Говорят, что все создал Сын, а Его — Отец. Вопрошу пророков, кто и каков Тот, кто сотворил небо. Исаия пророк говорит: «так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней» (Ис.42:5). Прежде Меня нет Бога, и после Меня нет. Аз есмь, и нет иного (Ис.43:10—11). Это гово­рит Создавший небо и землю, Единородный, который, по мне­нию еретиков, сначала произошел и потом уже создал. Но в словах уст своих «увяз грешник» (Пс.9:17). Блаженный Иеремия говорит: «так говорите им». Кому? Эллинам: «боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес» (Иерем.10:11). Господь, Который сотворил небо «разумно» (Пс.135:5), сей — Бог живый и истинный. Если же Тот, кто сотворил, небо, есть истинный Бог, а еретики соглашаются, что Сын есть Творец неба и земли, то может ли быть какой-либо спор, когда Хри­стос говорит: «да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин.17:3)? Когда Спаситель гово­рил так через пророков, или сам говорил эти слова: «да знают Тебя, единого истинного Бога», то говорил это не для сравнения ложноименуемых богов с Отцом, а в противоположность им. Потому и Павел говорит: «вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному» (1Фес.1:9). Он называет Бога истин­ным, чтобы обличить ложных, — живым, чтобы выставить на позор мертвых идолов. Я думаю, даже более — верю, что и умершие негодуют на нас, если слышать, что мы называем идолов мертвыми. Вы оскорбляете, сказали бы они, наше состояние: мертвыми называемся мы, которые некогда жили; зачем же называются мертвыми никогда не жившие? «Боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес» (Иер.10:11). Господь, Который сотворил «небеса разумно» (Пс.135:5), тот Бог живой и истинный. Кто живой? Сотворивший небо.    Состоятельны ли опре­деления еретиков? Не падает ли их нечестие? Не изобличается ли их богопочтение? Не ниспровергается ли их невежество? Ты не в силах постичь дел Творца, а любопытствуешь и исследуешь Зиждителя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3360...

Говорят, что все создал Сын, а Его – Отец. Вопрошу пророков, кто и каков Тот, кто сотворил небо. Исаия пророк говорит: «так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней» ( Ис.42:5 ). «Прежде Меня нет Бога, и после Меня нет. Аз есмь, и нет иного» ( Ис.43:10–11 ). Это говорит Создавший небо и землю, Единородный, который, по мнению еретиков, сначала произошел и потом уже создал. Но в словах уст своих «увяз грешник» ( Пс.9:17 ). Блаженный Иеремия говорит: «так говорите им». Кому? Эллинам: «боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес» ( Иер.10:11 ). Господь, Который сотворил небо «разумно " ( Пс.135:5 ), сей – Бог живый и истинный. Если же Тот, кто сотворил, небо, есть истинный Бог, а еретики соглашаются, что Сын есть Творец неба и земли, то может ли быть какой-либо спор, когда Христос говорит: «да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин.17:3 )? Когда Спаситель говорил так через пророков, или сам говорил эти слова: «да знают Тебя, единого истинного Бога», то говорил это не для сравнения ложноименуемых богов с Отцом, а в противоположность им. Потому и Павел говорит: «вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному» ( 1Фес.1:9 ). Он называет Бога истинным, чтобы обличить ложных, – живым, чтобы выставить на позор мертвых идолов. Я думаю, даже более – верю, что и умершие негодуют на нас, если слышать, что мы называем идолов мертвыми. Вы оскорбляете, сказали бы они, наше состояние: мертвыми называемся мы, которые некогда жили; зачем же называются мертвыми никогда не жившие? «Боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес» ( Иер.10:11 ). Господь, Который сотворил «небеса разумно» ( Пс.135:5 ), тот Бог живой и истинный. Кто живой? Сотворивший небо. Состоятельны ли определения еретиков? Не падает ли их нечестие? Не изобличается ли их богопочтение? Не ниспровергается ли их невежество? Ты не в силах постичь дел Творца, а любопытствуешь и исследуешь Зиждителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Severian-Gabal...

для омытия греха и нечистоты“ ( Зах. 13:1–2 ). И видит Захария некоего „покрытого рубцами, битого в доме любящих Его“ и еще видит, что: „поражен Пастырь и рассеются овцы стада“. „И скажет Господь: это Мой народ и они скажут: Господь Бог мой!“ ( Зах. 13:6–9 ). Таким образом пророчество Исаии, (как позднейшее пророчество Захарии) об исчезновении идолов, заключает в себе пророчество об очищении земли от власти духов злобы поднебесных, что и совершилось властию и милостию Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа 284 . И в стихе 19 мы видим пророческое видение не только о разрушении Иерусалима Вавилонянами, но и о разрушении Иерусалима Римлянами и далекое предвидение великого судного дня. Вспомним, что Господь, ведомый на пропятие, глаголал дщерям Иерусалимским: „плачьте о себе и о детях ваших. Ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные,.... и начнут говорить горам: падите на нас“.... ( Лк. 23:25–30 ). В этих словах Господь указывал на грядущее разрушение града, но и это разрушение Иерусалима было преобразованием последнего великого дня суда Господня. В нашем труде „Опыт изучения Евангелия Св. Иоанна Богослова“, (ч. I, стр. 161 прим. 2-е), мы говорили, как во всех Евангелиях суд над Иерусалимом прообразует великий день судный. 20 . В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им, 21 . чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю. Пророк видит и настоящее, и будущее: в настоящем он обличает грубое идолопоклонство своего времени, в будущем он клеймит всякое идолопоклонство, будет ли то обожание себя или другого человека, или разума человеческого, ставимого превыше всего, или наслаждения плоти: когда настанет тот день все исчезнет, как дым пред славой Господней. Но время, когда откроется „тот день“, только Богу известно, ( Мф. 24:36 ) хотя многие прообразовательные события посылаются Господом Богом, чтобы приготовить человечество к последнему великому дню. Об идолах надобно напомнить, что самое имя их по-еврейски означает ничто, нечто не существующее, ложь. Ср. в Псалме 95 ст. 5: „все боги народов суть ничто (идолы)“. Прекрасно говорит пророк Аввакум: „горе тому, кто говорит дереву: встань; и бессловесному камню: пробудись! “ ( Авв. 2:19 ). День Господень есть день просвещения неумирающего человеческого я; идолопоклонники внезапно пробуждаются от безумия своего, как от тяжелого сна, и при свете правды Господней видят пред собою то, что они чтили и содрогаются безумию своему.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

«Дубы» в Васане (заиорданская область) отличались своей крепостью. «Башни» строили для наблюдения за приближением вражеских войск цари Озия и Иоафам; они же возводили стены Иерусалима ( 2Пар.26:9 ; 2Пар.27:3 ). «Корабли Фарсисские» – это большие морские суда, на которых можно было ездить в Фарсис (финикийская колония в Испании) и в другие отдаленные страны ( 3Цар.9:26–28 ). «Украшение» кораблей – дорогие вещи, которые доставлялись на кораблях в Палестину ( 3Цар.10:22 ). Озия, как известно ( 4Цар.14:22 ), завладел эланитской гаванью Чермного моря, которая потом при Ахазе опять была утрачена иудеями ( 4Цар.16:6 ). Ис.2:17 . И падет величие человеческое, и высокое людское унизит­ся; и один Го­с­по­дь будет высок в тот день, Ис.2:18 . и идолы совсем исчезнут. Ис.2:19 . И войдут люди в рас­селины скал и в про­пасти земли от страха Го­с­по­да и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю. Ис.2:20 . В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных сво­их идолов и золотых сво­их идолов, которых сделал себе для по­кло­не­ния им, Ис.2:21 . чтобы войти в ущелья скал и в рас­селины гор от страха Го­с­по­да и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю. Иудеи перестанут надеяться на помощь своих идолов и забросят их, или упрячут в темные норы, где живут нечистые кроты да летучие мыши (ср. Ам.4:3 ). Ис.2:22 . Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит? Нечего иудеям надеяться и на сильных людей, которые могут быстро потерять свою жизнь (или дыхание), как скоро Господь решит отнять у них эту жизнь. По мнению библеистов гл. 2–4 принадлежат к первым годам служения Исаии, потому что в них отражается именно характер этого времени. Вторая глава, представляет собой цельную и независимую пророческую речь (ее следовало бы начинать с 28 ст. 1-й гл.). Положение вещей, изображаемое с 6-го ст. 2-й гл., как нельзя лучше соответствует благополучному времени последних лет Озии, и большая часть толкователей относят эту речь к 740-му г. (год смерти царя Озии).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И отдал его в доме своем в руки управляющего своего Тертуллина. После этого пришел Олимпий к жене своей Экзуперии и говорит ей, что каким-то образом во имя Христа, Бога своего, была расплавлена Симфронием статуя Марса. Ответила ему Экзуперия, жена его: «Если настолько силен Христос, как ты рассказываешь, то лучше и нам оставить богов, которые ни себе, ни нам помочь не могут. Обратимся к Нему, силой Которого прозрела дочь трибуна Немезия». Тогда сказал Олимпий Тертуллину: «Прошу тебя, относись к Симфронию с большим почтением и спрячь его у себя, так как я могу получить от него большие сокровища». 9. В ту же ночь пришли к Симфронию Олимпий, жена его Экзуперия и их единственный сын по имени Теодол, и припали к стопам его со словами: «Только что мы познали силу Христа, Он есть Бог истинный, Сын Божий, Который открыл глаза дочери трибуна Немезия. Просим тебя, чтобы ты соблагоизволил дать нам крещение спасения во имя Господа Иисуса Христа, Которого ты проповедуешь». Сказал тогда Симфроний: «Если покаешься от всего сердца за кровь святых, которую ты проливал, и поверишь от всего сердца вместе с женой твоей и сыном твоим, все дано тебе будет по вере твоей». Ответил ему Олимпий: «Сейчас ты узнаешь, что от всего сердца верую в Бога, Которого ты проповедуешь». И он тотчас открыл свою комнату, где хранились золотые, серебряные и каменные статуи богов, и говорит Симфронию: «Вот они в твоей власти, делай с ними, что хочешь». Сказал ему Симфроний: «Сокруши рукой своей всех этих идолов, золотые и серебряные расплавь в огне и роздай на нужды бедным, и тогда я узнаю, что ты веришь от всего сердца». Сделал Олимпий все, что ему было сказано: разбил молотом мраморных идолов, золотых и серебряных расплавил в огне. И в это время, когда они находились дома и сокрушали идолов, был им глас: «В тебе почивает Дух Мой, Симфроний». 10. Услышав это, Олимпий вместе с женой своей укреплялись в страхе Божием, и все более и более воспламенялся в них огонь веры, и они спешили как можно быстрее принять таинство крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ис.42:16 . и по­веду слепых дорогою, которой они не знают, неизвест­ными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути – прямыми: вот что Я сделаю для них и не оставлю их. «И поведу слепых дорогою, которой они не знают... мрак сделаю светом... кривые пути – прямыми». Под врагами, которым Бог грозит в предшествующих стихах беспощадной истребительной войной, очевидно, разумеются начальники и вожди язычества, державшие народ во тьме невежества и предрассудков. Но самому эксплуатируемому ими народу Бог не только ничем не угрожает, но, наоборот, обещает даже Свою всесильную помощь. Он сравнивает массы простого невежественного и обманутого народа с несчастными слепцами, сбитыми с прямой дороги и заведенными в дремучую тьму. И вот теперь Господь обещает народу, что Он откроет ему его духовные очи, выведет его на прямую дорогу и даст насладиться светом. Данное пророчество, как по содержанию, так даже и по форме, очень сильно напоминает аналогичные же места из разных других глав кн. пророка Исаии, чем доказывается их подлинность и единство ( Ис.13:22 ; Ис.9:2 ; Ис.35:6–8 ; Ис.40:3 ; Ис.41:17 и др.). Ис.42:17 . Тогда обратят­ся вспять и великим стыдом по­кроют­ся надеющиеся на идолов, говорящие истуканам: «вы наши боги». «Тогда обратятся вспять и великим стыдом покроются надеющиеся на идолов». Выражение, почти буквально встречающееся у Псалмопевца ( Пс.34:4 и Пс.69:3 ). В данном случае оно раскрывает нам главный предмет речи и лиц, к которым она обращена. Предмет речи – обличение ложного богопочтения или идолопоклонства, лица – все практикующие этот культ, т. е. главным образом язычники, а отчасти, как видно из последующего контекста, также и евреи (24–25 ст.). Изложив те будущие благодеяния, которые Господь собирается в изобилии излить на членов своего нового царства, Он провидит, что величие этих благодеяний заставит громко говорить их совесть и покроет их головы раскаянием и стыдом за свое прежнее поведение. Мысль о ничтожестве и суетности идолов и посрамлении всех, надеющихся на них, – одна из самых характеристичных для пророка Исаии ( Ис.2:8 ; Ис.19:1 ; Ис.21:9 ; Ис.27:9 ; Ис.30:22 ; Ис.37:16–20 ; Ис.41:29 ; Ис.44:11, 20 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исходя из всего этого противники считают нас подобными Иудеям и Еллинам, ибо и мы икону Христову не почитаем, как Бога, но почитаем как Бога Того, Кого икона Христова знаменует. Поэтому в почитании икон, по ложному мнению наших противников, мы иудействуем и еллинствуем. Вот какова нам честь от этого строптивого рода. Исправление претыкающимся Все усилия направлены на то, чтобы показать, что Иудеи и Еллины почитали своих идолов, как богов. Когда это будет показано, явной станет и ложь наших противников, и расстояние между нами, Православными, с одной стороны, и Иудеями и Еллинами, с другой, поскольку мы святые иконы не обожествляем. Покажу, что говорится в Священном Писании о том, что Иудеи и Еллины почитали своих идолов, как богов. Книга Исход, глава 32: Иудеи говорили Аарону: Сделай нам бога, который шел бы перед нами ( Исх. 32, 23 ), и когда увидели литого тельца, воскликнули: вот бог твой, Израиль ( Исх. 32, 4 ). 3 Книга Царств, глава 12двух золотых идолах, о которых также Иудеи говорят: вот боги твои, Израиль ( 3Цар. 12, 28 ). Книга Пророка Иеремии, глава 2: Иудеи говорят дереву: ты мой отец и камню: ты родил меня ( Иер. 2, 27 ). Разве не видите, противники, что Иудеи своих идолов называли богами и почитали, как богов. И если бы они в идолах почитали истинного Бога, как вы говорите, то не забыли бы того, чему идолы их научили. Но вот что говорится в Писании: А заступника, родившего тебя, ты забыл, и не помнил Бога, создавшего тебя ( Втор. 32, 18 ). И снова : И сделали они золотого тельца в Хориве и почитать стали идола (...) И позабыли Бога, спасающего их ( Пс. 105, 19–21 ). И снова: удалились от Меня и пошли за суетою, и осуетились, и не сказали: «где Господь, Который вывел нас из земли Египетской» ( Иер. 2, 5–6 ). И снова, говорит Илия Иудеям: Долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте ( 3Цар. 18, 21 ). Здесь явно противопоставляется Ваал истинному Богу. Поэтому, поскольку Иудеи почитали идола Ваала, то они не почитали истинного Бога. И снова: приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали ( Втор. 32, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Ко глас своем даетъ множество водъ на нбс=вульгата. «Множество» соответствует евр. слову, которое значит также: шум, притом шум не только напр. от собравшейся народной толпы, но также от движения чего-нибудь. Все предложение с евр. может быть переведено буквально так: «по гласу, который Он дает, – шум вод на небе». Иер. 10:14–15 14. Бй сотворис вскъ члвкъ ума (своег), постыдс вскъ златодлникъ во своихъ, к лжна нсть дха в нихъ. 14. Безумствует всякий человек в своем знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом своим; ибо выплавленное им есть ложь, и нет в нем духа. 15. Сетна сть дла смх достйна, во врем своег погибнтъ. 15. Это совершенная пустота, дело заблуждения; во время посещения их они изчезнут. 14, 15. Еще раз указывается на бездушность, безсилие и неизбежную погибель языческих богов для того, чтобы показать безумие надеющихся на этих богов. Ср. Иер. 10:8 . Бй сотворис вскъ члвкъ ма (своего). Последнему слову в русском переводе соответствует выражение: в своем знании. Разумеется не вообще знание, но в частности – искусство делать идолов и самые произведения этого искусства, т. е. идолы. Все предложение: «стал безумным всякий человек от (произведения) своего искусства». Следующее предложение объясняет первое: постыдс вскъ златодлникъ во своихъ. Безумие делающих себе идолов состоит в том, что они почитают этих идолов за богов и возлагают на них надежды, которые не могут оправдаться, будут посрамлены. Ложь, что идолы боги: нет в них даже духа, простого дыхания жизни. Именно в этом смысле они и называются «суетными». Во врем своего (вернее их – ατν) погибнтъ. Что идолы погибнут, было сказано уже в стихе Иер. 10:11 . Здесь прибавляется, что они погибнут во время посещения их. Времена народных бедствий могут быть разсматриваемы как времена испытаний основательности народных религиозных верований, как времена испытаний самих богов народных, их силы и способности охранять своих чтителей. Оканчивается народное бедствие гибелью народа – прекращается существование и богов народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Лаван в это время занимался стрижением овец; воспользовавшись его отсутствием, Рахиль унесла его идолов и взяла их с собой. Иаков, решившись оставить как можно поспешнее дом тестя своего, не известил его о своем отъезде, боясь, чтобы он не стал удерживать его. Он уже перешел Евфрат – тогда только, уже на третий день, Лаван узнал о его бегстве и тотчас отправился за ним в погоню с сыновьями и родственниками своими и со всеми рабами, гнался за ним семь дней и, наконец, догнал, намереваясь отомстить ему за бегство: но Бог явился ему во сне и запретил оскорблять Иакова. Увидевшись с Иаковом, Лаван сказал ему: «Зачем ушел ты тайно от меня и увел с собой дочерей моих, как пленниц? Зачем скрыл ты от меня отъезд свой? Я отпустил бы тебя с весельем и песнями, при звуке тимпанов и гуслей! Ты не дал мне поцеловать в последний раз дочерей и внуков моих; ты поступил безрассудно, и я мог бы теперь воздать тебе злом за зло, но Бог отца твоего сказал мне вчера: «Не оскорбляй ничем Иакова. Но пусть бы ты ушел, потому что пожелал возвратиться в дом отца своего: зачем же ты украл богов моих?» Иаков отвечал ему: «Я тайно ушел от тебя потому, что боялся, чтобы ты не отнял у меня дочерей своих; что же касается до покражи, в которой ты меня обвиняешь, то пусть, в присутствии родственников наших, смертью будет наказан тот, кто будет в ней уличен: ищи и, если найдешь здесь что-нибудь принадлежащее тебе, возьми». – Он не знал, что идолы были у Рахили. – Лаван начал искать своих идолов, но не нашел их в шатрах ни у Иакова, ни у Лии, ни у двух служанок, и, наконец, вошел в шатер Рахили, но она поспешила положить идолов под верблюжье седло и села на него: осмотрев шатер, Лаван не нашел их и здесь. Тогда Иаков с гневом сказал ему: «Что я тебе сделал? Зачем ты погнался за мной и теперь своими поисками привел в беспорядок все имение мое? Что нашел ты здесь, принадлежащего тебе? Затем ли провел я двадцать лет с тобой?» Здесь Иаков в сильных чертах выставил скупость Лавана и свою верность, и усердие к нему, которые доказать он имел столько случаев... Но, наконец, они помирились и расстались, дав друг другу клятву жить в дружбе. Назидательные размышления

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

На подобие столба сделаны они и говорить не будут, тронутся с места, когда понесут их, ибо ходить не могут. Ее бойтесь же их, ибо они не могут делать ни худого, ни хорошего. Описание идолов, почитаемых язычниками. Вырубил, говорит, дерево в лесу. Итак вещество идолов ничтожно и тленно. Они – дело рук мастера; если художник смертен, то, значит, смертно и то, что он производит. Серебром и золотом украсил его, чтобы блеском обоих этих веществ обольщать простецов. Заблуждение это перешло и к нам, так что мы религию полагаем в богатстве. Гвоздями и молотками сколотил, чтобы, не распадалось или не двигалось. Каково могущество идолов, которые сами собою стоять не могут, если не будут сколочены гвоздями и молотками? На подобие столба сделаны они, украшены металлами и расписаны красками, но не имеют пользы, не имеют ничего, что могло бы дать какие либо плоды художнику. И говорить не будут, ибо не имеют с себе ничего жизненного. О них написано: уста имут и не возглаголют, очи имут и не узрят, уши имут и не услышат ( Пс. 113, 3 –6). Тронутся с места, когда понесут их. Сильнее носящий, чем носимое, даже более, тот одушевлен, а это – образ бездушный. Не бойтесь же их, ибо они не могут сделать ни худого, ни хорошего. Многие из язычников обыкновенно почитают одних демонов для того, чтобы они не приносили вреда, а других молят, чтобы они оказывали благодеяния. Отсюда и известное Виргилиевское: Ст. 6–10. Нет подобного Тебе, Господи: велик Ты, и велико имя Твое в крепости. Кто не убоится Тебя, царь народов? Ибо Твоя есть красота, между всеми мудрецами народов, и во всех царствах их нет подобного Тебе. И мудрецы окажутся одинаково глупыми, учение суеты их – дерево. Серебро в листах (или произведенное) привозится из Фарсиса, и золото из Офаза, дело художника и дело плавильщика. Гиацинт и пурпур одежда их: дело художников (или мудрецов) все это. А Господь Бог истинен есть: Он Бог живый и Царь вечный. От гнева Его подвигнется земля и не выдержат народы угрозы Его. Этого у LXX нет, но у многих прибавлено из издания Феодотиона, и в смысле буквальном представляясь ясным, представляет большую трудность в смысле переносном.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010