Скачать epub pdf ГЛАВА ДВЕННАДЦАТАЯ Сегодня мы будем изучать 12-ую главу Книги Исход. Она начинается словами: Исх.12:1 . «И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря». Казалось бы, здесь дважды говорится об одном: «И сказал… говоря». Когда подобное встречается, надо обратить внимание на то, что речь идет о двух служителях Бога: о Моисее и Аароне. Конечно, достоинство их было очень высоко, но у Моисея есть преимущество: о нем в конце Пятикнижия говорится, что не было такого пророка и не будет, как Моисей. Поэтому Аарон уступает ему. И мы можем предположить, что слово «сказал» относится к Моисею, а слово «говоря» – как бы на сказанное дается некий комментарий – относится к Аарону. И подчеркивается: «в земле Египетской». Для чего это подчеркивается? Для того чтобы показать, что когда люди находятся на чуждой земле, их понимание Божественного откровения снижается. Древние даже считали, что пророчествовать можно только в Святой земле, и когда евреи оказываются в рассеянии, дух пророческий их покидает. Ну, двух пророков, которые находились в рассеянии, мы видим: это пророк Даниил и пророк Иезекииль. Но, что интересно, и в случае с Иезекиилем, и в случае с Даниилом, упоминается, что они получают пророчества на берегу реки. В одном случае это река Тигр, в другом случае это Оар. То есть, чтобы в чужой земле получить откровение, надо совершить очищение, омыться. И пророки на чужбине совершали ритуальные омовения, в результате которых на них сходил Дух Святой, и они получали откровения. И мы читаем 2-ой стих: Исх.12:2 . «Месяц сей [да будет] у вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года». В древности евреи считали, что Пятикнижие Моисея должно начинаться именно с этой заповеди. Потому что это первая заповедь, которая дается им как народу, и они даже задавались вопросом, почему Тора, то есть Пятикнижие, не начинается: «Месяц сей [да будет] у вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года». Их всегда смущало то, что Пятикнижие Моисеево начинается с сотворения мира и созданием Адама, который является праотцем всех людей, живущих на земле, и не только евреев, но и всех остальных.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Непривычное для русского читателя наименование автора требует пояснения. Дело в том, что еще в первые десятилетия нашего века пристальное изучение выявило в творениях, известных большей частью под именем Макария, ясные указания на то, что их сочинителем был на самом деле какой-то другой выдающийся монах и проповедник. Он жил не в Египте, а в Месопотамии: им упоминаются река Евфрат, набеги индийцев и сарматов, персов и готов, оборонительные сооружения, характерные как раз для приграничных областей тогдашней Римской державы, смежных с Персией, замерзающие зимой реки и озера и тамошнее название месяца апреля. Кроме того, не всегда Макариевы беседы носят это имя; иногда их автором назван Ефим Сириянин, в арабских переводах – Симеон. На сирийское, а не африканское, происхождение намекает и загадочное, до сих пор не объясненное сходство трактата «О христианском установлении» св. Григория, епископа Нисского, брата славного законодателя монастырской жизни св. Василия Великого , с «Большим посланием» Макария. Что на самом деле могло произойти? Возможно, в бурную эпоху догматических споров соборному осуждению незаслуженно подвергся человек выдающегося таланта и благодатной силы, по своим личным привязанностям и жизненным обстоятельствам, не по убеждениям и писаниям, оказавшийся близким к тем, кто был осужден за еретичество. Им был, по предположению Германа Дерриса, немецкого исследователя, больше полувека занимавшегося этим вопросом, Симеон из Месопотамии, упоминаемый ранним церковным историком Феодоритом («Церковная история», 4, 11, 2) в числе пяти вождей мессалиан (евхитов, или «энтузиастов»), осужденных на Эфесском соборе 431 г. Но с сочинениями великого проповедника, имя которого по недоразумению стало неблагонадежным, Церковь никак не могла расстаться, и вот для их спасения они были приписаны египетскому отшельнику, далекому от всяких обвинений. О том, как все это произошло, теперь можно только гадать. На различные предположения наводит, помимо имени «Симеон» в арабских переводах Макария, еще и то, что первое из семи его «Слов», в некоторых списках непосредственно примыкающих к «Пятидесяти духовным беседам» 6 , имеет надписание: «Второе послание Макария к авве Симеону, подвижнику из сеирийской Месопотамии». И чистая ли случайность то, что «Главы» из сочинений св. Макария вошли в обиход византийского монашества, исихастов, тоже под эгидой «Симеона» – Симеона Метафраста ?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Разделы портала «Азбука веры» ( 5  голосов:  5.0 из  5) Оглавление Поклонение святыням (вместо предисловия) Православие и святыня — неотделимы. Как не бывает лесного костра без жара, как солнце воспринималось бы какой-то нелепостью без света, как не может река быть без берегов, так невозможно представить Православия без святыни. Поклонение святыне — насущнейшая потребность христианской души. Как земля засыхает и покрывается трещинами, когда долго нет дождя, так и душа приходит в полное расслабление без духовной пищи, без обращения к святыне. Нам, русским людям, очень повезло — мы родились в России, в лоне Православия, и святыни встречаются нам на каждом шагу: стоит выйти из дому — перед тобой храм, пройдешь двести-триста метров — на солнце сверкают золоченые купола белоснежно-величавого монастыря, завернешь за угол — и чудный колокольный звон остановит тебя, и ты как завороженный будешь долго стоять на одном месте, позабыв о самых необходимых делах, поражаясь виртуозному мастерству едва видимого на колокольне звонаря, и когда продолжишь свой путь, то будешь чувствовать себя совсем иначе, чем несколько минут назад. Куда бы ты ни поехал: на далекий север, к пустынным берегам Белого моря, или на знойный юг, в восхитительный Крым (это уже «малый зарубеж»), к желтым дюнам Балтики или за Уральский хребет, в первозданную, еще не затоптанную Сибирь, — везде соприкасаешься со святыней: с обителями и скитами, с целебными источниками, с чудотворными иконами и мощами угодников Божиих, с веригами, которые носили на себе подвижники благочестия. Да что Россия или так называемое ближнее зарубежье (только по грехам нашим, верно, отошедшее от нас) — святыни есть везде, во всем мире, ибо Православие проникло в самые отдаленные уголки земного шара. Начиная с первых веков христианства отшельники селились в египетских и палестинских пустынях. Антоний Великий , Макарий Великий , Евфимий Великий — столпы Православия — «прозябали» именно в этих местах. В новейшие времена в таких странах, как Тунис, Алжир, Марокко и другие, возникли христианские общины. Совсем недавно на самом юге Африки, в Йоханнесбурге, возник еще один очаг Православия, находящийся под омофором Московской Патриархии.

http://azbyka.ru/fiction/obruchenie-xris...

Шлегель Уильям Исход и завоевание Обетованной Земли Исход и путешествие через Синай 1446 до Рождества Христова «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» ( Исх. 20:2–3 ). Значение исхода Исход из египетского рабства и заключение завета с Яхве на горе Синай – два самых значимых события в истории Израиля. Они обусловили взаимоотношения израильтян с Яхве и сформировали их как народ. Эти события народ должен был постоянно хранить в памяти и вспоминать во время празднования Пасхи, Пятидесятницы и Кущей. Они снова и снова упоминаются и в Ветхом, и в Новом Завете, служа прообразом великого искупления, совершённого Богом через Мессию, Иисуса ( Лук. 22:19 ; Евр. 12:18–24 ). Дельта Нила В Гесеме, находящемся в восточной дельте Нила, народ израильский жил и умножался ( Быт. 47:6, 27 ). В этом регионе был город Раамсес (телль эд-Даб’а, называемый в период гиксосов Аварисом; Быт. 47:11 ; Исх. 1:11; 12:37 ). Он располагался у Пелузийского рукава Нила, ныне пересохшего. География полуострова Синай Полуостров Синай по форме напоминает треугольник, длиной около 400 км с севера на юг и шириной 240 км на севере. Его треугольное очертание сформировали два залива Красного моря. На западе Синай от Египта отделяет Суэцкий залив, а на востоке от Аравийского полуострова его отделяет Акабский залив. Синайский полуостров имеет три основные географические зоны: 1 . 30-километровая песчаная полоса вдоль Средиземно- морского побережья. 2 . Известняковое плоскогорье в центральной части Синая. Большая его часть изрезана вади эль-Ариш и его притоками, несущими воду в Средиземное море. Место, где эль-Ариш впадает в Средиземное море, в Библии названо рекой Египетской. Эта река была частью южной границы Обетованной Земли ( Быт. 15:18 ; Числ. 34:5 ; 3Цар. 8:65 ). 3 . Высокие гранитные горы на юге Синая, разрезанные сухими руслами из песка и гравия. Горы здесь достигают 2500 метров в высоту. Высохшие русла служат дорогами для путешествий через горы. Одна из гор в регионе (гора Синай, традиционное месторасположение) сегодня называется Джабал Муса (гора Моисея). Она достигает 2285 метров в высоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Прокопий Кесарийский Скачать epub pdf Книга шестая Глава I 1. Вот что было построено императором Юстинианом в этих местах. А вот что он создал в Александрии. Река Нил не доходит вплоть до Александрии, но, докатив свои воды до маленького городка, который носит название Херея, в дальнейшем уходит влево, оставив в стороне пределы Александрии. 2. Поэтому еще древние ее обитатели, чтобы их город не был окончательно лишен воды Нила, вырыли от Херея глубокий канал и, приняв туда небольшую часть вод Нила, сделали Александрию доступной для судов. В этот канал впадают еще другие потоки из озера Марии. 3. Плыть по этому каналу большим судам не представляется возможности, поэтому они перегружают в Херее египетский хлеб на мелкие суда, которые обычно народ называет «диаремами», и таким образом доставляют его в город. И действительно, по течению реки можно достигнуть ладного места только этим каналом. Складывают они этот хлеб в место, которое александрийцы называют Фиалой. 4. Но так как случалось, что народ, неоднократно поднимая мятежи, погибал вместе с хлебом, то император Юстиниан, окружив это место крепостной стеной, тем положил конец злоумышлениям на этот хлеб. Вот что в Александрии было создано императором Юстинианом. 5. Но так как рассказ мой довел меня до пределов Ливии, ну что ж, я расскажу и о том, что сделано императором и здесь: ведь, застав всю Ливию находящейся в руках варваров, этот государь присоединил ее к остальной римской державе. 6. Река Нил из пределов Индии стекает в Египет и делит здешнюю землю вплоть до моря на две части. И эта земля, разделенная потоком Нила, поэтому различается и своими именами, нося два различных наименования. 7. Правая сторона реки называется Азией, вплоть до реки Фазиса в стране колхов; эта река является границей между Азией и Европой – или до Киммерийского пролива и реки Танаиса. 8. По этому вопросу спорят между собой специалисты, как я об этом говорил в своих книгах «О войнах» 65 , когда я давал описание берегов так называемого Понта Эвксинского.

http://azbyka.ru/otechnik/6/o-postrojkak...

Глава 41 Сны фараона Быт.41:1 . По прошествии двух лет фараону снилось: вот, он стоит у реки; Два года считаются, вероятно, судя по связи речи с Быт. 40:23 , от освобождения виночерпия, или же эта дата может обозначать весь срок пребывания Иосифа в темнице. Река, евр. jeor, – без сомнения, Нил, называемый этим нарицательным именем в значении собственного не только в Пятикнижии, но и в других книгах Ветхого Завета ( Ис. 7:18–19 ; Иер.46:7–8 ; Иез. 29:3 и др.). Еврейское название Нила созвучно египетскому: lapo – река: можно думать, что и в египетском языке нарицательное первоначально jeor позже стало обозначать только Нил, важнейшую для Египта реку (как urbs в лат. яз. – Roma; στυ в греч. – Αθναι). Фараон, возвысивший Иосифа, был, по предположению, Апофис или Апапи из династии Гиксов, или, по другим, Аменемха III, 12-й египетской династии. Быт.41:2–3 . и вот, вышли из реки семь коров, хороших видом и тучных плотью, и паслись в тростнике; но вот, после них вышли из реки семь коров других, худых видом и тощих плотью, и стали подле тех коров, на берегу реки; Нил, в своих периодических разливах (с июня по октябрь), является главным источником плодородия Египта, то большего, то меньшего, смотря по обилию воды ( Втор. 11:10 ). Эта специфически египетская черта сновидения фараона восполняется далее столь же характерными для Египта чертами: из Нила выходят коровы (рогатый скот в жарких странах подолгу остается в воде). Животные эти чрезвычайно ценились в древнем Египте, служа и предметами культа. Бык – особенно известный Апис – был символом Нила и Озириса (последнее имя жрецы усвоили и Нилу), а потому и земледелия, плодородия. Корова же в египетской символике – тип земли, также плодородия, олицетворение самого Египта ( Иер. 46:20–21 ). Как бык посвящался Озирису, изобретателю земледелия, так корова – Изиде, богине плодородия и любви. Коровы пасутся в тростнике – нильском растении, по-еврейски achu (ср. Иов. 8:11 ). LXX в одних кодексах: ν τ αχει, в др:. ν τ χη; слав.: «по брегу»; Vulg. – ближе к мысли еврейского текста: in locis palustribus. 7 тучных коров, выходящих из Нила, были символом 7-кратного плодородия египетской почвы по влиянию Нила. По противоположности с этим 7 тощих коров, выходящих тоже из Нила, – 7 периодов-годов голода, в зависимости от Нила же, именно меньшего разлития его и засухи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf Глава XLVI Иер. 46:2 . Противу силы фараона Нехао, царя египетскаго, иже бысть над рекою Евфратом в Кархамисе егоже порази Навуходоносор, царь Вавилонский в лете четвертом Иоакима, царя Иудина. Это сказано было в то время, – это не начало видения на Египет, а напоминание сказанного тогда. Этот Нехао, поразив Иосию, поставил Иоахаза. А когда пришел Навуходоносор, то поразил Иоахаза и поставил Иоакима. Когда его царство колебалось, египетский царь, прибыв к Евфрату, вступает в битву с Навуходоносором. Так как иудеи много думали о могуществе египтян и сильно желали их помощи, то угрожает поражением и гибелью Нехао и, сказавши о войне, объявляет бесполезною помощь борющимся иудеям. Другой фараон был Уафрий ( Οαφρν); (а) этот – Нехао. Смотри, как Бог вразумлял их наперед посредством примеров. Он сильно был разбит, когда и Иоаким поражен был; и они нисколько не сделались лучшими. Смотри, где встретился – на Евфрате. Иер. 46:3 . Возмите. Для чего начинает это пророчество, говоря о том, чтобы вооружались, и с большою тщательностью описывает все их вооружение, почти подражая военачальникам, ведущим на войну и ободряющим (воинов)? Или говорит это иронически? Иер. 46:6 . Крепцыи их. Смотри: показывает и вид сражения, как присутствующий,-то, кал будут побеждены. Иер. 46:6 . Не утечет. Ни быстрота ног, ни телесная сила, ничто другое (подобное) не поможет, когда все окружены, если не будет помощи Божией. Иер. 46:7 . Кто есть той, иже яко река. Не по причине их множества сравнивает с Нилом, но и потому, что они знают реку и сильное течение, и показывая то, что военное искусство от Бога, как и та (река) возрастает по божественному устроению. Иер. 46:10 . Яко жертва. Чтобы показать, как это радует ( εφρα νει) Бога, ничто не делается по воле людей ( οδν νθρ πινον γγνεται). Когда вы приготовляетесь, Я не препятствую, чтобы вы знали, что напрасно воевать с Богом. Иер. 46:11 . Взиди в Галаад и возми ритину «для девы, дочери Египетской» ( παρθν θυγατρ Αγπτου 229 ): всуе умножила еси врачевания твоя, и цельбы несть тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Египет НАЗВАНИЕ [евр. Мицраим ( Быт. 10:6 )] В остальных случаях название этой страны передается в Синод. пер. Библии как Е. Слово «мицраим» представляет собой форму двойств. числа (служ. в евр. яз. для обозначения парных понятий, как, напр., глаза), в этом можно видеть указание на две части страны: Верхний и Нижний Е. Но слово «мицраим» употребляется и как обозначение только Нижнего Е., в Ис. 11 и Иер. 44непосредств. за ним следует название Патрос (Пафрос), т.е. Верхний Е. (ср. Иез. 30:14.16 ). Сами египтяне называли свою страну Кемет («черная»), по темному цвету пахотной земли, резко отличающейся от светлой земли пустынь. Совр. название Е. происходит от греч. айгюптос, этимология которого точно не установлена. Возможно, речь идет об одном из обозначений Мемфиса (Хи-куптах?), др.-егип. столицы на левом берегу Нила выше Каира. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ Собственно Е. – это страна, через которую протекает Нил. Е. расположен в зоне жаркого, засушливого климата. Уровень осадков в Александрии едва составляет 190 мм в год, в Каире – 300 мм, а в Асуане дождей практич. не бывает. Древний Е. представлял собой вытянутый в длину оазис – от зап. долины Нила простирается Сахара (Ливийская пустыня), равнинная пустыня с каменистыми возвышенностями и песчаными дюнами. Вдоль Нильской долины расположены многочисл. оазисы. На востоке, между долиной Нила и Красным морем, простирается Аравийская пустыня. Там границей страны служил Вади-эль-Ариш (поток Египетский – Числ. 34:5 ; Нав. 15:4 ; Ис. 27:12 ; 3Цар. 8 – в Синод. пер. – «река Египетская»). На юге Е. граничил с Нубией, эта граница проходила на уровне первого Нильского порога около Сиены. Когда Иезекииль предсказывает, что Е. превратится в пустыню от Мигдола до Сиены на границе с Эфиопией ( Иез. 29:10 ; Иез. 30:6 ), то этим он обозначает наибольшую протяженность страны с севера на юг. Первонач. Средиземное море доходило до областей, располож. сев. Каира. Приносимые рекой отложения создали Нильскую дельту и отодвинули побережье к северу. Географически Е. делится на долину Нила и его дельту, политически – на Верхний и Нижний Е. Река ⇒ Нил – жизненная артерия Е., жизнь которого всецело зависит от нее. Поэтому греки (Геродот) называют Е. «даром Нила». Без Нила эта страна превратилась бы в пустыню ( Ис. 19:5–9 ). С гор на востоке, находящихся между долиной Нила и Красным морем, египтяне доставляли темный камень для саркофагов (напр., порфир). В известняковых пещерах на зап. берегу добывали прекрасный алебастр. С Синайского полуо-ва среди проч. поступали медь и малахит.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Закрыть itemscope itemtype="" > Египет и Синай глазами русских паломников 20.02.2006 653 Время на чтение 35 минут Египет, как никакая другая земля на свете наиболее полно представляет историю диалога человека с вечностью, противостояния земной культуры и всепоглощающего времени. Неслучайно, наглядным символом этого стали египетские пирамиды. Тысячелетиями, смотревшими с них, человек пытался измерить собственное величие и значение своей деятельности в судьбах мира. Этот, заданный на будущее, масштаб в Египте мог уточняться и до минут, напоминая о бренности всех подобных попыток. Древнейшие из известных приборов для измерения времени - египетские солнечные часы (гномоны) в виде вертикального, часто ступенчатого, пирамидального обелиска со шкалой, нанесенной на земле, - относятся к 1300 г. до Уже древнеегипетский писец сравнивал с пирамидами свой труд в конце II тысячелетия до Р.Х. ( " Прославление писцов " ), следом был Гораций с " Памятником " , в России Державин, Пушкин и Державин в своем последнем стихотворении " На тленность " ( " Река времен в своем стремленьи... " ) подвел пессимистический итог стремлению человека избежать " пропасти забвенья " , тщетности всех его усилий в борьбе с " жерлом вечности " . Особое место занимает Египет в Священной истории и в том диалоге с вечностью, о котором она повествует. Участниками такого диалога, разворачивавшегося на пространстве древнейшей земной цивилизации, были и русские паломники. Первое в русской литературе описание Египта и Синая принадлежит иеромонаху Варсонофию, совершившему свое хождение на Восток в 1461-1462 гг. Это было его второе паломничество: за шесть лет до этого он уже побывал в Палестине и Иерусалиме. О священноиноке Варсонофии известно немного. Исследователи, опираясь на анализ языка его хождения, в котором выявляются следы северо-западного говора, и на другие косвенные источники, предполагают, что он был выходцем из Смоленска или Полоцка. Спустя какое-то время по возвращении с Востока (до 1475 г.) Варсонофий определяется игуменом Бельчицкого (в пригороде Полоцка) монастыря, а затем переводится игуменом в один из новгородских монастырей и становится духовником Новгородского архиепископа

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Казни египетские I. К.Е. – наказания, которыми Бог подверг Египет, чтобы сломить упорство фараона и заставить его отпустить народ Израиля на свободу ( Исх. 7–12 ). К.Е. подготовили ⇒ исход израильтян из Египта. В результате евреи смогли принять от Бога Закон, который устанавливал порядок их новой жизни, опред. Богом для избр. Им народа. Спасит. и искупит. деяния Бога, явленные в К.Е., в исходе, в даровании Закона, – это начало и основа нац. и духовной истории народа Израиля. В Библии постоянно звучит напоминание о том, что Господь вывел Свой народ «из земли Египетской силою великою и мышцею простертою» ( 4Цар. 17:36 ). Он сделал это с помощью ⇒ чудес , в которых открыл Свою ⇒ власть . Взгляд на К.Е. как на Божье чудо является необходимой предпосылкой для их правильного понимания. II. 1) Бог много раз являл людям Свои чудеса. Но даже если они воспринимаются только при условии ⇒ веры , крайне важно понять суть изменений, которые произошли после их свершения в познаваемой человеком реальности (см., напр., Ин. 9:20 ; Мф. 8:4 ; Лк. 17:14 ). Не следует, однако, стараться найти такое «объяснение», которое позволило бы уйти от признания того, что в каждом чуде проявляется непосредств. деяние Бога; 2) попытки объяснить К.Е. природными особенностями Египта предпринимались неоднократно. Так, говорилось, напр., объектами казни были опред. животные (жабы), солнце и небо, именно потому, что египтяне почитали их как святыни и божества. Была предпринята попытка разобраться, существует ли между казнями внутр. связь, и т.о. объяснить то, что вызывало споры у многих поколений исследователей. Такая попытка была предпринята в книге: Greta Hort, The Plagues of Egypt, N69, (1957), N70, (1958). Ниже предлагается краткое изложение данной концепции. III. В назв. выше исследовании предлагается такая временная последовательность и внутр. связь между явлениями: 1) сильное наводнение, вызванное разливом ⇒ Нила , заполнило колодцы непригодной для питья водой, поэтому египтянам пришлось копать новые ( Исх. 7:21.24 ). Цвет воды, ставшей «как кровь», объяснялся большим количеством грунтовой взвеси красного цвета, которую Голубой Нил и Атбара принесли из Абиссинии. Массовая гибель рыбы была вызвана, очевидно, большим количеством одноклеточных организмов класса жгутиковых (Euglena sanguinea или Haematococcus pluvialis) и болезнетворных бактерий, в результате чего «река воссмердела». Выделяя днем кислород, жгутиковые активно поглощают его ночью; недостаток кислорода ведет к гибели рыбы. Уровень воды в Ниле повышается в июле – августе и понижается в октябре – ноябре. О том, что первая К.Е. внезапно прекратилась, в Библии не говорится. Земля Гесем, где жили израильтяне, также не избежала этой казни;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010