – и она растает, и восплачут все живущие на ней; и поднимет­ся вся она как река, и опустит­ся как река Египетская. Как и в Ам 5.13 , возвещение суда заканчивается прославлением величия и всемогущества Божия. Образ речи в ст. 5 заимствован из воспоминания о недавнем землетрясении ( Ам 4.11 ). Отсюда же в Ам 8.8 пророк заимствует и форму для выражения угрозы. См. прим. к Ам 8.8 . Ам.9:6 .  Он устро­ил горние чертоги Свои на небесах и свод Свой утвердил на земле, при­зывает воды морские, и изливает их по лицу земли; Го­с­по­дь имя Ему. Пророк дает образное описание величия Божия. «Он устроил горние чертоги Свои (maalothav) на небесах»: maalah значит собственно восход или ступень на лестнице ( 3Цар 10.19 ; Пс 120.1 и др.); LXX перевели его словом νβασις, слав. «восход»; новейшие комментаторы обыкновенно отождествляют maalothav с евр. alijomh вышние обители, горние чертоги. «И свод Свой» (Vaaguddatho): евр. aguddah значит связь, ярмо, пояс ( Исх 12.22 ; Ис 58.6 ), толпа людей ( 2Цар 2.25 ); в приложении к зданию agguddah может означать свод, фундамент, в каковом смысле и употреблено это слово в ст. 6-м. Пророк называет фундаментом (сводом) чертогов вышних твердь или видимое небо. Все выражение пророка тождественно крепкому изречению Исаии: «небо – престол Мой, земля – подножие ног Мои " х ( Ис. 66:1 ): – LXX производили слово aguddah от гл. nagad и перевели – παγγελα – свидетельство, обещание; отсюда в слав. «обещание Свое на земли основаяй». Ам.9:7 .  Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы? говорит Го­с­по­дь. Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и Филистимлян – из Кафтора, и Арамлян – из Кира? У Израиля могла оставаться надежда, что он спасется от предстоящего суда Божия, как народ завета, избранный Богом из среды других.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И услышал я голос Господа, говорящего: “Кого Мне послать? И кто пойдет к народу сему?” И я сказал: “Вот я, пошли меня!” И сказал Он: “Пойди и скажи народу сему: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их” И сказал я: “Доколе, Господи?” Он сказал: “Доколе не опустеют города, так что будут необитаемы, и дома, так что не будет людей, и земля захваченная будет пуста. И после того удалит Бог людей, и умножатся оставшиеся на земле”. Ис 6:1–12 Пророчества Исаиина чтение (глава 19): 3. Пророчества Исаии чтение Се Господь седит на облаце легце и приидет в Египет, и сотрясутся рукотворенная египетская от Лица Его, и сердце их умалится в них. И смятется дух их в них, и совет их разорит. И предаст Египта в руки господей, зане сия глаголет Господь, Владыка Святый Саваоф. Пиют египтяне воду яже при мори. Река же оскудеет и изсхнет. Сия глаголет Господь: где суть ныне премудрии твои? Да возвестят ти и да рекут тебе что совеща Господь Саваоф на Египта. В день он будут египтяне в страсе и трепете от лица руки Господа Саваофа, юже Он возложит на них, и будет олтарь Господень в стране египетстей и столп в пределех его Господеви. И будет в знамение в веки Господу Саваофу в стране египетстей. Яко воззовут ко Господу, и послет им Господь человека, иже спасет их. И ведом будет Господь египтяном, и познают египтяне Господа в день он, и сотворят жертву и дар, и помолятся, и воздадят обеты своя Господеви. Вот, Господь восседает на облаке легком и придет в Египет. И потрясутся рукотворные идолы Египетские от лица Его, и сердце их изнеможет в них. И смутится дух их в них, и совет их разрушу, и предам Египет в руки властителей жестоких: так говорит Господь Саваоф. И будут пить Египтяне воду, что при море, а река иссякнет и высохнет. Так говорит Господь: Где ныне твои мудрецы? И пусть они возвестят тебе и скажут, что определил Господь Саваоф о Египте.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/sretenie-...

Иез.29:1 .  В десятом году, в десятом месяце, в двенадцатый день месяца, было ко мне слово Го­с­по­дне: Декабрь – январь 587 г., должно быть, когда войско египетское двинулось на выручку Иерусалима от осаждавших его халдеев, которые действительно сняли на время осаду ( Иер 37.5 ); это могло возбудить большие надежды и послужило ближайшим поводом к пророчеству, параллельному след. Иер 37.6 и д. Греч. не в 10 году, а в 12 (слав. – 10), должно быть, из желания сохранить хронологически порядок пророчеств, см. Иез.26.1 . Но Иезекииль явно располагает здесь пророчества в географическом порядке ср. ст. 17 и Иез.30.1 . День в греч. и слав. 1-й, а не 12. Иез.29:2 .  сын человеческий! обрати лице твое к фараону, царю Египетскому, и изреки про­роче­с­т­во на него и на весь Египет. Фараоном тогда был Офра ­­ Угабра ­­ Априс классиков, имеющийся в виду и в Иез.17.7 ; пророк не называет его, потому что пророчество направлено не лично против него, а против его государства, что и дается понять прибавлением «и на весь Египет». Иез.29:3 .  Говори и скажи: так говорит Го­с­по­дь Бог: вот, Я – на тебя, фараон, царь Египетский, большой крокодил, который, лежа среди рек сво­их, говоришь: «моя река, и я создал ее для себя». Колорит описания заимствован от страны. «Крокодил» (евр. таним собственно всякое морское чудовище – Быт 1.21 , греч. δρακων, Вульг. draco, слав. «змий», может быть, в виду Исх 7.9 ), животное сразу так страшное, отвратительное и чтимое у египтян, отличительная принадлежность страны (теперь в Дельте нет; различаются два вида по числу и положению чешуи на спине. Трош), был самым подходящим образом для гордой египетской монархии, менее страшной, чем она казалась, и часто становившейся добычею отважных предпринимателей (Сиггеу по Тр.). Август изобразил на монетах Египет после подчинения его под видом крокодила. Арабы называют крокодила в насмешку фараоном. – «Лежа», чувствуя себя вполне безопасным. Тот самый Офра, при котором и на которого написано это пророчество, по Геродоту (II, 169) говорил, что ни Бог, ни человек не может отнять у него царства (лишен престола Амазисом). – «Рек» – множественное число указывает на систему рукавов и каналов Нильских. При 27 династии столицей был Саис на Дельте. – «Моя река» – йеор, слово, прилагавшееся сначала исключительно к Нилу, взятое с египетского (в Розетских надписях йор, в копт. йаро) и только позднее получившее и общее значение реки или канала ( Иов 28.10 ; Дан 12.5–6 о Тигре). – «Я создал ее». Чудовищное самопревозношение, имевшее мнимое основание в том, что система каналов, сообщающая Нилу все его значение для Египта, обязана существованием фараонам; ср. голландскую пословицу: «землю сотворил Бог, а Голландию мы».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как молния, гибель от Него поражает сильных и опустошение разрушает крепости (на которые беспечные израильтяне возлагают большие надежды ( Ам.6:13 ). Таким образом и здесь (как и в Ам. 8:8 ) доксология не нарушает связи пророческой речи, а наоборот сообщает главным мыслям всей проповеди Амоса логическую устойчивость и смысловую полноту. Полная уместность в кн. Амоса и славословия Ам. 9:5–6 , особенно рядом с мыслями предшествующих стихов 2–4, – непосредственно очевидна уже при простом последовательном чтении всего отдела (2–6 ст.). И здесь, как и в 4:13 и 5:8 (пожалуй, здесь даже более определенно, чем в этих местах) обращение пророка к величию и всемогуществу Божию есть объяснение праведного суда Иеговы из самых глубоких оснований религиозного исповедания пророка. От грозного суда Иеговы, предрекаемого пророком, никто и нигде не укроется (2–5), ибо Господь вездесущ и всемогущ: Он все видит в мире, потому что Он Сам есть Творец мира и верховный его управитель. Если прервать речь только на 4 стихе, то она лишится необходимого и естественного заключения, в котором именно и лежит определяющий акцент всей речи и без которого предшествующие стихи в своем содержании делали бы впечатление недоговоренности 101 . Впрочем, если бы даже мы не имели в книге пр. Амоса пререкаемых славословий, от этого понимание пророком универсального могущества Иеговы нимало не утратило бы своей высоты. Ни с чем несравнимое величие, вездеприсутствие и всемогущество Иеговы выступает в совершенно раздельных чертах и в (неоспариваемом) отделе Ам. 9:2–4 . «Хотя бы они зарылись в преисподнюю, и оттуда рука Моя возьмет их; хотя бы взошли на небо, и оттуда свергну их. И хотя бы они скрылись на вершине Кармила, и там отыщу и возьму их; хотя бы скрылись от очей Моих на дне моря, и там повелю морскому змею уязвить их». Грозный Судия Своего народа Иегова единовластно распоряжается всем миром; Его всемогуществу подчинены небо, земля и преисподняя. К таким определениям существа Иеговы немного нового прибавляют черты божественного величия, содержащиеся в рассмотренных доксологиях ( Ам.4:13; 5:8; 9:5–6 ). Затем, нижеследующие изречения из кн. Амоса служат лишь пояснением (срв. конец 5 ст. 9 гл. и 8:8) содержания доксологий: Ам. 1:2 : Господь возгремит с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима, и восплачут хижины пастухов, и иссохнет вершина Кармила; Ам. 7:4 : Вот Господь Бог произвел для суда огонь, и он пожрал великую пучину 102 , пожрал и часть земли; Ам. 8:7–9 : Клялся Господь славою Иакова: поистине не забуду ни одного из дел их! He поколеблется ли от этого земля, и не восплачет ли каждый живущий на ней? Взволнуется вся она, как река, и будет подниматься и опускаться, как река Египетская 103 . И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень, и омрачу землю среди светлого дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

На самом деле, такое понимание указанных мест книги Иоиля не должно подлежать сомнению при сравнении их с теми местами Амоса, где идёт речь о землетрясении. Правильному пониманию, главным образом, вредит ошибочное толкование означенных мест книги Амоса. Чтобы не повторять того, что сказано раньше нас другими 97 , мы кратко объясним только самую сущность дела. в) только, как указание на землетрясение, понятны выражения «под вами» (евр., , LXX – ποκτω μν, Vulg. subter vos) и «нагой убежит», равно как и сравнение с телегою, нагруженною снопами. В Ам.3:14–15 мы читаем: «В тот день Я взыщу на жертвенниках в Вефиле, и отломятся роги жертвенника, и падут на землю, и разрушу дом летний на дом зимний, и исчезнут () домы из слоновой кости, и не станет () многих домов, – говорит Господь». Для понимания этого места решающее значение имеют слова и . Первое употреблено здесь, очевидно, в том же значении, как и в истории Корея ( Числ.16:33 ):  – «и покрыла их земля, и они пропали» (в буквальном смысле; от глаг. «пропадать» происходит слово , буквальное значение которого – «пропасть»; глагол указывает на внезапное, нечаянное исчезновение. В Ам.8:8–9 , изобразив нечестие своих современников, пророк продолжает: «не поколеблется ли от этого земля, и не восплачет ли каждый живущий на ней? Взволнуется вся она, как река, и будет подниматься и опускаться, как река Египетская. И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень, и омрачу землю среди светлого дня». И здесь идёт речь о землетрясении. Убедительно говорят за это последние строки этого места, где пророк указывает на помрачение солнца и тьму на земле, которые являются почти постоянными спутниками землетрясения (Плин. Hist. nat. VI, 20). Наблюдения показывают, что при сильных землетрясениях атмосфера терпит большие изменения, и густые туманы делают мрачным вид неба; Гумбольдт в своём Kosmos’e (I, 214) удостоверяет это, как неоднократно наблюдаемый им факт. Нужно предполагать, что и землетрясение, бывшее при Озии и пережитое Амосом, вероятно, сопровождалось подобными атмосферными явлениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

Так что место, находящееся между названными высказываниями и вторым рассказом возвещающее Владычнее повеление, если подобает речи боголюбиво не разрушать его согласия с ними обоими, нужно было бы понимать в том же смысле и тем же образом, и тогда «возьми жезл твой и простри руку твою на воды Египтян ( Исх.7:19 )» будет относиться не ко всем вообще водам, но [лишь] к речным. Ведь Он и прибавляет: на реки их, хотя через Египет протекает одна река и воды ее не разделяются на много частей: посему водами и реками он в разных выражениях именует Нил. Соответственно и потоки речные, и озера в ней, и всякое вместилище вод в ней, и эти вот пригодные для питья струи превратились в природу крови: и была кровь по всей земле Египетской ( Исх.7:21 ), то есть по той, через которую протекает река, и если было в ней древо или камень 21 , могущий удерживать и содержать воду: ведь не те древеса и камения, которые в жилищах или под открытым небом, не омываемые влагой, но те, что в реке, – из них никакое не избежало общей участи речных вод. Мне известно, что некоторые под «древесами и камениями» понимают деревянные и каменные сосуды: достаточным опровержением им будет умолчание о глиняных и стеклянных и других материалах, из которых изготовляют подобные вещи, и то, что есть большая разница – говорить о камнях и деревьях или о сосудах, которые ремесло и искусство обращают во вместилища для жидкого естества. Итак, если вода реки и всех потоков, которые в реке, превратилась в кровь, а остальные воды Египта не превратились вместе с ними, то ничего странного, если египетские колдуны, взяв воду откуда-то еще, придали ей вид и кажимость крови; и для подражания лучше подходило взять для представления трюка, скорее, питьевую и пресную воду, чем соленую и негодную для питья влагу: ведь перемена вещества умаляет подобие действия. А если бы Моисей и Аарон жезлом обратили в кровь все воды Египта, то, во-первых, неблагоразумно было бы подвергать участи творящих несправедливость тех, кто несправедливость потерпел, и наказывать жаждой тех, ради кого творились эти чудеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

То есть, Господь борется с ложными богами этого мира! Наш мир хоть и не языческий, но он тоже имеет множество ложных богов! Боги нашего мира – это рок-музыканты, кривляющиеся на сцене, это доллар или евро, это стремление к спекулятивному обогащению, это политики разных мастей, которые подобно лжепророкам постоянно обманывают свой собственный народ! Ложные боги нашего мира, которых в огне Армагеддона придет и сокрушит Господь – это и представители ложных религий, и даже те, кто, может быть, и рядится в истинную религию, но, как жрецы фараона, пекутся только о себе, пасут сами себя, поедают овец Дома Господнего. И Господь придет сокрушить всех этих ложных богов! Здесь мы с вами читаем, как наносится удар по Нилу, божественной реке египтян: Исх.7:17–19 . «Так говорит Господь: из сего узнаешь, что Я Господь: вот этим жезлом, который в руке моей, я ударю по воде, которая в реке, и она превратится в кровь, и рыба в реке умрет, и река воссмердит, и Египтянам омерзительно будет пить воду из реки. И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: возьми жезл твой, и простри руку твою на воды Египтян: на реки их, на потоки их, на озера их и на всякое вместилище вод их, – и превратятся в кровь, и будет кровь по всей земле Египетской и в деревянных и в каменных сосудах». Обычно казни совершал Моисей, пророк Божий, и здесь немного непонятно, почему именно Аарону поручается ударить по Египту? На самом деле, конечно, Сам Господь совершает этот удар, но Моисей как бы устраняется от этого действия, хотя во всех других случаях будет действовать именно он. Это связано с тем, что у Моисея были благодарные чувства, он еще помнил, а если не мог еще помнить, то, разумеется, знал, что когда он был младенцем, его спасла именно эта река, потому что был приказ топить еврейских младенцев, а его мама сделала корзинку, положила туда ребенка и пустила по Нилу. Сестренка же Моисея Мариам бежала по берегу и смотрела, куда корзинка уплывет. И у Моисея не поднимается рука, потому что он был спасен благодаря этой реке, возвышен: египетская принцесса его обнаружила.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

указывает на внезапное, на нечаянное исчезновение. В 8-й главе пророк, изобразивши нечестие своих современников, продолжает: «не поколеблется ли от этого земля, так что восплачет каждый живущий на ней? Взволнуется вся она как река, и будет подниматься и опускаться как река египетская. И будет в тот день – слово Господа Иеговы – произведу закат солнца в полдень, и омрачу землю среди светлого дня и т. д.». После рассмотренных мест нельзя сомневаться, что пророк и здесь указывает на землетрясение. Мы выписали эти слова, имея в виду главным образом последние строки. Помрачение солнца и подавляющая чувство тьма на земле – почти постоянные спутники землетрясения 56 . Гумбольдт рассказывает, что он сам неоднократно наблюдал, как при сильных землетрясениях атмосфера терпит большие изменения, и густые туманы делают мрачным вид неба 57 . Землетрясение, бывшее при царе Озии, вероятно сопровождали подобные атмосферные явления, и на них указывают слова «произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня». На землетрясение указывают, как заметили еще Ибн-Езра и Азария де-Росси, и начальные слова пророческой книги «Иегова возгремит ( ) с Сиона, и даст глас свой из Иерусалима». Пророк без сомнения разумеет здесь подземные громовые раскаты, которые обыкновенно предваряют и сопровождают сотрясения почвы. Глагол в раввинской литературе нередко употребляется в таком смысле 58 . Во всех приведенных местах пророк говорит о землетрясении в будущем времени. Землетрясения, в особенности сильные, редко оканчиваются одним толчком; обыкновенно колебания земли с большей или меньшей силой повторяются месяцы, даже годы 59 . Без всякого сомнения, и в царствование Озии землетрясение открылось не вдруг, и на основании предвестников катастрофы пророк за два года предсказал его. В других речах, которые очевидно сказаны после землетрясения, пророк говорит о нем в прошедшем времени. Выписываем из этих речей еще два места. В 4пророк говорит: «Я произвел среди вас разрушение, как разрушение Содома и Гоморры, и вы были выхвачены как головня из огня; но при всем том вы не обратились ко Мне – слово Иеговы».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vremja...

Ягве Бог Саваоф имя Ему». – б) 5:8: «Кто сотворил семизвездие и Орион, и претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным как ночь, призывает воды морские и разливает их по лицу земли? Ягве имя Ему». – в) 9:5–6: «Ибо Ягве Бог Саваоф коснется земли и она растает, и восплачут все живущие на ней; и поднимется вся она как река, и опустится как река Египетская. Он устроил горние чертоги Свои на небесах и свод Свой утвердил на земле, призывает воды морские и изливает их по лицу земли, Ягве имя Ему». 6) Обвинение против Израиля (9:7–10). 7) Мессианское обетование о восстановлении скинии Давидовой падшей, а также о даровании земле чудесного плодородия, о возвращении народа из плена, о ниспослании мира и безопасности (9:11–15). Б. Авторство и вопрос о единстве: Что касается значительной части содержащихся в книге пророчеств, а также описаний видений, то в их отношении авторство Амоса никогда под сомнение не ставилось, Записи пророчеств и видений были собраны и приведены в порядок редактором, принадлежащим к кругу учеников и последователей пророка. Этот же редактор вставил в книгу биографический рассказ о столкновении пророка со священником Амасией в Вефиле, что несколько нарушило первоначальный порядок сборника. В настоящее время еще ставится под сомнение авторство Амоса в отношении пророчества об Иудее (2:4–5), отличающегося по своему стилю от прочих элементов книги. Ставится оно также под вопрос и в отношении гимнов (4:13, 5:8–9, 9:5–6), из-за того что они касаются темы творения вселенной, тогда как в остальных частях книги нигде о творении не говорится. И, наконец, ставится также под вопрос подлинность 9:11–15, т.е. мессианского финала книги. Причиной сомнения является упоминание о падшем, т.е. об уже не царствующем доме Давида и о возвращении из плена. На этих основаниях критика относит составление этого текста к эпохе Вавилонского плена, т. е. после 586 года. Однако оригинальный текст говорит не о павшей, а о расшатанной или потрясенной скинии Давида, которая, т.о., еще может мыслиться стоящей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010