Мать Мария принадлежала к юрисдикции РПЦ до эмиграции в Европу и пострига, затем – к юрисдикции Вселенского Патриархата, который и канонизировал ее. В основном тексте настоящей библиографии включена в раздел РПЦ условно (по языковому и культурному факторам). История русской православной церкви 3111. Апушкина Е. В. Воспоминания о матушке Параскеве//Просветитель. 1995. 2/3. С. 190–226. Монахиня Параскева (Матиешина, f 4 дек. 1953) – одна из последних насельниц Спасо-Влахернского мон-ря (Московская область, Дмитровский район). 3112. Победоносцев К. П. Материалы по истории Русской Православной Церкви: Соображения статс-секретаря К. П. Победоносцева по вопросам о желательных преобразованиях в постановке у нас Православной Церкви: 12 марта 1905 г.//Просветитель. 1994. 1. С. 138–147. По поводу записки С. Ю. Витте «О современном положении Православной Церкви». Текст документа с мнением К. П. Победоносцева о возможной реформе церк. управления. 3113. Регельсон Л. Л. Церковь и сталинизм//Просветитель. 1995. 2/3. С. 144–179. Размышления о роли Сталина в рус. истории и истории Церкви. 3114. Трубецкой Г. Н., кн. Памяти императора Николая II//Просветитель. 1994. 1. С. 154–157. Источник текста не указан. 3115. Шленов В. Л. «Безумная церковная смута» и расхождения в оценке синодального строя и реформ Петра I//Просветитель. 1994. 1. С. 147–153. Анализ позиций К. П. Победоносцева и С. Ю. Витте по вопросам взаимоотношений Церкви и государства. 3116. Шленов В. Л. К феномену «культа личности»//Просветитель. 1995. 2/3. С. 180–189. Замечания к ст. Л. Л. Регельсона 3113). Агиография 3117. Абраменкова В. В. Детская святость в русском православии//РЧ, 2-е. 1995. С. 27–31. Детская святость как уникальное явление в рус. духовности. 3118. Живое слово отца Матфея: Рассказ прот. Матфея (Константиновского) об исцелении его от мощей св. блж. кнг. Иулиании Вяземской, письмо Н. В. Гоголю, письмо Т. И. Филиппова М. П. Погодину//Просветитель. 1994. 1. С. 26–33. Автор предисл. и комментариев (не указан) – В. Л. Шленов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евфимия. Истинные причины запрета неизвестны. Возможно, они связаны с активной борьбой со старообрядческим расколом, проводившейся архиепископом Афанасием. При описании мощей обратили внимание на десницу преподобного, сложенную в двуперстное крестное знамение. Мощи св. Евфимия были погребены. В 1684 г. в Холмогорском Архиерейском доме находилась " решетка железная, что была у Архангельского города в церкви Архангела Михаила у гроба Евфимиева " . На основании этого можно предположить, что мощи святого когда-то были перенесены с места погребения у церкви Происхождения Креста в придельную к ней церковь Архангела Михаила. Упразднение церковного чествования этого подвижника привело к тому, что в " Архангельском Патерике " архимандрит Никон (Кононов) ошибочно отождествил прп. Евфимия Архангелогородского с прп. Евфимием Карельским. 15 июля 1636 г., по сообщению Двинской летописи, " был у Архангельскаго города пожар: сгорел Архангельский монастырь, церковь и кельи и воеводский двор и полгорода от Двины реки " . В челобитной черного попа Матфея царю Михаилу Федоровичу описана тяжесть события и отмечается, что " братья (49 человек) скитаются от хлебной скудости по миру " . Царской грамотой от 6 февраля 1637 г. повелевалось отстроить монастырь на новом месте (на горе Кузнечихе). Челобитной от 15 марта 1637 г. у митрополита Аффония Новгородского (1635-1649) монастырем было испрошено благословение на строительство в отведенном месте церкви Покрова Пресвятой Богородицы с трапезой и второй - Собора Архангела Михаила с приделом св. муч. Мины. Но Архангельский монастырь не был построен на Кузнечихе. Хотя игумен с братиею на отведенном месте " трижды молебны пели и жребей метали,..и лес расчищали " , стройка не началась из-за оказанного противодействия волостных крестьян, " которые искони вечно на тех местах дрова на продажу немецким и всяким людем ставили… " Поэтому место строительства мон-ря было перенесено на окраину города по берегу Северной Двины - в Нячеры (район бывшей ул. Архиерейской, ныне ул.

http://sobory.ru/article/?object=37144

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ Фёдорович Архангельский (1872, с. Ярополец Волоколамского у. Московской губ.- 14.10.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и Соборе новомучеников пострадавших в Бутове), свящ. Род. в семье псаломщика. После года учебы в семинарии стал псаломщиком. Рукоположен во диакона в 1908 г., во священника в 1917 г. Служил в храмах Верейского у. (с 1918 - Наро-Фоминский у., с 1929 - район). В 1935 г. служил в храме в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи в с. Афинееве. В 1937 г. назначен в с. Руднево настоятелем храма в честь Рождества Богородицы, при к-ром образовалась община монахинь из закрытой Зосимовой во имя Святой Троицы женской пустыни Монахини, жившие в соседних селах, каждое воскресенье собирались у Г., помогали в церкви и пели на клиросе. По требованию начальника Наро-Фоминского отдела НКВД председатель Рудневского сельсовета составил жалобу, что Г. объединил вокруг себя монахинь закрытого мон-ря и их пение в церкви «отвлекает верующих от колхозной работы». 4 сент. 1937 г. Г. был арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности» и заключен в наро-фоминскую тюрьму. Вызванные свидетелями священник и псаломщик подписали документы, нужные следствию. Несмотря на жестокие избиения, Г. не признал себя виновным и отказался дать показания против окормляемых им монахинь. Переведен в Таганскую тюрьму в Москве, где 9 окт. 1937 г. приговорен Особой тройкой УНКВД по Московской обл. к высшей мере наказания. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. 19045. Лит.: Бутовский полигон. Вып. 1. С. 41; Дамаскин. Кн. 6. С. 232-233; ЖНИР: Моск. Сент.-окт. С. 109-111. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/164163.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БУРЯТИЯ [Республика Бурятия], субъект Российской Федерации. Территория: 351,3 тыс. кв. км. Столица: г. Улан-Удэ. География. Б. расположена в юж. части Вост. Сибири, в Зап. Забайкалье. На юге граничит с Монголией, на юго-западе с Республикой Тыва, на северо-западе и севере - с Иркутской, на востоке - с Читинской областями. Поверхность гористая, с небольшим количеством равнинных участков, леса занимают 65,5% территории. Население (1 янв. 2003): 1013,5 тыс. чел., городское - 59,8%, сельское - 40,2%, плотность населения - 2,9 чел. на 1 кв. км. Национальный состав: русские - 70%, буряты - 24%, украинцы - 2,2%, др. национальности - 3,8%. Административное устройство. Бурят-Монгольская АССР (БМАССР) образована в 1923 г. в результате объединения Бурят-Монгольской АО (образована в 1921) и Монголо-Бурятской АО (образована в 1922), в 1930-1936 гг. БМАССР входила в Восточно-Сибирский край, с 1958 г.- Бурятская АССР, в 1992 г. переименована в Республику Б. В наст. время Б. поделена на 21 район. Крупнейшие города - Улан-Удэ, Гусиноозерск, Северобайкальск, Кяхта. Религия Традиц. и имеющими наибольшее число последователей являются Православие и буддизм . На 1 апр. 2003 г. в Б. зарегистрировано 168 религ. объединений: РПЦ - 65, старообрядцев - 7, католиков - 1, протестантов - 36, иудеев - 1, мусульман - 3, буддистов - 41, прочих - 14. Русская Православная Церковь Церковь во имя Св. Троицы в Улан-Удэ. 1798–1809 гг. Фотография. 2001 г. Церковь во имя Св. Троицы в Улан-Удэ. 1798–1809 гг. Фотография. 2001 г. Территория Б. составляет Бурятское благочиние Читинской и Забайкальской епархии , в к-рое входят 63 прихода и 2 мон-ря ( Сретения Господня жен. в с. Батурине Прибайкальского р-на и Посольский в честь Преображения Господня муж. в с. Посольском Кабанского р-на). На территории Бурятского благочиния служат 29 священников, в т. ч. 2 иеромонаха, кафедральный храм - Вознесенская ц. в Улан-Удэ.

http://pravenc.ru/text/153687.html

Простейшие К. обычно располагались под алтарной частью, ниже ее уровня (ц. Сен-Жермен-л " Осеруа, Париж, IX в.), были тесными, в них вели крутые ступени. Иногда К. были доступны только священникам, в ряде случаев для них строили отдельную лестницу. В базилике ап. Петра в Ватикане при папе Григории I (590-604) К. разделили на 2 уровня, приподняв зону алтаря над конфессио с гробницей ап. Петра. В К. устроили частично заглубленный сводчатый подковообразный ход вдоль внутренней стены апсиды, от к-рого по оси собора к центру алтарного полукружия вел дополнительный проход. Паломники, увидев гробницу ап. Петра, возвращались тем же проходом в кольцевой обход (аннуляр). Т. о. было обеспечено круговое движение паломников, исключавшее встречу разнонаправленных потоков. К. в базилике ап. Петра считают прообразом всех сводчатых, круглых в плане К., к-рые были широко распространены в VIII-IX вв., это К. в церквах: Сан-Кризогоно в Риме (731-741), Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне (IX в.), в Зелигенштадте (831-840), в Вердене (район Эссена) (после 809). В огромной каролингской церкви мон-ря Санкт-Галлен (ок. 820) центральные ступени между хором и алтарем вели вниз в конфессио, к саркофагу св. Галла, где монахи уединялись для молитвы, в то время как паломники обходили К. по коридору и могли посмотреть на святыню через небольшое отверстие. Впосл. в Зап. Европе были выработаны и другие способы сочетания пространства главного алтаря с К., позволявшие сохранить открытым доступ к святыням и одновременно видеть престол. Во Франции романский амбулаторий (круговой обход вокруг алтаря, позже с радиальными часовнями, «венцом капелл») был сперва опробован на К., которые представляли собой сводчатый зал с апсидой, ограниченной проходами по краям; от амбулатория расходились капеллы (иногда в 2 уровня). В эпоху Каролингов К. c кольцевым обходом дополнил новый тип - внешняя К. Его основу составляет обычное конфессио, но помещенное вне стен храма и соединенное с ним коридором или проемом в стене. Простейший сохранившийся до наших дней образец внешней К. представлен в ц. Всех святых в Бриксуэрте (VIII в.): стандартный кольцевой обход охватывает апсиду с внешней стороны, а спуск в него расположен с обеих сторон апсиды. Так же, по обеим сторонам от апсиды, устроены спуски внешней К. (832) базилики Сен-Дени.

http://pravenc.ru/text/2459067.html

не восходит к эпохе ранее сер. XII в. Славяне вышли к среднему течению реки в сер. X - нач. XI в. Местное население встречалось им в незначительном количестве, его следы в VI-VIII вв. археологи почти не находят. Мало сведений и о кон. I тыс. по Р. Х., хотя находки вост. монет IX в. свидетельствуют, что здесь проходил торговый путь от Балтийского м. к Каспийскому, т. е. из Сев. Европы на Кавказ, в Иран и далее - в Индию и Китай. Видимо, этому периоду истории мы обязаны названием реки (Москва), а от нее - и города. Ранний этап слав. колонизации оставил редкие поселки-деревни, в основном неукрепленные. Слав. заселение земель современного города начиналось в XI в. с юга, от района с. Коломенского и Данилова монастыря, а также со стороны р. Сходни. В дальних окрестностях М. известны раннеслав. памятники на западе под Звенигородом и значительно ближе, у Митина и с. Беседы, на северо-востоке (район Болшева) и особенно на юге (серии поселений и курганных групп на р. Пахре). Ближайшая к центру М. группа памятников этой эпохи изучена южнее Кремля, в районе Данилова мон-ря (Даниловские селища 1 и 2). В центральной части М. находки XI в. и более ранние очень редки и не связаны с постоянными поселениями этого времени (дирхемы в устье р. Черторый, митрополичья печать XI в. и некоторые др. найденные в Кремле предметы с датами в сравнительно широком диапазоне). Регион М. попал в зону интересов князей владимиро-суздальских в сер. XII в. Судьба будущего города (впервые упомянут в летописи в 1147) окончательно определилась с постройкой кн. Юрием Долгоруким крепости, одноименной реке (1156), на месте Кремля, у слияния рек Москвы и Неглинной, после чего плато между этими реками начали быстро осваивать. Поселения и курганные группы (кладбища) XI-XIII вв. в районе совр. М. многочисленны, но местного племенного центра или крепости «докняжеской» эпохи не обнаружено и в Кремле пока не открыто слоев, существенно более древних, чем 1147 г. М. служила важным форпостом на юго-зап. границе княжества, и в янв.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Существовала также тенденция использования альтернативных названий для региона древней М. Так, напр., в кратком Житии свт. Климента Охридского, составленном Димитрием II Хоматианом (XIII в.), области именуются согласно античным представлениям. Однако одновременно употребляются названия Македонская страна и Солунская страна, что соответствует визант. фемам М. (вокруг Адрианополя), и Фессалоника (город и окрестные земли), впрочем, к тому времени уже исчезнувшим. Во 2-м слав. Житии св. Наума Охридского (XIII-XIV вв.) вместо М. употреблено название «страна Лихнидская». В грамоте болг. царя Константина I Асеня Тиха (2-я пол. XIII в.), а также в слав. переводе хроники Константина Манасси (XIV в.) говорится о «Нижней земле Охридской». В слав. традиции, преимущественно болгарской, в XIII-XVI вв. название Македония использовалось почти исключительно для обозначения фемы во Фракии. Так, патриарх Евфимий Тырновский в Житии свт. Илариона Могленского (посл. четв. XIV в.), описывая поход болг. царя Калояна против Византии, отметил, что царь «завоевал немалую часть от земель греков - Фракию, называемую и Македонией», и др. области ( Kalu niacki Е. Werke des Patriarchen von Bulgarien Euthymius (1375-1393). W., 1901. S. 56; Стара българска литература. София, 1986. Т. 4: Житиеписни творби/Съст.: К. Иванова. С. 107). В т. н. Болгарской анонимной хронике XV в. под названиями Романия и Македония понимается район Вост. Фракии: «Турки заняли град Галлиполи и окольные его села, взяли Македонию и так начали воевать, как им было угодно» ( Иванов Й. Старобългарски разкази. София, 1935. С. 67). В договоре 1396 г. между серб. правящей семьей Неманичей и игуменом афонского мон-ря Пантелеимоном перечисляются с запада на восток области Византии: Солунь, М. и Анатолия (Законски споменици српских владара века/Ред. С. Београд, 1912. Т. 5. С. 524). В т. н. Дечанском синодике провозглашена анафема еретикам «иже во Makeдohiu бoлrapckiu въ Филипополх и окрестъ», т. е. речь идет о сев. части бывш. визант. фемы ( Мошин В. Сербская редакция Синодика в Неделю Православия//ВВ. 1960. Т. 17. С. 347-348). М. в составе Болгарского государства (кон. VIII-IX в.)

http://pravenc.ru/text/2561508.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВКСЕНТИЯ СВЯТОГО ГОРА [греч. λδβλθυοτεΑγιος Αξντιος], в 12 км к юго-востоку от Халкидона, первоначально называвшаяся Скопа, где в визант. время располагалось неск. мон-рей. Получила свое имя от подвизавшегося здесь в уединении прп. Авксентия Вифинского (V в.), примеру к-рого в дальнейшем следовали и др. отшельники. С именем этого святого связано возникновение жен. мон-ря Трихинареи (τς Τριχιναρας, от τριχινς - власяница), ставшего предметом его особой заботы, а к сер. VIII в. здесь образовалась и муж. обитель, основанная прп. Стефаном Новым и освященная в честь св. Авксентия. Оба мон-ря были разрушены в 760 г. по приказу имп. Константина V , а многие из монашествующих, в т. ч. и сам св. Стефан, казнены в К-поле. Сведения о возрождении этого места как монашеского центра относятся уже к XII-XIII вв., когда здесь существовали мон-ри в честь св. Стефана Нового, святых апостолов и 5 святых (см. Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест ). На горе св. Авксентия подвизался буд.Патриарх К-польский Афанасий I (1289-1293; 1303-1309). Ист.: BHG, N 199, 201, 202, 203. Лит.: Pargoire J. , Clugnet L. Mont Saint-Auxence: Étude historique et topographique. Vie de Saint Auxence//BHO. P., 1904. T. 5/6; Janin. Grands centres. P. 43-50. А. М. Крюков Рубрики: Ключевые слова: ВЛАХЕРНЫ район сев.-зап. части К-поля и его пригородов на юж. берегу бухты Золотой Рог; одно из мест особого почитания Пресв. Богородицы

http://pravenc.ru/text/62832.html

Ардатов. Ардатовский Покровский монастырь. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Владимирская церковь (при больничном корпусе) /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Владимирской иконы Божией Матери Год постройки:Между 1865 и 1866. Год утраты:Не установлен. Адрес: Нижегородская область, Ардатовский район, Ардатов Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Добавить статью В 1861 г. община получила статус жен. общежительного мон-ря 3-го класса. В 1865 г. его настоятельницей, возведенной затем в сан игумении, стала Серафима (Синицына). За 20 лет ее управления мон-рем были построены двухэтажный трапезный корпус для 200 сестер, 2 каменных келейных корпуса, больница с ц. в честь Владимирской иконы Пресв. Богородицы. http://www.pravenc.ru/text/75878.html В 1865-1866 гг. устроен дополнительный деревянный домовый храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Главной святыней являлась икона, пожертвованая в 1864 году П.А. Баташевым. Из летописи Ардатовского Покровского женского монастыря Нижегородской епархии Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=56024

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНАНЦИЙ [лат. Venantius; итал. Venanzio; франц. Venance] († 535), свт. (пам. зап. 5 авг.), еп. Виварийский. Согласно житию кон. XI - нач. XII в., написанному капелланом мон-ря Нотр-Дам-дю-Рон (в совр. Вивье, Франция) в жанре панегирика, В. был сыном бургундского кор. св. Сигизмунда (516-524). Оставив придворную жизнь, удалился в район г. Виварий (совр. Вивье), где вел отшельническую жизнь, позднее поступил в один из близлежащих мон-рей. Прославившись своей добродетельной жизнью, В. был избран епископом Вивария и управлял своим диоцезом 27 лет. В сане епископа присутствовал на Соборе 517 г. в Эпаоне и на Соборе 535 г. в Арверне, что подтверждает его подпись под актами Соборов. Биограф В. восхваляет его смирение и воздержание, называя святого истинным монахом, притом что он являлся одной из важных политических фигур бургундского королевства. В. был погребен в кафедральном соборе св. первомученика Стефана. В 811 г. Фома, еп. Виварийский, перенес мощи В. в ц. св. Юлиана, чей баптистерий, по преданию, был выстроен В. В XI в. эта церковь перешла во владения аббатства Нотр-Дам-дю-Рон, покровителем к-рого считался В. Он также является патроном городка Вивье. День памяти В. впервые встречается в ранней галльской редакции Мартиролога Иеронима (592). Ист.: ActaSS. Aug. T. 2. P. 103-107. Лит.: Böhne W. Venantius//LTK. Bd. 10. Sp. 657; Garrigues M. -O. Venanzio di Viviers//BiblSS. T. 12. Col. 984-985; Hubert J. L " Europe des Ivasions. P., 1967. P. 4. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/150181.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010