1. Св. пророк Иеремия . Родился за 600 лет до Рождества Христова в селе Анафоф, недалеко от Иерусалима. Начал пророческое служение на 15-м году жизни, в правление царя Иосии. Заповедовал покаяние царю, и вельможам, и лжепророкам, и священникам. В царствование того же Иосии едва спас свою жизнь от убийственной руки разгневанных сановников. Царю Иоакиму он предрек, что его погребение будет подобно погребению осла, то есть мертвым его выбросят из Иерусалима и его тело без погребения будут долго влачить по земле. За это Иеремия был ввержен в темницу. Не имея возможности писать в темноте, Иеремия призвал [пророка] Варуха, который встал у темничного оконца, а Иеремия ему диктовал. Когда это пророчество было прочитано царю, тот, разгневавшись, схватил хартию и бросил ее в огонь. Божий Промысл вывел Иеремию из темницы, а на Иоакиме исполнилось пророческое слово. Царю Иехонии он предсказал, что того отведут в Вавилон вместе со всей его семьей и что он там умрет; всё это вскоре сбылось. В царствование [в серб. букв.: под царем. – Ред.] Седекии Иеремия возложил себе на шею ярмо и обходил с ним Иерусалим, предрекая падение Иерусалима и рабство под ярмом вавилонян. Порабощенному в Вавилоне еврейскому народу он писал не надеяться на возвращение в Иерусалим, так как останутся они в Вавилоне 70 лет, что и исполнилось. В долине Тафет под Иерусалимом, где евреи приносили детей в жертву идолам, Иеремия взял целый сосуд в свои руки и разбил его перед всем народом, предрекая скорое сокрушение Иудейского царства. Вскоре [после этого] вавилоняне взяли Иерусалим, убили царя Седекию, разграбили и разрушили город, а огромное число евреев предали мечу в долине Тафет – на том самом месте, где закалаемы были дети в жертву идолам и где пророк разбил тот сосуд. Иеремия вместе с левитами взял кивот [завета] из храма, отнес его на гору Нево, где умер Моисей, и спрятал его там в пещере. Огонь же из храма сокрыл в одном из глубоких колодцев. Некоторые евреи заставили его идти с ними в Египет. Там прожил он 4 года, после чего свои [же] единоплеменники побили его камнями. Египтянам предсказал он низвержение их идолов и пришестие в Египет Девы с Младенцем. Существует предание, что сам царь Александр Великий посетил гробницу пророка Иеремии 44 . По приказу царя Александра, тело Иеремии было перенесено в Александрию и там погребено.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

13) и наконец, собственным примером, как он дошел до убеждения в истине, убеждает верить учению христианскому (гл. 14). – Во второй книге Феофил, по желанию Автолика, продолжает свое рассуждение, доказывает ложность языческого суеверия – почитанием за богов идолов, сделанных людьми, противоречием философских систем и нелепостью теогоний поэтов (1–8), и сему противополагает истинность Божественного откровения, содержащегося в писаниях пророков, и в особенности раскрывает смысл и достоинство сказаний книги Бытия о сотворении мира и человека, о рае, о падении первых людей, и о первоначальной истории человеческого рода, до рассеяния народов по всей земле (9–38). В третьей книге Феофил опровергает обвинения в безнравственности христиан, показывая, что по всей справедливости эти обвинения падают на языческих писателей (1–8), напротив учение христиан возвещает высокие истины о Едином Боге, Святом Законодателе, о покаянии, о правде, о чистоте в самих помыслах о любви даже ко врагам, и это подтверждает жизнью христиан, которые воздерживаются даже от языческих игрищ и непристойных зрелищ (9–15). Потом на возражение, что христианское учение ново, доказывает, что напротив священные книги христиан восходят к глубочайшей древности, сравнивая хронологию библейскую и языческую, (16–29) и в заключение просить внимательно прочитать его книгу (гл. 30). Таково содержание трёх книг о христианской вере, которые дают Феофилу весьма видное место в ряду христианских апологетов 2 века. 1 Иероним говорит: Theophilus evangelistarum is unum opus dicta compingens ingenii sui nobis monumenta dimisit. Ad Algas. 2 Что касается до латинского комментария на Евангелие, напечатанного в Biblitheca Patrum t. I, и перепечатанного в издании Отто, то он не принадлежит Феофилу, так как не похож на перевод с греческого, и кроме других анахронизмов содержит цитаты из сочинений Киприана, Амвросия и Иеронима. Читать далее Источник: Сочинения древних христианских апологетов/[Введ., пер. с древнегреч., лат. и примеч. П. Преображенского; Сост., общ. ред., пер. с древнегреч, введ., коммент., библиогр. и указ. А. Г. Дунаева]. - СПб. : Благовест : Алетейя, 1999. - VII, 945 с. - (Серия " Античное христианство " : Источники)./О святом Феофиле Антиохийском и его книгах к Автолику. 125-128 с. ISBN 5-89329-056-9 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feofil_Antiohi...

Во второй книге Феофил, по желанию Автолика, продолжает свое рассуждение, доказывает ложность языческого суеверия – почитанием за богов идолов, сделанных людьми, противоречием философских систем и нелепостью феогонии поэтов (1–8), и сему противополагает истинность Божественного откровения, содержащегося в писаниях пророков, и в особенности раскрывает смысл и достоинство сказаний книги Бытия о сотворении мира и человека, о рае, о падении первых людей, и о первоначальной истории человеческого рода, до рассеяния народом по всей земли (9–38). В третьей книге Феофил опровергает обвинения в безнравственности христиан, показывая, что по всей справедливости эти обвинения падают на языческих писателей (1–8), напротив учение христиан возвещает высокие истины о Едином Боге, Святом Законодателе, о покаянии, о правде, о чистоте в самых помыслах о любви даже ко врагам, и это подтверждает жизнью христиан, которые воздерживаются даже от языческих игрищ и непристойных зрелищ (9–15). Потом на возражение, что христианское учение ново, доказывает, что напротив священные книги христиан восходят к глубочайшей древности, сравнивая хронологию библейскую и языческую, (16–29) и в заключение просит внимательно прочитать его книгу (гл. 30). Таково содержание трех книг 201 о христианской вере, которые дают Феофилу весьма видное место в ряду христианских апологетов II века. 199 Иероним говорит: Theophilus evangelistarum in unum opus dicta compingens ingenii sui nobis monumenta dimisit. Ad Algas. 200 Что касается до латинского комментария на евангелие, напечатанного в Biblitheca Patrum t. I, и перепечатанного в издании Отто, то он не принадлежит Феофилу, так как не похож на перевод с греческого, и кроме других анахронизмов содержит цитаты из сочинений Киприана, Амвросия и Иеронима. 201 Эти книги на русский язык не были переведены. Лучшее издание их – новейшее, находящееся Corpus apolog. Otto. 1859. Читать далее Источник: Сочинения древних христианских апологетов/[Введ., пер. с древнегреч., лат. и примеч. П. Преображенского ; Сост., общ. ред., пер. с древнегреч, введ., коммент., библиогр. и указ. А.Г. Дунаева]. - СПб. : Благовест : Алетейя, 1999. - VII, 945 с. - (Серия «Античное христианство» : Источники).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/soc...

Ирина Языкова Ирина Языкова, искусствовед: — Жалобы на обнаженные скульптуры в музее — это просто какой-то позор. Это очень печально. На примере искусства нужно рассказывать, как целомудренно тело, показывать, какими прекрасными создал нас Господь. Это не новость, подобное происходило во все времена. Это делали и первые христиане, которые иначе, чем мы сегодня, относились к статуям, и часто вообще их уничтожали, как языческих идолов. Это делали в Средневековье, когда тоже был запрет на голое тело. Папа Римский пытался заставил Микеланджело прикрыть наготу Христа и Богородицы на фреске «Страшный суд» в Сикстинской капелле, но тот отказался, и за него это сделал один из учеников. В советское время все статуи в дворцовых парках были прикрыты фиговым листочком. Что, конечно, глупо и пошло. И эта полнейшая глупость продолжается из века в век. За этим стоит просто необразованность, некомпетентность, мракобесие. Ведь античные статуи или «Давид» Микеланджело — это красота в явленном виде. Если так пойдет, нужно и многие картины убирать, например, «Данаю» Рембрандта и другие. Да и многое другое вычеркивать из истории искусства. Я не знаю, как Пиотровский будет отвечать (Ответ Михаила Борисовича представлен ниже. — Примеч. ред.). Он человек высокой культуры, я думаю, он найдет ответ. Не тряпочками же он прикроет статуи? Или фиговым листочком? Запереть все скульптуры в одном зале с пометкой 18+ — это нелепо. Мы сейчас спускаемся на какой-то пещерный уровень. Такое ощущение, что люди ни в школе ничего не проходили, они совершенно не знакомы с искусством и не понимают его. Возможно, они просто первый раз пришли в музей и обнаженные статуи их поразили? Но тогда выход один — бери книгу, читай, учись, познавай, хотя бы поинтересуйся, что об этом писали умные люди. Жалко, что полемика у нас идет на таком уровне. Я вспоминаю в контексте этого фильм «Посланники вечности», в котором есть сцена про взятие Зимнего дворца, когда матрос, увидев статую, спрашивает: «Кто бабе руки оторвал? У кого найдем руки, поломаем ноги». 

http://pravmir.ru/zhaloby-na-obnazhennye...

Созерцание Да созерцаю досточудную Божию помощь покаявшимся израильтянам (Суд. гл. 11), а именно: 1) как кающиеся [люди] возопили к Богу: Делай с нами все, что Тебе угодно, только избавь нас ныне ( Суд. 10:15 ); 2) как сошел Дух Господень на Иеффая, и разбил он аммонитян и освободил Израиль; 3) как и ныне покаяние людей примиряет их с Богом и низводит Божию помощь в напастях. Проповедь о Божией жалобе на неверный народ Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Ис. 1:2 Гнев, гнев Божий! Во гневе отвращается Бог от избранного народа, жалуясь на него всем остальным Своим творениям, возвышая Свой голос пред небом и землей. Послушайте, Ангелы Мои святые и разумные [в серб, букв.: словесные. – Ред.]; послушайте и вы, твари земные бессловесные! Хотел Я соделать сей народ святым и мудрым, а он своей нечистотой и неблагодарностью низринул себя ниже [всех] бессловесных тварей. Наименовал Я их сынами Своими и возвысил их, а они обернулись ко мне спиной и пошли вслед скверных идолов! Гнев, гнев Божий, гнев любви, в тысячный раз оказывающей благо прокаженному и в тысячный раз принимающей от него плевки. Если бы заговорили все мертвые стихии, то могли бы, вкупе со всеми тварями, засвидетельствовать великие чудеса, которые для народа израильского сотворил единый и живой Бог в Египте и в пустыне – только чтобы народ сей отвратился от идолослужения и уверовал в единого живого и всемогущего Бога. Это могли бы удостоверить вода и кровь, камень и дерево, тьма и огонь, жабы и мухи, птицы и змеи, болезнь и смерть, облако и дым, ветер и манна, медь и железо – вместе с фараоном и многочисленными народами, досточудно побежденными Божией десницей и устраненными с пути [по которому шествовал] народ израильский. И однако же, сей народ отвергся Бога и последовал за истуканами! Вот страшное видение Исаии, сына Амосова, пророка Божия. О братья мои, помыслите, какое бы видение имел пророк Исаия о нас, если бы сегодня явился он среди нашего народа!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

ПослИер.1:58 . Поэтому лучше царь, выказывающий мужество, или полезный в доме сосуд, который употребляет хозяин, нежели ложные боги; или лучше дверь в доме, охраняющая в нем имущество, нежели ложные боги; или лучше деревянный столп в царском дворце, нежели ложные боги. ПослИер.1:59 . Солнце и луна и звезды, будучи светлы и посылаемы ради потребности, благопослушны. ПослИер.1:60 . Также и молния каждый раз, как является, ясно видима; также ветер во всякой стране веет. ПослИер.1:61 . И облака, когда повелит им Бог пройти над всею вселенною, исполняют повеление. ПослИер.1:62 . Тоже огонь, свыше ниспосылаемый для истребления гор и лесов, делает, что назначено; а эти не подобны им ни видом, ни силами. ПослИер.1:63 . Почему же можно подумать или сказать, что они боги, когда они несильны ни суда рассудить, ни добра делать людям? ПослИер.1:64 . Итак, зная, что они не боги, не бойтесь их. ПослИер.1:65 . Царей они ни проклянут, ни благословят; ПослИер.1:66 . знамений не покажут на небе и пред народами; не осветят, как солнце, и не осияют, как луна. ПослИер.1:67 . Звери лучше их: они, убегая под кров, могут помочь себе. ПослИер.1:68 . Итак, ни из чего не видно нам, что они боги; посему не бойтесь их. ПослИер.1:69 . Как пугало в огороде ничего не сбережет, так и их деревянные, оправленные в золото и серебро боги. ПослИер.1:70 . Равным образом их деревянные, оправленные в золото и серебро боги подобны терновому кусту в саду, на который садятся всякие птицы, также и трупу, брошенному во тьме. ПослИер.1:71 . Из пурпура и червленицы, которые истлевают на них, вы можете уразуметь, что они не боги; да и сами они будут наконец съедены и будут позором в стране. ПослИер.1:72 . Итак, лучше человек праведный, не имеющий идолов, ибо он – далеко от позора. 72 . Заключение утверждает читателей послания в той мысли, что праведный человек не станет чтить идолов и не навлечет на себя позора. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с./Книга Послание Иеремии. 634-640 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Итак, когда показан был опыт немощи нашей. Господь принял на Себя то, в чем имел нужду человек. Поскольку человек мог слышать только от подобного ему лица, то Спаситель принял на Себя подобное тому естество, чтобы удобнее научить людей. 15 . Выслушай и еще причину. Пришел Христос, чтобы креститься и освятить крещение; пришел, чтобы чудодействовать, ходя по водам морским. Так как прежде явления Его во плоти Море увидело и побежало; Иордан обратился назад ( Пс.113:3 ), то Господь принял тело, чтобы море, видя это, остановилось, Иордан без страха принял Его. Это одна причина. Есть еще и другая. Через деву Еву пришла смерть, через Деву же, или, лучше, из Девы, долженствовала явиться и жизнь, чтобы как ту прельстил змей, так и Сей благовестил Гавриил. Люди, оставив Бога, сделали идолов в человеческом образе. Итак, так как идолу в человеческом образе ложно поклонялись, как Богу, то Бог истинно сделался человеком, чтобы уничтожить ложь. Диавол употреблял против нас орудием плоть нашу, и Павел, зная это, говорит: но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного и проч. ( Рим.7:23 ). Итак, каким оружием побеждал нас диавол, тем же самым и спасены мы. Господь принял от нас подобие наше, чтобы спасти человечество; принял подобие наше, чтобы нуждающемуся даровать большую благодать, чтобы грешное человечество было в общении с Богом. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать ( Рим.5:20 ). Надлежало пострадать за нас Господу, но не осмелился бы приступить диавол, если бы знал это. Ибо если бы познали (власти века сего. –Прим. Ред.), не распяли бы Господа славы ( 1Кор.2:8 ). Итак, тело соделалось отравой смерти, чтобы дракон, когда надеялся пожирать, изблевал и тех, которых пожрал. Поглощена будет смерть навеки, и снова: и отрет Господь Бог слезы со всех лиц ( Ис.25:8 ). 16 . Неужели Христос напрасно вочеловечился? Неужели учение наше есть вымысел и мудрование человеческое? Не Божественное ли Писание есть спасение наше? Не пророческие ли предсказания? Итак, храни верно этот залог, чтобы никто не поколебал тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

331 Трижды Флоровский употребляет в своей статье это греческое слово. Среди раннехристианских авторов оно встречается по отношению к Церкви у свт. Климента Римского : Ad Corinth. epist. I, 1. Протоиерей Петр Преображенский начинает перевод этого послания так: « Церковь Божия, находящаяся в Риме...», – и делает сноску к слову «находящаяся»: «Буквально с греческого «странствующая, живущая на чужой стороне» (παροικοσα) ... В этом выражалось сознание христиан, что они странники и пришельцы на земле ( 1Пет.2:11 ), которые здесь не имеют постоянного местопребывания и права гражданства, но живут в определенном месте этого мира, как временно поселившиеся чужестранцы...» (Ранние отцы Церкви. Антология. Брюссель, 1988, с. 42) (Прим. ред.). 332 Парусия – Второе пришествие Христа (от греческого παρουσα – приход, прибытие) (Прим. ред.). 334 Christopher Dawson (1889–1970) – английский католический писатель, историк, культуролог. Флоровский цитирует книгу Досона: The Making of Europe. London, 1948, р.23 (Прим. ред.). 335 Книгу католического (до 1930 г. – протестантского) богослова и историка Эрика Петерсона «Монотеизм как политическая проблема» («Der Monotheismus als politisches Problem», 1935) Флоровский также упоминает в другой своей статье – « Ориген , Евсевий и иконоборческий спор» (прим. 7). Параллель между политическим единовластием и монотеизмом можно встретить даже в литургических текстах, например: «Августу единоначальствующу на земли, многоначалие человеков преста; и Тебе вочеловечшуся от Чистыя, многобожие идолов упраздни ся; под единем царством мирским гради быша, и во Едино Владычество Божества языцы вероваша...» (Вечерня Рождественского сочельника, стихиры самогласны) (Прим. ред.). 336 James Bryce (1838–1922) – английский политик, дипломат и историк. Источник цитаты – книга Брайса: The Holy Roman Empire. N. Y., 1907, р.347 (Прим. ред.). 337 Соколов, Иван Иванович (1865?) – магистр Казанской духовной академии, профессор Санкт-Петербургской духовной академии. Точного соответствия приведенному Флоровским фрагменту в трудах Соколова найти не удалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

349 Коттрелл Дж. Вера, переданная святым//URL: http://arminiantheology. wordpress.com/2012/03/15/wera/(Дата обращения: 7.09.2016). 356 Ср.: Толкование четырех Евангелий и книги Деяний Апостолов/Гл. ред. П. Харчлаа. Б.м., 1990. С. 414–415. 359 Sheppard, G.T.Pentecostals and the hermeneutics of dispensationalism: the anatomy of an uneasy relationship//Pneuma, 6 no 2 Fall 1984, p 23. Например, в пятидесятническом учебнике отрицается буквальное понимание слов ап. Петра об исполнении пророчества Иоиля: «Петр приравнивал свое переживание Пятидесятницы с исполнением пророчества Иоиля» (Систематическое богословие/Под ред. С. Хортона. Спрингфилд, Миссури, 1999. С. 608). В другом месте, напротив, подчеркивается исполнение этого пророчества в Церкви после вознесения Христова (Там же. С. 453–454; это глава «Господь Иисус Христос»). 362 «Совершая суд над непокорным Израилем, Бог по праву Своего суверенного выбора всегда сохраняет остаток его… Евреи, которые становятся членами Церкви, т. е. членами Тела Христова, и есть те, которых далее Павел называет «остатком, избранным по благодати» (см. 11:5); в него он включает и самого себя (11:1)» (Толкование новозаветных посланий и книги Откровения/Гл. ред. П. Харчлаа. Б.м., б.г. С. 173). 363 Иоанн Златоуст , свт. Толкование на Послание к Римлянам //Его же. Творения. СПб., 1903. Т. 9. Кн. 2. С. 706. Свт. Феофан Затворник показывает, что хотя это пророчество Исаии сказано, казалось бы, лишь о возвращении остатка (т.е. не всех) израильтян из плена, тем самым оно было прообразом совершившегося в Церкви. Вместе с тем, свт. Феофан показывает, что строй речи пророка таков, что он говорит о большем, чем только возвращение из плена ( Феофан Затворник , свт. Толкование послания апостола Павла к Римлянам. Главы 9–16. М., 2006. С. 99–102 (на Рим. 9:27 )). 371 «Придет смиренный, кроткий, ненавистник, как скажет о себе, неправды, отвращающийся идолов, предпочитающий благочестие, добрый, нищелюбивый, в высокой степени благообразный, постоянный, ко всем ласковый; уважающий особенно народ иудейский, потому что иудеи будут ожидать его пришествия» ( Ефрем Сирин , прп. Слово 38, на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово//Его же. Творения. М., 2014. Т. 2. С. 242).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Амвросий Медиоланский . Полные творения. Киев, 1875. Амвросий Медиоланский . Песнопения/Пер. П.И. Цветкова . Сергиев Посад, 1891. Св. Амвросий, епископ Медиоланский. Творения по вопросу о девстве и браке/Пер. А. Вознесенского. Казань, 1901. Амвросий. Об обязанностях священнослужителей/Пер. Гр. Прохорова. Казань, 1908 (репринт: М.; Рига, 1970). Амвросий Медиоланский . Две книги о покаянии и другие творения. М., 1997. Свт. Амвросий Медиоланский . О девстве и браке. М., 1997. Арнобий. Семь книг «Против язычников»/Пер. Н.М. Дроздова . Киев, 1917. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с примечаниями. 2-е изд. Брюссель, 1983. Викторин Марий. Против Ария. Книга 2/Пер. О.Е. Нестеровой//Памятники средневековой латинской литературы IV–VII веков/Под ред. С.С. Аверинцева и М.Л. Гаспарова. М., 1998. С. 38–54. Дамас. Послания и стихотворения/Пер. В.Л. Задворного//История римских Пап. T. 1. М., 1995. С. 178–190. Драконтий. Стихотворения/Пер. 3. Морозкиной и М. Гаспарова//Поздняя латинская поэзия/Пер. с латин. М., 1982. С. 572–593. Иероним Стридонский . Творения. Т. 1–5. Киев, 1894–1903. Иероним. О сохранении девственности/Пер., вступит, статья и примеч. В.С. Дурова. СПб., 1997. Иероним Стридонский . Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея/Пер. с латин. М., 1998 (Киев, 1901). Иларий Пиктавийский . Изъяснение тайн. Книга 1/Пер. О.Е. Нестеровой//Памятники средневековой латинской литературы веков/Под ред. С.С. Аверинцева и М.Л. Гаспарова М., 1998. С. 21–35. Ипполит Римский . Творения. Т. 1–2. Казань, 1898–1899. Ипполит Римский . Апостольское предание/Пер. с латин. П. Бубуруза//Богословские труды. 1970. 5. Кассиан Иоанн. Собеседования Отцов: Первая и вторая беседы/Пер. О.Е. Нестеровой//Памятники средневековой латинской литературы веков/Под ред. С.С. Аверинцева и М.Л. Гаспарова М., 1998. С. 236–269. Киприан Карфагенский . О суете идолов. О падших. О единстве Церкви. О молитве Господней. О ревности и зависти. Письмо к Фортунату об увещании и мученичестве. Письма//Отцы и Учители Церкви III века: Антология. В 2 т. Т. 2. М., 1996. С. 274–381.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010